Мобильная установка для противообледенительной обработки поверхности летательных аппаратов

Изобретение относится к наземному обслуживанию для противообледенительной обработки самолетов, а также различных объектов промышленности или строительства. Мобильная установка для противообледенительной обработки поверхности летательных аппаратов выполнена на базе автомобиля 1 с подъемным механизмом 2 для кабины оператора, оборудованной пультом дистанционного управления 4, и содержит емкость для хранения рабочей жидкости 5, трубопровод с соплом 7, связанный с системой подачи ее на обрабатываемые поверхности под давлением, устройство для нагрева рабочей жидкости, емкость для моющей или удаляющей снежный или ледяной покров жидкости 10, связанную с системой подачи ее на обрабатываемые поверхности и дополнительным трубопроводом с соплом. Система подачи рабочей жидкости и жидкости на обрабатываемые поверхности под давлением состоит из насоса, связанного с масляным баком и через коробку скоростей с двигателем автомобиля, электрически связанным с пультом управления. Устройство для нагревания рабочей жидкости выполнено проточным. Изобретение повышает надежность и ресурс работы установки. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к противообледенительной обработке самолетсз, а также к наземному обслуживанию различных объектов авиации, промышленности, строительства, эксплуатации зданий, и может быть использовано везде, где необходима обработка поверхностей рабочими жидкостями с помощью транспортных средств, оборудованных под разбрызгиватели.

Известны способ обработки поверхности самолетов от обледенения и реализующая его мобильная установка для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета, описанные в патенте РФ №2159198, МПК В 64 D 15/02, опубл. 20.11.2000 г., установка содержит емкость для хранения противообледенительной жидкости, насос и трубопроводы с соплами подачи противообледенительной жидкости на обрабатываемые поверхности, сборную емкость для отработанной противообледенительной жидкости, регенерационное устройство и трубопроводы с насосом для подачи противообледенительной жидкости в емкость для хранения, причем она снабжена поддонами сбора отработанной противообледенительной жидкости, расположенными вдоль бортов мобильной установки и закрепленными на них шарнирно с обеспечением в рабочем положении угла наклона к горизонтальной оси, поддоны выполнены с трубопроводами для подачи отработанной противообледенительной жидкости в регенерационное устройство, включающее нагреватель, испаритель, влагоотделитель, теплообменник и насос подачи, связанные между собой трубопроводами с фильтрами, причем мобильная установка снабжена подъемным механизмом с кабиной для оператора и и трубопроводами с соплами для подачи противообледенительной жидкости на обрабатываемые поверхности, поддоны выполнены сборно-разборными и телескопически раздвижными с шириной не менее 3,0 м, а длиной, равной длине мобильной установки, угол наклона поддонов в рабочем положении составляет 3-10° к горизонтальной оси.

Способ обработки поверхности самолетов от обледенения с помощью описанной установки состоит в поливе обрабатываемых поверхностей самолета противообледенительной жидкостью.

Недостатки описанных способа и установки для обработки поверхности самолетов от обледенения следующие: большой расход противообледенительной жидкости, низкие эксплуатационные и функциональные возможности, электроопасность при использовании, высокая экологическая незащищенность, громоздкость самой мобильной установки, трудоемкость и стоимость обработки, кроме того, известная установка для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета является неэффективной и маломобильной. Этот недостаток обусловлен конструктивными особенностями известной мобильной установки для обработки поверхности самолетов от обледенения, а также отсутствием устройств для подачи противообледенительной жидкости под большим давлением и для ее подогрева непосредственно перед обработкой, наличием устройств и механизмов, значительно повышающих материалоемкость и громоздкость, снижающих мобильность и производительность, в связи с чем при реализации способа не предусмотрена подача подогретой противообледенительной жидкости под давлением.

Известна также принятая за прототип мобильная установка для противообледенительной обработки поверхности летательных аппаратов (патент РФ №2204494, МПК 7 В 60 Р 3/30, B 64 D 15/02), выполненная на базе автомобиля с подъемным механизмом для кабины оператора, оборудованной пультом дистанционного управления, содержащая емкость для хранения рабочей жидкости РЖ, трубопровод с соплом, связанный с системой подачи ее на обрабатываемые поверхности под давлением, и устройство для нагревания РЖ, установленное под днищем емкость для хранения РЖ, при этом система подачи РЖ под давлением состоит из аппарата создания высокого давления подачи РЖ и автономного источника энергии для упомянутого аппарата, согласно способу, описанному в этом патенте, осуществляют подачу подогретой до 35-60° рабочей жидкости РЖ на обрабатываемые поверхности под давлением 2-6 бар через полость распылительной насадки, при этом перед обработкой с поверхности самолета сметают снежный покров, подогрев РЖ проводят от внешнего источника энергии или от автономного источника энергии.

Недостатком описанных технических решений является следующее: поскольку система подачи РЖ под давлением состоит из аппарата создания высокого давления подачи РЖ, требующего применения компрессорных установок для наддува емкости, подлежащих контролю Гостехнадзора, дополнительных навыков персонала, а также автономного источника энергии для упомянутого аппарата (дизель-генератора), требующего дополнительного ухода, конструкция и эксплуатация мобильной установки усложняется, снижается ее мобильность, кроме того, т.к. ресурс работы дизеля, применяемого на генераторах, в 8 раз ниже, снижается общий ресурс работы мобильной установки, следует отметить, что введение электроустановок, как известно, требует введения дополнительных мер безопасности. Создание давления при подаче РЖ и нагрев производятся двумя не связанными между собой устройствами, что также усложняет конструкцию и лишает ее возможности комплексно и согласованно осуществлять операции способа. Более того, в мобильной установке по прототипу предлагается одну или две нагревательные установки располагать под днищем емкости для хранения РЖ, что при постоянном подогреве ее в процессе обработки поверхностей летательных аппаратов РЖ от обледенения приведет к полному или частичному ее разложению, РЖ может при многократном нагреве потерять необходимые противообледенительные свойства.

В основу изобретения поставлена задача такого усовершенствования мобильной установки для противообледенительной обработки поверхности летательных аппаратов, при котором за счет создания единой гидравлической схемы, содержащей масляные приводы и одновременно решающей возможность экономичного проточного нагрева РЖ, т.е. нагрева только той части РЖ, которая будет использована, обеспечивается упрощение и повышение мобильности конструкции, повышение ресурса работы установки и сохранение противообледеняющих свойств РЖ при одновременном снижении времени ее нагрева не менее чем в 20 раз, как следствие упрощается и становится более безопасным обслуживание мобильной установки, повышается производительность и качество противообледенительной обработки.

Для решения этой задачи мобильная установка для противообледенительной обработки поверхности летательных аппаратов, выполненная на базе автомобиля с подъемным механизмом для кабины оператора, оборудованной пультом дистанционного управления, содержащая емкость для хранения РЖ, трубопровод с соплом, связанный с системой подачи ее на обрабатываемые поверхности под давлением, и устройство для нагревания РЖ, согласно изобретению снабжена емкостью для моющей или удаляющей снежный или ледяной покров жидкости Ж, связанной с упомянутой системой подачи ее на обрабатываемые поверхности к дополнительным трубопроводом с соплом, при этом система подачи РЖ и Ж на обрабатываемые поверхности под давлением представляет собой гидравлическую систему, состоящую из связанного с масляным баком через вентиль запорного ручного шестеренчатого насоса и через коробку скоростей - с двигателем внутреннего сгорания автомобиля, электрически связанного с пультом управления, который одновременно связан через гидромоторы подачи масла на насосы подачи РЖ и/или на насосы подачи Ж из емкости для хранения РЖ и емкости для Ж, при этом на выходе из емкостей для хранения РЖ и емкости для Ж установлены дроссельно-регулирующие устройства; устройство для нагревания РЖ представляет собой систему проточного нагрева, состоящую из горелочного устройства и теплообменников, гидравлически связанных с емкостью для хранения РЖ; гидравлическая система выполнена с возможностью осуществления периодической циркуляции РЖ: емкость для хранения РЖ - насосы подачи РЖ - теплообменник - вентиль - емкость для хранения РЖ.

Причинно-следственная связь между предлагаемыми совокупностями признаков, связанными единым изобретательским замыслом и достигаемыми техническими эффектами, состоит в следующем.

конструкция и эксплуатация мобильной установки упрощается, повышается ее мобильность, за счет исключения дизеля, применяемого на генераторах, повышается общий ресурс работы мобильной установки вследствие исключения электроустановок, что повысит электробезопасность заявляемой мобильной установки. Создание давления при подаче РЖ и нагрев производятся единым устройством, что упростит конструкцию и позволит комплексно и согласованно осуществлять обработку поверхностей. Более того, в предлагаемой мобильной установке нагревательная установка обеспечивает проточный нагрев в процессе обработки поверхностей летательных аппаратов РЖ от обледенения только используемой в данный момент времени РЖ, это предохранит ее от полного или частичного разложения и сохранит необходимые противообледенительные свойства.

На чертежах (фиг.1) представлен общий вид предлагаемой мобильной установки для противообледенительной обработки поверхности летательных аппаратов, на фиг.2 - гидравлическая схема подачи РЖ и Ж на обрабатываемые поверхности под давлением.

Мобильная установка для противообледенительной обработки поверхности летательных аппаратов (фиг.1), выполненная на базе автомобиля 1 с подъемным механизмом 2 для кабины оператора 3, оборудованная пультом дистанционного управления 4, содержит емкость для хранения рабочей жидкости Ж 5, трубопровод 6 с соплом 7, связанный с системой подачи РЖ на обрабатываемые поверхности под давлением 8, и устройство для нагревания РЖ 9, согласно изобретению снабжена емкостью для моющей или удаляющей снежный или ледяной покров жидкости Ж 10, связанной с упомянутой системой подачи ее на обрабатываемые поверхности под давлением 8, имеющей возможность регулирования давления подачи Ж и нагрева и дополнительным трубопроводом 11 с соплом 12, при этом система подачи РЖ и Ж на обрабатываемые поверхности под давлением представляет собой гидравлическую систему (фиг.2), состоящую из связанного с масляным баком БЗ через вентиль запорный ручной ВН4 шестеренчатого насоса НШ и через коробку скоростей КС - с двигателем внутреннего сгорания автомобиля ДВС, электрически связанного с пультом управления 4, который одновременно связан через гидромоторы подачи масла ГМ1 и/или ГМ2 на насосы подачи РЖ H1 и Н2 и/или на насосы подачи Ж из емкости для хранения РЖ 5 и емкости для Ж 10, при этом на выходе из емкостей для хранения РЖ 5 и емкости для Ж 10 установлены дроссельно-регулирующие устройства ДР1 и ДР2, соответственно; устройство для нагревания РЖ представляет собой систему прямоточного нагрева, состоящую из горелочного устройства ГУ и теплообменников Т01 и Т02, гидравлически связанных с емкостью для хранения РЖ 5; гидравлическая система выполнена с возможностью осуществления периодической циркуляции Ж: емкость для хранения Ж 5 - насосы подачи Ж Н2 - теплообменник Т02 - вентиль ВН3 - емкость для хранения Ж.

Работает мобильная установка для противообледенительной обработки летательных аппаратов так.

Водитель автомобиля со своего места включает раздаточную коробку для отбора мощности от двигателя автомобиля. Дальнейшее управление осуществляется из кабины оператора. С пульта управления 4, находящегося в кабине оператора, осуществляется управление оборудованием, смонтированным на шасси автомобиля в следующей последовательности команд:

1. выводятся аутригеры автоподъемника для разгрузки подвески автомобиля;

2. запускается шестеренчатый насос НШ для создания управляющего давления масла;

3. запускается(ются) гидромонитор(ы) ГМ1 и (или) ГМ2, с помощью которых осуществляется подача масла на насосы H1 и Н2, которые подают Ж и(или) РЖ из емкостей для хранения РЖ 5 и емкости для хранения Ж 10;

4. зажигается горелочное устройство ГУ теплообменников Т01, Т02 для проточного нагрева подаваемых жидкостей;

5. оператор с помощью дроссельно-регулирующих устройств ДР1, ДР2 настраивает расход подаваемых жидкостей;

6. после подачи команды на открытие привода запорных вентилей ВН1, ВН2 Ж и(или) РЖ подается через сопловой блок СБ непосредственно на обрабатываемые поверхности летательного аппарата;

7. с помощью датчиков температуры Т1, Т2 оператор осуществляет контроль температуры нагрева подаваемой Ж и РЖ;

8. для предотвращения замерзания воды при отрицательных температурах при нахождении автомобиля в дежурном режиме оператор подает команды на закрытие вентиля ВН2 и открытие вентиля ВН3, в результате чего осуществляется циркуляция подогретой Ж: емкость для хранения Ж 5 - насосы подачи Ж Н2 - теплообменник Т02 - вентиль ВНЗ - емкость для хранения Ж;

9. управление движением кабины осуществляется оператором непосредственно из кабины с пульта управления 4;

10. для повышения надежности и обеспечения безопасности работы оператора в закрытом кузове, смонтированном на раме автомобиля, установлена дублирующая система управления движением системой гидроподъемника, между кабиной оператора и автомобилем устанавливается переговорное устройство.

1. Мобильная установка для противообледенительной обработки поверхностилетательных аппаратов, выполненная на базе автомобиля с подъемным механизмом для кабины оператора, оборудованной пультом дистанционного управления, содержащая емкость для хранения рабочей жидкости, трубопровод с соплом, связанный с системой подачи ее на обрабатываемые поверхности под давлением и устройство для нагревания рабочей жидкости, отличающаяся тем, что она снабжена емкостью для моющей или удаляющей снежный или ледяной покров жидкости, связанной с упомянутой системой подачи ее на обрабатываемые поверхности и дополнительным трубопроводом с соплом, при этом система подачи рабочей жидкости и жидкости на обрабатываемые поверхности под давлением представляет собой гидравлическую систему, состоящую из связанного с масляным баком через вентиль запорный ручной шестеренчатого насоса и через коробку скоростей - с двигателем внутреннего сгорания автомобиля, электрически связанного с пультом управления, который одновременно связан через гидромоторы подачи масла на насосы подачи рабочей жидкости и/или на насосы подачи жидкости из емкости для хранения рабочей жидкости и емкости для жидкости.

2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что на выходе из емкости для хранения рабочей жидкости и емкости для жидкости установлены дроссельно-регулирующие устройства.

3. Установка по п.1, отличающаяся тем, что устройство для нагревания рабочей жидкости представляет собой систему проточного нагрева, состоящую из горелочного устройства и теплообменников, гидравлически связанных с емкостью для хранения рабочей жидкости.

4. Установка по п.1, отличающаяся тем, что гидравлическая система выполнена с возможностью осуществления периодической циркуляции рабочей жидкости: емкость для хранения рабочей жидкости - насосы подачи рабочей жидкости - теплообменник - вентиль - емкость для хранения рабочей жидкости.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обслуживанию транспортных средств, в частности к автономным установкам для наружной мойки транспортных средств и очистки воды после мойки, преимущественно легковых автомобилей.

Изобретение относится к системам для обработки поверхностей кузовов автомобилей и подобных средств. .

Изобретение относится к мойке наружной поверхности пассажирских вагонов и электропоездов, но может быть использовано для аналогичных целей при наружной мойке любого транспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров, например автобусов, троллейбусов, трамваев и т.п.

Изобретение относится к очистке и мойке сложнопрофильных изделий цилиндрической формы, в частности корпусов букс грузовых вагонов, и может быть использовано на железнодорожном и других видах транспорта.

Изобретение относится к устройствам для обслуживания автомобилей. .

Изобретение относится к наружной мойке транспортного средства, в частности железнодорожных цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов, но может быть использовано для аналогичных целей при наружной мойке автомобильных цистерн, грузовых и пассажирских вагонов при их косметической мойке.

Изобретение относится к моечным устройствам колесных пар. .

Изобретение относится к моечным устройствам колесных пар. .

Изобретение относится к рельсовому транспорту, преимущественно может использоваться при проведении ремонтно-восстановительных работ. .

Изобретение относится к оборудованию автосервиса, а именно к машинам для мойки автомобильных колес. .

Изобретение относится к оборудованию для мойки транспортных средств и может быть использовано, в частности, при организации компактных передвижных постов

Изобретение относится к транспортным средствам, приспособленным для перевозки и мойки автомобилей

Изобретение относится к области очистки подвижного состава железной дороги, преимущественно к гидроочистке крупногабаритных объектов (узлов и деталей электропоездов, электро- и тепловозов без снятия тяговых агрегатов) и предназначено для использования на ремонтных предприятиях железной дороги

Изобретение относится к средствам разгрузки и зачистки транспортных средств

Изобретение относится к оборудованию для очистки колесных пар железнодорожного транспорта

Изобретение относится к оборудованию для очистки колесных пар железнодорожного транспорта

Изобретение относится к автономным средствам обслуживания транспортных средств, в частности к мобильным средствам мойки
Изобретение относится к области подготовки подвижного состава железнодорожного транспорта к осмотру и дефектоскопии в зимнее время
Наверх