Топливозаправщик



Топливозаправщик
Топливозаправщик
Топливозаправщик

Владельцы патента RU 2268203:

Жуков Александр Николаевич (RU)
Ковалёв Владимир Анатольевич (RU)
Закрытое акционерное общество "ТрастАвиаСнаб" (RU)
Кравцов Дмитрий Станиславович (RU)

Изобретение относится к топливозаправщикам, преимущественно для заправки летательных аппаратов жидким топливом на стоянке. Топливозаправщик содержит тягач 1 с цистерной-полуприцепом 2, гидравлическую систему, образованную основным насосом в составе тягача 1, соединенным с масляным баком и посредством муфт и гидрораспределителя - с гидромотором топливной насосной установки 4. На коробке отбора мощности тягача установлен вспомогательный насос вспомогательной магистрали масла управления, соединенный своим входом с масляным баком, а выходом - с гидравлическим золотником пневмопривода гидрораспределителя и с регулятором потока, выход которого последовательно соединен с гидрораспределителями рукавных катушек, снабженных гидромоторами. Выходы гидромоторов рукавных катушек соединены с реверсиными выходами гидрораспределителей. Дренажи гидромоторов и выход масла управления соединены через самозапирающуюся муфту с масляным баком. Изобретение повышает надежность управления и снижает пожароопасность. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к топливозаправщикам для заправки летательных аппаратов жидким топливом на стоянке и может быть использовано при их изготовлении и эксплуатации.

Известен топливозаправщик ТЗ 22, предназначенный для заправки топливом летательных аппаратов, содержащий тягач, цистерну-полуприцеп с топливной насосной установкой, включающей в качестве привода двигатель ГАЗ-51 А в сборе с коробкой передач и с сцеплением (Спецмашины аэропортов. Справочник / Г.Н.Гелетуха, В.Е.Канарчук, В.И.Лычик и др. Под редакцией В.Е.Канарчука. - М.: Транспорт, 1980. С.33-59).

Однако известный топливозаправщик обладает низкими эксплуатационными качествами, в частности управление работой рукавных катушек производится вручную и не решает вопросы пожаробезопасности.

Наиболее близким аналогом того же назначения, что и заявляемое изобретение является известное техническое решение - топливозаправщик, включающей тягач, связанный гидравлической связью с топливной насосной установкой цистерны-полуприцепа, включающей гидравлическую систему, масляный бак, левую рукавную катушку и правую рукавную катушку (Описание изобретения к патенту РФ №2090460, МПК 6 В 64 F 1/28, 1995).

Однако в известном топливозаправщике использованы гибкие шарнирные механические устройства, предназначенные для передачи гидравлической мощности, что обусловливает его высокую пожароопасность и низкую надежность шарнирного механизма, что снижает его эксплуатационные свойства.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение эксплуатационных свойств за счет надежности управления передачи мощности и снижение пожароопасности топливозаправщика. Кроме того, заявляемое изобретение решает задачу технологичности изготовления.

Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, заключается в снижении затрат на обслуживание, ремонтные затраты и оперативности процессом заправки путем гидравлического управлении рукавными катушками и в оптимизации гидравлических связей и использовании гидравлических связей в виде унифицированных, широко применяемых в машиностроении гидравлических рукавов, что исключает протечки, износы, возникновение искрения в шарнирных парах при их использовании, ведущие к пожароопасности.

Сущность изобретения - топливозаправщика, содержащего тягач, связанный гидравлической связью с топливной насосной установкой цистерны-полуприцепом, гидравлическую систему, масляный бак, левую рукавную катушку и правую рукавную катушку, состоит в том, что гидравлическая система выполнена в виде гидравлически соединенных за счет гибких и металлических трубопроводов основного насоса в составе тягача с возможностью формирования магистрали рабочего масла, который соединен с масляным баком и с самозапирающейся муфтой, выход которой соединен с гидрораспределителем, выходы которого соединены с самозапирающейся муфтой и с гидромотором топливной насосной установки, последовательно соединенный через обратный клапан, самозапирающуюся муфту и фильтр с масляным баком, параллельно гидромотору установлен обратный клапан; на коробке отбора мощности тягача установлен вспомогательный насос с возможностью формирования вспомогательной магистрали масла управления, соединенный своим входом с масляным баком, а выходом соединен с самозапирающейся муфтой и через предохранительный клапан со входом фильтра, выход самозапирающейся муфты соединен с гидравлическим золотником пневмопривода гидрораспределителя и с регулятором потока; выход которого последовательно соединен с гидрораспределителями и со входом обратного клапан; рукавные катушки и снабжены соответственно гидромоторами, при этом вход гидромотора привода левой рукавной катушки соединен через регулируемый дроссель с обратным клапаном с гидрораспределителем, а вход гидромотора привода правой рукавной катушки соединен через регулируемый дроссель с обратным клапаном с гидрораспределителем; выходы гидромоторов соединены соответственно с реверсиными выходами гидрораспределителями; дренажи гидромоторов и выход масла управления соединены через самозапирающуюся муфту с масляным баком. Основной насос выполнен аксиально поршневого типа.

Основной насос соединен с масляным баком через предохранительный клапан.

Вход основного насоса соединен с масляным баком через кран.

Выход самозапирающейся муфты соединен с гидрораспределителем через манометр, с возможностью измерения давления магистрали рабочего масла.

Вспомогательный насос выполнен шестеренчатого типа.

Вспомогательный насос своим входом соединен с масляным баком через кран.

Выход самозапирающейся муфты и выход регулятора потока соединены с манометром с возможностью измерения давления во вспомогательной магистрали масла управления.

Из уровня техники неизвестно техническое решение с заявляемой совокупностью существенных признаков независимого пункта формулы изобретения, что подтверждает соответствие изобретения условию патентоспособности "новизна".

Существенные отличительные признаки независимого пункта формулы заявляемого изобретения для специалиста явным образом не следуют из уровня техники, следовательно, заявляемое изобретение соответствует условию патентоспособности "изобретательский уровень".

Сущность изобретения поясняется чертежами, где

на фиг.1 - общий вид топливозаправщика,

на фиг.2 - размещение элементов гидравлической схемы на тягаче,

на фиг.3 - принципиальная гидравлическая схема привода.

Топливозаправщик может быть осуществлен с реализацией указанного назначения следующим образом.

Топливозаправщик содержит тягач 1 и цистерну-полуприцеп 2 с агрегатным отсеком 3, в котором размещена топливная насосная установка 4, входящая в гидравлическую систему топливозаправщика. Топливозаправщик снабжен электрической системой управления (находится в стадии оформления самостоятельной заявки на изобретение) и пневматической системой управления и контроля приема и выдачи топлива (подана самостоятельная заявка №2005100495 на изобретение "Топливозаправщик").

Гидравлическая система выполнена в виде гидравлически соединенных за счет гибких и металлических трубопроводов основного насоса 5 аксиально-поршневого типа, установленного на тягаче 1, вход которого соединен через кран 6 с масляным баком 7. Магистраль нагнетания рабочего масла основного насоса 5 соединена с самозапирающейся муфтой 8 и через предохранительный клапан 9 с масляным баком 7. Выход самозапирающейся муфты 8 соединен с основным входом гидрораспределителя 10 и с манометром 11 для измерения в магистрали нагнетания рабочего масла. Дренаж основного насоса 5 соединен с масляным баком 7.

Через основной выход прямого нормально закрытого золотника гидрораспределитель 10 соединен с гидромотором 12 топливной насосной установки 4. Выход гидромотора 12 через последовательно соединенные обратный клапан 13, самозапирающуюся муфту 14 и фильтр 15 соединен с масляным баком 7. Параллельно гидромотору 12 установлен обратный клапан 16. Выход прямого нормально открытого золотника гидрораспределителя 10 соединен с самозапирающейся муфтой 14.

На тягаче 1, на коробке отбора мощности, установлен вспомогательный насос 17 шестеренчатого типа, формирующий вспомогательную магистраль масла управления.

Вспомогательный насос 17 своим входом через кран 18 соединен с масляным баком 7. Выход вспомогательного насоса 17 соединен с самозапирающейся муфтой 19 и через предохранительный клапан 20 со входом фильтра 15.

Самозапирающаяся муфта 19 своим выходом соединена с гидравлическим золотником пневмопривода гидрораспределителя 10, с регулятором потока 21 и с манометром 22 для измерения давления во вспомогательной магистрали масла управления.

Выход регулятора потока 21 соединен последовательно с гидрораспределителями 23 и 24 и далее со входом обратного клапана 13.

Выход гидрораспределителя 23 через регулируемый дроссель с обратным клапаном 25 соединен со входом гидромотора 26 привода левой рукавной катушки 27. Выход гидромотора 26 соединен с реверсивным выходом гидрораспределителя 23.

Выход гидрораспределителя 24 через регулируемый дроссель с обратным клапаном 28 соединен со входом гидромотора 29 привода правой рукавной катушки 30. Выход гидромотора 29 соединен с реверсивным выходом гидрораспределителя 24.

Дренажи гидромоторов 12, 26, 29 и выход масла управления через самозапирающуюся муфту 31 соединены с масляным баком 7.

Гидравлическая система предназначена для обеспечения функционирования топливной насосной установки 4, перекачивающей авиационное топливо из цистерны 32 через рукавные катушки 27 и 30 к воздушному судну.

Гидравлические связи гидравлической системы осуществлены за счет гибких и металлических трубопроводов. Технологичность изготовления топливозаправщика проявляется в использовании гидравлических связей в виде унифицированных, широко применяемых в машиностроении гидравлических рукавов.

Топливозаправщик работает следующим образом. Передача гидравлической мощности осуществляется основным гидронасосом 5 и вспомогательным гидронасосом 17. После их включения рабочее масло основного насоса 5 через самозапирающуюся муфту 8 и нормально открытый золотник гидрораспределителя 10 через самозапирающуюся муфту 14 и фильтр 15 возвращается в масляный бак 7.

Масло управления вспомогательного насоса 17 через самозапирающуюся муфту 19, регулятор потока 21, через два последовательно соединенных гидрораспределителя 23, 24, через обратный клапан 13, самозапирающуюся муфту 14 и фильтр 15 возвращается в масляный бак 7.

Для включения рукавных катушек 27 и 30 включаются гидрораспределитель 23 или 24, при этом масло управления через соответствующий гидрораспределитель 23 или 24 поступает к гидромоторам 26 левой рукавной катушки 27 или к гидромотору 29 правой рукавной катушки 30.

Гидрораспределители 23 и 24 имеют прямое и реверсивное включение, при этом рукавные катушки 27 и 30 будут вращаться в заданном направлении. Масло управления из гидромотора 26 или 29 через золотники гидрораспределители 23 или 24, через обратный клапан 13, самозапирающуюся муфту 14 и фильтр 15 поступает в масляный бак 7.

Для включение гидромотора 12 топливной насосной установки 4 необходимо подать пневматический импульс пневмоприводу всопомогательного гидропривода гидрораспределителя 10. При этом гидравлическое рабочее масло от всопомогательного насоса 17 включает основные золотники гидрораспределителя 10.

Рабочее гидравлическое масло основного насоса 5 через включенный золотник гидрораспределителя 10 поступает в гидромотор 12, приводя его в действие. Отработанное рабочее масло через обратный клапан 13, самозапирающуюся муфту 14 и фильтр 15 сбрасывается в масляный бак 7, приводя тем самым в действие топливную насосную установку 4, перекачивающую авиационное топливо из цистерны 32 через рукавную катушку 27 или 30 к воздушному судну и обеспечивающую оперативность процессов заправки путем гидравлического управления рукавными катушками.

Улучшение эксплуатационных свойств топливозаправщика достигается при функционировании топливной насосной установки 4, перекачивающей авиационное топливо из цистерны 32 через рукавные катушки 27 и 30 к воздушному судну, и снижении ремонтных затрат при этом.

Описанные средства и методы, с помощью которых возможно осуществление топливозаправщика, с реализацией указанного назначения подтверждают соответствие заявленного изобретения условию патентоспособности "промышленная применимость".

1. Топливозаправщик, содержащий тягач 1, связанный гидравлической связью с топливной насосной установкой 4 цистерны-полуприцепа, гидравлическую систему, масляный бак, левую рукавную катушку 27 и правую рукавную катушку 30, отличающийся тем, что гидравлическая система выполнена в виде гидравлически соединенных за счет гибких и металлических трубопроводов основного насоса 5 в составе тягача 1 с возможностью формирования магистрали рабочего масла, который соединен с масляным баком 7 и с самозапирающейся муфтой 8, выход которой соединен с гидрораспределителем 10, выходы которого соединены с самозапирающейся муфтой 14 и с гидромотором 12 топливной насосной установки 4, последовательно соединенным через обратный клапан 13, самозапирающуюся муфту 14 и фильтр 15 с масляным баком 7, параллельно гидромотору 12 установлен обратный клапан 16, на коробке отбора мощности тягача установлен вспомогательный насос 17 с возможностью формирования вспомогательной магистрали масла управления, соединенный своим входом с масляным баком 7, а выходом соединен с самозапирающейся муфтой 19 и через предохранительный клапан 20 - со входом фильтра 15, выход самозапирающейся муфты 19 соединен с гидравлическим золотником пневмопривода гидрораспределителя 10 и с регулятором потока 21, выход которого последовательно соединен с гидрораспределителями 23 и 24 и со входом обратного клапана 13, рукавные катушки 27 и 30 снабжены соответственно гидромоторами 26 и 29, при этом вход гидромотора 26 привода левой рукавной катушки 27 соединен через регулируемый дроссель с обратным клапаном 25 с гидрораспределителем 23, а вход гидромотора 29 привода правой рукавной катушки 30 соединен через регулируемый дроссель с обратным клапаном 28 с гидрораспределителем 24, выходы гидромоторов 26 и 29 соединены соответственно с реверсивными выходами гидрораспределителей 23 и 24, дренажи гидромоторов 12, 26, 29 и выход масла управления соединены через самозапирающуюся муфту 31 с масляным баком 7.

2. Топливозаправщик по п.1, отличающийся тем, что основной насос выполнен аксиально-поршневого типа.

3. Топливозаправщик по п.1, отличающийся тем, что основной насос 5 соединен с масляным баком 7 через предохранительный клапан 9.

4. Топливозаправщик по п.1, отличающийся тем, что вход основного насоса 5 соединен с масляным баком 7 через кран 6.

5. Топливозаправщик по п.1, отличающийся тем, что выход самозапирающейся муфты 8 соединен с гидрораспределителем через манометр 11, с возможностью измерения давления магистрали рабочего масла.

6. Топливозаправщик по п.1, отличающийся тем, что вспомогательный насос 17 выполнен шестеренчатого типа.

7. Топливозаправщик по п.1, отличающийся тем, что вспомогательный насос 17 своим входом соединен с масляным баком 7 через кран 18.

8. Топливозаправщик по п.1, отличающийся тем, что выход самозапирающейся муфты 19 и выход регулятора потока 21 соединены с манометром 22, с возможностью измерения давления во вспомогательной магистрали масла управления.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике налива жидкостей и может быть использовано для налива преимущественно светлых нефтепродуктов и мазутов в транспортные емкости - железнодорожные и автомобильные цистерны.

Изобретение относится к устройству для перегрузки жидкостей, в частности бензина и дизельного топлива, состоящему из погрузочного рычага предпочтительно c несколькими трубами, подвижно соединенными между собой шарнирными соединениями, а также с самотечной трубой для заполнения резервуара, являющегося, например, составной частью железнодорожного вагона, причем самотечная труба выполнена в виде телескопической трубы с наружной трубой и внутренней трубой.

Изобретение относится к области раздачи топлива транспортным средствам. .

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности. .

Изобретение относится к нефтяной промышленности. .

Изобретение относится к автомобильному транспорту. .

Изобретение относится к разгрузке высоковязких продуктов из емкостей для их хранения и транспортировки. .

Изобретение относится к технике налива жидкостей и может быть использовано для налива преимущественно светлых нефтепродуктов и мазутов в транспортные емкости - железнодорожные и автомобильные цистерны.

Изобретение относится к резервуарам для хранения обводненных нефтепродуктов с механическими примесями и может применяться в отраслях, связанных с переработкой, хранением и выдачей нефтепродуктов и других жидкостей.

Изобретение относится к резервуарам для нефтепродуктов с механическими примесями и может применяться в отраслях, связанных с переработкой, хранением и выдачей нефтепродуктов и других жидкостей.

Изобретение относится к аэродромным автотопливозаправщикам, предназначенным для заправки летательных аппаратов (ЛА). .

Изобретение относится к самолетостроению, а именно к авиационной технике со средствами заправки топливных баков криогенной жидкостью или сжиженным природным газом (СПГ), и может быть использовано в других отраслях машиностроения.

Изобретение относится к автомобильному транспорту. .

Изобретение относится к стендам для гидравлических испытаний изделий и может быть использовано при исследовании процессов заправки техники топливом на аэродромах.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к гидросистемам летательного аппарата, работающим на маслах типа АМГ-10 (Россия), гидроникоил FH (Франция) и других аналогов АМГ-10, и может быть использовано в различных областях промышленности.

Изобретение относится к устройствам стыковки и отвода коммуникаций с разъемными соединениями. .

Изобретение относится к устройствам для транспортирования жидкого топлива для заправки летательных аппаратов на стоянке и направлено на обеспечение безаварийной заправки летательных аппаратов без снижения производительности.

Изобретение относится к области перекачки криогенных жидкостей от одного бака к другому баку или к потребителю. .

Изобретение относится к наземному оборудованию аэродромов, а именно к большегрузным автотопливозаправщикам. .

Изобретение относится к авиационной технике, именно к устройствам для заправки топливных баков летательных аппаратов (ЛА). .

Изобретение относится к бронированным машинам на гусеничной и колесной базе и может быть использовано для заправки топливом машин в опасных зонах без выхода экипажей.
Наверх