Способ газопитания и регулирования поршневого двигателя в динамических режимах

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к объектам газопитания и регулирования двигателей. Изобретение позволяет расширить технические возможности работы системы на динамически изменяемых режимах. В способе газопитания и регулирования поршневого двигателя в динамических режимах путем внешнего смесеобразования газа и воздуха в инжекционном смесителе при дозировании компонентов "λ-клапаном" и регулирующей заслонкой, при повышенных нагрузках в клапанную систему двигателя дополнительно подают чистый газ по магистральному трубопроводу. Производят это импульсно по величине первой производной скорости частоты вращения двигателя и путем воздействия через пропорционально-интегрально-дифференциальный регулятор на широтно-импульсный модулятор и двухпозиционный клапан с соленоидным приводом. 1 ил.

 

Изобретение относится к области двигателестроения, а конкретно к объектам газопитания и регулирования двигателей.

В настоящее время известны две принципиально разные схемы газопитания поршневых двигателей [1], одна из которых основана на внешнем смесеобразовании при помощи смесителей, устанавливаемых в системе впуска. Эта система получила наибольшее распространение. В то же время при использовании газообразных топлив с высокой теплотой сгорания применяют, но, в основном, в двухтактных двигателях, внутреннее смесеобразование, устраняющее потерю топлива при продувке цилиндров и опасность взрывов в выпускных системах. Топливо в этих случаях подают в цилиндр в начале или в конце такта сжатия через клапаны-форсунки. Для улучшения смесеобразования используют завихрение воздуха в процессе наполнения цилиндров, многодырчатые форсунки и впуск газа под давлением, обеспечивающим подачу газа в цилиндры, как правило, с докритическими скоростями. Данный способ обладает повышенным быстродействием, что особенно важно при работе двигателя в динамических режимах. Однако конструкция такой системы газопитания обладает все же недостаточной надежностью, да к тому же смесь при внутреннем смесеобразовании получается менее однородной, чем при внешнем, что приводит к снижению экономичности двигателя.

Задачей данного изобретения является построение такой системы газопитания и ее регулирования, которая бы сохраняла достоинства и относительную простоту внешнего смесеобразования, но одновременно расширяла бы технические возможности работы системы на динамически изменяемых режимах за счет включения в систему элементов внутреннего смесеобразования. Другими словами, речь идет о создании и функционировании такой комбинированной системы газопитания, которая бы сохраняла достоинства двух рассмотренных ранее систем смесеобразования при одновременном снижении их индивидуальных недостатков.

Задача данного изобретения достигается с помощью способа газопитания и регулирования поршневого двигателя в динамических режимах путем внешнего смесеобразования газа и воздуха в инжекционном смесителе при дозировании компонентов "λ-клапаном" и регулирующей заслонкой, на приводы которых поступают сигналы от пропорционально-интегрально-дифференциального регулятора, на который передают показания частоты вращения и нагрузки двигателя с последующим проходом отдозированной газовоздушной смеси к патрубкам впускных клапанов блока цилиндров двигателя. Согласно изобретению при повышенных нагрузках в клапанную систему двигателя дополнительно подают чистый газ по магистральному трубопроводу, причем производят это импульсно по величине первой производной скорости частоты вращения двигателя и путем воздействия через пропорционально-интегрально-дифференциальный регулятор на широтно-импульсный модулятор и двухпозиционный клапан с соленоидным приводом.

Предложенный способ газопитания и автоматического регулирования поршневого двигателя конструктивно определяется системой, представленной на прилагаемом чертеже.

Пронумерованные элементы имеют следующие обозначения: 1 - газораспределительный канал (ГРК) с закрепленными на нем элементами его безопасной работы: 2 - вентилем, 3 - электронным клапаном, 4 - нуль-регулятором. Далее следуют "λ-клапан" 5 и инжекционный смеситель 6 с фильтром забора воздуха 7.

Способ осуществляется следующим образом. Основное газовоздухосмешение в инжекционном смесителе 6 происходит в его самой узкой срединной части, куда и осуществлена врезка газопровода 28. От инжекционного смесителя 6 отходит газовоздушный трубопровод 8, в котором установлена регулирующая заслонка 9, оборудованная приводом 10. Конечной точкой трубопровода 8 служит впускной коллектор (ресивер) 11, откуда смесь поступает в патрубки 12 и через впускные клапана 13 в блок цилиндров 14, после чего в виде отработавших газов (ОГ) выходит в выпускной коллектор 15. Частота вращения вала двигателя, соединенного с генератором 16, контролируется датчиком 17, сигнал от которого поступает в узел сравнения 18, где сопоставляется с уставкой частоты вращения задатчика 19. После чего сигнал из узла сравнения идет двумя путями, первый из которых, фиксируя определенное изменение частоты вращения "Δω", поступает на пропорционально-интегрально-дифференциальный (ПИД) регулятор 20. Сюда же поступает и сигнал от датчика нагрузки 21 генератора в виде изменения нагрузки "Δр". ПИД регулятор 20 соединен с приводами 22 и 10 соответственно "λ-клапана" 5 и регулирующей (дроссельной) заслонки 9. Второй путь передачи сигнала из узла сравнения 18 связан с первой производной отклонения частоты вращения , фиксируемой в дифференциальном звене 23, сигнал откуда подается через ПИД регулятор 20 на широтно-импульсный модулятор ("ШИМ" модулятор) 24, который соединен с соленоидным приводом 25 двухпозиционного клапана 26, установленного в дополнительной магистрали 27 подвода чистого газа (взятого из ГРК 1) непосредственно к патрубкам 12 впускных клапанов 13 блока цилиндров 14, т.е. конечная цель доставки смеси двумя разными путями одна и та же.

Говоря о способе функционирования предложенной системы газопитания и регулирования, необходимо различать статический и динамический режимы работы.

Статический режим работы определяется своей стабильностью и фактически нулевым значением первой производной скорости , а поэтому дифференциальный канал регулирования с помощью широтно-импульсного модулятора 24 остается на этом режиме нереализуемым. При этом воздействием на привод 22 "λ-клапана" 5 от ПИД регулятора 20 и на привод 10 регулирующей заслонки 9 от того же регулятора осуществляется автоматическое поддержание требуемых расхода и состава газовоздушной смеси для данного нагрузочного режима.

При динамических изменениях нагрузки (набросах и сбросах нагрузки более 25%) контролируется момент изменения скорости частоты вращения двигателя и с целью сокращения постоянной времени регулирования концентрации газовой смеси через "λ-клапан" 5 и инжекционный смеситель 6 начинает работать в импульсном режиме клапан 26 и концентрация газовой смеси кратковременно изменяется прямо на входе в цилиндр в патрубках 12. При этом количество подаваемого газа по трубе 27 будет определяться длительностью пакета импульсов от "ШИМ" модулятора 24 скважностью - отношением времени импульса к времени паузы.

Полагаем, что предложенная система газопитания и регулирования обладает всеми критериями изобретения.

Так, широко известные зарубежные фирмы, такие как "Дойтц" и "Катерпиллар" [2] в своей продукции постоянно используют пропорционально-интегральный канал регулирования. Что касается нашего добавления к этому в виде канала импульсного дозирования подачи газа прямо под клапана по дифференциальному закону, т.е. по первой производной скорости частоты вращения двигателя, то все это прошло апробацию в ОАО "Звезда" и выявило достижение повышенного эффекта прежде всего в быстродействии всей этой системы, позволяющей считать, что предложенная нами комбинированная система газопитания и регулирования обладает критерием "промышленная применимость".

Критерий "новизна" имеет место в сочетании двух путей подачи смеси в двигатель, причем подача по дифференциальному закону осуществляется в достаточно упрощенном виде путем подачи чистого газа, что стало возможным выполнить только в комбинации с ранее известным пропорционально-интегральным каналом доставки газовоздушной смеси.

Критерий "изобретательский уровень" определяется новым подходом к решению поставленной нами задачи, когда в основе используется то, что было, а при необходимости (при динамических изменениях нагрузки) добавляется то предложенное нами новое, что быстротечно позволяет переводить всю энергоустановку из неустойчивого в устойчивый режим ее работы.

Информационные источники:

1. А.С. Орлин и др. Теория поршневых и комбинированных двигателей. Москва, "Машиностроение", 1983 г.

2. Фирма "Катерпиллар". Газовые энергоустановки. Рекомендации по использованию. США, 2001 г.

Способ газопитания и регулирования поршневого двигателя в динамических режимах путем внешнего смесеобразования газа и воздуха в инжекционном смесителе при дозировании компонентов "λ-клапаном" и регулирующей заслонкой, на приводы которых поступают сигналы от пропорционально-интегрально-дифференциального регулятора, на который передают показания частоты вращения и нагрузки двигателя с последующим проходом отдозированной газовоздушной смеси к патрубкам впускных клапанов блока цилиндров двигателя, отличающийся тем, что при повышенных нагрузках в клапанную систему двигателя дополнительно подают чистый газ по магистральному трубопроводу, причем производят это импульсно по величине первой производной скорости частоты вращения двигателя и путем воздействия через пропорционально-интегрально-дифференциальный регулятор на широтно-импульсный модулятор и двухпозиционный клапан с соленоидным приводом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности, к газовым двигателям внутреннего сгорания, работающим на сжиженном нефтяном газе. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам для подачи газообразного топлива в двигатель внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в газобаллонной топливной системе ДВС для определения массы сжатого газа в баллоне. .

Изобретение относится к области двигателей внутреннего сгорания, в частности к двигателям внутреннего сгорания, которые работают на попутном нефтяном газе. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам питания газового двигателя внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам питания газового двигателя внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам управления подачей топлива в двигателях внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам питания газового двигателя внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано при создании устройств для преобразования одного вида энергии в другой путем, например, электролиза.

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системе управления впрыском газа в двигатель внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам питания газового двигателя внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам управления подачей топлива в двигателях внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к системам ввода топлива двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к системам ввода топлива двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к области двигателестроения и предназначено для использования в газодизельных двигателях для автомобилей, тракторов, стационарных установок.

Изобретение относится к системам регулирования подачи газа в цилиндры двигателя. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двигателям внутреннего сгорания и может быть использовано в механизмах питания двигателей внутреннего сгорания газообразным топливом.

Изобретение относится к системам питания двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано в автомобильной и автотранспортной промышленности. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям, работающим по газодизельному циклу. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам для снижения давления газа, регулирования и стабилизации выходного давления заданной величины

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к объектам газопитания и регулирования двигателей

Наверх