Интерактивная автоматизированная система обучения

Изобретение относится к автоматизированным средствам обучения и может быть использовано при создании систем для комплексного группового и/или индивидуального обучения и подготовки персонала для эксплуатации и обслуживания различных сложных технических систем, предусматривающих включение в контур управления этими системами человека. Изобретение направлено на повышение уровня и качества обучения, сокращение времени освоения изучаемой сложной технической системы и повышение эффективности самого обучения и эффективности применения его результатов в дальнейшем на практике, обеспечивающих повышение безопасности эксплуатации сложных технических систем. Изобретение имеет четыре автономных функциональных модуля, соединенных между собой коммуникационными связями и своими информационными входами и выходами. Проблемно-ориентированный программно-технический комплекс на базе интеллектуального интерфейса, поддерживающего в режиме диалога автоматизированные циклы обучения и контроля знаний обучающихся, выполнен в виде модуля вычислительной системы управления процессом обучения, снабженного программным обеспечением системы. Кроме того, система имеет модуль группового обучения, модуль индивидуального обучения и модуль процедурного тренажера. Модуль вычислительной системы управления процессом обучения имеет несколько электронных программно-аппаратных блоков - обучающий блок, технологический блок, ремонтный блок, блок электронной документации, контрольный блок, блок режимов, управляющий блок, блок тестирования и коммутационный блок, каждый из которых имеет свои информационные входы и выходы. 17 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к автоматизированным средствам обучения и может быть использовано при создании систем для комплексного группового и/или индивидуального обучения и подготовки персонала для эксплуатации и обслуживания различных сложных технических систем, предусматривающих включение в контур управления этими системами человека.

Из существующего уровня техники известна Система изучения информации, содержащая совокупность различных блоков для хранения, передачи и управления различной информацией, в частности, блок анализа и оценки правильности ответов изучающего информацию, предназначенный для сравнения ответов изучающего информацию с соответствующими правильными ответами, хранящимися в блоке памяти и передачи для вывода оценки правильности ответа для ознакомления изучающего (см. Свидетельство РФ №16967 на полезную модель, МПК G 09 В 19/00, 2000 г.).

Из существующего уровня техники также известна Автоматизированная система мониторинга успеваемости, характеризующаяся наличием, по меньшей мере, базы данных, включающей источники тестирования, базы данных, включающей сведения о тестируемых, и логического блока, выполненного с возможностью проведения расчета уровня успеваемости каждого тестируемого (см. Свидетельство РФ №20603 на полезную модель, МПК G 09 В 19/00, 2001 г.).

Близким аналогом заявленного изобретения является Устройство для обучения пространственно-временной ориентации, имеющее узел воспроизведения информации, узел логической обработки информации, связанный с пультом обучаемого, узел формирования условий обучения, информационные выходы которого соединены с узлом логической обработки информации и формирователем псевдослучайных координат (см. Авторское свидетельство СССР №896661, МПК G 09 В 9/00, G 09 В 19/00, 1980 г.)

Наиболее близким техническим решением, выбранным за прототип заявленного изобретения, является Система для реализации способа автоматизированной подготовки и аттестации по безопасности производства, содержащая, по крайней мере, один проблемно-ориентированный программно технический комплекс на базе интеллектуального интерфейса, поддерживающего в режиме диалога автоматизированные циклы обучения и контроля знаний обучающихся, информационные входы и выходы которого соединены со всеми элементами системы, функционирование которой основано на адаптируемых автоматизированных циклах обучения и контроля знаний с использованием формализованных знаний и опыта квалифицированных специалистов с применением текстово-графических процедур и моделей логики принятия решений специалистами (см. Патент РФ на обретение №2166211, МПК G 09 В 19/00, 1999 г.)

Достижению требуемого технического результата во всех приведенных выше аналогах, включая прототип, препятствует то, что ни одна из описанных систем не может быть использована для комплексного группового и/или индивидуального обучения и подготовки эксплуатационного и обслуживающего персонала различных сложных технических систем, предусматривающих включение в контур управления этими системами человека. К таким сложным техническим системам могут быть отнесены развлекательные технические комплексы, автомобили высшего уровня (например, гоночные автомобили, например "Формулы 1"), подводные лодки, летательные (самолеты, вертолеты) и космические аппараты, скоростные катера специального назначения, системы управления сложными технологическими процессами и т.п. Достижению требуемого технического результата препятствует также отсутствие во всех приведенных аналогах и прототипе возможности одновременного обучения операторов, пилотов, водителей, космонавтов и т.д. и технического персонала (инженеров, техников, ремонтников и т.п.), эксплуатирующего конкретную технику.

Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является создание интерактивной автоматизированной системы обучения, позволяющей в режиме реального времени проводить индивидуальное и/или групповое обучение и тестирование эксплуатационного и обслуживающего персонала сложных технических систем, предусматривающих включение в контур управления ими человека.

К техническим результатам, получаемым при решении поставленной задачи от реализации заявленного изобретения, можно отнести повышение уровня и качества обучения, сокращение времени освоения изучаемой сложной технической системы и повышение эффективности самого обучения и эффективности применения его результатов в дальнейшем на практике, обеспечивающих повышение безопасности эксплуатации сложных технических систем.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что в интерактивной автоматизированной системе обучения, содержащей, по крайней мере, один проблемно-ориентированный программно-технический комплекс на базе интеллектуального интерфейса, поддерживающего в режиме диалога автоматизированные циклы обучения и контроля знаний обучающихся, информационные входы и выходы которого соединены со всеми элементами системы, согласно изобретению проблемно-ориентированный программно-технический комплекс на базе интеллектуального интерфейса выполнен в виде модуля вычислительной системы управления процессом обучения, снабженного программным обеспечением системы, а система дополнительно снабжена, по меньшей мере, тремя функциональными модулями - модулем группового обучения, модулем индивидуального обучения и модулем процедурного тренажера, причем все модули системы выполнены автономными и соединены между собой коммуникационными связями и своими информационными входами и выходами, при этом модуль вычислительной системы управления процессом обучения снабжен электронными блоками - обучающим блоком, технологическим блоком, ремонтным блоком, блоком электронной документации, контрольным блоком, блоком режимов, управляющим блоком, блоком тестирования и коммутационным блоком, каждый из которых имеет свои информационные входы и выходы.

В интерактивной автоматизированной системе обучения модуль группового обучения может быть выполнен содержащим, по крайней мере, один блок инструктора с процессорным блоком и блок коллективного отображения учебных программ, при этом блок инструктора модуля группового обучения с возможностью обеспечения обратной и взаимных информационных связей соединен предусмотренными коммуникационными связями в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов с обучающим блоком модуля вычислительной системы управления процессом обучения, его блоком электронной документации и блоком коллективного отображения учебных программ модуля группового обучения, причем каждый из перечисленных выше блоков в связях модуля группового обучения вместе и раздельно соединены с коммутационным блоком модуля вычислительной системы управления процессом обучения.

Процессорный блок блока инструктора модуля группового обучения снабжен набором прилагаемых к нему технических средств - периферией, обеспечивающих функции информационных коммуникаций между частями системы, обмена информацией, обработку информации, отображение информации и ретрансляцию ее по системам коммуникаций получателю и/или для внешнего группового отображения для обучаемых с использованием блока коллективного отображения учебных программ модуля группового обучения.

В интерактивной автоматизированной системе обучения модуль индивидуального обучения может быть выполнен содержащим, по крайней мере, один блок индивидуального обучения в виде компьютерного устройства с процессорным блоком и с набором прилагаемых к нему технических средств - периферии, обеспечивающих функции информационных коммуникаций между частями системы, другими блоками индивидуального обучения, если они предусмотрены в системе, обмена информацией, обработку информации, отображение информации и ретрансляцию ее по системам коммуникации, при этом блок инструктора модуля группового обучения с возможностью обеспечения обратной и взаимных информационных связей соединен предусмотренными коммуникационными связями в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов с каждым из блоков индивидуального обучения, процессорным блоком блока индивидуального обучения, обучающим блоком модуля вычислительной системы управления процессом обучения и модулем процедурного тренажера, причем каждый из перечисленных выше блоков и модуль процедурного тренажера в связях модуля индивидуального обучения вместе и раздельно соединены с коммутационным блоком модуля вычислительной системы управления процессом обучения.

Количество индивидуальных блоков модуля индивидуального обучения может быть выбрано от одного до "n", где "n" - число обучающихся.

В интерактивной автоматизированной системе обучения модуль процедурного тренажера может быть выполнен в виде макета рабочего места управления, имеющего процессорный блок, а также дисплейное устройство, связанное с блоком инструктора модуля группового обучения, при этом блок инструктора модуля группового обучения с возможностью обеспечения обратной и взаимных информационных связей соединен предусмотренными коммуникационными связями в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов с модулем процедурного тренажера, его процессорным блоком и обучающим блоком модуля вычислительной системы управления процессом обучения, причем каждый из перечисленных выше блоков и модуль процедурного тренажера в связях модуля процедурного тренажера вместе и раздельно соединены с коммутационным блоком модуля вычислительной системы управления процессом обучения.

Макет рабочего места управления модуля процедурного тренажера выполнен в виде макета кабины, например, летательного аппарата, или центрального пункта управления сложной технической системы, полностью имитирующего кабину реального объекта или центрального пункта управления сложной технической системы.

Процессорный блок модуля процедурного тренажера снабжен набором прилагаемых к нему технических средств - периферией, обеспечивающих функции информационных коммуникаций между частями системы, обмена информацией, обработку информации, визуализацию информации и ретрансляцию ее по системам коммуникации получателю.

Соединительные информационно проводящие элементы интерактивной автоматизированной системы обучения могут быть выполнены, например, в виде структурированных кабельных сетей и локальных и распределительных сетей, снабженных разъемами для подключения к элементам системы.

В интерактивной автоматизированной системе обучения обучающий блок модуля вычислительной системы управления процессом обучения может быть выполнен в виде программно-аппаратного устройства, содержащего электронную библиотеку программ обучения с возможностью обеспечения функций ее использования.

Технологический блок модуля вычислительной системы управления процессом обучения может быть выполнен в виде программно-аппаратного устройства, содержащего систематизированную совокупность данных технологических карт обслуживания по обучаемому объекту с возможностью обеспечения функций их электронного использования.

Ремонтный блок модуля вычислительной системы управления процессом обучения выполнен в виде программно-аппаратного устройства, содержащего систематизированную совокупность данных отказов на изучаемом объекте методов их выявления и методов их устранения с возможностью обеспечения функций ее электронного использования.

Блок электронной документации модуля вычислительной системы управления процессом обучения в интерактивной автоматизированной системе обучения может быть выполнен в виде программно-аппаратного устройства, содержащего комплект технической и эксплуатационной документации изучаемого объекта в электронном виде.

Контрольный же блок модуля вычислительной системы управления процессом обучения может быть выполнен в виде программно-аппаратного устройства с возможностью подключения контрольных вопросов и заданий.

Блок режимов модуля вычислительной системы управления процессом обучения может быть выполнен в виде программно-аппаратного устройства ввода начальных данных для различных режимов, обеспечивающих заданное функционирование модуля процедурного тренажера во всем диапазоне заложенных в нем характеристик.

Управляющий блок модуля вычислительной системы управления процессом обучения может быть выполнен в виде программно-аппаратного устройства с возможностью имитации и управления внешним оборудованием модуля процедурного тренажера

Блок тестирования модуля вычислительной системы управления процессом обучения может быть выполнен в виде программно-аппаратного устройства с возможностью обеспечения им функций проведения - экзаменов с оценкой уровня подготовки.

А коммутационный блок модуля вычислительной системы управления процессом обучения может быть выполнен в виде программно-аппаратного устройства, обеспечивающего раздельное и/или совместное функционирование модулей, блоков и устройств всей системы, а также обеспечивающего независимость коммутационных информационных связей и независимость прохождения управляющих сигналов между отдельными элементами системы.

Изобретение поясняется чертежами, где:

На Фиг.1 изображена общая схема интерактивной автоматизированной системы обучения;

На Фиг.2 - структурная схема интерактивной автоматизированной системы обучения.

Интерактивная автоматизированная система обучения имеет четыре автономных функциональных модуля, соединенных между собой коммуникационными связями и своими информационными входами и выходами.

Проблемно-ориентированный программно-технический комплекс на базе интеллектуального интерфейса, поддерживающего в режиме диалога автоматизированные циклы обучения и контроля знаний обучающихся, выполнен в виде модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения, снабженного программным обеспечением системы.

Кроме того, система имеет модуль 2 группового обучения, модуль 3 индивидуального обучения и модуль 4 процедурного тренажера.

Модуль 1 вычислительной системы управления процессом обучения имеет несколько электронных блоков - обучающий блок 5, технологический блок 6, ремонтный блок 7, блок электронной документации 8, контрольный блок 9, блок 10 режимов, управляющий блок 11, блок 12 тестирования и коммутационный блок 13, каждый из которых имеет свои информационные входы и выходы.

Модуль 2 группового обучения состоит, по крайней мере, из одного блока 14 инструктора с процессорным блоком 15 и блока 16 коллективного отображения учебных программ.

Блок 14 инструктора модуля 2 группового обучения с возможностью обеспечения обратной и взаимных информационных связей соединен предусмотренными коммуникационными связями в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов с обучающим блоком 5 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения, его блоком электронной документации 8 и блоком 16 коллективного отображения учебных программ модуля 2 группового обучения.

Каждый из перечисленных выше блоков 5, 8, 14 и 16 в связях модуля 2 группового обучения вместе и раздельно соединены с коммутационным блоком 13 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения.

Процессорный блок 15 блока инструктора 14 модуля 2 группового обучения, снабженного набором прилагаемых к нему технических средств - периферией (не показано), обеспечивающих функции информационных коммуникаций между частями системы, обмена информацией, обработку информации, отображение информации и ретрансляцию ее по системам коммуникаций получателю и/или для внешнего группового отображения для обучаемых с использованием блока 16 коллективного отображения учебных программ.

Модуль 3 индивидуального обучения состоит, по крайней мере, из одного блока 17 индивидуального обучения в виде компьютерного устройства с процессорным блоком 18 и с набором прилагаемых к нему технических средств - периферии (не показано), обеспечивающих функции информационных коммуникаций между частями системы, другими блоками индивидуального обучения, если они предусмотрены в системе обмена информацией, обработку информации, отображение информации и ретрансляцию ее по системам коммуникации

Блок 14 инструктора модуля 2 группового обучения с возможностью обеспечения обратной и взаимных информационных связей соединен предусмотренными коммуникационными связями в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов с каждым из блоков 17 индивидуального обучения, процессорным блоком 18 блока 17 индивидуального обучения, обучающим блоком 5 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения и модулем 4 процедурного тренажера.

Каждый из перечисленных выше блоков 5, 14, 17 и 18 и модуль 4 процедурного тренажера в связях модуля 3 индивидуального обучения вместе и раздельно соединены с коммутационным блоком 13 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения.

Количество блоков 17 индивидуального обучения модуля 3 индивидуального обучения может быть выбрано от одного до "n", где "n" - число обучающихся.

Модуль 4 процедурного тренажера выполнен в виде макета рабочего места управления 19, имеющего процессорный блок 20, а также дисплейное устройство 21, связанное с блоком 14 инструктора модуля 2 группового обучения.

Блок 14 инструктора модуля 2 группового обучения с возможностью обеспечения обратной и взаимных информационных связей соединен предусмотренными коммуникационными связями в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов с модулем 4 процедурного тренажера, его процессорным блоком 20 и обучающим блоком 5 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения.

Каждый из перечисленных выше блоков 5, 14, 20 и модуль 1 процедурного тренажера в связях модуля 4 процедурного тренажера вместе и раздельно соединены с коммутационным блоком 13 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения.

Макет рабочего места управления 19 модуля 4 процедурного тренажера выполнен в виде макета кабины, например, летательного аппарата, или центрального пункта управления сложной технической системы, полностью имитирующего кабину реального объекта или центрального пункта управления сложной технической системы.

Процессорный блок 20 модуля 4 процедурного тренажера снабжен набором прилагаемых к нему технических средств - периферией (не показано), обеспечивающих функции информационных коммуникаций между частями системы, обмена информацией, обработку информации, отображение информации и ретрансляцию ее по системам коммуникации получателю.

Соединительные информационно-проводящие элементы интерактивной автоматизированной системы обучения могут быть выполнены в виде структурированных кабельных сетей и локальных и распределенных вычислительных сетей, снабженных разъемами для подключения к элементам системы (не показано).

Обучающий блок 5 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения выполнен в виде программно-аппаратного устройства, содержащего электронную библиотеку программ обучения с возможностью обеспечения функций ее использования.

Технологический блок 6 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения выполнен в виде программно-аппаратного устройства, содержащего систематизированную совокупность данных технологических карт обслуживания по обучаемому объекту с возможностью обеспечения функций их электронного использования.

Ремонтный блок 7 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения выполнен в виде программно-аппаратного устройства, содержащего систематизированную совокупность данных отказов на изучаемом объекте методов их выявления и устранения с возможностью обеспечения функций ее электронного использования.

Блок электронной документации 8 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения в интерактивной автоматизированной системе обучения может быть выполнен в виде программно-аппаратного устройства, содержащего комплект технической и эксплуатационной документации изучаемого объекта в электронном виде.

Контрольный же блок 9 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения выполнен в виде программно-аппаратного устройства с возможностью подключения контрольных вопросов и заданий.

Блок режимов 10 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения может быть выполнен в виде программно-аппаратного устройства ввода начальных данных для различных режимов, обеспечивающих заданное функционирование модуля 4 процедурного тренажера во всем диапазоне заложенных в нем характеристик.

Управляющий блок 11 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения выполнен в виде программно-аппаратного устройства с возможностью имитации и управления внешним оборудованием модуля 4 процедурного тренажера.

Блок тестирования 12 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения выполнен в виде программно-аппаратного устройства с возможностью обеспечения им функций проведения экзаменов с оценкой уровня подготовки.

Коммутационный блок 13 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения выполнен в виде программно-аппаратного устройства, обеспечивающего раздельное и/или совместное функционирование модулей, блоков и устройств всей системы, а также обеспечивающего независимость коммутационных информационных связей и независимость прохождения управляющих сигналов между отдельными элементами системы.

Интерактивная автоматизированная система обучения (ИАСО) функционирует следующим образом и позволяет обеспечить три уровня обучения:

- уровень группового обучения (уровень "X");

- уровень индивидуального обучения (уровень "Y");

- уровень процедурного тренажера (уровень "Z").

При функционировании ИАСО в режиме обеспечения уровня "X" блок 14 инструктора модуля 2 группового обучения, используя сеть информационных и коммуникационных связей, коммутационный блок 13 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения и процессорный блок 19 модуля 2 группового обучения, управляет блоками 17(1)...17(n) индивидуального обучения и осуществляет их регистрацию, обучение, контроль, тестирование и подключение к блокам 5, 6, 7, 8, 9 и 12 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения, информация от которых, в свою очередь, отображается на блоке 16 коллективного отображения учебных программ модуля 2 группового обучения.

При функционировании ИАСО в режиме обеспечения уровня "Y" блоки 17(1)...17(n) индивидуального обучения модуля 3 индивидуального обучения, используя сеть информационных и коммуникационных связей, коммутационный блок 13 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения и блок 18 модуля 3 индивидуального обучения, подключаются к блокам 5, 6, 7, 8 и 9 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения и осуществляют информационный обмен с блоком 14 инструктора модуля 2 группового обучения.

При функционировании ИАСО в режиме обеспечения уровня "Z" макет рабочего места управления 19 модуля 4 процедурного тренажера, используя сеть информационных и коммуникационных связей, процессорный блок 20 модуля 4 процедурного тренажера, его дисплейное устройство 21, коммутационный блок 13 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения подключается к блокам 5, 6, 7, 8 и 9 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения и осуществляют информационный обмен с блоком 14 инструктора модуля 2 группового обучения.

Подключение макета рабочего места управления 19 модуля 4 процедурного тренажера через интерфейс дисплейного устройства 21 к блокам 10 и 11 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения обеспечивает имитационную работу модуля 4 процедурного тренажера в заданных эксплуатационных режимах.

При функционировании ИАСО в режимах обеспечения всех уровней осуществляется совокупность целенаправленных взаимосвязанных действий обучающего (блок 14 инструктора модуля 2 группового обучения) и руководимых им обучаемых (блоки 17(1)...17(n) индивидуального обучения модуля 3 индивидуального обучения), направленных на сознательное и прочное овладение ими системы знаний, навыков и умений, в результате которых развиваются профессиональные способности для выполнения обязанностей при управлении и эксплуатации различных сложных технических систем, предусматривающих включение в контур управления этими системами человека.

Следует обратить внимание на то, что при функционировании системы во всех ее режимах активно используется обучающий блок 5 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения, выполненный в виде устройства, содержащего электронную библиотеку программ обучения, обеспечивающую следующие формы представления информации:

- текст;

- таблица;

- графика;

- аудио- видеоинформация;

- цифровые фотографии;

- анимация.

Обучающий блок 5 модуля 1 вычислительной системы управления процессом обучения имеет, например, следующие программы обучения:

- техническое описание изучаемого объекта, его систем и оборудования;

- блок-схемы, принципиальные и электрические схемы;

- рисунки изучаемого объекта, его систем и оборудования, при необходимости, в трех измерениях - объемное изображение с пространственным разделением деталей и разрезами;

- моделирование различных процессов и схем управления в реальном времени с помощью схем, чертежей, блок-схем с имитацией сигналов управления и т.д.

Интерактивная автоматизированная система обучения обеспечивает:

- организацию индивидуального и группового обучения различных категорий специалистов, эксплуатирующих и обслуживающих сложные технические системы в соответствии с программой подготовки каждого специалиста;

- осуществление объективного контроля уровня знаний обучаемых (блоки 17(1)...17(n) индивидуального обучения модуля 3 индивидуального обучения) в автоматическом и полуавтоматическом режимах по всем упражнениям программы подготовки;

- сбор и обработку статистических данных по всем результатам подготовки специалистов для эксплуатации и обслуживания сложных технических систем с выдачей интегральной оценки уровня подготовленности каждого специалиста;

- возможность составления индивидуальных программ подгтовки для каждого специалиста с учетом персональных функциональных обязанностей и текущего уровня подготовленности.

Интерактивная автоматизированная система обучения спроектирована и изготовлена из доступных промышленно выпускаемых элементов.

1. Интерактивная автоматизированная система обучения, содержащая, по крайней мере, один проблемно-ориентированный программно-технический комплекс на базе интеллектуального интерфейса, поддерживающего в режиме диалога автоматизированные циклы обучения и контроля знаний обучающихся, информационные входы и выходы которого соединены со всеми элементами системы, отличающаяся тем, что проблемно-ориентированный программно-технический комплекс на базе интеллектуального интерфейса выполнен в виде модуля вычислительной системы управления процессом обучения, снабженного программным обеспечением системы, а система дополнительно снабжена, по меньшей мере, тремя функциональными модулями - модулем группового обучения, модулем индивидуального обучения и модулем процедурного тренажера, причем все модули системы выполнены автономными и соединены между собой коммуникационными связями и своими информационными входами и выходами, при этом модуль вычислительной системы управления процессом обучения снабжен электронными блоками - обучающим блоком, технологическим блоком, ремонтным блоком, блоком электронной документации, контрольным блоком, блоком режимов, управляющим блоком, блоком тестирования и коммутационным блоком, каждый из которых имеет свои информационные входы и выходы.

2. Интерактивная автоматизированная система обучения по п.1, отличающаяся тем, что модуль группового обучения выполнен содержащим, по крайней мере, один блок инструктора с процессорным блоком и блок коллективного отображения учебных программ, при этом блок инструктора модуля группового обучения с возможностью обеспечения обратной и взаимных информационных связей соединен предусмотренными коммуникационными связями в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов с обучающим блоком модуля вычислительной системы управления процессом обучения, его блоком электронной документации и блоком коллективного отображения учебных программ модуля группового обучения причем каждый из перечисленных выше блоков в связях модуля группового обучения вместе и раздельно соединены с коммутационным блоком модуля вычислительной системы управления процессом обучения.

3. Интерактивная автоматизированная система обучения по п.2, отличающаяся тем, что процессорный блок блока инструктора снабжен набором прилагаемых к нему технических средств - периферией, обеспечивающих функции информационных коммуникаций между частями системы, обмена информацией, обработку информации, отображение информации и ретрансляцию ее по системам коммуникаций получателю и/или для внешнего группового отображения для обучаемых с использованием блока коллективного отображения учебных программ модуля группового обучения.

4. Интерактивная автоматизированная система обучения по п.1, отличающаяся тем, что модуль индивидуального обучения выполнен содержащим, по крайней мере, один блок индивидуального обучения в виде компьютерного устройства с процессорным блоком и с набором прилагаемых к нему технических средств - периферии, обеспечивающих функции информационных коммуникаций между частями системы, другими блоками индивидуального обучения, если они предусмотрены в системе, обмена информацией, обработку информации, отображение информации и ретрансляцию ее по системам коммуникации, при этом блок инструктора модуля группового обучения с возможностью обеспечения обратной и взаимных информационных связей соединен предусмотренными коммуникационными связями в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов с каждым из блоков индивидуального обучения, процессорным блоком блока индивидуального обучения, обучающим блоком модуля вычислительной системы управления процессом обучения и модулем процедурного тренажера, причем каждый из перечисленных выше блоков и модуль процедурного тренажера в связях модуля индивидуального обучения вместе и раздельно соединены с коммутационным блоком модуля вычислительной системы управления процессом обучения.

5. Интерактивная автоматизированная система обучения по п.4, отличающаяся тем, что количество индивидуальных блоков модуля индивидуального обучения выбрано от одного до n, где n - число обучающихся.

6. Интерактивная автоматизированная система обучения по п.1, отличающаяся тем, что модуль процедурного тренажера выполнен в виде макета рабочего места управления, имеющего процессорный блок, а также дисплейное устройство, связанное с блоком инструктора модуля группового обучения, при этом блок инструктора модуля группового обучения с возможностью обеспечения обратной и взаимных информационных связей соединен предусмотренными коммуникационными связями в виде соединительных и/или информационно проводящих элементов с модулем процедурного тренажера, его процессорным блоком и обучающим блоком модуля вычислительной системы управления процессом обучения, причем каждый из перечисленных выше блоков и модуль процедурного тренажера в связях модуля процедурного тренажера вместе и раздельно соединены с коммутационным блоком модуля вычислительной системы управления процессом обучения.

7. Интерактивная автоматизированная система обучения по п.6, отличающаяся тем, что макет рабочего места управления модуля процедурного тренажера выполнен в виде макета кабины, например, летательного аппарата или центрального пункта управления сложной технической системы, полностью имитирующего кабину реального объекта или центрального пункта управления сложной технической системы.

8. Интерактивная автоматизированная система обучения по п.6, отличающаяся тем, что процессорный блок модуля процедурного тренажера снабжен набором прилагаемых к нему технических средств - периферией, обеспечивающих функции информационных коммуникаций между частями системы, обмена информацией, обработку информации, отображение информации и ретрансляцию ее по системам коммуникации получателю.

9. Интерактивная автоматизированная система обучения по п.3, или 4, или 8, отличающаяся тем, что соединительные информационно проводящие элементы выполнены в виде структурированных кабельных сетей и локальных и распределенных сетей, снабженных разъемами для подключения к элементам системы.

10. Интерактивная автоматизированная система обучения по п.1, отличающаяся тем, что обучающий блок выполнен в виде программно-аппаратного устройства, содержащего электронную библиотеку программ обучения с возможностью обеспечения функций ее использования.

11. Интерактивная автоматизированная система обучения по п.1, отличающаяся тем, что технологический блок выполнен в виде программно-аппаратного устройства, содержащего систематизированную совокупность данных технологических карт обслуживания по обучаемому объекту с возможностью обеспечения функций их электронного использования.

12. Интерактивная автоматизированная система обучения по п.1, отличающаяся тем, что ремонтный блок выполнен в виде программно-аппаратного устройства, содержащего систематизированную совокупность данных отказов на изучаемом объекте методов их выявления и методов их устранения с возможностью обеспечения функций ее электронного использования.

13. Интерактивная автоматизированная система обучения по п.1, отличающаяся тем, что блок электронной документации выполнен в виде устройства, содержащего комплект технической и эксплуатационной документации изучаемого объекта в электронном виде.

14. Интерактивная автоматизированная система обучения по п.1, отличающаяся тем, что контрольный блок выполнен в виде программно-аппаратного устройства с возможностью подключения контрольных вопросов и заданий.

15. Интерактивная автоматизированная система обучения по п.1, отличающаяся тем, что блок режимов выполнен в виде программно-аппаратного устройства ввода начальных данных для различных режимов, обеспечивающих заданное функционирование модуля процедурного тренажера во всем диапазоне заложенных в нем характеристик.

16. Интерактивная автоматизированная система обучения по п.1, отличающаяся тем, что управляющий блок выполнен в виде программно-аппаратного устройства с возможностью имитации и управления внешним оборудованием модуля процедурного тренажера.

17. Интерактивная автоматизированная система обучения по п.1, отличающаяся тем, что блок тестирования выполнен в виде программно-аппаратного устройства с возможностью обеспечения им функций проведения экзаменов с оценкой уровня подготовки.

18. Интерактивная автоматизированная система обучения по п.1, отличающаяся тем, что коммутационный блок выполнен в виде программно-аппаратного устройства, обеспечивающего раздельное и/или совместное функционирование модулей, блоков и устройств всей системы, а также обеспечивающего независимость коммутационных информационных связей и независимость прохождения управляющих сигналов между отдельными элементами системы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам управления режимами работы транспортных средств, и может быть использовано для обучения управлению транспортными средствами.

Изобретение относится к области тренажных средств для подготовки космонавтов к действиям после посадки космического аппарата на водную поверхность, к средствам для имитации волнения моря при проведении исследований и испытаний в моделируемых условиях.

Изобретение относится к области авиационной, медицинской и другой техники для имитации работы приборов и оборудования. .

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для профессиональной подготовки летного состава и взаимодействующих с ним в процессе выполнения полетов наземных служб.

Изобретение относится к средствам имитационной техники для профессиональной подготовки летного состава. .

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при комплексном полунатурном моделировании функционирования авиационных и космических объектов.

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для повышения достоверности работы авиационных тренажеров при профессиональной подготовке летчиков.

Изобретение относится к судостроению и касается создания транспортно-тренинговых судов для морского профессионального образования. .

Изобретение относится к техническим средствам обучения операторов и может быть использовано в тренажерах для подготовки операторов систем управления. .

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к тренажерным стендам для контроля и управления процессами тренировки и обучения экипажей летательных аппаратов.

Изобретение относится к области педагогики как дидактическое средство по предмету «Технология» в образовательных учреждениях для формирования начальных умений пользования инструментом, в нашем случае молотком.
Изобретение относится к обучению и касается приемов по обучению чтению дошкольников, предупреждения и коррекции логопедических нарушений. .

Изобретение относится к области дистанционного обучения. .

Изобретение относится к обучению, к аппаратурному оснащению процесса обучения и может быть использовано для обучения чтению, для развития интеллекта детей, а также для коррекции имеющихся нарушений речи.

Изобретение относится к средствам обучения и контроля и может быть использовано как дидактическое средство обучения приемам опиливания на занятиях в образовательных учреждениях.

Изобретение относится к средствам обучения и предназначено для повышения эффективности развития детей за счет упрощения приемов по использованию устройств обучения, обеспечивающих достижение синхронизации считываемой и звучащей тождественной информации.

Изобретение относится к способам обучения изобразительному искусству, а точнее станковой графике в общеобразовательных школах, кружках, а также в среднеспециальных и высших учебных заведениях.

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в качестве учебной установки, предназначенной для развития навыков конструирования при рабочем проектировании, в частности для обучения критериально-обоснованному выбору геометрических параметров деталей, грамотному и осмысленному оформлению рабочей документации.
Изобретение относится к области медицины, психотерапии. .

Изобретение относится к вычислительной технике, информационно-поисковым и интеллектуальным системам
Наверх