Морское плавучее средство

Изобретение относится к судостроению и касается создания морских плавучих средств, имеющих группу балластных цистерн и предназначенных для транспортировки грузов на палубе. Морское плавучее средство имеет прочный корпус с группами балластных цистерн, оборудованными балластной системой с приемно-наполнительными трубами цистерн и воздушными трубами. По меньшей мере одна группа балластных цистерн снабжена общим воздушно-переливным коллектором, расположенным выше ватерлинии внутри упомянутых цистерн. Коллектор выполнен с воздушно-переливными отростками. В каждой цистерне размещен по меньшей мере один упомянутый воздушно-переливной отросток, открытый конец которого расположен под крышей упомянутой цистерны. Каждый концевой участок коллектора снабжен воздушной трубой для приема и выпуска воздуха и по меньшей мере одним отводным забортным трубопроводом с обратным клапаном. Воздушная труба упомянутого концевого участка коллектора может быть соединена непосредственно с коллектором, а также может монтироваться на крыше балластной цистерны. Воздушно-переливные отростки коллекторов, расположенных в зоне расчетного повреждения плавучего средства, целесообразно снабжать автоматическими устройствами для предотвращения поступления воды из общего воздушно-переливного коллектора в цистерны. Технический результат состоит в повышении производительности и безопасности грузовых операций при устранении загроможденности открытой палубы. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям морских плавучих средств, имеющих группы балластных цистерн и предназначенных для транспортировки грузов на палубе.

Специфической особенностью морских транспортных средств, предназначенных для транспортировки грузов на открытой палубе, является наличие развитой балластной системы с большим количеством балластных цистерн, занимающих до 95% объема прочного корпуса. Балластные цистерны, как правило, располагаются под всей площадью открытой палубы, предназначенной для размещения грузов, причем цистерны располагаются в несколько рядов по ширине судна.

Из «Правил классификации и постройки морских судов» т.2/РМРС-СПб., 2003. - с.106, 107 (п.10.1.1-10.1.8) известно, что на морском плавучем средстве или судне каждая цистерна для хранения жидкости должна быть оборудована воздушной трубой, а выходные концы воздушных труб, расположенные на открытых палубах надводного борта, должны быть оборудованы автоматическими устройствами для предотвращения попадания воды.

Известно также морское плавучее средство, включающее в себя прочный корпус с группами балластных цистерн, оборудованными балластной системой с приемно-наполнительными трубами для откачки и закачки балласта в цистерны и воздушными трубами, соединяющими каждую балластную цистерну с атмосферой (см. книгу «Судовые трубопроводы» под редакцией X. Манна, Л.: Судостроение, 1976, с.154-156 - прототип).

Недостатком прототипа является загроможденность открытой палубы вследствие наличия значительного количества воздушных труб, выведенных на упомянутую палубу и снабженных автоматическими устройствами для предотвращения попадания воды. Это существенно затрудняет размещение груза на палубе и выполнение грузовых операций. Кроме того, существует вероятность повреждения воздушных труб при грузовых операциях.

Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение производительности и безопасности грузовых операций при устранении загроможденности открытой палубы.

Указанный технический результат достигается в морском плавучем средстве, включающем в себя прочный корпус с группами балластных цистерн, оборудованными балластной системой с приемно-наполнительными трубами и воздушными трубами, тем, что по меньшей мере одна группа балластных цистерн снабжена общим воздушно-переливным коллектором, расположенным выше ватерлинии внутри упомянутых цистерн, причем коллектор выполнен с воздушно-переливными отростками, при этом в каждой цистерне размещен по меньшей мере один упомянутый воздушно-переливной отросток, открытый конец которого расположен под крышей упомянутой цистерны, а каждый концевой участок коллектора снабжен воздушной трубой для приема и выпуска воздуха и по меньшей мере одним отводным забортным трубопроводом с обратным клапаном.

Указанный технический результат достигается также тем, что воздушная труба упомянутого концевого участка коллектора соединена непосредственно с коллектором, а также тем, что воздушная труба концевого участка коллектора может быть смонтирована на крыше балластной цистерны.

Кроме того, указанный технический результат достигается также тем, что воздушно-переливные отростки упомянутых коллекторов, расположенных в зоне расчетного повреждения плавучего средства, снабжены автоматическими устройствами для предотвращения поступления воды из общего воздушно-переливного коллектора в цистерны.

На фиг.1 изображено продольное сечение заявляемого морского плавучего средства с группой балластных цистерн, снабженных общим воздушно-переливным коллектором;

на фиг.2 - заявляемое морское плавучее средство в плане с группами балластных цистерн;

на фиг.3 - продольное сечение концевого участка коллектора с отводным забортным трубопроводом и воздушной трубой, соединенной непосредственно с коллектором;

на фиг.4 - продольное сечение концевого участка коллектора с отводным забортным трубопроводом и воздушной трубой, смонтированной на крыше балластной цистерны;

на фиг.5 - сечение воздушно-переливного отростка цистерны с автоматическим устройством для предотвращения попадания воды в цистерну;

на фиг.6 - то же в аварийной ситуации.

Заявляемое морское плавучее средство включает в себя прочный корпус 1 с группами 2 балластных цистерн 3, оборудованными балластной системой с приемно-наполнительными трубами 4, воздушными трубами 5 с воздушными головками 6 и насосным отделением 7.

Для повышения производительности и безопасности грузовых операций по меньшей мере одна из групп 2 балластных цистерн 3 снабжена общим воздушно-переливным коллектором 8, расположенным выше ватерлинии внутри упомянутых цистерн 3, причем коллектор 8 выполнен с воздушно-переливными отростками 9.

При этом в каждой цистерне 3 размещен по меньшей мере один отросток 9, открытый конец которого а расположен под крышей 10 цистерны 3, а каждый концевой участок b коллектора 8 снабжен воздушной трубой 5 с воздушной головкой 6 для приема и выпуска воздуха и по меньшей мере одним отводным забортным трубопроводом 11 с обратным клапаном 12.

Воздушная труба 5 концевого участка коллектора 8 может быть смонтирована на крыше 10 балластной цистерны 3.

Учет возможности повреждения судна является обязательным требованием всех классификационных обществ. При этом в Правилах оговариваются расчетные величины возможных повреждений, а также обязательные меры безопасности.

В соответствии с «Правилами классификации и постройки морских судов» т.2/РМРС-СПб., 2003. - с.380 (п.3.2.1.2; 3.1.7) для морского плавучего средства или судна шириной В, «расчетная протяженность пробоины по ширине судна (В) составляет 1/5 ширины судна В». Кроме того, если в пределах предполагаемой зоны повреждения 13 «расположены трубопроводы, каналы и тоннели, их конструкция должна исключать распространение воды в отсеки, которые считаются незатопленными».

Для предотвращения возможности аварийного затопления цистерн 3 через коллектор 8 за счет поступления воды из коллектора 8 в цистерны 3 воздушно-переливные отростки 9 коллектора 8, расположенного в зоне 13 расчетного повреждения корпуса 1 упомянутого выше плавучего средства, снабжены автоматическими устройствами 14.

Автоматическое устройство 14, как правило, представляет собой обратный клапан с запорным органом 15 в виде золотника плавающего типа (см., например, клапан обратный (ТУ 3722-505-35491454-98). Запорный орган устройства 14 - плавающий золотник 15 легче воды и тяжелее воздуха.

При заполнении одной (или нескольких) цистерн 3 группы 2, оборудованных общим воздушно-переливным коллектором 8, происходит вытеснение воздуха из цистерны 3 через открытый конец а воздушно-переливного отростка 9, далее через коллектор 8 и воздушные трубы 5, которыми снабжены концевые участки b коллектора 8, воздух удаляется в атмосферу.

Когда уровень воды в цистерне 3 превышает уровень открытого конца а воздушно-переливного отростка 9, начинается перелив избыточного балласта (воды). В этом случае избыточный балласт через отросток 9 поступает в коллектор 8, расположенный выше ватерлинии, откуда через отводной забортный трубопровод 11 с обратным клапаном 12 сливается самотеком за борт.

Установленный на отводном забортном трубопроводе 11 обратный клапан 12 пропускает воду только в одном направлении, чем предотвращает возможность поступления воды из-за борта в коллектор 8 через отводной забортный трубопровод 11 под воздействием волнения.

При удалении балласта из цистерны 3 воздух поступает в последнюю в обратном порядке: из атмосферы через воздушную трубу 5, коллектор 8 и отросток 9.

Установка воздушной трубы 5 концевого участка коллектора 8 на крыше 10 цистерны 3 (см. фиг.4) или подключение трубы 5 непосредственно к коллектору 8 (см. фиг.3) на процесс вентиляции цистерн 3 какого-либо влияния не оказывает, однако при установке воздушной трубы 5 на крыше 10 цистерны 3 несколько уменьшается объем трубопроводных работ.

В случае повреждения коллектора 8 для предотвращения поступления воды из поврежденного коллектора 8 в цистерны 3 срабатывают автоматические устройства 14.

Воздух может свободно проходить через устройство 14 в обоих направлениях. При переполнении одной из цистерн 3 вода свободно переливается через отросток 9 и устройство 14 в коллектор 8, отжимая всплывающий навстречу запорный орган 15 устройства 14. При движении воды из коллектора 8 в отросток 9 запорный орган 15 всплывает и перекрывает проходное сечение устройства 14, тем самым предотвращая поступление воды в другие цистерны 3.

Заявляемое изобретение позволяет значительно повысить производительность и безопасность грузовых операций за счет устранения загроможденности открытой палубы. Это особенно актуально для морских транспортных средств для транспортирования грузов на открытой палубе.

1. Морское плавучее средство, включающее в себя прочный корпус с группами балластных цистерн, оборудованными балластной системой с приемно-наполнительными трубами цистерн и воздушными трубами, отличающееся тем, что по меньшей мере одна группа балластных цистерн снабжена общим воздушно-переливным коллектором, расположенным выше ватерлинии внутри упомянутых цистерн, причем коллектор выполнен с воздушно-переливными отростками, при этом в каждой цистерне размещен по меньшей мере один упомянутый воздушно-переливной отросток, открытый конец которого расположен под крышей упомянутой цистерны, а каждый концевой участок коллектора снабжен воздушной трубой для приема и выпуска воздуха и по меньшей мере одним отводным забортным трубопроводом с обратным клапаном.

2. Морское плавучее средство по п.1, отличающееся тем, что воздушная труба упомянутого концевого участка коллектора соединена непосредственно с коллектором.

3. Морское плавучее средство по п.1, отличающееся тем, что воздушная труба упомянутого концевого участка коллектора смонтирована на крыше балластной цистерны.

4. Морское плавучее средство по п.1, отличающееся тем, что воздушно-переливные отростки упомянутых коллекторов, расположенных в зоне расчетного повреждения плавучего средства, снабжены автоматическими устройствами для предотвращения поступления воды из общего воздушно-переливного коллектора в цистерны.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам обеспечения плавучести на воде секционированных транспортных средств, выполненных с возможностью транспортировки различных грузов по суше и воде и служит для откачки воды из отсеков корпуса, в том числе в аварийных ситуациях.

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам, обеспечивающим замену балластной воды в балластных цистернах на судне. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к судам для перевозки грузов, техники, оборудования и/или пассажиров. .

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для устранения сопротивления движению судна подводных выпусков отработанной забортной воды.

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании балластной системы подводных лодок. .

Изобретение относится к судостроению и касается конструкции судна, в частности конструкции топливного бака, и способа эксплуатации судна. .

Изобретение относится к области судостроения, а именно к цистернам расходног о топлива. .

Изобретение относится к области перевозки жидких веществ на судне, в корпусе которого установлены танки для перевозки жидкостей
Наверх