Резервированный следящий гидропривод для системы управления летательным аппаратом

Изобретение относится к резервированным следящим гидроприводам, применяющимся в качестве исполнительных механизмов в системах управления летательных аппаратов. В данном техническом решении использовано легкое встраивание фильтрующих устройств непосредственно в корпус гидропривода и выполнение этих устройств в виде блоков-модулей. Перепуск рабочей жидкости осуществляется напрямую в гидропривод в случаях сверхустановленного загрязнения его фильтрующих элементов для обеспечения функционирования гидропривода. Исключена сифонная утечка рабочей жидкости из внутренних полостей гидропривода и гидросистемы питания во внешнюю среду при демонтаже фильтроэлементов. Обеспечена правильная установка фильтроэлементов в процессе эксплуатации гидропривода. Технический результат заключается в повышении надежности, технологичности, ремонтообеспеченности гидропривода и расширении функциональных возможностей его фильтрующих устройств. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к резервированным следящим гидроприводам, нашедшим широкое распространение в качестве исполнительных механизмов в системах управления летательных аппаратов, и может быть использовано в любой отрасли промышленности, где находят применение высоконадежные системы автоматического или механического (ручного) управления.

Известен резервированный сервопривод, состоящий из двух независимых систем питания, подключенных к силовому двухкамерному гидродвигателю с тандемным расположением рабочих камер, и гидрораспределителя с системой качалок проводки управления цилиндрическим двухсистемным золотником (см. патент US №3398647, кл. 01-384 от 27.08.68 г.). При выходе из строя одной из систем питания сервопривод продолжает работать на другой системе питания, чем обеспечивается резервное управление летательным аппаратом.

В известном сервоприводе две системы коммутируются распределителем с общим двухсистемным цилиндрическим золотником, поэтому надежность управления летательным аппаратом всецело зависит от надежности работы нерезервированного золотникового гидрораспределителя, отказ которого (например, заклинивание), неизбежно приводит к отказу всего сервопривода.

Указанный недостаток устранен в известных гидроприводах по патентам FR №1529793, кл. В 64 С от 08.05.67 г. и US №4079906, кл. 244/194 от 21.03.78 г., в которых каждый гидроцилиндр гидродвигателя работает от своего независимого гидрораспределителя с цилиндрическим золотником, что в целом вдвое повышает надежность управления.

Качество следящего гидропривода во многом определяется свойствами дросселирующих золотниковых устройств, к которым предъявляются высокие требования по стабильности характеристик в различных условиях эксплуатации. Высокая надежность и долговечность, достаточно малые усилия управления, незначительные непроизводительные утечки - главные показатели качества гидрораспределителей.

Характеристики золотниковых гидрораспределителей зависят от точности изготовления перекрытий и величины зазоров. Золотниковые пары изготавливают с перекрытиями 0,005...0,01 мм, зазорами 2...4 мкм и очень незначительной шероховатостью (не более 0,16 мкм), а допуск нецилиндричности золотника не должен превышать 0,2 мкм. Только такое качество рабочих поверхностей золотниковых пар может обеспечивать необходимые характеристики гидропривода.

С другой стороны, высокая точность изготовления золотниковых прецизионных пар для известных приводов-аналогов во многом обуславливает и большую вероятность "заклинивания" или "затяжеления" перемещений золотников в процессе работы, например, в случае возможного загрязнения рабочей жидкости, что может привести или к отказу привода, или к нестабильности (увеличению) времени перекладки золотников, чем существенно снижается надежность привода в целом.

Загрязнение жидкости снижает надежность и срок службы гидравлических агрегатов, поэтому качество очистки рабочей жидкости столь сильно влияет на работу гидропривода, что без преувеличения можно констатировать, что в зависимости от качества очистки рабочей жидкости срок службы гидроагрегатов может быть увеличен или понижен в несколько раз. (см. книгу Т.М.Башта "Гидравлические приводы летательных аппаратов" - М.: Машиностроение, 1967 г, с.390).

В качестве основной защиты распределителей гидроприводов от недопустимых загрязнений применяются гидравлические фильтры, встраиваемые в линиях напора рабочей жидкости непосредственно перед входом в гидропривод или на входе самого гидропривода. Эти фильтры помимо очистки рабочей жидкости, поступающей из гидросистемы питания, дополнительно защищают от засорения внутренние полости гидропривода при монтажно-демонтажных работах, при засорении трубопроводов, соединяющих гидропривод с фильтрами тонкой очистки, установленными в системах гидропитания, а также в случаях выхода из строя или засорения самих фильтров тонкой очистки. Фильтрующие устройства гидропривода при эксплуатации на летательном аппарате периодически подвергаются регламентной проверке на степень засорения механическими частицами и, при необходимости, промываются по специально разработанным методикам.

В известных гидроприводах по патентам US №3398647, US №4079906 и Fr №1529793 фильтры на входах в гидропривод вообще отсутствуют, что значительно снижает надежность и долговечность работы гидроприводов.

Известен простой однокамерный гидромеханический привод, представляющий основу многочисленных конструкций гидромеханических приводов самолетных систем управления (см. книгу Гониодский В.И. и др. "Привод рулевых поверхностей самолетов", Москва: Машиностроение, 1974 г., с.152, рис.4.2).

Указанный гидропривод снабжен своим фильтром - средством очистки поступающей в гидропривод рабочей жидкости от механических примесей, однако установка фильтра не в корпусе гидропривода, а в подводящей линии нагнетания, требует использования дополнительных стыковочных поверхностей, крепежа и уплотнительных элементов, чем снижается уровень надежности и качества компоновочного решения из-за невозможности применения гидропривода в ограниченном монтажном пространстве летательного аппарата.

Известен резервированный следящий гидропривод для системы управления летательным аппаратом, содержащий корпус с нагнетательными и сливными каналами для прохода рабочей жидкости, гидродвигатель с полостными каналами и гидрораспределитель с механической несиловой проводкой управления (см. патент RU №2230944 С 27 F 15 B 9/03 В 64 С 13/42 от 20.06.2004, бюл. №17, разделы 15, 16, фиг.3).

У известного гидропривода фильтры в линиях напора рабочей жидкости обеих систем гидропитания встроены непосредственно в каналы (расточки) корпуса привода, чем существенно снижаются масса и габариты гидропривода, однако конструкция приведенных фильтров не обеспечивает работоспособность гидропривода при загрязнении фильтрующих элементов, а также не устраняет утечку рабочей жидкости из внутренних полостей агрегата и гидросистемы питания во внешнюю среду при съеме фильтров для проведения регламентных осмотров.

Из числа известных аналогов заявляемого технического решения ближайшим аналогом (прототипом) может служить гидропривод, на входе напорной линии которого встроены фильтрующие устройства - блоки фильтров по патенту US №3283907, опубликованному 8.10.1966 г., содержащие максимальное количество сходных с заявляемым гидроприводом признаков по конструкции фильтрующих устройств, каждый из которых содержит корпус с расточкой под отсечной клапан и отверстиями подвода и отвода фильтруемой жидкости, подпружиненный отсечной клапан, фильтрующий элемент с уплотняемым буртом, пружину и резьбовую пробку.

Достоинством гидропривода с фильтрующим устройством по патенту US №3283907 является то, что с применением в устройстве отсечного клапана устраняется вытекание рабочей жидкости из внутренних полостей гидропривода и системы гидропитания во внешнюю среду при съеме фильтрующего элемента. Однако известный блок-фильтр отличается высокой сложностью и нетехнологичностью в связи с чувствительностью к различного рода неточностям изготовления, приводящим к возможности относительного смещения взаимодействующих между собой двух пар торцовых уплотнительных элементов отсечного клапана и седел корпуса, что приводит к неодновременности закрытия входного и выходного каналов и, как следствие этого, к негерметичности фильтрующего устройства в указанных выше случаях.

Из-за выполнения известного фильтрующего устройства в виде отдельного конструктивного узла со своими присоединительными элементами возможности его применения в гидроприводах летательных аппаратов достаточно ограничены из-за больших габаритов, массы и невозможности встройки непосредственно в корпус гидропривода.

В связи с особенностями компоновки к конструкции фильтрующего устройства данного назначения наряду с традиционными предъявляются ряд специальных дополнительных требований, например, по компактности исполнения, габаритно-массовому совершенству, удобству монтажа и демонтажа, технического обслуживания, требования по безопасности, исключающие разрушение фильтроэлементов при их загрязнении и предупреждающие неправильную установку фильтроэлементов в гидропривод.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности и технологичности следящего гидропривода, расширение функциональных возможностей его фильтрующих устройств и достижение следующих технико-экономических показателей:

- легкое встраивание фильтрующих устройств непосредственно в корпус гидропривода,

- осуществление перепуска рабочей жидкости напрямую в гидропривод в случаях загрязнения фильтрующих элементов для обеспечения функционирования гидропривода,

- исключение сифонной утечки рабочей жидкости из внутренних полостей гидропривода и гидросистемы питания во внешнюю среду при демонтаже фильтроэлементов,

- обеспечение правильной установки фильтроэлементов при эксплуатации гидропривода.

Поставленная задача решается тем, что в предлагаемом резервированном следящем гидроприводе для системы управления летательным аппаратом, содержащем корпус с размещенными в нем гидрораспределителями и каналами нагнетания и слива от независимых гидравлических источников питания, фильтры, установленные в линиях напора (входа) рабочей жидкости в гидропривод, многокамерный силовой гидродвигатель, механизм передачи управляющего сигнала и систему каналов и линий, соединяющих указанные элементы гидропривода между собой, согласно изобретению фильтры в линиях напора рабочей жидкости встроены непосредственно в корпус гидропривода и образованы в виде фильтрующих устройств с фильтроэлементами - средствами очистки этой жидкости от механических частиц, перепускными и отсечными клапанами, конструктивно и функционально объединенными в блоки-модули, с возможностями встраивания их в цилиндрические расточки корпуса гидропривода, перепуска рабочей жидкости в каналы управления, минуя фильтроэлементы при их засорении и превышении заданного перепада давления и легкого демонтажа фильтроэлементов с автоматической отсечкой сифонной вытечки рабочей жидкости из внутренних полостей гидропривода и питающей гидросистемы, при этом каждое фильтрующее устройство включает в себя корпус, выполненный в виде уплотненной по внешней установочной поверхности направляющей гильзы с фланцем с отверстиями под крепежные болты и с соосно расположенной сквозной ступенчатой цилиндрической расточкой, меньшая ступень которой обращена в сторону неуплотненного цилиндрического бурта фильтроэлемента, закрытый торец которого уперт в торец неподвижно установленной в корпусе-гильзе резьбовой пробки с уплотнительными кольцами на наружной цилиндрической поверхности, а на внутренней поверхности расточки большей ступени корпуса-гильзы сформированы кольцевые коллекторные проточки с радиально направленными каналами подвода и отвода отфильтрованной рабочей жидкости, причем функционально и конструктивно каждый отсечной клапан совмещен с перепускным клапаном и выполнен в виде полого подпружиненного плунжера с отсечной торцовой кромкой, внутри плунжера образована перегородка с осевыми отверстиями, с одной стороны перегородки размещена пружина сжатия, опертая в торец неподвижно закрепленной в корпусе-гильзе ступенчатой втулки, а с другой стороны - уплотняемый бурт фильтроэлемента, на стенках плунжера выполнены радиальные отверстия с возможностью сообщения с коллекторной проточкой отвода рабочей жидкости, при этом плунжер установлен в расточке большей ступени корпуса-гильзы с возможностью ограниченного возвратно-поступательного перемещения в обе стороны от исходного положения - в направлении "наружу" при съеме фильтроэлемента и перекрывании кольцевой коллекторной проточки подвода рабочей жидкости и в направлении "во внутрь", против усилия сжатой пружины при засорении фильтроэлемента и открывании своей отсечной кромкой кольцевой коллекторной проточки отвода рабочей жидкости корпуса-гильзы, а расстояние между торцом плунжера (клапана) с отсечной кромкой и кольцевой коллекторной проточки для отвода фильтруемой рабочей жидкости в корпусе-гильзе выполнено меньше, чем расстояние между противоположным торцом плунжера и опорным торцом неподвижно закрепленной в корпусе-гильзе ступенчатой втулки, согласно изобретению каждое фильтрующее устройство снабжено ограничительным цилиндрическим упором, установленным внутри плунжера и жестко и соосно закрепленным на его перегородке со стороны расположения выходного центрального канала фильтроэлемента, при этом между наружной цилиндрической поверхностью ограничительного упора и внутренней поверхностью выходного канала фильтроэлемента установлен гарантированный кольцевой зазор для прохода отфильтрованной рабочей жидкости.

Предложенное техническое решение обладает существенным преимуществом по отношению к прототипу и другим известным решениям, обеспечивающим достижение поставленной цели - повышение надежности и технико-эксплуатационных качеств гидропривода за счет:

- выполнения фильтрующих устройств в виде блоков-модулей, отличающихся более высокой технологичностью и возможностью легкой встройки непосредственно в цилиндрические расточки корпуса гидропривода и демонтажа из него, что обеспечивает достижение минимальных габаритов и массы гидропривода,

- сохранения пропускной способности фильтрующих устройств при загрязнении фильтрующих элементов сверх допустимых норм, чем обеспечивается работоспособность гидропривода и летательного аппарата в целом,

- обеспечения правильного монтажа фильтроэлементов при эксплуатации привода,

- повышения герметичности отсечного клапана при съеме фильтрующего элемента путем одновременного отсекания периферийной поверхностью плунжера каналов подвода и отвода рабочей жидкости, выполненных в корпусе-гильзе фильтрующего устройства. Такая конструкция клапана позволяет обеспечить требуемую степень герметичности, зависящей от задаваемой величины зазора между плунжером и расточкой в корпусе-гильзе,

- введения ограничивающего упора в гнезде (расточке) плунжера, исключающего неправильный монтаж фильтрующего элемента в гнездо глухим концом внутрь при регламентных осмотрах фильтрующего элемента в эксплуатации.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где:

- на фиг.1 представлена общая схема резервированного следящего гидропривода для системы управления летательным аппаратом, оснащенного двумя фильтрующими устройствами 4 и 7 с отсечными и перепускными клапанами, установленными в корпусе гидропривода в обеих независимых гидросистемах питания (1 и 2);

- на фиг.2 показан узел А на фиг.1 - общий вид, разрез блока-модуля фильтрующего устройства с фильтроэлементом, отсечным клапаном и перепускным клапаном-плунжером 33 в исходном рабочем положении;

- на фиг.3 показан узел А на фиг.1 - общий вид, разрез блока-модуля фильтрующего устройства при снятом фильтроэлементе 23 и вывернутой резьбовой пробки 27, кольцевые проточки входа 29 и выхода 30 рабочей среды в корпусе-гильзе 16 перекрыты периферийной поверхностью отсечного клапана 33;

- на фиг.4 показан узел А на фиг.1 - общий вид, разрез блока-модуля фильтрующего устройства при положении отсечного клапана 33 в режиме прямого пропускания нефильтрованной рабочей жидкости из канала входа 29 в канал выхода 30 к потребителю в случае загрязнения фильтроэлемента 23 и возникновения сверхзаданного перепада давления рабочей среды в проточках входа 29 и выхода 30 корпуса-гильзы 16 фильтрующего устройства.

Гидропривод (фиг.1) содержит корпус 1 с размещенными в нем двумя гидрораспределителями 2 и 3 с плоскими поворотными золотниками. Каждый гидрораспределитель сообщен с независимым гидравлическим источником питания. Гидрораспределитель 2 сообщен с первой гидросистемой питания через фильтрующее устройство 4 с каналами напора 5 и слива 6. Гидрораспределитель 3 - со второй гидросистемой питания через фильтрующее устройство 7 с каналами напора 8 и слива 9. Гидрораспределитель 2 управляет гидроцилиндром 10 двухкамерного гидродвигателя двухстороннего действия 11с исполнительным силовым штоком 12.

Гидрораспределитель 3 управляет гидроцилиндром 13 двухкамерного гидродвигателя двухстороннего действия 11. Гидропривод содержит механизм 14 передачи управляющего сигнала на гидрораспределители 2 и 3 и качалку 15 обратной связи для обеспечения следящего режима работы гидропривода.

В корпусе 1 гидропривода в линиях напора рабочей жидкости встроены фильтрующие устройства 4 для первой гидросистемы и 7 для второй гидросистемы питания. Фильтрующие устройства 4 и 7 (см. фиг.1) конструктивно и функционально объединены в блоки-модули с возможностью легкого встраивания их в цилиндрические расточки корпуса 1 гидропривода. Фильтрующие устройства 4 и 7 включают в себя корпус, выполненный в виде уплотненной по внешней установочной поверхности направляющей гильзы 16 (см. фиг.2) с фланцем 17, с отверстиями 18 под крепежные болты 19 и с соосно расположенной сквозной ступенчатой цилиндрической расточкой 20, меньшая ступень которой 21 обращена в сторону неуплотненного цилиндрического бурта 22 фильтроэлемента 23, закрытый торец 24 которого уперт в торец 25 неподвижно установленной в корпусе-гильзе 16 резьбовой пробки 26 с глухой расточкой 27 и с уплотнительными кольцами 28 на наружной цилиндрической поверхности. На внутренней поверхности расточки 20 большей ступени корпуса-гильзы 16 сформированы кольцевые коллекторные проточки 29 и 30 с радиально направленными каналами подвода 31 и отвода 32 отфильтрованной рабочей жидкости.

Фильтрующее устройство также включает в себя отсечной клапан, одновременно выполняющий роль и перепускного клапана и образован в виде полого подпружиненного плунжера 33 с отсечной торцовой кромкой 34. Внутри плунжера 33 образована перегородка 35 с осевыми отверстиями 36. С одной стороны перегородки 35 размещена пружина сжатия 37, опертая в торец неподвижно закрепленной в корпусе-гильзе 16 ступенчатой втулки 38, а с другой стороны - уплотняемый бурт 39 фильтроэлемента 23.

На стенках плунжера 33 выполнены радиальные отверстия 40 с возможностью сообщения с коллекторной проточкой 30 отвода рабочей жидкости. Плунжер 33 установлен в расточке 20 корпуса-гильзы 16 с возможностью ограниченного возвратно-поступательного перемещения в обе стороны от исходного положения - в направлении "наружу" при извлечении (съеме) фильтроэлемента 23 и перекрывании кольцевой коллекторной проточки 29 подвода рабочей жидкости и в направлении "во внутрь", против усилия сжатой пружины 37, при засорении фильтроэлемента 23 и открывании своей отсечной кромкой 34 кольцевой коллекторной проточки 30 отвода рабочей жидкости корпуса-гильзы 16.

Расстояние между торцом плунжера (клапана) 33 с отсечной кромкой 34 и кольцевой коллекторной проточки 30 для отвода фильтруемой рабочей жидкости в корпусе-гильзе выполнено меньше, чем расстояние между противоположным торцом 41 плунжера 33 и опорным торцом 42 неподвижно закрепленной в корпусе-гильзе ступенчатой втулки 38.

Фильтрующее устройство снабжено ограничительным цилиндрическим упором 43, установленным внутри плунжера 33 и жестко и соосно закрепленным на его перегородке 35 со стороны расположения выходного центрального канала 44 фильтроэлемента 23, при этом между наружной цилиндрической поверхностью ограничительного упора 43 и внутренней поверхностью выходного канала 44 фильтроэлемента 23 установлен гарантированный кольцевой зазор 45 для прохода отфильтрованной рабочей жидкости.

Модульное исполнение фильтрующего устройства обеспечивается путем установки с одной стороны резьбовой пробки 27 с уплотнительными кольцами 28 на наружной цилиндрической поверхности, а с другой стороны - установкой в диаметральной плоскости цилиндрического ограничительного штифта 46 со стопорным пружинным кольцом 47, размещенным в кольцевой канавке 48, выполненной на внешней поверхности корпуса-гильзы 16.

Резервированный следящий гидропривод для системы управления летательного аппарата в режиме, например, механического (ручного) управления работает следующим образом (см. фиг.1, 2).

В исходных положениях закрытые торцы фильтроэлементов 23 поджаты к опорным торцам завернутых до упора резьбовых пробок 27, а открытые торцы - упруго поджаты перегородками плунжеров 33. При этих положениях каналы входов 31 и выходов 32 корпусов-гильз 16 сообщаются между собой через фильтрующие поверхности сеток фильтроэлементов 23.

Летчик через механизм передачи управляющего сигнала 14 одновременно перемещает два плоских золотника гидрораспределителей 2 и 3. Золотники, перемещаясь, (поворачиваясь на определенный от нейтрального положения угол в ту или другую сторону), сообщают соответствующие две полости двух гидроцилиндров 10 и 13 гидродвигателя 11 с напорными 5 и 8 и сливными 6 и 9 каналами двух независимых гидравлических источников питания - первой и второй гидросистем.

Под действием рабочих давлений общий исполнительный шток-поршень 12 поступательно перемещается и отклоняет рулевые поверхности летательного аппарата от нейтрального положения в ту или другую стороны. При этом рабочая жидкость из нагнетательных гидросистем, проходя через фильтроэлементы 23, фильтруется и поступает в каналы 30 отвода рабочей жидкости к гидрораспределителям 2 и 3 гидропривода.

При необходимости снятия фильтроэлементов 23 для осмотров или регламентных промывок резьбовые пробки 27 (см. фиг.3) вывертываются и отсечные клапаны-плунжеры 33 под действием пружин 37 перемещаются наружу до упора в торцы расточек 21 меньших ступеней корпусов-гильз, перекрывая своей периферийной поверхностью обе кольцевые проточки 29 и 30 подвода и отвода рабочей жидкости, препятствуя сифонному вытеканию рабочей жидкости из гидросистем питания и внутренних полостей гидропривода одновременно.

При загрязнении какого-либо фильтрующего элемента 23 выше установленной нормы (см.фиг.4) и превышении на нем сверхзаданного перепада давления фильтроэлемент совместно с плунжером 33 перемещается вглубь расточки 20, сжимая пружину 37 до тех пор, пока плунжер 33 своей кромкой 34 не откроет проточку 30 отвода рабочей жидкости. При этом рабочая жидкость, минуя загрязненный фильтроэлемент, поступает внутрь гидропривода, чем обеспечивается его гарантированное рабочее функционирование.

При правильной установке фильтрующего элемента в расточку плунжера 33 (см. фиг.2) ограничивающий упор 43 входит в осевое отверстие фильтрующего элемента 23, не препятствуя монтажу, при этом установка фильтроэлемента закрытым (глухим) торцом в расточку плунжера 33 автоматически исключается и становится невозможной.

Предложенное техническое решение обусловлено в основном необходимостью обеспечения компактности размещения заявляемого гидропривода, удобства его подсоединения на объекте, обслуживания и ремонта, необходимостью повышения надежности и эффективности применения на летательном аппарате.

Данное техническое решение позволяет использовать для оснащения заявляемого гидропривода серийно выпускаемые специализированными предприятиями функционально законченные конструкции фильтроэлементов модульного исполнения и на этой основе значительно упростить конструкцию гидропривода и улучшить его соответствующие качественные показатели. За счет встройки фильтрующих устройств непосредственно в корпус гидропривода удалось минимизировать габаритные размеры гидропривода и его массу.

Повышение надежности заявляемого гидропривода достигается тем, что фильтрующие устройства сохраняют пропускную способность рабочей среды при загрязнении фильтрующих элементов сверх допустимых норм, чем обеспечивается работоспособность гидропривода и объекта в целом.

Надежность работы фильтрующих устройств обеспечивается также отсутствием скручивающих деформаций фильтроэлементов при монтаже их в гнезда корпусов и затяжках резьбовых пробок, закрывающих каналы фильтров. Устройство, представляющее собой жесткий ограничивающий упор, устанавливаемый в гнезде плунжера, исключает неправильный монтаж фильтроэлементов в гнезда глухими концами внутрь во время проведения регламентных работ в эксплуатации.

Повышение герметичности отсечного клапана (плунжера) при съеме фильтроэлемента обуславливается конструкцией самого клапана, отсекающего своей периферийной поверхностью каналы подвода и отвода рабочей среды. Такая конструкция позволяет обеспечить необходимую степень герметичности, зависящую от задаваемой величины зазора между сопрягаемыми поверхностями.

Таким образом, именно заявленная совокупность существенных конструктивных признаков предлагаемого изобретения позволяет обеспечить технический результат, выражающийся в повышении надежности и удобства обслуживания в эксплуатации, расширения функциональных возможностей гидропривода с сохранением высокой технологичности изготовления.

1. Резервированный следящий гидропривод для системы управления летательным аппаратом, содержащий корпус с размещенными в нем гидрораспределителями и каналами нагнетания и слива от независимых гидравлических источников питания, фильтры, установленные в линиях напора (входа) рабочей жидкости в гидропривод, многокамерный силовой гидродвигатель, механизм передачи управляющего сигнала и систему каналов и линий, соединяющих указанные элементы гидропривода между собой, отличающийся тем, что фильтры в линиях напора рабочей жидкости встроены непосредственно в корпус гидропривода и образованы в виде фильтрующих устройств с фильтроэлементами - средствами очистки этой жидкости от механических частиц, перепускными и отсечными клапанами, конструктивно и функционально объединенными в блоки-модули с возможностями встраивания их в цилиндрические расточки корпуса гидропривода, перепуска рабочей жидкости в каналы управления, минуя фильтроэлементы при их засорении и превышении заданного перепада давления и легкого демонтажа фильтроэлементов с автоматической отсечкой сифонной вытечки рабочей жидкости из внутренних полостей гидропривода и питающей гидросистемы, при этом каждое фильтрующее устройство включает в себя корпус, выполненный в виде уплотненной по внешней установочной поверхности направляющей гильзы с фланцем с отверстиями под крепежные болты и с соосно расположенной сквозной ступенчатой цилиндрической расточкой, меньшая ступень которой обращена в сторону неуплотненного цилиндрического бурта фильтроэлемента, закрытый торец которого уперт в торец неподвижно установленной в корпусе-гильзе резьбовой пробки с уплотнительными кольцами на наружной цилиндрической поверхности, а на внутренней поверхности расточки большей ступени корпуса-гильзы сформированы кольцевые коллекторные проточки с радиально направленными каналами подвода и отвода отфильтрованной рабочей жидкости, причем функционально и конструктивно каждый отсечной клапан совмещен с перепускным клапаном и выполнен в виде полого подпружиненного плунжера с отсечной торцовой кромкой, внутри плунжера образована перегородка с осевыми отверстиями, с одной стороны перегородки размещена пружина сжатия, опертая в торец неподвижно закрепленной в корпусе-гильзе ступенчатой втулки, а с другой стороны - уплотняемый бурт фильтроэлемента, на стенках плунжера выполнены радиальные отверстия с возможностью сообщения с коллекторной проточкой отвода рабочей жидкости, при этом плунжер установлен в расточке большей ступени корпуса-гильзы с возможностью ограниченного возвратно-поступательного перемещения в обе стороны от исходного положения - в направлении наружу при съеме фильтроэлемента и перекрывании кольцевой коллекторной проточки подвода рабочей жидкости и в направлении вовнутрь, против усилия сжатой пружины, при засорении фильтроэлемента и открывании своей отсечной кромкой кольцевой коллекторной проточки отвода рабочей жидкости корпуса-гильзы, а расстояние между торцом плунжера (клапана) с отсечной кромкой и кольцевой коллекторной проточки для отвода фильтруемой рабочей жидкости в корпусе-гильзе выполнено меньше, чем расстояние между противоположным торцом плунжера и опорным торцом неподвижно закрепленной в корпусе-гильзе ступенчатой втулки.

2. Следящий гидропривод по п.1, отличающийся тем, что каждое фильтрующее устройство снабжено ограничительным цилиндрическим упором, установленным внутри плунжера и жестко и соосно закрепленным на его перегородке со стороны расположения выходного центрального канала фильтроэлемента, при этом между наружной цилиндрической поверхностью ограничительного упора и внутренней поверхностью выходного канала фильтроэлемента установлен гарантированный кольцевой зазор для прохода отфильтрованной рабочей жидкости.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроительной гидравлики и может быть использовано в системе управления летательных аппаратов. .

Изобретение относится к устройству, которое может быть использовано в системах управления летательных аппаратов, где требуется посредством подачи сигналов управления на электрогидравлический усилитель мощности агрегата приводить в движение органы управления летательных аппаратов, а также приводить их в среднее положение в случае отказов в работе

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к рулевому приводу для летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к системам управления аэродинамических поверхностей самолетов

Агрегат используется для обеспечения поворота колес при пробеге летательных аппаратов как для непосредственного управления, так и для демпфирования колебаний при свободно ориентированном повороте колес, а также для осуществления режима демпфирования при отсутствии давления рабочей жидкости в каналах подвода гидропитания. Агрегат содержит корпус с гидролиниями, соединенными с напорной и сливной магистралями гидросистемы, на котором установлен электрогидравлический усилитель мощности, внутри корпуса размещены соединенные между собой и с электрогидравлическим усилителем мощности системой гидролиний гидравлические узлы, включающие в себя обратный клапан гидролинии напора, фильтр, подпиточные и предохранительные клапаны, электрогидравлический клапан, клапан включения, гидрокомпенсатор с крышкой и подпружиненным поршнем, взаимодействующим со штоком и пружиной запорного клапана гидролинии слива, при этом гидрокомпенсатор оснащен индукционным датчиком, выдающим информацию о положении поршня гидрокомпенсатора, а следовательно, и о возможности выполнять функции демпфирования при отсутствии давления в каналах подвода гидропитания. Технический результат - повышение надежности. 1 ил.

Изобретение относится к авиастроению и может быть применено в приводе подвижной аэродинамической поверхности самолета, в частности в устройстве выдвижения закрылка. Привод закрылков самолета содержит две рычажные системы, имеющие шатуны, соединенные через кривошип с секционным основным валом, который установлен в опорах. Секции опорного вала соединены разъемными муфтами. Электромеханический привод секций основного вала имеет электродвигатель и датчик углового положения полого ротора, по меньшей мере, двухступенчатый волновой редуктор с телами вращения с полым выходным валом. Волнообразователь первой и второй ступеней состоит из двух эксцентриков с противоположно направленными эксцентриситетами, подшипников и рабочих колец. В сепараторе первой и второй ступеней размещены тела вращения, взаимодействующие с волновой поверхностью жесткого колеса соответствующей ступени. Между основным и полым выходным валами установлено управляемое устройство их разъединения. Технический результат - повышение надежности электромеханического привода. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх