Способ защиты водителя от ослепления

Изобретение относится к безопасности дорожного движения. Способ включает перекрытие источника ослепления светозащитными экранами, расположенными непосредственно около глаз в верхнем левом поле зрения с вертикальными границами справа и горизонтальными границами в нижней части. Границы экранов устанавливают так, что при раздельном и попеременном закрытии каждого глаза границы экранов порознь проходят через одну и ту же точку, в одном и том же зафиксированном удобном положении водителя во время вождения транспортного средства. Светозащитные экраны выполняют на оси вращения так, что эту ось вращения размещают в верхнем углу экранов, а угол наклона границ при необходимости, в свою очередь, регулируют поворотом на этой оси вращения. Границы экранов выполняют с по меньшей мере частью границ экранов с наклонными продолговатыми овалами или под углом к горизонтальной части. В исходном положении при езде в ночное время и при отсутствии источника ослепления границы экранов располагают за полосой встречного движения дороги и обеспечивают обзор всей дороги, при возникновении ослепляющего источника света делают незначительное движение головой или верхней частью тела вправо или вправо и вниз одновременно и перемещают границы экранов, чем перекрывают источник ослепления, а границы перекрытия размещают по направлению оси дороги или параллельно к ней, одновременно с перемещением экранов глаза смещают в противоположном направлении и контролируют не перекрытую экранами, необходимую для безопасного движения часть дороги. После расхождения с источником ослепления обратными вышеназванными приемами экраны и глаза возвращают в исходное положение, при дневной езде в солнечную погоду, в случае необходимости применяют противоположные рабочие границы светозащитных экранов, для этого поворачивают экраны на оси вращения на одинаковый угол, к примеру так, что ночные рабочие границы располагают в верхнем горизонтальном положении, при этом в качестве дневных рабочих границ применяют противоположные стороны светозащитных экранов, которыми и перекрывают ослепляемую верхнюю часть поля зрения впереди водителя. Обеспечивается повышение безопасности дорожного движения, универсальность и удобство в пользовании. 9 ил.

 

Изобретение относится к безопасности дорожного движения и может быть использовано для защиты водителя при езде в ночное время от ослепления фарами встречных транспортных средств и при езде в дневное время от ослепления солнцем, а также в повседневной жизни человека при необходимости нейтрализации ослепляющего источника света.

Известен способ защиты водителя от ослепления фарами встречных транспортных средств, включающий перекрытие источника ослепления светозащитными экранами, расположенными непосредственно около глаз в верхнем левом поле зрения, с вертикальными границами справа и горизонтальными границами в нижней части (см. журнал «Изобретатель и рационализатор», №8, 1998 г., с.11).

Ближайшим аналогом заявленного изобретения является способ защиты водителя от ослепления, включающий перекрытие источника ослепления светозащитными экранами, расположенными непосредственно около глаз, под углом к направлению движения в верхних левых четвертях обзора глаз с вертикальными границами справа и горизонтальными границами в нижней части, при этом границы экранов устанавливают так, что при раздельном и попеременном закрытии каждого глаза границы экранов порознь проходят через одну и ту же точку в зафиксированном одном и том же удобном положении водителя во время вождения транспортного средства, в исходном положении, при езде в ночное время и при отсутствии источника ослепления границы экранов располагают в верхних левых четвертях секторов обзора глаз впереди (выше) необходимого участка дороги, при возникновении ослепляющего источника света незначительно изменяют положение (наклон вперед) головы, чем перемещают границы экранов и перекрывают источник ослепления, а границы перекрытия размещают по направлению оси дороги или параллельно к ней, одновременно с перемещением экранов глаза смещают в противоположном направлении и контролируют не перекрытую экранами, необходимую для безопасности движения часть дороги, после расхождения с источником ослепления обратными вышеназванными приемами экраны и глаза возвращают в исходное положение (см. RU 2055382 С1, кл. G 02 С 7/10, 27.02.1996).

Недостатками известных способов защиты водителя от ослепления являются загромождение и перекрытие большого и излишнего поля зрения, отсутствие универсальности, сложность, трудоемкость и материалоемкость исполнения устройств на практике, а также податливость аэродинамическим колебаниям.

Задачей изобретения является обеспечение безопасности дорожного движения посредством данного способа защиты водителя от ослепления с минимальным перекрытием поля зрения вообще и отсутствием загромождения своего направления движения дороги в частности, обладающего универсальностью и возможностью быстрого приведения в действие при экстренной необходимости, с малой сложностью, трудоемкостью и материалоемкостью при изготовлении устройства на практике, а также с аэродинамической устойчивостью при эксплуатации.

Безопасность дорожного движения с использованием и применением предложенного способа достигается тем, что в способе защиты водителя от ослепления, включающем перекрытие источника ослепления светозащитными экранами, расположенными непосредственно около глаз в верхнем поле зрения с вертикальными границами справа и горизонтальными границами в нижней части, при этом границы экранов устанавливают так, что при раздельном и попеременном закрытии каждого глаза границы экранов порознь проходят через одну и ту же точку, в одном и том же зафиксированном удобном положении водителя во время вождения транспортного средства, светозащитные экраны выполняют на оси вращения, так, что эту ось вращения размещают в верхнем углу экранов, а угол наклона границ при необходимости, в свою очередь, регулируют поворотом на этой оси вращения, границы экранов выполняют с по меньшей мере частью границ экранов с наклонными продолговатыми овалами или под углом к горизонтальной части, в исходном положении при езде в ночное время и при отсутствии источника ослепления границы экранов располагают за полосой встречного движения дороги и обеспечивают обзор всей дороги, при возникновении ослепляющего источника света делают незначительное движение головой или верхней частью тела вправо или вправо и вниз одновременно и перемещают границы экранов, чем перекрывают источник ослепления, а границы перекрытия размещают по направлению оси дороги или параллельно к ней, одновременно с перемещением экранов глаза смещают в противоположном направлении и контролируют не перекрытую экранами, необходимую для безопасного движения часть дороги, после расхождения с источником ослепления обратными вышеназванными приемами экраны и глаза возвращают в исходное положение, при дневной езде в солнечную погоду, в случае необходимости применяют противоположные рабочие границы светозащитных экранов, для этого поворачивают экраны на оси вращения на одинаковый угол, к примеру так, что ночные рабочие границы располагают в верхнем горизонтальном положении, при этом в качестве дневных рабочих границ применяют противоположные стороны светозащитных экранов, которыми и перекрывают ослепляемую верхнюю часть поля впереди водителя.

Как известно при езде на транспортном средстве по своей части дороги перед водителем простирается проезжая часть, разделенная осевой линией, и смотрится под острым углом к горизонту по фиг.1. При отсутствии разметок на проезжей части осевая линия условна. Этот угол α зависит от того, на сколько отдалено транспортное средство от осевой линии, и от того, насколько высоко от полотна дороги сидит водитель или на грузовом или легковом транспорте едет водитель.

Предположим, если транспортное средство поставить на осевую линию так, чтобы водитель оказался над ней, угол α равен 90 градусам. Отсюда возникает необходимость выполнения по меньшей мере части границ светозащитных экранов наклонными продолговатыми овалами или под углом к горизонтальной части. Угол наклона продолговатого овала характеризуется наибольшей хордой, относительно которой определяется угол. Простые расчеты показывают, что, к примеру, при движении грузового транспорта типа «КАМАЗ» по однорядной дороге возникает необходимость выполнения угла наклона α границ равным ˜ 51 градусу, а для двухрядной дороги ˜ 27 градусам. При движении легковым транспортом типа «Жигули» соответственно для однорядной дороги ˜ 37 градусам, а для двухрядной дороги ˜ 21 градусу. На основании изложенного, в случае применения известных способов защиты водителя от ослепления, практически невозможно решить поставленную задачу, так как происходит вынужденное перекрытие «своей» полосы движения.

На фиг.1 изображена простилающаяся впереди водителя проезжая часть дороги с однорядным двусторонним движением, где линия А - левый от водителя край проезжей части; В - разделительная осевая линия встречной полосы движения; С - ось курса движения автомашины, уровня правого глаза водителя; D - правый край дороги от водителя; O1 - точка, центр взгляда водителя, оптическая ось; проезжая часть изображена на фоне очковой оправы. Разделительная полоса, ось дороги видится водителю под углом α к горизонту. Верхняя левая четверть сектора обзора глаза, ограниченная пунктирной горизонтальной линией и осевой СО1 - положение светофильтра известных способов защиты водителя от ослепления в исходном положении, при отсутствии источника ослепления. В верхнем поле зрения изображен светозащитный экран с осью вращения О, с расположением ее в верхнем углу экрана, с вертикальной границей справа и горизонтальной границей в нижней части - показано сплошной линией. Пунктирной линией показан тот же светозащитный экран с частью границ с наклоном под углом α, для примера, при работе в ночное время. Штриховой линией малым контуром показано при работе в дневное время с горизонтальным расположением ночных рабочих границ светозащитных экранов, повернутых на оси вращения О.

На фиг.2-9 изображены возможные варианты выполнения светозащитных экранов, и на них показаны углы наклона α границ предлагаемых светозащитных экранов, а также показана ось вращения О с размещением ее в верхнем углу плоскости экрана. На фиг.2 изображен светозащитный экран слева направо, с частью границ горизонтальной и далее с продолговатым овалом с хордой под углом α, на фоне светофильтра известного способа и правой оправы очков пунктирными линиями. На фиг.3 изображен светозащитный экран слева направо, часть границ с продолговатым овалом и далее вертикальной границей. На фиг.4 изображен светозащитный экран с продолговатым овалом между горизонтальной и вертикальными частями. На фиг.5 изображен светозащитный экран с частью границ горизонтальной и далее под наклонным углом α к горизонту, слева направо. На фиг.6 изображен светозащитный экран с границами частично с наклоном под углом α и далее вертикальной частью, слева направо. На фиг.7 изображен светозащитный экран с границами, в которых часть под углом α к горизонту, расположенная между горизонтальной и вертикальной частями. На фиг.8 изображен светозащитный экран с границей с продолговатым овалом вместо горизонтальной и вертикальной частей. На фиг.9 изображен светозащитный экран с границей, выполненной полностью под углом к горизонту вместо горизонтальной и вертикальной частей.

На верхнем углу светозащитных экранов возможен вариант размещения оси вращения О для перехода водителя от легкового транспорта на грузовой и перемены углов видимости оси дороги.

Для водителя, который не носит очков по медицинским показаниям, ношение специальных очков против ослепления является излишней помехой зрительного пространства оправами и неудобство из-за дужек крепления. Наиболее оптимальным является выполнение в виде пенсне с размещением вместо линз вышеприведенных светозащитных экранов. При этом достаточно установить отдельно только один из светозащитных экранов - правый или левый, ввиду сложности их синхронизации при применении одновременно обоих, ввиду невозможности точного установления межглазного расстояния для границ экранов и для каждой точки пространства перед водителем. Если установлен один из светозащитных экранов - левый или правый, то при применении, в случае возникновения источника ослепления, другой глаз соответственно правый или левый прикрывается или закрывается вообще. Если установлены оба светозащитных экрана - левый и правый, то возникает необходимость соблюдения межглазного расстояния между границами экранов. Установка этого расстояния на основании медицинского показания при подборе очков с помощью линейки не дает реального результата на практике ввиду невозможности точной синхронизации границ на зрительном пространстве. Поэтому границы светозащитных экранов устанавливают так, что при раздельном и попеременном закрытии каждого глаза границы экранов порознь проходят через одну и ту же точку пространства, в зафиксированном одном и том же удобном положении водителя во время вождения транспортного средства.

В исходном положении, к примеру при езде в ночное время и при отсутствии источника ослепления, границы экранов располагают выше или за полосой встречного движения дороги и обеспечивают обзор всей ширины дороги перед водителем. При возникновении ослепляющего источника света делают незначительное движение головой (верхней частью тела) вправо и/или вниз, чем перемещают границы экранов и перерывают источник ослепления, а границы перекрытия размещают по направлению оси дороги или параллельно к ней. Движение головой или верхней частью тела зависит от характера и нервной системы водителя. Движение вправо и/или вниз зависит от того, как настроен угол наклона α на границе экрана к действительной на момент ослепления оси дороги, в каждой ситуации также различно. Наиболее оптимальным при ослеплении водителя является размещение границ экранов чуть ниже источника ослепления частями с наклонными продолговатыми овалами или под углом к горизонту, что удобно в случае возникновения нескольких источников ослепления одновременно. Одновременно с перемещением экранов глаза смещают в противоположном направлении и контролируют без помех не перекрытую экранами и необходимую для безопасного движения часть дороги. Таким образом обеспечивается мгновенный и быстрый контроль за безопасным движением транспортного средства или быстрое приведение в действие способа защиты водителя от ослепления фарами встречных транспортных средств без ущерба безопасности движения. После расхождения с источником или источниками ослепления обратными вышеназванными приемами экраны и глаза возвращают в исходное положение. Это означает, что обратным незначительным движением головой или верхней частью тела влево и/или вверх перемещают границы экранов в исходное положение и одновременно глаза также перемещают в обратном направлении до исходного положения.

В случае необходимости ношения очков по медицинским показаниям для водителя светозащитные экраны выполняют непосредственно на оправе с возможностью поворота на оси О, в верхнем поле зрения.

Универсальность способа защиты водителя от ослепления расширяется тем, что при езде в дневное время и ослеплении солнцем, в зависимости от дорожной обстановки и нахождения солнца в пространстве, возможны два варианта, при которых вышеупомянутые границы экранов направляют по горизонту или параллельно к горизонту (горизонтально), как в верхнем, так и в нижнем положении. При этом в первом варианте дневными рабочими границами экранов будут их противоположные стороны, границы, противоположные ночным рабочим.

Осуществление предлагаемого способа защиты водителя от ослепления в дневное время аналогичен, как при езде в ночное время, т.е. перекрывается источник ослепления и контролируется необходимая часть видимого пространства перед водителем, при одновременном перемещении рабочих границ экранов (к примеру, головой) и глаз в необходимом направлении. Возможно применение способа защиты от ослепления в повседневной жизни человека, в быту для нейтрализации источника ослепления.

Способ защиты водителя от ослепления, включающий перекрытие источника ослепления светозащитными экранами, расположенными непосредственно около глаз в верхнем левом поле зрения с вертикальными границами справа и горизонтальными границами в нижней части, при этом границы экранов устанавливают так, что при раздельном и попеременном закрытии каждого глаза границы экранов порознь проходят через одну и ту же точку, в одном и том же зафиксированном удобном положении водителя во время вождения транспортного средства, при этом светозащитные экраны выполняют на оси вращения так, что эту ось вращения размещают в верхнем углу экранов, а угол наклона границ при необходимости, в свою очередь, регулируют поворотом на этой оси вращения, границы экранов выполняют с по меньшей мере частью границ экранов с наклонными продолговатыми овалами или под углом к горизонтальной части, в исходном положении при езде в ночное время и при отсутствии источника ослепления границы экранов располагают за полосой встречного движения дороги и обеспечивают обзор всей дороги, при возникновении ослепляющего источника света делают незначительное движение головой или верхней частью тела вправо или вправо и вниз и перемещают границы экранов, чем перекрывают источник ослепления, а границы перекрытия размещают по направлению оси дороги или параллельно к ней, одновременно с перемещением экранов глаза смещают в противоположном направлении и контролируют не перекрытую экранами, необходимую для безопасного движения часть дороги, после расхождения с источником ослепления обратными вышеназванными приемами экраны и глаза возвращают в исходное положение, при дневной езде в солнечную погоду, в случае необходимости применяют противоположные рабочие границы светозащитных экранов, для этого поворачивают экраны на оси вращения на одинаковый угол, к примеру так, что ночные рабочие границы располагают в верхнем горизонтальном положении, при этом в качестве дневных рабочих границ применяют противоположные стороны светозащитных экранов, которыми и перекрывают ослепляемую верхнюю часть поля зрения впереди водителя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к средствам защиты водителя от солнечных лучей и яркого света во время движения и стоянки. .

Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к средствам защиты водителя от солнечных лучей и яркого света во время движения и стоянки. .

Изобретение относится к узлам изделий, используемых для сервировки салонов автотранспортных средств и иного вида передвижного транспорта. .

Изобретение относится к объектам сервисных устройств транспортных средств или стационарных установок, где необходима коррекция нормального визуального обзора за любыми наземными и подводными объектами и существами живой природы.

Изобретение относится к подъемнотранспортному оборудованию, а именно к предохранительным устройствам подъемнотранспортных средств,,и может быть использовано , например в башенных кранах для защиты оператора от светового излучения.

Изобретение относится к кабинам транспортных средств, например трактора, комбайна , грузового автомобиля. .

Шторка // 1217691

Держатель // 2282541
Изобретение относится к атрибутам сервисной комплектации салона автомобиля

Изобретение относится к средствам защиты глаз человека, управляющего транспортным средством, от солнечных лучей и яркого света во время движения и стоянки

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к противосолнечным козырькам для транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к противосолнечным козырькам для транспортных средств

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано при проектировании и изготовлении защитных конструкций противосолнечных козырьков

Изобретение относится к солнцезащитному козырьку транспортного средства

Изобретение относится к противосолнечным козырькам для транспортных средств

Изобретение относится к способу конструирования средств защиты от воздействия солнечных лучей на глаза человека

Изобретение относится к авиации, в частности к светозащитным устройствам кабин самолетов или пилотируемых летательных аппаратов, и может быть использовано в других наземных или водных транспортных средствах

Изобретение относится к затеняющему устройству для лобового стекла головного вагона рельсового транспортного средства

Изобретение относится к безопасности дорожного движения

Наверх