Устройство преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот, и может быть использовано, например, в двигателях внутреннего сгорания, компрессорах, насосах. Заявленное изобретение содержит корпус, в котором размещено тело вращения в виде маховика, фиксированное от смещения вдоль оси вращения, и ползун, установленный с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль оси вращения, на боковой поверхности ползуна выполнена замкнутая винтовая канавка, между ползуном и телом вращения размещен поводок, проворот ползуна относительно корпуса ограничен шлицевым соединением. Замкнутая винтовая канавка выполнена с четным количеством витков. Поводки выполнены шарообразными и расположены в диаметрально противоположных точках замкнутой винтовой канавки ползуна, и их количество соответствует количеству витков замкнутой винтовой канавки. Поводки вставлены в пазы в маховике и боковой поверхностью, выходящей за приделы ползуна, опираются на кольца подшипников качения, имеющие радиусные кольцевые канавки. Технический результат заключается в повышении надежности и долговечности устройства, а также в обеспечении возможности его работы при больших скоростях вращательного и возвратно-поступательного движения и силовых нагрузках. 2 ил.

 

Заявляемое изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно, к устройствам преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот, и может быть использовано, например, в двигателях внутреннего сгорания, компрессорах, насосах.

Известен аксиально-поршневой двигатель с противоположно движущимися поршнями (заявка №2001105860 от 27.02.2003), содержащий корпус, вал, цилиндры, расположенные вокруг и параллельно оси вала, по два поршня с шатунами-поводками в каждом цилиндре, неподвижно закрепленные на валу две косые втулки и две качающиеся шайбы с радиальными цапфами, связанными шарнирно с шатунами-поводками, поршни имеют уплотнения с обоих торцов, а рабочие процессы двигателя совершаются как в объеме между поршнями с одной стороны, так и между торцевыми крышками цилиндров и поршнями с другой.

Недостатками аналога являются большие габариты вследствие наличия несовпадения оси приводного вала и оси цилиндров, повышенных габаритов механизма возвратно-поступательного движения поршней, а также снижение КПД механизма и его долговечности из-за давления поршней на стенки цилиндров и возникновения в нем неуравновешенных сил инерции.

Прототипом заявляемого изобретения является устройство преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот, патент RU №2059133 С1, содержащее корпус, размещенный в нем ползун цилиндрической формы с замкнутой винтовой канавкой, кинематически связанное с ползуном и фиксированное от перемещения вдоль своей оси вращения тело вращения в виде маховика, кинематическая связь между ползуном и телом вращения выполнена в виде поводков, зафиксированных в маховике, предназначенных для взаимодействия одной стороной с телом вращения, а другой стороной для взаимодействия с боковой поверхностью замкнутой винтовой канавки. Проворот ползуна относительно корпуса ограничен шлицевым соединением.

Прототип работает следующим образом. При приложении крутящего момента к маховику он начинает разворачиваться относительно своей оси, а зафиксированный в нем поводок начинает давить на боковую поверхность винтовой канавки, вследствие ограничения возможности проворота ползуна шлицевым соединением его с корпусом ползун начинает поступательное движение. После достижения ползуном крайнего положения происходит переход поводка в реверсивную ветвь винтовой канавки (ветвь, имеющую обратное направление) и ползун, таким образом, меняет направление движения на противоположное. Цикл повторяется, вследствие чего вращательное движение преобразуется в возвратно-поступательное. При обратном преобразовании движения возвратно-поступательного во вращательное усилие прикладывается к ползуну. При этом ползун боковой поверхностью винтовой канавки воздействует на поводок, закрепленный в маховике, что вызывает вращение маховика. При достижении ползуном крайнего положения за счет силы инерции вращательного движения маховика происходит переход поводка в реверсивную ветвь винтовой канавки и при изменении направления прикладываемой нагрузки на противоположное вращательное движение маховика продолжается в том же направлении.

Недостатком прототипа является пониженный ресурс его работы и КПД, особенно при больших скоростях вращательного и возвратно-поступательного движений, вследствие возникновения трения скольжения в узле фиксации поводков в маховике, между поводками и поверхностью винтовой канавки, что ограничивает скоростные, силовые характеристики механизма, а также область его применения.

Технической задачей заявляемого устройства является повышение его надежности и долговечности, а также обеспечение возможности работы устройства при больших скоростях вращательного и возвратно-поступательного движений и силовых нагрузках за счет замены трения скольжения на трение качения и исключения давления ползуна на опоры.

Поставленная задача решается тем, что заявляемое устройство содержит корпус, в котором размещено тело вращения в виде маховика, фиксированное от смещения вдоль оси вращения, и ползун, установленный с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль оси вращения, на боковой поверхности ползуна выполнена замкнутая винтовая канавка, между ползуном и телом вращения размещен поводок, проворот ползуна относительно корпуса ограничен шлицевым соединением, в котором в отличие от прототипа винтовая канавка выполнена с четным количеством витков, поводки шарообразные и расположены в диаметрально противоположных точках винтовой канавки ползуна, их количество соответствует количеству витков винтовой канавки, поводки вставлены в пазы в маховике и боковой поверхностью, выходящей за пределы ползуна, опираются на кольца подшипников качения, имеющие радиусные, кольцевые канавки.

Благодаря новой совокупности существенных признаков заявляемого изобретения получаем увеличение надежности и долговечности устройства преобразования движения при одновременном увеличении скоростных и силовых нагрузок. Это объясняется тем, что вследствие опирания шаровых поводков на подвижные кольца подшипников качения и возможности качения поводков по кольцевым канавкам, выполненным на контактирующих с ними кольцах подшипников, обеспечивается, несмотря на сложное движение поводков, отсутствие трения скольжения между поводками и боковой поверхностью винтовой канавки, вызывающего износ поводков и канавки. При этом использование в рассматриваемом устройстве винтовых канавок с четным количеством витков и диаметрально противоположного расположения поводков, количество которых равно числу витков канавки, позволяет перераспределить действующие в устройстве усилия между поводками и исключить давление ползуна на его опоры в корпусе, что значительно снижает потери на трение и износ в этих узлах.

На фиг. 1 и 2 схематично представлен вариант выполнения заявляемого устройства.

Заявляемое устройство содержит корпус 1, в котором установлен маховик 2. В корпусе 1 также установлен цилиндрический ползун 3, имеющий возможность перемещения вдоль оси маховика 2. При этом ось вращения маховика 2 совпадает с продольной осью ползуна 3. Проворот ползуна 3 относительно корпуса 1 ограничен шлицевыми соединениями, представляющими собой продольные пазы 9 в ползуне 3 и корпусе 1, в которых утоплены шарики 8. На цилиндрической поверхности ползуна 3 выполнена замкнутая винтовая канавка 5, в которой наполовину утоплены шаровидные поводки 4, вторая половина поводков, выходящая за пределы ползуна, вставлена в пазы в маховике 3 (фиг.2) и опирается на радиусные кольцевые канавки 7 подвижных колец подшипников качения 6.

Устройство работает следующим образом. При приложении крутящего момента к маховику 2 он начинает разворачиваться относительно своей оси, а зафиксированные в его пазах поводки 4 начинают давить на боковую поверхность винтовой канавки 5, вследствие ограничения возможности проворота ползуна 3 шлицевым соединением 8, 9 его с корпусом 1, ползун начинает поступательное движение. После достижения ползуном 3 крайнего положения происходит переход поводков 4 в реверсивную ветвь винтовой канавки 5 (ветвь, имеющую обратное направление) и ползун 3, таким образом, меняет направление движения на противоположное. Цикл повторяется, вследствие чего вращательное движение преобразуется в возвратно-поступательное.

При преобразовании возвратно-поступательного движения во вращательное усилие прикладывается к ползуну 3. При этом ползун 3 боковой поверхностью винтовой канавки 5 воздействует на поводки 4, что вызывает вращение маховика 2. При достижении ползуном 3 крайнего положения за счет силы инерции вращательного движения маховика 2 происходит переход поводка в реверсивную ветвь винтовой канавки 5 и при изменении направления прикладываемой нагрузки на противоположное вращательное движение маховика 2 продолжается в том же направлении.

Возникающее при преобразовании вращательного движения маховика 2 в возвратно-поступательное движение ползуна 3 осевое усилие, либо усилие, действующее на ползун 3 при обратном преобразовании движения, через поводки 4 передается на подшипники качения 6, зафиксированные в корпусе 1. При этом за счет отсутствия жесткой фиксации поводков 4 в маховике 2 и их опоры на подшипники качения 6 а также наличие на кольцах подшипников кольцевых радиусных канавок 7, по которым перемещаются поводки, достигается движение качения поводков 4 относительно боковой поверхности винтовой канавки 5, и колец подшипников, несмотря на сложный характер движение поводков 4, характеризующиеся изменением в процессе работы механизма оси, направления и скорости их вращения. Качение поводков 4 по поверхностям винтовой канавки 5 и кольцевым канавкам 7 подшипников качения 6 обеспечивает минимальные потери энергии на трение в устройстве, а также повышение работоспособности устройства при одновременном увеличении скоростных и силовых нагрузок, действующих на устройство.

Повышение работоспособности и снижение потерь энергии на трение в устройстве обеспечивает также применение в устройстве винтовых канавок с четным числом витков и диаметрально противоположное расположение поводков, количество которых равно числу витков винтовой канавки. При такой компоновке устройства исключается давление ползуна на его опоры в корпусе за счет взаимной компенсации моментов сил реакций, возникающих в поводках, и действующие в устройстве осевые нагрузки равномерно распределяются между поводками, что снижает величину контактных напряжений, действующих в зонах контакта поводков с поверхностью винтовой канавки, и с радиусными кольцевыми канавками на подшипниках.

Радиусные кольцевые канавки, выполненные на подвижных кольцах подшипников качения, ограничивают радиальное перемещение поводков и обеспечивают максимальную длину линии контакта поводков и подшипников качения, что также способствует возможности увеличения силовой нагруженности устройства и его работоспособности.

Таким образом, за счет введения новой совокупности существенных признаков можно решить поставленную техническую задачу, вытекающую из современного уровня техники.

Устройство для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот, содержащее корпус, в котором размещено тело вращения в виде маховика, фиксированное от смещения вдоль оси вращения, и ползун, установленный с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль оси вращения, на боковой поверхности ползуна выполнена замкнутая винтовая канавка, между ползуном и телом вращения размещен поводок, проворот ползуна относительно корпуса ограничен шлицевым соединением, отличающееся тем, что замкнутая винтовая канавка выполнена с четным количеством витков, поводки выполнены шарообразными и расположены в диаметрально противоположных точках замкнутой винтовой канавки ползуна и их количество соответствует количеству витков замкнутой винтовой канавки, поводки вставлены в пазы в маховике и боковой поверхностью, выходящей за пределы ползуна, опираются на кольца подшипников качения, имеющие радиусные кольцевые канавки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное, и наоборот, и может быть использовано, например, в двигателях внутреннего сгорания, компрессорах, насосах.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот, и может быть использовано, например, в двигателях внутреннего сгорания, компрессорах, насосах.

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к гидравлическим устройствам поворота и может быть использовано в машиностроении, лесной промышленности и в строительстве.

Изобретение относится к технике сообщения объекту вращательного движения, а более конкретно к адаптационному преобразователю механических движений. .

Изобретение относится к области машиностроения и, в частности, к передачам винт-гайка. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механических приводах машин. .

Изобретение относится к энергетическим установкам, преобразующим тепловую энергию в механическую. .
Изобретение относится к области машиностроения, в частности может быть применено в конструкции двигателей внутреннего и внешнего сгорания, компрессорах, во всех двигателях гидрообъемного типа.

Изобретение относится к технике сообщения объекту вращательного движения, а более конкретно к устройству для преобразования возвратно-поступательного движения в одностороннее вращательное.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к соединениям деталей механизмов и машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к механизмам преобразования движения

Изобретение относится к группе механизмов, в которых связь механических звеньев осуществляется прохождением магнитного потока при отсутствии между ними контакта, и предназначено для демонстрации опытов по электромагнетизму

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное движение и наоборот

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к механизмам для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и вращательное с заданными законами движения. Кулачковый пространственный механизм состоит из неподвижного цилиндрического, или конического, или гиперболоидного кулачка, вращающегося звена и толкателя с роликом. Кулачок оснащен сектором-направляющей и двумя натяжными звездочками, охватываемыми бесконечной втулочно-роликовой цепью. Вращающееся звено оснащено неподвижной штангой, звездочкой и большой звездочкой, входящей в зацепление с упомянутой бесконечной втулочно-роликовой цепью. Толкатель соединен со звездочкой с помощью подвижного соединения, а с роликом - с помощью установленного на штанге ползуна. Технический результат - увеличение количества оборотов толкателя вокруг своей продольной оси в заданных габаритах механизма. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к кулачковым механизмам. В четырехзвенном кулачковом механизме с изменяемым промежуточным звеном, содержащем подвижные кулачок, толкатель, изменяемое промежуточное звено, а также стойку, опоры изменяемого промежуточного звена выполнены с возможностью их относительного смещения и фиксации с помощью клеммовых соединений. Достигается управление законом движения толкателя. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к роторно-кулачковым механизмам. Трехзвенный роторно-кулачковый механизм содержит корпус (1), ротор (6) и шток (11). Цилиндрический корпус (1) жестко связан с гильзами (2) и крышками (3). Гильзы установлены с образованием кольцевых каналов, в которых содержатся поршни (5) ротора (6). Ротор жестко скреплен с валом (7), на котором крепятся профилированные диски (8) с отрицательными кулачками, установленными с возможностью воздействия на подпружиненный шток (11), с толкателем (12) и роликом (13). Шток выполнен с телескопическим разъемом (14). Между верхней и нижней частями штока содержится пружина (18), например, тарельчатая. На поверхностях ротора и толкателя содержатся канавки треугольной формы в виде шеврона. Достигается расширение функциональных возможностей. 1 з.п. ф-лы, 11 ил.
Наверх