Устройство для определения местоположения транспортного средства

Изобретение относится к вспомогательному оборудованию транспортных средств (ТС), в частности к навигационным приборам для определения местоположения ТС, использующим технику структурирования или форматирования данных с географической карты. Устройство содержит визуально связанный с пользователем ТС блок индикации. Имеются также и последовательно соединенные GPS-приемник, блок преобразования координат и блок расчета поисковых параметров. В отличие от известных устройств данного назначения в предложенное устройство введены связанные друг с другом блок хранения фрагментов карты-схемы местности и блок выборки фрагментов карты-схемы местности, вход которого подключен к выходу блока расчета поисковых параметров. Кроме того, предусмотрен выполненный с памятью блок формирования информационных сообщений, первый вход которого подключен к выходу блока выборки фрагментов карты-схемы местности, второй вход - к выходу блока преобразования координат, а выход - ко входу блока индикации. Изобретение позволяет исключить из процесса определения местоположения ТС ручные операции и, как следствие, существенно упростить пользователю процедуру навигации ТС. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к вспомогательному оборудованию транспортных средств (ТС), в частности к навигационным приборам для определения местоположения ТС, использующим технику структурирования или форматирования данных с географической карты.

Как известно, возможность навигации, то есть определения водителем или кем-либо из пассажиров ТС (далее, пользователем ТС) местоположения своего ТС, способствует снижению усталости водителей и - в конечном итоге - уменьшению количества аварий и дорожно-транспортных происшествий. Дополнительным преимуществом, даваемым навигацией, является более эффективное использование горючего и связанное с этим улучшение экологической ситуации в городе (например, журнал "Мастер 12 Вольт", №48, 2003, с.32-37).

В настоящее время многие ТС, в основном, зарубежного производства, оснащаются автономными системами определения местоположения, содержащими:

- приемник глобальной спутниковой системы навигации (GPS-приемник) с выносной GPS-антенной;

- компактный персональный компьютер (как средство обработки и отображения информации);

- набор цифровых карт местности с программным обеспечением (например, на компакт-диске (CD) или на флэш-карте), позволяющим считывать картографические данные и отображать их на бортовом индикаторе в сопровождении семантической информации (надписей, текстовых строк).

Подобные системы различной степени сложности описаны в патенте US №5657232, G 06 G 7/78, в заявке US №2002/0193944, G 01 C 21/26 и во многих других патентных источниках.

Так, в заявке US №2002/0177950, G 01 C 21/26 описана бортовая система навигации, в которой записывают в находящуюся на борту ТС долговременную память (банк картографической информации) фрагменты карты местности, соответствующие планируемому маршруту движения ТС. В процессе прохождения ТС указанного маршрута периодически:

- принимают на GPS-приемник сигналы глобальной спутниковой системы навигации;

- обрабатывают эти сигналы в дифференциальном режиме, в соответствии с одним из хранящихся в памяти GPS-приемника алгоритмов определения географических координат ТС;

- считывают из банка картографической информации фрагменты карты местности, соответствующие измеренным географическим координатам ТС;

- фиксируют параметры движения ТС (скорость, пройденный путь, курсовой угол и некоторые другие параметры);

- осуществляют совместную обработку совокупности указанных данных в специализированном процессоре (с использованием известных алгоритмов прогнозирования траектории и калмановской фильтрации);

- после этого отображают отметку ТС на экране бортового индикатора (на фоне фрагмента цифровой карты местности).

В результате реализации указанной выше последовательности операций достигают предельно высокой точности определения текущего местоположения ТС, измеряемой единицами метров.

Пример практической реализации этого технического решения описан в журнале "Мастер 12 Вольт", №50, июль 2003, с.30-31. Эта система, установленная на немецком автомобиле "Геленваген", обеспечивает (при использовании выпускаемых за рубежом цифровых карт), точность определения географических координат ТС не хуже 5 м.

Основным недостатком рассмотренных выше зарубежных аналогов, существенно ограничивающим их применение в российских условиях, являются высокая стоимость бортовой аппаратуры, обусловленная чрезвычайно высокими требованиями к точности определения географических координат ТС и к детальности карты. Как правило, высокая (единицы метров) точность измерения географических координат ТС достигается, благодаря дифференциальному режиму работы GPS-приемника и применению калмановской фильтрации с использованием высокоточной электронной карты местности. Для реализации дифференциального режима необходима соответствующая наземная инфраструктура, отсутствующая в большинстве регионов России. Кроме того, в России до сих пор действуют жесткие режимные ограничения на точность определения географических координат (не лучше 30-90 м). Соответственно, в свободной продаже отсутствуют высокоточные цифровые карты. Математические же алгоритмы, типа калмановской фильтрации, при "грубых" картах не только не улучшают, но могут и ухудшить результаты измерений.

Указанные недостатки существенно ограничивают сферу применения описанных выше зарубежных систем навигации в российских условиях (что было отмечено в журнале "Мастер 12 Вольт", №50, июль 2003, с.30-31).

На устранение указанных недостатков, а именно на уменьшение стоимости бортовой аппаратуры, на преодоление режимных ограничений (по точности определения географических координат), на обеспечение возможности использования существующих отечественных электронных карт и на упрощенного программного обеспечения, было направлено изобретение по патенту RU №2228542, В 60 R 25/00, G 01 C 21/24, G 01 C 21/26. Техническая реализация этого патента (на способ) является ближайшим аналогом по технической сущности к заявляемому техническому решению и выбрана в качестве прототипа настоящего изобретения.

Суть известного технического решения заключается в следующем.

В процессе движения ТС по улично-дорожной сети бортовой GPS-приемник периодически принимает сигналы глобальной спутниковой системы навигации, обрабатывает эти сигналы в соответствии со стандартным решением навигационных уравнений и вычисляет географические координаты ТС (X, Y). Окончательно местоположение ТС определяют относительно опорных ориентиров (улиц, перекрестков, домов) с использованием фрагментов карты-схемы улично-дорожной сети, по которой пролегает маршрут движения ТС. Это осуществляется путем пересчета измеренных в определенной системе географических координат (X, Y) в условные координаты автодорожного атласа, представляющие собой последовательность поисковых параметров: номера тома атласа, номера страницы атласа, номера условного квадрата поиска и индексов ячейки сетки, нанесенной на условный квадрат поиска. Буквенно-числовую строку, соответствующую указанной последовательности поисковых параметров, отображают на экране бортового индикатора, вручную находят в автодорожном атласе фрагмент карты местности, соответствующий отображенной буквенно-числовой строке, и используют этот фрагмент для определения местоположения ТС.

Рассматриваемый в описании к патенту RU №2228542, В 60 R 25/00, G 01 C 21/24, G 01 C 21/26 вариант технической реализации этого способа включает в себя последовательно соединенные бортовой GPS-приемник, контроллер и бортовой индикатор. В качестве носителя фрагментов карты местности используется специально изданный многотомный картографический атлас (на бумажном носителе), например, автодорожный атлас или атлас дорог, каждая страница которого разбита на пронумерованные условные квадраты поиска с индексированной сеткой. Преобразование измеренных GPS-приемником географических координат (X, Y) в условную "систему координат" автодорожного атласа, то есть, в набор (А, В, С, D) поисковых параметров, осуществляется путем цифровой обработки данных, полученных GPS-приемником, в соответствии с исходными данными, полученными с помощью вышеупомянутого автодорожного атласа. Указанное преобразование географических координат может осуществляться либо в самом GPS-приемнике, содержащем процессор для цифровой обработки информации, либо в специальном контроллере. Пользователь ТС визуально фиксирует вышеуказанную последовательность поисковых параметров, сформированную на экране бортового индикатора, и находит требуемый фрагмент карты местности в виде ячейки сетки на условном квадрате поиска автодорожного атласа. Далее, он определяет местоположение ТС, руководствуясь расположением опорных ориентиров.

Для реализации описанного выше технического решения не требуется высокой точности определения географических координат (X, Y), поскольку указанные координаты используются не для определения местоположения ТС, а для выбора ячейки сетки условного квадрата поиска, соответствующей искомому фрагменту карты-схемы местности, в пределах которой предположительно находится ТС. Поэтому GPS-приемник может работать в обычном, а не в дифференциальном режиме. Упрощается и алгоритм цифровой обработки результатов измерений. Из него может быть исключена калмановская фильтрация. Получаемый же окончательный результат определения местоположения ТС относительно опорных ориентиров на улично-дорожной сети вполне приемлем для целей навигации, позволяет преодолеть режимные ограничения и существенно упростить задачу пользователя ТС.

Недостатки данного технического решения связаны с использованием ручных операций по поиску требуемого фрагмента карты-схемы, что фактически является платой за существенное упрощение и, соответственно, за удешевление бортовой аппаратуры. Однако это неудобно для пользователя ТС, занимает определенное время и, кроме того, если атласом пользуется водитель ТС, то указанные операции не безопасны для дорожного движения.

Настоящее изобретение направлено на усовершенствование прототипа за счет устранения вышеупомянутых недостатков.

Предметом изобретения является устройство для определения местоположения ТС, содержащее блок индикации, визуально связанный с пользователем ТС, и последовательно соединенные GPS-приемник, блок преобразования координат и блок расчета поисковых параметров, - при этом в устройство введены блок формирования информационных сообщений, блок хранения фрагментов карты-схемы местности и блок выборки фрагментов карты-схемы местности, параметрический вход которого подключен к выходу блока расчета поисковых параметров, первый вход блока формирования информационных сообщений подключен к фрагментному выходу блока выборки фрагментов карты-схемы местности, второй вход - к выходу блока преобразования координат, третий вход - к выходу блока расчета поисковых параметров, а выход - ко входу блока индикации, при этом адресный выход и фрагментный вход блока выборки фрагментов карты-схемы местности соединены со входом и выходом блока хранения фрагментов карты-схемы местности.

Частными существенными признаками изобретения являются следующие.

Блок выборки фрагментов карты-схемы местности содержит формирователь адреса и первый блок буферной памяти, при этом вход и выход формирователя адреса являются, соответственно, параметрическим входом и адресным выходом блока выборки фрагментов карты-схемы местности, а вход и выход первого блока буферной памяти, соответственно, фрагментным входом и фрагментным выходом блока выборки фрагментов карты-схемы местности.

Блок формирования информационных сообщений содержит последовательно соединенные второй блок буферной памяти, блок сравнения и формирователь сообщения, выход которого является выходом блока формирования информационных сообщений, при этом вход второго блока буферной памяти является первым входом блока формирования информационных сообщений, второй вход блока сравнения - вторым входом блока формирования информационных сообщений, а второй вход формирователя сообщения - третьим входом блока формирования информационных сообщений.

В качестве блока хранения фрагментов карты-схемы местности использован флэш-память или CD.

В качестве блока индикации использован дисплей мобильного телефона.

Задачей изобретения является создание устройства, позволяющего исключить ручные операции из процесса определения местоположения ТС, движущегося по установленному маршруту, и за счет этого существенно упростить процедуру навигации пользователю ТС. При этом процедура навигации не должна вступать в противоречие с режимными ограничениями, действующими в российской картографии, и не должна предъявлять повышенные требования к инструментальной точности измерений географических координат.

Суть изобретения поясняется на фиг.1-4.

На фиг.1 представлена структурная схема предлагаемого устройства.

На фиг.2 показана блок-схема алгоритма работы предлагаемого устройства

На фиг.3 приведена структурная схема возможного варианта построения блока формирования информационных сообщений.

На фиг.4 приведена структурная схема возможного варианта построения блока выборки фрагментов карты-схемы местности.

На фиг.1-4 использованы следующие обозначения: 1 - GPS-прием-ник; 2 - блок преобразования координат; 3 - блок расчета поисковых параметров; 4 - блок формирования информационных сообщений; 5 - блок выборки фрагментов карты-схемы местности; 6 - блок хранения фрагментов карты-схемы местности; 7 - блок индикации; 8 - пользователь ТС, 9 - формирователь адреса; 10 - первый блок буферной памяти; 11 - второй блок буферной памяти; 12 - блок сравнения; 13 - формирователь сообщения.

Предлагаемое устройство для определения местоположения ТС содержит (фиг.1) пользователя 8 ТС, визуально связанного с экраном блока 7 индикации. В состав устройства входят также последовательно соединенные GPS-приемник 1, блок 2 преобразования координат и блок 3 расчета поисковых параметров. Кроме того, устройство содержит блок 6 хранения фрагментов карты-схемы местности и блок 5 выборки фрагментов карты-схемы местности, параметрический вход которого подключен к выходу блока 3 расчета поисковых параметров. Адресный выход и фрагментный вход блока 5 выборки фрагментов карты-схемы местности подключены, соответственно, к адресному входу и фрагментному выходу блока 6 хранения фрагментов карты-схемы местности, а фрагментный выход - к первому входу блока 4 формирования информационных сообщений, второй вход которого подключен к выходу блока 2 преобразования координат, третий вход - к выходу блока 3 расчета поисковых параметров, а выход - ко входу блока 7 индикации.

Блок 5 выборки фрагментов карты-схемы местности (фиг.4) содержит формирователь 9 адреса и первый блок 10 буферной памяти. При этом вход и выход формирователя 9 адреса являются, соответственно, параметрическим входом и адресным выходом блока 5 выборки фрагментов карты-схемы местности, а вход и выход первого блока 10 буферной памяти являются, соответственно, фрагментным входом и фрагментным выходом блока 5 выборки фрагментов карты-схемы местности.

Блок 4 формирования информационных сообщений (фиг.3) содержит последовательно соединенные второй блок 11 буферной памяти, блок 12 сравнения и формирователь 13 сообщения. Вход второго блока 11 буферной памяти является первым входом блока 4 формирования информационных сообщений. Второй вход блока 12 сравнения является вторым входом блока 4 формирования информационных сообщений. Второй вход и выход формирователя 13 сообщения являются, соответственно, третьим входом и выходом блока 4 формирования информационных сообщений.

GPS-приемник 1 представляет собой законченный функциональный узел, предназначенный для приема и обработки сигналов глобальной спутниковой системы позиционирования НАВСТАР.

В частности, при аппаратурной реализации GPS-приемника 1 может быть использована доступная на коммерческом рынке функциональная плата TIM фирмы UBLOX (Швейцария), выполненная в соответствии с технологией SiRstar™ II GPS (www.u-blox.com). Она представляет собой 12-канальный GPS-приемник, работающий при частоте поступления спутниковых сигналов до 1 Гц, и имеет флэш-память на 8 Мбит. Указанная функциональная плата обеспечивает решение навигационных уравнений и позволяет сформировать на выходе готовое к построчному отображению на специальном индикаторе кодовое сообщение.

Блок 2 преобразования координат, блок 3 расчета поисковых параметров, блок 4 формирования информационных сообщений и блок 5 выборки фрагментов карты-схемы местности являются функциональными узлами цифрового процессорного устройства. Роль этого устройства может выполнить серийно выпускаемое предприятием-заявителем (сертификат соответствия №РОСС RU.ME30.B.01155) терминальное оборудование сотовой подвижной связи семейства REEF® GSM (модели 1000, 2000, 3000) (описанное, например, в Каталоге "Автомобильные охранные системы", 2002, "Альтоника" или в журнале "12 Вольт", №3 (46), 2003, с.34-37). При этом одна из моделей - REEF® GSM 3000 - содержит в своем составе и GSM-приемник 1. Кроме того, для реализации процедур цифровой обработки, показанных на фиг.2, может быть использован обычный ноутбук, в состав которого входит блок 7 индикации с достаточно ярким экраном.

В рассматриваемом устройстве роль блока 6 хранения фрагментов карты-схемы местности выполняют банк цифровых картографических данных на базе флэш-памяти или CD. При этом структура размещения цифровой карты-схемы в памяти блока 6 хранения фрагментов карты-схемы местности - такая же, как в прототипе. То есть, фрагменты электронной карты-схемы местности соответствуют реальному автодорожному атласу (выполненному на бумаге), который должен иметь пользователь 8 ТС.

Указанный автодорожный атлас (представляющий собой массив картографической информации) состоит из отдельных томов, соответствующих определенным регионам. Каждый том имеет пронумерованные страницы. Каждая страница разбита на пронумерованные условные квадраты поиска, отображающие фрагменты местности. Внутри каждого условного квадрата поиска имеется сетка с индексированными по горизонтали и по вертикали ячейками. Такая ячейка приблизительно соответствует одному дому (с ближайшими окрестностями). Используемые в автодорожном атласе условные знаки и обозначения указывают опорные ориентиры, относительно которых пользователь 8 ТС может определить местоположение ТС - названия улиц, перекрестков, номера домов.

Таким образом, все рассмотренные программные и аппаратные части описанного выше устройства выпускаются серийно и совместимы друг с другом. Поэтому возможность практической реализации указанного устройства не вызывает сомнений.

Рассматриваемое устройство для определения местоположения ТС (фиг.1) работает следующим образом.

После запуска бортовой аппаратуры ТС бортовой GPS-приемник 1 периодически (один-два раза в минуту) принимает сигналы глобальной спутниковой системы навигации. Для определения географических координат (X, Y) ТС необходимо, чтобы одновременно принимались сигналы не менее, чем от четырех спутников. Спутники передают также информацию о своих орбитах-альманах. Географические координаты (X, Y) ТС определяются в GPS-приемнике 1 путем цифровой обработки принятых со спутников альманаха и сигналов, в соответствии одним из стандартных алгоритмов решения навигационных уравнений - широко применяемого в геодезии метода трилатерации, то есть вычисления местоположения объекта по результатам измерений его дальностей до точек с заданными координатами. Географические координаты (X, Y) ТС передаются из GPS-приемника 1 в блок 2 преобразования координат, где осуществляется их преобразование в систему координат (X', Y'), в которой работают блок 3 расчета поисковых параметров и блок 4 формирования информационных сообщений.

Далее, в соответствии с программой, заложенной в блоке 3 расчета поисковых параметров, осуществляется пересчет преобразованных географических координат (X', Y') ТС в последовательность поисковых параметров (А, В, С, D).

Последовательность поисковых параметров (такая же, как в прототипе) указывает на привязку местоположения ТС к автодорожному атласу:

- А - номер тома автодорожного атласа;

- В - номер страницы;

- С - номер условного квадрата поиска на странице;

- D - индекс ячейки сетки (внутри условного квадрата).

По совокупности указанных поисковых параметров (А, В, С, D) блок 5 выборки фрагментов карты-схемы местности формирует соответствующий адрес фрагмента, который передается в блок 6 хранения фрагментов карты-схемы местности. По указанному адресу осуществляется поиск требуемого фрагмента карты-схемы. После окончания поиска найденный фрагмент карты-схемы поступает в блок 5 выборки фрагментов карты-схемы местности, который преобразует его в таблицу названий улиц, номеров домов и соответствующих им преобразованных координат (X', Y'). Указанная таблица передается в блок 4 формирования информационных сообщений.

На второй вход блока 4 формирования информационных сообщений с выхода блока 2 преобразования координат подаются преобразованные координаты (X', Y') TC. В блоке 4 формирования информационных сообщений указанным преобразованным координатам (Х', Y') ТС ставится в соответствие название улицы, на которой в данный момент находится ТС, и номер ближайшего дома, записанные в таблице, поступившей на первый вход блока 4 формирования информационных сообщений.

Название улицы и номер ближайшего к ТС дома формируют первую информационную строку. Вторую информационную строку составляет последовательность поисковых параметров (А, В, С, D), поступающая на блок 4 формирования информационных сообщений с выхода блока 3 расчета поисковых параметров. Указанные информационные строки высвечиваются на экране блока 7 индикации.

После окончания всей этой последовательности операций вся процедура (фиг.2) возвращается к своему началу.

По информационным строкам на экране блока 7 индикации пользователь 8 ТС может решить две различные задачи.

Первая задача - это определение маршрута в незнакомом населенном пункте. Такая задача возникает, если пользователь 8 ТС впервые оказывается в незнакомом для него месте. Он, разумеется, знает местоположение объекта своего назначения, однако названия улиц ему незнакомы, и он не может понять, в каком месте населенного пункта (по отношению к объекту назначения) находится его ТС. Тогда он, воспользовавшись второй информационной строкой на экране блока 7 индикации (последовательностью поисковых параметров А, В, С, D), достает требуемый том автодорожного атласа (А), открывает в нем нужную страницу (В), легко находит на ней требуемый условный квадрат (С) и - внутри этого квадрата - нужную ячейку (D) сетки (определяющую текущее местонахождение ТС). После этого пользователь 8 ТС свободно может проложить (вручную) по автодорожному атласу маршрут, начиная от текущего местонахождения ТС до местонахождения объекта назначения.

Второй задачей пользователя 8 ТС является движение по установленному тем или иным образом маршруту (именно к этой задаче сводится и первая задача). Маршрут ТС будет проходить по конкретной улично-дорожной сети. Пользователь 8 ТС имеет возможность, не отвлекаясь от управления ТС, визуально оценивать (воспользовавшись первой информационной строкой на экране блока 7 индикации) свое местоположение на улично-дорожной сети и своевременно принимать соответствующие решения по управлению движением ТС. Это обеспечивает прохождение ТС установленного маршрута.

Необходимо заметить, что, если пользователь 8 ТС достаточно хорошо знает населенный пункт, то вторая информационная строка на экране блока 7 индикации не представляет для него интереса. Тогда при программировании устройства пользователь 8 ТС может отключить формирование этой строки.

В заключение, рассмотрим более подробно работу блока 4 формирования информационных сообщений и блока 5 выборки фрагментов карты-схемы местности.

В блоке 5 выборки фрагментов карты-схемы местности (фиг.4) параметрический вход является входом формирователя 9 адреса. На указанный вход поступают поисковые параметры (А, В, С, D). Формирователь 9 адреса преобразует их в адресный код. Выход формирователя 9 адреса является адресным выходом блока 5 выборки фрагментов карты-схемы местности (подключенным к адресному входу блока 6 хранения фрагментов карты-схемы местности). Таким образом, формирователь 9 адреса формирует адресный код, используемый блоком 6 хранения фрагментов карты-схемы местности при поиске требуемого фрагмента карты-схемы местности. Указанный адресный код используется в качестве ключа для поиска требуемого фрагмента в массиве картографической информации, записанной на CD или во флэш-памяти блока 6 хранения фрагментов карты-схемы местности. Найденный фрагмент, в виде массива картографической информации, соответствующей заданным поисковым параметрам (А, В, С, D), формируется на фрагментном выходе блока 6 хранения фрагментов карты-схемы местности и поступает на фрагментный вход блока 5 выборки фрагментов карты-схемы местности. Поскольку фрагментным входом блока 5 выборки фрагментов карты-схемы местности является вход первого блока 10 буферной памяти, в первый блок 10 буферной памяти поступает массив картографической информации, соответствующей заданным поисковым параметрам (А, В, С, D). В первом блоке 10 буферной памяти из него формируется таблица названий улиц и домов, соответствующая массиву преобразованных координат для данного фрагмента карты-схемы. Эта таблица поступает на выход первого блока 10 буферной памяти, который является фрагментным выходом блока 5 выборки фрагментов карты-схемы местности (соединенным с первым входом блока 4 формирования информационных сообщений).

Для блока 4 формирования информационных сообщений (фиг.3) первым входом является вход второго блока 11 буферной памяти. В этот второй блок 11 буферной памяти и поступает таблица названий улиц и домов из блока 5 выборки фрагментов карты-схемы местности. Второй блок 11 буферной памяти сначала фиксирует указанную таблицу в виде матрицы в одной из своих ячеек памяти, а затем передает на первый вход блока 12 сравнения. На второй вход блока 12 сравнения поступают преобразованные координаты (X', Y') текущего местоположения ТС (с выхода блока 2 преобразования координат). В блоке 12 сравнения производится сопоставление этих координат с преобразованными координатами (X'', Y''), соответствующими определенным названиям улиц и номерам домов. При совпадении координат (X', Y') текущего местоположения ТС с координатами определенной улицы и дома (X'', Y'') выдается команда в формирователь 13 сообщения, который формирует первую информационную строку, содержащую указанные название улицы и номер дома. Вторую информационную строку образуют поисковые параметры (А, В, С, D), поступающие на второй вход формирователя 13 сообщения с выхода блока 3 расчета поисковых параметров. Две указанные информационные строки отображаются на экране блока 7 индикации в виде, удобном для визуального восприятия пользователем 8 ТС, и используются им для ориентации на улично-дорожной сети.

Таким образом, наряду с поисковыми операциями, осуществляющимися (как и в прототипе) ручным путем - на автодорожном атласе, в предлагаемом устройстве реализуются и автоматизированный поиск с представлением его результатов в наиболее привычной для человека семантической форме (название улицы, номер ближайшего дома). Этот автоматизированный поиск осуществляется путем совместной процессорной обработки координатной и картографической информации, при соответствующем преобразовании результата. Это дает возможность существенно упростить задачу определения местоположения движущегося по своему маршруту ТС с борта указанного ТС.

Благодаря этому, решается задача создания устройства для определения местоположения ТС, позволяющего с использованием процессорной техники и коммерчески доступного банка картографической информации исключить ручные операции из процесса определения местоположения ТС (при движении ТС по установленному маршруту). При этом, указанная процедура не вступает в противоречие с режимными ограничениями, действующими в российской картографии, и не предъявляет повышенных требований к инструментальной точности измерения географических координат.

Обеспечиваемый технический результат заключается в автоматизации процесса поиска требуемых фрагментов карты-схемы местности и определения местоположения ТС относительно опорных ориентиров маршрута (улица, перекресток, дом) на улично-дорожной сети.

1. Устройство для определения местоположения транспортного средства, содержащее блок индикации, визуально связанный с пользователем транспортного средства, и последовательно соединенные GPS-приемник, блок преобразования координат и блок расчета поисковых параметров, отличающееся тем, что в него введены блок формирования информационных сообщений, блок хранения фрагментов карты-схемы местности и блок выборки фрагментов карты-схемы местности, параметрический вход которого подключен к выходу блока расчета поисковых параметров, первый вход блока формирования информационных сообщений подключен к фрагментному выходу блока выборки фрагментов карты-схемы местности, второй вход - к выходу блока преобразования координат, третий вход - к выходу блока расчета поисковых параметров, а выход - ко входу блока индикации, при этом адресный выход и фрагментный вход блока выборки фрагментов карты-схемы местности соединены со входом и выходом блока хранения фрагментов карты-схемы местности.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что блок выборки фрагментов карты-схемы местности содержит формирователь адреса и первый блок буферной памяти, при этом вход и выход формирователя адреса являются соответственно параметрическим входом и адресным выходом блока выборки фрагментов карты-схемы местности, а вход и выход первого блока буферной памяти соответственно фрагментным входом и фрагментным выходом блока выборки фрагментов карты-схемы местности.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что блок формирования информационных сообщений содержит последовательно соединенные второй блок буферной памяти, блок сравнения и формирователь сообщения, выход которого является выходом блока формирования информационных сообщений, при этом вход второго блока буферной памяти является первым входом блока формирования информационных сообщений, второй вход блока сравнения - вторым входом блока формирования информационных сообщений, а второй вход формирователя сообщения - третьим входом блока формирования информационных сообщений.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в качестве блока хранения фрагментов карты-схемы местности использована флэш-память или компакт-диск.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в качестве блока индикации использован дисплей мобильного телефона.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области контроля и управления транспортными средствами (ТС). .

Изобретение относится к области контроля и управления движением транспортных средств. .

Изобретение относится к области контроля и управления движением транспортных средств (ТС). .

Изобретение относится к области контроля и управления движением транспортных средств и может быть использовано для контроля мест нахождения угнанных транспортных средств (ТС).

Изобретение относится к технике получения информации о местонахождении транспортного средства (ТС) и может быть использовано для навигации и управления ТС. .

Изобретение относится к контролю движения транспортных средств (ТС). .

Изобретение относится к контролю за транспортировкой грузов до мест их назначения. .

Изобретение относится к информационным системам. .

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах дистанционной обработки позиционной информации

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может найти применение в системах дистанционной обработки позиционной информации

Группа изобретений относится к области регулирования скорости транспортного средства. Способ регулирования скорости транспортного средства включает определение горизонта при помощи данных позиционирования и данных карты маршрута; вычисление пороговых значений для градиента участков в соответствии с одним или более значений; сравнение градиента каждого участка. Для каждой категории участка, указывающей крутой подъем или крутой спуск, способ включает вычисление конечной скорости транспортного средства после конца участка и, если расчетная конечная скорость находится за пределами диапазона для заданной скорости, выполняют коррекцию входной скорости на основе расчетной конечной скорости и регулируют скорость транспортного средства в соответствии с заданными значениями скорости для каждого участка. Модуль для регулирования скорости содержит блок горизонта и процессорный блок. Процессорный блок вычисляет пороговые значения для градиента участков; сравнивает градиент каждого участка с пороговыми значениями; вычисляет конечную скорость транспортного и корректирует входную скорость для участка. Решение направлено на снижение расхода топлива на холмистой местности. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 8 ил.

Группа изобретений относится к области определения заданных значений скорости транспортного средства. Способ определения заданных значений скорости для систем управления транспортными средствами включает этапы определения горизонта при помощи данных позиционирования и данных карты маршрута; вычисления пороговых значений для характеристики участков; сравнения характеристики каждого участка с расчетными пороговыми значениями; вычисления заданных значений скорости. Когда любая характеристика на участках указывает препятствие, осуществляются этапы: вычисления замедления транспортного средства; определения исходного положения в пределах горизонта; адаптации заданных значений скорости в пределах горизонта и регулирования скорости транспортного средства в соответствии с заданными значениями скорости. Модуль для определения опорных значений скорости содержит блок горизонта и процессорный блок. Модуль дополнительно содержит блок препятствии, а процессорный блок дополнительно выполнен с возможностью адаптации опорных значений скорости в пределах горизонта. Решение направлено на снижение расхода топлива. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 6 ил.

Группа изобретений относится к определению заданных значений скорости транспортного средства. Способ определения заданных значений скорости для систем управления транспортными средствами включает определение горизонта при помощи данных позиционирования и данных карты маршрута; вычисление пороговых значений для градиента участков; сравнение градиента каждого участка с пороговыми значениями; вычисление заданных значений скорости для систем управления транспортными средствами согласно горизонту. Дополнительно добавляют отклонения к расчетным заданным значениям скорости и регулируют транспортное средство в соответствии с заданными значениями скорости. Модуль для определения заданных значений скорости содержит блок горизонта и процессорный блок. Процессорный блок вычисляет пороговые значения для градиента участков в соответствии с одним или более значений и вычисляет заданные значения скорости. Блок дополнительно выполнен с возможностью добавления отклонения к расчетным заданным значениям скорости, когда транспортное средство находится на участке крутого подъема или спуска. Решение направлено на снижение расхода топлива. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 6 ил.

Группа изобретений относится к системам управления транспортными средствами. Способ определения заданных значений для систем управления транспортными средствами включает этапы, на которых определяют горизонт при помощи данных позиционирования и данных карты маршрута; вычисляют пороговые значения для характеристики участков; сравнивают характеристики каждого участка с расчетными пороговыми значениями; вычисляют заданные значения для систем управления транспортным средством и регулируют транспортное средство в соответствии с заданными значениями. Модуль для определения заданных значений содержит блок горизонта, определяющий горизонт при помощи полученных данных позиционирования и данных карты маршрута, и процессорный блок, вычисляющий пороговые значения для характеристики участков. Решение направлено на снижение вычислительной мощности. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может найти применение в системах дистанционной обработки картографических данных. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого способ и система/машина содержат множество сегментов, доступных для навигации, представляющих сегменты маршрута, доступного для навигации, в области, охваченной картой. При этом каждый сегмент сконфигурирован с возможностью иметь данные о скорости, ассоциированные с ним. Способ содержит этапы обработки данных о скорости, относящиеся к множеству сегментов маршрута, доступного для навигации, охваченного картой, чтобы формировать набор сформированных скоростных профилей, при этом каждый сформированный скоростной профиль в наборе является приближением к скорости движения транспорта по одному или более сегментам маршрута, доступного для навигации, и каждый скоростной профиль изменяется по времени; и ассоциирование, по меньшей мере, одного скоростного профиля из набора с сегментом, доступным для навигации, в картографических данных. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 12 ил., 5 табл.

Предложены способ позиционирования для навигационного устройства и навигационное устройство. Способ позиционирования включает в себя этапы приема сигнала глобальной системы позиционирования; считывания предшествующих данных о местоположении, скорости и времени; считывания предшествующего результата сопоставления с картой; и вычисления текущих данных о местоположении скорости и времени в соответствии с по меньшей мере одним из предшествующих данных о местоположении, скорости и времени и предшествующего результата сопоставления с картой. 2 с. и 5 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх