Разведывательный комплекс боевой машины

Изобретение относится к средствам разведки местности и целей противника. Разведывательный комплекс содержит установленные на беспилотной летающей платформе несущий винт с электроприводом, систему управления полетом платформы и разведывательную аппаратуру. Последняя имеет систему передачи данных расположенному на машине органу управления комплексом и команд из органа управления комплексом на устройство управления полетом платформы. На платформе размещена система автоматического слежения за образцом. Система передачи данных оборудована устройством сопряжения с объектом установки. В упомянутый орган управления введено автоматизированное рабочее место с ЭВМ и пультом управления. Составные узлы комплекса соединены через устройство сопряжения с бортовой сетью объекта и автоматизированным рабочим местом оператора. Предложенный комплекс обеспечивает повышенную дальность и оперативность ведения разведки противника. 2 з.п. ф-лы. 1 ил.

 

Изобретение относится к ВВТ, а, именно к средствам разведки местности и целей противника, и может быть использовано на образцах вооружения и военной техники (ВВТ) различного назначения.

Известны средства разведки местности и целей противника, установленные на образцах ВВТ Сухопутных войск (БТВТ) в виде оптических, инфракрасных, тепловизионных, телевизионных приборов и радиолокационных каналов [1, 2, 3, 4].

Основным недостатком этих средств разведки является малая высота установки приборов над землей (не превышает 2,5 м), ограничивающая дальность разведки, особенно в условиях пересеченной, холмистой и лесной местности. Это резко снижает боевые возможности отдельных наземных боевых, разведывательных, командно-штабных и других машин и тактических подразделений в целом, так как не позволяет в полной мере использовать возможности вооружения машин, вести разведку противника за передним краем, в глубине обороны, организовывать предупреждающий маневр силами и средствами подразделений.

Широко известны способы и средства разведки противника с помощью летательных аппаратов (ЛА) - самолетов, вертолетов, аэростатов.

Получаемая ими развединформация не передается непосредственно на каждую отдельную боевую машину в реальном масштабе времени, поэтому теряет актуальность при ведении высокоманевренных боевых действий. Непосредственно в танковых (мотострелковых) подразделениях (рота, батальон) такие средства разведки отсутствуют.

Известен дистанционно-пилотируемый летательный аппарат (ДПЛА) "Пчела-1" в составе комплекса "Строй-П", предназначенный для наблюдения за полем боя и ведения разведки в глубине обороны противника [5] и включающий транспортную машину с направляющей для запуска аппарата, аппаратуру для управления аппаратом и приема развединформации, летательный аппарат с телевизионной системой, силовой установкой в виде двигателя внутреннего сгорания, систему автоматизированного управления полетом, парашют. Запуск аппарата осуществляется с транспортной машины пороховым ускорителем.

Разведывательная информация с аппарата передается экипажу комплекса по радиоканалу на монитор (телевизионную систему) и фиксируется им на рабочей карте, после чего может быть передана соответствующим органам управления частей (или подразделений). Продолжительность полета ДПЛА составляет 2 часа, после чего он опускается на парашюте.

Недостатками комплекса применительно к тактическим подразделениям типа батальон, рота, взвод, а также к отдельным машинам являются:

образцы ВВТ ведут динамичный бой в реальном масштабе времени, а комплекс не обеспечивает быструю обработку развединформации и передачу ее непосредственно на каждый образец;

каждой боевой или другой машине требуется информация о противнике и местности в своей зоне ответственности (полосе, секторе) в реальном масштабе времени, что данный комплекс принципиально решить не может;

низкое качество связи ЛА с транспортной машиной, возможность полного подавления радиоканала [5];

громоздкость всего комплекса - отдельная транспортная машина, летательный аппарат, экипаж с соответствующими техническими средствами;

транспортная база комплекса в виде колесной машины не может следовать за подразделениями в бою по условиям проходимости;

ограниченное время полета ДПЛА.

Наиболее близким по технической сущности является разведывательный комплекс по патенту 2015067 С1, В 64 С 29/02, 30.06.1994, включающий беспилотный летательный аппарат (платформу), выполненный по вертолетной схеме и содержащий несущий винт с электроприводом, устройство управления полетом платформы, разведывательную аппаратуру с системой передачи данных органу управления, размещаемому на машине, систему передачи команд управления полетом платформы [6].

Указанному разведывательному комплексу, применительно к отдельным образцам ВВТ и их тактическим подразделениям, присущи те же недостатки, что и комплексу "Строй-П".

Целью настоящего изобретения является повышение дальности и оперативности ведения разведки противника в интересах отдельного образца ВВТ, тактических подразделений Сухопутных и других родов войск.

Поставленная задача решается путем установки на образец ВВТ специального разведывательного комплекса.

Сущность изобретения заключается в том, что известный комплекс воздушной разведки, включающий беспилотный летательный аппарат (платформу), выполненный по вертолетной схеме и содержащий несущий винт с электроприводом, устройство управления полетом платформы, разведывательную аппаратуру с системой передачи данных органу управления, размещаемому образце ВВТ, систему передачи команд управления полетом платформы, дополнительно снабжен системой автоматического слежения за объектом установки, модулями сопряжения (МС), автоматизированным рабочим местом в составе ЭВМ и пульта управления. В нерабочем положении все составные части комплекса находятся в переносном контейнере, который может быть установлен на разнообразные образцы ВВТ.

Состав разведывательного комплекса и связи между ними представлены на чертеже, где

1 - беспилотный летательный аппарат (платформа);

2 - несущий винт;

3 - приборы разведки;

4 - система слежения за образцом;

5 - электропривод несущего винта;

6 - система автоматического управления полетом;

7 - модуль сопряжения платформы с контейнером;

8 - контейнер;

9 - кабель-трос;

10 - система автоматического натяжения троса;

11 - преобразователь электроэнергии;

12 - модуль сопряжения контейнера с платформой и с автоматизированным рабочим местом оператора;

13 - образец ВВТ;

14 - система электроснабжения образца;

15 - автоматизированное рабочее место оператора.

Отличительными особенностями заявляемого разведывательного комплекса являются: питание электродвигателя привода 5 винта 2 платформы 1 осуществляется от системы электроснабжения 14 образца ВВТ 13 через МС 12 и МС 7, наличие системы слежения 4 за образцом ВВТ 13, позволяющей автоматически удерживать платформу 1 над образцом при всех его маневрах на местности.

В качестве приборов разведки на платформу могут устанавливаться стабилизированные в трех плоскостях телевизионные, тепловизионные приемники информации с блоками преобразования сигнала в цифровую форму, РЛС, акустические датчики, лазерные дальномеры и др.

Для удержания платформы 1 на заданной высоте, передаче на платформу электроэнергии, сигналов управления и получения с нее видеоинформации служат МС 7 и МС 12, а также крепежные приспособления контейнера к машине, кабель-трос в виде бухты с электроприводом 9 и системой автоматического натяжения 10. Кабель-трос 9 представляет собой кабель питания и кабель связи, которые соединены через МС 7 и МС 12 с преобразователем энергии 11 (по питанию), платформой 1 и АРМ 15 (по сигналам управления разведывательным каналом и приема из него разведывательной информации). Система автоматического натяжения 10 решает задачу сматывания (разматывания) кабель-троса при изменении высоты полета платформы 1.

АРМ 15 представляет собой ЭВМ с пультом управления и программным обеспечением, соединенные через шину данных, МС 12, кабель-трос 9, МС 7 с приборами разведки 3 платформы 1 и системой автоматического управления полетом 4 платформы 1.

Управление платформой 1 осуществляться следующим образом. Контейнер 8 устанавливают на образец ВВТ 13, подключают к системе электроснабжения образца 14, устанавливают АРМ 15 на рабочее место оператора (командира/наводчика) образца ВВТ 13. Подключают кабель-трос 9 к платформе 1. По команде оператора АРМ 15 осуществляет программный запуск платформы 1 в воздух. Одновременно с запуском платформы начинает работать система слежения 4 за образцом ВВТ 13, которая через систему автоматического управления полетом 6 удерживает платформу 1 над образцом ВВТ 13 при всех его маневрах на местности на заданной высоте. Высоту полета, положение в пространстве средств разведки 6, установленных на платформе 1, оператор устанавливает и контролирует с помощью ЭВМ и пульта управления, передавая сигналы управления на систему автоматического управления полетом 6 и приборы разведки 3. Развединформация от приборов разведки 3 по кабель-тросу 9 поступает в ЭВМ АРМ 15, где после соответствующей обработки отображается на мониторе оператора АРМ.

Современный уровень развития техники позволяет создать такой разведывательный комплекс.

По сравнению с прототипом заявляемое изобретение обладает следующими преимуществами:

разведывательный комплекс может быть установлен на различных образцах ВВТ - боевой, транспортно-боевой групп, командно-штабных машинах и машинах управления, разведывательных машинах Сухопутных и других родов войск, а также на речных и морских кораблях и решать задачи разведки как в интересах каждого образца ВВТ, так и их подразделений в целом с использованием АСУ подразделения;.

за счет передачи электроэнергии для питания привода несущего винта с образца ВВТ разведка может вестись в течение длительного времени непрерывно;

передача всей информации по кабелю значительно повышает помехозащищенность системы связи с платформой;

конструкция платформы, принципы ее управления не требуют базовой машины и специального личного состава для ее эксплуатации и может управляться штатным членом экипажа образца ВВТ со своего рабочего места;

автоматическая система слежения платформы за образцом ВВТ не требует управления ею, что позволяет использовать ее как на стоянке, так и в движении, из-за укрытий, в окопе, в лесу, в населенных пунктах (городах), а малые габариты и тепловой контраст затрудняют ее обнаружение и поражение противником.

Создание таких платформ позволит сделать первый шаг по разделению средств разведки и поражения противника, что в будущем поможет кардинально изменить облик образцов ВВТ и решаемые ими задачи, а также способы их применения.

Источник информации

1. Танк Т-80. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, книга 1, - М.: Воениздат, 1979. - 181 с.

2. Танк Т-90С. Техническое описание, ч.1, - 264 с.

3. Боевая машина пехоты БПМ-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, ч.1, 1977. - 181 с.

4. Боевая разведывательная машина БРМ-1К. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, - М.: Воениздат, 1979, - 142 с.

5. Э.Лукашева. Беспилотники не выходят из пике. - "Независимое военное обозрение", № 21 (194). 16-22.06.2000 г.

6. Патент Российской Федерации RU 2015067 С1, В 64 С 29/02, 30.06.1994.

1. Разведывательный комплекс, содержащий установленные на беспилотной летающей платформе несущий винт с электроприводом, систему автоматического управления полетом платформы и приборы разведки с системой передачи данных расположенному на образце вооружения и военной техники органу управления платформой и команд из органа управления, отличающийся тем, что на платформе дополнительно размещена система автоматического слежения за образцом, система передачи данных оборудована устройством сопряжения платформы с объектом установки, а в упомянутый орган управления платформой введено автоматизированное рабочее место в виде ЭВМ с пультом управления, при этом составные узлы комплекса соединены через устройство сопряжения с бортовой сетью объекта и автоматизированным рабочим местом оператора.

2. Разведывательный комплекс по п.1, отличающийся тем, что он включает в себя кабель-трос для удержания платформы на заданной высоте, состоящий из кабеля электропитания составных узлов платформы электроэнергией и кабеля передачи разведывательных данных и команд управления платформой, а также систему автоматического натяжения кабель-троса в виде бухты с электроприводом, при этом кабель электропитания платформы по входу соединен с бортовой сетью боевой машины, а по выходу - с потребителями электроэнергии платформы, кабель передачи разведывательных данных и команд управления платформой по входу соединен с ЭВМ автоматизированного рабочего места, а по выходу - с приборами разведки и электроприводом троса.

3. Разведывательный комплекс по п.1 или 2, отличающийся тем, что все составные элементы комплекса в нерабочем положении находятся в контейнере, устанавливаемом на любом образце вооружения и военной техники.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации. .

Изобретение относится к морскому авиастроению и касается создания спасательных самолетов с возможностью вертикальных взлетов и посадок. .

Изобретение относится к области авиации. .

Изобретение относится к авиации. .

Изобретение относится к одежде, предназначенной для защиты от удара, а также к летательным аппаратам тяжелее воздуха. .

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для создания пассажирских грузовых и комбинированных самолетов, фюзеляж самолета имеет некруглую форму, образованную четырьмя отрезками окружностей в верхней, нижней и боковых частях, стыкуемых в зоне основного отсека.

Самолет // 2134649
Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к беспилотным летательным аппаратам (БЛА) вертикального взлета и посадки (ВВП) и, в частности, к БЛА с тороидальным фюзеляжем и парой соосных несущих винтов, вращающихся в противоположных направлениях в кольцевом канале, образованном фюзеляжем, и обеспечивающих способность вертикального взлета и посадки.

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано при проектировании гиперзвуковых летательных аппаратов различного назначения, например пассажирских и воздушно-космических самолетов.

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при разработке микро и мини беспилотных летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиационно-космической техники, более конкретно - к беспилотным летательным аппаратам

Изобретение относится к малогабаритным авиационным системам с дистанционно пилотируемыми летательными микроаппаратами

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к летательному аппарату суперперевозчику

Изобретение относится к конструкции наружных элементов фюзеляжа летательных аппаратов

Изобретение относится к авиации, а именно к малозаметным беспилотным летательным аппаратам

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при разработке мини- и микробеспилотных летательных аппаратов различного назначения

Изобретение относится к авиации, а именно к гиперзвуковым самолетам

Изобретение относится к области авиации
Наверх