Способ определения путевой скорости воздушной цели в наземной радиолокационной станции

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в наземных РЛС с инверсным синтезированием апертуры антенны. Техническим результатом является измерение путевой скорости полета воздушной цели. Способ определения путевой скорости воздушной цели в наземной РЛС заключается в том, что измеряют частоту Доплера отраженных от движущейся цели сигналов в наземной РЛС, измеряют частоту Доплера отраженных сигналов в дополнительной приемной позиции, разнесенной в пространстве относительно наземной РЛС на базовое расстояние, угол между направлениями "дополнительная приемная позиция - цель" и "дополнительная приемная позиция - РЛС", угол между направлениями "РЛС - цель" и "РЛС - дополнительная приемная позиция", вычисляют бистатический угол и исходя из всех измерений определяют путевую скорость полета воздушной цели. 4 ил.

 

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в наземных радиолокационных станциях (РЛС) с инверсным синтезированием апертуры антенны при формировании опорной функции для обработки траекторного сигнала.

Известен способ определения путевой скорости полета воздушной цели в наземной РЛС (Грачев В.В., Кейн В.М. Радиотехнические средства управления воздушным движением. - М.: Транспорт, 1975. - с.281-285).

Сущность способа состоит в следующем. Наземная РЛС с известными координатами, работающая в импульсном режиме, осуществляет круговое сканирование узким лучом диаграммы направленности антенны в горизонтальной плоскости. Измеренные координаты воздушной цели в полярной системе координат "азимут-дальность" переводятся в координаты (X, Y) прямоугольной системы координат. Для измерения путевой скорости воздушной цели вычисляют координаты (x1, y1) и (х2, y2) воздушной цели соответственно в моменты времени t1 и t2, а модуль путевой скорости определяется из выражения:

Недостатком такого способа определения путевой скорости полета воздушной цели является низкая точность.

В качестве прототипа выбран способ измерения радиальной скорости воздушной цели в наземной РЛС, изложенный в (Лезин Ю.С. Введение в теорию и технику радиотехнических систем / Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Радио и связь, 1986. - с.32-36).

Сущность способа измерения радиальной скорости воздушной цели в наземной РЛС заключается в том, что в РЛС измеряется частота Доплера как разность между частотой излученного сигнала и частотой отраженного сигнала от движущейся цели с путевой скоростью V. Радиальная скорость полета цели определяется из выражения:

где λ - рабочая длина волны, используемая в наземной РЛС; УРЛСр - радиальная скорость движения цели.

Недостатком такого способа является невозможность измерения путевой скорости движения воздушной цели.

Техническим результатом предлагаемого способа является расширение его области применения для измерения путевой скорости полета воздушной цели.

Сущность предлагаемого способа определения путевой скорости воздушной цели в наземной РЛС заключается в том, что измеряют частоту Доплера отраженных от движущейся цели сигналов в наземной РЛС fдРЛС, а также частоту Доплера fдR отраженных сигналов в дополнительной приемной позиции R, разнесенной в пространстве относительно наземной РЛС на базовое расстояние RB, измеряют угол θ между направлениями "дополнительная приемная позиция R - цель Ц" и "дополнительная приемная позиция R - РЛС", угол γ между направлениями "РЛС - цель Ц" и "РЛС - дополнительная приемная позиция R", вычисляют бистатический угол β=180°-(θ+γ), а путевая скорость полета воздушной цели определяется по формуле:

где λ - рабочая длина волны, используемая в наземной РЛС; fдРЛС - частота Доплера, измеряемая в наземной РЛС; fдR - частота Доплера, измеряемая в дополнительной приемной позиции R; β - бистатический угол между направлениями "РЛС - цель Ц" и "дополнительная приемная позиция R - цель Ц".

Сущность способа поясняется следующим. Пусть цель Ц летит под произвольным неизвестным углом μ к линии визирования цели со стороны наземной РЛС (фиг.1) с путевой скоростью V. Тогда измеряемая частота Доплера сигнала, отраженного от Ц, в РЛС определяется выражением:

а путевая скорость полета цели равна

где V·cosμ=VРЛСр - радиальная скорость полета цели относительно наземной РЛС.

Из (3) следует, что для определения путевой скорости необходимо получить угол μ. Для этого введем дополнительную приемную позицию R (фиг.2), разнесенную в пространстве относительно наземной РЛС на базовое расстояние RВ. При этом частота Доплера, измеряемая в дополнительной приемной позиции R, определяется выражением:

где α - угол между вектором путевой скорости V и линией визирования цели со стороны приемной позиции R.

С учетом выражений (3) и (4) отношение fдРЛС и fдR равно:

При совмещении векторных диаграмм, показанных на фиг.1 и 2, в единую диаграмму (фиг.3) получено, что α+β+μ=180°. С учетом того, что α=180°-β-μ, выражение (5) принимает вид:

После элементарных преобразований

После подстановки (7) в (3) получается формула (1).

На фиг.4 представлена схема устройства для реализации предложенного способа. Оно состоит из наземной РЛС 1; антенны дополнительной 2 и дополнительной приемной позиции R 3, совмещенных в пространстве; измерителя 4 угла θ; измерителя 5 угла γ; частотомера 6; частотомера 7; вычислителя бистатического угла β 8; вычислителя скорости 9.

Узкие в азимутальной плоскости лучи антенны наземной РЛС 1 и антенны дополнительной 2 направлены на цель Ц. Цель облучается антенной наземной РЛС высокочастотными импульсами, формируемыми в передатчике РЛС. Эхо-сигналы поступают на вход приемника наземной РЛС и вход дополнительной приемной позиции R 3, причем антенна дополнительная и дополнительная приемная позиция R разнесены в пространстве относительно наземной РЛС на произвольное базовое расстояние RB. В измерителе 5 вычисляется угол θ между направлениями "РЛС - цель Ц" и "РЛС - дополнительная приемная позиция R". В измерителе 4 определяется угол θ между направлениями "дополнительная приемная позиция R - цель Ц" и "дополнительная приемная позиция R - РЛС". Измеренные углы γ и θ подаются в вычислитель 8 бистатического угла β, который высчитывается как разность 180°-(θ+γ) (см. фиг.2). В частотомере 7 измеряется частота Доплера fдРлС, ачастотомере 6 - частота Доплера fдR.

Измеренные значения fдрлс и fдR, а также вычисленное значение угла β поступают в вычислитель скорости 9. В этом вычислителе путевая скорость полета цели V определяется по формуле (1).

Таким образом, данный способ предоставляет возможность получить путевую скорость полета V воздушной цели в наземной РЛС.

Способ определения путевой скорости воздушной цели в наземной РЛС, заключающийся в том, что измеряют частоту Доплера отраженных от движущейся цели сигналов в наземной РЛС fдрлс, отличающийся тем, что измеряют частоту Доплера fдR отраженных сигналов в дополнительной приемной позиции, разнесенной в пространстве относительно наземной РЛС на базовое расстояние RВ, угол θ между направлениями "дополнительная приемная позиция R - цель Ц" и "дополнительная приемная позиция R - РЛС", угол γ между направлениями "РЛС - цель Ц" и "РЛС - дополнительная приемная позиция R", вычисляют бистатический угол β=180°-(θ+γ), при этом путевую скорость полета воздушной цели определяют по формуле

где λ - рабочая длина волны, используемая в наземной РЛС; fдрлс - частота Доплера, измеряемая в наземной РЛС; fдR - частота Доплера, измеряемая в дополнительной приемной позиции R; β - бистатический угол между направлениями "цель Ц - дополнительная приемная позиция R" и "цель Ц-РЛС".



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам автономной навигации и посадки, предназначенным для навигации и слепой посадки в основном вертолетов и других летательных аппаратов, для которых имеет большое значение диапазон измеряемых скоростей с переменой знака скорости, измерение высоты в диапазоне от максимальной до предельно близкой к нулю, в том числе и при перевозке груза на подвеске, и для которых в режиме висения важна стабильность положения, а в режиме посадки необходимы сведения о наклоне посадочной площадки для правильной ориентации летательного аппарата по отношению к направлению максимальной крутизны для предотвращения опрокидывания.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для диагностики технического состояния механизмов с вращающимися элементами конструкции.

Изобретение относится к области радиолокации, в частности к радиолокационным системам самонаведения, работающим в условиях воздействия помех. .

Изобретение относится к радиолокационной технике, в частности к радилокационным станциям для определения координат целей. .

Изобретение относится к средствам радиолокационного наблюдения траекторий баллистических объектов и может быть использовано при измерении начальной скорости снарядов.

Изобретение относится к области навигации наземных транспортных средств (НТС). .

Изобретение относится к области радиолокации и может найти применение при разработке помехоустойчивых радиолокационных систем, сохраняющих работоспособность в сложной электромагнитной обстановке и при наличии интенсивных мешающих отражений от пассивных помех, местных предметов и метеообразований.

Изобретение относится к средствам для автономного измерения скорости движущихся объектов и может быть использовано для измерения скорости движения автомобилей по дороге.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в бортовых радиолокационных импульсно-доплеровских комплексах. .

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано при определении параметров траектории движущихся объектов

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано при обнаружении траекторий объектов в обзорных радиолокационных станциях (РЛС) с фазированной антенной решеткой

Изобретение относится к измерительным системам, основанным на относительном перемещении объекта, а именно к радиолокационным способам измерения скорости

Изобретение относится к области радиолокации и предназначено для измерения радиальной скорости сопровождаемого по угловым координатам и дальности объекта при использовании режима перестройки частоты от импульса к импульсу по случайному закону, исключающему негативное влияние прицельных по частоте помех

Изобретение относится к радиотехнике, в частности к устройствам измерения путевой скорости с использованием эффекта Доплера

Изобретение относится к измерительным системам, а именно к средствам радиолокационного наблюдения траекторий баллистических объектов, и может быть использовано при измерении начальной скорости снарядов и их нахождения на заданной траектории полета

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано при обнаружении траектории объекта, отделившегося от сопровождаемого объекта-носителя, в обзорных радиолокационных станциях (РЛС) с фазированной антенной решеткой
Наверх