Рулевое устройство для малогабаритного судна

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции рулевых устройств с подъемными перьями рулей для малогабаритных судов различного назначения. Рулевое устройство содержит румпель и перо руля, закрепленное на оси в коробке пера с возможностью поворота в вертикальной плоскости. Румпель соединен своим концом с пером руля посредством оси, и на этом же его конце закреплен конец, по меньшей мере, одной пружины, другой конец которой закреплен в нижней части коробки пера. На этой коробке установлен с возможностью взаимодействия с румпелем упорный ролик. Коробка пера руля установлена на кормовой части судна с использованием шарниров поворота в горизонтальной плоскости, а румпель может быть выполнен из двух частей, расположенных с внешних сторон коробки пера. Изобретение позволяет упростить и ускорить управление подъемом и опусканием пера руля, что обуславливает повышение безопасности экипажа и комфортности судна, оснащенного таким устройством. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкциям рулевых устройств для малогабаритных судов различного назначения с подъемными перьями рулей.

В процессе эксплуатации различных парусных судов одним из самых значимых узлов является рулевое устройство. От его надежности, удобства и простоты использования зависит безопасность судна и экипажа.

В части проектирования малогабаритных судов сложилась определенная традиция в конструкции рулевых устройств. Румпель служит для ручной установки пера руля под необходимым углом к продольной оси судна при необходимости поворота. Перо имеет возможность поворота в вертикальной плоскости внутри его коробки из рабочего положения (вертикально вниз) в стояночное положение (горизонтальное) и обратно. При наезде на подводное препятствие или дно водоема в рабочем положении перо рулевого устройства должно подниматься во избежание поломок механизма, однако, оно не должно подниматься под воздействием набегающего потока воды, возникающем при движении судна.

Существуют различные способы управления положением пера для перевода устройства из стояночного положения в рабочее и обратно (подъем-опускание руля), например непосредственно рукой рулевого, с помощью веревочных тяг и т.п.

Из уровня техники известен, например, механизм подъема пера руля, содержащий баллер, румпель, шарнирно закрепленный в верхней части баллера, перо руля и две защелки, одна из которых служит стопором, а другая - подъемная, управляемая при подъеме руля румпелем, а при опускании руля - тягой (см. М.Карницкий и др. "Механизм для подъема пера руля", сборник "Катера и Яхты", вып.3 (85), с.41). Недостатком данной конструкции механизма подъема руля является отсутствие жесткой кинематической связи между румпелем и пером руля и наличие большого количества соединительных деталей, что затрудняет использование конструкции.

Наиболее близким к предложенному является рулевое устройство парусного судна, принятое за прототип, содержащее коробку пера руля, нижнюю и верхнюю петли подвески руля, румпель и канат для управления пером руля, при этом ось пера руля закреплена в верхней части коробки, а в нижней петле подвески выполнены горизонтальные вырезы, в которые входит штырь пера руля с возможностью фиксирования в указанных вырезах при опущенном положении пера руля. Один конец каната закреплен на пере руля, а другой через блоки, которыми снабжена коробка пера руля, выведен на румпель (см. авт. свид. СССР №1240684, кл. В 63 Н 25/08, 1983).

Недостатком этого устройства является сложность управления, невозможность надежной фиксации пера руля в крайних положениях, а также экстренной отдачи каната управления пером руля при соприкосновении последнего с препятствием, что снижает эксплуатационные характеристики устройства.

Задачей предложенного изобретения является упрощение и ускорение управления подъемом и опусканием пера руля, что обусловливает повышение безопасности экипажа и комфортности судна, оснащенного таким устройством.

Поставленная задача решена за счет того, что в рулевом устройстве, содержащем перо руля, закрепленное на оси в коробке пера с возможностью поворота в вертикальной плоскости, и румпель, связанный пером руля, румпель предпочтительно выполнен сдвоенным, при этом обе его части размещены с внешних сторон коробки пера и соединены с пером руля осью, устройство содержит пружину или пружины, закрепленные на этом же конце румпеля (на концах сдвоенного румпеля) и на коробке пера (по обеим ее сторонам), а также упорный ролик, установленный на коробке пера с возможностью взаимодействия с румпелем.

Коробка пера установлена на кормовой части судна с использованием шарниров поворота в горизонтальной плоскости.

На фиг.1-3 приведена схема работы устройства, при этом на фиг.1 - с положением пера руля в рабочем положении (нижнем), на фиг.2 - в горизонтальном положении, на фиг.3 - в стояночном положении (вертикально вверх).

Рулевое устройство состоит из пера 1 руля, закрепленного на оси 2 в коробке 3 пера, установленной на кормовой части 4 судна с использованием шарниров 5 поворота руля. Обе части сдвоенного румпеля 6 размещены с внешних сторон коробки 3 пера и соединены с пером 1 через ось 7 вращения. На концах обоих частей сдвоенного румпеля 6 закреплены пружины 8, прикрепленные снаружи к коробке 3 пера в ее нижней части по обеим ее сторонам. В верхней части коробки 3 пера установлен упорный ролик 9.

В рабочем положении пера 1 руля (нижнем) управление судном выполняется через сдвоенный румпель 6, как при использовании стандартного рулевого устройства.

Откидывания пера 1 руля набегающим потоком воды при движении судна не происходит благодаря установленным пружинам 8, однако, при наезде на подводное препятствие или дно водоема перо 1 отклоняется, растягивая пружины 8, и амортизирует удар.

При необходимости поднятия пера 1 руля в стояночное положение (вертикально вверх) рулевой резким движением вниз нажимает на передний конец румпеля 6. Румпель 6 упирается в упорный ролик 9 и производит вращение пера 1 руля в коробке 3 и растяжение пружин 8. В верхнем положении пера 1 руля пружины 8 препятствуют опусканию пера 1 в рабочее положение (нижнее).

Для опускания пера 1 руля из стояночного положения (вертикально вверх) в рабочее положение (нижнее) рулевой резким движением вниз, подобным тому, что необходимо для поднятия пера 1, нажимает на передний конец румпеля 6. Румпель 6 упирается в упорный ролик 9 и производит вращение пера 1 руля в коробке 3, растягивая пружины 8. При сжатии пружин 9 перо 1 занимает рабочее (нижнее) положение.

Простота подъема и опускания руля позволяет рулевому не отвлекаться от управления судном. Данное рулевое устройство прошло испытания и подходит для установки и эксплуатации на различных типах малогабаритных судов.

1. Рулевое устройство, содержащее перо руля, закрепленное на оси в коробке пера с возможностью поворота в вертикальной плоскости, румпель, связанный с пером руля, отличающееся тем, что румпель соединен своим концом с пером руля посредством оси, и на этом же его конце закреплен конец, по меньшей мере, одной пружины, другой конец которой закреплен на коробке пера, на которой установлен упорный ролик с возможностью взаимодействия с румпелем.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что коробка пера установлена на кормовой части судна с использованием шарниров поворота в горизонтальной плоскости.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что румпель выполнен из двух частей, расположенных с внешних сторон коробки пера.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам активного управления судами - активным рулям. .

Изобретение относится к средствам для управления транспортом в водной и воздушной средах. .

Изобретение относится к устройствам управления объектом при движении его в аморфной среде, в частности к рулевым устройствам. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам судов. .

Изобретение относится к судостроению и касается вопроса проектирования и создания судовых рулей. .

Изобретение относится к судостроению и касается выбора движительно-рулевого комплекса одновинтового полнокороткого судна. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания подводных крыльев и крыльевых рулей. .

Изобретение относится к судовой технике и касается конструирования судовых рулевых устройств. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам двухвального судна. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам парусных судов. .

Изобретение относится к устройствам управления объектом при движении его в аморфной среде, в частности к рулевым устройствам. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам судов. .

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках. .

Изобретение относится к судостроению, предназначено для конструирования волногасящих устройств полуглиссирующих судов и может быть использовано в судоходстве по малым рекам.

Изобретение относится к судостроению. .

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на маломерных судах преимущественно с вельботной кормой
Наверх