Универсальное транспортное средство

Изобретение относится к области транспортных средств, способных перемещаться как по дорогам с различным покрытием, так и по рельсам железных дорог. Универсальное транспортное средство содержит кузов с силовой установкой, размещенный на шасси с передними рулевыми и задними сдвоенными ведущими колесами. Рулевые колеса также выполнены сдвоенными. В пространстве между дисками колес каждой пары с возможностью совместного с ними вращения размещены упругий подпружиненный металлический диск тарельчатой формы с различной толщиной на отдельных участках по своей образующей и упругий воздушный баллон, контактирующий с указанным металлическим диском, выполненным с профилем, адекватным профилю внешней поверхности головки железнодорожного рельса и выполняющим роль гребня колеса для возможности эксплуатации транспортного средства по рельсам железнодорожного пути при нахождении указанного упругого воздушного баллона под избыточным давлением сжатого воздуха или - с возможностью движения по различным дорогам и бездорожью - без избыточного давления. Технический результат - расширение эксплуатационной возможности транспортных средств (автомобилей) за счет эксплуатации их не только по дорогам и бездорожью, но и по рельсовым путям железных дорог. 3 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области транспортных средств, способных перемещаться как по дорогам с различным покрытием и бездорожью, так и по рельсам железных дорог.

Известны конструкции транспортных средств. Так, например, в книге "Краткий автомобильный справочник", 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1983, на стр.56 представлен автомобиль-фургон УАЗ-451М, состоящий из шасси с четырьмя одинарными колесами, на котором установлен цельнометаллический четырехдверный кузов для размещения в нем людей или приспособлений для мастерской, применяемой, например, в так называемых летучках, широко применяемых в различных областях народного хозяйства. Несмотря на свою эффективность использования, особенно в условиях бездорожья, такой автомобиль-фургон обладает существенным недостатком, заключающимся в том, что его невозможно применять бригадами, обслуживающими участки железнодорожных путей, требующих проведения работ по их содержанию и ремонту (такие службы как СЦБ и ПЧ). Так, например, такие участки железных дорог длинной более сотен километров находятся в Карелии, Сибири и Дальнем Востоке, которые совершенно изолированы от любых автомобильных дорог и подъезд к ним колесным транспортом практически невозможен. В таких случаях рабочие добираются до рабочих мест на дрезинах, автомотрисах, а чаще на грузовых или пассажирских поездах, что вызывает массу проблем. Во-первых, дрезины и автомотрисы занимают главные пути, тем самым нарушается график движения поездов, а, во-вторых, при переездах таких бригад в пассажирских поездах исключается транспортировка необходимого инструмента, материалов и других технических средств, связанных с проведением работ в местах ремонта пути, или систем автоблокировки, связи, сигнализации и т.д. Поэтому ясно, что для производства таких работ необходим универсальный транспорт, передвигающийся не только по дорогам и бездорожью, но и по рельсовым путям железнодорожного полотна.

Известны также транспортные средства (автомобили небольшой грузоподъемности) описанные в книге " Автомобили семейства ГАЗель". Руководство по эксплуатации 330-Э902610 РЭ г. Нижний Новгород, 2002 г., которые широко могут быть использованы на работах, указанных в аналоге. Такие автомобили состоят из кузовов, установленных на шасси, снабженных передними рулевыми одинарными и сдвоенными задними ведущими колесами. Несмотря на свою достаточно высокую эффективность и эти транспортные средства, как и описанные в аналоге, используются только по дорогам и бездорожью, но не могут перемещаться по рельсовому пути, т.е. не обладают универсальностью.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является расширение эксплуатационной возможности транспортных средств (автомобилей) за счет эксплуатации их не только по дорогам и бездорожью, но и по рельсовым путям железных дорог.

Поставленная цель достигается тем, что рулевые колеса так же выполнены сдвоенными, в пространстве между дисками колес каждой пары с возможностью совместного с ними вращения размещен упругий подпружиненный металлический диск тарельчатой формы с различной толщиной на отдельных участках по своей образующей и упругий воздушный баллон, контактирующий с указанным металлическим диском, выполненным с профилем, адекватным профилю внешней поверхности головки железнодорожного рельса, и выполняющим роль гребня колеса для возможности эксплуатации транспортного средства по рельсам железнодорожного пути при нахождении указанного упругого воздушного баллона под избыточным давлением сжатого воздуха или - с возможностью движения по различным дорогам и бездорожью - без избыточного давления.

На чертежах, фиг., показан общий вид универсального транспортного средства, на фиг.2 - часть сдвоенных колес в поперечном сечении при движении его по обычному дорожному полотну, на фиг.3 - та же часть, но при движении транспортного средства по рельсам железнодорожного пути.

Универсальное транспортное средство состоит из кузова 1, установленного на шасси 2, снабженного рулевыми 3 и ведущими 4 сдвоенными колесами. Колеса 3 и 4 состоят из дисков 5, размещенных на ступицах 6 и связанных с ними жестко при помощи стяжных болтов 7, снабженных распорными втулками 8. На ступицах 6 между дисками 5 закреплены упругие тарельчатой формы диски 9, с одной стороны подпружиненные пружинами сжатия 10 относительно одного из дисков 5, а с другой контактирующие с упругими воздушными баллонами 11, так же расположенными на ступицах 6 и стяжных болтах 7. Упругие воздушные баллоны 11 занимают пространство, ограниченное упругими тарельчатой формы дисками 9 и дисками 5 колес 3 и 4. На дисках 5 закреплены шины 12, которые имеют возможность соприкасаться как с дорогой 13, так и с рельсом 14. Упругие тарельчатой формы диски 9 по своей внешней образующей имеют профиль 15, адекватный поверхности головки 16 рельса 14.

Работает универсальное транспортное средство следующим образом. При движении его по дорогам с различным покрытием и бездорожью (см. фиг.1 и 2) давление сжатого воздуха в воздушных упругих баллонах 11 отсутствует и они под действием упругих свойств тарельчатой формы дисков 9 и пружин сжатия 10 находятся в крайнем левом (см. фиг.2) положении, деформируя воздушные упругие баллоны 11 по стрелке А. При этом внешние образующие профили 15 дисков 9 не касаются дороги 13 и находятся от нее с некоторым зазором 8. Когда необходимо осуществить движение транспортного средства по рельсовому пути, его подгоняют к последнему (удобно это делать, например, на железнодорожных переездах или на специально подготовленных для этого участках) и размещают его так, чтобы рулевые 3 и задние 4 сдвоенные колеса разместились так, как это показано на фиг.3. После этого широко известными в технике способами подают сжатый воздух в упругие воздушные баллоны 11 и последние, расширяясь, воздействуют на тарельчатой формы диски 9 и упруго деформируют их по направлению, противоположному стрелке А, одновременно сжимая пружины сжатия 10. Упругая деформация дисков 10 приводит к тому, что они получают линейное перемещение по стрелке В. В результате этого диски 9 подходят к головкам 16 рельс 14 и занимают такое положение, как это показано на фиг.3. Транспортное средство готово к передвижению по рельсам 14. В этом случае сход шин 12 с рельс 14 исключен, так как упругие тарельчатой формы диски 9, выполняя роль гребней колес, как это имеет место на рельсовых транспортных средствах (локомотивах и вагонах), надежно удерживая их на рельсовом пути. Следует также отметить, что перед началом движения транспортного средства по рельсовому пути, для того чтобы исключить виляние рулевых сдвоенных колес 3 и их сход с рельс 14, их блокируют широко известными в технике способами. В случае необходимости движения транспортного средства по дорогам вне железнодорожного пути давление воздуха в упругих воздушных баллонах 11 снимают, что в итоге позволяет тарельчатой формы дискам 9 перейти в состояние, показанное на фиг.2, а рулевое управление разблокируют. Далее процесс перевода универсального транспортного средства из одного положения в другое может производиться многократно.

Технико-экономическое преимущество предлагаемого технического решения, в сравнении с известными, очевидно, так как оно позволяет эффективно использовать транспортные средства как на обычных дорогах и по бездорожью, так и на железнодорожных путях.

Универсальное транспортное средство, содержащее кузов с силовой установкой, размещенный на шасси с передними рулевыми и задними сдвоенными ведущими колесами, отличающееся тем, что рулевые колеса также выполнены сдвоенными, в пространстве между дисками колес каждой пары с возможностью совместного с ними вращения размещены упругий подпружиненный металлический диск тарельчатой формы с различной толщиной на отдельных участках по своей образующей и упругий воздушный баллон, контактирующий с указанным металлическим диском, выполненным с профилем, адекватным профилю внешней поверхности головки железнодорожного рельса и выполняющим роль гребня колеса для возможности эксплуатации транспортного средства по рельсам железнодорожного пути при нахождении указанного упругого воздушного баллона под избыточным давлением сжатого воздуха или с возможностью движения по различным дорогам и бездорожью - без избыточного давления.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкциях автомобилей для их перемещения по рельсовым путям железных дорог.

Изобретение относится к области колесных транспортных средств

Изобретение относится к области универсальных транспортных средств, способных перемещаться как по дорогам, бездорожью, так и по и рельсовым путям железных дорог

(57) Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкциях железнодорожных транспортных средств для их передвижения по автомобильным дорогам. Комбинированное колесо состоит из закрепленных на удлиненной оси отдельных колес для передвижения по рельсовому пути и автомобильной дороге. Колесо для передвижения по рельсовому пути выполнено в виде вагонного колеса с буксой, через отверстие в крышке которой пропущена удлиненная ось. На концевике оси закреплена ступица колеса для передвижения по автомобильной дороге. Колесо для передвижения по автомобильной дороге выполнено в виде оборудованного пневматической шиной диска с ободом, установленным на шпильках ступицы и зафиксированным с внешней стороны гайками. Крепление ступицы на удлиненной оси колеса для передвижения по автомобильной дороге выполнено в виде резьбового соединения со стопорами, внутренняя резьба которого выполнена в отверстии ступицы, а на концевике удлиненной оси выполнена наружная резьба. В ступице выполнены, по меньшей мере, два радиальных канала для размещения стопоров. Достигается повышение надежности конструкции комбинированного колеса при его смене движения по рельсовым путям и по автомобильным дорогам. 7 ил.

Изобретение относится к области транспортных средств, способных перемещаться как по обычным дорогам и бездорожью, так и по рельсам железных дорог. Колесо состоит из ступицы с присоединенными к ней тормозным барабаном, дополнительным диском и диском, несущим шину. К диску колеса, несущему шину, примыкает съемный выпукло-вогнутый формы барабан, охватывающий шину как с внешней торцевой стороны образующей ее поверхности, так и со стороны поверхности круга катания. Внешняя круговая образующая упомянутого барабана выполнена в виде кругового гребня, а торцевая стенка его, со стороны ступицы колеса, имеет последовательно расположенные друг относительно друга сквозные дугообразной формы окна. Технический результат - упрощение конструкции колеса и повышение его эксплуатационной надежности. 2 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к транспортным средствам для передвижения по автомобильным и железным дорогам. Транспортное средство для передвижения по автомобильным и железным дорогам содержит шасси с автомобильными колесами, на котором установлено железнодорожное сцепное устройство и компрессор с ресивером сжатого воздуха, подключенный к тормозной системе прицепных вагонов, и кран машиниста, установленный в кабине транспортного средства. Вход крана машиниста подсоединен через разобщительный кран к ресиверу, а выход - через концевой кран и концевой рукав к тормозной системе прицепных вагонов. Пневматические шины автомобильных колес соединены с устройством регулирования в них давления сжатого воздуха, подключенным через разобщительный кран к ресиверу. На осях каждого автомобильного колеса установлено колесо для передвижения по железным дорогам, прикрепленное к диску автомобильного колеса. Достигается повышение надежности автомобильного транспортного средства и безопасности движения по железным дорогам, оборудованным автоблокировкой и электрической централизацией. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Рельсовое транспортное средство (1), которое факультативно является перемещаемым по дороге без рельсового пути, содержит рельсовые колеса (15, 16) и дорожные колеса (22, 23). Дорожные колеса выполнены с возможностью опускания относительно рельсовых колес из нерабочего положения, в котором рельсовое транспортное средство является эксплуатируемым на рельсах, в рабочее положение, в котором рельсовое транспортное средство является эксплуатируемым на дороге, и в рабочем положении дорожные колеса выступают над рельсовыми колесами в направлении поверхности (40) дороги. Рельсовое транспортное средство также содержит сцепное устройство, посредством которого дорожное колесо при эксплуатации на дороге является сцепляемым с приводимой в движение осью рельсовых колес, так что в рабочем положении при эксплуатации на дороге дорожное колесо приводится во вращение посредством одной или нескольких приводимых в движение осей рельсового колеса, а вне рабочего положения по меньшей мере одно дорожное колесо не приводится во вращение. Повышается гибкость транспортной сети. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 12 ил.
Наверх