Противолодочная авиабомба

Изобретение относится к области авиационных боеприпасов, в частности к противолодочным авиабомбам, имеющим индивидуальную подвеску. Авиабомба содержит корпус со стабилизатором, головную и донную части, взрывательное устройство, заряд и баллистическое устройство. Баллистическое устройство выполнено в виде головного кольца, состоящего из двух скрепленных между собой разъемных трубчатых полуколец, и хвостового кольцевого диска, закрепленного на торце стабилизатора бомбы шарнирными резьбовыми соединениями, имеющими срезаемую ось. Предлагаемая конструкция авиабомбы позволяет снизить скорость приводнения авиабомбы и увеличить скорость ее погружения, за счет чего обеспечивается возможность использования авиабомбы в качестве противолодочной, обеспечивается надежность работы авиабомбы на всех этапах ее функционирования, повышается общая надежность срабатывания авиабомбы. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области авиационных боеприпасов, в частности к противолодочным авиабомбам, имеющим индивидуальную подвеску.

Такие бомбы сбрасываются с носителя и поражают заданную цель, находящуюся как в надводном, так и в подводном положении.

Известна предназначенная для сброса с самолета авиабомба по патенту Великобритании №1179458 по классу МПК F 42 B 25/00 (НКИ F 3 A) - прототип. Авиабомба содержит корпус со стабилизатором, головную и донную части, взрывательное устройство и заряд. В головной части авиабомбы размещено тормозное баллистическое устройство, образованное поперечными гофрированными плоскостями, которые, в свою очередь, покрыты оболочкой, имеющей ровную внешнюю поверхность. При сбросе авиабомбы с самолета плоскости смещаются и развертываются после отключения средства блокировки.

Недостатком приведенной конструкции прототипа является наличие усложняющих конструкцию бомбы и увеличивающих ее массу и габариты неотделяемых от головной части при приводнении элементов и узлов, что скажется на движении авиабомбы как на воздушной, так и на подводной траекториях движения и, в конечном счете, на надежности ее срабатывания, поэтому использовать данную конструкцию в качестве противолодочной авиабомбы не представляется возможным.

Конструкция противолодочной авиабомбы должна, с одной стороны, увеличивать характеристическое время падения бомбы на воздушной траектории и снижать ее скорость приводнения, а, с другой стороны, после приводнения бомбы, увеличивать установившуюся скорость погружения авиабомбы на подводной траектории. За счет снижения скорости приводнения бомбы должна быть уменьшена сила ее удара о воду, влияющая на работоспособность головного взрывателя при действующих на него перегрузках, а за счет увеличения установившейся скорости погружения авиабомбы на подводной траектории должно быть обеспечено уменьшение времени движения бомбы до цели.

Задачей заявленного изобретения является обеспечение возможности использования авиабомбы в качестве противолодочной, обеспечение надежности работы авиабомбы на всех этапах ее функционирования, повышение общей надежности ее срабатывания.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в снижении скорости приводнения и увеличении скорости погружения авиабомбы.

Технический результат достигается тем, что противолодочная авиабомба содержит корпус со стабилизатором, головную и донную части, взрывательное устройство, заряд и баллистическое устройство. Баллистическое устройство выполнено в виде головного кольца, состоящего из двух скрепленных между собой разъемных трубчатых полуколец, и хвостового кольцевого диска, закрепленного на торце стабилизатора бомбы шарнирными резьбовыми соединениями, имеющими срезаемую ось.

Использование перечисленных признаков позволит упростить конструкцию боеприпаса, что, в конечном итоге, повысит надежность его срабатывания. При этом значительно увеличится характеристическое время падения бомбы на воздушной траектории, заметно снижается скорость ее приводнения, а за счет отделения баллистического устройства от корпуса после приводнения бомбы уменьшается коэффициент лобового сопротивления и, тем самым, увеличивается установившаяся скорость погружения бомбы на подводной траектории. За счет снижения скорости приводнения бомбы достигается полная работоспособность головного взрывателя при действующих на него перегрузках, что также повышает надежность срабатывания бомбы.

Предлагаемая конструкция баллистического устройства бомбы намного проще баллистического устройства прототипа и позволит надежно отбрасывать головное кольцо от головной части и корпуса при приводнении бомбы и ударе ее о воду, поскольку сила трения между составными элементами кольца оказывается недостаточной для его удержания, и кольцо отлетает от головной части бомбы, разделяясь на две половинки. Вместе с тем, предлагаемая конструкция хвостового кольцевого диска баллистического устройства, за счет наличия срезаемой оси, также позволит надежно отделять диск от стабилизатора бомбы при приводнении. Одновременно с этим, как головное кольцо, так и хвостовой кольцевой диск баллистического устройства надежно удерживаются в составе бомбы при отделении последней от носителя и при движении на воздушной траектории, выполняя, тем самым, свои непосредственные функции - увеличение характеристического времени падения и снижение скорости приводнения бомбы.

В отдельных конкретных случаях конструкция бомбы может быть выполнена с использованием указанных в формуле изобретения зависимых признаков.

Например, взрывательное устройство бомбы может содержать как головной, так и донный взрыватели, которые установлены по центральной продольной оси бомбы соответственно в стаканах ее головной и донной частей, причем на дне стакана донной части установлена П-образная инициирующая шашка. Это позволит надежно инициировать основной заряд авиабомбы после срабатывания взрывателя. В качестве головного может быть использован неконтактный гидролокационный взрыватель, а в качестве донного - контактный дистанционный взрыватель. Первый (головной взрыватель) срабатывает при прохождении бомбы около подводной лодки в зоне его реагирования, второй (донный взрыватель) - при прямом попадании в лодку.

Головное кольцо баллистического устройства может, например, иметь наружный диаметр, равный максимальному диаметру корпуса бомбы, а шарнирные резьбовые соединения хвостового кольцевого диска баллистического устройства могут быть расположены с двух диаметрально противоположных сторон и содержать петлю с резьбовым отверстием, накидную гайку, вворачиваемую в отверстие петли, и гайку, поджимающую накидную гайку, при этом срезаемая ось может входить в прорезь соответствующих перьев стабилизатора. Это позволит получить дополнительный технический результат - упростить изготовление и сборку авиабомбы, обеспечить прочность основных узлов и элементов бомбы на различных стадиях ее эксплуатации и работы.

Стабилизатор бомбы может состоять из нескольких, например двух, пар надкалиберных и калиберных перьев, жестко связанных между собой наружными и внутренними кольцами и поочередно расположенных на равноудаленном расстоянии друг относительно друга, начиная с пары надкалиберных перьев, расположенной в продольной плоскости подвески бомбы. Это условие диктуется удобством подвески бомбы на носителе. Каждое перо стабилизатора может иметь зиговку, повернутую в одну сторону, например против часовой стрелки, и расположенную между кольцами стабилизатора. Такая зиговка способствует повышению прочностных характеристик перьев и улучшает баллистику бомбы как на воздушной, так и на подводной траекториях ее движения. Максимальный размах надкалиберных перьев может, например, составлять величину 7/6 от максимального диаметра корпуса бомбы, внутренний диаметр внутреннего кольца стабилизатора может быть равен внутреннему диаметру хвостового кольцевого диска баллистического устройства, а наружный диаметр наружного кольца стабилизатора может быть равен наружному диаметру хвостового кольцевого диска баллистического устройства. Выполнение приведенных конструктивных элементов позволит улучшить условия подвески, отделения от носителя и баллистические характеристики бомбы.

Таким образом, совокупность всех приведенных признаков позволит применять предложенную конструкцию авиабомбы в качестве противолодочной, значительно упростить конструкцию бомбы по сравнению с прототипом, обеспечить надежную работу бомбы на всех этапах ее функционирования, повысить общую надежность ее срабатывания за счет снижения скорости приводнения авиабомбы и увеличения скорости ее погружения.

На фиг.1 представлена конструкция предлагаемой противолодочной авиабомбы, на фиг.2 - крепление головного кольца баллистического устройства к головной части авиабомбы, на фиг.3 - место соединения двух полуколец головного кольца баллистического устройства, на фиг.4 и 5 - элементы конструкции хвостового кольцевого диска баллистического устройства и крепления его к стабилизатору бомбы, на фиг.6 - стабилизатор авиабомбы.

Противолодочная авиабомба (см. фиг.1) состоит из тонкостенного корпуса 1, головной части 2, донной части 3, стабилизатора 4, заряда 5, взрывательного устройства 6 и баллистического устройства 7. Баллистическое устройство 7 содержит головное кольцо 8 и хвостовой кольцевой диск 9. Головное кольцо 8 (см. фиг.2 и 3) закреплено на головной части 2 бомбы и выполнено в виде двух скрепленных между собой полуколец 10, изготовленных из трубы, загнутой по радиусу. К каждому полукольцу с одной стороны жестко крепится небольшой отрезок трубы 11, который частично входит в полукольцо 10, а частично выступает наружу. С помощью выступающих частей трубы 11 полукольца 10 собираются в кольцо 8. Крепление кольца 8 на головной части 2 осуществляется, например, с помощью винтов 12 и лапок 13, приваренных к полукольцам 10. После затяжки винтов 12 смещение кольца 8 в направлении головной части 2 никогда не произойдет. От смещения в обратном направлении кольцо 8 удерживается силой крепления между головками винтов 12 и лапками 13, которая заведомо больше максимального скоростного напора, испытываемого головным кольцом 8 при движении бомбы на воздушной траектории. При ударе о воду сила трения между головками винтов 12 и лапками 13 оказывается недостаточной для удержания кольца 8, и кольцо слетает с головной части 2, разделяясь на две половинки. Наружный диаметр головного кольца 8 выбран равным максимальному диаметру корпуса 1 для достижения наибольшего торможения бомбы на воздушной траектории.

Хвостовой кольцевой диск 9 баллистического устройства 7 (см. фиг.4 и 5) закреплен на торце стабилизатора 4 шарнирными резьбовыми соединениями 14, расположенными с двух диаметрально противоположных сторон, каждое из которых имеет срезаемую ось 15, входящую в прорезь соответствующих перьев стабилизатора 4. Шарнирные резьбовые соединения 14 могут, например, содержать петлю 16 с резьбовым отверстием 17, накидную гайку 18, вворачиваемую в отверстие 17 петли 16, и гайку 19, поджимающую гайку 18. Ось 15 гайки 18 в месте контакта с пером стабилизатора 4 рассчитана на срез, исходя из действия максимального скоростного напора. При приводнении бомбы ось 15 срезается, освобождая бомбу от диска 9.

Взрывательное устройство 6 (см. фиг.1) может содержать два взрывателя, головной 20 и донный 21. Взрыватели установлены по центральной продольной оси бомбы соответственно в стакане 22 головной части 2 и стакане 23 донной части 3 внутри отверстий головного кольца 8 и хвостового кольцевого диска 9. На дне стакана 23 установлена П-образная инициирующая шашка 24. Предлагаемый в настоящей заявке вариант взрывательного устройства предусматривает неконтактный гидролокационный взрыватель - в качестве головного взрывателя 20 и контактный дистанционный взрыватель - в качестве донного взрывателя 21.

Заряд 5 бомбы содержит основной заряд 25 и головной заряд 26.

Предлагаемый в настоящей заявке вариант стабилизатора 4 (см. фиг.6) жестко соединен с донной частью 3 и корпусом 1 и состоит из нескольких, например двух, пар надкалиберных перьев 27 и калиберных перьев 28, жестко связанных между собой наружным 29 и внутренним 30 кольцами и поочередно расположенных на равноудаленном расстоянии друг относительно друга, начиная с пары надкалиберных перьев 27, расположенной в продольной плоскости подвески бомбы (ушка 31). Каждое перо стабилизатора 4 имеет зиговку 32, повернутую в одну сторону, например против часовой стрелки, и расположенную между кольцами 29 и 30. Зиговка способствует повышению прочностных характеристик перьев и улучшает баллистику бомбы как на воздушной, так и на подводной траекториях движения. Максимальный размах надкалиберных перьев 27 составляет величину 7/6 от максимального диаметра корпуса 1. Внутренний диаметр кольца 30 равен внутреннему диаметру хвостового диска 9, а наружный диаметр кольца 29 равен наружному диаметру диска 9. Выполнение приведенных конструктивных элементов позволит улучшить условия подвески бомбы на носитель, отделение бомбы от носителя, а также баллистические характеристики бомбы.

Действие авиабомбы происходит следующим образом.

По команде пилота бомба отделяется от носителя, стабилизируется и движется по воздушной траектории. При этом за счет наличия баллистического устройства 7 скорость приводнения бомбы снижается. При ударе о воду головное кольцо 8 и хвостовой диск 9 отбрасываются от бомбы, причем первое - за счет недостаточной для удержания на головной части 2 силы трения между головками винтов 12 и лапками 13, а второй - за счет срезания оси 15. При этом, слетая с головной части 2 бомбы, кольцо 8 разделяется на две половинки (полукольца 10), не мешая работе головного взрывателя 20 и дальнейшему движению бомбы на подводной траектории. При прохождении бомбы около подводной лодки в зоне реагирования взрывателя 20 срабатывает функциональная часть взрывателя, взрывной импульс передается на детонатор 33, от которого последовательно срабатывают головной 26 и основной 25 заряды. Если бомба непосредственно попадает в подводную лодку, срабатывает донный взрыватель 21. При этом от взрыва детонатора 34 взрывателя 21 срабатывает инициирующая шашка 24 и далее заряд 5 (основной 25 и головной 26 заряды).

Совокупность признаков независимого пункта формулы изобретения позволит упростить конструкцию бомбы, что, в конечном итоге, повысит надежность ее срабатывания. При этом значительно увеличивается характеристическое время падения бомбы на воздушной траектории, заметно снижается скорость ее приводнения, а за счет отделения баллистического устройства от корпуса после приводнения бомбы уменьшается коэффициент лобового сопротивления и, тем самым, увеличивается установившаяся скорость погружения на подводной траектории, что, в конечном итоге, повышает вероятность поражения подводной лодки. За счет снижения скорости приводнения бомбы достигается полная работоспособность головного взрывателя при действующих на него перегрузках, что, в свою очередь, повысит эффективность и надежность применения авиабомбы.

В то же время, в отдельных конкретных случаях конструкция бомбы может быть выполнена с использованием указанных в формуле изобретения зависимых признаков. Это позволит при изготовлении противолодочной авиабомбы подобрать работоспособные легко выполнимые конструктивные элементы авиабомбы.

1. Противолодочная авиабомба, содержащая корпус со стабилизатором, головную и донную части, взрывательное устройство, заряд и баллистическое устройство, отличающаяся тем, что баллистическое устройство выполнено в виде головного кольца, состоящего из двух скрепленных между собой разъемных трубчатых полуколец, и хвостового кольцевого диска, закрепленного на торце стабилизатора бомбы шарнирными резьбовыми соединениями, каждое из которых имеет срезаемую ось.

2. Авиабомба по п.1, отличающаяся тем, что взрывательное устройство содержит головной и донный взрыватели, установленные по центральной продольной оси бомбы соответственно в стаканах головной и донной частей бомбы, причем на дне стакана донной части установлена П-образная инициирующая шашка.

3. Авиабомба по п.1 или 2, отличающаяся тем, что головное кольцо баллистического устройства имеет наружный диаметр, равный максимальному диаметру корпуса бомбы, а шарнирные резьбовые соединения хвостового кольцевого диска баллистического устройства расположены с двух диаметрально противоположных сторон, при этом срезаемая ось входит в прорезь соответствующих перьев стабилизатора.

4. Авиабомба по п.1 или 2, отличающаяся тем, что стабилизатор бомбы состоит из нескольких пар надкалиберных и калиберных перьев, жестко связанных между собой наружным и внутренним кольцами и поочередно расположенных на равноудаленном расстоянии относительно друг друга, начиная с пары надкалиберных перьев, расположенной в продольной плоскости подвески бомбы, а каждое перо стабилизатора имеет зиговку, повернутую в одну сторону и расположенную между кольцами, при этом максимальный размах надкалиберных перьев составляет величину 7/6 от максимального диаметра корпуса бомбы, внутренний диаметр внутреннего кольца стабилизатора равен внутреннему диаметру хвостового кольцевого диска баллистического устройства, а наружный диаметр наружного кольца стабилизатора равен наружному диаметру хвостового кольцевого диска баллистического устройства.

5. Авиабомба по п.3, отличающаяся тем, что стабилизатор бомбы жестко соединен с донной частью и корпусом и состоит из нескольких пар надкалиберных и калиберных перьев, жестко связанных между собой наружным и внутренним кольцами и поочередно расположенных на равноудаленном расстоянии относительно друг друга, начиная с пары надкалиберных перьев, расположенной в продольной плоскости подвески бомбы, а каждое перо стабилизатора имеет зиговку, повернутую в одну сторону и расположенную между кольцами, при этом максимальный размах надкалиберных перьев составляет величину 7/6 от максимального диаметра корпуса бомбы, внутренний диаметр внутреннего кольца стабилизатора равен внутреннему диаметру хвостового кольцевого диска баллистического устройства, а наружный диаметр наружного кольца стабилизатора равен наружному диаметру хвостового кольцевого диска баллистического устройства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области боеприпасов, к авиационным бомбам. .

Изобретение относится к авиационным боеприпасам и может быть использовано в авиационной технике для доставки с самолета-носителя на землю полезного груза для разрушения особо прочных преград и заторов в экстремальных ситуациях, при стихийных бедствиях.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к самонаводящимся авиабомбам. .

Изобретение относится к технике контроля результатов поражения целей и может, в частности, применяться в конструкции управляемых и неуправляемых ракет, а также иных носителей боевых средств.

Изобретение относится к авиационной технике для наведения с высокой точностью и разрушающим воздействием управляемого летательного аппарата, пускаемого с самолета, на различного рода наземные и надводные объекты и сооружения в широком диапазоне условий и режимов применения.

Изобретение относится к авиационным бомбам. .

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для доставки с самолета-носителя на землю объекта воздействия с повышенной точностью для разрушения в экстремальных ситуациях заторов, для предотвращения селей, а также для разрушения при проведении боевых действий ж/д и шоссейных мостов, военно-промышленных объектов, самолетов на открытых стоянках и в обвалованиях, транспортных и военных кораблей.

Изобретение относится к области вооружения, а именно к боеприпасам объемного взрыва. .

Изобретение относится к получению нового, значительно улучшенного тренировочного снаряда. .

Изобретение относится к учебно-тренировочной артиллерийской технике. .
Изобретение относится к летательным аппаратам, а именно к элементам конструкции складывающихся рулей и крыльев. .

Изобретение относится к летательным аппаратам, использующим для уменьшения скорости полета аэродинамические тормозные устройства. .

Изобретение относится к авиационным боеприпасам, в частности к устройствам для размещения парашютной системы

Изобретение относится к области военной техники, а именно к зажигательным авиационным бомбам, предназначенным для поражения огнем промышленных, городских, складских зданий и других подобных объектов

Изобретение относится к противолодочным авиабомбам, используемым в системах противолодочной обороны в качестве взрывных источников звука для поиска и обнаружения подводных лодок

Изобретение относится к авиационным бомбовым средствам поражения, в частности, к авиационным бомбам с тормозной парашютной системой

Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано в авиационных бомбах, разовых бомбовых кассетах и других средствах бомбардировочного вооружения

Изобретение относится к авиабомбам и может быть использовано для круглосуточной и высокоточной доставки на землю боевой нагрузки
Наверх