Кулачковое соединение буровых штанг

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к бурению скважин, и может использоваться в других отраслях промышленности. Обеспечивается повышение надежности и долговечности кулачкового соединения буровых штанг при его использовании в сложных горно-геологических условиях. Соединение включает расположенные на концах штанг трехкулачковые полумуфты и хвостовик, закрепленный внутри одной из полумуфт. Он зафиксирован от продольного перемещения внутри другой полумуфты при помощи фиксатора, установленного в отверстия полумуфты и хвостовика. Отверстия выполнены перпендикулярно продольной оси кулачкового соединения. Хвостовик расположен соосно с полумуфтой имеет наружный диаметр меньше её внутреннего диаметра на величину не менее двойной величины максимального допуска при изготовлении рабочих граней кулачков относительно их номинального положения. Отверстие в хвостовике выполнено продолговатым в его поперечной плоскости, с образованием боковых зазоров между наружным диаметром фиксатора и крайними точками внутренней поверхности продолговатого отверстия, лежащими на его горизонтальной оси. Величина этого бокового зазора равна величине зазора между наружным диаметром хвостовика и внутренним диаметром полумуфты, в которой последний зафиксирован от продольного перемещения, а ширина продолговатого отверстия равна диаметру фиксатора. 3 ил.

 

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к бурению скважин, и может использоваться в других отраслях промышленности.

Известно кулачковое соединение буровых штанг, в котором хвостовик закреплен на одной из полумуфт так, что их продольные оси совпадают, а его выступающая часть входит внутрь другой полумуфты и соединяется с ней с помощью фиксатора (см. рис.56, Фишман И.Д. и др., Буровой станок БСВ-3, М., Недра, 1968).

Недостатком данного технического решения является наличие на каждой полумуфте всего двух кулачков. При этом кулачки имеют большую ширину - четверть от длины окружности, описывающей внешний диаметр полумуфт. В процессе передачи крутящего момента (Мкр) от одной полумуфты к другой материал каждого из двух кулачков работает весьма неравномерно - возле рабочих граней в нем будут возникать большие напряжения, а возле противоположных они будут приближаться к нулю.

Другим недостатком этого технического решения является отсутствие указаний о величине зазора между внутренними стенками верхней полумуфты и наружным диаметром выступающей части хвостовика, т.к. при неточном изготовлении кулачков и малой величине указанного зазора при передаче Мкр возможна работа только одного кулачка.

Наиболее близким является кулачковое соединение буровых штанг, включающее расположенные на концах трехкулачковые полумуфты и хвостовик, закрепленный внутри одной из полумуфт, зафиксированный от продольного перемещения внутри другой полумуфты при помощи фиксатора, установленного в отверстия полумуфты и хвостовика, выполненные перпендикулярно продольной оси кулачкового соединения, соосно с ней расположенный и имеющий наружный диаметр меньше внутреннего диаметра полумуфты на величину не менее двойной величины максимального допуска при изготовлении рабочих граней кулачков относительно их номинального положения (см. патент РФ №2061832, кл Е 21 В 17/04, 1996). Данное техническое решение позволяет обеспечить более равномерную работу материла по всей ширине кулачков за счет увеличения их количества до трех штук и обеспечения возможности относительного перемещения кулачков полумуфт до контакта рабочих поверхностей всех кулачков одновременно.

Недостаток данного технического решения заключается в необходимости увеличения диаметра отверстия в хвостовике под соединительный фиксатор или уменьшения диаметра последнего для образования большего зазора (исключающего деформирование фиксатора) с целью обеспечения беспрепятственного перемещения кулачков полумуфт при передаче крутящего момента до контакта рабочих граней всех кулачков одновременно. При бурении перемежающихся по крепости и трещиноватости пород, равно как и при "прошуровке" бурового става (вращение под нагрузкой с перемещением бурового става вверх-вниз), это будет приводить к разъединению кулачков в продольном направлении, уменьшению их площади контакта, увеличению нагрузок на них и, как следствие, к снижению надежности и долговечности кулачкового соединения буровых штанг.

Изобретение направлено на повышение надежности и долговечности кулачкового соединения буровых штанг при его использовании в сложных горно-геологических условиях.

Указанная цель достигается тем, что в кулачковом соединении буровых штанг, включающем расположенные на концах штанг трехкулачковые полумуфты и хвостовик, закрепленный внутри одной из полумуфты, зафиксированный от продольного перемещения внутри другой полумуфты при помощи фиксатора, установленного в отверстие полумуфты и хвостовика, выполненные перпендикулярно продольной оси кулачкового соединения, соосно с ней расположенный и имеющий наружный диаметр меньше внутреннего диаметра полумуфты на величину не менее двойной величины максимального допуска при изготовлении рабочих граней кулачков относительно их номинального положения, отверстие в хвостовике выполнено продолговатым, в его поперечной плоскости, с образованием боковых зазоров между наружным диаметром фиксатора и крайними точками внутренней поверхности продолговатого отверстия, лежащими на его горизонтальной оси, при этом величина этого бокового зазора равна величине зазора между наружным диаметром хвостовика и внутренним диаметром полумуфты, в которой последний зафиксирован от продольного перемещения, а ширина продолговатого отверстия равна диаметру фиксатора.

На фиг.1 показан общий вид кулачкового соединения буровых штанг; на фиг.2 - разрез соединения по продольной оси; на фиг.3 - поперечный разрез кулачкового соединения в зоне кулачков.

Кулачковое соединение буровых штанг состоит из двух кольцевых полумуфт 1 и 2 (ведущей 1 и ведомой 2), хвостовика 3 и фиксатора 4. Полумуфта 1 соединена со штангой 5, а полумуфта 2 со штангой 6, например, сваркой. На каждой полумуфте выполнено по три кулачка 7, которые предназначены для передачи крутящего момента (Мкр) через рабочие грани 8 и осевых усилий через торцевые поверхности 9 от полумуфты 1 к полумуфте 2, а следовательно, от штанги 5 к штанге 6. Хвостовик 3 размещен внутри полумуфты 2 так, что их продольные оси совпадают, и жестко соединен с ней, например, сваркой. Наружный диаметр хвостовика 3 меньше внутреннего диаметра полумуфты 1 на величину не менее двойной величины максимального допуска при изготовлении рабочих граней кулачков 7 относительно их номинального положения, т.е. между ними образован зазор 10. Верхняя часть хвостовика 3 предназначена для соединения с полумуфтой 1 при помощи фиксатора 4, который размещается в отверстиях 11 полумуфты 1 и центре продолговатого (в поперечной плоскости хвостовика) отверстия 12, выполненных перпендикулярно продольной оси кулачкового соединения штанг. При этом ширина продолговатого отверстия 12 равна диаметру фиксатора 4, а между крайними точками внутренней поверхности продолговатого отверстия 12, лежащими на его горизонтальной оси, и наружным диаметром фиксатора образован боковой зазор 13, величина которого равна величине зазора 10. Хвостовик 3 с фиксатором 4 предназначен для удерживания штанг 5 и 6 в сомкнутом состоянии при подъеме бурового става из скважины или при его опускании в скважину.

Работает кулачковое соединение буровых штанг следующим образом.

В процессе бурения скважин механизмы вращения и подачи станка (на чертежах не показаны) передают на штангу 5 Мкр и осевые усилия. От штанги 5 эти нагрузки передаются полумуфте 1, кулачки 7 которой через рабочие грани 8 передают Мкр, а через торцевые поверхности 9 - усилие подачи на полу муфту 2, т.е. на штангу 6.

Хвостовик 3 с фиксатором 4, на первый взгляд, работают только при спускоподъемных операциях с буровым ставом, фактически роль хвостовика 3 этим не ограничивается. Так как в соединении буровых штанг между внешним диаметром хвостовика 3 и внутренним диаметром полумуфты 1 выполнен зазор 10, а между наружным диаметром фиксатора 4 и крайними точками внутренней поверхности продолговатого отверстия 12 хвостовика 3 - зазор 13, при передаче Мкр после возникновения контакта между рабочими гранями 8 на одной или двух парах кулачков 7 начинается перемещение в поперечной плоскости ведущей полумуфты 1 вместе с фиксатором 4 относительно ведомой полумуфты 2 и хвостовика 3 до возникновения контакта рабочих граней 8 и в третьей паре кулачков 7.

При этом ввиду равенства ширины продолговатого отверстия 12 и диаметра фиксатора 4, взаимного перемещения полумуфт 1 и 2 в продольном направлении, приводящего к разъединению кулачков 7 и уменьшению площадей их, контакта не будет.

Данное техническое решение позволяет обеспечить надежный контакт всех рабочих граней кулачков и повысить тем самым надежность и долговечность всего кулачкового соединения буровых штанг при его использовании в сложных горно-геологических условиях.

Кулачковое соединение буровых штанг, включающее расположенные на концах штанг трехкулачковые полумуфты и хвостовик, закрепленный внутри одной из полумуфт, зафиксированный от продольного перемещения внутри другой полумуфты при помощи фиксатора, установленного в отверстия, выполненные перпендикулярно продольной оси кулачкового соединения полумуфты и хвостовика, соосно с ней расположенного и имеющего наружный диаметр меньше внутреннего диаметра полумуфты на величину не менее двойной величины максимального допуска при изготовлении рабочих граней кулачков относительно их номинального положения, отличающееся тем, что отверстие в хвостовике выполнено продолговатым в его поперечной плоскости с образованием боковых зазоров между наружным диаметром фиксатора и крайними точками внутренней поверхности продолговатого отверстия, лежащими на его горизонтальной оси, при этом величина этого бокового зазора равна величине зазора между наружным диаметром хвостовика и внутренним диаметром полумуфты, в которой последний зафиксирован от продольного перемещения, а ширина продолговатого отверстия равна диаметру фиксатора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к бурению скважин, и может быть использовано в других отраслях промышленности. .

Изобретение относится к буровой технике, а именно к буровым шнекам. .

Изобретение относится к технике бурения скважин, а именно к замковым соединениям буровых инструментов. .

Изобретение относится к технике бурения скважин, в частности к замковым соединениям полых буровых ставов. .

Изобретение относится к бурению скважин, а именно к замковым соединениям буровых штанг. .

Изобретение относится к устройствам для соединения бурильных труб при сооружении скважин большого диаметра методом обратной промывки. .

Изобретение относится к горному делу, а именно к замковым соединениям полых буровых ставов. .

Изобретение относится к области бурения, а именно к устройству для соединения двух, по существу, стержневидных или трубчатых элементов, например, частей буровой штанги бурильной установки и/или элемента буровой штанги с буровой коронкой или головкой бура

Изобретение относится к рабочим органам буровых станков и служит для проходки скважин в горном массиве

Изобретение относится к нефтегазовой отрасли, в частности к системе и соответствующему способу добычи углеводородов из нескольких поземных пластов, а также к смешиванию или к одновременному извлечению таких углеводородов. Скважинный инструмент состоит из нескольких трубчатых секций, соединяемых новой безрезьбовой линейной соединительной системой. Внутри цилиндрических стенок соседних стенок обеспечен канал для электрических проводников для соединения электронных компонентов в различных секциях инструмента. Уплотнительные втулки и другие уплотнительные элементы, расположенные в канале для электрических проводников, обеспечивают поддержание атмосферного давления для электрических компонентов внутри инструмента. 3 н. и 29 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к бурильным компоновкам для выполнения скважины в грунте или горной породе. Технический результат заключается в уменьшении длины буровой коронки и увеличении скорости бурения. Бурильная компоновка содержит пилотное долото, бурящее среднюю часть скважины, и буровую коронку, бурящую скважину кольцевым забоем. При бурении буровая коронка установлена вокруг пилотного долота, и вращение и ударные усилия бурения направляются от пилотного долота на буровую коронку с помощью фасонных отверстий и деталей, установленных между долотами и передающих мощность, при этом буровая коронка выполнена с возможностью отведения, перемещаясь вокруг пилотного долота, и с возможностью установки на него. Накладное кольцо, выполненное с возможностью скрепления с буровой коронкой, установлено вокруг буровой коронки для соединения с трубой обсадной колонны, втягивающейся в бурящуюся скважину к буровой коронке с помощью накладного кольца. Буровая коронка содержит, по меньшей мере, две кольцевые канавки на наружной окружности, в данных кольцевых канавках установлены с возможностью вращения и перемещения в нужных пределах в аксиальном направлении бура части, участвующие в фиксации, такие как пружинящие стопорные кольца, и расположенные на внутренней поверхности накладного кольца, при этом накладное кольцо установлено вокруг периферии буровой коронки таким способом, что из частей, участвующих в возвратно-поступательном перемещении, фиксирующих накладное кольцо и буровую коронку, по меньшей мере, две расположены с разных сторон от линии, когда устройство собрано, причем данная линия проходит, по существу, через среднюю точку поверхности, передающей вращение буровой коронки. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Группа изобретений относится к системам и способам для выполнения подземных работ. Технический результат заключается в обеспечении возможности вращения разделенной на секции колонны гибкой насосно-компрессорной трубы в стволе скважины. Система для выполнения подземных работ содержит гибкую насосно-компрессорную трубу с первой и второй секциями, вертлюжное соединение, установленное на стыке первой и второй секций, и стопорное устройство, выполненное с возможностью вращательного сцепления с вертлюжным соединением в ответ на прохождение стопорного устройства через первую и вторую секции при перемещении в стволе скважины. 3 н. и 16 з.п. ф-лы, 3 ил.

Группа изобретений относится к области нефтедобычи, в частности к скважинным инструментам, в которых используют работающие на срез элементы. Технический результат – обеспечение баланса между срезающей нагрузкой, при которой срезается работающий на срез элемент и дополнительными нагрузками, которые могут воздействовать на компоненты. Скважинный инструмент содержит внутренний и наружный компоненты, выполненные с возможностью перемещения относительно друг друга и образования работающего на срез сочленения между ними. Работающий на срез элемент перекрывает собой работающее на срез сочленение. Работающий на срез элемент имеет первую часть, отличающуюся по площади поперечного сечения от второй части. Криволинейная поверхность связана с внутренним или наружным компонентом и упирается в работающий на срез элемент. Криволинейная поверхность перемещает работающий на срез элемент по мере перемещения внутреннего и наружного компонентов относительно друг друга и переводит работающий на срез элемент между состоянием, в котором с работающим на срез сочленением совмещается по расположению первая часть элемента, и состоянием, в котором с работающим на срез сочленением совмещается по расположению вторая часть элемента. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к буровой технике, а именно к конструкции замковых соединений секций как полых буровых, так и обсадных колонн, обладающих возможностью реверсирования передачи крутящего момента. Технический результат – исключение силового контакта зацепа скрепки с грунтом. Замковое реверсивное соединение секций полой буровой или обсадной колонны содержит ниппель и муфту, сопряженные друг с другом зубчатой, шлицевой или иной поверхностью, способной передавать крутящий момент, и соединенные по меньшей мере одной скрепкой, воспринимающей осевое усилие. Скрепка выполнена в виде криволинейного гибкого стержня, размещенного в кольцевой полости, образованной канавками, выполненными в одной поперечной плоскости на круглых сопрягаемых поверхностях муфты и ниппеля. В стенке муфты выполнен поперечный паз для введения скрепки, которая имеет зацеп, образованный на ее конце для введения в упомянутую кольцевую полость при наращивании колонны и извлечения при ее демонтаже. Зацеп выполнен в виде отгиба, выполненного в плоскости, перпендикулярной плоскости кривизны скрепки, и размещен между наружной поверхностью муфты и поверхностью ее сопряжения с ниппелем в пазу ее стенки, имеющем форму, соответствующую форме зацепа. 5 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх