Способ получения высокооктанового бензина

Использование: нефтепереработка и нефтехимия. Предложенный способ получения высокооктанового бензина включает каталитический риформинг прямогонной гидроочищенной бензиновой фракции, ректификацию продуктов риформинга с получением первой фракции с температурой конца кипения 110°С и ниже и второй фракции с температурой начала кипения 110°С и ниже, контактирование первой фракции сначала с алюмоплатиновым катализатором, содержащим 0,35-0,40 мас.% платины, 0,36-0,42 мас.% рения, 0,25-0,30 мас.% кадмия, 1,0-1,2 мас.% хлора и остальное окись алюминия, при температуре 200-250°С и давлении до 4 МПа, а затем с катализатором изомеризации СИ-2, содержащим 0,30-0,35 мас.% платины, 70-80 мас.% оксида циркония, 10-25 мас.% оксида алюминия, 6-12 мас.% сульфат-иона, 0,02-0,03 мас.% оксида натрия, 0,03-0,04 мас.% железа и 0,03-1,32 хлора, при температуре 185-200°С и давлении 3-3,5 МПа, смешение продукта контактирования со второй фракцией. Технический результат: повышение октанового числа целевого продукта при незначительном увеличении содержания ароматических углеводородов. 2 табл.

 

Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно технологии каталитического риформинга, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности при производстве высокооктановых бензинов.

Известен способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций при температуре 480-530°С, давлении до 4 МПа с последующей ректификацией продуктов риформинга с получением первой фракции с температурой конца кипения 120°С и ниже и второй фракции с температурой начала кипения 120°С и ниже и контактированием первой фракции с алюмоплатиновым катализатором при температуре 200-450°С и давлении 2-5 МПа с последующим смешением продуктов контактирования со второй фракцией (авторское свидетельство СССР № 625407, кл. C 10 G 39/00, 1976 /аналог/).

Недостатком известного способа является высокое содержание ароматических углеводородов, в том числе наиболее токсичного компонента - бензола в целевом продукте.

Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению является способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций при температуре 480-530°С, давлении до 4 МПа с последующей ректификацией продуктов риформинга с получением первой фракции с температурой конца кипения 120°С и ниже и второй фракции с температурой начала кипения 120°С и ниже и контактированием первой фракции с катализатором, содержащим 13-20 мас.% трехокиси вольфрама и 0,9-6 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 160-250°С и давлении 1,8-4,0 МПа с последующим смешением продуктов контактирования со второй фракцией (патент № 2228948, C 10 G 59/02, 2004 г. /прототип/).

Недостатком данного способа является снижение октанового числа целевого продукта.

Технической задачей изобретения является повышение октанового числа целевого продукта.

Сущность изобретения заключается в том, что в известном способе получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций с последующим разделением продуктов риформинга на фракции путем ректификации и контактированием первой фракции с катализатором с последующим смешением продуктов контактирования со второй фракцией, согласно изобретению получают первую фракцию с температурой конца кипения 110°С и ниже, вторую фракцию - с температурой начала кипения 110°С и ниже, причем контактирование первой фракции проводят сначала с алюмоплатиновым катализатором, содержащим 0,35-0,40 мас.% платины, 0,36-0,42 мас.% рения, 0,25-0,30 мас.% кадмия, 1,0-1,2 мас.% хлора и остальное окись алюминия, при температуре 200-250°С и давлении до 4 МПа, а затем с катализатором изомеризации СИ-2, содержащим 0,30-0,35 мас.% платины, 70-80 мас.% оксида циркония, 10-25 мас.% оксида алюминия, 6-12 мас.% сульфат-иона, 0,02-0,03 мас.% оксида натрия, 0,03-0,04 мас.% железа и 0,03-1,32 хлора, при температуре 185-200°С и давлении 3,0-3,5 МПа.

Способ проводят следующим образом. Прямогонную бензиновую фракцию 85-180°С подвергают риформированию в присутствии катализатора, содержащего 0,35-0,40 мас.% платины, 0,36-0,42 мас.% рения, 0,25-0,30 мас.% кадмия, 1,0-1,2 мас.% хлора и остальное окись алюминия, при температуре 480-530°С, давлении до 4 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1, кратности циркуляции водородсодержащего газа (ВСГ) 1500 нм33.

Продукт риформинга подвергают ректификации с получением первой фракции с температурой конца кипения 110°С и ниже и второй фракции с температурой начала кипения 110°С и ниже и контактируют первую фракцию сначала с алюмоплатиновым катализатором при температуре 200-250°С и давлении до 4 МПа, а затем с катализатором изомеризации СИ-2 при температуре 185-200°С и давлении 3,0-3,5 МПа. Продукт контактирования смешивают со второй фракцией и получают целевой продукт - высокооктановый бензин.

Октановое число целевого продукта составляет 94,5-98,5 против 93,0 (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол как и в известном способе.

Отличительный признак способа заключается в получении первой фракции с температурой конца кипения 110°С и ниже и второй фракции с температурой начала кипения 110°С и ниже и контактировании первой фракции сначала с алюмоплатиновым катализатором при температуре 200-250°С и давлении до 4 МПа, а затем с катализатором изомеризации СИ-2 при температуре 185-200°С и давлении 3,0-3,5 МПа.

Примеры осуществления заявленного изобретения

Пример 1.

Прямогонную бензиновую фракцию 85-180°С подвергают риформированию в присутствии катализатора, содержащего 0,35 мас.% платины, 0,36 мас.% рения, 0,25 мас.% кадмия, 1 мас.% хлора и остальное окись алюминия, при температуре 480-530°С, давлении до 4 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1, кратности циркуляции водородсодержащего газа (ВСГ) 1500 нм33.

Продукт риформинга подвергают ректификации с получением первой фракции с температурой конца кипения 110°С и ниже и второй фракции с температурой начала кипения 110°С и ниже и контактируют первую фракцию сначала с алюмоплатиновым катализатором при температуре 200-250°С и давлении до 4 МПа, а затем с катализатором изомеризации СИ-2 при температуре 185°С и давлении 3,0 МПа. Продукт контактирования смешивают со второй фракцией и получают целевой продукт - высокооктановый бензин.

Октановое число целевого продукта составляет 96,5 против 93,0 (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол как и в известном способе.

Данные качества исходного сырья и полученных продуктов приведены в таблице 1. В последующих примерах используют прямогонную бензиновую фракцию 85-180°С, продукты риформинга и первую, вторую фракции продукта риформинга, качество которых приведено в таблице 1.

Таблица 1
ПоказательИсходное сырье - прямогонная бензиновая фракция 85-180°СПродукт риформингаФракция продукта риформингаПродукт контактирования первой фракцииПродукт смешения - целевой продукт
перваявторая
1234567
Октановое число без ТЭС: - исследовательский метод46,093,585,5Более 10092,596,5
Содержание ароматических углеводородов, мас.%9,360,539,679,80,240,5
в том числе бензол0,24,910,20,00,00,0
Выход, мас.% на сырье10080,238,541,740,682,3

Для дополнительной обработки (контактирования) первой фракции продукта риформинга используют указанные катализатор риформинга и катализатор изомеризации СИ-2.

Пример 2.

Первую фракцию продукта риформинга контактируют сначала с алюмоплатиновым катализатором при температуре 200-250°С и давлении до 4 МПа, а затем с катализатором изомеризации СИ-2 при температуре 185°С и давлении 3,5 МПа. Продукт контактирования смешивают со второй фракцией и получают целевой продукт - высокооктановый бензин.

Октановое число целевого продукта составляет 94,5 против 93,0 (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол как и в известном способе.

Пример 3.

Первую фракцию продукта риформинга контактируют сначала с алюмоплатиновым катализатором при температуре 200-250°С и давлении до 4 МПа, а затем с катализатором изомеризации СИ-2 при температуре 200°С и давлении 3,0 МПа. Продукт контактирования смешивают со второй фракцией и получают целевой продукт - высокооктановый бензин.

Октановое число целевого продукта составляет 98,5 против 93,0 (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол как и в известном способе.

Пример 4.

Первую фракцию продукта риформинга контактируют сначала с алюмоплатиновым катализатором при температуре 200-250°С и давлении до 4 МПа, а затем с катализатором изомеризации СИ-2 при температуре 200°С и давлении 3,5 МПа. Продукт контактирования смешивают со второй фракцией и получают целевой продукт - высокооктановый бензин.

Октановое число целевого продукта составляет 98,0 против 93,0 (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол как и в известном способе.

Пример 5.

Первую фракцию продукта риформинга контактируют сначала с алюмоплатиновым катализатором при температуре 200-250°С и давлении до 4 МПа, а затем с катализатором изомеризации СИ-2 при температуре 200°С и давлении 3,2 МПа. Продукт контактирования смешивают со второй фракцией и получают целевой продукт - высокооктановый бензин.

Октановое число целевого продукта составляет 98,2 против 93,0 (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол как и в известном способе.

Таблица 2
ПоказателиПримерИзвестный способ
12345
абабабабаб
Октановое число без ТЭС: исследовательский метод92,596,590,594,595,598,592,498,094,598,293,4
Содержание ароматических углеводородов, мас.%0,240,50,640,70,040,50,140,50,040,538
в том числе бензол0,00,00,00,00,00,00,00,00,00,00,0
Выход, мас.% на исходное сырье40,682,340,782,440,582,240,682,340,582,282,2
Условия контактирования с катализатором:
Температура, °С185-185-200-200-200-160-250
Давление, МПа3,0-3,5-3,0-3,5-3,2-1,8-4,2
Примечание: а - продукт контактирования первой фракции;

б - продукт смешения - целевой продукт.

В таблице 2 сведены данные примеров по условиям контактирования первой фракции продукта риформинга с указанными катализаторами и данные по качеству продукта контактирования первой фракции и целевого продукта. Там же приведены характеристики известного способа.

Из приведенных в таблице 2 данных видно, что предлагаемый способ позволяет повысить качество целевого продукта за счет повышения октанового числа на 1,5-5,5 при незначительном повышении содержания ароматических углеводородов (2,5%).

Предлагаемое изобретение может быть использовано на нефтеперерабатывающих заводах топливного направления для получения высокооктановых бензинов.

Способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций при температуре 480-530°С, давлении до 4 МПа с последующим разделением продуктов риформинга на фракции путем ректификации и контактированием первой фракции с катализатором с последующим смешением продуктов контактирования со второй фракцией, отличающийся тем, что первую фракцию получают с температурой конца кипения 110°С и ниже, вторую фракцию - с температурой начала кипения 110°С и ниже, причем контактирование первой фракции проводят сначала с алюмоплатиновым катализатором, содержащим 0,35-0,40 мас.% платины, 0,36-0,42 мас.% рения, 0,25-0,30 мас.% кадмия, 1,0-1,2 мас.% хлора и остальное окись алюминия, при температуре 200-250°С и давлении до 4 МПа, а затем с катализатором изомеризации, содержащим 0,30-0,35 мас.% платины, 70-80 мас.% оксида циркония, 10-25 мас.% оксида алюминия, 6-12 мас.% сульфат-иона, 0,02-0,03 мас.% оксида натрия, 0,03-0,04 мас.% железа и 0,03-1,32 хлора, при температуре 185-200°С и давлении 3-3,5 МПа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к производству углеводородных растворителей, в частности к получению уайт-спирита. .

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано при производстве высокооктановых бензинов. .

Изобретение относится к способу получения светлых нефтепродуктов - бензиновых, керосиновых и дизельных фракций - переработкой малосернистых, сернистых и высокосернистых нефтей и может быть использовано в нефтехимии.

Изобретение относится к способу получения светлых нефтепродуктов - бензиновых, керосиновых и дизельных фракций переработкой малосернистых, сернистых и высокосернистых нефтей и может быть использовано в нефтехимии.

Изобретение относится к способам получения автомобильных бензинов, переработкой нефтей с различным содержанием серы. .

Изобретение относится к области производства высокооктановых компонентов моторных топлив, ароматических углеводородов и водорода из бензиновых фракций нефтяного и газоконденсатного происхождения и C1-C4 углеводородных газов.
Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения нефтепродуктов, используемых в качестве компонентов моторных топлив, нефтяных растворителей и др.

Изобретение относится к способу получения высокооктанового бензина и ароматических углеводородов из углеводородного сырья, содержащего алифатические олефины и парафины, с использованием цеолитсодержащего катализатора и может быть применено в нефтепереработке и нефтехимии.
Изобретение относится к химической переработке нефтепродуктов, а именно к процессу получения товарных автобензинов с О.Ч.76-81ПММ и экологически чистых бензинов с О.Ч.92- 96ПИМ, а также бензола высшей очистки из катализатов риформинга широких бензиновых фракций.
Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к технологии каталитического риформинга, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности при производстве высокооктановых бензинов.

Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно технологии каталитического риформинга, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности при производстве высокооктановых бензинов.

Изобретение относится к нефтегазопереработке, в частности к переработке углеводородного сырья путем дегидрирования, крекирования, ароматизации и изомеризации в слое гетерогенного катализатора при периодической регенерации последнего.
Изобретение относится к получению моторного топлива, а именно к каталитическим способам получения из различного углеводородного сырья высокооктанового бензина и высокоцетанового дизельного топлива с низкой точкой замерзания.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано в процессе конверсионного получения водорода из углеводородного сырья. .
Изобретение относится к способам каталитического риформинга и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. .
Изобретение относится к способам каталитического риформинга и может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей, нефтехимической и газовой промышленности
Наверх