Эталонное топливо для определения цетанового числа дизельного топлива

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к эталонным топливам для определения цетанового числа дизельного топлива. Состав эталонного топлива для определения цетанового числа дизельного топлива содержит 0-100 об.% высокоцетанового и/или 0-100 об.% низкоцетанового компонента. Эталонное топливо в качестве высокоцетанового компонента содержит фракцию альфа-олефинов С14 с цетановым числом не ниже 75 и в качестве низкоцетанового компонента - тетрамеры пропилена с цетановым числом не выше 25. Эталонное топливо является более доступным и менее токсичным по сравнению с известным, характеризуется стабильным составом при хранении, что обеспечивает постоянство значений цетановых чисел и исключает необходимость их дополнительной проверки. 3 табл.

 

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к эталонным топливам для определения цетанового числа дизельного топлива.

Цетановое число - условный показатель, характеризующий самовоспламеняемость дизельного топлива в двигателе. Его определяют, сравнивая воспламеняемость испытуемого дизельного топлива с воспламеняемостью эталонного топлива, представляющего смесь низкоцетанового и высокоцетанового компонентов.

Известно, что в качестве эталонных топлив используются индивидуальные углеводороды - гексаметилдекан (цетан) и альфа-метилнафталин. Их цетановые числа соответственно равняются 100 и 0. Смешивая их в различных пропорциях, получают эталонные топлива, цетановые числа которых равняются процентному содержанию цетана в смеси. Цетан и альфа-метилнафталин называются первичными эталонными топливами.

(ГОСТ 3122-67 "Топлива дизельные. Метод определения цетанового числа").

Недостатком первичных эталонных топлив является то, что они дефицитны и дороги, что ограничивает их применение.

Известны также вторичные эталонные топлива, представляющие собой продукты нефтепереработки.

ГОСТ 3122-67 предусматривает использование в качестве высокоцетанового вторичного эталонного топлива - газойля прямой перегонки из парафинистых малосернистых нефтей с цетановым числом не ниже 55 и в качестве вторичного низкоцетанового эталонного топлива - зеленого масла (смесь высокомолекулярных полициклических ароматических углеводородов) с цетановым числом не выше 20.

Недостатком известных вторичных эталонных топлив является непостоянство их цетановых чисел, связанное с изменением состава этих топлив при хранении, что усложняет их применение. Сложность заключается в необходимости неоднократной дополнительной проверки цетановых чисел вторичных эталонных топлив и составления так называемой переходной шкалы от первичных эталонных топлив ко вторичным путем проведения дорогостоящих дополнительных экспериментов. Кроме того, используемое в качестве вторичного эталонного топлива зеленое масло является дефицитным, а также токсичным, так как представляет собой смесь высокомолекулярных полициклических ароматических углеводородов.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка вторичных эталонных топлив для определения цетанового числа дизельного топлива, доступных и пригодных в качестве высокоцетанового и низкоцетанового компонентов, характеризующихся стабильным составом при хранении, что обеспечивает постоянство значений цетановых чисел и исключает необходимость их дополнительной проверки.

Поставленная задача решается предложенные составом эталонного топлива для определения цетанового числа дизельного топлива, содержащим высокоцетановый и/или низкоцетановый компонент. Эталонное топливо в качестве высокоцетанового компонента содержит фракцию альфа-олефинов С14 с цетановым числом не ниже 75 и в качестве низкоцетанового компонента - тетрамеры пропилена с цетановым числом не выше 25 при следующем соотношении компонентов, об.%:

высокоцетановый компонент0-100
низкоцетановый компонент0-100

Предлагаемое техническое решение предусматривает применение узких фракций продуктов нефтехимии, характеризующихся более низкой токсичностью и стабильным составом, что обеспечивает постоянство значений цетановых чисел. При этом потребителю переходную таблицу смешения составлять не нужно, эта таблица составляется производителем и поставляется одновременно с эталонным топливом.

В качестве высокоцетанового компонента используют фракцию альфа-олефинов C14, вырабатываемую по ТУ 2411-058-05766801-96, с цетановым числом не ниже 75, а в качестве низкоцетанового компонента - тетрамеры пропилена, вырабатываемые по ТУ 2411-044-05766801-95 с цетановым числом не выше 25. Характеристика этих компонентов представлена в таблице 1.

Таблица 1
Характеристика предлагаемых вторичных эталонных топлив
ПоказателиВысокоцетановый компонент - фракция альфа-олефинов С14Низкоцетановый компонент - тетрамеры пропилена
Внешний видПрозрачная бесцветная или светложелтая жидкость
Фракционный состав, °С:
Температура начала перегонкиНе ниже 230Не ниже 180
Температура выкипания 97,5%Не ниже 250Не выше 220
Остаток и потери, %-Не более 2,5
Массовая доля, %:
Механических примесейОтс.Отс.
ВодыНе более 0,01Отс.
Цетановое числоНе ниже 75Не выше 25
Плотность при 20°С, кг/м3770-775-
Температура вспышки, °СНе ниже 75Не ниже 50
Температура самовоспламенения, °С245385
Концентрационные пределы воспламеняемости паров в смеси с воздухом, % об.0,6-5,51,4-7,5
ПДК в области рабочей зоны, мг/м3300300

Определение цетанового числа предлагаемых вторичных эталонных топлив осуществляют в соответствии с методикой, изложенной в ГОСТ 3122-67.

Для этого на моторных установках производят калибровку предлагаемых вторичных эталонных топлив по первичным эталонным топливам и составляют переходную шкалу от первичных эталонных топлив к вторичным, для чего готовят смеси первичных эталонных топлив, содержащих 20, 30, 40, 50% цетана в альфа-метилнафталине (т.е. имеющих цетановые числа 20, 30, 40, 50). Составленные смеси принимают за испытуемое топливо и подбирают к ним две смеси предлагаемых вторичных эталонных топлив, одна из которых имеет большую, а вторая меньшую воспламеняемость, по сравнению с испытуемым первичным эталонным топливом. Вторичные эталонные смеси при этом должны различаться между собой не более чем на четыре цетановые единицы.

После сравнения смеси первичных эталонные топлив со смесями вторичных эталонных топлив находят смесь вторичных эталонных топлив, эквивалентную испытуемому первичному эталонному топливу.

При снятии концевых точек шкалы за испытуемое топливо принимают вторичное эталонное топливо высоко- и низкоцетановое и берут его "в вилку" двух смесей первичных эталонных топлив. Концевой низкоцетановой точкой шкалы является смесь, состоящая из 20% цетана и 80% альфаметилнафталина.

На основании полученных точек строят переходную шкалу от первичных эталонных топлив к вторичным, которую можно представить как графически (прямая линия), так и в виде таблицы смешения.

Пример таблицы смешения представлен в таблице 2. Из таблицы 2 следует, что вторичное эталонное топливо представляет собой смесь высокоцетанового (фракция альфа-олефинов) и низкоцетанового (тетрамеры пропилена) компонентов в различных соотношениях, причем при смешении этих компонентов наблюдается аддитивность, то есть цетановое число смеси прямо пропорционально увеличивается с увеличением содержания высокоцетанового компонента в смеси.

Определение цетанового числа дизельного топлива при помощи предлагаемых вторичных эталонных топлив осуществляется аналогично вышеизложенному.

В качестве примера определены цетановые числа трех образцов товарных дизельных топлив марок "Л", "А" и "З" как с помощью первичных эталонных топлив, так и с помощью предлагаемых вторичных эталонных топлив. Определение проводили на двух моторных установках по ГОСТ 3122-67. В таблице 3 представлены результаты оценки цетановых чисел.

Как видно из данных таблицы 3, применение предлагаемых вторичных эталонных топлив позволяет определять цетановые числа товарных дизельных топлив и практически не искажает получаемый результат оценки.

Таблица 2
Пример таблицы смешения
Содержание в эталонном топливе, % обЦетановое число
Высокоцетанового компонента (фракции альфа-олефинов С14)Низкоцетанового компонента (тетрамеров пропилена)
010020
109026
208032
307038
406044
505050
604056
703062
802068
901074
100080

Таблица 3
Результаты оценки цетанового числа дизельных топлив на первичных эталонных и предлагаемых вторичных эталонных смесях
Наименование дизельного топливаМетод определения цетанового числа по ГОСТ 3122-67
Установка №1Установка №2
первичное эталонное топливовторичное эталонное топливопервичное эталонное топливовторичное эталонное топливо
Марка "Л"53,752,553,053,0
Марка "А"41,742,041,841,5
Марка "З"46,045,846,446,5

Эталонное топливо для определения цетанового числа дизельного топлива, содержащее высокоцетановый компонент и/или низкоцетановый компонент, отличающееся тем, что оно содержит в качестве высокоцетанового компонента фракцию альфа-олефинов С14 с цетановым числом не ниже 75 и в качестве низкоцетанового компонента тетрамеры пропилена с цетановым числом не выше 25 при следующем соотношении компонентов, об.%:

Высокоцетановый компонент0-100
Низкоцетановый компонент0-100



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области испытаний порохов и взрывчатых веществ. .

Изобретение относится к измерению концентрации воды в смеси и может быть использовано для определения обводненности продукции нефтяных скважин. .

Изобретение относится к устройствам для определения характеристик чувствительности взрывчатых веществ (ВВ) к удару и представляет собой средство исследования ВВ. .
Изобретение относится к определению содержания воды и механических примесей в авиационном топливе и нефтепродуктах, например керосине, авиамаслах. .
Изобретение относится к методам анализа материалов, в частности автомобильных бензинов преимущественно на определение наличия железа. .
Изобретение относится к области испытания топлив, в частности для оценки низкотемпературной прокачиваемости топлив для двигателей транспортных средств, и может использоваться для контроля качественного состояния моторных топлив, используемых на технике в условиях низких температур.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям топлив на стендовых установках для оценки низкотемпературной прокачиваемости топлив для дизелей.

Изобретение относится к области контроля состава углей и может быть использовано для контроля качества твердого топлива на котельных установках. .
Изобретение относится к исследованию углеводородных топлив, в частности к способам обнаружения спиртов в автомобильном бензине, и может быть использовано при проведении квалификационных испытаний и идентификации топлив.
Изобретение относится к способу утилизации отработанного моторного масла и может быть использовано в областях, где используются дизельные четырехтактные двигатели.

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения маловязкого судового топлива, предназначенного для использования в судовых или котельных установках.

Изобретение относится к способам получения топлива для судовых двигателей и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. .

Изобретение относится к способу получения экологически чистого арктического дизельного топлива из продуктов прямой перегонки нефти и процессов глубокого гидрирования и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.
Изобретение относится к переработке газового конденсата и получения моторных топлив, в частности, дизельного топлива. .

Изобретение относится к дистиллятному материалу, имеющему высокое цетановое число, который можно использовать в качестве дизельного топлива или компонента смеси для него, а также к процессу получения этого дистиллята.

Изобретение относится к дистиллятному материалу, имеющему высокое цетановое число и пригодному в качестве дизельного топлива или в качестве компонента смешанного дизельного топлива, а также к способу получения этого дистиллята.

Изобретение относится к области нефтехимии, а именно к композициям высокооктановых кислородсодержащих компонентов моторного топлива. .
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к присадкам к топливу с низким содержанием серы - менее 500 млн -1 для дизельных двигателей
Наверх