Коллективное судовое спасательное средство

Коллективное судовое спасательное средство содержит герметичную капсулу, закрепленную на судне с возможностью отделения при затоплении последнего и выполненную с салоном, оборудованным креслами с привязными ремнями для размещения людей, средствами для поддержания их жизнедеятельности, автономным аварийным освещением и средствами связи. Эта капсула расположена внутри судна в корытообразном углублении под съемной частью настила верхней палубы. Указанная часть настила выполнена с положительной плавучестью, а капсула имеет в нижней части балластные емкости, заполняемые водой по команде из капсулы. Такое выполнение устройства позволяет значительно сократить объем и время спасательных работ на аварийном судне, ликвидировав причины паники, и обеспечить всех пассажиров и экипаж местами в спасательных средствах. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Известны многочисленные случаи гибели людей с потерпевших кораблекрушение судов, затонувших даже на доступной для спасателей глубине. В подавляющем большинстве случаев между причиной аварии и затоплением судна проходит значительное время, вполне достаточное для подачи сигнала «SOS» и организации спасательных работ.

Все это время обычно используется для подготовки спасательных плавательных средств для аварийной эвакуации пассажиров и экипажа.

По вполне понятным причинам спасательных шлюпок на всех не хватает. В этом случае оставшиеся люди вынуждены бросаться в открытое море, зачастую даже без индивидуальных плавсредств. Все они подвергаются большой опасности как при покидании корабля, так и в открытом море (далеко не все, особенно пассажиры, умеют не только плавать, но и держаться на воде. Особенно пожилые или больные люди и маленькие дети.). В южных широтах пловцам угрожают акулы и просто страх, в северных - нахождение в воде существенно ограничено по времени. По этим причинам подавляющее большинство жертв кораблекрушений погибает. Особенно пассажиров гражданских судов. Основной причиной этого является нехватка плавательных средств, особенно на больших теплоходах и суперлайнерах, перевозящих тысячи гражданских лиц, когда обеспечить экипаж и всех пассажиров местами в спасательных шлюпках практически невозможно. Например, широко известен случай с «ТИТАНИКОМ», когда понимание людьми своей неизбежной гибели привело к панике и беспорядкам, мешающим проведению спасательных работ в весьма ограниченные сроки.

Известны случаи гибели пассажиров кораблей, затонувших даже на доступной глубине, когда до подхода спасательных судов люди, находившиеся в море, даже умеющие плавать, погибли, а часть шлюпок затонула во время неорганизованной их погрузки и во время шторма.

Учитывая вышеизложенное, предлагается коллективное судовое спасательное средство (КСС) для спасения жизни потерпевших кораблекрушение людей, представляющее собой салон, оборудованный для аварийного размещения в нем людей и заранее снабженный средствами их жизнеобеспечения: запасом кислорода, воды, пищи и средствами связи. Салон монтируется внутри специальной герметичной капсулы, которая может отделяться от судна (в момент кораблекрушения или спасателями). Капсула монтируется под съемной частью настила верхней палубы корабля (например, под теннисным кортом или волейбольной площадкой) в корытообразном углублении. Настил состоит из нескольких плит, изготовленных из легких материалов с положительной плавучестью, (например деревянных досок, материалов типа «сэндвич» из вспененных полимеров, скрепленных с тонким металлическим листом, и др.), они скреплены между собой и корпусом корабля легко освобождаемыми крепежными деталями (например, штырями). При нормальном состоянии капсула надежно закреплена на дне корытообразного углубления при помощи захватов, установленных по бокам капсулы.

На фиг.1 показано расположение одного коллективного спасательного средства (КСС) в походном состоянии; на фиг.2 - вид сверху на два КСС в походном положении (с удаленным съемным настилом).

На этих чертежах обозначены:

1 - настил верхней палубы судна;

2 - смежный отсек;

3 - отсек для установки КСС;

4 - одно из КСС (вид сбоку);

5 и 11 - рым-болты для подъема, установки и опускания на воду КСС;

6 - верхний люк для эвакуации из КСС потерпевших аварию спасателями;

7 - лючок, закрывающий углубление с воздуховодными трубками и электрическими контактами;

8 - входная дверь (крышка люка) для погрузки имущества и пассажиров на терпящем бедствие корабле;

9 - поплавок, всплывающий при затоплении связанной с ним капсулы (по команде из капсулы);

10 - отверстие в верхней палубе (при снятом съемном настиле);

12 - корытообразное углубление, способствующее всплытию освобожденного КСС;

13 - быстросъемные захваты для крепления КСС к корпусу судна.

При угрозе затопления корабля и нехватке плавательных средств часть пассажиров, в основном, не умеющие плавать, пожилые, больные и дети, могут быть заранее размещены в салоне капсулы, закрываемой герметичным люком, а капсула подготовлена к отделению от корабля (освобождены от взаимных креплений и удалены плиты съемной части настила палубы (при острой нехватке времени наиболее трудоемкая операция по удалению этих плит может не проводиться)). Люди располагаются в креслах, оборудованных пристяжными ремнями. В состав спасаемых, кроме желательных врача и психолога, должны быть обязательно включен командир-специалист по управлению спасением в капсуле.

Как правило, причиной затопления корабля является повреждение нижней его части. Верхняя палуба, как правило, свободна от надстроек, загромождающих ее при аварии судна. Поэтому разъединение и уборка (при необходимости) плит съемного настила не требуют много времени.

Возможно использование предлагаемого коллективного спасательного средства в случае угрозы затопления корабля в каждом из 4 вариантов:

1. Если имеется такая возможность, то капсула (капсулы) выгружаются за борт тонущего корабля теми же подъемными корабельными средствами, которые использовались при их погрузке и установке. При этом катерами желательно отбуксировать капсулы на 100-200 метров от тонущего корабля. Для этой цели на капсулах могут быть смонтированы небольшие электродвигатели с запасом хода 200 метров.

2. Если возможности спустить на воду и отбуксировать на 100 метров капсулу нет, то можно ограничиться только разъединением плит настила.

После затопления корабля плиты пола верхней палубы всплывают (если настил не был удален), и происходит самостоятельное всплытие капсулы на поверхность из корытообразного углубления за счет ее естественной положительной плавучести. При этом, в случае шторма, по команде из капсулы, могут быть заполнены прикрепленные под ней балластные емкости, обеспечив ее подтопление на небольшую глубину для смягчения влияния шторма. На поверхность моря всплывает яркий большой поплавок, указывающий местонахождение капсулы, с вмонтированным радиомаяком и антенной для связи.

До прибытия спасателей капсула дрейфует в море в подтопленном состоянии на глубине, обеспечивающей оптимальное снижение влияния шторма на колебания капсулы.

3. В случае чрезвычайной ситуации, когда не удается отделить капсулу от тонущего корабля (что маловероятно), люди, находящиеся в капсуле (на затонувшем на доступной глубине корабле), обеспечены необходимыми средствами жизнеобеспечения (кислородом, водой, пищей, медикаментами, освещением отсека, медицинской помощью и др.) на время, достаточное для прибытия спасателей и организации спасательных работ.

4. В случае угрозы затопления корабля на небольшой глубине (до 100 метров) и крайнем дефиците времени производится только погрузка пассажиров и экипажа в салон капсулы и ее герметизация. Небольшая, наиболее подготовленная часть экипажа, путем соответствующего открытия кингстонов, обеспечивает плавное (и по возможности горизонтальное) погружение судна и на надводных спасательных средствах встречает спасателей.

При невозможности относительно быстрого подхода судна-спасателя и быстрой организации работ по отделению от аварийного корабля, подъему капсулы и спасению находящихся в ней людей, им может быть оказана оперативная психологическая помощь и поддержание жизненных ресурсов. С этой целью в специальном углублении наружного корпуса капсулы (закрытом люком) монтируются 2 трубки-воздуховода, соединяющие внешнюю среду с внутренним отсеком. На внешней части трубок расположены воздушные краны для присоединения внешнего воздуховода. Под тем же защитным люком устанавливается специальные электрические разъемы для питания аварийного освещения отсека от наружного источника и акустической связи со спасателями (телефон). Электрические разъемы могут быть продублированы на поплавке.

В случае прибытия спасателей к месту аварии, снаружи, к входному крану подключается кислородный баллон (или к двум трубкам - к входной шланг от компрессора, подающего сжатый воздух с судна-спасателя и выходной шланг, соединенный с внешней атмосферой), и отсек прокачивается практически неограниченным количеством свежего воздуха. Вместо аккумуляторов - может быть подключена бортовая электрическая сеть судна. Это позволяет значительно увеличить время на проведение спасательных работ, что особенно важно в 3 и 4 варианте спасения.

В настоящее время при спасении людей колоссальное значение имеет фактор времени подхода спасательного судна к месту затопления. При оснащении кораблей предлагаемым устройством время начала спасательных работ может быть значительно сокращено. Оборудование, необходимое для оказания оперативной помощи экипажу для поддержания его жизнедеятельности до подхода судна-спасателя, может быть доставлено к месту аварии вертолетом. Команда водолазов-(аквалангистов-) спасателей, при необходимости, может быть десантирована даже с самолета с комплектом необходимого оборудования. Комплект оборудования, непосредственно необходимого для оказания первой помощи по поддержанию жизнедеятельности, имеет небольшой вес и габариты, он состоит из кислородных баллонов и шланга-переходника для подключения кислородного баллона к крану устройства, аккумуляторов (для автономного аварийного освещения) и средства информационной акустической связи (например, телефона громкой связи с внешним источником питания).

Существенное сокращение времени до начала спасательных операций имеет чрезвычайно важное психологическое значение для людей, которым каждый час неопределенного ожидания в замкнутом пространстве кажется вечностью.

Современные корабли, перевозящие тысячи пассажиров, естественно, не могут обеспечить всех местами в шлюпках. Однако вполне реально при постройке (или модернизации) судов в их скрытых полостях (твиндеках) под верхней палубой (например, под теннисной или волейбольной площадкой) предусмотреть размещение отделяемых капсул, рассчитанных на аварийное размещение в их салоне необходимого количества пассажиров. Такое (скрытое) размещение не отразится на внешнем виде судна. При этом расчетный объем аварийного размещения на одного пассажира в капсуле на порядок меньше, чем в спасательных шлюпках. Оборудование таких (комфортабельных) спасательных салонов, рассчитанных на спасение всех пассажиров на современных лайнерах (в 4 вариантах аварийных ситуаций), окажет громадный психологический эффект, снимет синдром «ТИТАНИКА» и послужит хорошей рекламой. При этом затраты на их сооружение в значительной степени компенсируются существенным сокращением количества дорогостоящих спасательных шлюпок, требующих постоянной профилактики, а размещение людей в салоне намного спокойнее и безопаснее, чем их эвакуация на шлюпках. При этом ликвидируется опасность гибели шлюпок во время шторма и комплектование их гребцами, освобождается значительное время размещения в шлюпках запаса воды, пищи, медикаментов.

Осуществление предлагаемого устройства в виде герметичного салона, скрытно размещенного на современном (пассажирском) корабле с возможностью его аварийного отделения, технически возможно. При этом размеры, количество мест и конфигурация могут варьироваться в зависимости от конструкции конкретного судна и места размещения.

Конструкция устройства для оперативного (до подхода судна-спасателя и во время проведения спасательных работ) поддержания ресурсов жизнеобеспечения (подключения кислородных баллонов, питания для освещения и информационной связи со спасателями) состоит из широко известных в технике узлов и деталей: трубки-воздуховоды, воздушный краны, переходник для подключения кислородного баллона (или подачи воздуха от компрессора судна-спасателя), шланг, электрические разъемы для подключения аккумулятора и телефона, сами аккумуляторы и телефоны, электрические провода для подключения освещения отсека к бортовой сети корабля. При этом использование их, при реализации данного предлагаемого устройства, не предусматривает предъявления к ним каких-либо особых требований и допускает применение этих широко известных изделий, серийно выпускаемых промышленностью.

Внедрение данного предложения позволит:

1. Значительно увеличить возможность спасения жизни людей, попавших в кораблекрушение, и существенно сократить боязнь морских путешествий. При этом спасаемые в капсуле находятся в более комфортных условиях и избавлены от угрозы получить травму при погрузке или утонуть на шлюпке во время шторма, так как команда на всплытие подается из капсулы или спасателями.

2. Спасти жизнь пассажиров, обреченных сегодня на смерть: не умеющих плавать, пожилых, детей, больных и слабых.

3. Избавить людей от опасностей в открытом море и смерти от переохлаждения.

4. Улучшить обстановку во время кораблекрушения, дав людям реальную надежду на спасение и избавив их от паники.

5. Оказать реальную психологическую помощь спасаемым людям путем оперативной доставки к месту аварии спасателей воздушным путем, способных оказать поддержание жизнеобеспечения до подхода спасательных судов.

1. Коллективное судовое спасательное средство, содержащее герметичную капсулу, закрепленную на судне с возможностью отделения при затоплении последнего, при этом капсула выполнена с салоном, оборудованным креслами с привязными ремнями для размещения людей, средствами для поддержания их жизнедеятельности, автономным аварийным освещением и средствами связи, отличающееся тем, что указанная капсула расположена внутри судна в корытообразном углублении под съемной частью настила верхней палубы, при этом указанная часть настила выполнена с положительной плавучестью, а капсула имеет в нижней части балластные емкости, заполняемые водой по команде из капсулы.

2. Коллективное судовое спасательное средство по п.1, отличающееся тем, что в верхней части капсулы, снаружи, в углублении ее корпуса, закрытом люком, установлены перекрываемая снаружи краном трубка-воздуховод, соединяющая внешнюю среду с внутренним салоном, а также электрические разъемы для акустической связи с потерпевшими и освещения салона от внешнего источника.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для оказания помощи группе людей, оказавшейся в воде, и может использоваться на речном транспорте. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым спасательным средствам. .

Изобретение относится к области индивидуальных средств спасения человека, находящегося в воде, в частности, к конструкции автоматически надуваемых спасательных средств метаемого типа, и может быть использовано для оснащения судов морского и внутреннего плавания, а также спасательных станций на открытых, закрытых водоемах и реках.

Изобретение относится к судовой энергетике и может быть использовано при запуске дизелей спасательных шлюпок. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к электроэнергетическим установкам судов с валогенераторами и преобразователями частоты, преимущественно с дизельными главными двигателями.

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым спасательным устройствам для эвакуации экипажей при аварии. .

Изобретение относится к отрасли судостроения, к специальным устройствам, в частности к судовым спуско-подъемным устройствам для подводных аппаратов (далее - аппараты).

Изобретение относится к области судостроения, к специальным устройствам для спуска и подъема плавающих объектов в условиях волнения моря. .

Изобретение относится к средствам спасения людей на море с использованием гидроавиации. .

Изобретение относится к судостроению, а более конкретно к способам монтажа судовых валопроводов
Наверх