Система обеспечения теплового режима

Авторы патента:


Система обеспечения теплового режима
Система обеспечения теплового режима

Владельцы патента RU 2286291:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-производственное объединение прикладной механики им. академика М.Ф. Решетнева" (RU)

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при наземных электрических испытаниях спутников связи и их ретрансляторов. Предлагаемая система выполнена в виде жидкостного контура, заправленного теплоносителем. Она включает в себя холодильник, выход которого соединен с выходом данного контура через электронасосный агрегат, первую полость рекуперативного теплообменника, имеющего байпасную линию, и нагреватель теплоносителя. Вход холодильника подключен к входу контура через вторую полость теплообменника. Система также содержит компенсационное устройство, блок коммутации и управления, измеритель расхода теплоносителя и датчики температуры, регулируемый дроссель, гибкие трубопроводы с гидроразъемами на концах, закольцованные через вентиль. При этом нагреватель теплоносителя выполнен в виде жидкостно-жидкостного теплообменника, одна из полостей которого сообщена с жидкостным контуром, а вторая полость сообщена с жидкостным трактом дополнительно введенного субконтура. Последний содержит проточный электронагреватель, управляемый сигнализаторами расхода теплоносителя, и другие характерные агрегаты. Предусмотрены соленоидные вентили в линии, идущей к первой полости теплообменника, и в байпасной линии, а также блок коммутации и управления, совместимый и связанный с автоматизированным испытательным комплексом спутника или ретранслятора. Техническим результатом изобретения является обеспечение универсальности системы для аппаратов (и их агрегатов) с различными тепловыми нагрузками, улучшение ее рабочих характеристик и повышение надежности проведения испытаний, что доставляет существенную экономию при создании и отработке космических аппаратов разных типов. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к космической технике, в частности к системам обеспечения теплового режима (СОТР) при наземных электрических испытаниях, например связного (телекоммуникационного) спутника, а также при наземных автономных электрических испытаниях ретранслятора (модуля полезной нагрузки - МПН).

В настоящее время наземные электрические испытания космического аппарата - КА (или ретранслятора) предполагают полную (после сборки электрической схемы) автоматизацию указанных испытаний с использованием компьютеров (в том числе с использованием персональных электронно-вычислительных машин - ПЭВМ). При этом проведение электрических испытаний должно быть высоконадежным - любые неисправности (или отказы) в наземных средствах (в том числе в СОТР) не должны приводить к неисправностям (или к отказам) КА (или ретранслятора).

Аппаратно такая задача реализуется в автоматизированных испытательных комплексах (АИК), в состав которых, в частности, как неотъемлемая часть, входит и СОТР, обеспечивающая требуемый тепловой режим работающих при испытаниях приборов КА (и ретранслятора); и СОТР должна представлять из себя полностью автоматизированную систему управления.

Кроме того, СОТР должна быть универсальной - конкретная СОТР должна обеспечивать требуемый тепловой режим (при его использовании в составе АИК) различных по функциональному назначению и тепловой нагрузке КА: в настоящее время КА создаются с повышенным ресурсом орбитального функционирования (до 10-15 лет) и поэтому конкретный тип КА изготавливается не более одного (или нескольких единиц) и максимальные тепловые нагрузки при работе различных КА могут колебаться, например, от 1 до 7,5-12 кВт (с учетом перспективы), которые должны отводить от КА и утилизировать в себе СОТР (т.е. конкретная (изготовленная) СОТР должна быть работоспособна с различными конкретными КА в течение срока службы СОТР, например 15 лет).

При этом проведение электрических испытаний должно быть высоконадежным - любые неисправности (или отказы) в наземных средствах (в том числе в СОТР) не должны приводить к неисправностям (или к отказам) КА (или ретранслятора).

Анализ, проведенный авторами, и опыт эксплуатации известных СОТР (см. патенты Российской Федерации №№2144893, 2233773) показывают, что они таким вышеприведенным требованиям не удовлетворяют, т.к.:

- контроль работы СОТР по показаниям приборов пульта управления осуществляет оператор - в случае ошибки оператора КА может выйти из строя: например, оператор просмотрел, что значение расхода теплоносителя ниже нормы - это означает, что требуемый тепловой режим работающих приборов КА не обеспечивается, что приводит к выходу их из строя;

- указанные конкретные СОТР могут использоваться с КА, имеющими максимальную тепловую нагрузку до 2-3 кВт, т.к., в частности, теплообменные участки (4.2 и 5.2 на фиг.2) и мощность потребления электронагревателей (4.3 и 5.3 на фиг.2) в компенсационном устройстве и нагревателях конструктивно рассчитаны и могут использоваться с конкретными КА;

- для обеспечения требуемых основных выходных параметров СОТР применительно к каждому конкретному КА (требуемых температуры теплоносителя на выходе из СОТР, расхода теплоносителя и погрешности поддержания требуемой температуры теплоносителя на выходе из СОТР) требуется предварительная ручная настройка (перенастройка) величины расхода теплоносителя по участкам жидкостного тракта с помощью регулируемых дросселей (6 и 10 на фиг.2);

- пульты управления выполнены несовместимыми с компьютером (их программным обеспечением).

Кроме того, СОТР по патенту №2233773 имеет дополнительные существенные недостатки:

- его использование для обеспечения теплового режима при наземных испытаниях КА предполагает наличие в составе бортовой СТР жидкостно-жидкостного теплообменника, как правило, представляющего из себя паяную пластинчатую конструкцию с протяженными паянными швами, имеющими (исходя из данных эксплуатации) недостаточно высокую надежность сохранения степени герметичности полостей теплообменника в течение эксплуатации: потеря герметичности полостей теплообменника при наземных испытаниях приводит к возрастанию давления в жидкостном тракте бортовой СТР до разрушительного: в бортовой СТР допустимое давление не более 3,5 кгс/см2, в то время как в жидкостных трактах указанной СОТР рабочее давление доходит до 12 кгс/см2 (в качестве теплоносителя в указанной СОТР используется низкокипящая жидкость - фреон 12, давление насыщенных паров которого при температуре 50°С в полости теплообменника будет ≈12 кгс/см2, и в случае потери степени герметичности такое же давление будет в бортовом жидкостном тракте, что недопустимо), а в условиях орбитального функционирования потеря степени герметичности полости теплообменника приводит к недопустимому уменьшению объема теплоносителя в бортовом жидкостном тракте СТР из-за проникновения его в наземную полость теплообменника, что в конечном счете приводит к выходу из строя КА раньше требуемого срока эксплуатации; кроме того, наличие этого теплообменника в составе борта СТР приводит к увеличению массы бортовой СТР (и, следовательно, к необходимости снижения массы ретранслятора уменьшением количества транспондеров), т.к. масса указанного теплообменника с учетом наличия в одной из полостей бортового теплоносителя в настоящее время равна ≈3 кг, в то время, как, если использовать съемный теплообменник с использованием двух гидроразъемов, суммарное увеличение массы СТР КА за счет этого составляет не более 0,8 кг.

(Следует отметить, сварные пластинчатые теплообменники более надежны с точки зрения сохранения межполостной герметичности, но их масса в 1,7-2 раза тяжелее паяных и использование их в составе КА тем более неприемлемо.)

Таким образом, существенными недостатками известных технических решений являются недостаточно надежные функциональные и недостаточно совершенные эксплуатационные характеристики и связанные с этим повышенные экономические затраты по обеспечению испытаний различных КА с различной максимальной тепловой нагрузкой.

Анализ источников информации патентной и научно-технической литературы показал, что наиболее близким по технической сути прототипом предлагаемого технического решения является система обеспечения теплового режима (СОТР), выполненная согласно патенту Российской Федерации №2233773.

Вышеуказанная (см. фиг.2) СОТР выполнена в виде жидкостного контура, заправленного низкокипящим теплоносителем - фреоном 12 таким образом, что компенсационное устройство заполняется частично и при работе (при отводе тепла от технологичного теплообменного оборудования - теплообменника 11, представляющего из себя паяную конструкцию с протяженным паяным швом) образует из себя двухфазный (парожидкостный) контур: в теплообменнике происходит (в основном) кипение фреона 12 и конденсация его в жидкостном тракте холодильника; при кипении фреона 12 в полости теплообменника 11 давление его паров повышается, например, при термоциклировании КА при температуре 50°С до 12,2 кг/см2, в то время как в охлаждающих жидкостных трактах ретранслятора и КА максимально допустимое давление теплоносителя не более 3,5 кг/см2 - т.е. известная СОТР для обеспечения теплового режима при автономном испытании ретранслятора не может быть использована; кроме того, в случае потери межполостной степени герметичности (по этой причине при больших сроках орбитального функционирования в настоящее время в составе СТР КА такие теплообменники не используются) теплообменника 11 в бортовом жидкостном тракте давление повысится до 12,2 кгс/см2 и он выйдет из строя (разрушится), т.е. с точки зрения высоконадежной совместной наземной эксплуатации КА+СОТР или ретранслятор + СОТР известная СОТР имеет узкие и недостаточно надежные функциональные характеристики для рассматриваемого случая эксплуатации.

В состав жидкостного контура известной СОТР входят:

- холодильник 1, содержащий жидкостно-жидкостный теплообменник 1.1 и холодильную машину 1.2;

- электронасосный агрегат 2, установленный на выходе холодильника 1;

- рекуперативный теплообменник 3;

- компенсационное устройство 4 с теплообменным участком магистрали 4.2 в верхней части корпуса и обогревателем 4.3 в нижней части корпуса - в магистрали 4.2 согласно ее функциональному назначению температура фреона 12 для конкретного расхода, соответствующего максимальной тепловой нагрузке от КА, должна повыситься до температуры кипения, т.е. для КА с различными максимальными тепловыми нагрузками магистраль 4.2 должна иметь различные теплообменные площади, а обогреватель 4.3 должен иметь различную мощность потребления, т.е. различные конструкции, иначе говоря, конкретная СОТР может использоваться только при испытаниях конкретного КА или при испытаниях КА, у которого максимальная тепловая нагрузка ниже рассмотренной, т.е. и в этой части СОТР имеет недостаточно широкие функциональные характеристики;

- нагреватель 5, где фреон 12 должен кипеть (согласно функциональному назначению) до процентного содержания пара 5-10%: в нагревателе 5, также как в компенсационном устройстве 4, имеются теплообменный участок магистрали и электрообогреватель, параметры которых подобраны исходя из максимально возможной тепловой нагрузки конкретного КА, т.е. недостатки нагревателя 5 те же самые, что и для компенсационного устройства 4;

- регулируемый дроссель 6 для регулирования расхода - установка конкретного расхода - ручным способом и особо ответственная, и очень трудоемкая, и продолжительная (до одной рабочей смены), т.к. расход фреона 12 с помощью дросселя 6 необходимо последовательным приближением установить так, чтобы обеспечить устойчивость процесса кипения в теплообменнике 11 (т.е. чтобы СОТР работала устойчиво), для чего указанный расход должен быть таким, чтобы при максимальной тепловой нагрузке в теплообменнике 11 испарение потока происходило не более, чем на 80%, т.е. СОТР имеет недостаточно совершенные эксплуатационные характеристики в части настройки ее рабочих параметров (даже для конкретного КА);

- байпасную линию 21 с регулируемым дросселем 10 (с устройством регулирования расхода теплоносителя через байпасную линию и соответствующую полость рекуперативного теплообменника), соединяющую вход и выход рекуперативного теплообменника 3 по выходному тракту холодильника: установка соответствующего рабочего положения дросселя 10 производится ручным способом, для обеспечения соответствия между номинальной мощностью обогревателя 4.3 и охлаждающей способностью теплообменного участка 4.2, и настройка дросселя 10 имеет те же недостатки, что и для дросселя 6 (регулируемые дроссели 6 и 10 функционально предназначены для изменения гидравлических сопротивлений жидкостных трактов участков, в которых они установлены);

- датчик расхода 7;

- датчик температуры 9;

- входной и выходной гибкие трубопроводы 13 и 14, имеющие на концах вентили 15, 16, 17;

- вентиль 18 и дроссель 19 (для осуществления заправки);

- вентиль 20 (для закольцовки входа и выхода жидкостного контура при настройке дросселей 6, 10);

- пульт управления 8.

Как видно из вышеизложенного, существенными недостатками известного технического решения являются его недостаточно надежные и узкие функциональные и недостаточно совершенные эксплуатационные характеристики и связанные с этим повышенные экономические затраты по обеспечению наземных испытаний различных КА, а также автономных испытаний различных ретрансляторов.

Целью предлагаемого авторами технического решения является устранение вышеперечисленных существенных недостатков.

Оптимально поставленная цель достигается, как установлено авторами в результате теоретического и экспериментального исследования и анализа работы опытного образца СОТР с варьируемой элементной базой, тем, что

- нагреватель теплоносителя выполнен в виде жидкостно-жидкостного теплообменника, вход и выход одной из полостей которого сообщены с жидкостным трактом контура, а вход и выход второй полости его соединены с жидкостным трактом дополнительного жидкостного субконтура, включающего установленную после выхода указанной полости теплообменника емкость, частично заполненную высококипящим теплоносителем, электронасосный агрегат, проточный электронагреватель, содержащий секции с различными величинами потребляемой мощности, выход которого через сигнализатор величины расхода теплоносителя соединен с входом вышеуказанной полости теплообменника, причем на входе и выходе жидкостного тракта электронагревателя установлены сигнализаторы величин температур теплоносителя субконтура;

- в жидкостном контуре установлен сигнализатор величины расхода теплоносителя, а на выходе из него - фильтр и сигнализатор величины температуры теплоносителя;

- пульт коммутации и управления функционально совместим и связан с автоматизированным испытательным комплексом космического аппарата (или ретранслятора), что и является, по мнению авторов, существенными отличительными признаками предлагаемого авторами технического решения;

кроме того, для достижения цели устройство регулирования расхода теплоносителя через байпасную линию и первую полость рекуперативного теплообменника выполнено, например, следующим образом: в линии, соединяющей первую полость рекуперативного теплообменника, и в байпасной линии к ней установлены по одному соленоидному вентилю.

В результате анализа, проведенного авторами известной патентной и научно-технической литературы, предложенное сочетание существенных отличительных признаков заявляемого технического решения в известных источниках информации не обнаружено и, следовательно, известные технические решения не проявляют тех же свойств, что в заявляемом устройстве.

Принципиальная схема предлагаемой СОТР, предназначенной:

• для функционального использования в качестве имитатора бортовой СТР КА при наземных автономных электрических испытаниях различных ретрансляторов (и МПН) с различной максимальной тепловой нагрузкой;

• для обеспечения требуемого температурного режима бортового теплоносителя, циркулирующего в бортовой СТР, при наземных испытаниях КА с различной максимальной тепловой нагрузкой,

изображена на фиг.1 и представляет из себя конструктивно жидкостный контур, заправленный теплоносителем, например, аналогичным бортовому - ЛЗ-ТК-2, который включает в себя:

- холодильник 1, содержащий жидкостно-жидкостный теплообменник 1.1 и холодильную машину 1.2, с холодопроизводительностью, обеспечивающей потребности как существующих, так и вновь создаваемых КА с учетом перспективы;

- электронасосный агрегат 2, установленный на выходе холодильника 1;

- рекуперативный теплообменник 3, вторая полость которого соединена с входом холодильника 1 и входом жидкостного контура, а первая полость, имеющая байпасную линию, с жидкостным трактом до входа в нагреватель 5; причем в линии, соединяющей первую полость рекуперативного теплообменника 3, и в байпасной линии к ней установлены по одному соленоидному вентилю 22 и 23, которые представляют из себя дистанционно управляемые электромагнитные клапаны и функционируют следующим образом: при подаче команды на включение вентиль 22 открывается, а вентиль 23 через 1-3 с закрывается (и наоборот: при подаче команды на включение вентиль 23 открывается, а вентиль 22 через 1-3 с закрывается), т.е. обеспечивается простота логики управления ими и регулирования расхода теплоносителя по соответствующим линиям;

- компенсационное устройство 4, обеспечивающее давление в жидкостном тракте работающей СОТР не выше давления теплоносителя в бортовой СТР, жидкостная полость которого соединена с жидкостным трактом до входа в ЭНА 2, а газовая полость (при необходимости, может быть соединена с дополнительной газовой емкостью и мановакуумметром) отделена от жидкостной полости упругим элементом и заправлена газом определенного давления;

- нагреватель 5, установленный на выходе из жидкостного контура, выполнен в виде жидкостно-жидкостного теплообменника 5.1, вход и выход первой полости которого сообщены с жидкостным трактом контура, а вход и выход второй полости его соединены с жидкостным трактом дополнительного жидкостного субконтура, включающего в себя установленную после выхода указанной полости теплообменника 5.1 емкость 5.2, частично заполненную высококипящим теплоносителем, например водным раствором этиленгликоля (55%), электронасосный агрегат 5.3 с регулируемой производительностью, проточный электронагреватель 5.4 (или, при необходимости, проточные электронагреватели), в центральной части которого установлены секции электронагревателя с различными величинами потребляемой мощности, допускающие, при необходимости, замену их без слива теплоносителя из субконтура (количество и мощность секций, а также объем теплоносителя в субконтуре и обеспечиваемые ЭНА величины расхода теплоносителя выбраны исходя из оптимального обеспечения выполнения двух взаимно исключающих задач:

1) время перехода (выхода) с одного требуемого уровня температуры теплоносителя на выходе из жидкостного контура СОТР на другой уровень температур теплоносителя должно быть минимально возможным;

2) в течение периода времени между двумя последовательными опросами АИК (например, 5 с) контроля температуры теплоносителя на выходе из жидкостного контура изменение ее от номинального (заданного) значения с учетом погрешностей измерений не должно превышать величины требуемой погрешности поддержания температуры теплоносителя на выходе из жидкостного контура (не более );

причем выход электронагревателя 5.4 через сигнализатор величины расхода теплоносителя 5.7 субконтура соединен с входом вышеуказанной полости теплообменника, а на входе и выходе жидкостного тракта электронагревателя 5.4 установлены сигнализаторы величины температур теплоносителя 5.5 и 5.6 субконтура:

сигнализатор величины расхода теплоносителя предназначен для выдачи при снижении (или отсутствии) расхода теплоносителя ниже допустимого:

1) аварийной команды замыканием сухого контакта, обеспечивающей исключение включения любых секций электрообогревателя;

2) аварийного телеметрического сигнала до тех пор, пока не восстановится расход теплоносителя субконтура;

сигнализаторы величин температур теплоносителя субконтура предназначены для обеспечения отключения всех секций электронагревателя, если температура теплоносителя субконтура поднялась до максимально допустимого уровня, и аппаратная защита блокирует включение секций до тех пор, пока температура не понизится до требуемого уровня;

- регулируемый дроссель 6 для установки требуемого номинального значения расхода теплоносителя в жидкостном контуре, например, эквивалентному бортовому расходу в условиях орбитального функционирования КА, при испытаниях ретранслятора; в принципе при испытаниях КА значение расхода теплоносителя в жидкостном контуре может быть максимально возможным. (В процессе испытаний, при необходимости, значение расхода изменяют изменением производительности ЭНА изменением его напряжения питания);

- соленоидные вентили 22 и 23 предназначены для ускорения достижения температуры теплоносителем с одного уровня на другой (в особенности это важно при термоциклировании в диапазоне от минус 20 до 45°С) уровень:

при переходе на повышенный температурный уровень обеспечивается полный расход теплоносителя через первую полость рекуперативного теплообменника 3 (т.е. соленоидный вентиль 22 открыт, а соленоидный вентиль 23 закрыт), а при переходе на пониженный уровень обеспечивается полный расход теплоносителя через байпас (т.е. соленоидный вентиль 23 открыт, а соленоидный вентиль 22 закрыт);

- датчики температуры 27 (для телеметрических целей) и 28 (для обеспечения управления значением температуры теплоносителя на выходе из жидкостного контура); при необходимости, для телеметрического контроля температуры участков могут быть установлены и другие температурные датчики;

- датчик 7 для телеметрического контроля значения расхода теплоносителя;

- фильтр 24, установленный на выходе из жидкостного контура, предназначен для исключения попадания недопустимых загрязнений в бортовой жидкостный тракт при автономных испытаниях ретранслятора;

- сигнализаторы величин температуры 26 теплоносителя на выходе из жидкостного контура и расхода 25;

• при отсутствии или снижении расхода теплоносителя ниже нормы вырабатывается телеметрический сигнал и замыканием сухого контакта аварийная команда поступает в АИК, обеспечивающий аппаратное отключение питания ретранслятора в случае снижения расхода ниже допустимого или «зависания» (отказа) программного обеспечения АИК;

• сигнализатор величины температуры теплоносителя обеспечивает аппаратное выключение КА (ретранслятора), отключение всех секций электронагревателя при превышении температуры теплоносителя на выходе из жидкостного контура выше допустимого уровня; при этом аппаратная защита блокирует включение секций до тех пор, пока температура не понизится до требуемого уровня;

- входной и выходной гибкие трубопроводы 13 и 14 с гидроразъемами 29 и 30 на концах для обеспечения стыковки с гидроразъемами наземной полости теплообменника 11 съемного (наземного) блока 12 КА 31 (или с гидроразъемами ретранслятора);

- вентиль 20 для закольцовки входа и выхода жидкостного контура при автономных испытаниях СОТР в процессе его изготовления;

- пульт коммутации и управления - БКУ 8, электрически связанный с электронасосным агрегатом, датчиками и сигнализаторами, холодильником, соленоидными вентилями и секциями нагревателей, выполнен на базе технологии VXI - крейт, совместим по своим выходным информационным и электрическим параметрам и связан с АИК 21 КА и с его компьютером 21.1 (или ретранслятора при его автономных испытаниях).

При разработке СОТР параметры и характеристики холодильника, электронасосного агрегата и нагревателя выбраны с учетом существующих и вновь разрабатываемых КА с учетом перспективы.

Работа предложенной СОТР происходит следующим образом:

Исходное состояние:

- гидроразъемы СОТР 29 и 30 состыкованы с гидроразъемами съемного блока 12 КА 31 или с гидроразъемами жидкостного тракта охлаждения ретранслятора;

- собрана электрическая схема испытаний КА (или ретранслятора), в частности соединители СОТР состыкованы с соединителями АИК КА (или ретранслятора); вилка кабеля питания СОТР подключена к сети источника электрического тока;

- СОТР, АИК, КА (или ретранслятор) исправны и готовы к испытаниям;

- программное обеспечение, в частности, СОТР, готово к работе: на мониторе компьютера АИК светятся меню оператора АИК (меню управления СОТР) и мнемосхема АИК (мнемосхема СОТР).

После этого перед включением в работу бортовой СТР КА (или перед включением в работу ретранслятора) включается в работу СОТР: используя меню управления СОТР компьютера, оператор выдает соответствующую команду на включение СОТР и автоматически (программным обеспечением) включаются последовательно в работу электронасосные агрегаты, холодильник, соответствующие секции электронагревателя и температура теплоносителя на выходе из жидкостного контура выходит на номинальный уровень (например, 25°С) и поддерживается автоматически соответствующей работой агрегатов СОТР на этом уровне с погрешностью ±1,5°С.

После выхода температуры теплоносителя на выходе из жидкостного контура на номинальный уровень выбором соответствующей команды из меню управления СОТР оператор вводит в компьютер требуемую по программе испытаний КА (или ретранслятора) температурную уставку (требуемое значение температуры теплоносителя на выходе из жидкостного контура), например 45°С (СОТР допускает любую температурную уставку из диапазона от минус 25 до 50°С при испытаниях любого существующего КА (или ретранслятора) и перспективных КА (ретрансляторов)), и в результате соответствующей автоматической работы агрегатов СОТР температура теплоносителя на выходе из жидкостного контура СОТР повысится с заданным темпом до 45°С (после этого разрешается включить в работу КА или ретранслятор) и автоматически поддерживается в дальнейшем на этом уровне (с погрешностью ±1,5°С при работе КА (или ретранслятора) в различных режимах их работы согласно циклограммам, соответствующим режимам работы КА (или ретранслятора) в условиях орбитального функционирования - избыточное тепло, выделяющееся при их работе, отводится в соответствующем количестве в СОТР и утилизируется в его холодильнике).

При эксплуатации предложенной СОТР исключено ее влияние на работоспособность (или выход из строя) КА (или ретранслятора) из-за СОТР: например, в случае достижения температуры теплоносителя на выходе из жидкостного контура предельно допустимого срабатывает соответствующий сигнализатор температуры (поз.26) и программное обеспечение выдает команду на аварийное выключение КА (ретранслятора), имитатора системы электропитания, всех секций электронагревателя; или в случае, если значение расхода теплоносителя в жидкостном контуре уменьшилось ниже допустимого, тогда срабатывает сигнализатор по расходу и программное обеспечение выдает команду на аварийное выключение КА (ретранслятора), имитатора системы электропитания, СОТР.

Таким образом, как видно из вышеизложенного, предложенная СОТР

- имеет универсальные функциональные характеристики и она может использоваться с любым существующим (и в перспективе) КА (или автономно с любыми ретрансляторами) с различными максимальными тепловыми нагрузками (до 7,5-12 кВт), обеспечивая поддержание на выходе СОТР любой заданной температуры из диапазона от минус 25 до 50°С с погрешностью поддержания стабильной заданной температуры ±1,5°С и значений расходов теплоносителя, эквивалентных соответствующим штатным значениям расходов теплоносителя в бортовых СТР КА и нет необходимости изготавливать различные УСОТР к различным КА;

- перед включением в работу различных КА (или ретрансляторов) не требуется предварительная настройка рабочих характеристик СОТР;

- неисправность УСОТР в процессе испытаний не влияет на работоспособность (на надежность) КА (или ретранслятора);

- при изготовлении различных КА в результате использования такой универсальной (унифицированной) СОТР обеспечивается существенная экономия материальных, трудовых, финансовых ресурсов (по предварительным оценкам, эквивалентная более ста тысячам рублей при испытании каждого КА), т.е. тем самым достигаются цели изобретения.

В настоящее время предложенное авторами техническое решение отражено в технической документации нашего предприятия, по которой будет изготавливаться штатная СОТР для обеспечения теплового режима различных связных (телекоммуникационных) спутников и различных ретрансляторов (МПН) при их наземных электрических испытаниях с использованием АИК.

1. Система обеспечения теплового режима спутников при наземных испытаниях, содержащая жидкостный контур, заправленный теплоносителем, включающий в себя холодильник, выход которого соединен с выходом контура через электронасосный агрегат, первую полость рекуперативного теплообменника, имеющую байпасную линию, и нагреватель теплоносителя, а вход подключен к входу указанного контура через вторую полость рекуперативного теплообменника, компенсационное устройство, вентили, измеритель расхода теплоносителя и датчики температуры, устройство регулирования расхода теплоносителя через указанную байпасную линию и первую полость рекуперативного теплообменника, пульт коммутации и управления, регулируемые дроссели, а также гибкие трубопроводы с гидроразъемами на концах, присоединенные к входу и выходу жидкостного контура, отличающаяся тем, что нагреватель теплоносителя выполнен в виде жидкостно-жидкостного теплообменника, вход и выход одной из полостей которого сообщены с жидкостным контуром, а вход и выход второй полости его соединены с жидкостным трактом дополнительного жидкостного субконтура, включающего установленную после выхода указанной второй полости теплообменника емкость, частично заполненную высококипящим теплоносителем, электронасосный агрегат и проточный электронагреватель, содержащий секции с различными величинами потребляемой мощности, выход которого через сигнализатор величины расхода теплоносителя соединен с входом указанной второй полости теплообменника, причем на входе и выходе жидкостного тракта электронагревателя установлены сигнализаторы величин температур теплоносителя указанного субконтура.

2. Система обеспечения теплового режима по п.1, отличающаяся тем, что в жидкостном контуре установлен сигнализатор величины расхода теплоносителя, а на выходе жидкостного контура - фильтр и сигнализатор величины температуры теплоносителя.

3. Система обеспечения теплового режима по п.1, отличающаяся тем, что пульт коммутации и управления функционально совместим и связан с автоматизированным испытательным комплексом космического аппарата или ретранслятора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при исследовании распространения поверхностных и сквозных трещин в образцах, моделирующих герметичные элементы конструкции систем космических аппаратов.

Изобретение относится к средствам наземных имитационных испытаний и подготовки к полету систем космического аппарата. .

Изобретение относится к наземной отработке и испытаниям систем управления космических аппаратов (КА). .

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при проектировании и отработке космических аппаратов. .

Изобретение относится к области испытаний на герметичность, преимущественно магистралей космических аппаратов, в том числе спутников связи. .

Изобретение относится к области тренажных средств для подготовки космонавтов к действиям после посадки космического аппарата на водную поверхность, к средствам для имитации волнения моря при проведении исследований и испытаний в моделируемых условиях.

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть использовано в ракетостроении и авиации для определения и регулирования полетных аэродинамических нагрузок на отсеки летательных аппаратов (ЛА) и их элементы.

Изобретение относится к аэродинамическим испытаниям и может быть использовано в ракетостроении и авиации для определения и регулирования полетных аэродинамических нагрузок на отсеки летательных аппаратов и их элементы.

Изобретение относится к отработке и испытаниям средств для групповых и попутных запусков спутников. .
Изобретение относится к космической технике и может быть использовано, в частности, при наземной отработке систем терморегулирования космических аппаратов. .

Изобретение относится к способам заправки жидкими криогенными компонентами топливных баков ракетно-космических систем. .

Изобретение относится к быстроразъемным соединениям коммуникаций и может быть использовано в ракетно-космических стартовых комплексах для автоматической стыковки, расстыковки и отвода коммуникаций от борта ракеты.

Изобретение относится к быстроразъемным соединениям коммуникаций и может быть использовано в ракетно-космических стартовых комплексах для автоматической стыковки, расстыковки и отвода коммуникаций от борта ракеты.

Изобретение относится к быстроразъемным соединениям коммуникаций и может быть использовано в ракетно-космических стартовых комплексах для автоматической стыковки, расстыковки и отвода коммуникаций от борта ракеты.

Изобретение относится к космической технике, в частности к системам терморегулирования спутников связи. .

Изобретение относится к средствам заправки газами большой плотности, преимущественно емкостей двигательных установок космических аппаратов. .

Изобретение относится к средствам наземных имитационных испытаний и подготовки к полету систем космического аппарата. .

Изобретение относится к средствам стыковки и расстыковки космических объектов и может быть использовано при подготовке ракет-носителей (РН) к пуску на стартовом комплексе.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при изготовлении термостатируемых панелей. .
Наверх