Способ определения содержания охлаждающей жидкости в моторном масле

Изобретение относится к области диагностики состояния моторного масла и предназначено для определения качества моторного масла в процессе работы и его пригодности к дальнейшей эксплуатации. В способе определения содержания жидкости в моторном масле, по которому моторное масло нагревают и по интенсивности характерных воздушных пузырей определяют наличие жидкости, причем сначала шаблон, изготовленный из проволоки в виде сетки, накладывают на тигель аппарата Кливленда, нагревают его со скоростью нагрева 6°С в 1 мин до 100°С, в интервале температур 120-140°С нагрев уменьшают до 2°С в 1 мин, затем визуально запоминают расположение клеток в контуре, образованном воздушными пузырями на шаблоне, далее переносят контур на бумагу в клетку, по клеткам рассчитывают величину площади поверхности контура и по значению этой величины определяют процентное содержание жидкости по эталону, зависящему от основы моторного масла. Технический результат: повышение точности определения наличия охлаждающей жидкости в маслах и ее процентного содержания. 3 табл., 2 ил.

 

Изобретение относится к области диагностики состояния моторного масла и предназначено для определения качества моторного масла в процессе работы и его пригодности к дальнейшей эксплуатации.

Наличие воды в масле может быть определено качественным методом потрескивания по ГОСТ 1547-42 или количественным по ГОСТ 2477-44.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому является способ определения охлаждающей жидкости в моторных маслах, реализованный устройством для определения качества моторного масла (А.с. СССР №1763976, G 01 N 33/22, 33/30, 23.09.1992), по которому сравнивают капли эталонного масла с охлаждающей жидкостью и испытуемого масла. По интенсивности выделения воздушных пузырей из капель при температуре 150°С судят о наличии жидкости в масле.

Недостатком прототипа является невысокая точность способа, обусловленная несовершенством устройства, состоящего из нестандартных комплектующих, копирующего аппарат Кливленда, и визуальным, приблизительным сравнением масла с эталонным образцом по интенсивности выделения пузырей. Кроме того, нагрев устройства до 150°С может привести к резкому вскипанию масла.

Задачей изобретения является повышение точности определения наличия охлаждающей жидкости в маслах и ее процентного содержания.

Поставленная задача достигается тем, что в способе определения содержания охлаждающей жидкости в моторном масле, по которому моторное масло нагревают и по интенсивности характерных воздушных пузырей определяют наличие жидкости, в отличие от прототипа, сначала шаблон, изготовленный из проволоки в виде сетки, накладывают на тигель аппарата Кливленда, нагревают его со скоростью нагрева 6°С в 1 минуту до температуры 100°С, в интервале температур 120-140°С нагрев уменьшают до 2°С в 1 минуту, затем визуально запоминают расположение клеток в контуре, образованном воздушными пузырями на шаблоне, далее переносят контур на бумагу в клетку, по клеткам рассчитывают величину площади поверхности контура и по значению этой величины определяют процентное содержание жидкости по эталону, зависящему от основы моторного масла.

Существо изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 изображен шаблон для определения площади воздушных пузырей, на фиг.2 изображен шаблон на бумаге в клетку.

Шаблон (фиг.1) представляет собой круг из проволоки с ячейками. Размеры шаблона совпадают с размерами внутреннего диаметра тигля аппарата Кливленда (ГОСТ 4333-48), предназначенного для определения температуры вспышки нефтепродуктов. Шаблон разделен на ячейки: 29 полных квадратных ячеек, с площадью каждого квадрата S=1 см2, 8 неполных квадратных ячеек с S=0,75 см2, 8 неполных квадратных ячеек с S=0,375 см2. Общая площадь шаблона равна 38 см2 и соответствует 100%.

Пример конкретной реализации способа.

При оценке процентного содержания охлаждающей жидкости в моторном масле в тигель аппарата Кливленда наливают масло до указанной отметки соответственно ГОСТ 4333-48, затем накладывают на тигель аппарата Кливленда шаблон, далее нагревают его так, чтобы скорость нагрева составляла 6°С в 1 минуту, до температуры 100°С. В интервале температур 120-140°С нагрев уменьшают до 2°С в 1 минуту. На поверхности тигля аппарата Кливленда образуются характерные воздушные пузыри. Затем визуально запоминают расположение клеток в контуре, образованном воздушными пузырями на шаблоне, далее переносят контур на бумагу в клетку. По клеткам рассчитывают величину площади поверхности контура и по значению этой величины определяют процентное содержание охлаждающей жидкости по эталону, зависящему от основы моторного масла: минеральной, синтетической или полусинтетической.

Пример 1. Моторное масло SAE 15W30 на минеральной основе.

В таблице 1 указаны эталонные значения площади выделяемых воздушных пузырей в зависимости от содержания охлаждающей жидкости в моторном масле.

Табл.1
Содержание охлаждающей жидкости, %Площадь выделения пузырей, %
100
20,136,0
30,252,1
40,582,64
51,0100

К примеру, расчетная площадь составила 40%. По таблице 1 определяем место нахождения этого значения: между второй и третьей строкой, в интервале 36,0 и 52,1. Составляем пропорцию и получаем значение содержания охлаждающей жидкости 0,12.

Пример 2. Моторное масло SAE 10W40 полусинтетическое.

Табл.2
Содержание охлаждающей жидкости, %Площадь выделения пузырей, %
100
20,128
30,259
40,578
51,089

К примеру, расчетная площадь составила 72%. По таблице 2 определяем место нахождения этого значения: между третьей и четвертой строкой, в интервале 59 и 78. Составляем пропорцию и получаем значение содержания охлаждающей жидкости 0,4.

Пример 3. Моторное масло SAE 5W40 синтетическое.

Табл.3
Содержание охлаждающей жидкости, %Площадь выделения пузырей, %
100
20,158
30,271
40,586
51,097

Пример 4. Отработанное моторное масло SAE 5W40

Площадь выделения пузырей составила 95%. Согласно данным примера 3 содержание охлаждающей жидкости между 0,5 и 1%.

Для подтверждения точности способа содержание воды в отработанном моторном масле (пример 4) определили по ГОСТ 2477-44. Оно составило 0,8%, что соответствует опытным данным примера 3.

Итак, заявляемое изобретение позволяет повысить точность определения наличия охлаждающей жидкости в моторных маслах и определять ее процентное содержание в количестве 0,1 до 1 и более %.

Кроме того, заявляемое изобретение позволяет расширить функциональные возможности аппарата Кливленда за счет выявления наличия и содержания охлаждающей жидкости в отработанном моторном масле.

Способ определения содержания охлаждающей жидкости в моторном масле, по которому моторное масло нагревают и по интенсивности характерных воздушных пузырей определяют наличие охлаждающей жидкости, отличающийся тем, что сначала шаблон, изготовленный из проволоки в виде сетки, накладывают на тигель аппарата Кливленда, затем нагревают его со скоростью нагрева 6°С в 1 минуту до температуры 100°С, в интервале температур 120-140°С нагрев уменьшают до 2°С в 1 минуту, визуально запоминают расположение клеток в контуре, образованном воздушными пузырями на шаблоне, далее переносят контур на бумагу в клетку, по клеткам рассчитывают величину площади поверхности контура, после чего по значению этой величины определяют процентное содержание жидкости по эталону, зависящему от основы моторного масла.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к исследованиям и контролю смазочных материалов и систем смазки и может быть использовано при исследовании процессов аэрации и последующей дегазации любых жидкостей для определения физического состояния жидких сред.
Изобретение относится к аналитической химии и может быть использовано в качестве средства метрологического обеспечения методик выполнения измерений при определении общего щелочного числа моторных масел и смазочных материалов.
Изобретение относится к экспресс-методам определения наличия и качества диспергирующе-стабилизирующих свойств, типа дисперсанта у смазочных масел и определения среди других типов масел моторных.

Изобретение относится к способам и устройствам для исследования свойств моторных масел, в частности для определения их эксплуатационных групп, и может применяться во всех отраслях промышленности, где используются моторные масла.

Изобретение относится к испытаниям смазочных масел и может найти применение для оценки их термической стабильности. .

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов и, в частности, к определению ресурса их работы. .

Изобретение относится к области исследования смазочных масел, в частности к оценке седиментационной устойчивости моторных масел, и может применяться в нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности, при прогнозировании сроков хранения моторных масел.

Изобретение относится к анализу смазочных масел с щелочными присадками, а именно к определению кондиционности масел. .

Изобретение относится к области исследования смазочных масел, в частности к способу оценки энергосберегающих свойств моторных масел, и может применяться при разработке новых моторных масел для оценки их энергосберегающих свойств, а также использоваться при подборе масел к двигателю.

Изобретение относится к области испытаний нефтепродуктов, преимущественно к оценке гигроскопичности авиационных синтетических масел, и может быть использовано в организациях, занимающихся разработкой и применением масел для авиационной техники, и для оценки изменения качественного состояния авиационных синтетических масел по склонности к обводнению в условиях применения.
Изобретение относится к аналитической химии и может быть использовано в качестве средства метрологического обеспечения методик выполнения измерений при определении общего щелочного числа моторных масел и смазочных материалов.

Изобретение относится к области анализа материалов химическими способами (путем титрования, с использованием химических индикаторов), содержащих органические соединения магния и может быть использовано в химической и нефтехимической промышленности при контроле качества нефтепродуктов.
Изобретение относится к средствам управления производительностью и контроля за дозировкой, а именно к способам управления и контроля нефти и нефтехимических продуктов посредством химической обработки, а также к способам оперативного использования датчиков на основе кварцевых кристаллических микровесов.

Изобретение относится к анализу смазочных масел с щелочными присадками, а именно к определению кондиционности масел. .

Изобретение относится к устройствам для окисления масел при оценке эксплуатационных свойств. .

Изобретение относится к способу определения стабильности водно-углеводородной эмульсии. .

Изобретение относится к области контроля прочности бетона. .

Изобретение относится к оценке качества природного газа в связи с его антидетонационной способностью
Наверх