Двигатель пульсирующего тока с устройством улучшения коммутации


H02P25/10 - Управление или регулирование электрических двигателей, генераторов, электромашинных преобразователей; управление трансформаторами, реакторами или дроссельными катушками (конструкции пусковых аппаратов, тормозов или других управляющих устройств см. в соответствующих подклассах, например механические тормоза F16D, механические регуляторы скорости G05D; переменные резисторы H01C; пусковые переключатели H01H; системы для регулирования электрических или магнитных переменных величин с использованием трансформаторов, реакторов или дроссельных катушек G05F; устройства, конструктивно связанные с электрическими двигателями, генераторами, электромашинными преобразователями, трансформаторами, реакторами или дроссельными катушками, см. в соответствующих подклассах, например H01F,H02K; соединение или управление

Владельцы патента RU 2287215:

Липецкий государственный технический университет (ЛГТУ) (RU)

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для улучшения коммутации коллекторных машин пульсирующего тока. Техническим результатом является повышение коммутационной способности коллекторной машины пульсирующего тока для различных режимов работы и различного состояния щеточного контакта. В двигателе пульсирующего тока с устройством улучшенной коммутации питание двигателя осуществляется от неуправляемого однофазного двухполупериодного выпрямителя. Обмотка возбуждения главных полюсов включена последовательно в цепь якоря, а обмотка дополнительных полюсов - к усилителю постоянного тока (УПТ). Управление УПТ осуществляется по сигналу, пропорциональному току якоря, поступающему с измерительного шунта через масштабирующий усилитель, на фильтры низкой (ФНЧ) и высокой (ФВЧ) частот. ФНЧ выделяет из сигнала постоянную составляющую, а ФВЧ - переменную. Последняя поступает на фазорегулятор, который обеспечивает регулировку фазы в диапазоне от 0 до π. На усилителе постоянная составляющая сигнала суммируется со скорректированной по фазе переменной составляющей. Суммирующий усилитель имеет независимые регулировки усиления по каналам обеих составляющих и на его выходе формируется управляющий сигнал, который корректируется на блоке кусочно-линейной аппроксимации, учитывающем насыщение магнитной цепи дополнительных полюсов, а затем поступает на усилитель постоянного тока, питающий их обмотку. 1 ил.

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для улучшения коммутации двигателей пульсирующего тока.

Известны двигатели пульсирующего тока НБ-412К [В.Е.Скобелев, Двигатели пульсирующего тока, стр.192, рис.П.3.], НБ-414Б [В.Е.Скобелев, Двигатели пульсирующего тока, стр.192, рис.П.4.], НБ-418 ШМ [В.Е.Скобелев, Двигатели пульсирующего тока, стр.193, рис.П.5.]. К недостаткам данных двигателей можно отнести необходимость включения сглаживающего реактора в цепь якоря, усложнение конструкции двигателя и сложность при настройке коммутации.

Наиболее близким по техническому решению к заявляемому двигателю пульсирующего тока является выбранный в качестве прототипа двигатель пульсирующего тока НБ-412К-ВМС [В.Е.Скобелев, Двигатели пульсирующего тока, стр.196, рис.П.6.], содержащий главные полюсы, дополнительные полюсы, выполненные на вынесенной магнитной системе, обмотку якоря, последовательную обмотку возбуждения, обмотку дополнительных полюсов.

Вышеупомянутая система обеспечивает улучшение коммутации за счет конструктивного изменения магнитной системы дополнительного полюса, обеспечивающего меньшее, по сравнению со стандартным исполнением, демпфирование по амплитуде и задержку по фазе переменной составляющей коммутирующего потока. Данная система работоспособна как в статических, так и в динамических режимах работы. Недостатком ее является то, что не позволяет отказаться от сглаживающего реактора в цепи якоря, а также шихтовка сердечника дополнительного полюса по техникоэкономическим показателям не всегда целесообразна и ведет к существенному удорожанию двигателя.

Предлагаемый двигатель пульсирующего тока с устройством улучшения коммутации управляет током независимых обмоток дополнительных полюсов по сигналу, пропорциональному току якоря, скорректированному по фазе и амплитуде.

На чертеже показана схема двигателя пульсирующего тока с устройством улучшения коммутации. Питание силовой цепи двигателя осуществляется от неуправляемого однофазного двухполупериодного выпрямителя 1. Двигатель пульсирующего тока с устройством улучшения коммутации, содержащий главные полюсы, дополнительные полюсы стандартного исполнения, обмотку якоря 2, последовательную обмотку возбуждения 3, обмотку дополнительных полюсов 4, состоит из измерительного шунта 5, включенного в цепь якоря, выход которого подключен к входу масштабирующего усилителя (МА) 6. К выходу МА подключены фильтры низких (ФНЧ) 7 и высоких (ФВЧ) 8 частот, к выходу последнего подключен вход фазорегулятора (ФР) 9, который обеспечивает регулировку фазы в диапазоне от 0 до π. Выход ФР подключен к первому входу усилителя-сумматора (У-С) 10, ко второму входу подключен выход ФНЧ. Усилитель-сумматор имеет независимую регулировку усиления по обоим каналам. К выходу У-С подключен вход блока кусочно-линейной аппроксимации 11, учитывающего насыщение магнитной цепи дополнительных полюсов, к выходу которого подключен усилитель постоянного тока 12, к которому подключена обмотка дополнительных полюсов.

Использование двигателя пульсирующего тока с устройством улучшения коммутации позволит отказаться от сглаживающего реактора в цепи якоря, а также улучшить коммутационную способность двигателя без применения шихтовки дополнительных полюсов.

Схема работает следующим образом.

Задачей устройства является повышение коммутационной способности двигателя пульсирующего тока для различных режимов работы и различного состояния щеточного контакта.

Питание силовой цепи двигателя осуществляется от неуправляемого однофазного двухполупериодного выпрямителя 1. Обмотка возбуждения главных полюсов 3 включена последовательно в цепь якоря 2. Обмотка дополнительных полюсов 4 подключена к усилителю постоянного тока (УПТ) 12. Управление УПТ осуществляется по сигналу, пропорциональному току якоря, поступающему с измерительного шунта 5 через масштабирующий усилитель 6, на фильтры низкой (ФНЧ) и высокой (ФВЧ) частот 7 и 8 соответственно. Далее ФНЧ выделяет из сигнала постоянную составляющую, а ФВЧ - переменную. Последняя поступает на фазорегулятор 9, который обеспечивает регулировку фазы в диапазоне от 0 до π. Далее на усилителе 10 постоянная составляющая сигнала суммируется со скорректированной по фазе переменной составляющей. Этот суммирующий усилитель имеет независимые регулировки усиления по каналам обеих составляющих. Таким образом, на выходе блока 10 формируется управляющий сигнал, который еще раз корректируется на блоке кусочно-линейной аппроксимации 11, учитывающем насыщение магнитной цепи дополнительных полюсов, а затем поступает на усилитель постоянного тока 12, питающий их обмотку.

Таким образом, система управления постоянно поддерживает такую форму и амплитуду тока питания обмотки дополнительных полюсов, при котором ток в цепи якоря и поток под центром дополнительного полюса совпадают в относительных единицах, что соответствует наименьшему уровню искрения в контакте щетка-коллектор.

Двигатель пульсирующего тока с устройством улучшения коммутации, содержащий главные полюсы, дополнительные полюсы стандартного исполнения, обмотку якоря, последовательную обмотку возбуждения, обмотку дополнительных полюсов, отличающееся тем, что в цепи якоря включен измерительный шунт, выход которого подключен к входу масштабирующего усилителя, выход которого подключен к входам фильтров низких (ФНЧ) и высоких (ФВЧ) частот, к выходу последнего подключен вход фазорегулятора, который обеспечивает регулировку фазы в диапазоне от 0 до π, выход которого подключен к первому входу усилителя-сумматора (У-C), ко второму входу подключен выход ФНЧ, выход У-C подключен к входу блока кусочно-линейной аппроксимации, учитывающего насыщение магнитной цепи дополнительных полюсов, к выходу которого подключен усилитель постоянного тока, к которому подключена обмотка дополнительных полюсов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано на электроподвижном составе переменного тока для регулирования частоты вращения вентиляторов с приводными трехфазными асинхронными электродвигателями.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано на электроподвижном составе переменного тока для регулирования производительности вентиляторов с приводными трехфазными асинхронными электродвигателями.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано на электроподвижном составе с тяговыми асинхронными двигателями, питающимися от контактной сети постоянного тока, в частности для рельсового транспортного средства.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано на электроподвижном составе с тяговыми асинхронными двигателями, питающимися от контактной сети постоянного тока, в частности для рельсового транспортного средства.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано на электроподвижном составе с тяговыми асинхронными двигателями, питающимися от контактной сети постоянного тока, в частности для рельсового транспортного средства.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования шагового перемещения якоря линейного асинхронного двигателя. .

Изобретение относится к электроавтоматике и позволяет повысить качество регулирования положения сердечника в следящей системе с электромагнитным двигателем. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для регулирования скорости вращения электродвигателей. .

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам управления стартер-генераторными устройствами транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания.

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции бесконтактных электрических двигателей, предназначенных для использования в промышленности в качестве электроприводов механизмов большой и средней мощности, работающих от сети однофазного переменного тока, преобразующих электрическую энергию в механическую, например, на электрифицированных железных дорогах в электровозах, электротранспорте.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при изготовлении электродвигателей и генераторов. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электрических генераторах повышенной мощности. .

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к индукторным генераторным установкам, и может быть использовано в качестве автономного источника электроэнергии на транспортных средствах, в электроэнергетических ветроустановках, в энергоустановках для различных производственных процессов, преимущественно для проведения электродуговой сварки пульсирующим постоянным током высокой частоты.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электротехническим машинам, преобразующим механические вращательные движения в электрический ток, и может быть использовано в энергетике, на транспорте или как автономный источник электрического тока.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к конструкции генераторов и двигателей пульсирующего тока. .

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам импульсной энергетики, принцип действия которых основан на компрессии энергии. .

Изобретение относится к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую для создания мощных импульсных источников энергии, предназначенных для использования в системах питания крупных термоядерных установок, лазерных установок высокой мощности и в других областях техники.

Изобретение относится к области электротехники и электроэнергетики и позволяет привести режимы электропотребления в соответствие со структурами генерирующих мощностей энергоисточников.

Изобретение относится к области электромашиностроения. .
Наверх