Безлюфтовая зубчатая передача

Изобретение относится к машиностроению, а именно к безлюфтовым приводам поворота звеньев робота. Безлюфтовая зубчатая передача содержит смонтированные в корпусе 1 два находящихся в зацеплении зубчатых колеса 2, 3. Колесо 3 выполнено составным из двух установленных с возможностью поворота одна относительно другой частей 4, 5, упруго связанных между собой. Части зубчатого колеса закреплены на сопрягающихся двух частях 6, 7 полого вала и сопряжены размещенным внутри него упругим торсионом 8. Торсион одним концом сопряжен с одной частью 6 вала, а другим - с другой частью 7 вала посредством размещенной внутри его полости резьбовой втулки 9. Втулка дополнительно имеет возможность взаимодействовать с контргайкой 10, размещенной на наружной поверхности части 7 вала. Резьбовая втулка 9 и контргайка 10 имеют разное направление резьбы. Технический результат - упрощение конструкции, повышение эксплуатационных возможностей и надежности при устранении зазоров в зубчатой передаче. 1 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к машиностроению, а именно к безлюфтовым приводам поворота звеньев робота.

Известна безлюфтовая зубчатая передача (см. авторское свидетельство №1188425, 4 F 16 Н 55/18, бюл. №40, 1985), содержащая зубчатые колеса, одно из которых состоит из двух по ширине частей, связанных упругим элементом и размещенным в резьбовом отверстии одной из частей фиксирующим винтом, головка которого помещена в отверстии другой части колеса, а с целью повышения удобства эксплуатации головка фиксирующего винта эксцентрична относительно резьбы.

Признаками аналога, совпадающими с существенными признаками, являются - зубчатые колеса, одно из которых состоит из двух по ширине частей, связанных упругим элементом.

Причинами, препятствующими достижению технического результата, являются недостаточная надежность, неудобство монтажа и эксплуатации.

Аналогом заявляемого объекта является беззазорный привод подвижного звена (см. авторское свидетельство №1715581, В 25 J 17/00, бюл. №8, 1992), включающий двигатель и зубчатый редуктор, выходной вал которого связан с подвижным звеном, а зубчатое колесо последней ступени редукции выполнено из двух частей, упруго связанных между собой, а с целью упрощения конструкции и снижения потерь на трение одна из частей зубчатого колеса жестко посажена на выходном валу редуктора, а другая - установлена подвижно на выходном валу и снабжена упругими торсионами, равномерно размещенными по периферии зубчатого колеса и закрепленными одними концами в нем, а другими концами - в призматических отверстиях дополнительно введенного диска, причем диск установлен также подвижно на выходном валу и снабжен устройством его фиксирования и поворота относительно этого вала.

Признаками аналога, совпадающими с существенными признаками, являются: одно зубчатое колесо редукции выполнено из двух частей, при этом одна из них установлена подвижно на валу, наличие упругого торсиона.

Причинами, препятствующими достижению технического результата, являются сложность конструкции, неудобство монтажа и недостаточно удобен в эксплуатации.

Из известных наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту является безлюфтовый редуктор преимущественно для привода поворота звеньев робота (см. авторское свидетельство №1549742, В 25 J 9/00, бюл. №10, 1990), содержащий два находящихся в зацеплении зубчатых колеса, одно из которых выполнено составным из двух установленных с возможностью поворота одна относительно другой частей, связанных упругим элементом, а с целью повышения долговечности за счет обеспечения управления относительным смещением частей составного зубчатого колеса, он снабжен двумя токосъемными кольцами, жестко связанными с одной из частей составного зубчатого колеса, а упругий элемент выполнен из материала, обладающего памятью формы, в виде втулки с продольными пазами на ее поверхности и выступами на торцах, которая расположена между частями составного зубчатого колеса и аксиально им, при этом в этих частях выполнены отверстия, а выступы противоположных торцов втулки расположены в этих отверстиях, электрически изолированы от частей зубчатого колеса и соединены с соответствующим токосъемным кольцом.

Признаками прототипа, совпадающими с существенными признаками, являются - содержит два находящихся в зацеплении зубчатых колеса, одно из которых выполнено составным из двух установленных с возможностью поворота одна относительно другой частей, упругий элемент.

Причинами, препятствующими достижению технического результата, являются конструктивная сложность, недостаточная надежность и недостаточно удобен в эксплуатации.

Задачей настоящего изобретения является упрощение конструкции, повышение эксплуатационных возможностей и надежности при устранении зазоров в зубчатой передаче.

Технический результат заключается в том, что в безлюфтовой зубчатой передаче, содержащей смонтированные в корпусе, два находящихся в зацеплении зубчатых колеса, одно из которых выполнено составным из двух установленных с возможностью поворота одна относительно другой частей, упруго связанных между собой, части зубчатого колеса закреплены на сопрягающихся двух частях полого вала и сопряжены размещенным внутри него упругим торсионом, который одним концом сопряжен с одной частью вала, а другим - с другой частью вала, посредством размещенной внутри его полости резьбовой втулки, которая дополнительно имеет возможность взаимодействовать с контргайкой, размещенной на наружной поверхности, при этом резьбовая втулка и контргайка имеют разное направление резьбы.

Предлагаемая безлюфтовая зубчатая передача поясняется чертежом.

Безлюфтовая зубчатая передача содержит смонтированные в корпусе 1 два находящихся в зацеплении зубчатых колеса 2, 3, одно из которых выполнено составным из двух установленных с возможностью поворота одна относительно другой частей 4, 5, упруго связанных между собой, при этом части зубчатого колеса закреплены на сопрягающихся двух частях полого вала 6, 7 и сопряжены размещенным внутри него упругим торсионом 8, который одним концом сопряжен с одной частью вала 6, а другим - с другой частью вала 7 посредством размещенной внутри его полости резьбовой втулки 9, которая дополнительно имеет возможность взаимодействовать с контргайкой 10, размещенной на наружной поверхности части вала 7, при этом резьбовая втулка 9 и контргайка 10 имеют разное направление резьбы.

В корпусе 1 монтируются два находящихся в зацеплении зубчатых колеса 2, 3, одно из которых выполнено составным из двух установленных с возможностью поворота одна относительно другой частей 4, 5, при этом обе части полого вала 6, 7 сопрягаются как показано на чертеже. Затем закручивается упругий торсион 8 посредством резьбовой втулки 9, например, с помощью динамометрического ключа с требуемым усилием, при этом осуществляется разворот частей полого вала 6, 7 с соответствующими частями 4, 5 зубчатого колеса 3. Таким образом, выбирается зазор в зацеплении зубчатых колес. От самоотвинчивания втулка 9 поджимается контргайкой 10, размещенной на наружной поверхности части вала 7, при этом резьбовая втулка 9 и контргайка 10 имеют разное направление резьбы.

Данная конструкция безлюфтовой зубчатой передачи позволяет конструктивно просто устранить зазоры в зубчатых передачах, обеспечить повышение надежности и эксплуатационных возможностей, поскольку регулировка усилия закручивания торсиона вынесена на внешнюю часть корпуса.

Безлюфтовая зубчатая передача, содержащая смонтированные в корпусе два находящихся в зацеплении зубчатых колеса, одно из которых выполнено составным из двух установленных с возможностью поворота одна относительно другой частей, упругосвязанных между собой, отличающаяся тем, что части зубчатого колеса закреплены на сопрягающихся двух частях полого вала и сопряжены размещенным внутри его упругим торсионом, который одним концом сопряжен с одной частью вала, а другим - с другой частью вала посредством размещенной внутри его полости резьбовой втулки, которая дополнительно имеет возможность взаимодействовать с контргайкой, размещенной на наружной поверхности, при этом резьбовая втулка и контргайка имеют разное направление резьбы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к регулированию зазора между зубьями колес на измерительной позиции во время сборки машин, имеющих зубчатые передачи. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в ответственных высокоточных передачах, для приводов исполнительных органов роботов. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, например, на транспорте. .

Изобретение относится к конструкции приводов станков. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах, где необходимы корректировка взаимного положения зубчатых колес во время работы и регулировка зазоров в зацеплении.

Изобретение относится к конструкции цилиндрических зубчатых колес и может быть использовано е зубчатых передачах различного назначения. .

Изобретение относится к машиностроению , в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в приводных системах , например, радиотелескопов и антенных устройств, к которым предъявляется требование отсутствия люфта.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных механизмах, где необходима высокоточная передача угла поворота от ведущего к ведомому звену

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах с непостоянным пятном контакта вдоль ширины зубьев. Зубчатое колесо состоит из пары зубчатых дисков с зубьями (4, 5), установленных соосно с возможностью их взаимного поворота с общим центром вращения, пружинного механизма принудительной установки дисков с обеспечением расположения соседних зубьев каждого колеса в одной радиальной плоскости и имеющего механизм регулирования угла взаимного поворота дисков. Образующие (11, 12) боковых поверхностей зубьев дисков расположены по дугам. Размеры дуг одинаковы для зубьев обоих дисков на каждом участке высоты зубьев. Изобретением решается задача оптимизации режимов нагружения зубьев зубчатого колеса при смещении пятен контакта вдоль образующих их боковых поверхностей. 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к приводам машин, имеющих следящие системы, в частности станки с ЧПУ, промышленные роботы и т.д. Планетарный редуктор с беззазорным зацеплением содержит два центральных колеса (1, 3) и находящиеся с ними в зацеплении сателлиты, каждый из которых образует блок из двух зубчатых колес (2). Зубчатые колеса (2) установлены на общей оси (5) посредством подшипников (10) качения и кулачковых муфт (8, 9) свободного хода с возможностью поворота относительно друг друга. Общая ось (5) имеет возможность вращения в подшипниках (13), закрепленных в составном водиле (4), которое вращается в подшипниках (12), размещенных в корпусе редуктора (15). Кулачковые муфты (8, 9) свободного хода поставлены так, чтобы зубчатые колеса (2) могли вращаться на оси (5) в противоположных направлениях. Зубчатые колеса (2) связаны между собой винтовой пружиной (11) кручения. Устранение зазоров достигается закручиванием пружины (11) посредством одного из зубчатых колес (2) и последующей установкой в гнездо зубчатого колеса соответствующей кулачковой муфты свободного хода. В собранном редукторе беззазорность зацепления при передаче заданных нагрузок в обоих направлениях обеспечивается кулачковыми муфтами (8 и 9). Изобретение позволяет обеспечить беззазорность зацепления в редукторе во всем диапазоне требуемых нагрузок как в прямом, так и в обратном направлениях вращения валов редуктора. 4 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ компенсации изменения межосевого расстояния предназначен для использования в газораспределительном механизме (1) снабженного клапанным газораспределением двигателя внутреннего сгорания, в котором в головке (2) цилиндров двигателя внутреннего сгорания установлен по меньшей мере один распределительный вал (3) и приводится в движение цилиндрическими шестернями. Одна приводная цилиндрическая шестерня (8) предусмотрена на установленном в блоке (9) цилиндров двигателя внутреннего сгорания коленчатом валу (10). Одна приводная цилиндрическая шестерня (4) предусмотрена на распределительном валу (3). По меньшей мере одна промежуточная шестерня (5), (6) установлена на опорной цапфе (12), (13). Газораспределительный механизм (1) имеет по меньшей мере одно средство для выравнивания обусловленного ремонтными работами изменения межосевого расстояния между коленчатым валом и распределительным валом. Способ заключается в том, что при целенаправленно заданном изменении межосевого расстояния в случае ремонта вместо оригинальной промежуточной шестерни (6) или вместо оригинальной шестерни (6), представляющей собой составную часть оригинальной промежуточной шестерни, применяется одно- или многорядная сменная промежуточная шестерня (7). Промежуточная шестерня (7) выполнена с возможностью выравнивания межосевого расстояния на определенную величину. Раскрыт газораспределительный механизм двигателя внутреннего сгорания. Технический результат заключается в упрощении выравнивания появляющихся в отремонтированных состояниях межосевых расстояний. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Механизм клапанного газораспределения предназначен для двигателя внутреннего сгорания, по меньшей мере один распределительный вал которого установлен в головке цилиндров двигателя и приводится с помощью цилиндрических зубчатых колес. Ведущее цилиндрическое зубчатое колесо размещено на установленном в блоке цилиндров двигателя коленчатом валу. Ведомое цилиндрическое зубчатое колесо размещено на распределительном валу. Имеется по меньшей мере одно установленное на опорной цапфе (13), переставляемое промежуточное зубчатое колесо. Опорная цапфа (13) для промежуточного зубчатого колеса выполнена с возможностью закрепления по меньшей мере в двух положениях на торцевой стороне (9а) двигателя внутреннего сгорания. Указанные выше положения соответствуют новому состоянию двигателя и заданному состоянию ремонта двигателя с целенаправленно измененными расстояниями между осями коленчатого вала и распределительного вала. На торцевой стороне (9а) двигателя предусмотрены открытые к торцевой стороне (9а) каналы (16), (18) для смазочного масла, которые в одном или другом положении промежуточного зубчатого колеса расположены соосно с каналом для смазочного масла в опорной цапфе (13) промежуточного зубчатого колеса. Каналы (16), (18) для смазочного масла ориентированы так, что опорная цапфа (13) в одном или другом положении закрывает соответствующий один из каналов (16), (18) для смазочного масла. Технический результат заключается в упрощении изготовления и монтажа механизма клапанного газораспределения. 11 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх