Устройство для приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта вертолета

Изобретение относится к вертолетостроению. Устройство для приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта вертолета содержит струбцину, выполненную в виде скобы, на концах которой посредством траверс шарнирно установлены самоориентирующиеся зажимные губки с встроенными электронагревательными приборами. Зажимные губки. соединены шаровыми шарнирами с траверсами. Траверсы смонтированы на шаровых шарнирах, опорный палец первого из них посредством резьбового соединения установлен на конце скобы, а опорный палец второго закреплен на первом плече рычага, который установлен с точкой опоры на шарнире, закрепленном на другом конце скобы. Второе плечо рычага контактирует с зажимным винтом, который установлен в гайке, закрепленной в скобе. На скобе по оси шарнира рычага закреплен стрелочный указатель, против которого на рычаге нанесены риски. Зажимные губки содержат стеклопластиковый кожух, в котором на алюминиевой пластине помещен плоский нагревательный элемент в виде зигзагообразной ленты с различной шириной по длине приклеиваемой поверхности, помещенной между резиновыми изоляторами. Между хвостовым отсеком и резиновыми изоляторами установлены термометры сопротивления, соединенные с регулятором тока. Техническим результатом заявленного изобретения является снижение стоимости и обеспечение качества приклейки хвостовых отсеков при ремонте лопастей несущего винта в условиях эксплуатации вертолета. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к вертолетостроению, в частности к способам изготовления несущих винтов вертолетов, и может быть использовано при ремонте лопастей несущих винтов в условиях эксплуатации.

Известен способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта, предусматривающий использование специального стапеля. Стапель включает основание для установки лопасти, боковые прижимные колодки, снабженные нагревательными элементами, хвостовые прижимные колодки (Патент RU № 2112702. Способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта - МКП7: В 64 С 27/46; В 64 С 11/06, В 64 F 5/00. - 10.06.1998). Недостатком известного аналога является громоздкость конструкции, затрудняющей ее использование для ремонта лопастей в условиях эксплуатации вертолета.

Известно устройство для склеивания проволочных резисторов, содержащее, зажимной винт со штурвалом, подвижную и неподвижную зажимные губки, индикатор величины зажимного усилия в виде манометрического указателя, термошкаф (Авторское свидетельство SU № 1321573. Устройство для склеивания проволочных резисторов - МКП4: В 25 В 5/00; Н 01 С 17/00. - 07.07.1987, Бюл. № 25). Данный аналог принят за прототип.

Недостатками известного устройства, принятого за прототип, является большой вес и габариты, невозможность равномерного прижима криволинейных поверхностей.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание конструкции переносного устройства для приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта вертолета, имеющего минимальный вес и возможность качественного склеивания криволинейных поверхностей.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявляемого изобретения, является снижение стоимости и обеспечение качества приклейки хвостовых отсеков при ремонте лопастей несущего винта в условиях эксплуатации вертолета.

Указанный технический результат достигается тем, что известное устройство, содержащее зажимные губки, зажимной винт, взаимодействующий с подвижной зажимной губкой, индикатор величины зажимного усилия и электронагревательное устройство, согласно предложенному техническому решению оно содержит струбцину, выполненную в виде скобы, на концах которой посредством траверс шарнирно установлены самоориентирующиеся зажимные губки с встроенными электронагревательными элементами, причем траверса подвижной губки установлена на плече рычага, имеющего шарнирную опору на конце скобы, и другим плечом взаимодействующего с зажимным винтом струбцины, а индикатор выполнен в виде, например, стрелочного указателя со шкалой отсчета упругого изгиба рычага относительно шарнирного соединения его со скобой; зажимные губки изготовлены в виде кожуха из материала с низкой теплопроводностью, например стеклопластика, внутри которого на алюминиевой пластине помещен плоский электронагревательный элемент, соединенный с кожухом с возможностью контакта с хвостовым отсеком, при этом шарниры соединения с траверсой закреплены на кожухе через алюминиевую накладку; электронагревательные элементы выполнены из фольги нержавеющей стали, например, 1Х18Н10Т, в виде зигзагообразной ленты переменной ширины, помещенной между резиновыми изоляторами; между хвостовым отсеком и электронагревательным элементом установлен датчик температуры, например термометр сопротивления, соединенный с регулятором электрического тока; шарнирные соединения зажимных губок и траверс выполнены шаровыми и установлены с возможностью регулирования расстояния между зажимными губками; шаровые шарниры образованы контактирующими друг с другом опорным пальцем и шаровой опорой, соединенными винтом, который закреплен в резьбовом отверстии опорного пальца и установлен в отверстии, проходящим через шаровую опору, с зазором, допускающим поворот в шарнирах в заданных пределах; скоба струбцины выполнена пустотелой, со встроенной гайкой, взаимодействующей с зажимным винтом.

Приведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностями признаков, тождественными всем признакам заявленного технического решения, отсутствуют. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности "новизна".

Результаты поиска известных решений в данной области техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявляемого технического решения, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники. Из определенного заявителем уровня техники не выявлена известность влияния предусматриваемых существенными признаками из заявляемого технического решения преобразований на достижение указанного технического результата. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности "изобретательский уровень".

На фиг.1 показан общий вид устройства для приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта вертолета, на фиг.2 - вид по А на фиг.1, на фиг.3 - электронагревательный элемент.

Устройство для приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта вертолета содержит скобу 1, зажимные губки 2 и 3, соединенные шаровыми шарнирами 4 и 5 с траверсами 6 и 7 соответственно. Траверса 6 смонтирована на шаровом шарнире 8, опорный палец 9 которого посредством резьбового соединения установлен на конце скобы 1. Траверса 7 смонтирована на шаровом шарнире 10, опорный палец 11 которого закреплен на первом плече рычага 12, который установлен с опорой на шарнире 13, закрепленном на другом конце скобы 1. Второе плечо рычага 12 контактирует шаровым седлом 14 с шаровым наконечником 15 зажимного винта 16, который соединен с гайкой 17, встроенной в скобу 1, и оснащен ручками 18. На скобе 1 по оси шарнира 13 закреплен стрелочный указатель 19, против которого на рычаге 12 нанесены риски 20 (фиг.1). Зажимные губки 2 и 3 содержат стеклопластиковый кожух 21, на наружной поверхности которого закреплена алюминиевая накладка 22 с шаровыми шарнирами, а с внутренней стороны - алюминиевая пластина 23, изолированная от кожуха 21 теплоизолирующей поронитовой прокладкой 24. На алюминиевой пластине 23 закреплен электронагревательный элемент 25, который помещен между резиновыми изоляторами 27. Между хвостовым отсеком 26 и резиновыми изоляторами 27 установлены термометры сопротивления 28. Опорные пальцы 29 шаровых шарниров 4, 5 установлены в траверсах 6, 7. Опорные пальцы 9, 11, 29 соединены с траверсами 6, 7 и опорами 30 зажимных губок 2, 3 соответственно винтами 31 и 32, которые закреплены в резьбовых отверстиях опорных пальцев 9, 11, 29 и установлены с зазором в отверстиях, проходящих через траверсы 6, 7 и опоры 30 (фиг.2). Электронагревательные элементы 25 выполнены с различной шириной ленты а, в, с по длине Т приклеиваемой поверхности (фиг.3).

Устройство для приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта вертолета работает следующим образом.

Хвостовой отсек 26 установлен на лонжероне лопасти подготовленными поверхностями с клеевой пленкой. При необходимости поворотом опорных пальцев 9, 11, 29 в резьбовом соединении регулируется расстояние между зажимными губками 2 и 3. Устройство устанавливается с упором скобы 1 в носок хвостового отсека 26 и вращением ручками 18 винта 16 в гайке 17 через рычаг 12 приклеиваемая поверхность хвостового отсека 26 прижимается к лонжерону лопасти зажимными губками 2 и 3. При касании с поверхностью хвостового отсека 26 зажимные губки 2 и 3 вместе с траверсами 6 и 7 поворачиваются в шаровых шарнирах 4, 5, 8, и 10, самоориентируясь по мере прилегания резиновыми изоляторами 27 к хвостовому отсеку, что обеспечивает равномерность прижима по площади склеивания. Зажимные губки 2, 3 и траверсы 6, 7 удерживаются на опорных пальцах 9, 11 и 29 винтами 31 и 32, установленными с зазором в отверстиях соответственно траверс 6, 7 и опор 30. Зазор в 1 мм обеспечивает необходимую свободу перемещения зажимных губок 2 и 3 для их установки на приклеиваемой поверхности хвостового отсека 26. Под воздействием усилия от винта 16, передаваемого шаровым наконечником 15 через шаровое седло 14 на рычаг 12, происходит упругий изгиб предварительно тарированного рычага 12 относительно шарнирного соединения 13, в результате чего стрелочный указатель 19 меняет свое положение между рисками 20 и при достижении второго крайнего положения, что соответствует заданному усилию прижима, вращение винта 16 прекращается. Затем на электронагревательные элементы 25 от регулятора тока подается электропитание и осуществляется нагрев склеиваемой поверхности по заданной программе. Низкая теплопроводность материала кожуха 21 предотвращает искажение температурного поля, а алюминиевая накладка 22 и пластина 23 выравнивают его, предотвращая местный перегрев. Поронитовая прокладка 24 защищает кожух 21 от перегрева. Тепловые потери по краям зажимных губок 2 и 3 компенсируются большей теплоотдачей электронагревательных элементов 25 в этих местах. Контроль и регулирование режима нагрева осуществляются по сигналам термометров сопротивления 28. После выдержки времени электронагревательные элементы 25 отключаются от регулятора электрического тока и вращением винта 16 зажимные губки 2 и 3 отводятся от хвостового отсека 26 и устройство снимается. Операция склеивания выполняется одним человеком.

На предложенную конструкцию устройства для приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта вертолета разработана конструкторская документация и изготовлен опытный образец.

1. Устройство для приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта вертолета, содержащее зажимные губки, зажимной винт, взаимодействующий с подвижной зажимной губкой, индикатор величины зажимного усилия и электронагревательное устройство, отличающееся тем, что оно содержит струбцину, выполненную в виде скобы, на концах которой посредством траверс шарнирно установлены самоориентирующиеся зажимные губки с встроенными электронагревательными элементами, причем траверса подвижной губки установлена на плече рычага, имеющего шарнирную опору на конце скобы и другим плечом взаимодействующего с зажимным винтом струбцины, а индикатор выполнен в виде, например, стрелочного указателя со шкалой отсчета упругого изгиба рычага относительно шарнирного соединения его со скобой.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что зажимные губки изготовлены в виде кожуха из материала с низкой теплопроводностью, например стеклопластика, внутри которого на алюминиевой пластине помещен плоский электронагревательный элемент, соединенный с кожухом с возможностью контакта с хвостовым отсеком, при этом шарниры соединения с траверсой закреплены на кожухе через алюминиевую накладку.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что электронагревательные элементы выполнены из фольги нержавеющей стали, например, 1Х18Н10Т, в виде зигзагообразной ленты переменной ширины, помещенной между резиновыми изоляторами.

4. Устройство по п.2, отличающееся тем, что между хвостовым отсеком и электронагревательным элементом установлен датчик температуры, например термометр сопротивления, соединенный с регулятором электрического тока.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что шарнирные соединения зажимных губок и траверс выполнены шаровыми и установлены с возможностью регулирования расстояния между зажимными губками.

6. Устройство по п.1 или 5, отличающееся тем, что шаровые шарниры образованы контактирующими друг с другом опорным пальцем и шаровой опорой, соединенными винтом, который закреплен в резьбовом отверстии опорного пальца и установлен в отверстии, проходящем через шаровую опору, с зазором, допускающим поворот в шарнирах в заданных пределах.

7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что скоба струбцины выполнена пустотелой, со встроенной гайкой, взаимодействующей с зажимным винтом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к конструкциям летательных аппаратов с несущим винтом. .

Изобретение относится к производству ветряных двигательных установок и может быть использовано при изготовлении лопастей, вентиляторов, крыльев летательных аппаратов и других полых изделий из композиционных материалов.

Движитель // 2232696
Изобретение относится к несущим винтам, использующимся в летательных аппаратах с вертикальным взлетом. .

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к изготовлению из слоистых композиционных материалов лопастей винтов летательных аппаратов. .

Изобретение относится к конструкции лопастей воздушных винтов летательных аппаратов, в частности лопасти рулевого винта вертолета, выполненной из композиционных материалов.

Изобретение относится к технике воздушных, а именно несущих винтов для вертолета, и может быть использовано на пассажирских, десантно-транспортных и военных вертолетах.

Изобретение относится к области авиации, в частности к профилю лопасти несущего винта летательного аппарата, включающего в себя между передней кромкой (1А) и задней кромкой (1В) верхнюю поверхность (2) и внутреннюю поверхность (3), у которых геометрическое место равноудаленных от них точек определяет выпуклость.

Изобретение относится к авиации. .

Изобретение относится к аэродинамической компоновке лопастей винтов винтокрылых летательных аппаратов и предназначено для уменьшения шарнирных моментов лопастей и нагрузок в системе управления винтов при одновременном улучшении аэродинамических характеристик винтов на основных режимах полета.

Изобретение относится к способу и устройствам для сборки аэродинамической конструкции, такой как лопасть винта вертолета. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологической оснастке, предназначенной для соединения конструктивных элементов склеиванием. .

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано при сборочно-сварочных работах с кузовными деталями автомобиля. .

Струбцина // 2124980
Изобретение относится к зажимным устройствам. .

Струбцина // 2090348

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для фиксирования с помощью закладных элементов изделий доизоляционного и слесарно-корпусного насыщения на наборе корпусных конструкций при выполнении монтажно-достроечных, а также ремонтных работ.

Прижим // 2062690
Изобретение относится к технологической оснастке металлорежущих станков, направлено на решение задач по расширению технологических возможностей оснастки и может быть использовано в машиностроении.

Струбцина // 2062689

Изобретение относится к металло-, деревообработке, а именно к устройствам для зажима обрабатываемых изделий. .

Струбцина // 2355559
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения по образующей цилиндрических стержней с разным радиусом поперечного сечения
Наверх