Пластичная смазка

Использование: для узлов трения, работающих в широком интервале температур окружающей среды. Сущность: смазка содержит в мас.%: перфторполиэфир на основе продукта олигомеризации гексафторпропиленоксида 93,5-96, гидрофобизированный силикагель 4-6,5. Технический результат - расширение рабочего диапазона температур (от минус 45° до плюс 150°С), повышение стойкости к компонентам ракетного топлива и к газообразному кислороду. 2 табл.

 

Изобретение относится к пластичным смазкам для узлов трения, работающих в широком интервале температур окружающей среды.

Известна смазка, содержащая, мас.%:

Диизооктилсебацинат3-7
Гидрофобизированный силикагель14-16
Дисульфид молибдена3-17
Политетрафторэтилен1-5
Диалкилдитиофосфат цинка0,5-1,5
Нафтенат меди0,1-1,0
Триэтаноламин0,5-1,5
Минеральное маслоОстальное

(патент РФ №2017796, С 10 М 161/00).

Недостатками данной смазки являются ее высокая испаряемость, нестабильность в контакте с ракетным топливом и кислородом, недостаточная работоспособность при низких температурах.

Известна смазка, содержащая перфторполиэфир на основе гексафторпропилена и низкомолекулярный политетрафторэтилен при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Политетрафторэтилен25-35
Перфторполиэфир65-75

(Справочник "Промышленные фторорганические продукты" Б.Н.Максимова и др. Л.: Химия, 1990 г., стр.433-434).

Смазка отличается недостаточной работоспособностью изделий при температурах ниже минус 40°С, низкой коллоидной стабильностью.

Наиболее близкой к заявленному составу является смазка, содержащая перфторполиэфир на основе продукта олигомеризации гексафторпропиленоксида и в качестве загустителя - низкомолекулярный политетрафторэтилен при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Перфторполиэфир50-75
Низкомолекулярный политетрафторэтилен24-40
Фракция перфторуглеродного масла1,0-10

(патент РФ №2150490, С 10 М 169/04).

Недостатками данной смазки являются недостаточная работоспособность при низких температурах, нестабильность к компонентам ракетного топлива, а также довольно высокая испаряемость.

Задачей предлагаемого изобретения является создание пластичной смазки, работоспособной при температурах от минус 45°С до плюс 150°С и обладающей стойкостью к компонентам ракетного топлива, а также к газообразному кислороду.

Поставленная задача достигается предложенным составом пластичной смазки, содержащей перфторполиэфир на основе продукта олигомеризации гексафторпропиленоксида и загуститель. Смазка отличается тем, что в качестве загустителя она содержит гидрофобизированный силикагель при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Перфторполиэфир93,5-96
Гидрофобизированный силикагель4-6,5

Для получения смазки используют перфторполиэфир марки ПЭФ - 180 по ТУ 6-02-1072-86 и органосиликагель марки РТ и РТу по СТП-3-2-81.

Предлагаемую смазку готовят следующим образом. В подготовленную емкость загружают вручную расчетное количество компонентов смазки. Загруженные компоненты вручную периодически перемешиваются при температуре производственного помещения (10-35°С) в течение 3-4-х часов. За это время происходит набухание загущающего компонента и равномерное его распределение в дисперсионной среде. После этого вся масса приготовленной смазки гомогенизируется 1-3 раза. В процессе гомогенизации происходит нагрев гомогенизатора и смазки. Для предотвращения перегрева в рубашку гомогенизатора подают холодную воду в течение всего процесса гомогенизации. Температура смазки на выходе из гомогенизатора должна быть не выше 100°С. Затем смазку обрабатывают на перетирочной машине или вручную 1-2 раза через капроновую ткань для сит артикул 76К.

По вышеприведенной технологии приготовлены 3 образца смазки, охватывающие весь спектр заявляемых концентраций (табл.1).

Исследованы следующие свойства приготовленных смазок (табл.2).

1. Вязкость эффективная по ГОСТ 7163 при +50°С и D=1000 с-1;

2. Предел прочности на сдвиг при +50°С по ГОСТ 7143;

3. Коллоидная стабильность по ГОСТ 7142;

4. Стойкость к агрессивным средам;

5. Стойкость к газообразному кислороду.

Предлагаемый состав пластичной смазки при заявленном соотношении компонентов обеспечивает работу подвижных узлов изделий при температурах от минус 45°С до плюс 150°С, обладает стойкостью к компонентам ракетного топлива и к газообразному кислороду (выдерживает давление кислорода до 250 атм).

Таблица 1
Составы приготовленных образцов смазок
№п/пНаименование компонентовСодержание компонентов в смазке, мас.%
123
1Перфторполиэфир93,59596
2Гидрофобизированный силикагель6,554
Таблица 2
Свойства испытанных образцов
№п/пНаименование показателей№состава образцов
123
1Вязкость эффективная, Па·с3,52,71,8
2Предел прочности на сдвиг, Па690550250
3Коллоидная стабильность в % выделившегося масла1,22,53,0
4Стойкость к агрессивным средамНе взаимодействует
5Стойкость к газообразному кислородуВыдерживает давление кислорода до 250 атм

Пластичная смазка, содержащая перфторполиэфир на основе продукта олигомеризации гексафторпропиленоксида и загуститель, отличающаяся тем, что в качестве загустителя смазка содержит гидрофобизированный силикагель при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Перфторполиэфир93,5-96
Гидрофобизированный силикагель4-6,5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к защитным смазочным материалам, преимущественно применяемым для консервации скрытых полостей кузовов в технологическом процессе производства автомобилей.

Изобретение относится к составам пластичных смазок, реализующие эффект избирательного переноса, и может найти применение в подшипниковых опорах совмещенных и с встроенными подшипниками и других узлах трения с одноразовой заправкой смазки, работающих при повышенных скоростях (dn < 2105 мм мин-1), подверженных конструктивно неустранимому постоянному действию вибраций и интенсивному износу.

Изобретение относится к смазочным материалам, а именно к пластичным смазкам для высокоскоростных и тяжелонагруженных подшипников качения. .

Изобретение относится к пластичным смазкам для узлов трения, работающих в широком интервале температур окружающей среды. .

Изобретение относится к химической промышленности, в частности к составам для изготовления проникающих смазок с размораживающим эффектом, которые могут быть использованы для металлических трущихся поверхностей, например замковых механизмов, стеклоочистителей транспортных средств и подобных узлов трения, эксплуатируемых при низких температурах

Изобретение относится к области создания пластичных смазок, предназначенных для работы с компонентами ракетного топлива в широком диапазоне температур, высоких давлений и глубокого вакуума

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для защиты от коррозии металлических изделий, преимущественно кузовов автомобилей в технологических процессах производства автомобилей и станций антикоррозионной обработки

Изобретение относится к области создания пластичных смазок, предназначенных для работы с компонентами ракетного топлива в широком диапазоне температур, высоких давлений и глубокого вакуума

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для защиты от коррозии металлических изделий, преимущественно кузовов автомобилей. Описан защитный смазочный материал, содержащий сульфонат щелочно-земельных металлов, твердые нефтяные углеводороды, структурообразователь-органо-модифицированный сепиолит, бутилцеллозольв, при соотношении структурообразователь-бутилцеллозольв 3:1, микротальк для повышения тиксотропности, антиокислительную присадку, антиржавейную присадку, смолу нефтеполимерную синтетическую и органический растворитель. Технический результат - повышение защитных свойств и улучшение тиксотропных свойств материала. 2 табл.
Настоящее изобретение относится к смазке для лубрикации зоны контакта колес и рельсов, содержащей пластичную основу и модифицированный порошкообразный наполнитель, отличающейся тем, что в качестве пластичной основы используют углеводородное масло, а модифицированный порошкообразный наполнитель содержит смесь наноразмерных алюмосиликатных частиц, обработанных поверхностно-активными веществами, при следующем соотношении компонентов, мас.%: модифицированный порошкообразный наполнитель 5-10 поверхностно активное вещество 3-8 углеводородное масло остальное Техническим результатом настоящего изобретения является повышение усталостной прочности и износостойкости тяжелонагруженных узлов трения. 2 табл.
Изобретение относится к области получения антифрикционных материалов с покрытиями на основе фтортеломеров алкилкетонов, которые могут быть использованы в узлах трения и в составах смазочных композиций для тяжелонагруженных узлов машин и механизмов. Для получения антифрикционного материала осуществляют нанесение полимерсодержащей композиции на поверхность базового материала из раствора. Осуществляют последующую термообработку и высушивание. В качестве базового материала используют ультрадисперсный порошок титаната щелочного металла, имеющего слоистую структуру. В качестве полимерсодержащей композиции используют раствор фтортеломеров алкилкетонов, полученных реакцией тетрафторэтилена с ацетоном. При этом порошок базового материала помещают в раствор фтортеломера и проводят нанесение покрытия на его поверхность в течение интервала времени 10-600 минут под давлением не менее 10 МПа и температуре 45-150°С. Последующее высушивание осуществляют при температуре не менее 50°С. В качестве базового материала используют, например титанат калия. 1 з.п. ф-лы, 1 табл, 1 пр.
Наверх