Способ снижения гидравлического сопротивления в турбулентном потоке

Изобретение может быть использовано для повышения пропускной способности трубопровода с помощью введения в поток противотурбулентной присадки. Технический результат изобретения состоит в повышении эффективности способа путем критериальной оценки присутствия эффекта Томса на основе определения порогового числа Рейнольдса. В способе снижения гидравлического сопротивления в турбулентном потоке, включающем введение в поток противотурбулентной присадки, имея информацию о режиме течения в турбулентном потоке, целенаправленно формируют требования к свойствам противотурбулентной присадки, обеспечивающие присутствие в турбулентном потоке эффекта Томса, используя выражение

где Re - критерий Рейнольдса в турбулентном потоке, в который планируется вводить противотурбулентную присадку; Reпор - пороговое число Рейнольдса турбулентного потока, начиная с которого проявляется эффект Томса; d - диаметр трубопровода; ν - кинематическая вязкость; R - универсальная газовая постоянная; Т - температура; ρ - плотность; М - молекулярная масса полимера; [η] - характеристическая вязкость. 1 табл.

 

Изобретение относится к трубопроводному транспорту нефти и может быть использовано для повышения пропускной способности трубопровода с помощью введения в поток противотурбулентной присадки.

Бытует мнение, что при вводе противотурбулентной присадки в турбулентный поток проявляется эффект Томса. При этом до сих пор принято считать, что необходимым условием проявления эффекта является турбулентность потока. Но нигде не указываются ограничения по характеристикам турбулентности ( степени турбулентности, частоте турбулентных пульсаций, масштабу турбулентности ) в зависимости от характеристик используемого полимера. Между тем исследования показывают, что между основными характеристиками турбулентности и числом Рейнольдса существует не только качественная, но и количественная связь. В частности подобно понятию о критическом числе Рейнольдса Reкр≥2300 в трубе, которое характеризует переход ламинарного режима к турбулентному, можно утверждать о существовании порогового значения числа Рейнольдса, лишь при превышении которого проявляется эффект Томса.

Известно техническое решение (см. Манжай В.Н., Илюшников А.В., Гареев М.М., Несын Г.В. Лабораторные исследования и промышленные испытания полимерной добавки для снижения энергетических затрат на магистральном нефтепроводе. Инженерно-физический журнал, 1993, том 65, №5), в котором эффект от присутствия противотурбулентной присадки оценивают по пороговому напряжению сдвига на стенке конкретного трубопровода.

Недостаток - оценка присутствия эффекта Томса по пороговому напряжению сдвига на стенке конкретного трубопровода, которое имеет размерность и не имеет критериального вида, что исключает учет требований к противотурбулентной присадке по молекулярной массе, характеристической вязкости (величина характеризует растворимость полимера в жидкости) на основе критерия подобия, выполнение которого обеспечивает присутствие в потоке эффекта Томса.

Цель изобретения - повышение эффективности способа путем критериальной оценки присутствия эффекта Томса на основе определения порогового числа Рейнольдса, рассчитанного с учетом молекулярной массы и характеристической вязкости конкретной противотурбулентной присадки, и сопоставления с числом Рейнольдса турбулентного потока, в который планируется ввод присадки.

Поставленная цель достигается тем, что имея информацию о режиме течения (число Рейнольдса) в турбулентном потоке, целенаправленно формируют требования к свойствам противотурбулентной присадки, обеспечивающие присутствие в турбулентном потоке эффекта Томса, используя выражение

где Re - критерий Рейнольдса в турбулентном потоке, в котором планируется вводить противотурбулентную присадку; Reпор - пороговое число Рейнольдса турбулентного потока, начиная с которого проявляется эффект Томса; d - диаметр трубопровода; ν - кинематическая вязкость; R - универсальная газовая постоянная; Т - температура; ρ - плотность; М - молекулярная масса полимера; [η] - характеристическая вязкость.

Пример.

Произведем численную оценку порогового числа Рейнольдса: растворитель - нефть, d=0,5 м, ν=6 сСт=0,06·10-4 м2/с, Т=293 К, ρ=860 кг/м3, [η]=0,6 м3/кг.

Для образца полимера с молекулярной массой М=20·106 кг/моль получим

В таблице для заданных ранее условий (d=0,5 м, ν=6 сСт=0,06·10-4 м2/с) приведены результаты расчета турбулентных пульсаций при различных числах Рейнольдса.

Re0,1·1050,2·1050,223·1050,5·1050,661·1051·105
ω0, 1/С0,0580,1940,2350,9631,5713,242

Таким образом, сопоставляя полученные пороговые значения чисел Рейнольдса с соответствующими им величинами турбулентных пульсаций, можно утверждать, что эффект Томса при вводе полимера заданной концентрации (определяет величину характеристической вязкости) может проявиться только в том случае, если величина турбулентных пульсаций будет превышать соответствующее значение, которое может быть рассчитано по формуле

Способ снижения гидравлического сопротивления в турбулентном потоке, включающий введение в поток противотурбулентной присадки, отличающийся тем, что, имея информацию о режиме течения в турбулентном потоке, целенаправленно формируют требования к свойствам противотурбулентной присадки, обеспечивающие присутствие в турбулентном потоке эффекта Томса, используя выражение

где Re - критерий Рейнольдса в турбулентном потоке, в который планируется вводить противотурбулентную присадку; Reпор - пороговое число Рейнольдса турбулентного потока, начиная с которого проявляется эффект Томса; d - диаметр трубопровода; ν - кинематическая вязкость; R - универсальная газовая постоянная; Т - температура; ρ - плотность; М - молекулярная масса полимера; [η] - характеристическая вязкость.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспорта высокопарафинистых нефтей по трубопроводам. .

Изобретение относится к способу обогащения тяжелой нефти до легкой нефти и устройству для его осуществления и их вариантам. .

Изобретение относится к области нефтяной и газовой промышленности, а именно к транспортированию углеводородных жидкостей - нефти, нефтепродуктов и газового конденсата по магистральному трубопроводу.

Изобретение относится к области химии полимеров, а именно к способу получения агента, снижающего сопротивление течению, содержащего некристаллический полиальфаолефин с особо высоким молекулярным весом, и к агенту, снижающему сопротивление течению.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту жидкости и может быть использовано при перекачке жидкости с применением противотурбулентных присадок. .

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности, в частности к устройствам для дозированной подачи жидкостных реагентов в нефте- или газопроводы или скважины.
Изобретение относится к способу ингибирования закупоривания газовыми гидратами труб, содержащих смесь низкокипящих углеводородов и воды. .
Изобретение относится к транспортировке твердых и высоковязких жидких веществ и может быть использовано при подготовке их к транспортировке путем образования низкоплавких жидких смесей.

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности и может быть использовано для снижения температуры застывания и снижения динамической вязкости, предельного напряжения сдвига нефтей при их транспортировке и хранении.

Изобретение относится к способам воздействия на поток текучей среды и может быть использовано в гидродинамике, преимущественно в тепло- и массообменных аппаратах. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к устройствам сброса компонентов из ракетных разгонных блоков. .

Изобретение относится к устройствам, снижающим гидравлическое сопротивление при перекачивании жидкостей по трубопроводу, и может найти применение при гидротранспорте нефти, масел, жидких продуктов нефтепереработки в химической и нефтехимической промышленности.

Изобретение относится к области химии полимеров, а именно к способу получения агента, снижающего сопротивление течению, содержащего некристаллический полиальфаолефин с особо высоким молекулярным весом, и к агенту, снижающему сопротивление течению.

Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано в судостроении, при строительстве трубопроводов и в медицине. .

Изобретение относится к области транспортирования жидкости по трубопроводу и может быть использовано в гидравлических системах, используемых в различных отраслях промышленности.

Изобретение относится к области гидродинамики. .

Изобретение относится к нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической промышленности и может быть использовано при транспортировке высоковязких ньютоновских и неньютоновских жидкостей по трубопроводам.

Изобретение относится к судо-, авиа- и ракетостроению, к области изготовления корпусов артиллерийских снарядов, а также к области изготовления узлов машин и механизмов и строительства стационарных сооружений, подвергаемых воздействию скоростных потоков среды, и служит для увеличения скорости и повышения экономичности судов (подводных, надводных), самолетов, ракет и дирижаблей, увеличения дальнобойности артиллерийских систем, а также для увеличения скорости потоков (при одновременном уменьшении энергозатрат).

Изобретение относится к области аэрогидродинамики и, в частности, к способам улучшения аэроакустических характеристик путем воздействия на поток текучей среды, обтекающий поверхность элементов конструкции
Наверх