Шагающая опалубка

Изобретение относится к строительству и ремонту туннелей, а также к горному делу и предназначено для механизации туннельных работ. Обеспечивает расширение функциональных возможностей шагающей опалубки, повышение надежности протекания технологического процесса, упрощение механизма перемещения опалубки и его автоматизации, повышение прочностных характеристик конструкции опалубки и обеспечение беспрепятственного перемещения людей и механизмов вдоль работающей опалубки. Опалубка содержит несущую раму с опорными элементами и механизмом ее перемещения и закрепленные на раме посредством гидроцилиндров складывающиеся щитовые секции опалубки. Несущая рама выполнена в виде плоской рабочей платформы, на которой закреплены гидроцилиндры щитовых секций опалубки. В концевых зонах платформы шарнирно установлены на ее верхней и нижней плоскостях опорные элементы, выполненные в виде как минимум парных, закрепленных в одной поперечной плоскости под углом друг к другу, и как минимум парных в продольной плоскости под углом друг к другу телескопических распорок с шарнирно установленными на их концах вакуумными присосками. Каждая распорка снабжена приводом телескопического механизма и ее поворота. Шарниры распорок и присосок выполнены шаровыми. 5 ил.

 

Изобретение относится к строительству и ремонту туннелей, а также к горному делу и предназначено для механизации туннельных работ.

Известна опалубка для возведения туннеля, опирающаяся на несущую раму (см. патент РФ № 727812, кл. Е 04 G 11/22, 1978 г.). Эта опалубка переставляется после того, как закончены работы в зоне ее расположения. Отсутствие механизации перестановки опалубки ведет к простоям в ее работе.

Известна передвижная опалубка, включающая пространственный каркас, установленный на лыжах, расположенных в продольных направляющих, при этом каркас охвачен бесконечными лентами, установленными на роликовых опорах каркаса и представляющими собой формообразующие элементы (см. патент РФ № 1661430, кл. Е 21 D 11/10, 1988 г.). Эта опалубка перемещается вместе с каркасом по лыжам, при этом формообразующие элементы перемещаются вместе с каркасом посредством бесконечных лент. Механизация перемещения данной опалубки значительно ускоряет процессы выполнения туннельных работ, однако сложная конструкция механизма передвижения и его синхронизации с движением формообразующих элементам приводит к частым поломкам и вынужденным ремонтным простоям рабочих. При этом бесконечные ленты формообразующих элементов быстро изнашиваются на холостых оборотах при передвижении опалубки, т.к. прокатываются по всем неровностям внутренней поверхности туннеля.

Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению является шагающая опалубка, содержащая несущую раму с опорными элементами и механизмом ее перемещения и закрепленные на раме посредством гидроцилиндров складывающиеся щитовые секции опалубки (см. патент РФ № 296851, Е 01 G 5/16, 1969 г.). Механизация перемещения этой опалубки также достаточно трудоемка. Требуется провести несколько последовательных операций, чтобы передвинуть раму в следующее рабочее положение. Сам механизм перемещения представляет собой громоздкую конструкцию, занимающую много места в туннеле, исключая использование дополнительного оборудования и продвижение людей вдоль опалубки.

Настоящее изобретение направлено на решение технической задачи расширения функциональных возможностей шагающей опалубки, повышения надежности протекания технологического процесса, упрощения механизма перемещения опалубки и его автоматизации, повышения прочностных характеристик конструкции опалубки и обеспечения беспрепятственного перемещения людей и механизмов вдоль работающей опалубки.

Решение поставленной технической задачи достигается тем, что в шагающей опалубке, содержащей несущую раму с опорными элементами и механизмом ее перемещения, и закрепленные на раме посредством гидроцилиндров складывающиеся щитовые секции опалубки, несущая рама выполнена в виде плоской рабочей платформы, на которой закреплены гидроцилиндры щитовых секций опалубки, а в концевых зонах платформы шарнирно установлены на ее верхней и нижней плоскостях опорные элементы, выполненные в виде как минимум парных, закрепленных в одной поперечной плоскости под углом друг к другу, и как минимум парных в продольной плоскости под углом друг к другу телескопических распорок с шарнирно установленными на их концах вакуумными присосками, причем каждая распорка снабжена приводом телескопического механизма и ее поворота, связанными в единую управляющую систему, при этом шарниры распорок и присосок выполнены шаровыми.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 изображена шагающая опалубка, вид А на фиг.2 (вид спереди), на фиг.2 - то же, разрез Б-Б на фиг.1, на фиг.3 - то же, первый этап перемещения опалубки, на фиг.4 - то же, второй этап перемещения опалубки, на фиг.5 - то же, разрез В-В на фиг.2.

Шагающая опалубка включает несущую раму, снабженную плоской рабочей платформой 1 и опорными элементами, выполненными в виде как минимум парных, закрепленных в одной поперечной плоскости под углом друг к другу как минимум парных в продольной плоскости передних нижних телескопических распорок 2 и 3 и как минимум парных в продольной плоскости передних верхних телескопических распорок 4 и 5, а также как минимум парных в продольной плоскости задних нижних телескопических распорок 6 и 7 и как минимум парных в продольной плоскости задних верхних телескопических распорок 8 и 9. Минимальное количество распорок 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9, обеспечивающее достаточную устойчивость платформе 1, равно шестнадцати. Все распорки 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 связаны с платформой 1 посредством шаровых шарниров 10 и имеют установленные на их концах посредством шаровых шарниров 11 вакуумные присоски 12. Нижние передние и задние телескопические распорки 2, 3, 6 и 7 закреплены на нижней поверхности платформы 1, а верхние передние и задние телескопические распорки 4, 5, 8 и 9 закреплены на верхней поверхности платформы 1 в ее боковых зонах.

Каждая парная распорка 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 снабжена приводом (пневмо- или гидроприводом) ее телескопического механизма, представляющим собой шток 13 с цилиндром 14. Приводы всех парных распорок 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 связаны единым механизмом дистанционного управления (не показан), обеспечивающим синхронные движения распорок 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и их повороты вокруг шаровых шарниров 10 относительно платформы 1 и повороты вакуумных присосок 12 вокруг шарниров 11 относительно распорок 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9. Синхронизация движения всех штоков 13 относительно цилиндров 14 обеспечивает плавное поступательное перемещение платформы 1 в заданном направлении.

На платформе 1 закреплены гидроцилиндры 15 складывающихся щитовых боковых секций 16 и нижней секции 17 опалубки. Все секции 16 и 17 имеют полукруглую форму, копирующую внутреннюю поверхность 18 туннеля. Стыки 19 секций 16 и 17 обеспечивают герметичность соединения в рабочем положении. Наружная поверхность вакуумных присосок 12, контактирующая с внутренней поверхностью 18 туннеля или обработанного слоя 20, выполнена в виде резиновых (или из другого эластичного материала) манжет 21. Все распорки 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9, а также гидроцилиндры 15 секций 16 и 17 установлены на платформе 1 таким образом, чтобы ее центральная часть использовалась для прохода рабочих и проезда необходимой техники.

Шагающая опалубка работает следующим образом.

В рабочем положении шагающей опалубки платформа 1 расположена таким образом, что ее передние парные нижние и верхние распорки 2, 3, 4 и 5 находятся в зоне необработанного участка туннеля, а задние парные нижние и верхние распорки 6, 7, 8 и 9 находятся в зоне обработанного участка туннеля. Все распорки 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 попарно находятся под одинаковым углом друг к другу и жестко зафиксированы своими штоками 13 в цилиндрах 14, из присосок 12 с манжетами 21 откачан воздух, обеспечивая плотное прилегание к внутренней поверхности 18 туннеля или к обработанному слою 20. Такое рабочее положение платформы 1 исключает ее любые движения и колебания, даже при проезде оборудования по ней, обеспечивая гарантированное схватывание бетона слоя 20 с внутренней поверхностью 18 туннеля и гарантируя безопасность людей, находящихся на платформе 1.

По окончании цикла работ по очистке, бетонированию, облицовке или других действий в туннеле платформу 1 шагающей опалубки вместе со всем необходимым оборудованием переставляют далее вдоль туннеля (причем конструкция механизма ее перемещения позволяет передвигать опалубку как вперед, так и назад). Платформа 1 переставляется следующим образом. Первый этап перестановки изображен на фиг.3. Вначале с помощью гидроцилиндров 15 складываются щитовые боковые секции 16, затем слегка поднимается щитовая нижняя секция 17. Команда о начале движения платформы 1 подается из единого механизма дистанционного управления ко всем штокам 13 и цилиндрам 14 парных распорок 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9. В этот момент парные распорки 2, 4, 6 и 8 укорачиваются за счет того, что их штоки 13 втягиваются в цилиндры 14, поворачиваясь относительно шарниров 10 и 11, при этом парные распорки 3, 5, 7 и 9 удлиняются за счет того, что их штоки 13 выходят из цилиндров 14, поворачиваясь вокруг шарниров 10 и 11. Платформа 1 плавно перемещается в заданном направлении, не меняя расстояния до боковых, нижней и верхней частей туннеля, чем иключаются тряска оборудования, задевание за стенки туннеля. Затем присоски 12 распорок 2, 4, 6 и 8 отсоединяются от поверхности 18 и слоя 20 и дальнейшим удлинением штоков 13 относительно цилиндров 14 распорок 3, 5, 7 и 9 продвигаются вдоль движения платформы 1 на максимальную длину штоков 13, затем из этих присосок 12 откачивается воздух, и они фиксируются в новом положении. После чего отсоединяются присоски 12 следующей группы парных распорок 3, 5, 7 и 9, и они подтягиваются в ту сторону, куда движется платформа 1 за счет того, что штоки 13 распорок 2, 4, 6 и 8 укорачиваются, подтягивая к себе остальные пары.

Второй этап перестановки платформы 1 показан на фиг.4. Движение платформы в ту же сторону продолжается за счет того, что распорки 2, 4, 6 и 8 удлиняются, а распорки 3, 5, 7 и 9 укорачиваются. Затем присоски 12 распорок 2, 4, 6 и 8 повторно отсоединяются от поверхности 18 и слоя 20 и удлинением штоков 13 относительно цилиндров 14 еще раз продвигаются вдоль движения платформы 1 на максимальную длину штоков 13, затем из этих присосок 12 откачивается воздух, и они фиксируются в новом положении. На последнем этапе движением штоков 13 всех распорок 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 достигается их рабочее положение и рабочее положение платформы 1, показанное на фиг.2. Если размеры туннеля достаточно велики, чтобы использовать более протяженные телескопические механизмы распорок 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9, то в этом случае количество перестановок присосок 12 уменьшается.

Описанная конструкция опалубки позволяет использовать любое оборудование для обработки внутренней поверхности 18 туннеля, в том числе механизированное, обеспечивает беспрепятственное продвижение людей и оборудования по платформе 1, копирует рельеф и все неровности внутренней поверхности 18 туннеля, исключая биение о нее платформы 1 с оборудованием и людьми, проста в эксплуатации и обслуживании, мобильна, обеспечивает движение во всех направлениях, в том числе при разветвлении туннелей.

Таким образом, заявленное изобретение решает техническую задачу расширения функциональных возможностей шагающей опалубки, повышения надежности протекания технологического процесса, упрощения механизма перемещения опалубки и его автоматизации, повышения прочностных характеристик конструкции опалубки и обеспечения беспрепятственного перемещения людей и механизмов вдоль работающей опалубки.

Шагающая опалубка, содержащая несущую раму с опорными элементами и механизмом ее перемещения и закрепленные на раме посредством гидроцилиндров складывающиеся щитовые секции опалубки, отличающаяся тем, что несущая рама выполнена в виде плоской рабочей платформы, на которой закреплены гидроцилиндры щитовых секций опалубки, а в концевых зонах платформы шарнирно установлены на ее верхней и нижней плоскостях опорные элементы, выполненные в виде, как минимум, парных, закрепленных в одной поперечной плоскости под углом друг к другу, и, как минимум, парных в продольной плоскости под углом друг к другу телескопических распорок с шарнирно установленными на их концах вакуумными присосками, причем каждая распорка снабжена приводом телескопического механизма и ее поворота, связанными в единую управляющую систему, при этом шарниры распорок и присосок выполнены шаровыми.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для подачи бетонной смеси при креплении горных выработок к месту производства бетонных работ. .

Изобретение относится к области подземного строительства и может быть использовано при строительстве тоннелей различного назначения. .

Изобретение относится к подземному строительству, в частности к строительству тоннелей с использованием проходческих щитов со скользящей опалубкой, и может быть использовано при сооружении подземных сооружений из монолитно-прессованного бетона.

Изобретение относится к подземному строительству и может использоваться при строительстве тоннелей и шахтных стволов. .

Изобретение относится к подземному строительству, а именно к устройствам для возведения подземного сооружения из монолитно-прессованного бетона, и может быть использовано при сооружении тоннелей и шахтных стволов.

Изобретение относится к подземному строительству, а именно к способам и устройствам для возведения подземного сооружения из монолитно-прессованного бетона, и может быть использовано как при строительстве тоннелей различного назначения, так и для строительства вертикальных стволов.
Изобретение относится к горнорудной промышленности и может быть использовано при возведении крепи в горных выработках. .

Изобретение относится к области подземного строительства и может быть использовано для изготовления тоннелей и других подземных сооружений. .

Изобретение относится к области подземного строительства и может быть использовано при изготовлении тоннелей при помощи щитовой проходки. .

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при подземной разработке мощных горизонтальных и пологопадающих рудных и нерудных месторождений, в частности, для охраны и поддержания междукамерных целиков.

Изобретение относится к инъекционным сухим уплотняющим смесям и может быть использовано, в частности, для обеспечения герметичности швов в железобетонных блоках тоннелей, прокладываемых в условиях неагрессивных грунтовых вод, а также для осуществления гидроизоляции

Изобретение относится к горному делу, в частности к конструкции бункера для цемента для горной машины, предназначенной для возведения анкерной крепи

Изобретение относится к области горнодобывающей промышленности и может быть применено при подземной отработке месторождений полезных ископаемых с закладкой выработанного пространства твердеющими смесями с использованием технологии заполнения пустот, вывалов, куполов, пространства между перемычками за счет применения гибкой опалубки

Изобретение относится к транспортному строительству и может быть использовано при возведении тоннельных обделок транспортных тоннелей
Изобретение относится к горной промышленности и подземному строительству, в частности к щитовой проходке тоннелей различного назначения с использованием элементов сборной кольцевой обделки

Предложенное изобретение относится к области горного дела и позволит обеспечить качественное и быстрое возведение крепей в наклонных и горизонтальных стволах горных выработок различного назначения. Технический результат направлен на повышение качества сооружения горизонтальных горных выработок за счет повышения точности расположения опалубки и соответственно за счет качества нанесения бетона на поверхность ствола. Предложенный способ возведения обделки наклонного или горизонтального ствола предусматривает сооружение в наклонном или горизонтальном стволе горной выработки опорного каркаса с подмостями для ведения работ, образующего, по меньшей мере, две части, соответствующие поверхности свода. В ходе выполнения работ выполняется установка анкеров, фиксирующих каркас в стволе горной выработки, крепление на подмостях и в верхней части палубы свода совокупности винтовых талрепов, задающих проектное положение свода, крепление на подмостях и в нижней части палубы свода совокупности домкратов, задающих проектное положение свода. Выполняется крепление на опорном каркасе листовой палубы свода, подвеска щитовой палубы лотка на подвижных балках опорного каркаса, укладка бетонной смеси, распалубливание и перемещение опорного каркаса в наклонном или горизонтальном стволе горной выработки. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к горной промышленности, в частности к способам крепления вертикальных стволов, и может быть использовано в стволах угольных шахт и рудников, а также в вертикальных выработках подземной инфраструктуры городов. Целью изобретения является создание способа крепления стволов, позволяющего повысить конечную прочность бетона и увеличить скорость набора им прочности. Указанный технический результат достигают тем, что цементный раствор подвергают механической активации в аппаратах типа дезинтегратора, цементно-песчаный раствор готовят на проходческом полке, щебень и цементно-песчаный раствор в пределах одной заходки по креплению укладывают послойно.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при отработке рыхлых рудных месторождений, в том числе и мощных и богатых, перекрытых слабыми наносными породами. Камерный способ отработки мощных, ценных, рыхлых рудных месторождений включает секторальную отработку руды с последующим формированием пустотелой камеры в виде шестигранной призмы. Предварительно в надрудной толще налегающих пород над сотовой камерой формируют купол, предотвращающий обрушение налегающих пород. Под куполом посекционно формируют стены камеры. Последовательно сверху вниз на всю глубину рудного тела на каждом секторе устанавливают опалубку под стены пустотелых камер с последующей закладкой в нее бетона. К созданной камере формируют аналогичным образом примыкающие к ней соседние камеры для образования единой камерной сотовой конструкции. Камеры соединяют проходами для удобства эксплуатации. Изобретение позволяет обеспечить формирование вертикальных сотовых камер с последующим использованием их в качестве подземного хранилища или помещения для организации металлургических производственных процессов, уменьшаются затраты на отработку рудных месторождений. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к горному делу, подземному строительству и может быть использовано при креплении горных выработок набрызгбетоном. Технический результат изобретения - достижения полноты смешивания компонентов, в упрощении конструкции устройства, снижении материальных и трудовых затрат на его изготовление и обслуживание. Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве для набрызга бетона, включающем питатель, трубопровод, узел затворения, корпус камеры смешивания, втулки на корпусе камеры, стержни со скосом на конце, которые выдвинуты в камеру смешивания на величину скоса, и сопло 8. Корпус камеры разделен поперечным разъемом. Втулки, выполненные в форме муфт, установлены с образованием зазора между частями камеры и соплом. При этом тела параллелепипедов размещены в зазоре по внутренней круговой поверхности муфт в виде сплошного кольца. 6 ил.
Наверх