Конструкция корпуса маломерного судна

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкции корпусов маломерных судов. Корпус маломерного судна (с носовым отсеком-форпиком, закрытым палубой) для обеспечения доступа к багажу или грузу, находящемуся в багажнике-форпике, имеет открывающуюся верхнюю палубу форпика, в опущенном положении обеспечивающую закрытие всей свободной поверхности отсека (являющуюся одновременно и палубой, и крышкой отсека). Технический результат заключается в повышении удобства доступа в носовой отсек-форпик, а также в обеспечении возможности трансформации корпуса маломерного судна. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение:

Судостроение, корпусы маломерных судов, используемых в прогулочных, хозяйственных, рыболовных и других целях.

Уровень техники:

В конструкциях корпусов маломерных судов (моторных лодок, катеров и др.), используемых в прогулочных, хозяйственных, рыболовных и других целях, можно выделить две значительные группы, различающиеся компоновкой внутреннего пространства корпуса судна, предназначенного для размещения людей и грузов.

К первой группе (в дальнейшем описанную ниже компоновку будем называть «классической», внешний вид корпуса схематично показан на фиг.1) можно отнести маломерные суда, имеющие кокпит (1), расположенный в центральной части корпуса, переборку (2), отделяющую кокпит от носового отсека - форпика, и форпик, закрытый сверху носовой палубой (3). Объем форпика используется для размещения багажа и других грузов. Для доступа в форпик, как правило, используются:

- горизонтально расположенный люк (4), встроенный в палубу над форпиком, имеющий площадь, значительно меньшую площади палубы (серийно производимые лодки и катеры типа «Казанка-5», «Амур», «Прогресс» и др.);

- вертикально расположенные люк или отверстие в переборке между кокпитом и форпиком (5) (лодки и катеры типа «Днепр», «Нептун», «Крым», «Воронеж» и др.).

Описанная выше компоновка корпусов предполагает, как правило, наличие единой передней панели, предназначенной для размещения рулевого колеса (6) и других целей, и ветрового стекла-козырька (7), конструктивно связанных с переборкой кокпит-форпик.

Вторая группа (в дальнейшем - «открытая» компоновка, см. фиг.2) предусматривает наличие единого кокпита (10, 11), занимающего весь свободный объем корпуса от перегородки, разделяющей его с моторной нишей или кормовым отсеком, до носовой части, в которой может быть предусмотрен отсек плавучести, рундук для пассажиров и багажа (8), ниша для размещения якоря и т.п. Для защиты водителя и пассажиров от ветра, размещения приборов и органов управления устанавливаются одна или две консоли (9) с ветровыми стеклами. В судах такого типа пассажиры, багаж и грузы могут располагаться по всему кокпиту как в носовой (10), так и в кормовой (11) его части. Эта группа представлена серийными судами «Сильвер», «Мастер», «Бастер», «Вельбот» и Др.

Каждый тип компоновки судов имеет свои преимущества и недостатки. Суда открытой компоновки удобны для рыболовных и хозяйственных целей, однако, в силу наличия мест только для сидячего расположения пассажиров и малых объемов закрытых «сухих» багажников, плохо пригодны для дальних поездок и длительного отдыха на воде.

Суда классической компоновки не всегда удобны для рыболовных и хозяйственных целей, так как значительная часть их объема закрыта сверху палубой, что не позволяет свободно передвигаться по судну, при этом имеется опасность падения с высоко расположенной над водой палубы.

Вертикально расположенные люки для доступа в форпик создают значительные неудобства при доступе к багажу. Горизонтально расположенные люки имеют незначительную площадь, что также затрудняет доступ к багажу. Из-за наличия выступающих над палубой элементов они создают препятствия при движении по палубе. Кроме этого, такая конструкция люков имеет высокую трудоемкость и стоимость, что не позволяет применять ее в мелкосерийном производстве.

Раскрытие изобретения:

Корпус маломерного судна классической компоновки (с носовым отсеком-форпиком, закрытым палубой) для обеспечения доступа к багажу или грузу, находящемуся в багажнике-форпике, имеет открывающуюся верхнюю палубу форпика, в опущенном положении обеспечивающую закрытие всей свободной поверхности отсека (являющуюся одновременно и палубой, и крышкой отсека). На фиг.3 изображена конструкция корпуса с носовым отсеком-форпиком (12) и палубой-крышкой отсека (13) в поднятом положении. При закрытой палубе-крышке отсека корпус судна имеет вид, практически не отличающийся от вида, обычного для классической компоновки (фиг.1, без люков в палубе и/или в переборке).

Конструкция переборки между кокпитом и форпиком, конструкция ветрового стекла-козырька и панели приборов могут быть различными и зависят от конкретной модели судна. Для фиксации крышки в поднятом положении используется упор (14).

Палуба-крышка отсека (13) может быть исполнена в быстросъемном варианте, например на петлях, которые наряду с надежной фиксацией края палубы позволяют быстро снять крышку с корпуса судна, тем самым превратив форпик в открытый багажный отсек.

Исполнение палубы-крышки форпика (13), части переборки форпик-кокпит (поз.15 на фиг.4) и соответствующей части козырька (поз.16 на фиг.4) в быстросъемном варианте позволяет быстро трансформировать корпус судна из «классического» с палубой-крышкой отсека в «открытый». Элементы переборки и козырька могут быть выполнены не съемными, а открывающимися, с фиксацией в открытом положении. Трансформация производится простым удалением палубы/крышки отсека, открытием или удалением элементов переборки и козырька. На фиг.4 показан вариант открывания центральной части козырька (17).

На фиг.2 показан корпус судна, получающийся после удаления или открытия соответствующих элементов, имеющий вид, практически не отличающийся от корпусов судов открытой компоновки с показанным вариантом расположения носового рундука (8).

Применение открывающейся палубы вместо известных способов доступа в форпик-багажник (горизонтально либо вертикально расположенные люки) существенно облегчает доступ к багажу или грузу, расположенному в форпике. Лучше используется объем форпика, так как имеется доступ ко всей его поверхности. Появляется возможность перевозить грузы при незакрытой палубе/крышке, что также увеличивает возможный объем груза.

Палуба/крышка в закрытом состоянии не имеет выступающих частей, что делает передвижение по ней более безопасным. При использовании соответствующих уплотнителей, петель и замков обеспечивается надежная защита имущества, хранящегося в форпике, от воды и несанкционированного доступа.

Изготовление плоской открывающейся палубы вместо сложных по форме люка и комингсов не требует специальной оснастки (штампов, пресс-форм и т.п.), что позволяет изготавливать ее в условиях мелкосерийного производства по технологии и из материалов, применяющихся при производстве корпуса в целом.

Конструкция корпуса с быстросъемной палубой/крышкой форпика и убираемыми элементами переборки и козырька дает владельцу судна возможность быстро трансформировать его в соответствии со своими потребностями, что является очевидным улучшением потребительских свойств судна.

Краткое описание чертежей.

Фиг.1 показывает вид корпуса маломерного судна в классическом исполнении. Этот чертеж также соответствует виду корпуса лодки с закрытой палубой/крышкой форпика (без люков (4, 5)).

Фиг.2 показывает вид корпуса лодки в открытом исполнении с двумя консолями. Этот чертеж также соответствует виду трансформированного корпуса (после удаления палубы/крышки форпика и соответствующих элементов переборки и козырька).

На фиг.3 показан корпус лодки с палубой/крышкой форпика (13) в открытом состоянии.

На фиг.4 показан корпус лодки со снимающейся палубой/крышкой форпика (13). На этом же чертеже показаны элементы переборки форпик-кокпит (15) и соответствующей части козырька (16), которые могут быть выполнены в быстросъемном или в открывающемся вариантах (поз.17 обозначена часть козырька в полуоткрытом состоянии).

На всех чертежах отмечены:

1 - кокпит судна;

2 - переборка между кокпитом и форпиком;

3 - носовая палуба, закрывающая форпик;

4 - носовой люк для доступа в форпик;

5 - люк в переборке для доступа в форпик;

6 - рулевое колесо;

7 - ветровое стекло/козырек;

8 - носовой рундук;

9 - консоли с ветровыми стеклами правая и левая;

10 - носовая часть кокпита;

11 - кормовая часть кокпита;

12 - форпик;

13 - открывающаяся палуба - крышка форпика;

14 - упор крышки форпика;

15 - убирающаяся или открывающаяся центральная часть переборки;

16 - убирающаяся или открывающаяся центральная часть козырька;

17 - открывающаяся центральная часть козырька в полуоткрытом положении.

На чертежах не показано большинство элементов корпусов судна (лееры, сиденья, швартовочные приспособления, рундуки и т.п.), так как они являются несущественными для описания изобретения.

Осуществление изобретения.

Открывающаяся палуба/крышка форпика может быть установлена на корпусах маломерных судов, жесткость конструкции которых обеспечивается без участия носовой палубы за счет элементов днищевого и бортового набора (стрингеров, шпангоутов и других элементов).

На чертежах, прилагаемых к настоящему описанию, схематично изображен корпус одного из серийных маломерных судов. Особенностью данного корпуса является то, что он изначально спроектирован для открытой компоновки с единым кокпитом. Верхняя часть кокпита в носовой части судна сопряжена с внешними бортами посредством плоской горизонтальной палубы шириной около 10 см, имеющей по бортам криволинейную форму, в носовой части - прямолинейную, перпендикулярную оси судна. Палуба/крышка для такого корпуса изготавливается из плоского листа алюминиевого сплава (как и корпус в целом), усиливается снизу бимсами и карлингсами. Крышка опирается спереди и по бортам на существующую палубу, в направлении кормы - на переборку между форпиком и кокпитом, имеющую для этих целей горизонтальную полку. По краям крышки закрепляется уплотнитель, защищающий форпик от попадания воды. Крышка-палуба в носовой части крепится к корпусу петлями и открывается, как показано на фиг.3. В кормовой части обеспечивается запирание крышки посредством установки соответствующего внутреннего замка либо петли под навесной замок. Возможна установка защелок или задраек и ручки для открывания.

Для фиксации крышки в открытом положении может быть использован упор (14), аналогичный применяемому для фиксации капотов легковых автомобилей. В этом случае крышка открывается подниманием ее рукой пользователя. Для целей плавного самооткрывания крышки и удерживания ее в открытом положении может устанавливаться гидравлический толкатель, аналогичный применяемым для открывания крышек багажников легковых автомобилей. В таком случае крышка открывается сама после освобождения запорного устройства в ее кормовой части, а закрывается усилием руки.

Возможность снятия крышки/палубы обеспечивается известной из уровня техники разъемной конструкцией петель в носовой части.

Для обеспечения трансформации корпуса в открытый вариант часть переборки (в рассматриваемом варианте - центральная часть, поз.15 фиг.4) выполняется либо в легкосъемном варианте любым подходящим способом, либо открывающейся на петлях таким образом, чтобы в открытом состоянии она прижималась к переборке и фиксировалась около нее с целью минимизации занимаемого места. Для этих же целей центральная часть козырька (поз.16, 17 фиг.4) выполнена открывающейся в сторону левой по ходу движения части козырька с фиксацией в открытом положении.

Приведенный выше пример реализации является одним из возможных вариантов. Реализация изобретения зависит от конструктивных особенностей конкретного корпуса, применяемого материала, размеров корпуса и т.д.

Открывающаяся палуба/крышка форпика изготавливается, как правило, из того же материала, что и корпус судна. Возможно комбинирование различных материалов, например корпус судна из алюминиевого сплава, палуба из стеклопластика. Крышка может изготавливаться как плоской, так и с наличием объемных элементов (ребер жесткости, загибов по краям и т.д.). Крышка может опираться как на существующие элементы конструкции корпуса, так и на специально установленные, например на комингс. Конструкция крышки может быть усилена ребрами жесткости, бимсами и карлингсами, прикрепленными к ней способом, соответствующим применяемой технологии и материалу (сварка, заклепки и т.д.), с целью обеспечения необходимой собственной прочности. Форма крышки зависит от конструктивных особенностей корпуса судна и его форпика. Открывание может быть в сторону как носовой, так и кормовой части судна, либо в сторону одного из бортов. Крышка может быть изготовлена из двух или более частей, открывающихся в соответствующую сторону одновременно или поочередно. Могут быть применены любые подходящие типы уплотнителей, петель, запорных устройств, упоров. Убираемые при трансформации корпуса части переборки и козырька могут быть расположены как по центру, так и у борта судна.

1. Конструкция корпуса маломерного судна, имеющего закрывающийся носовой отсек-форпик, предназначенный для размещения багажа, отличающаяся тем, что в качестве крышки отсека используется часть носовой палубы, закрывающая всю поверхность отсека, опирающаяся на конструкции корпуса, обрамляющие форпик, и на переборку между форпиком и кокпитом, при этом одна сторона палубы-крышки отсека крепится на корпусе судна на петлях, обеспечивающих ее открывание вокруг оси петель, а на палубе-крышке и на корпусе судна располагаются запорное устройство для фиксации крышки в закрытом положении, упор для фиксации крышки в открытом положении, уплотнитель для предотвращения попадания воды в отсек.

2. Конструкция корпуса маломерного судна по п.1, отличающаяся тем, что петли, удерживающие открывающуюся часть палубы-крышки отсека, имеют легкоразъемную конструкцию, что делает палубу-крышку быстросъемной, и она может по желанию пользователя судна убираться с поверхности форпика, открывая таким образом дополнительное пространство для размещения людей и груза.

3. Конструкция корпуса маломерного судна по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что часть переборки между форпиком и кокпитом судна и соответствующая часть конструкции ветрового стекла-козырька выполняются быстросъемными либо открывающимися, что позволяет посредством снятия либо открытия этих конструкций и снятия палубы-крышки отсека быстро трансформировать корпус судна в компоновку с единым кокпитом с возможностью размещения людей и грузов в пространстве, до трансформации занимаемом форпиком, и с возможностью свободного перемещения людей по единому кокпиту.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроавиации, а именно к ограждающим устройствам. .

Изобретение относится к гидроавиации, а именно к ограждающим устройствам. .

Изобретение относится к малому судостроению, плавучим средствам для отдыха, туризма и рыбной ловли, а именно к конструкции тентов для надувных моторных лодок. .

Изобретение относится к транспортным средствам. .

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования фальшборта судна в районе установки переходной кницы надстройки корпуса судна. .

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при проектировании средне- и крупнотоннажных транспортных средств, в особенности имеющих широкие люковые вырезы в верхней палубе.

Изобретение относится к судостроению, в частности к заваливающимся леерным ограждениям, обеспечивающим безопасность нахождения людей на окрытых частях палуб. .

Изобретение относится к области судостроения, а именно к леерным ограждениям судовых палуб, используемым на маломерных водных судах, может быть использовано также в качестве трапа-сходни

Изобретение относится к области судостроения и касается системы защиты, предназначенной для спасательных лодок, выпускаемых сбрасыванием под действием собственной силы тяжести. Предложено защитное устройство для фальшборта (20) с отверстием (10), предназначенное для защиты выпускаемой под действием силы тяжести спасательной лодки, расположенной позади указанного отверстия. Устройство содержит мембрану (5), закрывающую отверстие (10), и прорезающее устройство (7), выполненное с возможностью прорезания мембраны (5) в случае возникновения экстренной ситуации, чтобы исключить препятствие со стороны мембраны при прохождении спасательной лодки через указанное отверстие. Кроме того, описано использование такого защитного устройства в морской окружающей среде и морская конструкция, снабженная по меньшей мере одним защитным устройством. Технический результат заключается в повышении эффективности защиты от ударов волн для выпускаемой под действием силы тяжести спасательной лодки при обеспечении быстрого выпуска лодки в экстренной ситуации. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 12 ил.

Фальшборт // 2595094
Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при постройке и модернизации корпусов судов. Предложен фальшборт, который установлен на третьей части длины судна в носовой оконечности и выполнен из отдельных секций, включающих наружную стенку и шарнирно закрепленные на палубе контрфорсы. Каждый контрфорс жестко соединен с ведомым зубчатым колесом, механически связанным с установленным под палубой двигателем для поворота и фиксации контрфорса в вертикальном положении за бортом судна. Использование изобретения позволит снизить гидродинамическую силу, действующую на палубу судна, а также уменьшить вероятность захвата носовой оконечности судна волной, что будет способствовать повышению безопасности мореплавания. 2 ил.

Фальшборт // 2595094
Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при постройке и модернизации корпусов судов. Предложен фальшборт, который установлен на третьей части длины судна в носовой оконечности и выполнен из отдельных секций, включающих наружную стенку и шарнирно закрепленные на палубе контрфорсы. Каждый контрфорс жестко соединен с ведомым зубчатым колесом, механически связанным с установленным под палубой двигателем для поворота и фиксации контрфорса в вертикальном положении за бортом судна. Использование изобретения позволит снизить гидродинамическую силу, действующую на палубу судна, а также уменьшить вероятность захвата носовой оконечности судна волной, что будет способствовать повышению безопасности мореплавания. 2 ил.

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судов, предназначенных для перевозки холодных жидких веществ. Предложен способ защиты бортовой обшивки (1, 11) судна, используемого для перевозки холодного жидкого вещества, согласно которому бортовую обшивку (1, 11) судна защищают в области (4, 14) соединения для судовых трубопроводных коллекторов (3, 13) и портовых трубопроводных коллекторов, используемых при передаче холодного жидкого вещества, посредством слоя (5, 15) материала, который защищает бортовую обшивку судна, и который установлен стационарно или с возможностью снятия на конструкции судна, и который выполнен из твердого материала. Изобретение также относится к такому судну. Технический результат заключается в повышении эксплуатационной надежности корпуса судна при проведении грузовых операций, связанных с холодными жидкими веществами. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх