Силовая передача транспортного средства с гидрообъемным регулированием мощности на вспомогательный гусеничный движитель

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в тракторах, самоходных машинах, автомобилях, полугусеничных тягачах и транспортерах. Силовая передача содержит двигатель 1, коробку передач 2, раздаточную коробку 3 с симметричным дифференциалом 4, распределяющим крутящий момент на ведущие мосты колесного движителя 5 и 6. На гусеничный движитель 7 крутящий момент передается при помощи гидрообъемной передачи, состоящей из гидромотора 8, к которому подводятся нагнетающая и отводящая магистрали от насоса 9. Последний получает вращение от вторичного вала коробки передач 2. Для регулирования гидромотора 8 предназначено устройство, состоящее из датчиков 10, 11 и 12 крутящего момента на выходных валах 13, 14, 15 колесного и гусеничного движителей и электронного согласующего устройства 16. Технический результат заключается в повышении тягово-скоростных свойств машины, улучшении ее управляемости и повышении КПД привода. 1 ил.

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, может быть использовано в тракторах, самоходных машинах, автомобилях, полугусеничных тягачах и транспортерах.

Известна самоходная машина (патент СССР №1039746, МПК В 60 К 17/34, 1982 г.), содержащая привод дополнительного ведущего моста, который состоит из элемента скольжения, выполненного в виде дифференциала, одно звено которого соединено с вторичным валом коробки передач, второе звено через передачу с постоянным передаточным числом (карданный вал и главная передача) - с межколесным дифференциалом дополнительного ведущего моста, а реактивное звено соединено с валом насоса скольжения, в напорной магистрали которого установлен регулируемый дроссель, управляемый регулятором тягового усилия, в котором установлено сравнивающее устройство, один вход которого соединен с измерителем разности частоты вращения входного и выходного валов элемента скольжения, а второй - с измерителем крутящего момента на дополнительном мосту.

Указанное техническое решение является наиболее близким к заявленному по технической сущности и достигаемому результату. Однако недостатком данной самоходной машины является то, что величина передаваемого на дополнительный ведущий мост крутящего момента пропорциональна буксованию движителя основного ведущего моста, что ведет к нерациональному распределению крутящего момента при малых величинах или отсутствии буксования движителя основного ведущего моста. Кроме того, при движении в обычных дорожных условиях крутящий момент, передаваемый на дополнительный ведущий мост постоянен и, как правило, направлен только на преодоление сопротивления качению колес, что отрицательно сказывается на управляемости самоходной машины. К недостаткам привода дополнительного ведущего моста данной конструкции следует также отнести отсутствие адаптации процесса регулирования к переменным характеристикам системы "колесо - опорная поверхность", малый диапазон регулирования тягового усилия на дополнительном ведущем мосту, относительно малый КПД из-за потерь на дросселирование, зависимость параметров системы от радиусов качения колес дополнительного ведущего моста.

Технический результат изобретения направлен на повышение тягово-скоростных свойств машины за счет гидрообъемного регулирования соотношения тяговых усилий на ведущих мостах и рационального использования колесного и гусеничного движителей по сцеплению с опорной поверхностью и увеличение ходимости гусеничного движителя, а также повышение КПД привода.

Технический результат достигается тем, что силовая передача транспортного средства, содержащая привод дополнительного ведущего моста, который состоит из элемента скольжения, выполненного в виде дифференциала, одно звено которого соединено с вторичным валом коробки передач, второе звено через передачу с постоянным передаточным числом (карданный вал и главная передача) - с межколесным дифференциалом дополнительного ведущего моста, при этом привод дополнительного ведущего моста снабжен гидрообъемной передачей с регулируемым гидромотором, которая включается в работу автоматически после подачи сигнала от электронного сравнивающего устройства, получающего сигналы о нагруженности валов привода колесного и гусеничного движителей от датчиков, установленных на соответствующих валах, либо вручную после отключения из системы электронного сравнивающего устройства.

Отличительными признаками от прототипа является то, что привод дополнительного ведущего моста снабжен гидрообъемной передачей с регулируемым гидромотором, которая включается в работу автоматически после подачи сигнала от электронного сравнивающего устройства, получающего сигналы о нагруженности валов привода колесного и гусеничного движителей от датчиков, установленных на соответствующих валах, либо вручную после отключения из системы электронного сравнивающего устройства.

На чертеже дана принципиальная схема транспортного средства с предлагаемой силовой передачей.

Силовая передача транспортного средства содержит двигатель 1, коробку передач 2, раздаточную коробку 3 с симметричным дифференциалом 4, распределяющим крутящий момент на ведущие мосты колесного движителя 5 и 6. На гусеничный движитель 7 крутящий момент передается при помощи гидрообъемной передачи, состоящей из гидромотора 8, к которому подводятся нагнетающая и отводящая магистрали от насоса 9, последний получает вращение от вторичного вала коробки передач 2. Для регулирования гидромотора 8 предназначено устройство, состоящее из датчиков 10, 11 и 12 крутящего момента на выходных валах 13, 14, 15 колесного и гусеничного движителей и электронного согласующего устройства 16.

Работает силовая передача следующим образом. При движении в условиях, когда при распределении крутящего момента нагрузка на валы приводов колесного 5 и 6 и гусеничного 7 движителей равна. В этом случае сигналы от датчиков 10, 11, 12 на электронное согласующее устройство 16 будут поступать равными. В результате этого электронное согласующее устройство будет обеспечивать работу гидромотора 8 в постоянном режиме.

Таким образом, крутящий момент от двигателя 1 передается через коробку передач 2, раздаточную коробку 3, симметричный дифференциал 4 на ведущие мосты 5 и 6 колесного движителя. В силу того, что гидронасос 9 получает крутящий момент от выходного вала коробки передач 2, в нагнетающей магистрали гидрообъемной передачи возникает давление жидкости, в результате гидромотор 8 передает крутящий момент на гусеничный движитель 7.

При движении в условиях, когда при распределении крутящего момента нагрузка, допустим, на вал привода 15 гусеничного движителя 7 больше, чем на валы привода 13 и 14 колесного движителя 5 и 6, то, соответственно, и сигналы от датчиков 10, 11 и 12 на электронное согласующее устройство 16 будет поступать разными по величине. Электронное согласующее устройство 16, обработав эти сигналы, подает управляющее воздействие на гидромотор 8 таким образом, что крутящий момент, реализуемый гусеничным движителем 7, уменьшается, а значит и уменьшается нагрузка на вал 15 привода гусеничного движителя; крутящий момент, реализуемый колесным движителем 5 и 6 увеличивается, тем самым больше нагружая валы 13 и 14 привода колесного движителя. Это будет происходить до тех пор, пока сигналы от датчиков 10, 11, 12 не будут приходить равными на электронное согласующее устройство 16 и система не начнет работать при равных нагрузках на валы 13, 14, 15, как было описано в первом случае. В результате этого происходит автоматическое регулирование величины кинематического рассогласования с целью выравнивания нагрузок на валах привода колесного и гусеничного движителей, тем самым обеспечивая равномерное распределение продольно-толкающих усилий развиваемых различными видами движителей, а также повышение ходимости гусеничного движителя.

Системой может быть предусмотрено ручное управление гидромотором 8 в случаях, когда необходимо реализовать подводимую мощность на обладающем меньшим удельным давлением на опорную поверхность гусеничном движителе. Для этого выключается из схемы электронное согласующее устройство 16. Таким образом, происходит перераспределение крутящего момента с целью реализации большей части крутящего момента на гусеничном движителе 7, тем самым повышая проходимость машины. Для работы силовой передачи в автоматическом режиме включается в систему электронное согласующее устройство 16.

Силовая передача транспортного средства, содержащая привод дополнительного ведущего моста, который состоит из элемента скольжения, выполненного в виде дифференциала, одно звено которого соединено с вторичным валом коробки передач, второе звено через передачу с постоянным передаточным числом (карданный вал и главная передача) - с межколесным дифференциалом дополнительного ведущего моста, отличающаяся тем, что привод дополнительного ведущего моста снабжен гидрообъемной передачей с регулируемым гидромотором, которая включается в работу автоматически после подачи сигнала от электронного сравнивающего устройства, получающего сигналы о нагруженности валов привода колесного и гусеничного движителей от датчиков, установленных на соответствующих валах, либо вручную после отключения из системы электронного сравнивающего устройства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для защиты дифференциалов транспортных средств. .

Изобретение относится к транспортным средствам, их трансмиссиям и прежде всего к устройствам для изменения числа ведущих колес транспортного средства. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для транспортных средств и некоторых других механизмов. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности к малогабаритным тракторам. .

Изобретение относится к автомобилестроению и автомобилЬномутранспорту. .

Изобретение относится к области автотракторостроения и может быть использовано в конструкциях полноприводных колесных самоходных машин. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, может быть использовано в тракторах, самоходных машинах, автомобилях, полугусеничных тягачах и транспортерах.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, может быть использовано в тракторах, самоходных машинах, автомобилях, колесно-гусеничных тягачах и транспортерах.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, может быть использовано в автомобилях, тракторах, самоходных машинах, полугусеничных тягачах и транспортерах.

Изобретение относится к области машиностроения и тракторостроения и может быть использовано преимущественно в передних ведущих мостах (ПВМ) малогабаритных тракторов.

Изобретение относится к области автомобильного машиностроения. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к ведущим мостам низкопольных транспортных средств. .

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств. .

Изобретение относится к области автомобильного машиностроения, а именно к конструктивным особенностям компоновочной схемы трансмиссии автомобиля. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам транспортных машин, устанавливаемых на полноприводных автомобилях повышенной проходимости, предназначенных для движения как по дорогам общего пользования, так и по бездорожью.

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, а именно к колесным тракторам

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в тракторах, самоходных машинах, автомобилях, полугусеничных тягачах и транспортерах
Наверх