Транспортный вертолет

Изобретение относится к конструкциям транспортных вертолетов с грузовой кабиной. Транспортный вертолет содержит грузовую кабину, имеющую в задней части аппарель, шарнирно закрепленную на пороге пола грузовой кабины и установленную с возможностью фиксации в горизонтальном положении для перевозки длинномерных грузов. В аппарели по оси вертолета выполнен люк, который снабжен верхней и нижней шарнирно закрепленными крышками, открывающимися раздельно, причем верхняя крышка откидывается внутрь грузовой кабины и снабжена узлом фиксации ее в верхнем положении. Нижняя крышка откидывается наружу и снабжена подножкой с внутренней стороны для использования ее в качестве трапа при опоре на землю, а также снабжена узлами фиксации ее в горизонтальном, параллельном полу грузовой кабины положении. Между верхней и нижней крышками поперек проема люка может быть установлена съемная балка, закрепленная на продольных силовых элементах аппарели, что позволяет установить в проеме люка вооружение и таким образом делает возможным использовать вертолет при военных действиях. Техническим результатом изобретения является повышение безопасности посадки вертолета с длинномерным грузом, расширение возможностей использования вертолета при военном применении. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к конструкции вертолета и предназначено для одновинтового транспортного вертолета с грузовой кабиной, имеющей аппарель для погрузки и выгрузки грузов.

Известны транспортные вертолеты (патент РФ №2175625, 10.11.2001 и наиболее близкий аналог - патент РФ №2232695, 29.08.2002), в которых для погрузки и выгрузки грузов, техники или пассажиров грузовая кабина имеет в задней части грузовой люк, закрывающийся шарнирно закрепленной к порогу пола аппарелью, которая при перевозке длинномерных грузов, длина которых превышает пространство грузовой кабины, фиксируется в горизонтальном положении на уровне пола грузовой кабины.

Недостатком такой конструкции при использовании вертолета для перевозки длинномерных грузов, т.е. с открытой аппарелью в полете и с выступающим за проем грузового люка грузом, является существующая при этом вероятность касания аппарелью земли при посадке. Другим недостатком при этом является попадание массы песка и пыли при взлете и посадке вертолета через значительный по площади открытый проем грузового люка, что создает неудобство и некомфортность для обслуживающего персонала.

Целью изобретения является повышение безопасности посадки вертолета с длинномерным грузом и повышение комфортности для персонала, сопровождающего груз при его перевозке. Кроме того, целью изобретения является расширение возможностей использования вертолета при военном применении.

Указанные цели достигаются благодаря тому, что в транспортном вертолете, содержащем фюзеляж с кабиной экипажа и грузовой кабиной, в задней части которой выполнен грузовой люк, закрывающийся шарнирно закрепленной на пороге пола грузовой кабины аппарелью, в соответствии с изобретением в аппарели по оси вертолета выполнен люк, который снабжен верхней и нижней шарнирно закрепленными крышками, открывающимися раздельно, причем верхняя крышка откидывается внутрь грузовой кабины и снабжена узлом фиксации ее в верхнем положении, а нижняя крышка откидывается наружу, снабжена подножкой с внутренней стороны для использования ее в качестве трапа при опоре на землю, а также снабжена узлами фиксации ее в горизонтальном, параллельном полу грузовой кабины положении. При этом между верхней и нижней крышками поперек проема люка установлена съемная балка, закрепленная на продольных силовых элементах аппарели.

Наличие в центральной части аппарели люка с двумя крышками повышает безопасность эксплуатации вертолета при перевозке длинномерных грузов вследствие расположения под концевым участком груза относительно короткой нижней крышки дополнительного люка, существенно более короткой в сравнении с аппарелью, а также за счет некоторой разницы высоты расположения крышки от поверхности земли при горизонтальном положении ее в сравнении с высотой расположения аппарели в горизонтальной ее положении. Площадь проема люка выбирается из соображений сохранения прочности силовых элементов конструкции.

Кроме того, появляется возможность при закрытой аппарели использовать выполненный в ней люк в качестве трапа для посадки и высадки пассажиров при зафиксированном верхнем положении верхней крышки люка и опущенной до касания о землю нижней крышки с подножкой на ее внутренней стороне.

Так как площадь проема люка в аппарели существенно меньше площади проема самой аппарели (поскольку ширина люка может составлять менее одной третьей ширины аппарели), снижается вероятность попадания при взлете и посадке камней и массы песка в пространство, свободное от выступающего за пределы грузовой кабины длинномерного груза, и таким образом повышается безопасность и комфортность персонала, сопровождающего перевозимый длинномерный груз, а также пассажиров или десантников.

Наличие относительно небольшого люка в задней части грузовой кабины позволяет расширить функциональные возможности вертолета и использовать открытый в полете люк для стрельбы при ведении военных действий. Использование нижней крышки с подножкой в качестве дополнительной опоры для ног сидящего перед открытым проемом люка стрелка, а поперечной балки в проеме этого люка - как ограждения и для установки на ней пулемета - обеспечивают эффективность огневой защиты при военном применении вертолета с широким углом обстрела.

Изобретение поясняется чертежами, где изображено:

на фиг.1 - общий вид транспортного вертолета;

на фиг.2 - задняя часть грузовой кабины с открытой в положение трапа аппарелью и закрытыми крышками люка в ней;

на фиг.3 - задняя часть грузовой кабины с закрытой аппарелью и открытыми верхней и нижней крышками люка;

на фиг.4 - вид сверху на заднюю часть грузовой кабины с аппарелью, расположенной горизонтально, параллельно полу кабины, при закрытых крышках люка;

на фиг.5 - размещение стрелка при открытой верхней крышке люка и горизонтальном, параллельно полу грузовой кабины, положении нижней крышки и при ее положении в качестве трапа.

Транспортный вертолет содержит фюзеляж 1 с кабиной экипажа 2 в носовой части, грузовой кабиной 3 (фиг.1) в центральной части и хвостовой балкой 4. Каркас фюзеляжа состоит из набора шпангоутов и продольного набора стрингеров, связанных наружной обшивкой. Грузовая кабина 3 имеет сзади грузовой люк, закрывающийся аппарелью 5, образующей задний обвод фюзеляжа 1 в закрытом положении и выполняющей роль трапа в положении, когда она опирается на землю. Проем грузового люка образован (фиг.1, 2) наклонными боковинами 6, верхней балкой 7 и нижней балкой 8, входящими в силовой набор фюзеляжа 1. На нижней балке 8 при помощи наружных шарнирных узлов 9 (фиг.5) закреплена аппарель 5, а внутри на пороге пола грузовой кабины 3 установлен шарнирно предохранительный щиток 10 (фиг.2), опирающийся на аппарель 5. Аппарель 5 выполнена в виде набора продольных и поперечных балок с обшивкой. В верхней части передней поперечной балки 11 аппарели 5 в плоскости одной из продольных балок 12 имеется узел 13 (фиг.4, 5) крепления гидроцилиндра 14 управления аппарелью 5, а ответный узел 15 закреплен внутри пола грузовой кабины 3 (фиг 4). В закрытом положении аппарель 5 фиксируется гидрозамками 16, установленными на наклонных боковинах 6 (фиг.2).

В аппарели 5 по оси вертолета выполнен люк 17 (фиг.4), который расположен между продольными балками 12 и 18 и передней и задней поперечными балками 19 и 20, входящими в силовой набор аппарели 5, и снабжен верхней и нижней крышками 21 и 22 соответственно.

Верхняя крышка 21 закреплена на задней поперечной балке 20 на внутренних петлях 23 (фиг.4, 5) и открывается внутрь фюзеляжа 1. В открытом положении верхняя крышка 21 фиксируется замком 24, закрепленным на потолочной панели 25 фюзеляжа 1.

Нижняя крышка 22 закреплена на передней поперечной балке 19 с помощью наружных петель 26 и открывается наружу (фиг.4, 5). С двух сторон нижней крышки 22 выполнены упоры 27, фиксирующие ее (фиг.5) в горизонтальном, параллельном полу грузовой кабины 3, положении (положение "а"). Нижняя крышка 22 может также опускаться до упора на землю (положение "б") и служить при этом трапом для входа и выхода пассажиров через люк 17. На внутренней стороне нижней крышки 22 выполнена встроенная подножка в виде заглубленной внутрь ниши, которая может также служить опорной площадкой для ног десантника при горизонтальном положении крышки 22. Крышки 21 и 22 имеют штыревые замки 28 и 29, которые фиксируют их в закрытом положении относительно продольных балок 12 и 18, с ручками 30, 31 (фиг.2, 4).

На продольных балках 12, 18 поперек проема люка 17 между крышками 21, 22 ниже уровня их обшивки установлена съемная балка 32 (фиг.2, 4, 5). Балка 32 служит ограждением при открытом люке 17, и, кроме того, на ней может быть закреплена съемная шкворневая головка 33 (фиг.4), предназначенная для фиксации по оси вертолета пулемета при военном его применении.

Наружные и внутренние поверхности крышек 21 и 22 выполнены как продолжение обшивок аппарели 5. Силовой набор аппарели 5 и крышек 21 и 22 люка 17 состоит из набора взаимосвязанных поперечных и продольных балок и стрингеров. Герметичность крышек 21 и 22 обеспечивается резиновыми уплотнителями, закрепленными по их периметру.

Работа вертолета с аппарелью предлагаемой конструкции осуществляется следующим образом.

Для перевозки на вертолете длинномерных грузов при закрытой аппарели 5 открывают верхнюю и нижнюю крышки 21 и 22 люка 17. В зависимости от высоты Н груза 34 снимается поперечная балка 32, перегораживающая проем люка 17. На пол грузовой кабины 3 устанавливают прокладки 35 высотой h3, равной величине превышения поверхности нижней крышки 22 над полом грузовой кабины 3, и на них устанавливают загружаемый через люк 17 длинномерный груз 34, выступающий по длине за пределы нижней крышки 22. Боковые стороны груза 34 могут касаться боковых стенок открытого проема люка 17. Затем груз 34 привязывают канатами к швартовочным узлам пола грузовой кабины 3.

При транспортировке длинномерных грузов, выступающих из люка, выполненного в аппарели, в полете обеспечивается повышенная комфортность для пассажиров, располагающихся на бортовых откидных сидениях, за счет исключения попадания в кабину песка или мелких камней при взлете и посадке благодаря значительному уменьшению открытого пространства в задней части вертолета, а также благодаря исключению касания земли выступающим наружу грузом при посадке вертолета из-за меньшей длины выступающей наружу откидной крышки (в сравнении с длиной аппарелью) и из-за поднятия нижней кромки выступающих грузов на величину H3 (высоту прокладок). На чертеже (фиг.3) показаны минимальные относительно уровня земли "0" расстояния: Н - до фюзеляжа. H1 - до нижней крышки 22, Н2 - до груза при жесткой посадке вертолета.

На фигуре 5 показаны два положения нижней крышки 22: положение "а" - горизонтальное, обеспеченное упорами 27, при котором крышка служит опорой для длинномерного груза 34 или полом для десантника, и "б" - положение крышки 22, опущенной до земли, при котором она служит входным трапом, а люк 17 в аппарели 5 используется для входа и выхода пассажиров.

При военном использовании вертолета на обрезе пола грузовой кабины 3 устанавливают съемное сидение 36 десантника для посадки его лицом к аппарели 5. Десантник открывает ручкой 31 штыревой замок 29 верхней крышки 22 люка 17 в аппарели 5 и фиксирует (фиг.5) крышку 22 в ее верхнем положении замком 24. Затем ручкой 30 открывается штыревой замок 28 нижней крышки 21 и крышку 21 опускают и устанавливают на упоры 27 в горизонтальное положение. При этом крышка 21 служит продолжением пола грузовой кабины 3, а съемная поперечная балка 32, располагающаяся в проеме люка 17, служит ограждением. На балке 32 десантник устанавливает и фиксирует съемную шкворневую головку 33, а затем, закрепив на ней пулемет, занимает исходное положение на сидении 36.

На фиг.2 показан грузовой люк с открытой аппарелью 7, которая используется в качестве трапа для закатки техники, с предохранительным шарнирным щитком 10. При этом крышки 21 и 22 люка 17 в аппарели 5 закрыты, ручки 30 и 31 штыревых замков 28, 29 утоплены относительно поверхности крышек 21, 22, а съемная поперечная балка 32 закреплена и также утоплена между крышками 21 и 22. Управление аппарелью 5 и ее гидрозамками 16 осуществляется с пульта из грузовой кабины борттехником вертолета или летчиком из кабины экипажа. Конструкция люка с крышками в аппарели выполнены с учетом требований прочности при закатке техники и других грузов.

Таким образом, конструкция снижает вероятность касания выступающими из люка элементами вертолета или груза земли при посадке. Кроме того, так как ширина проема люка в заявляемой конструкции, например, для вертолета МИ-8 с аппарелью, выполненной по патенту РФ №2232695, составляет менее одной третьей ширины самой аппарели, снижается вероятность попадания при взлете и посадке вертолета камней и песка в пространство грузовой кабины, благодаря чему повышается безопасность и комфортность персонала, сопровождающего перевозимый вертолетом длинномерный груз. Допустимая высота и ширина груза, размещаемая в проеме люка вертолета МИ-8, составляет около 900 мм. Длина перевозимых грузов ограничивается условиями центровки вертолета и с учетом длины провисающей части груза и с учетом ее прочности для МИ-8 составляет не более 9 м.

1. Транспортный вертолет, содержащий фюзеляж с кабиной экипажа и грузовой кабиной, в задней части которой выполнен грузовой люк, закрывающийся шарнирно закрепленной на пороге пола грузовой кабины аппарелью, отличающийся тем, что в аппарели по оси вертолета выполнен люк, который снабжен верхней и нижней шарнирно закрепленными крышками, открывающимися раздельно, причем верхняя крышка откидывается внутрь грузовой кабины и снабжена узлом фиксации ее в верхнем положении, а нижняя крышка откидывается наружу, снабжена подножкой с внутренней стороны для использования ее в качестве трапа при опоре на землю, а также снабжена узлами фиксации ее в горизонтальном, параллельном полу грузовой кабины положении.

2. Транспортный вертолет по п.1, отличающийся тем, что между верхней и нижней крышками поперек проема люка установлена съемная балка, закрепленная на продольных силовых элементах аппарели.



 

Похожие патенты:

Вертолет // 2291815
Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано при установке устройств с электродистанционным управлением на внешней подвеске вертолета.

Изобретение относится к системам безопасного приземления падающего во время воздушной аварии вертолета. .

Изобретение относится к конструкции вертолетов. .

Вертолет // 2282564
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям вертолетов. .

Изобретение относится к авиации. .

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях вертолетов. .

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в одновинтовых вертолетах. .

Изобретение относится к конструкции элементов, предназначенных для облегчения загрузки вертолета, а именно к бортовому загрузочному устройству вертолета с боковой дверью в грузопассажирском отсеке фюзеляжа, позволяющему подъем людей или грузов в режиме висения вертолета.

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано на летательных аппаратах (ЛА), конструкция которых предполагает возможность соударения лопастей при выходе величины их махового движения за заданные пределы с элементами конструкции ЛА и/или с окружающими объектами, например с земной поверхностью.

Вертолет // 2235046
Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано при установке прожекторов на вертолетах. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к напольной механизации, предназначенной для загрузки, выгрузки, прокатки вдоль кабины и фиксации в полете специальных грузовых контейнеров или поддонов.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к кабинам транспортных самолетов. .

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов. .

Изобретение относится к конструкции элементов, предназначенных для облегчения загрузки вертолета, а именно к бортовому загрузочному устройству вертолета с боковой дверью в грузопассажирском отсеке фюзеляжа, позволяющему подъем людей или грузов в режиме висения вертолета.

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях вертолетов. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к погрузочно-разгрузочным устройствам для летательных аппаратов. .

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам для загрузки грузовых отсеков самолетов. .

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к оборудованию грузовых кабин летательных аппаратов. .

Изобретение относится к авиастроению, в частности к транспортным самолетам с грузовой кабиной для перевозки габаритных грузов в контейнерах или аналогичным им по размерам модулей.

Изобретение относится к конструкциям транспортных вертолетов с грузовой кабиной
Наверх