Муфта для соединения полимерных армированных труб

Изобретение относится к области строительства трубопроводного транспорта из полимерных армированных труб, предназначенного для транспортирования газообразных и жидких, в том числе химически агрессивных, сред при избыточном давлении и колебаниях температуры. Корпус муфты выполнен в виде втулки из полимерного материала с цилиндрическими полостями для концов соединяемых труб и содержит размещенные со стороны внутренних поверхностей полостей нагревательные элементы, подвижный армирующий каркас, выполненный в виде сетки из гибких нитей, полученных из высокомодульных волокон. Сетка зафиксирована в наружном слое полимерной втулки на глубине не более толщины сетки, а образующие сетку нити расположены наклонно к оси втулки. Упрощает технологию изготовления. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области строительства полимерных армированных трубопроводов, предназначенных для транспортирования газообразных и жидких, в том числе химически агрессивных, сред при избыточном давлении и колебаниях температуры, а более конкретно к соединительным элементам трубопроводов.

Известна муфта для соединения концов труб (Патент DE № 3932807 С1, МПК F 16 L 47/02, 1991 г.), содержащая корпус с цилиндрическими полостями для концов соединяемых труб, выполненный из термопластичного материала, внутри которого размещен армирующий слой в виде сплошной арматуры трубчатой формы, и нагревательный элемент в виде спирали, расположенной на внутренней поверхности цилиндрических полостей. Арматура имеет жесткость, превосходящую жесткость термопластичного материала корпуса муфты, и обеспечивает восприятие сварочного давления в процессе сварки. Такая муфта может применяться для соединения концов труб только в том случае, если последние в процессе сварочного прогрева могут раздаваться, т.е. увеличиваться по наружному диаметру на величину технологических зазоров между наружной поверхностью концов соединяемых труб и посадочной поверхностью цилиндрических полостей муфты. Высокая жесткость арматуры в корпусе муфты делает невозможным применение этой муфты для соединения труб с высокой жесткостью, т.е. при сооружении тяжелонагруженных трубопроводов из армированных полимерных труб, так как ни муфта, ни соединяемые трубы не могут менять размер посадочных поверхностей в процессе сварки, чтобы обеспечить плотное надежное соединение.

Известен соединительный элемент трубопровода (Патент RU № 2135879, МПК 6 F 16 L 47/00, 1998 г.), содержащий корпус из монолитного полимера с цилиндрическими полостями для концов соединяемых труб, внутри которого размещен армирующий каркас, а со стороны внутренних поверхностей полостей установлены нагревательные элементы в виде токопроводящих спиралей, делящие внутреннюю поверхность полости на зону нагрева и холодную зону, при этом армирующий каркас выполнен перфорированным в виде кольца и взаимодействующих с ним продольных перфорированных элементов, которые размещены на кольце с возможностью их радиального перемещения, а ширина кольца соразмерна с шириной холодной зоны. Эта конструкция позволяет производить монтаж и ремонт трубопроводов расчетной нагрузочной способности из полимерных труб, армированных жестким каркасом, благодаря наличию подвижного, т.е. нежесткого армирующего каркаса, однако технологически сложна в изготовлении и требует большого количества отдельных деталей и дорогого оборудования для их изготовления и фиксации подвижных элементов армирующего каркаса муфт при заливке наружного слоя блока полимера.

Известна муфта для соединения полимерных армированных труб (Патент RU № 2245481 МПК 7 F 16 L 47/03, 2003 г.), конструкция которой принята в качестве прототипа, содержащая корпус в виде втулки из полимерного материала с радиальными выступами на торцах и с цилиндрическими полостями для концов соединяемых труб, нагревательные элементы, размещенные со стороны внутренних поверхностей полостей, а также подвижный армирующий каркас с продольными элементами, выполненными в виде нитей из высокомодульных волокон, навитых вдоль продольной оси втулки между радиальными выступами торцов втулки параллельно или под углом к ее оси в один или несколько слоев и размещенных в блоке монолитного полимера.

Эта конструкция обеспечивает надежное соединение концов полимерных труб при достижении необходимых нагрузочных параметров трубопровода и простоте применения как при монтаже строящихся трубопроводов, так и при их ремонте в процессе эксплуатации, но требует специального оборудования для намотки жгутов из высокомодульных волокон на втулку, что значительно усложняет и удорожает процесс изготовления муфты.

Задача, решаемая изобретением, заключается в упрощении изготовления муфты для соединения концов полимерных труб при сохранении необходимых расчетных нагрузочных характеристик муфтового соединения.

Эта задача решается следующим образом.

В известной муфте для соединения полимерных армированных труб, содержащей корпус в виде втулки из полимерного материала с цилиндрическими полостями для концов соединяемых труб, нагревательные элементы, размещенные со стороны внутренних поверхностей полостей, и подвижный армирующий каркас в виде гибких нитей из высокомодульных волокон, расположенных перекрестно на наружной поверхности втулки и зафиксированных на ней, размещенных в монолитном блоке полимера, согласно изобретению гибкие нити армирующего каркаса сформированы в сетку, которая зафиксирована в наружном слое полимерной втулки на глубине не более толщины сетки.

Кроме того, нити, образующие сетку, расположены наклонно к оси втулки.

На фиг.1 изображен общий вид предлагаемой муфты.

На фиг.2 изображена втулка с армирующим каркасом, зафиксированным в наружном слое полимера.

На фиг.3 изображен поперечный разрез втулки.

Муфта для соединения полимерных армированных труб содержит втулку 1 из полимерного термопластичного материала с цилиндрическими полостями, на внутренних поверхностях которых размещен нагревательный элемент 2. В наружный слой полимерного материала втулки 1 помещен армирующий каркас в виде сетки из гибких нитей 3, которые могут быть выполнены из высокомодульных волокон или металлическими в зависимости от требуемой нагрузочной характеристики трубопровода. Глубина, на которой находится армирующий каркас в наружном слое полимера втулки, составляет не более толщины сетки, образующей каркас. Нити, образующие сетку, расположены наклонно к оси втулки 1 для обеспечения равных удельных напряжений в сечении нитей, образующих сетку. Втулка 1 с зафиксированным на ней армирующим каркасом в виде сетки 3 помещена в блок монолитного полимера 4. Для подвода тока к нагревательному элементу 2 в блоке монолитного полимера 4 имеются штуцера 5. В цилиндрической полости втулки 1 выполнена выемка 6, а в блоке монолитного полимера 4 со стороны его торцов выполнены выемки 7, которые образуют холодные зоны 8, 9.

Сборка муфты осуществляется следующим образом.

На предварительно разогретую внешним источником наружную поверхность втулки 1 накладывают сетку 3 и внедряют ее на глубину не более толщины сетки. После остывания наружного слоя полимерного материала втулки 1 сетка 3 надежно фиксируется на втулке 1, образуя прочный нежесткий армирующий каркас. Затем монтируют нагревательный элемент 2, штуцера 5 и формируют блок монолитного полимера 4.

Соединение полимерных армированных труб с помощью предлагаемой муфты осуществляется следующим образом.

На конец одной из соединяемых труб 10 или 11 с технологическим зазором надевают муфту, помещают их в люнеты и производят зачистку торцов труб, после чего торцы нагревают плоским нагревателем и производят сварку встык, образуя герметичное их соединение. После выдержки и остывания стыка 12 зачищают наружный грат, а муфту надвигают на стык так, чтобы он находился в середине холодной зоны 8 втулки 1. Затем включают источник питания нагревательных элементов 2 и по заданной программе с учетом внешних факторов и температуры окружающей среды производят сварку концов труб 10, 11 с муфтой, оплавляя внутренние поверхности полостей втулки 1 и наружные поверхности концов труб 10, 11. Благодаря подвижности армирующего каркаса 3 втулки 1 в радиальном направлении производится необходимая усадка муфты, чем обеспечивается расчетная нагрузочная характеристика соединения. При этом для формирования армирующего каркаса не требуется дополнительного дорогостоящего оборудования.

Стыковая сварка торцов труб 10, 11 обеспечивает герметичность трубопровода и исключает проникновение транспортируемой среды к арматуре соединяемых труб 10, 11 и в полость втулки 1, а сварка внутренней полости втулки с концами труб обеспечивает необходимую прочность соединения.

1. Муфта для соединения полимерных армированных труб, содержащая корпус в виде втулки из полимерного материала с цилиндрическими полостями для концов соединяемых труб, нагревательные элементы, размещенные со стороны внутренних поверхностей полостей, и подвижный армирующий каркас в виде гибких нитей из высокомодульных волокон, расположенных перекрестно на наружной поверхности втулки и зафиксированных на ней, размещенных в монолитном блоке полимера, отличающаяся тем, что гибкие нити армирующего каркаса сформированы в виде сетки, которая зафиксирована в наружном слое полимерной втулки на глубине не более толщины сетки.

2. Муфта для соединения полимерных армированных труб по п.1, отличающаяся тем, что нити, образующие сетку, расположены наклонно к оси втулки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства и используется при сооружении трубопроводов, транспортирующих под давлением химически агрессивные продукты. .

Изобретение относится к строительству и используется при строительстве и ремонте трубопроводов различного назначения. .

Изобретение относится к фасонным частям из пластмассы, имеющим пересекающиеся под прямым углом цилиндрические патрубки 1. .

Изобретение относится к соединительным устройствам, прежде всего для соединения с силовым замыканием детали из многослойного волокнистого материала с другой деталью

Изобретение относится к соединительному устройству, которое предназначено для присоединения выполненной из волокнонаполненной пластмассы трубы или армированной пластмассовой трубы к последующей детали

Изобретение относится к компенсирующему элементу для соединения конструктивных деталей из плавкой пластмассы

Группа изобретений относится к соединительным узлам. Соединительный узел для формирования соединения во вторичной встроенной системе между первой секцией вторичной трубы и второй секцией вторичной трубы и для размещения в ней первичного соединения. Узел содержит первый соединительный элемент и второй соединительный элемент. Упомянутые элементы содержат продольную ось между первым концом и вторым концом, причем первый конец каждого соединительного элемента включает первый трубчатый участок, имеющий первый внутренний диаметр, приспособленный для образования скользящей посадки с указанной первой секцией вторичной трубы, и первое уплотнительное средство для уплотнения при использовании с первой секцией вторичной трубы; при этом второй конец имеет второй диаметр больше, чем первый внутренний диаметр. Концевая поверхность расположена в плоскости, по существу неперпендикулярной относительно, или смещенной от, продольной оси соединительного элемента, и при этом второй конец дополнительно включает в себя зону совмещения. Описан вариант соединительного узла. Изобретение повышает надежность соединения. 2 н. и 31 з.п. ф-лы, 54 ил.

Группа изобретений относится к трубным соединениям. Муфтовая часть трубного соединения содержит камерное пространство, в которое два противоположных торца соединяемых вместе частей трубы помещаются, по существу, друг напротив друга так, что муфтовая часть простирается на расстоянии от точки соединения соединяемых вместе частей трубы сверху обеих частей трубы. Муфтовая часть содержит нагревающее средство, такое как резисторные проволоки, и вследствие нагревания этих резисторных проволок образуется соединение между муфтовой частью и частями трубы. Смотровое окно образовано в муфтовой части через стенку муфтовой части снаружи вовнутрь до точки, в которой может быть проверено позиционирование помещенных по существу друг напротив друга торцевых поверхностей соединяемых вместе частей трубы. Изобретение также относится к трубному соединению. Технический результат заключается в повышении надежности соединения и расширении функциональных возможностей. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к соединению труб. Соединение труб содержит по меньшей мере одну первую секцию (2) трубы и втулочную часть (5), в которую часть стыкового конца секции (2) трубы помещена таким образом, что втулочная часть (5) продолжается сверху секции (2) трубы на расстояние от стыкового конца секции трубы, который находится внутри втулки, и средство (7) нагревания, например провода сопротивления. Для образования соединения компонент (3) соединения размещен между внешней поверхностью (16), по меньшей мере, одной секции (2) трубы и внутренней поверхностью (15) втулочной части (5). Компонент соединения выполнен с возможностью образовывать соединение с втулочной частью (5), когда область соединения нагревается средством (7) нагревания, и фланец (6) размещен на секции (2) трубы, причем фланец содержит фиксирующую поверхность (10) для компонента (3) соединения. Изобретение также относится к способу образования соединения труб. Изобретение обеспечивает соединение секций труб из различных материалов. 2 н. и 23 з.п. ф-лы, 5 ил.

Группа изобретений относится к способам создания электрофузионных соединений, предусматривающим неразрывность и воспроизводимость сварных соединений между электрофузионным фитингом и внутренним покрытием трубы (или отдельной трубой). Электрофузионный фитинг для соединения секций трубы, имеющей внутреннее покрытие, имеет нагревательные элементы, выполненные с возможностью создания по меньшей мере одного сварного соединения между электрофузионным фитингом и внутренним покрытием трубы, однако до осуществления этапа сварки электрофузионный фитинг нагревается и соответственно расширяется для обеспечения контакта с внутренним покрытием трубы. Предварительный нагрев электрофузионного фитинга также обеспечивает заданную начальную температуру для фитинга и внутреннего покрытия. Технический результат, обеспечиваемый при использовании группы изобретений, заключается в повышении надежности цикла сплавления и устранении необходимости в зажимах или опорных рамах для поддерживания электрофузионного фитинга на месте работ, что соответственно сокращает продолжительность циклов и уменьшает уровень сложности. 2 н. и 23 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх