Антифрикционная полимерная композиция

Изобретение относится к конструкционному полимерному композиционному материалу антифрикционного назначения на основе высокомолекулярного полиэтилена, который может быть использован для изготовления элементов узлов трения с повышенной несущей способностью (втулки для подшипников скольжения, сепараторы подшипников качения), уплотнительных элементов пар вращательного и возвратно-поступательного перемещения. Композиция содержит высокомолекулярный полиэтилен и неорганический наполнитель. Неорганический наполнитель представляет собой синтетическую шпинель кобальта или меди, активированную в планетарной мельнице течение 1-2 мин. Композиция по изобретению позволяет повысить деформационно-прочностные характеристики, износостойкость и несущую способность материалов. 1 табл.

 

Изобретение относится к области полимерного материаловедения, а именно к антифрикционным полимерным материалам, которые могут быть использованы для изготовления подшипников скольжения, уплотнительных элементов пар вращательного и возвратно-поступательного перемещения и других элементов узлов трения.

Известны композиционные материалы для изготовления подшипников скольжения, торцовых уплотнений и других элементов узлов трения на основе сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ) и неорганических наполнителей различной химической природы [Сверхвысокомолекулярный полиэтилен высокой плотности. И.Н.Андреева, Е.В.Веселовская, Е.И.Наливайко и др. - Л.: Химия, 1982. - 80 с.]. Однако эти материалы не обладают достаточной износостойкостью и характеризуются низкими прочностными характеристиками.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому материалу является малонаполненный композит на основе высокомолекулярного полиэтилена (ВМПЭ) и ультрадисперсного β-сиалона, дисульфида молибдена (прототип) [патент 2126805 РФ, кл. С 08 J 5/16, С 08 L 27:06, 1999. Антифрикционная композиция / О.А.Адрианова, А.В.Виноградов, В.М.Листков и др. - №5068151/04; Заявл. 14.08.1992; Опубл. 27.02.1999; Бюл.№6].

Обладая высокой износостойкостью, материал характеризуется недостаточной прочностью, эластичностью, несущей способностью, вследствие чего может эксплуатироваться только при невысоких нагрузках.

Технической задачей изобретения является повышение деформационно-прочностных характеристик и несущей способности композиционного материала на основе ВМПЭ при сохранении высокой износостойкости и стабильного коэффициента трения.

Достижение положительного эффекта обеспечивается введением в ВМПЭ активированных в течение 2 мин, синтетических шпинели кобальта или меди при следующем соотношении компонентов (мас.%):

Синтетическая шпинель - 2,0

ВМПЭ - остальное.

Высокомолекулярный полиэтилен - промышленный порошкообразный продукт (ТУ 6-05-18-96-80) с Мм 1,0·10+6-1,5·106, температурой плавления 135°С, плотностью 936 кг/м3.

Синтетические шпинели меди и кобальта - продукты, полученные путем механохимического синтеза в Институте химии твердого тела и механохимии СО РАН (г. Новосибирск). Физические параметры синтетических шпинелей меди и кобальта: размеры частиц - 0,05 - 0,1 мкм; удельная поверхность - 40-50 м2/г [Пат.2078037 РФ, С1 С 01 В 33/20, 33/26. Способ получения алюмосиликата щелочно-земельного металла / Е.Г.Аввакумов, Е.Т.Девяткина, Н.В.Косова, Н.Э.Ляхов - №93029074/25; Заявл. 31.05.1993; Опубл. 27.04.1997; Бюл.№-12].

Для получения композиции в ВМПЭ вводили синтетические шпинели кобальта или меди, подвергнутые механической активации в течение 1-2 мин в планетарной мельнице АГО-2 [Аввакумов Е.Г. Мягкий механохимический синтез // Химия устойчивого развития. - 1994. - Т.2, №2-3. - С.541-559]. Механическую активацию наполнителя проводили с целью получения однородного по дисперсности порошка и повышения реакционной способности частиц синтетических шпинелей, так как ВМПЭ, как полимерное связующее, характеризуется инертностью, низкой адгезионной способностью, что затрудняет межфазное взаимодействие в композите и, таким образом, сдерживает процессы структурообразования. Помещая расчетную массу полимера и наполнителя в высокооборотный смеситель, смешивали до получения однородной массы. Затем из композиции делали заготовки требуемой формы по технологии холодного прессования с последующим свободным спеканием при температуре 180°С.

Введение в ВМПЭ синтетических шпинелей кобальта или меди, механоактивированных в планетарной мельнице в течение 1-2 мин, позволяет получить композиционный материал, обладающий высокой износостойкостью, несущей способностью, стабильным коэффициентом трения и повышенными деформационно-прочностными показателями.

Подобные свойства композита заявляемого состава обусловлены влиянием активированного наполнителя на процессы формирования структуры композита, и определяются механической активацией наполнителя в процессе обработки в планетарной мельнице. Механическая активация наполнителя заключается в повышении дисперсности и структурной активности. Введение его в полимер приводит к формированию более упорядоченной структуры композита с плотной упаковкой структурных элементов, что подтверждено результатами электронно-микроскопических исследований.

Пример. 98,0 г ВМПЭ и 2,0 г активированного в течение 1-2 мин порошка синтетического шпинели смешивают в лопастном смесителе до получения однородной массы. Затем композицию помещают в пресс-форму и прессуют изделие при удельном давлении 40 МПа, затем спекают при 180°С в течение 2 ч с выдержкой при температуре 80°С в течение 1 ч. Охлаждение спеченных изделий проводят непосредственно в печи.

Остальные примеры получения композиционного материала заявляемого состава приведены в таблице.

Методики определения свойств композита

Физико-механические свойства заявляемого антифрикционного материала определены на стандартных образцах (ГОСТ 11262-80). Испытания проводили на машине «Инстрон» при скорости перемещения подвижных захватов 50 мм/мин.

Триботехнические параметры определены на машине трения СМЦ-2 по схеме «вал-втулка». Нагрузка 67-6700 Н, скорость скольжения 0,39 м/с, путь трения 7 км. Исследуемый образец - втулка диаметром 32-22 мм, высотой 21 мм, контртело - стальной вал. Результаты испытаний представлены в таблице.

Технико-экономическая эффективность

Использование заявляемого изобретения, реализуемого на стандартном оборудовании, позволяет повысить деформационно-прочностные характеристики, несущую способность композиционного материала до 6700 Н, при сохранении высокой износостойкости в сочетании со стабильным коэффициентом трения. Как видно из приведенных данных, прочность при разрыве возросла по сравнению с прототипом на 40-44%, эластичность на 20-25%, износостойкость в 3-5 раз. Оптимальное время активации наполнителя - 1-2 мин, содержание механоактивированного наполнителя - 2,0 мас.%. Дальнейшее увеличение времени активации наполнителя приводит к снижению деформационно - прочностных показателей и износостойкости.

Применение антифрикционной композиции заявляемого состава позволит повысить ресурс работы изделий в узлах трения машин и оборудования, в том числе при повышенных нагрузках.

Таблица примеров
СоставФизико-механические характеристикиИзнос (мг) при нагрузке Р (Н)
ВремяПредел прочности при разрыве, σр, МПаОтносит. удлинение при разрыве, εр, %671506700Коэффициент трения, f
активации
наполнителя,
мин
1ВМПЭ-314108,025,0587,00,15
2ВМПЭ+CoAl2O4-323902,78,1646,00,17
3-″-1344302,37,0562,00,16
4-″-2384601,54,6482,00,13
5-″-3364202,06,5497,00,14
6ВМПЭ+CuAl2O4-334002,47,1657,00,18
7-″-1354201,85,5483,00,17
8-″-2394701,23,7462,00,12
9-″-3373901,33,8467,00,13
10ВМПЭ+β-сиалон (прототип)-25-27350-3756,018,0-0,15

Антифрикционная композиция, содержащая высокомолекулярный полиэтилен и неорганический наполнитель, отличающаяся тем, что в качестве неорганического наполнителя содержит синтетическую шпинель кобальта или меди, активированную в планетарной мельнице течение 1-2 мин, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Синтетическая шпинель кобальта или меди2,0
Высокомолекулярный полиэтиленостальное



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к наполненным полимерным композициям, предназначенным для изготовления крупногабаритных изделий антифрикционного назначения. .
Изобретение относится к антифрикционным материалам на основе термопластичных полимеров для изготовления подшипников скольжения, направляющих опор скольжения, работающих без смазки, со смазкой водой и технологическими жидкостями в различных отраслях техники.

Изобретение относится к полиуретановым композициям, предназначенным для изготовления износостойких изделий, обладающих антифрикционными свойствами. .

Изобретение относится к антифрикционным самоотверждающимся покрытиям на полимерном связующем, применяемым в машиностроении для нанесения на детали узлов трения, работающих без смазки.

Изобретение относится к антифрикционной композиции, содержащей политетрафторэтилен и неорганический наполнитель. .
Изобретение относится к созданию полимерного антифрикционного композиционного материала для подшипников и опор скольжения различного назначения. .
Изобретение относится к композиции для антифрикционных покрытий на направляющие скольжения и другие детали узлов трения металлорежущих станков, работающих при реверсивном движении и в режиме «пуск-остановка».
Изобретение относится к составам композиционного полимерно-волокнистого материала с антифрикционными свойствами, используемым в качестве материалов для изготовления деталей для пассажирских и грузовых вагонов железнодорожного транспорта, в частности деталей для тормозной рычажной передачи, а также для изготовления подшипников скольжения, узлов трения машин и механизмов в машиностроении, судостроении и авиастроении.

Изобретение относится к полимерному материаловедению и может быть использовано в машиностроении для изготовления триботехнических покрытий в узлах трения, в т.ч. .
Изобретение относится к области материаловедения в машиностроении, в частности к композиционным материалам, применяемым для изготовления уплотнительных элементов, защищающих узлы машин и механизмов от изнашивания, в т.ч.
Изобретение относится к области химии полимеров, а именно к способам изготовления полимерных деталей трения скольжения из сверхвысокомолекулярного полиэтилена для искусственных эндопротезов

Изобретение относится к композитному наполнителю в виде порошка и способу его получения для эластомерных материалов, предназначенных для изготовления изделий, работающих в условиях сухого трения или повышенного износа и применяемых в двигателе-, компрессоро-, насосостроении и других отраслях промышленности

Изобретение относится к области радиационно-химических технологий получения полимерных материалов с улучшенным комплексом свойств
Изобретение относится к антифрикционным полимерным композиционным материалам, предназначенным для изготовления деталей узлов трения машин и агрегатов

Изобретение относится к полимерным материалам класса полиамидов 6-блочных конструкционного и антифрикционного назначения и может найти широкое применение в различных отраслях промышленности для изготовления деталей с низким коэффициентом трения, к которым предъявляются повышенные требования по ударной и термической стойкости
Изобретение относится к области полимерного материаловедения, а именно к разработке полимерных композитов триботехнического назначения, которые могут быть использованы для изготовления подшипников скольжения и других элементов узлов трения, эксплуатируемых в условиях повышенных нагрузок и скоростей скольжения

Изобретение относится к композитному наполнителю в виде порошка и способу его получения для эластомерных материалов, предназначенных для изготовления изделий, работающих в условиях сухого трения или повышенного износа и применяемых в двигателе-, компрессоро-, насосостроении и других отраслях промышленности
Изобретение относится к области материаловедения, в частности к полимерным композиционным материалам (ПКМ) на основе политетрафторэтилена (ПТФЭ), и может быть использовано при изготовлении деталей металлополимерных узлов трения машин различных видов техники
Изобретение относится к полимерным композитным материалам антифрикционного назначения, которые могут быть использованы для изготовления деталей узлов трения машин и техники
Изобретение относится к композициям высокомолекулярных соединений, в частности к композициям гомополимеров винилиденфторида
Наверх