Механизм регулирования наклона спинки сиденья

Изобретение относится к устройству регулирования угла наклона спинки относительно подушки сиденья, устанавливаемому преимущественно в автомобиле. Механизм регулирования наклона спинки сиденья содержит зубчатую передачу с внутренним зацеплением, образованную двумя выходными звеньями, одно из которых содержит зубчатое колесо с внутренними зубьями, с цилиндрическим осевым выступом и с отверстием для приводного элемента. Другое выходное звено содержит зубчатое колесо с наружными зубьями и цилиндрическим осевым отверстием для размещения указанного осевого выступа и кольца. Механизм снабжен телами качения, одни из которых контактируют с наружной поверхностью кольца и с поверхностью цилиндрического осевого отверстия, а другие - с внутренней поверхностью кольца и с наружной поверхностью осевого выступа, причем упомянутое кольцо выполнено эксцентрическим с Z-образным поперечным сечением. Технический результат - увеличение КПД механизма регулирования наклона спинки сиденья при снижении усилия, прилагаемого пользователем к рукоятке регулирования угла наклона спинки сиденья. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к устройству регулирования угла наклона спинки относительно подушки сиденья, устанавливаемого преимущественно в автомобиле.

Из уровня техники известны механизмы регулирования наклона спинки сиденья (аналоги - JP 2-24524, кл. А 47 С 1/025, опубл. 29.05.90 №1-614; US 4469376, кл. А 47 С 1/24, В 21 К 1/30, опубл. 04.09.1984; FR 2607761, кл. B 60 N 2/10, опубл. 10.06.88 №23). Общим для вышеупомянутых технических решений является наличие планетарной зубчатой передачи с внутренним зацеплением и водила, содержащего эксцентрическую часть. В качестве ближайшего аналога выбран механизм регулирования наклона спинки (см. US 5871414, кл. B 60 N 2/225, F 16 H 1/32, опубл. 16.02.1999), содержащий два выходных звена 12 и 11 с зубчатыми колесами, образующими планетарную зубчатую передачу с внутренним зацеплением; эксцентрическую часть (14, 31, 27), образованную подшипником трения-скольжения, и приводной элемент 13, посредством которого передается вращение от рукоятки, приводимой в движение пользователем при регулировании угла наклона спинки сиденья, к упомянутым зубчатым колесам входных звеньев 12 и 11. К недостаткам описанной конструкции можно отнести относительно низкий КПД механизма, вызванный выполнением эксцентрической части в виде подшипника трения-скольжения, что требует от пользователя приложения больших усилий на рукоятку, приводимую в движение при регулировании наклона спинки сиденья.

Задача изобретения направлена на увеличение КПД механизма регулирования наклона спинки сиденья при снижении усилия, прилагаемого пользователем к рукоятке регулирования угла наклона спинки сиденья.

Для решения поставленной задачи механизм регулирования наклона спинки сиденья содержит зубчатую передачу с внутренним зацеплением, образованную двумя выходными звеньями, одно из которых содержит зубчатое колесо с внутренними зубьями, с цилиндрическим осевым выступом и с отверстием для приводного элемента, а другое выходное звено содержит зубчатое колесо с наружными зубьями и цилиндрическим осевым отверстием для размещения указанного осевого выступа и кольца, причем механизм снабжен элементами качения, одни из которых контактируют с наружной поверхностью кольца и с поверхностью цилиндрического осевого отверстия, а другие - с внутренней поверхностью кольца и с наружной поверхностью осевого выступа, причем упомянутое кольцо выполнено эксцентрическим с Z-образным поперечным сечением; тела качения представляют собой шарики; по крайней мере, зубья выходных звеньев выполнены из пластмассы; кольцо выполнено из пластмассы; кольцо снабжено сепараторами, разделяющими шарики; оси тел качения, контактирующих с наружной поверхностью кольца, расположены в плоскости, смещенной в осевом направлении от плоскости, в которой расположены оси тел качения, контактирующих с внутренней поверхностью кольца; сепараторы выполнено из пластмассы.

Сущность технического решения поясняется на чертежах.

Фиг.1 изображен механизм регулирования наклона спинки с местным вырезом.

Фиг.2 изображена взрыв-схема механизма регулирования наклона спинки сиденья.

Механизм 1 регулирования наклона спинки сиденья содержит, по крайней мере, два выходных звена 2 и 3, соответственно, с зубчатыми колесами 4 и 5, образующими зубчатую передачу с внутренним зацеплением, и часть 6, содержащую эксцентрическую часть 7 и приводной элемент 8.

Выходное звено 2 содержит крепежный участок 9 для соединения с подушкой или спинкой сиденья, зубчатое колесо 4 с внутренними зубьями, осевой выступ 10 с отверстием 11 для приема приводного элемента 8. Наружная поверхность 12 осевого выступа 10 выходного звена 2 имеет цилиндрическую форму.

Выходное звено 3 содержит крепежный участок 13 для соединения со спинкой или подушкой сиденья, зубчатое колесо 5 с наружными зубьями, осевое отверстие 14 для размещения осевого выступа 10 выходного звена 2 и части 6. Поверхность 15, образующая осевое отверстие 14 выходного звена 3, имеет цилиндрическую форму.

Эксцентрическая часть 7 содержит эксцентрическое кольцо 16, на наружной 17 и внутренней 18 поверхностях которого сформированы дорожки качения для размещения наружного и внутреннего рядов, соответственно, тел качения 19 и 20, разделенных сепараторами 21 и 22, соответственно. Для уменьшения наружного диаметра механизма 1 и увеличения податливости эксцентрического кольца 16 оси тел качения 19 и 20 лежат в плоскостях L и W, соответственно, расположенных смещенными друг относительно друга в осевом направлении. Преимущественным вариантом является выполнение эксцентричного кольца 16 в поперечном сечении Z-образной формы. Эксцентрическое кольцо 16 содержит, по меньшей мере, один выступ 23 для связи с приводным элементом 8. Частным примером является формирование на эксцентричном кольце 16 четырех диаметрально расположенных выступов 23.

Приводной элемент 8 выполнен цельным и образован кольцевой шляпкой 24, в которой выполнено, по меньшей мере, одно отверстие 25 для размещения выступа 23 эксцентрического кольца 16, и перпендикулярно расположенной цилиндрической частью 26, концевой участок 27 которой имеет коническую поверхность 28 и кольцевой буртик 29 для фиксации эксцентрического кольца 16 в осевом выступе 10 выходного звена 2 механизма 1. Также фиксация приводного элемента 8 может быть осуществлена посредством шайбы, устанавливаемой на цилиндрической части 26 (не изображено). Частным примером является выполнение в кольцевой шляпке 24 четырех диаметрально расположенных отверстий 25 для размещения соответствующих выступов 23 эксцентрического кольца 16.

Для удобства сборки механизма 1 на концевом участке 27 приводного элемента 8 выполнены продольные прорези 30, позволяющие концевому участку 27 деформироваться (сжиматься) без остаточной деформации в направлении к продольной оси L механизма 1. Преимущественным вариантом является выполнение зубьев зубчатых колес 4 и 5, эксцентрического кольца 16 и сепараторов 21 и 22 из пластмассы, а тел качения 19 и 20 из металла, что значительно снижает вес механизма 1, а также способствует установки тел качения 19 и 20 с гарантированным натягом по всей поверхности качения, что позволяет исключить радиальный люфт. Крепежные участки 9 и 13 соответственно выходных звеньев 2 и 3 могут быть выполнены из пластмассы и содержать закладные элементы, выполненные из металла.

В рабочем положении механизма 1 зубья зубчатых колес 4 и 5 находятся в зацеплении друг с другом, при этом между наружной поверхностью 12 осевого выступа 10 выходного звена 2 и поверхностью 15 выходного звена 3 размещена эксцентрическая часть 7, в которой тела качения 20 установлены с гарантированным натягом по всей поверхности качения и контактируют с наружной поверхностью 12 осевого выступа 10 и внутренней поверхностью 18 эксцентрического кольца 16, а тела качения 19 установлены с гарантированным натягом по всей поверхности качения и контактируют с поверхностью 15 и наружной поверхностью 17 эксцентрического кольца 16. Приводной элемент 8 размещен цилиндрической частью 26 в осевом отверстии 11 выходного звена 2 и упирается кольцевым буртиком 29 в участок 33 выходного звена 2, при этом выступы 23 эксцентрического кольца 16 размещены в отверстиях 25 кольцевой шляпки 24, контактирующей с сепаратором 21.

При воздействии пользователя на рукоятку (не изображена) регулирования угла наклона спинки сиденья, которая вставляется в осевое профилированное отверстие 34 приводного элемента 8, вращающий момент от рукоятки передается через приводной элемент 8 на эксцентрическую часть 7, тела качения 19 и 20 которой воздействуют на зубчатые колеса 5 и 4, вследствие чего происходит взаимное качение последних.

Выходные звенья 2 и 3 могут содержать выступающие элементы 35 и 36 соответственно, выполненные в поперечном сечении Г-образной формы и расположенные с зазором относительно противолежащих выходных звеньев 3 и 2 соответственно. В экстремальных условиях выступающие элементы 35 и 36 могут предотвратить раскрытие механизма 1 в осевом направлении.

Описанный механизм 1 обладает высоким КПД регулирования наклона спинки сиденья при незначительных усилиях, прилагаемого пользователем к рукоятке регулирования угла наклона спинки сиденья, и может быть использован в автомобильных сиденьях, а также офисных и прочих сиденьях, требующих регулировки угла наклона спинки.

1. Механизм регулирования наклона спинки сиденья, содержащий зубчатую передачу с внутренним зацеплением, образованную двумя выходными звеньями, одно из которых содержит зубчатое колесо с внутренними зубьями, с цилиндрическим осевым выступом и с отверстием для приводного элемента, а другое выходное звено содержит зубчатое колесо с наружными зубьями и цилиндрическим осевым отверстием для размещения указанного осевого выступа и кольца, отличающийся тем, что механизм снабжен телами качения, одни из которых контактируют с наружной поверхностью кольца и с поверхностью цилиндрического осевого отверстия, а другие - с внутренней поверхностью кольца и с наружной поверхностью осевого выступа, причем упомянутое кольцо выполнено эксцентрическим с Z-образным поперечным сечением.

2. Механизм по п.1, отличающийся тем, что тела качения представляют собой шарики.

3. Механизм по п.1, отличающийся тем, что, по крайней мере, зубья выходных звеньев выполнены из пластмассы.

4. Механизм по п.1, отличающийся тем, что кольцо выполнено из пластмассы.

5. Механизм по п.1, отличающийся тем, что кольцо снабжено сепараторами, разделяющими шарики.

6. Механизм по п.1 или 2, отличающийся тем, что оси тел качения, контактирующих с наружной поверхностью кольца, расположены в плоскости, смещенной в осевом направлении от плоскости, в которой расположены оси тел качения, контактирующих с внутренней поверхностью кольца.

7. Механизм по п.2, отличающийся тем, что сепараторы выполнены из пластмассы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиадесантируемой бронированной технике, в первую очередь к боевым машинам десанта, бронетранспортерам, медицинским машинам. .

Изобретение относится к устройству для регулировки положения по меньшей мере одной подвижной части сиденья транспортного средства, в частности положения спинки сиденья относительно основания сиденья.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам регулировки положения сидений в кабинах. .

Изобретение относится к гидравлическим замкам-пружинам, предназначенным для бесступенчатого отклонения и возврата спинок кресел и их фиксации в пределах, ограниченных ходом, и может быть использовано для изменения угла наклона панелей в медицинском оборудовании, а также для открывания и закрывания окон, дверей, люков в транспортных средствах и помещениях, где требуется фиксация рабочего органа в отклоненном положении и плавное возвращение его в исходное положение, надежность работы, малый вес и габариты, отсутствие регламентных работ при эксплуатации и автономность.

Изобретение относится к сиденьям, в частности к устройствам для регулирования относительного положения подушки и спинки сидений транспортных средств. .

Изобретение относится к механизмам шарнирного соединения кресел транспортных средств. .

Кресло // 2136517

Изобретение относится к устройствам для ремонта внутрикузовных узлов, а именно для восстановления работоспособности механизма наклона спинки сидений транспортных средств.

Изобретение относится к устройству регулирования угла наклона спинки относительно подушки сиденья, устанавливаемому преимущественно в автомобиле

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к ступени передачи исполнительного привода для сиденья транспортного средства

Изобретение относится к исполнительному приводу двигателя, предназначенному для автомобильного сиденья транспортного средства, и способу его изготовления

Изобретение относится к сиденью транспортного средства с регулируемой спинкой

Изобретение относится к механизму регулирования для сиденья автомобиля

Изобретение относится к механизму регулирования автомобильного сиденья

Изобретение относится к шарнирному соединению для двух деталей автомобильного сиденья, поворачиваемых относительно друг друга вокруг одной оси

Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано в конструкциях бронетранспортеров и боевых машин пехоты
Наверх