Состав битумной композиции для асфальтобетонных покрытий

Изобретение относится к области получения битумных композиций, содержащих полимерные добавки и предназначенных для использования в дорожном строительстве. Описывается состав битумной композиции для асфальтобетонных покрытий, включающий смесь битума и 1,2-полибутадиена, отличающийся тем, что используют синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности от 30 до 70%, содержанием 1,2-звеньев от 70 до 93% и среднемассовой молекулярной массой от 8000 до 120000; содержание синдиотактического 1,2-полибутадиена в битумной композиции находится в пределах от 1 до 7 мас.ч./100 мас.ч. битума. Достигается повышение качества и эксплуатационных свойств битумных композиций, повышается трещиностойкость получаемых на их основе асфальтобетонных покрытий, увеличивается срок эксплуатации асфальтобетонных покрытий. 3 з.п. ф-лы, 1 табл.

 

Изобретение относится к области получения битумных композиций, содержащих полимерные добавки и предназначенных для использования в дорожном строительстве.

При строительстве автомобильных дорог широко применяются асфальтобетонные покрытия, одним из основных компонентов которых являются вяжущие - вязкие дорожные битумы, качество которых должно удовлетворять требованиям ГОСТ 22245-90.

Выпускаемые нефтеперерабатывающими заводами дорожные битумы зачастую не соответствуют техническим требованиям по таким показателям, как температура хрупкости, характеризующая морозостойкость битума, и температура размягчения, характеризующая устойчивость битума к действию повышенных температур. Кроме того, битумы и асфальтобетонные покрытия на их основе не обладают эластичностью, хотя известно, что это свойство имеет определяющее значение при эксплуатации дорожного покрытия в условиях многократных динамических нагрузок, особенно при пониженных температурах. Низкая растяжимость битумов при пониженных температурах и отсутствие эластичности являются основными причинами образования трещин в дорожном покрытии [Полимерно-битумные вяжущие материалы на основе СБС для дорожного строительства.- Автомоб. дороги: Обзорн. информ./Информавтодор; вып.4. - М., 2002, с.2-4].

С целью улучшения качества битумных композиций и придания им эластичности используют полимерно-битумные вяжущие - составы на основе битумов, содержащие полимерные добавки. В качестве полимерных добавок наибольшее применение нашли термоэластопласты и каучуки, в том числе полибутадиеновые каучуки.

Известен состав полимерно-битумного вяжущего для дорожного строительства на основе дорожного битума, включающий полимерную структурирующую добавку - масляный раствор синтетического высокомолекулярного полибутадиенового каучука (СВБ-М) 1,6-3% мас. и поверхностно-активную добавку - нефтеполимерную смолу 0,4-1,0% мас. (патент РФ №2119464). Использование данного состава позволяет несколько повысить тепло- и трещиностойкость асфальтобетонных покрытий.

Недостатком данного полимерно-битумного вяжущего является низкая температура размягчения, которая составляет 48-50°С (метод кольца и шара). Согласно ОСТ 218010-98 на полимерно-битумные вяжущие температура размягчения битумной композиции должна быть не ниже 56°С (табл.1). Недостаточная теплостойкость битумной композиции может привести к деформации дорожного полотна, особенно в условиях его эксплуатации при повышенных температурах.

Известен состав битумной композиции для дорожных покрытий (патент РФ №2238955, прототип), включающий битум, жидкий полибутадиеновый каучук и углеводородное масло при соотношении битум: полибутадиеновый каучук: масло от 94:4:2 до 96:3:1. В качестве жидкого каучука используют: цис-1,4-полибутадиен с молекулярной массой 200-70000 и содержанием 1,4-цис-звеньев от 30 до 75% или 1,2-полибутадиен с молекулярной массой 500-40000 и содержанием 1,2-звеньев от 20 до 70%. Использование данного состава, содержащего жидкий полибутадиеновый каучук, позволяет упростить технологию производства, повысить однородность получаемой композиции и снизить энергозатраты.

Недостатком данной композиции является низкая растяжимость при 25°С (25-30 см) и, особенно, при 0°С (11-12 см) (табл.1), что обусловлено низкой пластичностью битумной композиции при указанных условиях. Следствием низкой растяжимости битумной композиции при пониженных температурах является возможность образования трещин в дорожном покрытии.

Техническим результатом изобретения является улучшение качества битумной композиции для асфальтобетонных покрытий за счет повышения ее растяжимости (при 25 и 0°С) и стабильности при повышенных температурах, что приводит к повышению трещиностойкости дорожных покрытий и увеличению сроков их эксплуатации.

Указанный технический результат достигается тем, что в составе битумной композиции, включающей смесь битума и 1,2-полибутадиена, используется синдиотактический 1,2-полибутадиен при следующем соотношении компонентов, в мас.ч.: битум - 100, синдиотактический 1,2-полибутадиен - 1-7; используется синдиотактический 1,2-полибу-тадиен со степенью синдиотактичности от 30 до 70%, содержанием 1,2-звеньев от 70 до 93% и среднемассовой молекулярной массой от 8000 до 120000.

Синдиотактический 1,2-полибутадиен получают полимеризацией 1,3-бутадиена в растворе органического растворителя в присутствии катализатора (Патент РФ №2072362). Данное изобретение иллюстрируется следующими примерами. Пример 1.

Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 90/130 и синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 70%, содержанием 1,2-звеньев 93% и среднемассовой молекулярной массой 120000. Синдиотактический 1,2-полибутадиен в битумную композицию вводят в количестве 1 мас.ч./100 мас.ч. битума.

Пример 2.

Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 90/130 и синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 61%, содержанием 1,2-звеньев 88% и среднемассовой молекулярной массой 112000. Синдиотактический 1,2-полибутадиен в битумную композицию вводят в количестве 3 мас.ч./100 мас.ч. битума.

Пример 3.

Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 60/90 и синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 55%, содержанием 1,2-звеньев 82% и среднемассовой молекулярной массой 71000. Синдиотактический 1,2-полибутадиен в битумную композицию вводят в количестве 4 мас.ч./100 мас.ч. битума.

Пример 4.

Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 90/130 и синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 42%, содержанием 1,2-звеньев 78% и среднемассовой молекулярной массой 24000. Синдиотактический 1,2-полибутадиен в битумную композицию вводят в количестве 5 мас.ч./100 мас.ч. битума.

Пример 5.

Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 60/90 и синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 30%, содержанием 1,2-звеньев 70% и среднемассовой молекулярной массой 8000. Синдиотактический 1,2-полибутадиен в битумную композицию вводят в количестве 7 мас.ч./100 мас.ч. битума.

Пример 6 (граничный).

Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 90/130 и синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 70%, содержанием 1,2-звеньев 93% и среднемассовой молекулярной массой 120000. Синдиотактический 1,2-полибутадиен в битумную композицию вводят в количестве 0,5 мас.ч./100 мас.ч. битума.

Пример 7 (граничный).

Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 60/90 и синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 20%, содержанием 1,2-звеньев 60% и среднемассовой молекулярной массой 7000. Синдиотактический 1,2-полибутадиен в битумную композицию вводят в количестве 8 мас.ч./100 мас.ч. битума.

Примеры №6 и 7 приведены в качестве граничных для обоснования выбранного интервала концентраций синдиотактического 1,2-полибутадиена в битумной композиции.

Полученные битумные композиции используются в составе асфальтобетонных смесей для дорожных покрытий при следующем соотношении компонентов, мас.ч.: щебень фракции 10-20 мм - 45-50, песок - 15-20, отсевы дробления - 30-35, минеральный порошок - 4-6, полимерно-битумная композиция, содержащая синдиотактический 1,2-полибутадиен - 4-5.

Из данных табл.1 следует, что полимерно-битумные композиции, полученные на основе нефтяных дорожных битумов и синдиотактического 1,2-полибутадиена, полностью удовлетворяют требованиям ОСТ 218010-98 на полимерно-битумные вяжущие и обладают по сравнению с прототипом существенно более высокой (в 1,6-2,3 раза) растяжимостью. Это обеспечивает более высокую пластичность битумной композиции и асфальтобетонного покрытия при низких температурах и, как следствие, существенно уменьшает возможность трещинообразования. Предложенные полимерно-битумные композиции характеризуются стабильностью при повышенных температурах: после прогрева при 163°С в течение 5 час. температура размягчения композиции изменяется не более, чем на 2,9°С, при норме 5°С. Кроме того, получаемые битумные композиции характеризуются высокой эластичностью, значения которой на 20-35% превышают показатели, указанные в ОСТ 218010-98.

Таким образом, использование предлагаемого изобретения позволяет:

- повысить качество и эксплуатационные свойства битумных композиций;

- повысить трещиностойкость получаемых на их основе асфальтобетонных покрытий;

- увеличить стабильность битумных композиций при повышенных температурах;

- увеличить срок эксплуатации асфальтобетонных покрытий.

Таблица 1

Результаты испытаний полимерно-битумных вяжущих на основе синдиотактического 1,2-полибутадиена (1,2-СПБ)
№ п/пНаименование показателейОСТ 218.010-98Прототип№ примера
1234567
Содержание 1,2-СПБ, м ч./100 м.ч. битума134570,58
1Глубина проникновения иглы в 0,1 мм, при 25°Сне менее 609789878885809560
при 0°Сне менее 324242424243423343
2Температура размягчения по КИШ, °Сне ниже 545456565657564851
3Растяжимость (см), при 25°Сне менее 253256545250546840
при 0°Сне менее 11122526262728811
4Температура хрупкости, по Фраасу, °Сне выше -20-27-27-28-27-27-28-20-24
5Температура вспышки, °Сне ниже 230-233234233237234232233
6Изменение температуры размягчения после прогрева (163°С, 5 час.), °Сне более 5,0-2,92,82,62,72,83,04,0
7Изменение массы после прогрева, %не более 0,4-0,360,370,350,380,360,40,45
8Эластичность, %, при 25°С не менее 80 -1001051031051087478
при 0°Сне менее 7084898890885069
* Примеры №6 и 7 приведены в качестве граничных для обоснования выбранного интервала концентраций полимерной добавки в составе битумной композиции.

1. Состав битумной композиции для асфальтобетонных покрытий, включающий смесь битума и 1,2-полибутадиена, отличающийся тем, что используют синдиотактический 1,2-полибутадиен при следующем соотношении компонентов, мас.ч.:

Битум100
Синдиотактический 1,2-полибутадиен1-7

2. Состав по п.1, отличающийся тем, что используют синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности от 30 до 70%.

3. Состав по п.1, отличающийся тем, что используют синдиотактический 1,2-полибутадиен с содержанием 1,2-звеньев от 70 до 93%.

4. Состав по п.1, отличающийся тем, что используют синдиотактический 1,2-полибутадиен со среднемассовой молекулярной массой от 8 тысяч до 120 тысяч.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области производства композиций, содержащих серу, которые могут быть использованы в дорожном строительстве при получении сероасфальта. .

Изобретение относится к области модификации битумов полимерами. .

Изобретение относится к области производства полимерных строительных гидроизоляционных материалов, применяемых в производстве и ремонте кровли, герметиков и ремонтных материалов, используемых для гидроизоляционной защиты бетонных, кирпичных и т.п.

Изобретение относится к новым [(гетерилонио)метилкарбонилокси-поли(алкиленокси)]-[(аммонио)метилкарбонилоксиполи(алкиленокси)]пропан трихлоридам, общей формулы: где: при X+=Y+= Z+=-N+R1R2 R3, R1=R2=H, R3=алифатический углеводородный радикал, содержащий 10-16 атомов углерода, а+с+е (общая степень оксипропилирования)=49, b+d+f (общая степень оксиэтилирования)=9; при X+=Y+= Z+=-N+R1R2 R3, R1=R2=H, R3=алифатический углеводородный радикал, содержащий 10-16 атомов углерода, а+с+е=55, b+d+f=10; при X+= Y+=Z+=-N+R1 R2R3, R1=R2=H, R 3=алифатический углеводородный радикал, содержащий 10-16 атомов углерода, а+с+е=49, b+d+f=9; при X+= Y+=Z+=-N+R1 R2R3, R1=R2=H, R 3=алифатический углеводородный радикал, содержащий 10-16 атомов углерода, а+с+е=55, b+d+f=10; при X+= Y+=Z+=-N+R1 R2R3, R1=R2=H, R 3=алифатический углеводородный радикал, содержащий 10-16 атомов углерода, а+с+е=49, b+d+f=0; X+= Y+=Z+=-N+R1 R2R3, R1=R2=H, R 3=алифатический углеводородный радикал, содержащий 10-16 атомов углерода, а+с+е=55, b+d+f=0; при X+=Y+ = Z+=-N+R1R2 R3, R1=R2=H, R3=алифатический углеводородный радикал, содержащий 10-16 атомов углерода, а+с+е=49, b+d+f=0; при X+= Z+=-N+R1R2 R3, R1=R2=H, R3=алифатический углеводородный радикал, содержащий 10-16 атомов углерода, а+с+е=55, b+d+f=0, и к способу их получения.
Изобретение относится к способам изготовления битумосодержащих смесей, используемых для материалов дорожных и аэродромных покрытий, кровельных гидроизоляционных покрытий.
Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано в качестве кровельных материалов, для защиты металлических, бетонных и других оснований, а также для герметизации швов в дорожном строительстве.

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к способам создания битум-полимерных композиций с высокой адгезией к минеральным материалам асфальтобетонных смесей, повышенной морозостойкостью и сдвигоустойчивостью, которые могут быть использованы в дорожном и аэродромном строительстве.
Изобретение относится к области производства эмульгированных связующих, используемых при дорожном строительстве и ремонте для пропитки щебеночных и гравийных оснований, восстановления верхнего защитного слоя автодорог, обеспыливания грунтовых, щебеночных, асфальтированных дорог и аэродромов, при ямочном ремонте автодорог и закреплении откосов насыпей и водоотводных канав.
Изобретение относится к области строительных материалов, более конкретно к тепло- и гидроизоляционным материалам, предназначенным для устройства и ремонта разнообразных кровель, в частности приклеивания рулонных битумных и битумно-полимерных материалов к кирпичным, бетонным, металлическим, деревянным, керамическим и другим поверхностям, а также для мастичной гидроизоляции строительных конструкций, зданий и сооружений
Изобретение относится к области строительных материалов, более конкретно к тепло- и гидроизоляционным материалам, предназначенным для устройства и ремонта разнообразных кровель, в частности приклеивания рулонных битумных и битумно-полимерных материалов к кирпичным, бетонным, металлическим, деревянным, керамическим и другим поверхностям, а также для мастичной гидроизоляции строительных конструкций, зданий и сооружений
Изобретение относится к области строительных материалов, более конкретно к тепло- и гидроизоляционным материалам, предназначенным для устройства и ремонта разнообразных кровель, в частности, приклеивания рулонных битумных и битумно-полимерных материалов к кирпичным, бетонным, металлическим, деревянным, керамическим и другим поверхностям, а также для мастичной гидроизоляции строительных конструкций, зданий и сооружений

Изобретение относится к материалам, используемым при строительстве дорог, а именно к битумным вяжущим для дорожного покрытия и способам его получения

Изобретение относится к области производства битумсодержащих кровельных материалов
Изобретение относится к композиционным строительным материалам, применяемых для изоляции при строительстве и ремонте подземных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов в летний и зимний периоды времени

Изобретение относится к области производства нефтяных битумов и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности при производстве компаундированных битумов

Изобретение относится к способу получения битум-полиуретановых композиций, предназначенных преимущественно для изготовления дорожных, защитных, изоляционных и антикоррозионных покрытий
Изобретение относится к технологии производства дорожно-строительных материалов и может быть использовано для приготовления складируемых эмульсионно-минеральных смесей для среднего и ямочного ремонта дорожных покрытий
Изобретение относится к водоизоляционным битумным рулонным материалам, а именно к материалам, содержащим армирующую основу, и способу их производства
Наверх