Подшипник качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем
Владельцы патента RU 2298704:
Краснов Александр Петрович (RU)
Буря Александр Иванович (UA)
Демтиров Владислав Харлампиевич (RU)
Буяев Дмитрий Игоревич (RU)
Карасев Юрий Васильевич (RU)
Бутягин Павел Анатольевич (RU)
Ваньков Александр Юрьевич (UA)
Черепов Олег Вячеславович (RU)
Чукаловский Павел Алексеевич (RU)
Дудин Владимир Юрьевич (UA)
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипникам качения, используемым в опорных узлах, работающих в условиях высоких температур и большой запыленности, например в опорных узлах коксовых печей. Подшипник качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем содержит наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, удерживаемые сепаратором на дорожках качения. Все пустоты между наружным и внутренним кольцами, беговыми дорожками и телами качения заполнены твердосмазочным антифрикционным заполнителем. В качестве твердосмазочного антифрикционного заполнителя используют полимерный антифрикционный материал на основе политетрафторэтилена. Полимерный антифрикционный материал содержит в качестве волокнистого наполнителя от 5 до 15 мас.% полиоксадиазольного термостойкого волокна. Полиоксадиазольное термостойкое волокно используют в виде сетки, войлока, ткани, нити или рубленой нити, рубленой ткани саржевого, полотняного или репсового переплетения. Длина рубленой нити полиоксадиазольного термостойкого волокна выбрана от 3 до 40 мм. Площадь кусочков рубленой ткани из полиоксадиазольного термостойкого волокна выбрана от 0,6 см2 до 16 см2. Технический результат: повышение надежности, долговечности и теплостойкости при работе высоких температур и большой запыленности; снижение интенсивности линейного изнашивания тел качения; повышение предела прочности при сжатии и ударной вязкости твердосмазочного антифрикционного заполнителя.
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипникам качения, используемых в опорных узлах, работающих в условиях высоких температур и большой запыленности, например в опорных узлах коксовых печей.
Известен подшипник качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем, содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, удерживаемые сепаратором на дорожках качения, при этом все пустоты между наружным и внутренним кольцами, беговыми дорожками и телами качения заполнены твердосмазочным антифрикционным заполнителем (см. авторское свидетельство СССР №1149073, МПК F16С 19/00, 1985 г.).
Однако известный подшипник при своем использовании обладает следующими недостатками:
- недостаточной надежностью при работе в условиях высоких температур и большой запыленности,
- недостаточной долговечностью при работе в условиях высоких температур и большой запыленности,
- недостаточной теплостойкостью при работе в условиях высоких температур и большой запыленности,
- повышенной интенсивностью линейного изнашивания (5×10-5 мкм/км),
- низкий предел прочности при сжатии твердосмазочного антифрикционного заполнителя (менее 80 МПа),
- недостаточную ударную вязкость твердосмазочного антифрикционного заполнителя (14-16 кДж/м2).
Задача изобретения - создание подшипника качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем.
Техническим результатом является возможность повышения надежности, долговечности и теплостойкости при работе в условиях высоких температур и большой запыленности, снижение интенсивности линейного изнашивания тел качения, повышения предела прочности при сжатии и ударной вязкости твердосмазочного антифрикционного заполнителя.
Технический результат достигается в предложенном подшипнике качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем сочетанием компонентов использованного при изготовлении подшипника твердосмазочного антифрикционного заполнителя, а также количественным соотношением входящих в него компонентов.
Предложенный подшипник качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем содержит наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, удерживаемые сепаратором на дорожках качения, при этом все пустоты между наружным и внутренним кольцами, беговыми дорожками и телами качения заполнены твердосмазочным антифрикционным заполнителем, в качестве которого используют полимерный антифрикционный материал на основе политетрафторэтилена, содержащий в качестве волокнистого наполнителя от 5 до 15 мас.% полиоксадиазольного термостойкого волокна, при этом полиоксадиазольное термостойкое волокно используют в виде сетки, войлока, ткани, нити или рубленой нити, рубленой ткани саржевого, полотняного или репсового переплетения, причем длина рубленой нити полиоксадиазольного термостойкого волокна выбрана от 3 до 40 мм, а площадь кусочков рубленой ткани из полиоксадиазольного термостойкого волокна выбрана от 0,6 см2 до 16 см2.
Среди существенных признаков, характеризующих предложенный подшипник качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем, отличительными являются:
- использование в качестве твердосмазочного антифрикционного заполнителя полимерного антифрикционного материала на основе политетрафторэтилена, содержащего в качестве волокнистого наполнителя от 5 до 15 мас.% полиоксадиазольного термостойкого волокна,
- использование в твердосмазочном антифрикционном заполнителе полиоксадиазольного термостойкого волокна в виде сетки, войлока, ткани, нити или рубленой нити, рубленой ткани саржевого, полотняного или репсового переплетения, причем длина рубленой нити полиоксадиазольного термостойкого волокна выбрана от 3 до 40 мм, а площадь кусочков рубленой ткани из полиоксадиазольного термостойкого волокна выбрана от 0,6 см2 до 16 см2.
Экспериментальные исследования предложенного подшипника качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем, а затем и натурные ходовые испытания штатного комплекта показали их высокую эффективность. Было установлено, что предложенный подшипник качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем обладает повышенной надежностью, долговечностью и теплостойкостью при эксплуатации в условиях высоких температур и большой запыленности. При этом одновременно было установлено, что достигнуто снижение интенсивности линейного изнашивания тел качения подшипника, а материал твердосмазочного антифрикционного заполнителя имеет предел прочности при сжатии 110-120 МПа и ударную вязкость 21-22 кДж/м2.
Технология изготовления предложенного подшипника качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем не требует использования специфического технологического оборудования и включает в себя заполнение под давлением пустот между наружным и внутренним кольцами, беговыми дорожками и телами качения твердосмазочным антифрикционным заполнителем, предварительно нагретым до температуры 140-160°С. Использованный в предложенном подшипнике в качестве твердосмазочного антифрикционного заполнителя полимерный композиционный материал предварительно готовится пропиткой при комнатной температуре полиоксадиазольного волокна политетрафторэтиленом.
Конструкция предложенного подшипника качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем проста в понимании и не требует для своей иллюстрации предоставления чертежей.
Пример 1. Все пустоты подшипника качения №6315 по ГОСТ 8338-75 заполнялись под давлением нагретым до температуры 140°С твердосмазочным антифрикционным заполнителем на основе политетрафторэтилена, упрочненного 5 мас.% полиоксадиазольного термостойкого волокна в виде рубленой нити с длиной 3-40 мм. Заполнение пустот подшипника проводилось в специальной пресс-форме методом компрессионного прессования. Готовый подшипник проходил конечную технологическую приработку в опорах колес тележек при температуре эксплуатации 200°С и высокой запыленности.
Пример 2. Все пустоты подшипника качения №6315 по ГОСТ 8338-75 заполнялись под давлением нагретым до температуры 160°С твердосмазочным антифрикционным заполнителем на основе политетрафторэтилена, упрочненного 10 мас.% полиоксадиазольного термостойкого волокна в виде рубленой ткани репсового переплетения, причем площадь использованных кусочков рубленой ткани из полиоксадиазольного термостойкого волокна составляла от 0,6 см2 до 16 см2. Заполнение пустот подшипника проводилось в специальной пресс-форме методом компрессионного прессования. Готовый подшипник проходил конечную технологическую приработку в опорах колес тележек при температуре эксплуатации 200°С и высокой запыленности.
Пример 3. Все пустоты подшипника качения №6315 по ГОСТ 8338-75 заполнялись под давлением нагретым до температуры 150°С твердосмазочным антифрикционным заполнителем на основе политетрафторэтилена, упрочненного 15 мас.% полиоксадиазольного термостойкого волокна в виде рубленой ткани саржевого переплетения, причем площадь использованных кусочков рубленой ткани из полиоксадиазольного термостойкого волокна составляла от 0,6 см2 до 16 см2. Заполнение пустот подшипника проводилось в специальной пресс-форме методом компрессионного прессования. Готовый подшипник проходил конечную технологическую приработку в опорах колес тележек при температуре эксплуатации 200°С и высокой запыленности.
Предложенный подшипник качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем имеет по сравнению с серийным подшипником аналогичного назначения увеличенную надежность, увеличенную на 14% долговечность и теплостойкость при эксплуатации в условиях высоких температур и большой запыленности, а также повышенные до 110-120 МПа предел прочности при сжатии и до 21-22 кДж/м2 ударную вязкость материала твердосмазочного антифрикционного заполнителя.
Подшипник качения с твердосмазочным антифрикционным заполнителем, содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, удерживаемые сепаратором на дорожках качения, при этом все пустоты между наружным и внутренним кольцами, беговыми дорожками и телами качения заполнены твердосмазочным антифрикционным заполнителем, отличающийся тем, что в качестве твердосмазочного антифрикционного заполнителя используют полимерный антифрикционный материал на основе политетрафторэтилена, содержащий в качестве волокнистого наполнителя от 5 до 15 мас.% полиоксадиазольного термостойкого волокна, при этом полиоксадиазольное термостойкое волокно используют в виде сетки, войлока, ткани, нити или рубленой нити, рубленой ткани саржевого, полотняного или репсового переплетения, причем длина рубленой нити полиоксадиазольного термостойкого волокна выбрана от 3 до 40 мм, а площадь кусочков рубленой ткани из полиоксадиазольного термостойкого волокна выбрана от 0,6 до 16 см2.