Способ восстановления изношенных поверхностей стальных деталей



Владельцы патента RU 2299115:

Суслин Сергей Геннадиевич (RU)
Бульканов Сергей Алексеевич (RU)
Филиппов Алексей Николаевич (RU)
Можилов Игорь Тимофеевич (RU)
Берзин Михаил Михайлович (RU)
Пурехов Андрей Николаевич (RU)
Бульканова Марина Александровна (RU)

Изобретение относится к технологии восстановления или упрочнения электродуговой наплавкой изношенных поверхностей стальных деталей, преимущественно пассажирских и грузовых вагонов железнодорожного подвижного состава. Способ включает электродуговую наплавку изношенной поверхности, механическую обработку, нагрев, газопламенное напыление износостойкого слоя с последующим оплавлением поверхности покрытия. Электродуговую наплавку проводят с учетом припуска на последующую механическую обработку, которую проводят с занижением номинального размера детали. Затем осуществляют дробеструйную активацию обработанной поверхности. Газопламенное напыление осуществляют самофлюсующимся порошковым сплавом с последующим оплавлением нанесенного покрытия путем нагрева детали до температуры 950-1050°С. Покрытие наносят с превышением номинального размера детали на величину усадки покрытия после полного охлаждения детали. Техническим результатом изобретения является повышение качества восстановления изношенных поверхностей стальных деталей, а также повышение их усталостной прочности.

 

Изобретение относится к технологии восстановления или упрочнения механизированной электродуговой наплавкой изношенных поверхностей стальных деталей, преимущественно пассажирских и грузовых вагонов железнодорожного подвижного состава.

Известен способ восстановления деталей, при котором на изношенную часть детали устанавливают и закрепляют сваркой предварительно сформированную оболочку, внешнюю часть которой формируют по конфигурации неизношенной части детали, а внутреннюю поверхность по конфигурации подготовленной к наплавке изношенной части детали, при этом для повышения качества и упрощения технологии, оболочку выполняют составной и разной формы в зависимости от формы детали (см., например, описание изобретения к авторскому свидетельству СССР №789253, кл. В23К 9/04, 1979).

Однако применение такого способа требует больших трудозатрат по подготовке сформированной оболочки, при этом значительно усложняется технология восстановления наплавкой, а в ряде случаев способ практически не удается применить, особенно при восстановлении неравномерного износа на больших площадях по сечению и периметру.

Известен также способ наплавки деталей, используемый для восстановления режущих инструментов, при котором используют формирующее устройство большой теплопроводности в виде съемного медного водоохлаждаемого шаблона-кристаллизатора с внутренним отверстием, имеющим конфигурацию рабочей части наплавленного изделия (см., например, описание изобретения к авторскому свидетельству СССР №1776511, кл. В23К 9/04, 1992).

Недостатком известного способа является то, что он практически не предназначен для наплавки поверхностей больших размеров с неравномерным износом.

Наиболее близким из известных по своей технической сущности и достигаемому эффекту является выбранный в качестве прототипа способ восстановления изношенных поверхностей стальных деталей, при котором осуществляют механическую обработку изношенной поверхности, нагрев, газопламенное напыление износостойкого слоя и оплавление поверхности покрытия (см., например, описание изобретения к патенту РФ №2198776, кл. В23Р 6/00, опубл. 2003).

К недостаткам данного способа относится высокая трудоемкость восстановления, связанная с необходимостью осуществления механической обработки как необработанной, так и обработанной поверхности.

Технический результат, на решение которого направлено изобретение, состоит в повышении качества восстановления изношенных поверхностей стальных деталей за счет обеспечения электродуговой наплавки и газопламенного напыления износостойких самофлюсующихся порошковых сплавов с упрочнением наплавленной поверхности без последующей механической обработки, а также в повышении усталостной прочности изношенных поверхностей стальных деталей.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе восстановления изношенных поверхностей стальных деталей, при котором осуществляют механическую обработку изношенной поверхности, нагрев, газопламенное напыление и оплавление поверхности покрытия, предварительно осуществляют электродуговую наплавку изношенной поверхности, которую проводят с учетом припуска на механическую обработку и занижением номинального размера, затем осуществляют активацию обработанной поверхности, после которой производят газопламенное напыление самофлюсующимся порошковым сплавом на величину превышения номинального размера с учетом усадки покрытия после полного охлаждения детали и оплавляют нанесенное покрытие путем нагрева детали до температуры 950-1050°С.

Сравнение заявленного технического решения с прототипом позволило установить соответствие его критерию "новизна", так как оно не известно из уровня техники.

Предложенный способ является промышленно применимым существующими техническими средствами и соответствует критерию "изобретательский уровень", т.к. он явным образом не следует из уровня техники, при этом из последнего не выявлено каких-либо преобразований, характеризуемых отличительными от прототипа существенными признаками, на достижение указанного технического результата.

Таким образом, предложенное техническое решение соответствует установленным условиям патентоспособности изобретения.

Других известных технических решений аналогичного назначения с подобными существенными признаками заявителем не обнаружено.

Предложенный способ восстановления изношенных поверхностей стальных деталей осуществляют следующим образом. Подготовка деталей под электродуговую наплавку и напыление состоит в очистке от загрязнений, ржавчины и удалении смазки. Наличие загрязнений приводит к ухудшению качества наплавленного металла. Восстановление изношенной поверхности детали производят механизированной электродуговой наплавкой при глубине износа детали более 2,0-3,0 мм. При неравномерном износе поверхности деталь подвергают механической обработке для придания ей правильной геометрической формы.

Механическую обработку производят с занижением номинального размера на 0,7-1,5 мм для обеспечения активации контактной поверхности (обеспечение высокой прочности сцепления) и последующего газотермического напыления самофлюсующегося порошкового сплава.

Напыление производят газопламенной горелкой. Для газопламенных способов восстановления используют горелки, работающие на ацетилен-кислородном или пропан-бутан-кислородном пламени. Напыление покрытия осуществляют с превышением номинального размера на 0,15-0,25 мм для припуска на усадку покрытия после полного естественного охлаждения. Напыление с оплавлением позволяет исключить процесс последующей механической обработки. Если требуется механическая обработка, то производят шлифовку или обточку до необходимых геометрических размеров.

Газотермическое напыление деталей позволяет наносить покрытия любой необходимой толщины (от 0,1-0,2 мм до 3 мм) на деталь без ее коробления с получением поверхностной твердости от НВ200 до HRC60.

Относительно высокая точность напыления позволяет в отдельных случаях использовать детали с нанесенным покрытием без последующей механической обработки,

Газопламенное напыление с последующим оплавлением и газопорошковая наплавка, используются для восстановления деталей, работающих в самых тяжелых условиях - ударные нагрузки, сухой абразивный износ.

В последнем случае покрытия имеют поверхность с твердостью до HRC60, что повышает срок службы этих деталей в 1,5-2,5 раза.

Напыление с оплавлением состоит в нанесении необходимого слоя порошкового сплава на деталь с последующим его расплавлением. Температура детали в этом случае равна температуре плавления порошка 950-1150°С.

Пример конкретного выполнения способа.

Способ восстановления изношенных поверхностей стальных деталей, имеющих форму тел вращения, с использованием в качестве восстанавливаемой детали стальной втулки шпин-тона тележки КВЗ-ЦНИИ тип I цельнометаллических пассажирских вагонов осуществляют следующим образом. Втулка изготовлена из стали Ст 45 и термообработана закалкой с последующим отпуском, твердость HRC 45-55. Наружная поверхность втулки представляет собой усеченный конус. Диаметр у основания 87 мм, у вершины 84 мм, соответствует чертежу №3707-Н тележки КВЗ-ЦНИИ типа I цельнометаллических пассажирских вагонов.

Для восстановления изношенной наружной поверхности с упрочнением втулку шпин-тона устанавливают на сварочном вращателе, производят механизированную электродуговую наплавку проволокой Св-08Г2С диаметром 1,2 мм в среде защитных газов на следующих режимах наплавки: скорость вращения шпинделя 1,5-2,0 об/мин, шаг наплавки 3,0-4,0 мм, смещение с зенита 10-12 мм, вылет электродной проволоки 15-17 мм, напряжение сварочной дуги 23-25 В при силе тока 110-140 А. При необходимости, в зависимости от величины износа поверхности, наплавку производят в два слоя.

После наплавки производят токарную обработку наплавленной поверхности. Предварительная проточка до номинального размера с занижением на 1 мм: скорость вращения - 400 об/мин, поддача 0,3 мм/об.

В дробеструйной камере производят активацию проточенной поверхности шлифзерном электрокорунда нормального марки 12Л по ТУ2-036-197-76 зернистостью 80H.

Для упрочнения активированной поверхности методом газопламенного напыления с оплавлением втулку устанавливают на сварочный вращатель. Упрочнение наружной поверхности производят при скорости вращения шпинделя 90-100 об/мин, пламенем горелки Могул-UP производят подогрев активированной поверхности за один проход, скорость продольной подачи горелки 120-200 мм/мин, давление ацетилена 0,6-0,7 кгс/см2, кислорода 1,5-1,8 кгс/см2, сжатого воздуха 1,0-1,2 кгс/см2, расход ацетилена 1,1 м3/ч, кислорода 0,72 м3/ч.

После подогрева наружной поверхности втулки совершают напыление самофлюсующегося порошкового сплава марки Т - Термо №50. Дистанция напыления 180-200 мм, скорость продольного движения горелки составляет 140-210 мм/мин. При напылении производят 12-15 проходов горелки, толщина напыленного покрытия составляет 1,2-1,5 мм.

После напыления самофлюсующегося порошкового сплава пламенем горелки ГМС-2 производят его оплавление. Давление пропана-бутана 0,8-1,0 кгс/см2, кислорода 6,0-7,0 кгс/см2, расход пропана-бутана составляет 2,0-2,8 м3/ч, кислорода 7,0-8,8 м3/ч. Дистанция оплавления - 5 мм от ядра пламени. Оплавление напыленного порошкового сплава происходит при нагреве втулки до температуры 950-1050°С. После оплавления напыленного покрытия, втулку снимают с вращателя и помещают в ящик с песком до ее полного охлаждения. После охлаждения диаметр наружной поверхности втулки соответствует требованиям чертежа №3707-Н, и окончательная механическая обработка не требуется.

Предлагаемый способ позволяет повысить в 2-3 раза износостойкость восстановленной и упрочненной втулки, а также увеличить уровень эксплуатационных характеристик и получить твердость наружной поверхности до HRC 47-53.

Таким образом, изобретение обеспечивает повышение усталостной прочности изношенных поверхностей стальных деталей и срок службы восстановленных деталей.

Использование изобретения обеспечивает повышение качества восстановления изношенных поверхностей стальных деталей за счет обеспечения электродуговой наплавки и газопламенного напыления износостойких самофлюсующихся порошковых сплавов с упрочнением наплавленной поверхности без последующей механической обработки, а также повышение усталостной прочности изношенных поверхностей стальных деталей.

Способ восстановления изношенных поверхностей стальных деталей, включающий механическую обработку изношенной поверхности, нагрев, газопламенное напыление износостойкого слоя с последующим оплавлением поверхности покрытия, отличающийся тем, что предварительно осуществляют электродуговую наплавку изношенной поверхности с учетом припуска на последующую механическую обработку, которую проводят с занижением номинального размера детали, затем осуществляют дробеструйную активацию обработанной поверхности, а газопламенное напыление осуществляют самофлюсующимся порошковым сплавом с последующим оплавлением нанесенного покрытия путем нагрева детали до температуры 950-1050°С, причем покрытие наносят с превышением номинального размера детали на величину усадки покрытия после полного охлаждения детали.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области металлургии, в частности, к способу получения подложки из нитрида алюминия (AlN) и может найти применение для изготовления изделий с покрытиями.

Изобретение относится к области металлургии, в частности к установке для нанесения газотермических покрытий, и может найти применение в различных отраслях машиностроения при подготовке поверхностей к напылению.

Изобретение относится к металлургии, в частности к способу плазменного напыления покрытий и может найти применение в приборо- и машиностроении, в ортопедической стоматологии для изготовления прецизионных сопрягаемых пар, газопоглотителей, внутрикостных имплантантов с металлическими и композиционными покрытиями.

Изобретение относится к области металлургии, в частности способу получения эрозионно стойких теплозащитных покрытий методом плазменного напыления, и может найти применение в ракетной технике при изготовлении камер сгорания ЖРД с металлокерамическим эрозионно стойким теплозащитным покрытием на основе композиции ZrO2+ NiCr из механических смесей.

Изобретение относится к способу нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового пути. .

Изобретение относится к способу термического напыления на детали, предпочтительно на детали двигателя. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для получения сверхзвуковых газопламенных струй, например, при восстановлении и повышении технологических характеристик коленчатых валов автомобилей.

Изобретение относится к роботизированным станкам, а именно к подаче в них порошков. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к установке для напыления плазменных газотермических покрытий, и может быть использовано для нанесения металлических, металлокерамических и керамических покрытий напылением на поверхность при изготовлении и восстановлении деталей различной конфигурации.

Изобретение относится к способу изготовления деталей машин типа поршневых колец и/или поршней и/или гильз цилиндров двигателей, предпочтительно двухтактных дизельных двигателей с большим рабочим объемом, имеющих, по меньшей мере, одну поверхность скольжения, которые в зоне своей поверхности скольжения снабжены нанесенным на основной материал с помощью способа термонапыления покрытием.

Изобретение относится к области ремонта, а именно к сервисному ремонту и обслуживанию автоматических трансмиссий автомобилей. .
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам восстановления посадочных мест подшипников качения. .

Изобретение относится к области ремонта, а именно к восстановлению и упрочнению изношенных поверхностей буксовых шеек осей колесных пар способом электродуговой металлизации напылением.

Изобретение относится к области индукционного нагрева и может быть использовано для восстановления работоспособности, например, крупногабаритных азотированных коленчатых валов, получивших при эксплуатации задиры шеек.

Изобретение относится к области ремонта железнодорожного подвижного состава, в частности к восстановлению буксовых направляющих боковых рам 7 тележек грузовых вагонов.
Изобретение относится к области ремонтного производства и может быть использовано на машиностроительных и ремонтно-технических предприятиях агропромышленного комплекса.

Изобретение относится к технологическому оборудованию для ремонта тележек рельсовых транспортных средств. .
Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть использовано для восстановления бандажированного ролика моталок станов горячей прокатки.
Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к ремонту металлургического оборудования, и может быть использовано для восстановления роликов машин непрерывного литья заготовок.

Изобретение относится к области инструментального производства и может быть использовано для изготовления дисковых ножниц. .
Наверх