Аварийно-спасательная машина

Изобретение относится к аварийно-спасательным машинам, используемым при проведении аварийно-спасательных работ, для доставки оборудования и персонала в зону ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательная машина содержит коробчатый замкнутый кузов-фургон, двигатель, трансмиссию, ходовую часть, системы управления сигнализации, электроснабжения и безопасности. Машина снабжена верхними и нижними рядами быстро раскрывающихся рабочих площадок, окружающих с двух боковых сторон кузов, рабочими площадками с нескользким покрытием на крыше кузова и кабины и лестницами к рабочим площадкам. Кузов-фургон выполнен из многослойных сэндвич-панелей и включает обитаемый и технический отсеки, соотношение объемов которых составляет 1:2, для оптимального распределения объемов кузова по отсекам, обеспечения компактности снаряженного кузова, размещения максимального количества аварийно-спасательных средств и создания максимального удобства при обслуживании машины и свободного доступа к оборудованию, установленному в техническом отсеке. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к аварийно-спасательным машинам (АСМ), используемым при проведении аварийно-спасательных работ (АСР), к транспортным средствам доставки оборудования и персонала в зону ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) и может быть использовано в различных поисково-спасательных формированиях (ПСФ) для решения указанных задач.

Известны машины с дополнительными элементами фиксации и элементами крепления перевозимого оборудования и устройств оснащения (патенты 2006392 С1, В60R 7/00, 1994 г.; А.С. 625955, В60Р 7/12, 1978 г. и др.). Однако в них не обеспечено удобство обслуживания, а жесткость кузова этих машин и характер крепления оснащения внутри кузова не позволяют эффективно доставлять необходимое оборудование в зону ЧС.

Аналогом предлагаемого изобретения является «Устройство для крепления штучных грузов на транспортном средстве», патент 2173642, В60Р 7/12, Д 45/00; 2001 год. Оно содержит продольные и поперечные балки, соединенные с помощью механизма фиксации, и другие элементы. Однако по уровню необходимой компактности кузова и удобству пользования оно не отвечает условиям доставки груза в район проведения АСР. Прототипом предлагаемого изобретения является патент «Устройство для ликвидации чрезвычайных ситуаций», 2205117 В60Р 9/00, А62С 27/00, 2003 г.

Целью предлагаемого изобретения «Аварийно-спасательная машина», содержащая коробчатый замкнутый кузов-фургон; двигатель; трансмиссию; ходовую часть; системы управления, сигнализации, электроснабжения и безопасности, является оптимальное распределение объемов кузова по отсекам; обеспечение компактности снаряженного кузова; размещения в нем максимального количества аварийно-спасательных средств и создание максимального удобства при обслуживании АСМ.

Эта цель достигается за счет того, что она снабжена верхними и нижними рядами быстро раскрывающихся рабочих площадок, окружающих с двух боковых сторон кузов, рабочими площадками с нескользким покрытием на крыше кузова и кабины и лестницами к рабочим площадкам, а кузов-фургон выполнен из многослойных сэндвич-панелей и включает обитаемый и технический отсеки, соотношение объемов которых составляет 1:2, а также тем, что аварийно-спасательные средства расположены на стеллажах, ложементах, выдвижных поддонах, контейнерах в фиксированных положениях, с их обозначениями по системе четырех уровней: отсек-стеллаж-сектор-ярус. Примером исполнения предлагаемой АСМ служит образец, показанный на фиг.1, 2, 3.

На фиг.1 дан общий вид АСМ, на фиг.2 - оборудование АСМ, на фиг.3 - размещение АСС.

Базой для данного образца машины является серийное базовое шасси КАМАЗ-43118-1040-13, которое существенным, коренным образом дополнено в части создания и оформления нового салона, грузовых отсеков, особенно - в части повышения стойкости к температурным нагрузкам кузова. Помимо девяти посадочных мест спасателей машина снабжена и оборудована различными аварийно-спасательными средствами (АСС) около 100 наименований. Причем почти каждое наименование АСС включает несколько типов или размеров образцов данного типа.

Снаряжение АСМ характерно следующими особенностями: 1) огромное разнообразие АСС по размеру, конфигурации, массе, материалу и т.д.; 2) небольшое внутреннее пространство кузова должно быть очень плотно заполнено АСС, что создает огромную нагрузку на кузов по внутренней поверхности. Для разрешения этого противоречия и для обеспечения вместимости и жесткости снаряженного кузова, позволяющего разместить в нем максимального количества различных аварийно-спасательных средств, он выполнен из металлического каркаса и силового несущего пола.

Предлагаемая АСМ относится к машинам тяжелого класса, она предназначена для выполнения большого комплекса работ по ликвидации последствий ЧС различного характера в автономном режиме: общая и специальная разведка района ЧС, в т.ч. химического заражения и радиационного загрязнения, подготовительные работы, поисково-спасательные работы, деблокирование пострадавших и оказание им первой медицинской помощи, оповещение населения о складывающейся ситуации. Радиус действия этой АСМ от места базирования составляет 500÷600 км. Набор АСС и характер решаемых с помощью данной АСМ задач определяют количественный состав группы спасателей, доставляемых к месту ЧС (9 человек вместе с водителем). Из них трое располагаются в кабине, а 6 человек - в обитаемом отсеке, который служит также для общения и отдыха всей группы. Для перевозки и хранения АСС используется технический отсек. Экспериментально установлено, что соотношения объемов обитаемого и технического отсеков для данной АСМ составляет 1:2. При таком соотношении объемов отсеков в обитаемом отсеке для 6 человек можно обеспечить приемлемые условия переезда и отдыха; при меньшем объеме обитаемого отсека сделать это крайне затруднительно или невозможно.

Двойной объем технического отсека (например, 4000 ×2500×1820 мм) по отношению к обитаемому (2000 ×2500 ×1820 мм) позволяет разместить в нем все скомплектованное количество АСС.

Кузов-фургон АСМ включает технический отсек 1 и обитаемый отсек 2, имеющий входную дверь 3 и окно 4. Технический отсек снабжен боковыми раздвижными стенками 5 и задними 6 дверями. С двух боковых сторон технического отсека расположены нижние 7 и верхние 8 на уровне крыши кузова быстрораскрывающиеся рабочие площадки, опирающиеся на треугольные поворотные кронштейны с замковыми фиксаторами. Нижние рабочие площадки расположены на уровне верхней кромки колес и снабжены опорными лестницами 9. Для подъема на верхние рабочие площадки и на крышу служит лестница 10, а над кабиной предусмотрена рабочая площадка 11 с лестницей, имеющая на дюралевых листах антискользское покрытие. Антискользским покрытием снабжена также крыша кузова. Такое расположение рабочих площадок позволяет эффективно обслуживать все наружные поверхности АСМ и обеспечивает свободный доступ к установленным в техническом отсеке агрегатам и изделиям.

Между кабиной и обитаемым отсеком размещена осветительная мачта 12, а технический отсек заполнен стеллажами 13 с размещенными на них АСС.

Кузов снабжен опорами, жестко соединенными между собой и являющимися элементами размещения и крепления на них с помощью быстросъемных кронштейнов, ложементов и фиксаторов аварийно-спасательных средств, различных по конфигурации, массе и объему, с учетом частоты их применения и очередности использования, а соединения некоторых опор выполнены с возможностью изменения их габаритов и снабжены фиксаторами, жестко устанавливающими заданные положения.

Значительная часть АСС размещается в поддонах, ящиках, на полках, при этом для исключения выпадения АСС из «штатного» места, для обеспечения жесткости, компактности и для удобства установки АСС на свои транспортировочные гнезда, кузов снабжен поддонами, жестко устанавливаемыми на силовые опоры и имеющими в отдельных случаях внутренние поверхности, эквидистантно повторяющие конфигурацию размещаемых в них аварийно-спасательных средств.

Из приведенного описания АСМ видна ее огромная насыщенность аварийно-спасательными средствами. Противоречие с ее небольшим внутренним объемом разрешено за счет следующих приемов: 1) многоярусное размещение АСС, в т.ч. под сиденьями, на крыше и т.д.; 2) размещение АСС на дверцах с внутренней стороны; 3) использование ложементов, кронштейнов, выдвижных элементов и т.д.; 4) распределение АСС по объему АСМ с учетом очередности и частоты их использования; 5) расположение АСС по системе четырех уровней: отсек-стеллаж-сектор-ярус.

С другой стороны, при таком насыщенном снаряжении создается большая силовая нагрузка на кузов. Это противоречие разрешается путем усиления кузова и повышения его несущей способности.

АСС размещается в техническом отсеке по следующей схеме:

СтеллажСекцияЯрусАСС
Технический отсек
I1ГАппарат АВМ-12
ВАппарат АВМ-12
БАппарат АВМ-12
А

Стеллаж I - стеллаж по левому борту.

Стеллаж II - стеллаж по правому борту.

Стеллаж III - стеллаж по центру, у перегородки с обитаемым отсеком.

Стеллажи I и II делятся на 6 секций, которые нумеруются арабскими цифрами от 1 до 6. Нумерация начинается с секций, расположенных ближе к обитаемому отсеку.

Каждая секция делится на ярусы, которые маркируются буквами русского алфавита А, Б, В, Г в порядке снизу вверх и т.д. Эта система позволяет адресно расположить весь набор АСС и быстро найти любое изделие.

Основание фургона состоит из металлического каркаса и несущего пола. Пол жилого отсека фургона представляет собой сэндвич-панель, выполненную из склеенных между собой фанерных обкладок, фанерного каркаса и утеплителя из экструдированного пенополистирола. Наружная поверхность пола ламинирована. Изнутри пол покрыт линолеумом. Пол технического отсека выполнен из двухслойной фанеры, склеенной между собой. Изнутри пол технического отсека покрыт смолой «Макропласт».

Фургон изготовлен из пятислойных сэндвич-панелей с двухсторонним пластиковым покрытием и пенополистирольным наполнителем. Цвет фургона и кабины - белый (белоснежный).

Обвязка фургона и заднего дверного проема выполнена из нержавеющей стали. Обвязка дверей и бокового дверного проема - алюминиевые профили.

Жилой отсек предназначен для перевозки 6 и отдыха 4 человек. В нем вдоль передней стены и вдоль перегородки оборудованы шкафы для посуды, документов и оборудования и с каждой стороны по два спальных места. Верхние спальные места опускаются вниз и являются спинками нижних диванов. Под диванами располагаются вещевые ящики, которые одновременно служат их основанием.

Входная дверь в жилой отсек располагается на правой стене фургона. В двери установлено глухое окно. Дверь закрывается замком на ключ, комплектуется датчиком сигнализации открытой двери и имеет фиксатор в открытом положении. Под дверью находится раскладная лестница для входа в отсек, которая в транспортном положении задвигается в пенал, установленный под полом фургона.

В правом переднем углу фургона под правым диваном находится бак для воды емкостью около 50 л с выведенным наружу (под пол фургона) трубопроводом. На трубопроводе при выходе из бака установлен вентиль. Оканчивается трубопровод для экономичного расхода воды краном-рукомойником. Во время движения вентиль должен быть закрыт.

Под правым диваном также установлен автомобильный автономный отопитель типа ОН-32Д-24 с подачей воздуха в жилой (70%) и технический (30%) отсеки (регулировка осуществляется вручную). Пульт управления отопителем установлен на стенке вещевого ящика.

Остальной объем ящика правого дивана и ящик левого дивана предназначены для размещения постельных принадлежностей и оборудования.

На левой боковой стене выполнено окно (оно же аварийный выход) со шторкой.

Под окном установлен обеденный стол, на стене смонтированы двойная розетка 220 В, розетка 24 В, «розетка-прикуриватель» на 12 В и переговорное устройство «фургон-кабина».

На потолке отсека смонтированы:

- вентиляционный люк;

- крышной вентилятор;

- плафон дежурного освещения;

- два светильника освещения на 24 В;

- один светильник освещения на 220 В.

Выключатели освещения и вентилятора расположены на боковой стене левого шкафа.

В техническом отсеке располагаются:

- медицинские средства;

- гидравлический инструмент; пневматический инструмент;

- электрический инструмент;

- средства защиты и разведки;

- противопожарные средства;

- энергетическое и осветительное оборудование;

- дополнительное оборудование.

Вход в технический отсек осуществляется через дверь, расположенную на задней стене фургона. Дверь закрывается наружным валковым замком, имеет фиксатор в открытом положении. Под дверью находится раскладная лестница для входа в отсек, которая в транспортном положении задвигается в пенал, установленный под полом фургона. На двери закреплена лестница для подъема на рабочую площадку (трап). Вторая лестница закреплена в проходе между стеллажами.

На правой и левой стенах технического отсека располагаются распашные борта, состоящие из двух горизонтальных створок, открывающихся вверх и вниз. Верхняя створка открывается вверх, нижняя створка открывается вниз и образует рабочую площадку. Створки распашных бортов закрываются запорными механизмами и запираются на ключ.

На потолке отсека смонтированы:

- четыре светильника освещения на 24 В, из них два (по одному на каждый борт) для освещения площадок с боков машины;

- шесть светильников освещения на 220 В, из них четыре (по два на каждый борт) для освещения площадок с боков машины.

Выключатели освещения расположены на задней стене фургона справа от двери.

На задней стене фургона установлены фонарь освещения заднего трапа (включение в кабине) и выхлопная труба бензогенератора в кожухе.

На передней стене фургона слева установлена мачта телескопическая с блоком прожекторов (4 прожектора по 500 Вт) на специальном кронштейне, кабелем питания длиной 6 м с вилкой и розеткой 220 В. Блок прожекторов защищается чехлом. Справа закреплен топливный бак для отопителя.

На крыше фургона смонтирована рабочая площадка с нескользящим покрытием и ограждением высотой около 150 мм, а также закреплены две складные трехколенные лестницы и антенна для радиостанции с площадкой-антиполем. В задней ее части установлены два проблесковых маяка синего цвета.

На передней и задней стенах фургона смонтированы лестницы для подъема на крышу.

Развертывание телескопической мачты производится командой из двух человек. Один встает у лебедки и начинает вращать рукоятку по часовой стрелке. Другой стоит в стороне и следит, чтобы мачта не кренилась. Свертывание производится в обратном порядке с такой же осторожностью, с такой скоростью, чтобы опускание осуществлялось в течение 1,5...2 минут.

Для установки рабочей площадки необходимо:

- открыть запоры бокового борта, опустить его и зафиксировать в открытом положении фиксатором, расположенным на нижней стороне инструментального ящика;

- расфиксировать шпингалеты трапа, опустить его и установить упоры, защелкнув их;

- приставить лестницу, закрепить ее фиксатором.

Свертывание рабочей площадки производится в обратном порядке. Внутренний замок входной двери фиксирует дверь в закрытом положении при движении по всем типам дорог. Для открывания двери изнутри необходимо рычаг потянуть вниз. Для блокировки замка изнутри необходимо переместить рычаг влево на 3-4 мм, опустить вниз и переместить вправо. Для снятия блокировки необходимо переместить рычаг в обратном порядке. Снаружи замок блокируется ключом.

Все дверцы шкафов жилого отсека и полки стеллажей технического отсека снабжены задвижками, ремнями и др. элементами, фиксирующими их в транспортном положении. Перед выездом необходимо убедиться в фиксации всех предметов внутри фургона.

При ликвидации последствий ЧС расчет АСМ, состоящий из девяти человек, принимает участие в выполнении работы по разборке завалов, устранению неисправностей коммуникаций и др. Технические характеристики и оборудование машины обеспечивают:

- ведение радиационной и химической разведки (измерение мощности экспозиционной дозы);

- экспрессную оценку химических загрязнений воздуха, воды, сыпучих материалов и почвы, овощей, фруктов, определение наличия взрывоопасных газов;

- оповещение населения о ЧС, передачу специальных световых и звуковых сигналов, речевых команд и сообщений в радиусе до 500 м.;

- организацию радиосвязи в УКВ диапазоне с использованием мобильной радиостанции на дальность до 20 км и носимых - до 3 км;

- эвакуацию пострадавших из очагов разрушения, в т.ч. с объектов высотой до 6 м;

- оказание первой медицинской помощи пострадавшим (до 50 человек, с использованием одной медицинской укладки);

- подъем железобетонных и стальных конструкций, техники, емкостей и др. грузов массой до 24000 кг с помощью пневматических домкратов на высоту до 260 мм;

- остановку течей в трубопроводах с помощью пневмопластырей;

- деформацию, перемещение и разрушение силовых элементов конструкций, перекусывание металлических стержней диаметром до 32 мм;

- резку стальных листов и металлоконструкций толщиной до 10 мм с использованием гидроинструмента;

- расширение узких проемов в завалах и конструкциях до 790 мм;

- ликвидацию локальных очагов возгорания.

Используется АСМ следующим образом. С получением сигнала (команды) аварийно-спасательная машина с расчетом спасателей убывает в район возникновения чрезвычайной ситуации (стихийные бедствия, промышленные, транспортные и коммунальные аварии природного или техногенного характера). Для обеспечения беспрепятственного и оперативного продвижения к местам возникновения чрезвычайных ситуаций проблесковыми фонарями и сигнальной громкоговорящей установкой подаются специальные световые и звуковые сигналы и при необходимости речевые команды и сообщения.

По прибытию в район ЧС с помощью соответствующих приборов производится инженерная, радиационная и химическая разведка (измерение мощности экспозиционной дозы, экспрессная оценка химических загрязнений воздуха, воды, сыпучих материалов и почвы, овощей, фруктов и определение наличия взрывоопасных газов), визуально определяется характер, очередность, объемы и условия выполнения аварийно-спасательных работ.

Определяется место установки и производится подготовка АСМ к работе. Подготовка АСМ к работе заключается в проведении мероприятий по обеспечению доступа к оборудованию в машине и создания оптимальных условий для выполнения аварийно-спасательных работ.

Открывают задние двери машины. С помощью оградительной ленты и конусов ограждаются опасные участки и места проведения работ.

В темное время суток места проведения работ освещают прожекторами осветительного комплекса. Напряжение на прожекторы осветительного комплекса подается от автономного бензоэлектрического агрегата или от промышленной сети. Для местной подсветки используются специальные фонари. Для тушения локальных очагов возгорания используются огнетушители.

В зависимости от характера ЧС расчет спасателей готовит соответствующее оборудование к работе.

При выполнении работ в условиях радиоактивного или химического заражения, а также задымленности, запыленности и т.п. расчет использует индивидуальные средства защиты.

Основная задача при любом виде ЧС - поиск, эвакуация и оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

Поиск людей под завалами ведется с помощью приборов поиска пострадавших.

При разборке завалов для доступа и освобождения пострадавших используется гидравлический, пневматический и механический аварийно-спасательный и шанцевый инструмент, с помощью которого производится разрезание, перекусывание или деформация стальных элементов, подъем и перемещение железобетонных и стальных конструкций, емкостей техники и т.п., мешающих эвакуации пострадавших.

Эвакуация пострадавших из очага поражения производится с помощью носилок, а с высоких объектов - с помощью раздвижной лестницы или комплекта высотного снаряжения. Для защиты органов дыхания пострадавших при эвакуации из зараженных, задымленных или загазованных объектов используются спасательные устройства из комплекта дыхательных аппаратов, противогазы или респираторы со специальными патронами (фильтрами).

Первая помощь пострадавшим оказывается, как правило, вне очага разрушения с использованием комплекта медицинских средств. В последующем пострадавшие передаются в медицинские подразделения.

По сравнению со спасательными машинами, применяемыми ранее, предлагаемая машина обеспечивает повышение на 15-20% производительности проведения АСР и сокращение времени выполнения подготовительных операций. Это достигнуто за счет компактности ее снаряжения АСС (удельное заполнение увеличено в 1,3-1,5 раза), повышения грузоподъемности на 25-30% за счет увеличения жесткости кузова и всего каркаса.

Достигнутый эффект выражается в дополнительных спасенных человеческих жизнях, что не может быть выражено в денежных единицах. Такими машинами будут оснащаться все спасательные формирования России.

1. Аварийно-спасательная машина, содержащая коробчатый замкнутый кузов-фургон, двигатель, трансмиссию, ходовую часть, системы управления сигнализации, электроснабжения и безопасности, отличающаяся тем, что она снабжена верхними и нижними рядами быстро раскрывающихся рабочих площадок, окружающих с двух боковых сторон кузов, рабочими площадками с нескользким покрытием на крыше кузова и кабины и лестницами к упомянутым рабочим площадкам, а кузов-фургон выполнен из многослойных сэндвич-панелей и включает обитаемый и технический отсеки, соотношение объемов которых составляет 1:2.

2. Аварийно-спасательная машина по п.1, отличающаяся тем, что аварийно-спасательные средства расположены на стеллажах, ложементах, выдвижных поддонах, контейнерах в фиксированных положениях, с их обозначениями по системе четырех уровней: отсек-стеллаж-сектор-ярус.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механизации загрузо-разгрузочных работ с взрывчатыми и экологически опасными объектами. .

Изобретение относится к аварийно-спасательным машинам, используемым при ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций. .

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в конструкциях на колесах, перевозящих грузы различной массы. .

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в конструкциях на колесах, перевозящих грузы различной массы. .

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к аварийно-спасательной технике. .

Изобретение относится к транспортной технике, обеспечивающей безопасную транспортировку взрывчатых веществ. .

Изобретение относится к транспортным средствам. .

Изобретение относится к транспортным средствам для погрузки и перевозки сельскохозяйственных и других грузов. .

Изобретение относится к области авиации, в частности к аэродромному оборудованию самолетов для воздушного запуска газотурбинных двигателей. .

Изобретение относится к области радиоэлектроники, в частности к конструкции перебазируемых установок для контроля, диагностики, технического обслуживания и ремонта сложных радиоэлектронных систем.

Изобретение относится к навесным приспособлениям для мобильных ремонтных машин, в частности для ремонта люка полувагона. .

Изобретение относится к навесным приспособлениям для мобильных ремонтных машин, осуществляющих безотцепной ремонт подвижного железнодорожного состава, в частности замену поглощающего аппарата.

Изобретение относится к аварийно-спасательным машинам, используемым при ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций. .

Изобретение относится к передвижным химико-аналитическим лабораториям и может быть использовано для проведения анализов состава и свойств природной и технологической воды морского порта, содержания токсичных компонентов выхлопных газов, идентификации нефтепродуктов из разливов.

Изобретение относится к навесным приспособлениям для мобильных ремонтных машин, осуществляющих безотцепной ремонт подвижного железнодорожного состава, в частности смену пружин тележек и фрикционного клина.

Изобретение относится к технике интерактивного взаимодействия систем в процессе перемещения людей по заданной траектории. .

Изобретение относится к передвижным ремонтным мастерским, предназначенным для контроля, диагностики, ремонта и технического обслуживания технических систем в местах их эксплуатации.

Изобретение относится к транспортным средствам для транспортировки и размещения специальных служб, в частности ремонтных мастерских. .

Изобретение относится к области утилизации сложных технических систем, включая системы вооружений и военной техники, а именно к мобильным комплексам первичной утилизации сложных технических систем на местах их дислокации
Наверх