Муфта фрикционная кощеева е.и.

Изобретение относится к соединительным муфтам, в частности к муфтам фрикционным и способам их работы. Муфта фрикционная предназначена для привода движения инвалидной кресло-коляски и установлена на оси приводного колеса. Муфта фрикционная содержит ведущую и ведомую полумуфты с дисками сцепления, рычажную систему передачи момента вращения, толкатели, кинематически связанные с гравитационными элементами, сцепные сектора и рычаг-подлокотник. При этом толкатель выполнен в виде шарикового гнезда с подвижно сидящим в нем шариком и установлен с возможностью осевого перемещения в отверстии корпуса приводной полумуфты и воздействия на сцепной лабиринт в сочетании со сцепными секторами. Сцепной лабиринт установлен на усиках хомутов, жестко крепящихся на стержне плеча рычага-подлокотника, с возможностью настройки натяжения стенок сцепного лабиринта. Плечи рычагов переднего и заднего приводов движения кресло-коляски, на одном из которых сидит гравитационный элемент, соединены шарнирным звеном и установлены так, что поверхности их стержней непосредственно вступают в контакт с шариком шарикового гнезда. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей муфты, улучшении надежности и качества сцепления. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к соединительным муфтам, в частности к муфтам фрикционным.

Известны муфты фрикционные наиболее близкие по совокупности признаков к заявленному устройству, содержащие ведущую и ведомую полумуфты с дисками сцепления, рычажную систему передачи момента вращения муфты, установленной на оси приводного колеса инвалидной кресло-коляски, толкатели, кинематически связанные с гравитационными элементами, сцепные сектора и рычаг-подлокотник (см. RU 2260724 С2, F16D 3/16, "Способ работы фрикционной муфты и муфта фрикционная Кощеева Е.И., 2005 г., автор: Лаврентьев В.Н.).

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата, при использовании известного устройства, относится то, что в известном устройстве ограничены функциональные возможности, т.к. мала надежность сцепления сцепных элементов, существует вероятность самозаклинивания клиновых толкателей, сложна рычажная система связи клиновых толкателей с гравитационными элементами.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Задачей изобретения является создание муфты фрикционной с надежными качествами сцепления сцепных элементов и максимально простыми узлами включения и выключения сцепных элементов.

Технический результат - расширение функциональных возможностей рассматриваемой муфты фрикционной.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается за счет того, что в муфте фрикционной, содержащей ведущую и ведомую полумуфту с дисками сцепления, рычажную систему передачи момента вращения муфты, установленной на оси приводного колеса инвалидной кресло-коляски, толкатели, кинематически связанные с гравитационными элементами, сцепные сектора и рычаг-подлокотник, толкатель, выполненный в виде шарикового гнезда с подвижно сидящим в нем шариком, установлен с возможностью осевого перемещения в отверстии корпуса приводной полумуфты и воздействия на сцепной лабиринт в сочетании со сцепными секторами, сцепной лабиринт установлен на усиках хомутов, жестко крепящихся на стержне плеча рычаг-подлокотника с возможностью настройки натяжения стенок сцепного лабиринта, а плечи рычагов переднего и заднего привода движения кресло-коляски, на одном из которых сидит гравитационный элемент, соединены шарнирным звеном и установлены так, что поверхности их стержней непосредственно вступают в контакт с шариком шарикового гнезда.

При использовании отличительных признаков описываемых изобретений не выявлено каких-либо аналогичных известных решений.

На чертежах представлено:

фиг.1 - чертеж главного вида устройства муфты фрикционной, установленной на инвалидной кресло-коляске; фиг.2 - вид по "А" главного вида; фиг.3 - вид по "В" вида "А"; фиг.4 - фрагмент "D" вида по "A"; фиг.5 - сечение по "С-С" вида по "В".

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения с получением вышеуказанного технического результата в следующем.

Заявленная муфта 1 устанавливается совместно с приводным колесом 2 инвалидной кресло-коляски 3, при этом все режимы работы муфты 1, необходимые для перемещения кресло-коляски 3, выполняются рычаг-подлокотником 4, подвижно установленным через муфту 1 на оси колеса 2 (см. фиг.1 и 2), муфта 1 состоит из приводной части, корпус 5 которой сидит на оси 6 колеса 2 через подшипниковую втулку 7, корпус 5 жестко связан с рычаг-подлокотником 4, стержень 8 которого крепится на корпусе 5, а стержень 9 крепится на втулке 7 (см. фиг.3), в отверстии 10 корпуса 5 установлен толкатель 11, состоящий из шарикового гнезда 12, в котором подвижно сидит шарик 13, шариковое гнездо 12, проскальзывая в отверстии 10, воздействует на фрикционный лабиринт 14, который совместно с фрикционными секторами 15 и фрикционными дисками 16 составляет объединенный пакет рабочего привода инвалидного кресло-коляски в движение, фрикционный лабиринт 14 в растяжку сидит на усиках 17 хомутов 18 и 19, присверленных на стержне 8, ведомая часть муфты 1 состоит из набора фрикционная дисков 16, подвижно насаженных на шпильки 29, ввернутые в ступицу колеса 2 кресло-коляски 3, система рычагов 21, 22 и 23, объединенных шарнирным звеном 24, устанавливается на кронштейне 25 в подшипниковых гнездах 26 и 27, кронштейн 25 жестко крепится на раме кресло-коляски 3 в месте посадки оси 6 колеса 2, на резьбовую часть стержня рычага 21 навинчивается гравитационный элемент 28, который подвешивается на канатик 29 в любом удобном месте рамы кресло-коляски.

Работа по перемещению инвалидной кресло-коляски 3 осуществляется рукой человека, приводящего в движение рачаг-подлокотник 4 из нейтрального положения вперед и назад, в зависимости от выбора направления пути следования инвалидной кресло-коляски, далее все происходит по известному плану, описанному в прототипе.

Особенностью в работе предложенного изобретения является то, что шарик 13 шарикового гнезда 12 взаимодействует с рычагами 21 и 22, сечения которых и расположение относительно шарика 13 позволяют, при непосредственном контакте, создавать нормальное усилие на фрикционный пакет, а система рычагов построена так, что при переднем и заднем ходе используется один и тот же гравитационный элемент 28.

Такая схема устройства позволяет сильно упростить все узлы муфты 1, а также улучшить надежность и качество сцепления деталей приводной полумуфты с деталями ведомой полумуфты.

1. Муфта фрикционная, содержащая ведущую и ведомую полумуфты с дисками сцепления, рычажную систему передачи момента вращения муфты, установленной на оси приводного колеса инвалидного кресла-коляски, толкатели, кинематически связанные с гравитационными элементами, сцепные сектора и рычаг-подлокотник, отличающаяся тем, что толкатель, выполненный в виде шарикового гнезда с подвижно сидящим в нем шариком, установлен с возможностью осевого перемещения в отверстии корпуса приводной полумуфты и воздействия на сцепной лабиринт в сочетании со сцепными секторами, сцепной лабиринт установлен на усиках хомутов, жестко крепящихся на стержне плеча рычага-подлокотника с возможностью настройки натяжения стенок сцепного лабиринта.

2. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что плечи рычагов переднего и заднего приводов движения кресла-коляски, на одном из которых сидит гравитационный элемент, соединены шарнирным звеном и установлены так, что поверхности их стержней непосредственно вступают в контакт с шариком шарикового гнезда.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к приводам эскалаторов. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам структурирования для синхронизирующих устройств. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам (синхронизаторам) ступенчатых и диапазонно-бесступенчатых коробок передач колесных и гусеничных машин.

Привод // 2265764
Изобретение относится к области машиностроения, точнее к приводу, обеспечивающему относительное перемещение двух расположенных с возможностью поворота относительно друг друга в периферийном направлении деталей.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкциях устройств выключения сцепления транспортных средств. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкциях устройств включения сцепления транспортных средств. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкциях устройств включения сцепления транспортных средств. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для приведения в действие механизмов зубчатых передач или соосного соединения тяг, валов и т.д. .

Муфта // 2169300
Изобретение относится к нестандартному оборудованию и может быть использовано для приведения в действие механизмов зубчатых передач или соосного соединения тяг, валов и т.д.

Изобретение относится к дисковому синхронизатору, согласно ограничительной части п.1 формулы изобретения. .

Муфта // 2299367
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжело нагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков, бурового оборудования и специальных устройствах в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил.

Муфта // 2299366
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжело нагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков и специального оборудования в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил.

Муфта // 2299365
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков и специального оборудования в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил.

Муфта // 2299364
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов и станков, например в металлопрокатных станах, в качестве передач одностороннего действия.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в составе тормозов, управляемых сцепных, предохранительных и обгонных муфт и других механизмов.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к выключаемым муфтам, и может быть использовано в транспортных\ средствах. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводе различных многосекционных машин в режиме торможения, в частности в многосекционных изолировочных машинах кабельного производства .

Изобретение относится к области конструирования механического привода и может найти применение в различных отраслях машиностроения, где используется передача вращающих моментов между валами.
Наверх