Способ восстановления изношенных отверстий неподвижных соединений



Владельцы патента RU 2301140:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева" (RU)

Изобретение относится к областям машиностроения и ремонта деталей машин и может быть использовано для восстановления и повышения надежности узлов "шкворень-отверстие под шкворень" балки передних мостов автомобилей. При износе отверстий до 0,4 мм на диаметр нанесение покрытия из меди или ее сплавов осуществляют электроискровой обработкой при энергии импульсов 0,5-1,5 Дж и удельном времени обработки 2,5-3,5 мин/см2. При износе отверстий от 0,4-1 мм на диаметр нанесение слоя покрытия осуществляют электроискровой обработкой с удельным временем обработки 2,5-3,5 мин/см2. Вначале наносят слой средне- или высокоуглеродистой стали при энергии импульсов 1,5-2,5 Дж, а затем - слой меди или ее сплавов при энергии импульсов 0,5-1,5 Дж. Изобретение позволяет снизить фретинг-износ и адгезионное взаимодействие восстановленных отверстий неподвижных соединений. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.

 

Изобретение относится к областям машиностроения и ремонта деталей машин и может быть использовано для восстановления и повышения надежности узлов «шкворень-отверстие под шкворень» балки передних мостов автомобилей.

Известен способ ремонтных размеров [см. Авдеев М.В. и др. Технология ремонта машин и оборудования. - М.: «Агропромиздат», 1986. - 247 с.], заключающийся в том, что одну из сопрягаемых деталей, обычно сложную и дорогостоящую, механической обработкой доводят до заранее заданного ремонтного размера, а другую более простую и дешевую заменяют новой соответствующего ремонтного размера.

Применение указанного способа ремонта нетехнологично и экономически неэффективно из-за больших размеров балки и твердости обрабатываемых поверхностей НВ 241-302, что требует специального технологического оборудования, специальной оснастки и режущего инструмента с пластинами из твердого сплава. Изготовление ремонтного шкворня требует термическую обработку (HRC 58-60) и высокую точность механической обработки. Кроме того, уже после одной выпрессовки шкворня соединение теряет натяг из-за деформирования микровыступов контактирующих поверхностей и образования задиров. Последнее в значительной степени связано со склонностью материалов деталей к адгезионному взаимодействию.

Известен также способ ремонта узлов трения типа «плунжерная пара» (RU №2173731, МПК - 7 С23С 4/12, 26/00, опубл. 20.09.2001), заключающийся в нанесении на изношенную не более 0,14 мм на диаметр поверхность отверстий деталей слоя меди электроискровой обработкой на режимах с энергией импульсов 0,28-1,66 Дж и удельном временем обработки 2,0-3,0 мин/см2, а при износах 0,14-0,3 мм на диаметр предварительно наносят слой из стали на режимах с энергией импульсов 0,28-1,66 Дж и удельном временем обработки 2,5-4,0 мин/см2.

Использование данного способа для восстановления отверстий неподвижных соединений ограничено тем, что применение указанных режимов электроискровой обработки не позволяет восстанавливать отверстия с износами до 1 мм на диаметр, при этом тонкие слои не исключают фретинг-износа и адгезионного взаимодействия деталей неподвижных соединений.

Технический результат заключается в снижении фретинг-износа и адгезионного взаимодействия восстановленных отверстий неподвижных соединений за счет изменения физико-механических свойств рабочих поверхностей.

Технический результат достигается тем, что в способе восстановления изношенных отверстий неподвижных соединений, включающем нанесение слоя металлопокрытия методом электроискровой обработки, при износе отверстий до 0,4 мм на диаметр наносят покрытие из меди или ее сплавов при энергии импульсов 0,5-1,5 Дж и удельном временем обработки 2,5-3,5 мин/см2. При износе отверстий 0,4-1 мм на диаметр нанесение слоя покрытия осуществляют с удельным временем обработки 2,5-3,5 мин/см2, вначале из слоя средне- или высокоуглеродистой стали при энергии импульсов 1,5-2,5 Дж, а затем из слоя меди или ее сплавов при энергии импульсов 0,5-1,5 Дж.

Заявляемые материалы электродов и режимы электроискровой обработки обосновываются требованием по толщине и качеству направляемого слоя. Применение электродов из меди или ее сплавов снижает фретинг-износ и адгезионное взаимодействие деталей неподвижных соединений. Снижение энергии импульсов менее 0,5 Дж не позволяет получать покрытия, компенсирующие величину износа. При увеличении энергии импульсов более 1,5 Дж снижается качество наплавленного слоя, наблюдается его отслойка. Применение электродов из средне- или высокоуглеродистых сталей позволяет восстанавливать размеры изношенных деталей и обеспечивает высокую твердость подслоя, снижая фретинг-износ деталей неподвижных соединений. Снижение энергии импульсов менее 1,5 Дж не позволяет получать покрытия, компенсирующие величину износа. При увеличении энергии импульсов более 2,5 Дж снижается качество наплавленного слоя, образуются бугры, что затрудняет последующее нанесением равномерного покрытия электродом из меди или ее сплавов. При обработке поверхности отверстий менее 2,5 мин/см2 не обеспечивается необходимая толщина слоя металлопокрытия. Увеличение времени обработки более 3,5 мин/см2 повышения толщины не дает, при этом снижается производительность обработки.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом. При диаметральных значениях износов отверстий под шкворень до 0,4 мм, покрытие наносят с применением электродов из меди или ее сплавов электроискровой обработкой при энергии импульсов 0,5-1,5 Дж, частоте их следования 150-200 Гц и удельном временем обработки 2,5-3,5 мин/см2. При диаметральных значениях износов отверстий под шкворень от 0,4 до 1 мм сначала осуществляют нанесение слоя покрытия из средне- или высокоуглеродистой стали при энергии импульсов 1,5-2,5 Дж, частоте их следования 200-250 Гц и удельном времени обработки 2,5-3,5 мин/см2, после чего восстановленное отверстие обрабатывают разверткой, а затем производится электроискровая обработка электродом из меди или ее сплавов при энергии импульсов 0,5-1,5 Дж, частоте их следования 150-200 Гц и удельном времени обработки 2,5-3,5 мин/см2. Окончательная операция восстановления размера и формы отверстия - это чистовое развертывание или прошивка эталонным шкворнем, верхний допускаемый размер которого равен меньшему допускаемому размеру нового шкворня.

Исследование заявленных режимов электроискровой обработки отверстий под шкворень осуществляли на установке «Вестрон-31/1» в ручном режиме медным электродом при энергии импульсов 0,5-1,5 Дж, частоте их следования 150-200 Гц и удельном времени обработки 2,5-3,5 мин/см2 и электродом из средне- и высокоуглеродистой стали при энергии импульсов 1,5-2,5 Дж, частоте их следования 200-250 Гц и удельном времени обработки 2,5-3,5 мин/см2. Указанные режимы обработки выбраны из условия обеспечения необходимой толщины покрытий.

Результаты выбора электродных материалов для восстановления отверстий под шкворень стальной балки представлены в табл.1, из которой следует, что все выбранные материалы пригодны для восстановления отверстий.

Таблица 1
Результаты измерения толщины наплавленного слоя электродами из различных материалов
Материал электродаТолщина наплавленного слоя на диаметр, мм
Сталь 65Г1270-1390
Сталь У101180-1310
Медь M1680-810

Металлографические исследования проводили на микротвердомере ПМТ-3. Результаты исследования микротвердости покрытий, полученных электроискровой обработкой, представлены в табл.2.

Таблица 2
Результаты измерения микротвердости покрытий
Соединяемые металлыМикротвердость покрытий, МПа
30Х+М11560-1700
30Х+65Г7690-9200
30Х+У108170-10320

Микротвердость покрытия из меди M1б составляет 1560-1700 МПа, что в три раза выше микротвердости меди M1б в исходном состоянии, и 4500-5150 МПа на границе раздела с основным материалом, что примерно соответствует микротвердости стали 45 после термообработки (HRC 45...50).

При электроискровой обработке стали 30Х средне- и высокоуглеродистыми сталями 65Г и У10 изменение микротвердости покрытий от поверхности образца до основного материала имеет следующий характер: вначале наблюдается некоторое снижение ее до определенной глубины, а затем увеличение в зоне до линии раздела покрытия с исходной поверхностью. Такой характер изменения микротвердости покрытия весьма приемлем для восстановления отверстия под шкворень стальной балки и аналогичных деталей.

Для исследования усилий запрессовки и распрессовки были подготовлены четыре образца: один эталонный и три восстановленных электроискровой обработкой.

Максимальное усилие запрессовки эталонного шкворня равно 40 кН, а усилие распрессовки - 80 кН. Среднее усилие запрессовки восстановленных образцов равно 103,3 кН при среднеквадратическом отклонении 20,8 кН, а среднее усилие распрессовки равно 130,0 кН при среднеквадратическом отклонении равном нулю.

На диаграммах запрессовки шкворней в отверстия, восстановленные электроискровой обработкой, четко прослеживается постоянный рост усилия без стабилизации и падения, что говорит о нормальном процессе создания прессовой посадки. Увеличение максимального усилия запрессовки в восстановленные отверстия объясняется повышением твердости поверхности, которая при запрессовке подвержена меньшей деформации.

Внутренняя поверхность отверстия и наружная поверхность шкворня после распрессовки не имеют следов переноса материала смежной детали, следов схватывания, задиров и вырывов материала в отличие от эталонной пары. При абсолютном росте усилия распрессовки восстановленных соединений в 1,6 раза отношение усилия распрессовки к усилию запрессовки равно 1,3, а у эталонного соединения это отношение составляет 2,0.

Снижение отношения усилия распрессовки к усилию запрессовки восстановленных соединений в сравнении с эталонным соединением с 2,0 до 1,3 обеспечивается наличием мягкого медьсодержащего покрытия на восстановленной поверхности отверстия.

Эксплуатационным испытаниям были подвергнуты несколько комплектов автомобильных балок передней оси с восстановленными соединениями «шкворень-отверстие под шкворень». Проведенный после продолжительной эксплуатации осмотр деталей соединений показал, что у балок, восстановленных способом ремонтных размеров, имеются значительные по площади участки повышенного фретинг-износа, дальнейшее использование и последующий ремонт этих балок невозможен. Балки, восстановленные электроискровой обработкой, не имели фретинг-износа и сохранили работоспособность.

Таким образом, предлагаемый способ не только увеличивает толщину слоя металлопокрытия, но и снижает фретинг-износ и адгезионное взаимодействие деталей неподвижных соединений.

1. Способ восстановления изношенных отверстий неподвижных соединений, включающий нанесение слоя металлопокрытия методом электроискровой обработки, отличающийся тем, что при диаметральном износе отверстий до 0,4 мм покрытие наносят из меди или ее сплавов при энергии импульсов 0,5-1,5 Дж и удельным временем обработки 2,5-3,5 мин/см2.

2. Способ восстановления изношенных отверстий неподвижных соединений, включающий нанесение слоя металлопокрытия методом электроискровой обработки, отличающийся тем, что при диаметральном износе отверстий 0,4-1 мм нанесение слоя покрытия осуществляют с удельным временем обработки 2,5-3,5 мин/см2, вначале из слоя средне- или высокоуглеродистой стали при энергии импульсов 1,5-2,5 Дж, а затем из слоя меди или ее сплавов при энергии импульсов 0,5-1,5 Дж.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к технологии восстановления или упрочнения электродуговой наплавкой изношенных поверхностей стальных деталей, преимущественно пассажирских и грузовых вагонов железнодорожного подвижного состава.
Изобретение относится к области металлургии, в частности, к способу получения подложки из нитрида алюминия (AlN) и может найти применение для изготовления изделий с покрытиями.

Изобретение относится к области металлургии, в частности к установке для нанесения газотермических покрытий, и может найти применение в различных отраслях машиностроения при подготовке поверхностей к напылению.

Изобретение относится к металлургии, в частности к способу плазменного напыления покрытий и может найти применение в приборо- и машиностроении, в ортопедической стоматологии для изготовления прецизионных сопрягаемых пар, газопоглотителей, внутрикостных имплантантов с металлическими и композиционными покрытиями.

Изобретение относится к области металлургии, в частности способу получения эрозионно стойких теплозащитных покрытий методом плазменного напыления, и может найти применение в ракетной технике при изготовлении камер сгорания ЖРД с металлокерамическим эрозионно стойким теплозащитным покрытием на основе композиции ZrO2+ NiCr из механических смесей.

Изобретение относится к способу нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового пути. .

Изобретение относится к способу термического напыления на детали, предпочтительно на детали двигателя. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для получения сверхзвуковых газопламенных струй, например, при восстановлении и повышении технологических характеристик коленчатых валов автомобилей.

Изобретение относится к роботизированным станкам, а именно к подаче в них порошков. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к установке для напыления плазменных газотермических покрытий, и может быть использовано для нанесения металлических, металлокерамических и керамических покрытий напылением на поверхность при изготовлении и восстановлении деталей различной конфигурации.

Изобретение относится к изготовлению кристаллизаторов, в частности трубчатых или блочных, в стенке которых имеются каналы. .
Изобретение относится к технологии восстановления или упрочнения электродуговой наплавкой изношенных поверхностей стальных деталей, преимущественно пассажирских и грузовых вагонов железнодорожного подвижного состава.

Изобретение относится к области ремонта, а именно к сервисному ремонту и обслуживанию автоматических трансмиссий автомобилей. .
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам восстановления посадочных мест подшипников качения. .

Изобретение относится к области ремонта, а именно к восстановлению и упрочнению изношенных поверхностей буксовых шеек осей колесных пар способом электродуговой металлизации напылением.

Изобретение относится к области индукционного нагрева и может быть использовано для восстановления работоспособности, например, крупногабаритных азотированных коленчатых валов, получивших при эксплуатации задиры шеек.

Изобретение относится к области ремонта железнодорожного подвижного состава, в частности к восстановлению буксовых направляющих боковых рам 7 тележек грузовых вагонов.
Изобретение относится к области ремонтного производства и может быть использовано на машиностроительных и ремонтно-технических предприятиях агропромышленного комплекса.

Изобретение относится к технологическому оборудованию для ремонта тележек рельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области электрофизической и электрохимической обработки, в частности к электроэрозионному легированию, и может применяться для обработки поверхностей вкладышей подшипников.
Наверх