Подводное грузоподъемное устройство

Изобретение относится к аварийно-спасательной технике, а именно к устройствам для остропки и подъема затонувших объектов, лежащих на грунте. Подводное грузоподъемное устройство выполнено в виде двух невращающихся барабанов, размещенных один внутри другого и имеющих положительную плавучесть, причем внутренний барабан закреплен на внутренней стороне одной из реборд наружного барабана, а наружный барабан через разрывные замки и вертлюги подвешен на грузовом канате и соединен с якорем. На наружном барабане уложен маневровый трос, соединенный одним концом через верхний вертлюг с грузовым канатом, а на внутреннем барабане уложен и закреплен вспомогательный трос, другой конец которого через нижний вертлюг присоединен к якорю. Такое выполнение грузоподъемного устройства обеспечивает предотвращение безвозвратной потери якорей. 2 ил.

 

Изобретение относится к аварийно-спасательной технике, а именно к устройствам для остропки и подъема затонувших объектов, лежащих на грунте.

Известно устройство для доставки подъемного троса к подводным объектам, содержащее подъемный (грузовой) трос со световым и гидроакустическим маяками, якорь и соединительный трос (см. журнал «Военно-морская техника», 1970, №10, с.34).

Устройство имеет следующие недостатки:

1. Укладка соединительного троса не исключает возможности его запутывания в процессе опускания под воду, а также при разматывании соединительного троса.

2. Необходимость подъема вместе с объектом и якоря значительно снижает грузоподъемные возможности основного троса, так как требует применения более прочных, а следовательно, более тяжелых тросов, чем это необходимо для подъема объекта.

Известно другое устройство для доставки подъемного троса к подводным объектам (см. авторское свидетельство СССР №732167, опубликованное 05.05.80 в Бюллетене №17), которое принимаем в качестве прототипа.

Это устройство дополнительно снабжено вьюшкой, на которую намотан соединительный (маневровый) трос, механизм сброса (разрывным замком), верхним и нижним вертлюгами, что позволило устранить перечисленные выше недостатки.

Однако этому устройству присущи другие недостатки:

1. При выборке грузового каната для подъема остропленного объекта на поверхность вьюшка будет мешать подъему и потребуется переостропка объекта даже с применением водолазов, а это в сложных морских условиях требует много времени и чревато потерей уже поднятого объекта (что было на практике не один раз).

2. Якорь остается на грунте, т.е. теряется безвозвратно.

Задачей изобретения является повышение надежности устройства как при доставке подъемного троса на большую глубину, так и при подъеме остропленного объекта на поверхность без переостропки, а также предотвращение безвозвратной потери якорей.

Задача решается тем, что вьюшка выполнена в виде двух расположенных один внутри другого невращающихся и имеющих положительную плавучесть барабанов, причем внутренний барабан закреплен на внутренней стороне одной реборды наружного барабана. В то же время верхняя часть другой реборды наружного барабана через верхние разрывной замок и вертлюг соединена с грузовым канатом, а нижняя - через нижние разрывной замок и вертлюг соединена с якорем. Одновременно к грузовому канату через верхний вертлюг присоединен маневровый трос, который уложен на наружном барабане и зафиксирован на нем с помощью каболок или эластичного бандажа, а уложенный и закрепленный на внутреннем барабане вспомогательный трос присоединен через нижний вертлюг к якорю.

Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 изображены схематично предлагаемое устройство, затонувший объект и подводный аппарат; на фиг.2 - то же, после срабатывания верхнего и нижнего разрывных замков.

Устройство состоит из грузового каната 1, маневрового троса 2, уложенного на наружный барабан 3, внутри которого на правой реборде 4 закреплен внутренний барабан 5, предназначенный для укладки вспомогательного троса 6. Внутренняя полость внутреннего барабана, в целях придания барабанам положительной плавучести, заполнена легковесным заполнителем 7 (или может быть выполнена герметичной).

Левая реборда верхнего барабана 8 через верхний разрывной замок 9 и верхний вертлюг 10 соединена с грузовым канатом 1, а через нижний разрывной замок 11, нижний вертлюг 12 и трос 13 - с якорем 14.

Коренной конец маневрового троса 2 через верхний вертлюг 10 соединен с грузовым канатом 1, а его ходовой конец через вертлюг соединен, например, с огоном или любым другим устройством (закладным, захватным и т.п.), необходимым для остропки конкретного затонувшего объекта.

Один конец вспомогательного троса 6 закреплен на внутреннем барабане 5, а другой - через нижний вертлюг 12 соединен с тросом якоря 13. Выше вертлюга 10 установлены световой и гидроакустический маяки 15.

В качестве разрывного замка может использоваться глаголь-гак, пироболт и т.п.

Устройство в собранном виде опускается с надводного судна на грузовом канате 1 до укладки якоря 14 на грунт на минимально возможном расстоянии от затонувшего объекта. Подводный аппарат, ориентируясь по сигналам гидроакустического и светового маяков 15, подходит к наружному барабану 3, манипулятором захватывает свободный (ходовой) конец маневрового троса 2 и буксирует его к подводному объекту, при этом трос разматывается с барабана.

Подойдя к объекту, ПА закрепляет на нем доставленный ходовой конец маневрового троса 2, например, с помощью огона, карабина, захвата и т.п. Проверив надежность закрепления (после освобождения от троса), ПА удаляется на безопасное расстояние. Длина маневрового троса, при выполнении подобных работ, обычно составляет 50-70 м.

На судне подбирают грузовой канат 1 до отрыва якоря 14 от грунта на 5-10 м. При этом маневровый трос, за счет перемещения судна с устройством в заданном направлении, натягивается и продолжает разматываться («сходить») с барабана 3 в направлении его оси (по принципу «схода» лески с безынерционной спиннинговой катушки).

Маневровый трос зафиксирован на барабане каболками или эластичным бандажом, которые будут обрываться (растягиваться) при сматывании троса под натяжением. При «сходе» последнего витка маневрового троса 2 с барабана автоматически открывается верхний разрывной замок 9. Верхняя часть левой реборды 8 освобождается от крепления к грузовому канату. Устройство «переходит» в положение, показанное на фиг.2Б, т.е. линия «грузовой канат - маневровый трос - подводный объект» свободна и готова для подъема объекта на судно. Якорь 14 с «висящими» над ним барабанами ложится на грунт.

По готовности дается команда на открывание разрывного замка 11. Нижняя часть левой реборды 8 освобождается от крепления к якорю 14, и барабаны 3 и 5 под действием положительной плавучести начинают всплывать.

Вспомогательный трос 6 «сходит» с внутреннего барабана 5 и связка «якорь - вспомогательный трос - барабаны» занимает положение, показанное на фиг.2А.

После всплытия барабанов на поверхность вспомогательный трос 6 может использоваться как грузоподъемный, если его прочность достаточна для этого, или служить направляющим для доставки более прочного подъемного троса для якоря.

При изготовлении устройства целесообразно использовать неметаллические троса с плавучестью, близкой к нулю.

Технико-экономическое преимущество предлагаемого устройства по сравнению с прототипом (авторское свидетельство СССР №732167) состоит в том, что:

- устройство выполнено компактно, что упрощает технологию сборки и спуска его с борта судна на грунт;

- после буксировки и закрепления подводным аппаратом маневрового троса на объекте тросовые барабаны отделяются от грузового каната и линия «грузовой канат - маневровый трос - подводный объект», освобожденная от громоздких элементов, позволяет производить подъем объекта на судно без переостропки (безостановочно), что значительно повышает вероятность успешного подъема остропленного объекта;

- якорь с «висящими» над ним барабанами после отделения грузового каната могут быть подняты на судно и использованы повторно.

По состоянию на 2002 год устройство разработано на уровне технического предложения.

Подводное грузоподъемное устройство, включающее спускаемый с надводного судна грузовой канат со световым и гидроакустическим маяками, вьюшку с маневровым тросом, снабженным элементом закрепления троса к подводному объекту, якорь, вертлюги и разрывные замки, отличающееся тем, что устройство выполнено в виде двух невращающихся барабанов, размещенных один внутри другого и имеющих положительную плавучесть, причем внутренний барабан закреплен на внутренней стороне одной из реборд наружного барабана, а наружный - через разрывные замки и вертлюги подвешен на грузовом канате и соединен с якорем, при этом на наружном барабане уложен маневровый трос, соединенный одним концом через верхний вертлюг с грузовым канатом, а на внутреннем барабане уложен и закреплен вспомогательный трос, другой конец которого через нижний вертлюг присоединен к якорю.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судоподъемной технике, в частности к устройствам подъема затонувших объектов с помощью плавучих кранов, крановых судов, судоподъемных судов и барж.

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов. .

Изобретение относится к средствам спасения судов, терпящих бедствие, и, кроме того, может применяться для подъема затонувших объектов. .

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов. .

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов. .

Изобретение относится к технике судоподъемно-спасательного дела, преимущественно к технологии доставания из больших глубин судов, надводных кораблей, подводных лодок и других крупных объектов.

Изобретение относится к области грузоподъемных устройств, предназначенных для подъема затонувших судов, подводных лодок и других грузов. .

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов
Наверх