Способ динамической корректировки положения светового пучка фар мототранспортного средства в процессе выполнения поворотов и устройство для его осуществления

Способ динамической корректировки положения светового пучка фар мототранспортных средств в процессе выполнения поворотов включает формирование пучка соответствующего режима освещения путем его концентрации на вход волоконно-оптического преобразователя изображения, трансформацию изображения на выходе волоконно-оптического преобразователя изображения в конфигурацию, зеркальную по форме создаваемому фарой светораспределению, проекцию изображения, сформированного на выходе волоконно-оптического преобразователя изображения на плоскость дорожного полотна. Также данный способ включает получение информации о характере движения мототранспортного средства, обработку упомянутой информации и формирование управляющего сигнала на входе исполнительного механизма, отработку исполнительным механизмом управляющего сигнала путем поворота волоконно-оптического преобразователя изображения таким образом, чтобы при наклоне транспортного средства в процессе выполнения поворотов обеспечивалась стабилизация положения светового пучка соответствующего режима освещения относительно плоскости дорожного полотна, поворот волоконно-оптического преобразователя осуществляют вокруг оптической оси фары. Устройство содержит привод с блоком управления, выполненный в виде шагового двигателя, на валу которого установлен шкив с кулачком, датчик положения мотоцикла относительно плоскости дорожного полотна. Обоймы-шкивы каждого из преобразователей жестко связаны через шкив привода друг с другом двумя упругими лентами, один конец которых жестко закреплен на шкиве привода, а вторые концы соединены друг с другом натяжным механизмом. Шкив связан с корпусом через упругий элемент. Оправы с установленными в них кондесорными линзами установлены с возможностью поворота относительно корпуса вокруг оси привода. Технический результат - обеспечение корректировки положения световых пучков фар мототранспортных средств в процессе выполнения динамических поворотов при неизменных светотехнических характеристиках, минимальной мощности привода, способности точного возврата системы в номинальное положение при отсутствии управляющего сигнала и улучшение светотехнических характеристик системы. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 12 ил.

 

Изобретение относится к области транспортной светотехники, а более конкретно к способам и устройствам формирования светового пучка фар транспортных средств и управления их положением относительно плоскости дорожного полотна.

Одной из актуальных задач повышения безопасности дорожного движения с участием мототранспортных средств является исключение ослепления водителей встречного транспорта и потери видимости возникающих в процесс выполнения ими поворотов, как это показано на фиг.1 и 2. Анализ известных методов и средств, направленных на устранение этого недостатка, показывает, что их можно свести к трем принципиальным решениям:

- использование (см. патент № 10102292 C1, ФРГ, М. кл. B60Q 1/115, 1/04, 11/00, B62J 6/02 от 19.01.2001 г.) по меньшей мере трех стационарно установленных оптических элементов, один из которых расположен в номинальном положении, т.е. в положение, при котором горизонтальная часть светотеневой границы перпендикулярна направлению движения, а два других повернуты вокруг оси, совпадающей с направлением движения в разные стороны на среднестатистический угол наклона мотоцикла при повороте. Такой подход не обеспечивает решения поставленной задачи, так как угол, на который развернуты дополнительные фары, - жестко фиксированный, а угол наклона мотоцикла к плоскости дорожного полотна изменяется в зависимости от скорости прохождения поворотов и его радиуса в достаточно значительном диапазоне от 0 до 35°;

- использование (см. патенты № 2415783, ФРГ, М. кл. B60Q 1/10, B62J 5/02 от 02.04.1973 г. № 2556876, ФРГ, М. кл. B60Q 1/10 от 19.12.1974 г., № 19817594 А1, ФРГ, М. кл. B60Q 1/10, 1/08, 1/12, B62J 6/02 от 20.04.1998 г. № 19906208 С2, ФРГ, М. кл. B60Q 1/08, B62J 6/02 от 15.02.1999 г., № 19908481 С2, ФРГ, М. кл., B62J 6/02 от 26.01.1999 г.) системы, включающей оптический элемент, сопряженный с исполнительным механизмом привода, систему датчиков положения мотоцикла относительно дорожного полотна, в результате работы которых исполнительный механизм поворачивает весь оптический элемент или фару в сборе на угол, соответствующий углу наклона мотоцикла к плоскости дорожного полотна. Такой подход к решению поставленной задачи имеет ряд существенных недостатков:

во-первых, в зависимости от количества оптических элементов в таких конструкциях используется и соответствующее количество приводов, что существенно усложняет конструкцию;

во-вторых, поворот оптического элемента или фары в сборе, имеющих относительно большую массу, требует повышенной потребляемой мощности привода и исполнительных механизмов, что при ограниченной мощности генератора мотоцикла является практически невыполнимой задачей;

- использование (см. патенты № 3917263 А1, № 4102586 С2, ФРГ, М. кл. B60Q 1/10 и B62J 6/02) фар проекторной системы освещения, фары ближнего света которой с помощью привода, отрабатывающего соответствующее рассогласование по углу при наклоне мотоцикла, поворачивают сектор, выполняющий функцию экрана, формирующего светотеневую границу.

Однако такой подход к решению задачи также имеет ряд существенных недостатков, основным из которых является значительные потери светового потока на экране в случае выполнения отражателя осесимметричным и относительно небольшие углы рассеяния фары в горизонтальной плоскости, что приводит к необходимости использования в конструкции рассеивателя, либо в случае использования полиэллипсоидных значительным (недопустимым по требованиям, предъявляемым к фарам транспортных средств) изменениям характера светораспределения, обусловленным перекрытием подвижным экраном несимметричного пучка, сформированным полиэллипсоидным отражателем в плоскости установки экрана.

Известен также способ формирования светового пучка фары транспортного средства, реализованный в конструкции однорежимной фары транспортного средства проекторного типа (см. патент Италии № 1285998, М. кл. B60Q от 26.11.1996 г.). Этот способ формирования светового пучка включает процессы: концентрации излучения источника света эллипсоидным отражателем в области его второй фокальной плоскости на входном торце волоконно-оптического преобразователя изображения, трансформацию волоконно-оптическим преобразователем изображения сконцентрированного изображения тела накала в изображение на его выходном торце, зеркально соответствующее по форме создаваемому фарой светораспределению, проекцию выходного торца волоконно-оптического преобразователя изображения конденсорной линзой, а также процесс корректировки положения светового пучка относительно плоскости дорожного полотна и кузова транспортного средства, который в этом случае предполагает поворот оптического элемента в сборе относительно кузова транспортного средства вокруг его оптической оси, что, по существу, является основным недостатком этой конструкции, поскольку реализация процесса корректировки положения светового пучка такой фары требует довольно мощного привода и громоздкого исполнительного механизма из-за относительно большой длины ее оптического элемента по сравнению с традиционными, в силу чего основные недостатки, присущие традиционному устройству корректировки светового пучка, в такой конструкции фары усугубляются, т.е. увеличиваются относительные габариты фары и масса, снижая тем самым надежность ее работы.

Конструкция этой фары содержит эллипсоидный отражатель с установленными в одном его фокусе телом накала источника света, корректирующий экран, жесткий, короткий волоконно-оптический преобразователь изображения, установленный неподвижно на монтажном фланце и конденсорную линзу, причем входной торец фокона волоконно-оптического преобразователя изображения, обращенный к отражателю, расположен за корректирующим экраном в области второго фокуса отражателя и имеет форму кружка рассеяния изображения тела накала, сформированного отражателем в его второй фокальной плоскости, а выходной торец волоконно-оптического преобразователя изображения, направленный к конденсорной линзе, имеет форму, совпадающую с конфигурацией создаваемого фарой светораспределения, и размещенный в фокальной плоскости линзового рассеивателя, выполненного в виде конденсорной линзы, при этом тело накала источника света смещено вдоль оптической оси отражателя в направлении входного торца волоконно-оптического преобразователя, площадь которого (Sвых) связана с максимальной площадью фокона (Sф) соотношением Sф=(1...1,3)Sвых, а сам выходной торец волоконно-оптического преобразователя выполнен в виде вогнутого цилиндра.

Это техническое решение позволяет избавиться от ряда недостатков, присущих традиционным конструкциям световых приборов, рассмотренным ранее.

Оно позволяет обеспечить контрастную светотеневую границу режимов «ближний свет» и «противотуманное освещение» без хроматической аберрации, повысить степень унификации при изготовлении фар различного назначения, в большей степени использовать световой поток источника света, снизить тепловую нагрузку на проецирующую оптику, улучшить светотехнические характеристики реализуемых режимов освещения.

Однако ряд недостатков присущ и этой конструкции, а именно:

- поскольку все элементы светооптической схемы в данной конструкции установлены неподвижно, корректировка положения светового пучка такой фары мототранспортного средства в процессе выполнения поворотов возможна только при повороте оптического элемента в сборе вокруг своей оптической оси, что приводит ко всем перечисленным выше недостаткам для других конструктивных исполнений - значительной мощности привода, увеличенным габаритам исполнительных механизмов и, как следствие, низкой надежностью в силу достаточно сложной конструкции исполнительного механизма.

Особую трудность при использовании такого метода корректировки положения светового пучка вызывает его возврат в номинальное положение при выходе из строя привода, так как в этом случае потребуется возвращать значительную массу с помощью довольно мощного и сложного конструктивно исполнительного механизма.

Задачей заявляемого технического решения является обеспечение корректировки положения световых пучков фар мототранспортных средств в процессе выполнения динамических поворотов при неизменных светотехнических характеристиках, минимальной мощности привода, способности точного возврата системы в номинальное положение при отсутствии управляющего сигнала и улучшение светотехнических характеристик системы.

Поставленная задача реализуется за счет того, что в способе корректировки положения световых пучков фар мототранспортных средств в процессе выполнения динамических поворотов, включающем формирование светового пучка соответствующего режима освещения путем его концентрации на вход волоконно-оптического преобразователя изображения, трансформацию изображения на выходе волоконно-оптического преобразователя изображения в конфигурацию, зеркальную по форме создаваемому светораспределению, проекцию изображения, сформированного на выходе волоконно-оптического преобразователя изображения на плоскость дорожного полотна, а также получение информации о характере движения мототранспортного средства, обработку упомянутой информации и формирование управляющего сигнала на входе исполнительного механизма, отработку исполнительным механизмом рассогласования путем поворота волоконно-оптического преобразователя изображения вокруг оптической оси фары.

Конструктивно поставленная задача обеспечивается за счет того, что в блок-фаре, содержащей привод с блоком управления, датчик положения мотоцикла относительно плоскости дорожного полотна, установленные в корпусе два осесимметричных эллипсоидных отражателя, каждый из которых снабжен источником света с протяженным вдоль оптической оси отражателя телом накала, расположенным в области первого его фокуса, волоконно-оптические преобразователи изображения, имеющие два торца входной и выходной, при этом входной торец расположен в области второго фокуса отражателя и имеет конфигурацию изображения тела накала, сформированного отражателем во второй фокальной плоскости, а его выходной торец имеет конфигурацию, зеркально соответствующую форме создаваемого светораспределения, и расположен в фокальной плоскости соответствующей конденсорной линзы, размещенных на оправе, привод выполнен в виде шагового двигателя, на валу которого установлен шкив с кулачком, а волоконно-оптические преобразователи изображения установлены в обойме-шкиве с возможностью поворота вокруг оптической оси отражателя в подшипниках, при этом обоймы-шкивы каждого из волоконно-оптических преобразователей изображения жестко связаны через шкив привода друг с другом двумя упругими лентами, один конец которых жестко закреплен на шкиве привода, средняя их часть - на соответствующих обоймах-шкивах волоконно-оптических преобразователей изображения, а вторые концы соединены друг с другом натяжным механизмом.

Кроме того, для обеспечения высокой точности возврата световых пучков фар в номинальное положение при отключенном приводе со шкивом связан упругий элемент (пружина), один конец которой закреплен на корпусе, а второй - на шкиве.

В другом варианте конструкции улучшение светотехнических характеристик достигается тем, что оправа с размещенными на ней кондесорными линзами установлена с возможностью поворота относительно корпуса вокруг оси привода.

Предлагаемый способ корректировки положения светового пучка фар мототранспортных средств в процессе выполнения динамических поворотов и реализующая его конструкция позволяют за счет изменения положения светового пучка фар мототранспортного средства в плоскости, перпендикулярной направлению движения, путем поворота волоконно-оптических преобразователей изображения вокруг своей оптической оси с помощью привода с исполнительным механизмом и блока управления с датчиком о характере движения на угол, равный углу наклона мототранспортного средства к плоскости дорожного полотна в момент выполнения поворотов, обеспечить высокую точность корректировки положения световых пучков в реальном масштабе времени, сохранив при этом неизменными светотехнические характеристики.

Кроме того, установка волоконно-оптических преобразователей изображения с возможностью поворота вокруг своей оптической оси с помощью привода, выполненного в виде шагового двигателя со шкивом, связанным с волоконно-оптическими преобразователями изображения, двумя упругими лентами, один конец которых жестко закреплен на шкиве привода, средняя их часть - на соответствующих обоймах-шкивах волоконно-оптических преобразователей изображения, а вторые концы соединены друг с другом натяжным механизмом, позволяет одновременно обеспечить синхронный поворот волоконно-оптических преобразователей изображения обоих режимов освещения при подаче управляющего сигнала, а также возврат в номинальное положение при отсутствии сигнала, например при неисправности системы.

Связь шкива с корпусом через упругий элемент позволяет обеспечить возврат волоконно-оптических преобразователей изображения в номинальное положение с максимальной точностью, что, в свою очередь, предполагает более стабильную работу системы.

Наряду с перечисленными преимуществами установка оправы с размещенными на ней кондесорными линзами с возможностью поворота вокруг оси привода относительно выходных торцов волоконно-оптических преобразователей изображения, смонтированных в корпусе, позволяет с максимальной точностью отрегулировать взаимное положение пучков дальнего и ближнего света, что в значительной мере улучшает степень восприятия дорожной обстановки в ночное время суток при работе системы освещения в целом.

Заявителю неизвестно использование отличительных признаков предлагаемого технического решения в другой совокупности отличительных признаков.

Сущность изобретения иллюстрируется чертежами и схемами, показанными на фиг.1 - 12.

На фиг.1 показан фронтальный вид в ситуации разъезда автомобиля и мотоцикла, не оснащенного корректором положения светового пучка фар при выполнении им правого поворота.

На фиг.2 показан след на плоскости дорожного полотна светового пучка фары мотоцикла, выполняющего правый поворот, не оснащенного динамическим корректором.

На фиг.3 показано сечение фары горизонтально-проецирующей плоскостью.

На фиг.4 показан фронтальный вид на исполнительный механизм в положении движения мотоцикла по прямолинейному участку дороги.

На фиг.5 показан фронтальный вид на исполнительный механизм в положении движения мотоцикла при выполнении поворота.

На фиг.6 показан фронтальный вид на исполнительный механизм с дополнительным стабилизатором номинального положения световых пучков при движении мотоцикла по прямолинейному участку.

На фиг.7 показан фронтальный вид на исполнительный механизм с дополнительным стабилизатором номинального положения световых пучков в процессе выполнения поворота.

На фиг.8 показан фронтальный вид на исполнительный механизм с дополнительным стабилизатором номинального положения световых пучков в процессе выполнения поворота при отказе привода.

На фиг.9 показан механизм взаимной регулировки положения световых пучков дальнего и ближнего света.

На фиг.10 показан механизм взаимной регулировки в действии.

На фиг.11 показан след светового пучка фары на плоскости дорожного полотна при использовании предлагаемого изобретения.

На фиг.12 показан фронтальный вид в ситуации разъезда автомобиля и мотоцикла, оснащенного корректором положения светового пучка фар при выполнении им правого поворота.

Способ для корректировки положения светового пучка фар в процесс выполнения динамических поворотов включает формирование светового пучка соответствующего режима освещения путем его концентрации на вход волоконно-оптического преобразователя изображения, трансформацию изображения на выходе волоконно-оптического преобразователя изображения в конфигурацию, зеркальную по форме создаваемому светораспределению, проекцию изображения, сформированного на выходе волоконно-оптического преобразователя изображения на плоскость дорожного полотна, а также получение информации о характере движения мототранспортного средства, обработку упомянутой информации и формирование управляющего сигнала на входе исполнительного механизма, отработку исполнительным механизмом рассогласования путем поворота волоконно-оптического преобразователя изображения вокруг оптической оси фары.

Фара мототранспортного средства с динамическим корректором положения светового пучка в процессе выполнения поворотов содержит (см. фиг.3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11) несущий кронштейн 1 с оправами 2 и 3 и смонтированными на них отражателями дальнего 4 и ближнего 5 света, выполненными в виде осесимметричных эллипсоидов с источниками света 6, с телом накала 61, установленными в области первых фокусов 7 и 8 и сдвинутыми вперед вдоль оптических осей 9 и 10 отражателей 4 и 5. На кронштейне 1 в центре между оправами 2 и 3 закреплен шаговый электродвигатель 11, подключенный к бортовой сети, через блок управления 12 и датчик начала отсчета 13. На валу 14 двигателя 11 установлены приводной шкив 15 с кулачком 16 и датчик 17 положения мототранспортного средства относительно дорожного полотна, подключенный к блоку управления 12. На кронштейне 1 также размещены волоконно-оптические преобразователи изображения 18 и 19 дальнего и ближнего света соответственно, установленные в шкивах-оправах 20 и 21 с возможностью поворота на подшипниках 22 вокруг осей 9 и 10. При этом волоконно-оптические преобразователи изображения 18 и 19 имеют по два торца входные 23, 24 и выходные 25, 26. Входные торцы 23, 24 расположены в области второго фокуса 27, 28 отражателей 4 и 5 и имеют конфигурацию изображения тела накала 61, сформированного отражателями 4 и 5 во второй фокальной плоскости 29, а их выходные торцы 25, 26 имеют конфигурацию, зеркально соответствующую форме создаваемого светораспределения. На кронштейне 1 смонтирована также панель 30 с оправами 31 и конденсорными линзами 32 и 33 оптических элементов дальнего и ближнего света соответственно, установленными так, чтобы их фокальная плоскость 34 совпадала с положением выходных торцов 25, 26 волоконно-оптических преобразователей изображения 18 и 19. При этом шкивы-оправы 20 и 21 жестко связаны с приводным шкивом 15 упругими лентами 35 и 36, направленными навстречу друг к другу и замкнутыми натяжным механизмом 37.

В другом варианте исполнения конструкция фары снабжена дополнительным стабилизатором начального положения волоконно-оптических преобразователей изображения 18 и 19, выполненного в виде связанного со шкивом 15 привода упругого элемента 38 (пружины), один конец 39 которого закреплен на корпусе 1, а другой конец 40 - на шкиве 15, причем таким образом, чтобы ненапряженное (или наименее напряженное) состояние пружины 38 приходилось на положение, при котором выходные торцы 25, 26 волоконно-оптических преобразователей изображения 18 и 19 обеспечивают номинальное расположение соответствующих световых пучков.

Еще в одном варианте исполнения для обеспечения регулировки взаимного положения пучков дальнего и ближнего света в вертикальной плоскости панель 30 с размещенными на ней в оправах 31 и конденсорными линзами 32 и 33 установлена с возможностью поворота относительно кронштейна 1 вокруг оси вала 14 привода 11 в пазах 41 с помощью регулировочного винта 42 и пружины 43.

Осуществляется способ динамической корректировки положения светового пучка фар мототранспортных средств в процессе выполнения поворотов следующим образом.

Поскольку поворот мототранспортного средства может осуществляться при любом режиме освещения (дальний или ближний свет) система предполагает ее работу независимо от выбранного режима, например режима ближний свет.

Излучение от тела накала 61 источника света 6 концентрируется эллипсоидным отражателем 5 в области его второй фокальной плоскости 26 на входном торце 22 волоконно-оптического преобразователя изображения 18, имеющим конфигурацию изображения тела накала 61, сформированного отражателем 5 в его второй фокальной плоскости 29 вокруг его второго фокуса 28, далее сконцентрированное изображение тела накала, полученное на входном торце 24, трансформируется волоконно-оптическим преобразователем изображения 19 в изображение на его выходном торце 26, имеющем форму, зеркально совпадающую с формой границ, создаваемого фарой светораспределения, затем выходной торец 26 волоконно-оптического преобразователя изображения 19 проецируется на дорожное полотно линзой 33.

В процессе выполнения поворотов мототранспортное средство в результате динамических воздействий наклоняется вместе с фарой на угол α, как это показано на фиг.5, при этом датчик 17 положения мототранспортного средства относительно дорожного полотна измеряет угол и формирует сигнал на входе блока управления 12, где осуществляется обработка информации о характере движения мототранспортного средства и формирование управляющего сигнала на входе исполнительного механизма - привода (шагового электродвигателя) 11, жестко связанного через шкив 15 со шкивами-оправами 20 и 21, в которых установлены волоконно-оптические преобразователи изображения 18 и 19 дальнего и ближнего света соответственно, после чего управляющий сигнал отрабатывается исполнительным механизмом в виде поворота волоконно-оптических преобразователей изображения 18 и 19 вокруг оптической оси фары на угол α, обеспечивая тем самым стабилизацию положения светового пучка в данном режиме освещения.

Работает фара мототранспортного средства с динамическим корректором положения светового пучка в процессе выполнения поворотов следующим образом.

Излучение от тела накала 61 источника света 6, расположенного в области первого фокуса 7 эллипсоидного отражателя 5, концентрируется отражателем 5 в области его второй фокальной плоскости 29 на входном торце 24 волоконно-оптического преобразователя изображения 19, имеющем конфигурацию изображения тела накала 61, сформированного отражателем 5 в его второй фокальной плоскости 29 вокруг его второго фокуса 28 (при ориентации тела накала вдоль оптической оси отражателя, это круг), далее сконцентрированное изображение тела накала, полученное на входном торце 24, трансформируется волоконно-оптическим преобразователем изображения 19 в изображение на его выходном торце 26, имеющем форму, зеркально совпадающую с формой границ, создаваемого фарой светораспределения, затем выходной торец 26 волоконно-оптического преобразователя изображения 19 проецируется на дорожное полотно линзой 33.

В процессе выполнения поворотов мототранспортное средство в результате динамических воздействий наклоняется вместе с фарой на угол α, как это показано на фиг.5, при этом датчик 17 положения мототранспортного средства относительно дорожного полотна, установленный на валу 14 привода 11, измеряет угол и формирует сигнал на входе блока управления 12, где осуществляется обработка информации о характере движения мототранспортного средства и формирование управляющего сигнала на входе исполнительного механизма - привода (шагового электродвигателя) 11, жестко связанного через шкив 15 со шкивами-оправами 20 и 21, в которых установлены волоконно-оптические преобразователи изображения 18 и 19 дальнего и ближнего света соответственно, после чего управляющий сигнал отрабатывается исполнительным механизмом в виде поворота волоконно-оптических преобразователей изображения 18 и 19 вокруг оптической фары на угол α, обеспечивая тем самым стабилизацию положения светового пучка, работающего режима освещения при выполнении мототранспортным средством динамического поворота, исключая ослепление водителей встречного транспорта при улучшении дальности видимости дорожного полотна, как это показано на фиг.10 и 11.

При этом, поскольку связь шкива 15 привода 11 со шкивами-оправами 20 и 21 волоконно-оптических преобразователей изображения 18 и 19 осуществляется с помощью упругих лент 35 и 36, направленных навстречу друг к другу и замкнутых натяжным механизмом 37, то в случае выхода привода 11 из строя (обрыв питания и т.п.) под действием сил, возникающих при закручивании упругих лент 35 и 36, волоконно-оптические преобразователи изображения 18 и 19 будут стремиться занять номинальное положение, зафиксированное при изготовлении.

Другой вариант конструктивного исполнения с более точной установкой начального положения светового пучка фар в случае выхода из строя привода 11 работает аналогично рассмотренному ранее, с той лишь разницей, что при повороте шкива 15 привода 11 пружина 38 деформируется, при этом, так как ее концы остаются закрепленными на корпусе 1 и шкиве 15, меняется лишь деформация (в частности, растяжение) пружины, и усилие деформации как функция угла поворота шкива. Поэтому при отключении привода 11 вследствие его неисправности пружина 38 сработает как возвратная пружина, вернув шкив 15, а следовательно, и волоконно-оптические преобразователи изображения 18 и 19 в исходное положение, соответствующее их номинальной установке.

Вариант исполнения, обеспечивающий регулировку взаимного положения световых пучков дальнего и ближнего света, также работает аналогично описанному ранее. Разница заключается в том, что она позволяет получить лучшие характеристики системы при ее работе в режиме «дальний свет». Этот эффект достигается тем, что при регулировке относительного положения световых пучков перемещением регулировочного винта 42, поджатого пружиной 43, происходит изменение относительного углового положения панели 30 с размещенными в ней конденсорными линзами 32 и 33 и кронштейна 1 с установленными в нем волоконно-оптическими преобразователями изображения 18 и 19. В результате происходит смещение оптической оси проецирующих элементов 32 и 33 (линз) относительно изображения, сформированного на выходных торцах 25 и 26 волоконно-оптических преобразователей изображения 18 и 19, что, в свою очередь, приведет к относительному изменению положения их проекций - дальнего света - вниз, а ближнего света - вверх или наоборот в зависимости от направления вращения опоры. Изменяя, таким образом, относительное положение сформированных изображений световых пучков, можно добиться такого положения области максимальной освещенности режима, при котором дальний свет будет точно расположен над положением светотеневой границе ближнего света на номинальную величину, равную 1%, чем обеспечивается оптимальное соотношение уровней освещенности режимов дальнего и ближнего света и комфортное восприятие дорожной обстановки в темное время суток.

1. Способ динамической корректировки положения светового пучка фар мототранспортных средств в процессе выполнения поворотов, включающий формирование светового пучка соответствующего режима освещения путем его концентрации на вход волоконно-оптического преобразователя изображения, трансформацию изображения на выходе волоконно-оптического преобразователя изображения в конфигурацию, зеркальную по форме создаваемому фарой светораспределению, проекцию изображения, сформированного на выходе волоконно-оптического преобразователя изображения на плоскость дорожного полотна, а также получение информации о характере движения мототранспортного средства, обработку упомянутой информации и формирование управляющего сигнала на входе исполнительного механизма, отработку исполнительным механизмом управляющего сигнала, отличающийся тем, что отработка исполнительным механизмом управляющего сигнала осуществляется путем поворота волоконно-оптического преобразователя изображения таким образом, чтобы при наклоне транспортного средства в процессе выполнения поворотов обеспечивалась стабилизация положения светового пучка соответствующего режима освещения относительно плоскости дорожного полотна.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что поворот волоконно-оптического преобразователя осуществляют вокруг оптической оси фары.

3. Устройство для динамической корректировки положения светового пучка фар мототранспортных средств в процессе выполнения поворотов, включающий установленные в корпусе два осесимметричных эллипсоидных отражателя для формирования соответствующего режима освещения, каждый из которых снабжен источником света с протяженным вдоль оптической оси отражателя телом накала, расположенным в области первого его фокуса, волоконно-оптические преобразователи изображения, имеющие два торца - входной и выходной, при этом входной торец расположен в области второго фокуса отражателя и имеет конфигурацию изображения тела накала, сформированного отражателем во второй фокальной плоскости, а его выходной торец имеет конфигурацию, зеркально соответствующую форме создаваемого фарой светораспределения, и расположен в фокальной плоскости соответствующей конденсорной линзы, установленной в оправе, датчик положения мотоцикла относительно плоскости дорожного полотна и привод поворота корпуса с блоком управления, отличающееся тем, что привод поворота выполнен в виде шагового двигателя, на валу которого установлен шкив с кулачком, а волоконно-оптические преобразователи изображения установлены в обойме с возможностью поворота таким образом, чтобы при наклоне транспортного средства в процессе выполнения поворотов обеспечивалась стабилизация положения светового пучка соответствующего режима освещения относительно плоскости дорожного полотна, при этом обоймы каждого из волоконно-оптических преобразователей изображения жестко связаны через шкив привода друг с другом двумя упругими лентами, один конец которых жестко закреплен на шкиве привода, средняя их часть - на соответствующих обоймах волоконно-оптических преобразователей изображения, а вторые концы соединены друг с другом натяжным механизмом.

4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что поворот волоконно-оптического преобразователя осуществляется вокруг оптической оси фары.

5. Устройство по п.3, отличающееся тем, что шкив связан с корпусом через упругий элемент.

6. Устройство по любому из пп.3-5, отличающееся тем, что оправы с установленными в них конденсорными линзами установлены с возможностью поворота относительно корпуса вокруг оси привода.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тканям или другим текстильным продуктам, включающим просвещаемые волокна, и к изделию, изготовленному из этого текстильного продукта и снабженному источником света.

Изобретение относится к устройствам формирования различных режимов освещения и может найти применение в медицине, прожекторной, транспортной технике, и др. .

Изобретение относится к устройствам освещения с боковой подсветкой. .

Изобретение относится к волоконной оптике, а именно к осветительным устройствам транспорта на основе волоконно-оптических жгутов. .

Изобретение относится к волоконно-оптическим осветительным устройствам и может найти применение для подсветки различных объектов, например в микроскопах, для освещения внутренних полостей, в медицинских целях.

Изобретение относится к осветительному оборудованию, предназначенному для декоративной подсветки объектов различного назначения, например, кафе, ресторанов и т.д.

Изобретение относится к световым декоративным светильникам и может применяться в качестве интерьерного светильника, информационного знака, маркера, элемента рекламного устройства, аварийной сигнализации.

Изобретение относится к области светотехники и предназначено для декоративной подсветки объектов различного назначения. .

Изобретение относится к области электротехники, а именно к способам активации химических реакций с помощью оптического излучения. .

Изобретение относится к осветительной системе, в частности к системе для использования в домашнем холодильнике. .

Изобретение относится к области транспортной светотехники, а более конкретно к конструкциям световых приборов автотранспортных средств, методам и устройствам регулирования и корректирования положения их светового пучка.

Изобретение относится к источникам света для фар транспорного средства, работающих в режиме “ближний свет” - “дальний свет”. .

Изобретение относится к осветительному оборудованию и предназначено для индивидуального пользования в салонах транспортных средств. .

Изобретение относится к медицинской технике, относится к конструкциям хирургических светильников и позволяет выполнять юстировку и регулировку светооптических систем.

Изобретение относится к светотехнике, а именно к осветительным устройствам с переменным световым пучком, и позволяет расширить эксплуатационные возможности. .

Изобретение относится к светотехнике , в частности к светильникам с изменяемым светораспределением, и позволяет упростить конструкцию и расширить эксплуатационные возможности .

Изобретение относится к области транспортной светотехники, а более конкретно к конструкциям световых приборов автотранспортных средств, методам и устройствам регулирования и корректирования положения их светового пучка.

Изобретение относится к области транспортной светотехники, а более конкретно к способам и устройствам формирования светового пучка фар транспортных средств и управления их положением относительно плоскости дорожного полотна

Наверх