Способ оценивания массы полезного груза, поднимаемого грузоподъемной установкой, приводимой асинхронным двигателем с фазным ротором, и устройство для его реализации

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента электродвигателя. Способ заключается в измерении тока ротора двигателя, периодическом измерении напряжения питающей сети, напряжении на ступени пускорегулирующего резистора в цепи ротора, оборотов (частоты вращения вала) двигателя, после чего рассчитывается его электромагнитный момент, по величине которого определяют массу полезного поднимаемого груза. Устройство содержит асинхронный двигатель с фазным ротором, пускорегулирующие резисторы, включенные в цепи ротора и коммутируемые контактными или бесконтактными устройствами. Дополнительно введены датчик напряжения питающей сети, датчик напряжения на ступени пускорегулирующих резисторов ротора, датчик оборотов (частоты вращения вала) двигателя, датчик тока ротора и вычислительное устройство. Последнее состоит из блока масштабирования, к соответствующим входам которого подключены выходы датчиков, блока вычисления и регистрации, на входы которого подключены выходы каналов блока масштабирования, блока индикации, к входу которого подключен выход блока вычисления и регистрации. Технический результат заключается в возможности измерения крутящего момента на валу асинхронного электродвигателя с фазным ротором. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к рудничным подъемным машинам, приводимым асинхронным двигателем с фазным ротором, и может найти применение в автоматизированных электроприводах переменного тока с асинхронным двигателем с фазным ротором.

Общеизвестно хотя бы из школьного курса физики определение массы поднимаемого груза по диаметру барабана и моменту на барабане подъемной установки

где m - масса груза,

Mб - момент на барабане,

Rб - радиус барабана,

g - ускорение свободного падения,

что может быть аналогом предлагаемого способа.

Недостаток такого способа в том, что он применим там, где момент на барабане измеряется непосредственно.

При безредукторном приводе подъемной установки момент на барабане равен моменту на валу двигателя. Пренебрегая потерями в электродвигателе, можно считать, что момент на валу двигателя равен его электромагнитному моменту.

Известен способ оценки электромагнитного момента двигателя по измеренному току ротора двигателя, например, [1], что может быть принято прототипом предлагаемого способа.

Недостаток такого способа в том, что он не может быть применен для оценки электромагнитного момента асинхронного двигателя из-за неоднозначной зависимости тока ротора асинхронного двигателя и момента на его валу в процессе пуска и регулирования скорости при одном и том же моменте нагрузки.

Известен электропривод переменного тока, например, [2], содержащий асинхронный электродвигатель с фазным ротором, статорная обмотка которого предназначена для подключения к источнику питания, пускорегулирующие резисторы, подключенные к выводам роторной обмотки электродвигателя, контакты ускорения, коммутирующие пускорегулировочные резисторы, который может быть принят прототипом предлагаемого устройства.

Недостаток такого электропривода переменного тока в том, что он не позволяет оценивать момент на его валу и, как следствие, оценивать массу поднимаемого груза в случае использования его для привода грузоподъемной установки.

Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение возможности оценивания массы полезного груза, поднимаемого грузоподъемной установкой, приводимой асинхронным двигателем с фазным ротором.

Для решения поставленной задачи в способ оценивания массы полезного груза, поднимаемого грузоподъемной установкой, приводимой асинхронным двигателем с фазным ротором, состоящий в измерении тока ротора двигателя и определении электромагнитного момента двигателя, дополнительно введено периодическое измерение напряжения питающей сети, напряжения на пускорегулирующих резисторах цепи ротора, оборотов (частоты вращения вала) двигателя.

Для реализации предлагаемого способа в устройство, содержащее асинхронный двигатель с фазным ротором, пускорегулирующие резисторы, включенные в цепи ротора и коммутируемые контактными или бесконтактными устройствами, дополнительно введены датчик напряжения питающей сети, датчик напряжения на ступени пускорегулирующих резисторов ротора, датчик оборотов (частоты вращения вала) двигателя, датчик тока ротора и вычислительное устройство, состоящее из блока масштабирования, к соответствующим входам которого подключены выходы датчиков, блока вычисления и регистрации, на входы которого подключены выходы каналов блока масштабирования, блока индикации, к входу которого подключен выход блока вычисления и регистрации.

Предлагаемый способ позволяет оценить массу груза, поднимаемого грузоподъемной установкой, приводимой асинхронным двигателем с фазным ротором, так как:

1. Для асинхронного двигателя, как известно, например, [3], электромагнитный момент

где Еро - ЭДС, наводимая в обмотке неподвижного ротора при номинальном напряжении и частоте питания статорной обмотки двигателя,

r - значение активного сопротивления цепи ротора,

х - значение индуктивного сопротивления цепи ротора при неподвижном роторе и номинальной частоте питания статорной обмотки,

- величина скольжения ротора,

nc - синхронные обороты двигателя,

n - текущие обороты двигателя,

k - коэффициент пропорциональности.

2. Предположим, что привод работал на ступени, параметры которой обозначены индексом 1, и перешел на работу на ступень, параметры которой обозначены индексом 2. Величины сопротивлений резисторов этих ступеней, включенных в цепь ротора, известны и равны R1 и R2. Тогда справедливы уравнения

где I - ток цепи ротора,

r - активное сопротивление обмотки ротора,

х - значение индуктивного сопротивления обмотки ротора при неподвижном роторе и номинальной частоте питания статорной обмотки.

3. Из уравнений (3) следует

где

В процессе работы привода, как правило, изменяется напряжение питающей сети, изменяется сопротивление ступеней пускорегулирующих резисторов из-за нагрева/охлаждения, старения контактов в точках соединения. Чтобы повысить точность оценивания параметров роторной цепи двигателя, можно учесть эти изменения, так как

где Eрон - значение Eро при номинальных параметрах питающей сети,

Uсн - номинальное значение напряжения питающей сети,

Uс - измеренное напряжение питающей сети,

U - измеренное напряжение на ступени резисторов,

I - измеренный ток ротора.

И тогда

4. Зная электромагнитный момент двигателя, рассчитанный по выражению (2) с учетом выражений (5)..(9), определяем тянущее усилие на барабане грузоподъемного устройства

Учитывая, что динамическая составляющая тянущего усилия приходится на разгон масс, можно записать

где mпр - приведенная масса подвижных частей установки,

m - масса полезного поднимаемого груза,

mнб - масса небаланса уравновешивания подъемных сосудов и уравновешивающих устройств,

g - ускорение свободного падения,

- динамическое изменение скорости (ускорение).

Из (11) следует

Итак, предлагаемый способ оценивания массы поднимаемого груза заключается в последовательном

- измерении

- оборотов n двигателя,

- напряжения Uc питающей сети,

- напряжения U на ступени пускорегулирующих резисторов ротора,

- тока I ротора,

- расчете по выражениям (2), (5)..(9) момента двигателя,

- расчете по выражениям (10), (12) массы полезного поднимаемого груза.

В рассматриваемом случае, как и для всех весоизмерительных устройств, требуется периодически проводить тарирование установки.

С целью реализации предлагаемого способа оценивания массы поднимаемого груза в состав электропривода, содержащего асинхронный двигатель 1 (см. фиг.) с фазным ротором, включенные в его роторную цепь ступени пускорегулировочных резисторов 2, коммутируемых n-парой контактов 3, дополнительно введены датчик 4 напряжения, питающий двигатель сети (например, трансформатор напряжения), датчик 5 напряжения на ступени роторного резистора, датчик 6 оборотов (частоты вращения вала) двигателя (например, тахогенератор), датчик 7 тока ротора (например, токоизмерительный шунт), устройство 8 вычисления, регистрации и индикации с блоком масштабирования 9 входных сигналов, блоком 10 вычислений и регистрации и блоком 11 индикации (например, программируемый контроллер с персональным компьютером), при этом выходы датчиков соединены с входами соответствующих каналов блока масштабирования, который соединен с входом блока вычислений и регистрации, который соединен с входом блока индикации.

Устройство работает следующим образом.

При включении на подъем измеряются и запоминаются координаты движения привода n, Uc, U, I в момент опроса, рассчитываются Δn, R, s, М, m, как описано выше при описании способа. Опросы следуют с частотой сканирования вычислительного устройства 8. Если вычислительное устройство обнаружило отклонение параметра R от его предыдущего значения, следует вычисление r, x, m. И так в каждом скане. Обработка значений измеренных сигналов и результатов расчета параметров роторной цепи двигателя может вестись по разным алгоритмам, например по минимуму среднеквадратичного отклонения в заданном или скользящем интервале измерений. Результаты расчета выводятся на регистрацию и индикацию.

Информация, получаемая по результатам использования предлагаемого изобретения, является исходной для решения ряда задач: безопасности эксплуатации подъемной установки, определения межремонтных кампаний, определения экономических показателей установки, участка, предприятия и т.п.

Источники информации

1. Андреев В.П., Сабинин Ю.А. Основы электропривода. - М.-Л., Госэнергоиздат, 1963. Стр.19.

2. 1812608. Н02Р 1/26. Электропривод переменного тока.

3. Костенко М.П., Пиатровский Л.М. Электрические машины. Часть II. - М.-Л., Энергия, 1965. Стр.34.

1. Способ оценивания массы полезного груза, поднимаемого грузоподъемной установкой, приводимой асинхронным двигателем с фазным ротором, состоящий в измерении тока ротора двигателя и определении электромагнитного момента двигателя, отличающийся тем, что, с целью оценивания массы полезного поднимаемого груза, периодически измеряются напряжение питающей сети, напряжение на ступени пускорегулирующего резистора в цепи ротора, обороты (частота вращения вала) двигателя, рассчитывается его электромагнитный момент, по величине которого определяют массу полезного поднимаемого груза.

2. Устройство для реализации способа по п.1, содержащее асинхронный двигатель с фазным ротором, пускорегулирующие резисторы, включенные в цепи ротора и коммутируемые контактными или бесконтактными устройствами, отличающееся тем, что, с целью определения массы полезного поднимаемого груза, в него введены датчик напряжения питающей сети, датчик напряжения на ступени пускорегулирующих резисторов ротора, датчик оборотов (частоты вращения вала) двигателя, датчик тока ротора и вычислительное устройство, состоящее из блока масштабирования, к соответствующим входам которого подключены выходы датчиков, блока вычисления и регистрации, на входы которого подключены выходы каналов блока масштабирования, блока индикации, к входу которого подключен выход блока вычисления и регистрации.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения электромагнитного момента погружных асинхронных двигателей, применяемых в нефтяной и газовой промышленности.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для регистрации нагрузок, в частности крутящего момента, изгибающего момента и осевого усилия, на вращающихся деталях, таких как валы, шпиндели или цапфы.

Изобретение относится к составным узлам электромеханического усилителя руля (ЭМУР), предназначенного для снижения усилия на руле, в частности, при маневрах на малых скоростях и повороте колес на неподвижном автомобиле.

Изобретение относится к измерительной технике. .

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля крутящего момента на валу электродвигателя. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения деформации валов. .

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента на вращающемся валу сельскохозяйственных агрегатов. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения крутящих моментов различных механизмов. .

Изобретение относится к измерительным устройствам и может быть использовано при разработке средств измерения крутящего момента, в частности, полых валов. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в устройствах для измерения крутящего момента

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного измерения крутящего момента вала рулевого колеса, скорости и положения ротора в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента и осевого усилия валов различных силовых установок, используемых на морских судах, в металлургии и других областях техники

Изобретение относится к измерительной технике

Настоящее изобретение относится к устройствам для измерения крутящего момента, передаваемого валом двигателя, например валом газотурбинного двигателя самолета. Изобретение относится к устройству для измерения крутящего момента, содержащему: вал (12) отбора мощности для передачи крутящего момента вращения вокруг оси (A) вала отбора мощности; первое колесо (18), содержащее угловые метки, причем упомянутое колесо прикреплено к валу отбора мощности; опорный вал (20), содержащий второе колесо с угловыми метками; и датчик (26), расположенный напротив, по меньшей мере, одного из колес с возможностью определения крутящего момента, передаваемого валом отбора мощности, согласно изобретению первое колесо (18) содержит первую и вторую последовательности угловых меток; и второе колесо (22) содержит третью и четвертую последовательности угловых меток, причем метки первой и третьей последовательностей взаимно параллельны, а метки второй и четвертой последовательностей взаимно параллельны и расположены под углом относительно первой осевой плоскости, содержащей ось (A), причем метки первой последовательности расположены под углом относительно меток второй последовательности, посредством чего сигнал, выдаваемый упомянутым датчиком (26), также характеризует температуру вала (12) отбора мощности. Технический результат - создание устройства для измерения крутящего момента, передаваемого валом отбора мощности, упрощение конструкции, уменьшение веса и стоимости. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения тормозного момента от действия вихревых токов и гистерезиса в роторных механизмах на электромагнитных опорах. Устройство содержит статор и ротор осевого или радиального активного электромагнитного подшипника, при этом ротор вращается в подшипниках приводным двигателем. Дополнительно оно снабжено дополнительными подшипниками, позволяющими статору поворачиваться вокруг оси вращения и перемещаться по оси регулировочными винтами в пределах воздушных зазоров, и цапфами, соединенными с динамометрами растяжения и (или) сжатия. Технический результат заключается в упрощении устройства и повышении точности измерений. 2 ил.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для автоматизированного определения величины момента, создаваемого различными пружинами, и контроля качества этапов технологического процесса их изготовления. Устройство включает в себя стенд, выходной вал которого соединен с зажимом внутреннего конца испытуемой пружины, зажим наружного конца испытуемой пружины, связанный с входным валом стенда, соединенным в свою очередь через редуктор с электродвигателем, который подключен к выходу блока управления приводом, блок реверсирования, счетчик импульсов, вход которого связан с выходом датчика угла, а информационный выход с дешифратором конца измерения, компаратор, вход которого подключен к фотоприемнику, связанному с источником света через зеркало оптической системы, интегратор, выход которого связан со входом аналого-запоминающего блока, выход которого соединен с входом блока управления током, информационный выход которого подключен к входу аналого-цифрового преобразователя, информационный выход которого соединен с входом регистратора, а запускающий выход - с запускающим входом регистратора. Также оно включает регулировочное устройство, коромысло, подвижный балансировочный груз, тяговую обмотку электромагнита, подключенную к управляющим выходам блока управления током, сердечник электромагнита, установленный на первом плече коромысла, которое жестко закреплено на выходном валу стенда, а на втором плече коромысла установлено зеркало оптической системы и подвижный балансировочный груз, механически соединенный с регулировочным устройством, ключ, блок запуска измерения, узел сцепления, который связывает входной вал датчика угла с входным валом стенда, а его управляющий вход подсоединен к управляющему входу ключа. Технический результат заключается в повышении точности измерений момента, создаваемого пружиной, расширении диапазона измеряемых моментов, а также увеличении производительности. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение может быть использовано в системах управления с обратной связью для управления сгоранием в двигателях внутреннего сгорания. Система (10) двигателя внутреннего сгорания содержит многоцилиндровый двигатель (12), нагрузку (14), соединенную с двигателем посредством коленчатого вала (16), магнитный датчик (24) крутящего момента, расположенный между двигателем (12) и нагрузкой (14) и управляющий модуль (26). Магнитный датчик (24) крутящего момента выполнен с возможностью прямого измерения крутящего момента двигателя (12) и формирования выходного сигнала (28) крутящего момента, указывающего крутящий момент двигателя (12). Управляющий модуль (26) соединен для взаимодействия с магнитным датчиком (24) крутящего момента. Управляющий модуль (26) содержит модуль (30) сбора данных, выполненный с возможностью приема сигнала (28) крутящего момента и формирования одного или более выходных сигналов (32, 34, 36, 38), соответствующих одному или более параметрам сгорания, на основе сигнала (28) крутящего момента. Модуль (30) сбора данных содержит фильтр высоких частот для формирования выходного сигнала детонации, выполненный с возможностью приема сигнала крутящего момента и формирования выходного сигнала детонации, соответствующего цилиндру двигателя из множества цилиндров (20) двигателя (12). Управляющий модуль (26) выполнен с возможностью управления одним или более управляющими параметрами двигателя (12) на основе одного или более параметров сгорания для управления сгоранием в каждом цилиндре двигателя (12). Раскрыт вариант выполнения системы. Технический результат заключается в повышении точности управления параметрами двигателя. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области теплоэнергетики, может быть использовано на тепловых электростанциях (ТЭС) на энергетическом оборудовании, имеющем открытые участки валопровода, и предназначено для измерения угла закрутки валопровода с возможностью пересчета данного угла в единицы мощности, передаваемые данным валопроводом. Устройство для измерения величины закрутки вала включает индукторы на валу, датчики на статорной части, генерирующие импульсный электрический сигнал при прохождении индуктора под датчиком в процессе вращения вала, и контроллер, фиксирующий время прихода каждого импульса в виде сигналов от датчиков. Индукторы установлены в торцевых сечениях вала и расположены по два диаметрально противоположно в плоскости, проходящей через ось вращения вала. Индукционные датчики расположены в статорной части напротив каждого индуктора. Перед одним из индукторов в торцевом сечении вала установлен дополнительный индуктор для получения метки синхронизации при вращении вала. Величина угла закрутки вала φ определяется по соответствующему соотношению. Техническим результатом изобретения является повышение точности измерения величины закрутки вала. 2 ил.
Наверх