Задвижка

Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения. Задвижка содержит корпус, состоящий из двух полукорпусов, разделенных распорным кольцом. В полукорпусах установлены седла с проходными каналами. Между полукорпусами с возможностью поворота вокруг своей оси размещен дисковый шибер с зубчатым венцом и с проходными отверстиями разного диаметра. При повороте дискового шибера отверстия поочередно совмещаются с проходными каналами в седлах. Распорное кольцо выполнено с секторным вырезом, в котором установлена зубчатая или червячная передача, соединенная с валом-шестерней и зубчатым венцом дискового шибера. Задвижка содержит приводной механизм, содержащий корпус, состоящий из двух полукорпусов. Вал-шестерня установлен в корпусе приводного механизма. Зубчатая передача также может быть установлена в корпусе приводного механизма. Дисковый шибер выполнен составным из раздельных зубчатого венца, минералокерамической вставки с проходными отверстиями и втулки. Полукорпусы задвижки и приводного механизма выполнены в виде тел вращения. Вал-шестерня соединен с лимбом. Каждое седло снабжено пружиной и уплотнительными кольцами, изолирующими пружину. В полукорпусах задвижки по краю дискового шибера установлены уплотнительные кольца. При использовании изобретения уменьшаются габариты и металлоемкость задвижки. При этом повышается надежность задвижки за счет разобщения полости задвижки с элементами приводного механизма. 9 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения и может быть использовано в качестве запирающего и регулирующего устройства на трубопроводах, транспортирующих агрессивную рабочую среду, например нефть с высоким объемным содержанием СО2 и Н2С, техническую воду под давлением до 35 МПа, а также для перекрытия каналов устьевой арматуры фонтанных, насосных и нагнетательных скважин.

Известна задвижка, использующаяся в глубоководных трубопроводах высокого давления, при добыче нефти с шельфа, по патенту GB 2277573, включающая цельный корпус, уплотняющие подпружиненные седла, шибер с набором проходных отверстий разного размера для регулирования потока жидкости. Ее недостатками являются низкая ремонтопригодность и сложный ненадежный привод, являющийся следствием особенностей цельнокорпусной конструкции глубоководной задвижки. Другим недостатком является то, что рабочее давление и агрессивная среда воздействуют на привод, действующий на зубчатый венец, и могут вывести его из строя.

Известна задвижка по патенту RU 2228474, содержащая корпус, состоящий из двух соединенных полукорпусов, в которых установлены подпружиненные седла с проходными каналами, между седлами с возможностью поворота размещен дисковый шибер с проходным отверстием. В проходном отверстии шибера установлен сменный штуцер с проходным отверстием, в каждом из полукорпусов напротив друг друга выполнены сквозные отверстия для смены штуцера, закрытые пробками.

Недостатком данной задвижки является сложность регулирования расхода жидкости, которая достигается за счет замены штуцера через отверстия в полукорпусах. При этом смена штуцера производится при закрытой задвижке, то есть с остановкой технологического процесса.

Известна задвижка по патенту RU 2246652, выбранная в качестве прототипа, содержащая корпус, состоящий из двух соединенных между собой полукорпусов, между которыми с возможностью поворота в своей плоскости размещен дисковый шибер с зубчатым сектором, взаимодействующим с приводной шестерней. Полукорпуса соединены между собой бандажом, состоящим из двух полуколец П-образного сечения, дисковый шибер имеет не менее двух проходных отверстий разного диаметра, оси которых расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, равном 0.85...1.2 диаметра наибольшего проходного отверстия, причем зубчатый сектор на дисковом шибере выполнен замкнутым.

Недостатком данной задвижки является недостаточная разобщенность полости задвижки, находящейся под воздействием агрессивной среды с высоким давлением, и приводного механизма: при поворотах шибера рабочая среда из проходных отверстий и через зазоры между шибером и полукорпусами попадает к приводной шестерне.

Целью изобретения является уменьшение габаритов и металлоемкости задвижки. При этом повышается надежность задвижки за счет разобщения полости задвижки с элементами приводного механизма.

Технический результат достигается в задвижке, содержащей корпус, состоящий из двух полукорпусов, разделенных распорным кольцом, с установленными в них седлами с проходными каналами, между полукорпусами с возможностью поворота вокруг своей оси размещен дисковый шибер с зубчатым венцом и с проходными отверстиями разного диаметра, которые при повороте дискового шибера поочередно совмещаются с проходными каналами в седлах, вал-шестерню. Распорное кольцо выполнено с секторным вырезом, в котором установлена зубчатая или червячная передача, которая может быть выполнена из двух шестерен, соединенная с валом-шестерней и зубчатым венцом дискового шибера. Задвижка содержит приводной механизм, содержащий корпус, состоящий из двух полукорпусов, при этом вал-шестерня установлен в корпусе приводного механизма. Зубчатая передача также может быть установлена в корпусе приводного механизма. Дисковый шибер выполнен составным из раздельных зубчатого венца, минералокерамической вставки с проходными отверстиями и втулки. Полукорпуса задвижки и приводного механизма выполнены в виде тел вращения. Вал-шестерня соединен с лимбом. Каждое седло снабжено пружиной и уплотнительными кольцами, изолирующими пружину. В полукорпусах задвижки, по краю дискового шибера, установлены уплотнительные кольца.

Задвижка показана на чертежах:

фиг.1 - задвижка;

фиг.2 - задвижка (вариант);

фиг.3 - задвижка (фронтальный вид);

фиг.4 - дисковый шибер с проходными отверстиями.

Задвижка (фиг.1) состоит из корпуса, образованного двумя полукорпусами 1 с установленными в них седлами 2, имеющими проходные каналы 3. Между полукорпусами 1 расположено распорное кольцо 4 с секторным вырезом (не показан) для установки зубчатой или червячной передачи, выполненной из шестерен 5 (показаны две зубчатые шестерни, при использовании червячных шестерен 5 соответственно меняется выполенение зубчатого венца 10 и вала-шестерни 12). Дисковый шибер 6 установлен между полукорпусами 1 с возможностью поворота вокруг своей оси 7 и выполнен составным. Минералокерамическая вставка 8 изготовлена в виде диска с проходными отверстиями 9 (фиг.4) для прохода рабочей жидкости. Один сектор дискового шибера 6 не имеет отверстия, что соответствует положению задвижки «закрыто». Дисковый шибер 6 снабжен раздельными зубчатым венцом 10 и втулкой 11, при помощи которой дисковый шибер устанавливается на ось 7. Задвижка содержит вал-шестерню 12, соединенную с зубчатым венцом 10 через шестерни 5 зубчатой передачи.

Вал-шестерня 12 и шестерни 5 могут быть установлены в корпусе приводного механизма, состоящего из полукорпусов 13, 14, выполненных раздельными с полукорпусами 1 задвижки. На фиг.2 показан вариант задвижки, в котором шестерни 5 зубчатой передачи установлены в корпусе задижки, а полукорпуса 13, 14 приводного механизма охватывают корпус задвижки. Полукорпуса 1 задвижки и части 13, 14 корпуса редуктора выполнены в виде тел вращения (фиг.3). Вал-шестерня 12 соединен с лимбом 15.

Пружины 16 на седлах 2 могут быть изолированы от рабочей жидкости уплотнительными кольцами 17 (фиг.2). В полукорпусах 1 задвижки, по краю дискового шибера 6, установлены уплотнительные кольца 18.

Задвижка работает следующим образом.

Регулирование потока рабочей среды через проходные каналы 3 достигается при повороте дискового шибера 6 с проходными отверстиями 9 разного диаметра (фиг.4). Размер и количество проходных отверстий 9 зависит от диаметра шибера и диаметра седел 2. Дисковый шибер 6, таким образом, разбит на секторы с проходным отверстием 9 в каждом секторе. Один сектор не имеет проходного отверстия, что позволяет полностью перекрывать движение потока рабочей среды. Использование минералокерамической вставки 8 с проходными отверстиями 9, уплотнительных колец 17, защищающих стальные пружины 16, позволяют использовать данные задвижки для регулирования потока агрессивных сред.

При вращении вала-шестерни 12 усилие передается через шестерни 5 зубчатой передачи на зубчатый венец 10, при этом происходит поворот дискового шибера 6 вокруг оси 7, открывая, закрывая или меняя проходные отверстия 9 задвижки. Точное положение дискового шибера 6 относительно проходных каналов 3 определяется при помощи лимба 15.

Зубчатая передача предпочтительно состоит из нескольких шестерен 5 (на фиг.1, 2 показаны две шестерни). Это позволяет уменьшить размер секторного выреза на распорном кольце 4.

Уплотнительные кольца 18 создают дополнительный контур уплотнений, с помощью которого удерживается избыточное давление, попадающее в пространство между дисковым шибером 6 и полукорпусами 1 при поворотах шибера. Зазоры между полукорпусами 1 и дисковым шибером 6 выполнены таким образом, чтобы контур уплотнений 18 удерживал избыточное давление между полукорпусом и шибером, а вращение шибера 6 при этом проходило с усилием на рукоятке управления, не превышающим 20 кгс.

Использование нескольких шестерен 5, малый размер секторного выреза и дополнительные уплотнительные кольца 18 позволяют разобщить вал-шестерню 12 и пространство между седлами 2 и дисковым шибером 6, находящееся под воздействием рабочего давления и агрессивной среды. Кроме того, достигается значительное уменьшение габаритов и металлоемкости задвижки.

Сборка задвижки, замена деталей упрощены за счет использования разъемных полукорпусов 1 и частей 13, 14 редуктора, которые для технологичности изготовления и обработки выполнены в виде тел вращения (фиг.3).

Широкая функциональная возможность задвижки обусловлена возможностью регулирования расхода рабочей жидкости, подтверждена ее испытаниями в реальных производственных условиях в нефтедобывающей промышленности. Время, необходимое для изменения состояния задвижки из одного положения в другое, составляет 10-15 сек. Упростив конструкцию, удалось снизить вес задвижки в 1,5 раза, наработка на отказ составила 1800 циклов, что обеспечивает ее полный срок службы не менее 10 лет. Практикой подтверждено, что средний срок службы задвижки до капитального ремонта не менее 5-и лет.

1. Задвижка, содержащая корпус, состоящий из двух полукорпусов, разделенных распорным кольцом, с установленными в них седлами с проходными каналами, между полукорпусами с возможностью поворота вокруг своей оси размещен дисковый шибер с зубчатым венцом и с проходными отверстиями разного диаметра, которые при повороте дискового шибера поочередно совмещаются с проходными каналами в седлах, вал-шестерню, отличающаяся тем, что распорное кольцо выполнено с секторным вырезом, в котором установлена зубчатая или червячная передача, соединенная с валом-шестерней и зубчатым венцом дискового шибера.

2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что содержит приводной механизм, содержащий корпус, состоящий из двух полукорпусов, при этом вал-шестерня установлен в корпусе приводного механизма.

3. Задвижка по п.2, отличающаяся тем, что зубчатая передача установлена в корпусе приводного механизма.

4. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что дисковый шибер выполнен составным из раздельных зубчатого венца, минералокерамической вставки с проходными отверстиями и втулки.

5. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что зубчатая передача состоит из двух шестерен.

6. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что полукорпуса задвижки выполнены в виде тел вращения.

7. Задвижка по п.2 или 3, отличающаяся тем, что полукорпуса приводного механизма выполнены в виде тел вращения.

8. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что вал-шестерня соединен с лимбом.

9. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что каждое седло снабжено пружиной и уплотнительными кольцами, изолирующими пружину.

10. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что в полукорпусах задвижки по краю дискового шибера установлены уплотнительные кольца.



 

Похожие патенты:

Задвижка // 2301367
Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения и предназначено для использования в качестве запорного устройства на нефтепроводах и для перекрытия устьевой арматуры скважин при добыче нефти.

Задвижка // 2286499
Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения и может быть использовано в качестве запирающего устройства на трубопроводах, транспортирующих нефть или техническую воду, а также для перекрытия каналов устьевой арматуры фонтанных, насосных и нагнетательных скважин при промышленной добыче нефти.

Задвижка // 2246653
Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения и предназначено для использования в качестве запирающего устройства на трубопроводах, транспортирующих нефть или техническую воду.

Задвижка // 2246652
Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения и предназначено для использования в качестве запирающего и регулирующего устройства на трубопроводах.

Задвижка // 2235933
Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения и предназначено для использования в качестве запирающего устройства на трубопроводах, транспортирующих нефть, и для перекрытия каналов устьевой арматуры скважин.

Изобретение относится к трубопроводному арматуростроению и предназначено для использования в сетях для транспортирования жидких и газообразных сред высокого давления и температуры, в том числе абразивных, агрессивных и взрывоопасных.

Задвижка // 2229051
Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения и может быть использовано в качестве запирающего устройства на трубопроводах. .

Задвижка // 2229050
Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения и предназначено для использования в качестве запирающего устройства на трубопроводах. .

Задвижка // 2228474
Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения и предназначено для использования в качестве запирающего устройства на трубопроводах. .

Изобретение относится к устройствам для регулирования перепада давления и может быть использовано в нефтегазодобывающей промышленности при регулировании уровня в сепарационных емкостях, а также в качестве запорного устройства на технологических линиях для создания заданного перепада давления.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для регулирования перепада давления потока

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для трубопроводов и каналов скважин, транспортирующих рабочую среду, в качестве запирающего и регулирующего устройства

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, используется для быстрого открытия и перекрытия потока газовой среды, может быть использовано в нефтедобывающей промышленности для поддержания уровня жидкой среды в заданных пределах и накопления газовой фазы, при низком газовом факторе скважины, в газосепараторах, а также в качестве запорной арматуры на технологических линиях для перекрытия потока или создания заданного перепада давления

Изобретение относится к трубопроводной арматуре

Изобретение относится к трубопроводной запорной арматуре и может быть применено в устьевой арматуре нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к более компактному пластинчатому клапану, в частности, для закрывания выходов сети, находящейся под давлением

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано в устьевой арматуре нефтяных и газовых скважин. Задвижка состоит из корпуса и крышки с подводящим и отводящим патрубками, дискового шибера на оси вращения с зубчатым венцом на боковой поверхности, привода шибера в виде конической шестерни на валу, втулочные седла с торцовыми и радиальными уплотнениями. Крышка установлена в боковой расточке корпуса, которые связаны друг с другом двумя полукольцами, установленными в кольцевой расточке крышки, с выходом в кольцевую канавку на внутренней поверхности корпуса, с фиксацией этого положения стопорными болтами. Фиксация вала выполнена в виде скобки, введенной в кольцевую проточку шестерней, в расточке корпуса. Установка уплотнения вала внутри тонкостенной гильзы, расположенной свободно в камере, выполненной в корпусе, обеспечивает надежность сохранения постоянных контактных напряжений на уплотняемых поверхностях при любом изменении температуры. Демонтаж уплотнения упрощен за счет свободного извлечения гильзы из камеры в корпусе. Установка уплотнительных колец на торце и наружном диаметре крышки обеспечивает надежность герметизации полости корпуса от внешней среды. 4 ил.

Задвижка // 2535815
Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения и может быть использовано в качестве запирающего устройства на трубопроводах. Задвижка содержит корпус, выполненный из двух частей с подводящими каналами диаметром d, между которыми жестко закреплено распорное кольцо, во внутренней полости которого с возможностью поворота вокруг оси размещен плоский шибер, с проходным отверстием диаметром d и закрепленный на приводном валу, совмещенном с осью вращения шибера, взаимодействующий торцевыми поверхностями с опорными поверхностями корпуса через уплотнительные кольца вокруг подводящих каналов. Шибер имеет контур, сформированный дугами двух соприкасающихся окружностей диаметром D=d+2b (где b - размер уплотняющего пояска), центры которых лежат на дуге окружности, с центральным углом φ от оси вращения шибера, а также внутренней и наружной касательными к ним дугам с центром на оси вращения шибера и центральным углом φ, кроме того, внутренняя полость, ограничивающая перемещение шибера между положениями «открыто» и «закрыто», имеет профиль, сформированный контуром шибера с центральным углом, равным 2φ. Изобретение направлено на снижение металлоемкости и веса конструкции. 2 ил.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для использования в различных отраслях промышленности при перекрытии перекачиваемой по трубопроводам среды. Сущность изобретения состоит в том, что запорно-дросселирующее устройство содержит корпус с выходным и входным патрубками, расположенными оппозитно, поворотный запорный элемент в виде плоской заслонки, расположенной между патрубками, и хвостовика, установленного на оси поворота, и снабжено двумя независимыми друг от друга пневмоприводами (открытия и закрытия), на хвостовике шибера выполнены профилированные поверхности, контактирующие со штоками пневмоприводов, а пневмоприводы выполнены охлаждаемыми проточной средой. Такое исполнение запорно-дросселирующего устройства позволит обеспечить его работоспособность при высоких температурах. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области нефтяного и энергетического машиностроения и предназначено для запирания и регулирования процессов добычи и транспортирования пластового флюида. Задвижка состоит из двух полукорпусов. В левом полукорпусе выполнена цилиндрическая проточка, в которой размещен на оси дисковой шибер, выполненный в виде полудиска с радиусным выступом, в котором образована технологическая проточка. Зубчатый венец выполнен в виде сектора и установлен в технологической проточке с возможностью охвата радиусного выступа. Дисковой шибер установлен в цилиндрической проточке с образованием камеры с внутренней поверхностью цилиндрической проточки в полукорпусе. Шестерня установлена на валу с образованием кинематической связи с зубчатым венцом, со смещением от вертикальной оси на ее радиус и наличием зазора между венцом шестерни и внутренней поверхностью цилиндрической расточки в левом полукорпусе. В расточках полукорпусов установлены подпружиненные седла. Вал шестерни выходит за пределы полукорпуса и снабжен рукояткой, при вращении которой зубья шестерни взаимодействуют с ответными зубьями зубчатого венца. 3 ил.
Наверх