Защелка салазки механизма продольного перемещения сиденья транспортного средства

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к блокирующему элементу салазки механизма продольного перемещения сиденья автомобиля. Защелка салазки механизма продольного перемещения сиденья транспортного средства выполнена с возможностью поворота вокруг оси и содержит блокирующий участок с зубьями, предназначенными для размещения в боковых отверстиях ползуна салазки и боковых пазах направляющей салазки, крепежный участок, промежуточный участок, расположенный между блокирующим и крепежным участками защелки. Новым является то, что защелка снабжена толкателем, расположенным в зоне блокирующего участка, промежуточный участок имеет винтовую поверхность, а крепежный участок содержит сквозное отверстие для приема оси и является упором для упругого элемента, поджимающего вверх защелку в штатно собранном положении салазки. Технический результат направлен на упрощение конструкции защелки, надежной в эксплуатации, технологичной в изготовлении и сборке с ползуном салазки механизма продольного перемещения сиденья. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к блокирующему элементу салазки механизма продольного перемещения сиденья автомобиля.

Из уровня техники известна защелка салазки механизма продольного перемещения сиденья транспортного средства (аналог - DE 10041605, кл. B60N 2/07, B60N 2/08, B60N 2/06, публ. 31.01.2002 г.), содержащая блокирующий участок и толкатель. Блокирующий участок выполнен плоским в виде пластины и расположен параллельно основанию направляющей и верхнему участку ползуна салазок сиденья. С противоположных сторон в боковых зонах блокирующего участка выполнены П-образные зубья, предназначенные для размещения в боковых отверстиях ползуна и боковых пазах направляющей салазки переднего сиденья с целью препятствовать (блокировать) перемещению ползуна с сиденьем относительно направляющей салазки. Толкатель расположен в зоне блокирующего участка в виде перпендикулярно отогнутого выступа. При намерении пользователя переместить переднее сиденье происходит давлении на толкатель, при этом блокирующий участок защелки, преодолевая сопротивление упругого элемента, а именно цилиндрической пружины, перемещается вниз параллельно основанию направляющей и верхнему участку ползуна. Когда выступы блокирующего участка защелки выйдут из боковых пазов направляющей салазки, пользователь имеет возможность переместить ползун вместе с сиденьем. Применение описанной защелки в салазке механизма продольного перемещения сиденья не позволяет осуществлять сборку промежуточных ее узлов вне сборочной линии конвейера, что ограничивает технологические возможности установки сиденья.

В качестве ближайшего аналога выбрана защелка салазки механизма продольного перемещения сиденья транспортного средства (DE 20311948, кл. B60N 2/08, публ. 06.11.2003 г.), имеющая сложную пространственную форму и содержащая условно выделенные блокирующий, промежуточный и крепежный участки. Блокирующий участок в поперечном сечении имеет П-образную часть с выступающими в боковые стороны пластинчатыми элементами, содержащими П-образные зубья для размещения в боковых отверстиях ползуна и боковых пазах направляющей салазки с целью препятствовать (блокировать) перемещению ползуна с сиденьем относительно направляющей салазки, жестко крепящейся, в свою очередь, к кузову транспортного средства. Промежуточный участок расположен между блокирующим и крепежным участками и имеет в поперечном сечении переменную форму, включающую в себя Г-образный участок. Крепежный участок выполнен в поперечном сечении Г-образной формы и содержит цилиндрический выступ, выполняющий функцию оси, относительно которой защелка имеет возможность поворачиваться. Также крепежный участок содержит два выступающих вверх элемента с отверстиями для связи с рычажным устройством, приводимым в движение пользователем. Описанная защелка имеет сложную конструкцию и менее технологична при изготовлении и сборке узла в целом. Кроме того, упомянутая защелка спроектирована с учетом постоянной связи с рычажным устройством, что может вызвать разблокировку ползуна салазки механизма продольного перемещения сиденья при неосторожном (нежелательном) воздействии пользователя на рычажное устройство.

Задача изобретения направлена на разработку простой и надежной конструкции защелки, технологичной в изготовлении и сборке с другими элементами салазки механизма продольного перемещения сиденья.

Для решения поставленной задачи защелка салазки механизма продольного перемещения сиденья транспортного средства выполнена с возможностью поворота вокруг оси и содержит блокирующий участок с зубьями, предназначенными для размещения в боковых отверстиях ползуна салазки и боковых пазах направляющей салазки, крепежный участок, промежуточный участок, расположенный между блокирующим и крепежным участками защелки, причем защелка снабжена толкателем, расположенным в зоне блокирующего участка, промежуточный участок имеет винтовую поверхность, а крепежный участок содержит сквозное отверстие для приема оси и является упором для упругого элемента, поджимающего вверх защелку в штатно собранном положении салазки; блокирующий участок выполнен плоским; блокирующий и крепежный участки защелки расположены, в основном, во взаимно перпендикулярных плоскостях; крепежный участок содержит нижнюю кромочную часть для упора упругого элемента; толкатель представляет собой стержень, установленный в центральной зоне блокирующего участка; толкатель выполнен в виде цилиндрического стержня.

Сущность технического решения поясняется на чертежах,

где на фиг.1 изображен перспективный вид защелки,

на фиг.2 изображен вид сбоку на защелку, установленную на оси и кронштейне,

на фиг.3 изображено продольное сечение салазки механизма продольного перемещения сиденья транспортного средства в заблокированном положении ползуна,

на фиг.4 изображено сечение А-А фигуры 3,

на фиг.5 изображено продольное сечение салазки механизма продольного перемещения сиденья транспортного средства в разблокированном положении ползуна.

Защелка 1 салазки механизма продольного перемещения сиденья транспортного средства содержит блокирующий участок 2, толкатель 3, промежуточный 4 и крепежный 5 участки (см. фиг.1).

Блокирующий участок 2 защелки 1 выполнен плоским и в заблокированном положении сиденья транспортного средства расположен в горизонтальной плоскости. Защелка 1 содержит зубья 6 и 7, выполненные с противоположных сторон блокирующего участка 2 в боковых зонах 8 и 9 соответственно. Преимущественным вариантом является выполнение зубьев 6 и 7 П-образной формы и симметричными относительно продольной оси L блокирующего участка 2. В конкретном примере исполнения защелки 1 в каждой боковой зоне 8 и 9 блокирующего участка 2 выполнено по четыре зуба 6 и 7 соответственно.

Толкатель 3 представляет собой выступающий вверх элемент, расположенный в зоне блокирующего участка 2. Толкатель 3 может быть выполнен за одно целое с блокирующим участком 2 или в виде отдельного элемента, жестко соединенного с блокирующим участком 2 защелки 1. Также толкатель 3 может иметь в поперечном сечении различные формы, например в виде эллипса, или прямоугольника, или трапеции. Преимущественным вариантом является расположение толкателя 3 перпендикулярно плоскости, в которой расположен блокирующий участок 2. В конкретном примере исполнения толкатель 3 представляет собой стержень цилиндрической формы, установленный в центральной зоне 10 блокирующего участка 2 и жестко соединенный с последним, например, способом развальцовки (см. фиг.2).

Промежуточный участок 4 расположен между блокирующим 2 и крепежным 5 участками и имеет винтовую поверхность. В конкретном примере исполнения большая часть промежуточного участка 4 выполнена изогнутой в виде винта.

Крепежный участок 5 расположен противоположно блокирующему участку 2 и выполнен плоским. Преимущественным вариантом исполнения является расположение крепежного участка 5 в вертикальной плоскости. В идеальном варианте исполнения защелки 1 блокирующий 2 и крепежный 5 участки должны быть расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях, однако в процессе производства защелки 1 могут иметь место небольшие отклонения, которые не оказывают отрицательного влияния на работоспособность и надежность защелки 1. Крепежный участок 5 содержит сквозное отверстие 11 для приема оси 12, относительно которой защелка 1 имеет возможность поворачиваться. Также крепежный участок 5 является упором для упругого элемента 13, поджимающего защелку 1 вверх в штатно собранном положении салазки механизма продольного перемещения сиденья. В конкретном примере исполнения упругий элемент 13 упирается одним концевым участком 14 в нижнюю кромочную часть 15 крепежного участка 5 защелки 1 (см. фиг.2, 3).

Блокирующий 2, промежуточный 4 и крепежный 5 участки защелки 1 образуют цельную деталь, выполненную из листового металла методом холодной штамповки, с последующим изгибом промежуточного участка 4 на 90 градусов. Защелка 1 может быть изготовлена в условиях массового производства и соединена с другими элементами салазки механизма продольного перемещения сиденья, которые будут описаны ниже.

Защелка 1 посредством оси 12 может быть установлена в кронштейне 16, при этом упругий элемент 13, представляющий собой пластинчатую пружину, располагается также на оси 12 и упирается концевым участком 14 в нижнюю кромочную часть 15 крепежного участка 5 защелки 1, а противоположным концевым участком 17 упирается в кронштейн 16.

Вышеописанный собранный узел может быть установлен в салазке 18 механизма продольного перемещения сиденья, содержащей направляющую 19, жестко крепящуюся, в свою очередь, к полу кузова транспортного средства, и ползун 20, жестко крепящийся, в свою очередь, к сиденью транспортного средства, причем ползун 20 выполнен с возможностью продольного перемещения вдоль направляющей 19. При этом кронштейн 16 жестко соединяется с верхним участком 21 ползуна 20, а толкатель 3 располагается в отверстии 22 упомянутого верхнего участка 21.

В заблокированном положении салазки 18 блокирующий участок 2 защелки 1 занимает горизонтальное положение, при этом зубья 6 и 7 располагаются в боковых отверстиях ползуна 20 и боковых пазах направляющей 19, препятствуя тем самым перемещению ползуна 20 и соответственно сиденья относительно направляющей 19.

В процессе разблокировки салазки 18 пользователь воздействует на рычажное устройство 23, которое оказывает давление на толкатель 3, при этом защелка 1 поворачивается относительно оси 12 и блокирующий участок 2 опускается вниз, принимая наклонное положение (см. фиг.4), при этом зубья 6 и 7 блокирующего участка 2 выходят из боковых пазов направляющей 19. В этом положении пользователь имеет возможность переместить сиденье в продольном направлении.

Сиденье транспортного средства, в частности автомобиля, обычно устанавливается на двух салазках 18, расположенных на расстоянии друг от друга и параллельно друг другу, при этом защелка 1 устанавливается в каждой салазке 18, а рычажное устройство 23 оказывает давление на толкатель 3 каждой защелки 1.

Вышеописанная защелка 1 надежна в эксплуатации, имеет относительно простую конструкцию, технологичную в изготовлении и сборке с элементами ползуна 20 салазки 18.

1. Защелка салазки механизма продольного перемещения сиденья транспортного средства, выполненная с возможностью поворота вокруг оси и содержащая блокирующий участок с зубьями, предназначенными для размещения в боковых отверстиях ползуна салазки и боковых пазах направляющей салазки, крепежный участок, промежуточный участок, расположенный между блокирующим и крепежным участками защелки, отличающаяся тем, что снабжена толкателем, расположенным в зоне блокирующего участка, промежуточный участок имеет винтовую поверхность, а крепежный участок содержит сквозное отверстие для приема оси и является упором для упругого элемента, поджимающего вверх защелку в штатно собранном положении салазки.

2. Защелка по п.1, отличающаяся тем, что блокирующий участок выполнен плоским.

3. Защелка по п.1, отличающаяся тем, что блокирующий и крепежный участки защелки расположены в основном во взаимно перпендикулярных плоскостях.

4. Защелка по п.1, отличающаяся тем, что крепежный участок содержит нижнюю кромочную часть для упора упругого элемента.

5. Защелка по п.1, отличающаяся тем, что толкатель представляет собой стержень, установленный в центральной зоне блокирующего участка.

6. Защелка по п.5, отличающаяся тем, что толкатель выполнен в виде цилиндрического стержня.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к салазкам механизма продольного перемещения переднего сиденья автомобиля. .

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к салазкам механизма продольного перемещения переднего сиденья автомобиля. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для установки на рабочем месте сиденья транспортного средства, в частности кресла машиниста локомотива.

Изобретение относится к усиливающим конструкциям для пола кузова пассажирских автомобилей, прежде всего легковых. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к направляющим устройствам для регулирования продольного положения сиденья транспртного средства.

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к сиденьям легковых автомобилей. .

Изобретение относится к средствам повышения комфортабельности транспортных средств, а именно к регулировочным устройствам сидений транспортных средств. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению. .

Изобретение относится к оборудованию кабин летательных аппаратов, в частности к устройствам для крепления кресел. .

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к салазке механизма продольного перемещения переднего сиденья автомобиля

Изобретение относится к области универсальных транспортных средств, способных перемещаться как по дорогам, бездорожью, так и по рельсовым путям железных дорог

Изобретение относится к салазкам кресла автотранспортного средства

Изобретение относится к сиденью для транспортного средства

Изобретение относится к автомобильному сиденью, в частности к сиденью грузового автомобиля
Наверх