Способ управления движением космического аппарата и система управления

Изобретение относится к области управления относительным и абсолютным движением космических аппаратов (КА) с помощью реактивных двигателей малой тяги (электроракетных двигателей). Предлагаемый способ предусматривает воздействие на КА реактивными двигателями, расположенными в общей установочной плоскости корпуса КА, ортогональной одной из его главных осей инерции. Близлежащие двигатели установлены с угловым смещением α между ними в секторах указанной установочной плоскости, в которых отсутствует оборудование, препятствующее размещению двигателей. Величина α выбирается из условия (360°-β)/(N+1)≤α≤(360°-β)/(N-1), где N - количество двигателей (не менее пяти), β - суммарный центральный угол секторов установочной плоскости, в которых размещено указанное оборудование (панели солнечной батареи). Направления векторов тяги двигателей может изменяться относительно установочной плоскости и в самой этой плоскости, либо - в параллельной ей. Предусмотрена возможность ориентации векторов тяги в плоскости, ортогональной установочной плоскости и пересекающей главную ось инерции КА. Техническим результатом изобретений является снижение запаса рабочего вещества на борту КА, повышение надежности и ресурса системы управления, а также снижение потерь мощности панелей солнечной батареи и соответственно уменьшение массы энергоустановки КА. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 16 ил.

 

Изобретение относится к методам и средствам управления движением космических аппаратов (КА) с помощью реактивных двигателей малой тяги, в качестве которых, в частности, могут использоваться электроракетные двигатели.

В настоящее время известны различные средства и методы управления движением КА, применяемые для коррекции орбиты КА, стабилизации и ориентации КА. Системы управления могут существенно различаться по конструкции, энергопотреблению, типу исполнительных органов в зависимости от решаемых задач управления, массы КА и орбиты его движения, а также от заданной продолжительности корректирующих маневров. Система управления КА может одновременно осуществлять как управление движением центра масс КА, так и управление движением КА относительно его центра масс или относительно осей инерции КА.

Так, например, известен способ управления КА и система управления, обеспечивающие заданную ориентацию КА (В.Б.Раушенбах, Е.Н.Токарь. Управление ориентацией космических аппаратов. М.: Наука, 1974, стр.111-113). Как известно, для требуемой ориентации КА необходимо осуществлять управление движением КА посредством поворотов вокруг трех ортогональных осей инерции. При этом необходимо согласовать положение управляющих реактивных двигателей с расположением главных осей инерции КА. В зависимости от схемы управления пространственным положением КА выбирается необходимое для решаемой задачи количество реактивных двигателей.

Так, например, независимое управление ориентацией КА по трем осям инерции может осуществляться с помощью шести реактивных двигателей. В этом случае оси управляющих сопел реактивных двигателей находятся в трех плоскостях, проходящих через центр масс КА ортогонально главным осям инерции, относительно которых осуществляется управление движением.

В другом варианте выполнения системы управления КА реактивные двигатели ориентации с целью удобства компоновки могут быть сгруппированы в одной плоскости. Данная схема управления КА обеспечивается с помощью восьми реактивных двигателей. Оси управляющих сопел реактивных двигателей в этом случае располагаются в одной плоскости, не пересекающей центр масс КА.

Независимое управление ориентацией КА может быть наиболее эффективно реализовано с помощью пар реактивных сил, создающих управляющие моменты. Преимуществом такой схемы управления является то, что к центру масс КА не прикладываются силы и вследствие этого не происходит изменение параметров орбиты КА в процессе его ориентации. Несмотря на то, что тяга двигателей ориентации сравнительно мала, при длительном включении реактивных двигателей траектория полета КА может существенно искажаться по сравнению с расчетной траекторией.

В патенте RU 2124461 С1 (опубликован 10.01.1999, МПК В64G 1/26) раскрыты способ и система управления КА, предназначенные для использования преимущественно на геостационарных КА. В состав двигательной установки КА входят восемь реактивных двигателей. Двигательные блоки расположены в двух параллельных установочных плоскостях. Линии действия тяг реактивных двигателей направлены под углом к главным осям инерции и смещены относительно центра масс КА. Согласно способу управления КА, описанному в патенте RU 2124461 C1, к КА прикладывают относительно трех ортогональных осей инерции управляющие моменты сил, создаваемые при включении реактивных двигателей. Реактивные двигатели размещаются в двух параллельных плоскостях, равноудаленных от базовой плоскости ориентации КА.

Такая компоновка реактивных двигателей на борту КА позволяет суммировать проекции моментов тяговых усилий на ось заданного управляющего момента и компенсировать моменты, создаваемые относительно других осей. Известное техническое решение позволяет уменьшить количество управляющих реактивных двигателей с двадцати четырех до восьми и повысить эффективность использования рабочего вещества за счет исключения необходимости компенсации нерасчетного вращения КА.

В опубликованной патентной заявке FR 2661889 A1 (опубликована 15.11.1991, МПК В64G 1/26) описана система управления движением КА с помощью реактивных двигателей малой тяги. Плоскость размещения двигателей малой тяги ортогональна оси инерции, относительно которой осуществляется вращение КА. В состав двигательной установки входят четыре двигателя, установленные в одной плоскости, диаметрально противоположно относительно центральной оси инерции КА, являющейся осью его вращения. В качестве двигателей малой тяги в известной двигательной установке используются газовые сопла, а в качестве рабочего вещества - углеводороды.

Система управления обеспечивает стабилизацию вращения КА при выполнении операций по ориентации и коррекции орбиты КА. С помощью двух пар двигателей малой тяги попеременно создаются тяговые усилия в противоположных направлениях при выполнении операций по коррекции орбиты КА.

Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является способ и система управления движением КА согласно европейскому патенту ЕР 0807578 B1 (опубликован 19.11.1997, МПК B64G 1/36). Известная система управления обеспечивает заданную ориентацию КА преимущественно на геостационарной орбите посредством вращения КА относительно трех ортогональных главных осей инерции.

Система управления движением КА включает в свой состав блок навигации с датчиками ориентации на Землю и на Солнце, блок законов управления движением центра масс КА и движением КА относительно трех ортогональных осей инерции КА и двигательную установку. На корпусе КА установлены две панели солнечной батареи с поворотным устройством, обеспечивающим ориентацию панелей солнечной батареи на Солнце в процессе движения КА по геостационарной орбите и выполнения корректирующих маневров. Ось вращения панелей солнечной батареи совпадает с одной из главных осей инерции КА.

Двигательная установка системы управления движением КА содержит шесть двигателей малой тяги, которые попарно ориентированы вдоль главных осей инерции КА. При этом первая главная ось инерции OY параллельна оси вращения Земли, вторая ось инерции OZ ориентирована на Землю, а третья ось инерции ОХ направлена тангенциально по отношению к геостационарной орбите движения КА.

Двигательная установка в процессе ориентации и коррекции орбиты КА позволяет осуществлять заданное вращение КА относительно главных осей инерции, обеспечивая тем самым ориентацию панелей солнечной батареи на Солнце. Управляющие моменты создаются при включении двигателя из соответствующей пары двигателей, вектор тяги которого направлен в заданном направлении вращения КА.

Известный способ управления движением КА заключается в измерении положения оси ОХ КА относительно заданного направления на Солнце и определении характеристик вращения КА относительно оси ОХ. После обработки полученной информации по заданному алгоритму, включая определение скорости и ускорения вращения КА, осуществляется управление движением КА относительно оси ОХ. Пространственное положение КА определяется с помощью блока навигации, с помощью которого измеряются угловые координаты и скорости движения КА.

Описанные выше способ управления движением КА и система управления движением позволяют непрерывно решать различные прикладные задачи при заданной ориентации приборов КА на Землю и одновременном поддержании ориентации панелей солнечной батареи на Солнце в процессе движения КА на расчетной геостационарной орбите.

Однако известное техническое решение наряду с другими известными аналогами не позволяет достичь высокой эффективности использования тяги для выполнения маневров КА, связанных с одновременной коррекцией орбиты КА и поддержанием заданной ориентации панелей солнечной батареи на Солнце. При этом следует отметить, что неэффективное использование тяги двигателей приводит, с одной стороны, к непроизводительному расходу рабочего вещества двигательной установки, а с другой стороны, - к дополнительным потерям мощности солнечной батареи. Данные проблемы в большей мере проявляются в процессе движении КА на высокоэллиптических орбитах при совмещенной коррекции долготы и наклонения орбиты КА.

Для высокоэллиптических орбит угол между направлением на Солнце и плоскостью орбиты с наклонением порядка 61° будет лежать в пределах ±85°. Направления корректирующих импульсов для высокоэллиптических орбит могут находиться как в плоскости орбиты движения КА, так и в плоскости, ортогональной плоскости орбиты КА. При решении подобного рода задач применяемые в настоящее время двигательные установки не обеспечивают требований по эффективному использованию тяги. Кроме того, известные двигательные установки в данных условиях не позволяют поддерживать заданную ориентацию панелей солнечной батареи на Солнце. В результате этого снижается электрическая мощность, вырабатываемая солнечной батареей, которая используется, в первую очередь, для питания электроракетных двигателей малой тяги.

Следует также отметить, что неэффективное использование тяги двигателей приводит к увеличению длительности работы двигателей, количества одновременно включенных двигателей и общего количества циклов «включение-выключение» двигателей. Вследствие этого значительно снижаются ресурс и надежность двигательной установки в целом.

Нерациональное использование тяги при использовании известных аналогов связано с тем, что в большинстве случаев направление вектора тяги двигателей не совпадает с направлением корректирующего импульса. В большинстве известных схем управления двигатели малой тяги устанавливаются под углом ˜45° к направлению заданного корректирующего импульса. Отработка заданного импульса тяги производится в этом случае при одновременном включении двух двигателей, направления векторов тяг которых наиболее близко к направлению корректирующего импульса.

Потери тяги двигателей в рассматриваемом случае составляют ˜30%. Геометрическая эффективность использования тяги, определяемая как отношение сумм проекций тяг работающих двигателей на направление управляющего воздействия к сумме тяг работающих двигателей, не превышает 0,7.

Заявленное изобретение направлено на решение технической задачи, связанной с существенным повышением эффективности использования тяги двигателей малой тяги при выполнении маневров КА на геостационарных и высокоэллиптических орбитах и одновременном поддержании заданной ориентации панелей солнечной батареи на Солнце. Данная задача, в свою очередь, связана с увеличением дискретности возможных направлений управляющих воздействий, создаваемых с помощью двигателей малой тяги.

Решение указанных выше технических задач обеспечивает достижение технического результата, заключающегося в снижении запаса рабочего вещества на борту КА, повышении надежности и ресурса системы управления движением КА, а также в снижении потерь мощности панелей солнечной батареи и соответственно в снижении массы энергетической установки КА.

Достижение указанных технических результатов осуществляется при реализации способа управления движением космического аппарата, который заключается в управлении движением центра масс КА и управлении угловой ориентацией КА в пространстве.

При осуществлении способа производится управляющее воздействие на КА посредством включения, по крайней мере, одного реактивного двигателя малой тяги двигательной установки КА, создающего вектор тяги и управляющие моменты тяги относительно главных ортогональных осей инерции КА.

Управляющие воздействия согласно настоящему изобретению создают с помощью двигателей малой тяги, расположенных в общей установочной плоскости корпуса КА, ортогональной одной из его главных осей инерции, с угловым смещением α между близлежащими двигателями относительно главной оси инерции КА, ортогональной установочной плоскости двигателей, в секторах установочной плоскости, в которых не установлено оборудование, препятствующее размещению двигателей.

Величину α выбирают из условия

(360°-β)/(N+1)≤α≤(360°-β)/(N-1),

где N - количество двигателей малой тяги, которое выбирают из условия N≥5;

β - суммарный центральный угол секторов установочной плоскости, в которых установлено оборудование, препятствующее размещению двигателей малой тяги.

В соответствии с указанной зависимостью двигатели малой тяги относительно равномерно размещаются на корпусе КА, за исключением секторов установочной плоскости, в которых установлено оборудование, препятствующее размещению двигателей малой тяги.

Для создания управляющего воздействия используют двигатели малой тяги с изменяемыми направлениями векторов тяги относительно установочной плоскости двигателей и изменяемыми направлениями векторов тяги в плоскости, совпадающей или параллельной установочной плоскости двигателей. При этом двигатели малой тяги установлены так, что линии векторов тяг двигателей могут находиться в одной плоскости и пересекать главную ось инерции космического аппарата, ортогональную установочной плоскости двигателей.

Перечисленные выше признаки изобретения характеризуют условие относительно равномерного расположения двигателей малой тяги в общей установочной плоскости корпуса КА при условии, что количество двигателей не менее пяти. Кроме того, двигатели должны обладать двумя степенями свободы для изменения направления вектора тяги относительно взаимно ортогональных осей поворота.

При указанных условиях реализуется наиболее эффективная схема управления движением КА за счет увеличения дискретности направлений управляющих воздействий при минимальном количестве эффективно используемых двигателей малой тяги (N=5).

Наиболее неблагоприятные условия в процессе управления движением КА с точки зрения эффективного использования тяги каждого двигателя будут наблюдаться, когда заданное направление корректирующего импульса находится между линиями векторов тяг двух близлежащих двигателей, расположенных в плоскости, перпендикулярной направлению ориентации КА. В этом случае при минимальном количестве двигателей малой тяги N=5 и относительно равномерном угловом расположении двигателей, угол ψ между вектором корректирующего управляющего воздействия и линией вектора тяги близлежащего двигателя составит 36°.

Геометрическая эффективность использования тяги, в случае если не применяется поворот двигателей, определяется по формуле η=cos(ψ) и будет равна 0,81. Полученное значение η на 15% выше по сравнению с соответствующим значением η, рассчитанным для выбранного прототипа.

Относительно равномерное расположение двигателей малой тяги на корпусе КА в одной общей для всех двигателей установочной плоскости позволяет уменьшить углы разворота КА для реализации управляющего воздействия в требуемом направлении. Вследствие этого снижаются потери энергии для солнечной батареи, поскольку точность ориентации панелей солнечной батареи на Солнце зависит от величины угла разворота КА во время создания корректирующего импульса тяги: точность ориентации панелей увеличивается с уменьшением требуемого для коррекции орбиты разворота КА относительно его главной оси инерции.

Вместе с тем размещение двигателей малой тяги в одной установочной плоскости обеспечивает возможность управления движением КА при неизменной ориентации главной оси инерции КА, ортогональной установочной плоскости двигателей. Заданное направление управляющего воздействия в этом случае обеспечивается за счет поворота КА относительно главной оси инерции, ортогональной установочной плоскости, до совмещения одного из возможных дискретных направлений управляющего воздействия с требуемым направлением корректирующего воздействия.

Применение для управления движением КА двигателей малой тяги с изменяемым направлением векторов тяги также служит для повышения эффективности использования тяги двигателей за счет увеличения количества возможных направлений векторов тяги, приближенных к требуемым направлениям управляющих воздействий.

Одновременное использование для создания управляющего воздействия нескольких двигателей малой тяги увеличивает количество направлений суммарного вектора тяги. Это обусловлено тем, что появляются дополнительные направления вектора тяги между направлениями векторов тяг, близлежащих в установочной плоскости двигателей. Соответственно уменьшаются и потери электрической энергии, вырабатываемой панелями солнечной батареи.

С целью дополнительного повышения эффективности использования тяги применяют двигатели малой тяги, выполненные с возможностью независимого поворота вектора тяги относительно двух ортогональных осей поворота во взаимно противоположных направлениях.

Возможность независимого поворота двигателей малой тяги относительно двух ортогональных осей поворота позволяет создавать управляющие моменты тяги как для управления ориентацией КА, так и для разгрузки маховичной системы ориентации КА.

Управляющий импульс тяги может создаваться посредством одновременного включения двух двигателей малой тяги, линии векторов тяг которых расположены на ближайшем расстоянии друг от друга, при условии, что направление управляющего воздействия находится между включаемыми двигателями.

Дальнейшее повышение эффективности использования тяги обеспечивается за счет применения двигателей с регулируемой по величине тягой.

За счет разнотяговости двигателей существенно увеличивается количество комбинаций включения двигателей, реализующих заданное управляющее воздействие. Поэтому в случае выхода из строя одного их двигателей заданное управляющее воздействие может быть осуществлено без потери эффективности с помощью иной комбинации двигателей, создающих различную по величине тягу. В этом случае повышается в целом надежность управления движением КА.

В частном случае реализации изобретения управляющее воздействие может создаваться посредством одновременного включения трех двигателей, линии векторов тяг которых расположены на ближайшем расстоянии друг от друга, и регулируют величину тяги каждого из включенных двигателей.

Управляющее воздействие может создаваться при расположении векторов тяг двигателей в плоскости, пересекающей центр масс космического аппарата.

Совместное применение поворота двигателей и их разнотяговости позволяет получить результирующую тягу практически в любом направлении в плоскости, параллельной установочной плоскости двигателей. Два близлежащих двигателя могут создавать тягу в направлении, промежуточном между номинальными направлениями этих двигателей. Для этого соседние двигателя разворачивают в требуемом направлении и выбирают величины тяг двигателей таким образом, чтобы создаваемые при включении двигателей моменты были равны по величине и противоположны по направлению.

Указанные выше технические результаты достигаются также при использовании системы управления движением КА, включающей в свой состав блок навигации, блок законов управления движением центра масс КА и угловой ориентацией космического аппарата в пространстве и двигательную установку, содержащую двигатели малой тяги, создающие векторы тяги и управляющие моменты тяги относительно трех главных ортогональных осей инерции КА.

Согласно настоящему изобретению двигательная установка состоит, по меньшей мере, из пяти двигатели малой тяги, расположенных в общей установочной плоскости корпуса КА, ортогональной одной из его главных осей инерции, с угловым смещением α между близлежащими двигателями относительно главной оси инерции КА, ортогональной установочной плоскости двигателей, в секторах установочной плоскости, в которых не установлено оборудование, препятствующее размещению двигателей.

Величина углового смещения α выбирается из условия

(360°-β)/(N+1)≤α≤(360°-β)/(N-1),

где N - количество двигателей малой тяги,

β - суммарный центральный угол секторов установочной плоскости, в которых установлено оборудование, препятствующее размещению двигателей.

В соответствии с указанной зависимостью двигатели малой тяги относительно равномерно размещаются на корпусе КА, за исключением секторов установочной плоскости, в которых установлено оборудование, препятствующее размещению двигателей малой тяги.

Двигатели малой тяги выполняются с изменяемыми направлениями векторов тяги относительно установочной плоскости двигателей и изменяемыми направлениями векторов тяги в плоскости, совпадающей или параллельной установочной плоскости двигателей.

Двигатели установлены так, что линии векторов тяг двигателей могут находиться в одной плоскости и пересекать главную ось инерции космического аппарата, ортогональную установочной плоскости двигателей.

В преимущественном примере реализации изобретения каждый двигатель малой тяги выполняется с возможностью независимого поворота вектора тяги относительно ортогональных осей поворота во взаимно противоположных направлениях.

Целесообразно также, чтобы имелась возможность регулирования величины тяги двигателей.

В качестве двигателей предпочтительно используются электроракетные двигатели, в частности стационарные плазменные двигатели.

Далее изобретение поясняется описанием конкретных примеров реализации и прилагаемыми чертежами, на которых изображено следующее:

- на фиг.1 схематично показан корпус КА с двумя панелями солнечной батареи, батареями и шестью двигателями малой тяги в установочной плоскости;

- на фиг.2 - вид сбоку на корпус КА, показанный на фиг.1, в области установочной плоскости двигателей;

- на фиг.3 схематично показан корпус КА с пятью двигателями малой тяги без панелей солнечной батареи;

- на фиг.4 - вид сбоку на корпус КА, показанный на фиг.3, в области установочной плоскости двигателей;

- на фиг.5 - схема создания управляющего воздействия с помощью двигательной установки, состоящей из пяти двигателей, при включении одного двигателя;

- на фиг.6 - схема создания управляющего воздействия с помощью двигательной установки, состоящей из шести двигателей, при включении одного двигателя;

- на фиг.7 - схема создания управляющего воздействия с помощью двигательной установки, состоящей из пяти двигателей, при включении двух двигателей в случае нештатной ситуации (отказ одного двигателя);

- на фиг.8 - схема создания управляющего момента тяги с помощью одного двигателя относительно главной оси инерции OX;

- на фиг.9 - схема создания управляющего момента тяги с помощью одного двигателя относительно главной оси инерции OY;

- на фиг.10 - схема создания управляющего момента тяги с помощью двух двигателей относительно главной оси инерции OX (при нулевой результирующей тяге);

- на фиг.11 - схема создания вектора тяги в установочной плоскости при включении двух двигателей (при нулевом результирующем моменте тяги);

- на фиг.12 - схема создания вектора тяги в установочной плоскости при включении трех двигателей;

- на фиг.13 - схема создания вектора тяги в установочной плоскости при включении двух двигателей со смещенным направлением векторов тяги в случае нештатной ситуации (отказ одного двигателя);

- на фиг.14 - схема создания вектора тяги в установочной плоскости при включении двух двигателей с изменением направлений векторов тяги и регулированием величины тяги (Pi=0,5P);

- на фиг.15 - схема создания вектора тяги в установочной плоскости при включении трех двигателей с изменением направлений векторов тяги и регулированием величины тяги двух двигателей (Рi=0,5Р);

- на фиг.16 - схема создания вектора тяги в заданном направлении при включении двух двигателей с изменением направлений векторов тяги и регулированием величины тяги каждого двигателя.

Система управления движением КА включает в свой состав блок навигации и блок законов управления движением центра масс КА и угловой ориентацией КА (не показаны), а также двигательную установку, содержащую двигатели малой тяги 1, 2, 3, 4, 5 и 6.

Изобретение поясняется на примерах управления движением КА с помощью двигательной установки, состоящей из пяти (см. фиг.3, 4, 5, 6 и 7) или из шести (см. фиг.1, 2, 10-16) двигателей малой тяги. Посредством включения двигателей малой тяги 1, 2, 3, 4, 5 и 6 создаются векторы тяги и управляющие моменты тяги относительно трех главных ортогональных осей инерции КА OX, OY и OZ.

Двигатели малой тяги 1, 2, 3, 4, 5 и 6 размещены на корпусе 7 КА в общей установочной плоскости корпуса, ортогональной главной оси инерции OX КА, в секторах установочной плоскости, в которых не установлено оборудование, препятствующее размещению двигателей. Главные оси инерции OY и OZ КА лежат в плоскости, параллельной установочной плоскости двигателей.

В примерах реализации изобретения, показанных на фиг.1, 2, 10, 11, 12, в области установочной плоскости двигателей размещены и панели 8 и 9 солнечной батареи. Панели 8 и 9 снабжены приводом поворота осей вращения для поддержания заданной ориентации солнечной батареи на Солнце. Ось вращения панелей 8 и 9 солнечной батареи направлена вдоль главной оси инерции OY КА.

На представленных чертежах корпус 7 КА условно показан в форме круга, а двигатели малой тяги 1, 2, 3, 4, 5 и 6 - в виде конусов, оси симметрии которых совпадают с соответствующими линиями векторов тяг двигателей. Панели 8 и 9 солнечной батареи также показаны условно на чертежах в форме прямоугольников, ограниченных линией разрыва.

В рассматриваемых примерах реализации изобретения, за исключением примера осуществления изобретения, показанного на фиг.16, используются двигатели малой тяги 1, 2, 3, 4, 5 и 6 со ступенчато регулируемой величиной тяги. Фиксируемые значения величины тяги составляют Р и 0,5Р. Вариант осуществления изобретения, показанный на фиг.16, предполагает возможность плавного изменения тяги двигателей от максимально возможного значения Рmax до нуля.

Двигательная установка системы управления движением КА выполнена в виде электроракетной двигательной установки, включающей в свой состав стационарные плазменные двигатели в качестве двигателей малой тяги.

В описанных примерах осуществления изобретения, в частности, используются стационарные плазменные двигатели типа СПД-140 с двумя режимами работы, которые отличаются по величине тяги: первый режим - с номинальной величиной тяги Рi1=Р=200 мН, второй режим - с величиной тяги Pi2=0,5P=100 мН.

Каждый из двигателей малой тяги 1, 2, 3, 4, 5 и 6 размещен в установочной плоскости корпуса 7 КА на кардановом подвесе, обеспечивающем две степени свободы двигателя с целью изменения пространственного положения вектора тяги относительно двух взаимно ортогональных осей поворота. Приводы поворота двигателей малой тяги (на чертеже не показаны) позволяют независимо от других двигателей осуществлять изменение направления вектора каждого двигателя относительно двух ортогональных осей поворота во взаимно противоположных направлениях.

Панели 8 и 9 солнечной батареи, установленные в области установочной плоскости корпуса 2 КА (см. фиг.1, 2, 10, 11 и 12), относятся к оборудованию, препятствующему размещению двигателей малой тяги 1, 2, 3, 4, 5 и 6 в секторах с центральными углами β1 и β2 установочной плоскости двигателей (см. фиг.1).

Величины центральных углов β1 и β2 в примере реализации изобретения, показанном на фиг.1 и 2 чертежей, составляют β12=45°. Соответственно суммарный центральный угол β секторов установочной плоскости, в которых установлено оборудование, препятствующее размещению двигателей, равен 90°.

Величина углового смещения α между близлежащими двигателями относительно главной оси инерции OX КА, ортогональной установочной плоскости двигателей, в секторах установочной плоскости, в которых не установлено оборудование, препятствующее размещению двигателей, определяется из условия

(360°-β)/(N+1)≤α≤(360°-β)/(N-1).

Для N=6 и β=90° (см. фиг.1) данное условие принимает вид: 39°≤α≤54°.

Выбранное значение углового смещения между парами ближайших двигателей малой тяги 1 и 2, 3 и 4, 4 и 5, 6 и 1 составляет согласно примеру реализации изобретения, показанному на фиг.1 чертежей, α=45°, т.е. в пределах, определяемых в соответствии с существенным условием заявленного изобретения.

Угловое смещение между двигателями малой тяги 2 и 3, 5 и 6, при исключении суммарного центрального угла β секторов установочной плоскости, в которых установлено оборудование, препятствующее размещению двигателей, равно 45° (см. фиг.1). Данное значение соответствует условию выбора углового смещения между близлежащими двигателями относительно оси инерции OX KA в секторах установочной плоскости, в которых не установлено оборудование, препятствующее размещению двигателей.

Угол γ максимального изменения направления вектора тяги относительно первоначального (номинального) направления в плоскости, совпадающей или параллельной установочной плоскости двигателей, также выбирается из условия эффективного использования тяги каждого двигателя малой тяги.

Величина, характеризующая эффективность использования тяги двигателей, составляет 1 при повороте двигателей на угол γ, равный половине угла α между номинальными направлениями тяги двух соседних двигателей. Таким образом, для варианта осуществления изобретения, показанного на фиг.1 чертежей, максимальная эффективность использования тяги двигателей в промежуточных направлениях между номинальными направлениями векторов тяг двигателей 6 и 1, 1 и 2, 3 и 4, 4 и 5 будет достигнута при обеспечении возможности поворота вектора тяги двигателя во взаимно противоположных направлениях относительно номинального направления вектора тяги в плоскости, параллельной установочной плоскости двигателей. Диапазон значений угла поворота двигателей в этом случае составляет от +γ до -γ: |γ|=|α/2|=22,5°.

Максимальная эффективность использования тяги двигателей в промежуточных направлениях между номинальными направлениями векторов тяг двигателей 2 и 3, 5 и 6 достигается при повороте указанных двигателей на углы, равные 45°. При повороте двигателей 2, 3, 5 и 6 на углы в пределах 22,5° эффективность использования тяги двигателей в данных промежуточных направлениях определяется значением cos(22,5°)=0,92.

Величина угла γ зависит от количества двигателей малой тяги: с увеличением количества двигателей N она уменьшается. Для пяти двигателей согласно примеру реализации изобретения, показанному на фиг.3 и 4 чертежей, она составит 36°, для шести двигателей - 30° (при отсутствии панелей солнечной батареи в области установочной плоскости), а для восьми двигателей - 22.5°.

Направление вектора тяги двигателей малой тяги 1, 2, 3, 4, 5 и 6 может изменяться и относительно плоскости, параллельной установочной плоскости двигателей, на угол δ относительно номинального направления вектора тяги во взаимно противоположных направлениях. В частности, на фиг.2 показан пример реализации изобретения, согласно которому направление вектора тяги двигателя 4 может изменяться на угол ±δ. Диапазон значений угла δ при решении различных задач, например ориентации КА или коррекции орбиты КА, может составлять до 90°.

На фиг.1 показано положение двигателей малой тяги 1, 2, 3, 4, 5 и 6, при котором линии векторов тяг двигателей находятся в одной плоскости, параллельной установочной плоскости двигателей, и пересекают главную ось инерции OX КА, ортогональную установочной плоскости двигателей.

Способ управления движением КА с помощью описанной выше системы управления осуществляется следующим образом.

С помощью системы управления движением КА, изображенной на фиг.1-4, которая включает в свой состав N двигателей малой тяги, можно создавать тягу в 2N направлениях, не используя возможность изменения вектора тяги за счет поворота двигателей посредством управляемых кардановых подвесов. Дискретные направления управляющих воздействий включают направления векторов тяг двигателей при их фиксированном положении в установочной плоскости и промежуточные направления векторов тяг между близлежащими в установочной плоскости двигателями при их парном включении.

Угловая дискретность ε направлений управляющих воздействий при равномерном угловом смещении двигателей определяется в соответствии с соотношением

ε=2π/2N=π/N.

С помощью блока навигации системы управления КА определяется его пространственное положение, а затем блок законов управления центра масс КА и угловой ориентацией КА вырабатывает управляющий сигнал, характеризующий величину и направление управляющего воздействия для выполнения конкретных операций по ориентации, стабилизации КА и/или коррекции орбиты движения КА.

Управляющее воздействие, приложенное к КА, создается посредством включения, по меньшей мере, одного двигателя малой тяги 1, 2, 3, 4, 5 или 6, входящих в состав двигательной установки. Выбранный двигатель малой тяги создает вектор тяги и/или управляющие моменты тяги относительно трех главных ортогональных осей инерции КА. Данная операция управлением движения КА возможна в случае совпадения направления управляющего воздействия, рассчитанного блоком законов управления центра масс и угловой ориентацией КА, с одним из дискретных направлений вектора тяги двигательной установки. В противном случае необходим предварительный разворот КА до совмещения направления управляющего воздействия с ближайшим дискретным направлением вектора тяги двигательной установки.

Пример создания управляющего воздействия на КА при фиксированном направлении векторов тяги двигателей малой тяги представлен на фиг.5. В указанной ситуации направление управляющего воздействия совпадает с направлением вектора тяги Р3, создаваемой двигателем 3. Вектор тяги Р3 находится в плоскости, параллельной установочной плоскости пяти двигателей малой тяги 1, 2, 3, 4 и 5, которая пересекает центр масс КА. Кроме того, линия вектора тяги Р3 пересекает главную осью инерции OX КА, ортогональную установочной плоскости двигателей малой тяги. Результирующее управляющее воздействие РКА, приложенное к КА, равно по величине номинальной тяге двигателя 3.

На фиг.6 представлен пример реализации управляющего воздействия в направлении между линиями векторов тяг двигателей малой тяги посредством включения без поворота двух двигателей 3 и 4, которые создают векторы тяг Р3 и Р4 с номинальной величиной. Результирующее управляющее воздействие РКА, приложенное к КА, будет направлено по промежуточному направлению между линиями векторов тяг двигателей 3 и 4 вдоль линии вектора тяги двигателя 1. При этом двигатель 1 расположен таким образом, что вектор его тяги направлен в противоположном направлении.

Величина результирующего управляющего воздействия (тяги) в рассматриваемом случае будет определяться согласно следующему соотношению:

где Рi - номинальная величина тяги одного двигателя малой тяги.

Величина в представленном выше соотношении определяет эффективность использования тяги двигателей при создании управляющего воздействия в направлении между фиксированными направлениями векторами тяг двигателей.

Следует отметить, что с помощью известных аналогов системы управления движением КА, двигатели малой тяги которых обычно ориентированы в четырех направлениях, управляющее воздействие может создаваться в восьми направлениях. Эффективность использования тяги двигателей для подобных схем управления движением КА по промежуточному направлению между фиксированными направлениями векторов тяг двигателей составляет 0,71.

В случае реализации способа управления движением КА с помощью пяти двигателей малой тяги согласно примеру осуществления заявленного изобретения, показанному на фиг.6, эффективность использования тяги при включении двух двигателей составит 0,81. При этом количество возможных дискретных направлений векторов тяги будет равно десяти.

По мере увеличения количества двигателей малой тяги в составе двигательной установки соответственно увеличивается количество возможных направлений векторов тяги и повышается эффективность использования тяги: при шести двигателях эффективность возрастает до 0,86 (12 направлений векторов тяги), а при восьми двигателях - до 0,92 (16 направлений векторов тяги).

Таким образом, заявленный способ управления движением КА позволяет, с одной стороны, увеличить количество дискретных направлений для создания управляющих воздействий, а с другой стороны, обеспечивает повышение эффективности использования тяги при создании управляющих воздействий в промежуточных направлениях между векторами тяги соседних двигателей.

На фиг.7 представлен пример реализации заявленного изобретения в ситуации, когда в двигательной установке, состоящей из пяти двигателей малой тяги 1, 2, 3, 4 и 5, вышел из строя двигатель 3. В этом случае при необходимости создания управляющего воздействия вдоль главной оси инерции OZ КА могут быть включены двигатели 2 и 4.

Эффективность использования тяги в этом случае при включении двигателей 2 и 4 в направлении оси OZ составляет Несмотря на малую эффективность использования тяги, при включении двух двигателей 2 и 4 создается результирующее управляющее воздействие в направлении вектора тяги двигателя 3, с величиной: РKA=0.62×Р. Следовательно, заявленная система и способ управления

движения могут обеспечивать требуемую надежность системы в нештатных ситуациях за счет обеспечения возможности резервирования двигателей малой тяги.

Повышение эффективности использования тяги двигателей в направлении вектора тяги вышедшего из строя двигателя может быть достигнуто увеличением количества двигателей в составе двигательной установки. Так, например, при шести двигателях, входящих в состав двигательной установки, эффективность использования тяги при выходе из строя одного двигателя возрастает до 0,5, а при восьми двигателях - до 0,71.

В аналогичной нештатной ситуации, в случае применения известных аналогов системы управления движения КА, из-за того, что векторы тяги соседних двигателей известных двигательных установок направлены в противоположные стороны, включение таких двигателей не позволит создать тягу в направлении неработающего двигателя. Векторы тяг соседних двигателей будут взаимно компенсировать друг друга, а результирующее управляющее воздействие будет равно нулю.

При управляемом повороте двигателей малой тяги с помощью кардановых подвесов согласно изобретению создается возможность расширить диапазон дискретных направлений управляющих воздействий, приложенных к КА в плоскости, параллельной установочной плоскости двигателей. Возможность изменения направления векторов тяги двигателей относительно двух ортогональных осей поворота во взаимно противоположных направлениях позволяет создавать управляющие моменты тяги относительно трех главных ортогональных осей инерции КА.

Использование указанных возможностей в целом обеспечивает повышение эффективности использования тяги двигателей и выполнение с помощью двигательной установки различных операций, в том числе программных поворотов при ориентации КА и операций по разгрузке (гашении кинетического момента) инерциальных средств управления КА, например гироскопических силовых стабилизаторов (маховиков).

На фиг.8 изображен пример реализации способа управления движением КА при создании управляющих моментов тяги при включении одного двигателя 3. В процессе управления движения КА осуществляется управляемый поворот двигателя 3 с помощью карданового подвеса относительно первоначального (номинального) направления вектора тяги на угол γ3 в плоскости OYZ, параллельной установочной плоскости двигателей, а затем на угол δ3 в плоскости OXZ относительно плоскости OYZ.

Проекции вектора тяги Р3 на плоскости OYZ и OXZ обозначены на фиг.8 и 9 соответственно как POYZ и POXZ соответственно. Составляющие вектора тяги Р3 по осям координат определяются согласно следующим зависимостям:

РX=-Р×sinδ3,

РY=Р×cosδ3×sinγ3,

РZ=Р×cosδ3×cosγ3.

Согласно рассматриваемому варианту осуществления изобретения двигатель 3 установлен на расстоянии R от оси инерции ОХ. Центр масс КА лежит в плоскости OYZ и ось инерции ОХ проходит через центр масс КА. При повороте двигателя в плоскостях OYZ и OXZ создается управляющий момент М. При повороте двигателя 3 управляющий момент имеет проекции на оси ОХ и OY. Составляющие МХ и МY управляющего момента М на оси координат ОХ и OY определяются согласно следующим соотношениям:

Мx=R×PY=R×P×cosδ3×sinγ3,

Мy=R×PX=-R×P×sinδ3.

В процессе управления движением КА могут быть включены одновременно несколько двигателей. Выбирая комбинации включенных двигателей и углы отклонения вектора тяги от номинального направления, можно создавать различные по величине и направлению импульсы тяги, а также различные по величине и направлению управляющие моменты тяги. Так, например, при использовании системы управления движением КА можно создать только управляющий момент при нулевой результирующей тяге или результирующую тягу при нулевом управляющем моменте.

В другом примере реализации способа управлением движения КА, показанном на фиг.10, используется двигательная установка, состоящая из шести двигателей малой тяги 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Управляющий момент М создается при включении двух противоположно расположенных двигателей 1 и 4. Равнодействующая тяга, приложенная к КА, в этом случае равна нулю.

Двигатели 1 и 4 расположены на одинаковом расстоянии R от оси инерции ОХ. Линии действия тяг двигателей смещены относительно оси инерции ОХ также на равное расстояние H1=H4. Двигатели создают одинаковую по величине тягу P1=P4 в противоположных направлениях. Кроме того, двигатели 1 и 4 повернуты в плоскости OYZ в одном направлении на равные углы γ14 относительно номинального направления векторов тяги.

Следовательно, величина результирующей тяги, приложенной к КА, будет равна нулю, а управляющие моменты, создаваемые каждым из двигателей 1 и 4, будут равны по величине

M14=Р×R×sinγ4

Результирующий управляющий момент, действующий на КА, будет равен

М=2×Р×R×sinγ4

В следующем варианте осуществления изобретения, показанном на фиг.11, управление движением КА производится с помощью двигательной установки, содержащей шесть двигателей малой тяги 1, 2, 3, 4, 5 и 6. При включении двигателей 4 и 5 создается результирующая тяга РКА, приложенная к КА, при результирующем управляющем моменте, равном нулю.

Двигатели 4 и 5 расположены на одинаковом расстоянии от оси ОХ и создают одинаковую по величине номинальную тягу P4=P5=P. В плоскости OYZ двигатели 4 и 5 повернуты навстречу друг к другу на одинаковые углы γ45. Результирующая тяга РKA, приложенная к КА, создается в среднем промежуточном направлении между номинальными направлениями векторов тяги двигателей 4 и 5. Положение вектора результирующей тяги РKA относительно номинальных направлений векторов тяги двигателей 4 и 5 определяется величиной дискретности ε возможных направлений управляющих воздействий: ε=π/N.

Угол λ между векторами тяги двигателей 4 и 5 и направлением результирующей тяги РКА равен: λ=ε-γ4. Величина равнодействующей тяги РКА, приложенной к КА, определяется согласно зависимости РKA=2×Р×cos(ε-γ4).

Следует отметить, что при γ45=0 реализуется схема управления движением КА, аналогичная показанной на фиг.6 схеме управления для двигательной установки, состоящей из пяти двигателей малой тяги. Данная схема характерна при включении двух близлежащих двигателей, направление векторов тяг которых совпадает с номинальными направлениями.

С увеличением значений углов γ4 и γ5 поворота двигателей 4 и 5 эффективность использования тяги растет. При повороте двигателей 4 и 5 на угол ε, равный половине угла между номинальными направлениями тяги двух соседних двигателей, эффективность использования тяги двигателей составит 1, т.е. потеря тяги при этом сводится к нулю.

Величина угла ε зависит от количества двигателей и с увеличением количества двигателей малой тяги она уменьшается: для пяти двигателей ε=36°, для шести двигателей ε=30°, для восьми ε=22,5°.

Линии действия тяг Р4 и P5 располагаются на расстояниях Н4 и Н5 от оси ОХ и создают относительно этой оси одинаковые по величине, но противоположные по направлению управляющие моменты М4 и М5: М4=-М5=Р×R×sinγ4.

Результирующий управляющий момент М, действующий на КА, в данном варианте управления движением КА будет равен нулю.

При достаточно мощной энергетической установке КА вырабатываемой электрической энергии достаточно для одновременного включения трех стационарных плазменных двигателей. В этом случае при создании тяги в направлении, совпадающем с номинальным направлением тяги одного из двигателей, для увеличения результирующей тяги можно использовать тягу соседних двигателей. Данный пример осуществления изобретения представлен на фиг.12.

В рассматриваемом примере двигатель 4 создает тягу Р4 в номинальном направлении. Соседние с ним двигатели 3 и 5 повернуты в плоскости OYZ на углы γ3 и γ535) в направлении к двигателю 4. Это необходимо с целью уменьшения угла λ между направлениями тяг Р3 и Р5, (P3=P5=P4=Р) двигателей 3 и 5 и номинальным направлением тяги Р4 двигателя 4. При этом номинальные направления векторов тяги двигателей смещены друг относительно друга в плоскости OYZ на угол 2ε=2π/N (N - количество двигателей малой тяги).

Равнодействующая тяга РKA, приложенная к КА, совпадает по направлению с направлением тяги P4 двигателя 4, а величина тяги определяется согласно следующей зависимости: РKA=Р+2×Р×cos(2ε-γ5).

Коэффициент использования тяги двигателей, определяемый из соотношения где К - количество включенных двигателей малой тяги, будет равен

При γ35=0 для двигательной установки, включающей в свой состав пять двигателей, χ=0.54, для шести двигателей χ=0.67, а при восьми двигателях χ=0.80. Коэффициент использования тяги также растет с увеличением угла поворота двигателей γ3 и γ5. При повороте двигателей 3 и 5 в кардановых подвесах на угол 2ε коэффициент использования тяги двигателей составит 1, т.е. потери тяги в этом случае полностью исключаются.

Необходимо отметить, что величина угла ε зависит от количества двигателей и с увеличением числа двигателей она уменьшается: для пяти двигателей ε=72°, для шести двигателей ε=60°, для восьми двигателей ε=45°.

Кроме того, возможность поворота двигателей позволяет повысить эффективность использования тяги двигателей в случае выхода из строя одного двигателя за счет включения двух соседних двигателей. В примере схемы управления, изображенном на фиг.13, когда двигатели 3 и 5 повернуты на угол 2ε, равный углу между номинальными направлениями тяги соседних двигателей, потери при создании результирующей тяги в направлении вышедшего из строя двигателя 4 будут равны нулю.

В примерах осуществления способа управлением движения КА, изображенных на фиг.14 и 15, показана возможность использования двигателей с регулируемой величиной тяги. Применение для управления движением КА двигателей с различной тягой позволяет, с одной стороны, более полно использовать электрическую мощность, вырабатываемую энергетической установкой КА, а с другой стороны, - увеличить дискретность возможных направлений управляющих воздействий.

Ступенчатое регулирование тяги двигателей малой тяги применяется, в частности, когда электрической мощности, вырабатываемой энергетической установкой КА, хватает для работы только одного двигателя с номинальной величиной тяги. Пример схемы управления, изображенный на фиг.14, иллюстрирует вариант создания управляющего воздействия посредством включения двух двигателей малой тяги 4 и 5, которые создают тягу в промежуточном направлении между номинальными направления векторов тяги. Величина тяги каждого из двигателей 4 и 5 составляет 50% от номинального значения тяги стационарного плазменного двигателя СПД-140: Р4=P5=Р/2=100 мН.

Двигатели 4 и 5 повернуты в плоскости OYZ навстречу друг другу на углы γ45=ε=π/N, поэтому результирующая тяга, приложенная к КА, будет равна номинальной тяге одного двигателя РKA=Р=200 мН.

В примере реализации изобретения, показанном на фиг.15, показана возможность использования для создания управляющего воздействия трех двигателей с регулируемой тягой в случае, когда мощности энергетической установки КА достаточно для работы двух двигателей с номинальной величиной тяги.

Согласно данному примеру результирующая тяга в направлении главной оси инерции OZ создается посредством включения трех двигателей малой тяги 3, 4 и 5. При этом тяга двигателя 4 равна номинальной величине тяги (Р4=Р), а тяги, создаваемые двигателями 3 и 5, составляют 50% от номинальной величины тяги двигателя: Р3=P5=Р/2=100 мН.

Положение двигателя 4 соответствует номинальному направлению тяги (вдоль оси инерции OZ), а двигатели 3 и 5 повернуты на соответствующие углы γ35=2ε=2π/N в направлении к двигателю 4. При данной ориентации векторов тяг двигателей 3, 4 и 5 создается результирующее управляющее воздействие с тягой РКА=2Р=400 мН, приложенной к КА в направлении главной оси инерции OZ.

Применение в составе двигательной установки двигателей с плавно изменяемой (регулируемой) величиной тяги в сочетании с возможностью их поворота относительно двух ортогональных осей поворота во взаимно противоположных направлениях обеспечивает создание управляющего воздействия в широком диапазоне возможных направлений управляющих воздействий.

В частности, при повороте двигателей малой тяги в плоскости OYZ, параллельной установочной плоскости двигателей, может быть создано управляющее воздействие в любых направлениях плоскости OYZ.

Вариант реализации схемы управления движением КА для рассматриваемого случая, когда произвольное направление управляющего воздействия не совпадает с каким-либо дискретным направлением тяги двигательной установки в плоскости OYZ, показан на фиг.16.

Результирующее управляющее воздействие, приложенное к КА, направлено в плоскости OYZ под углом γKA к промежуточному направлению между номинальными направлениями тяг двигателей 4 и 5.

Для создания результирующего управляющего воздействия двигатель 4 поворачивают в плоскости OYZ на угол γ4 относительно номинального направления вектора тяги по часовой стрелке, а двигатель 5 поворачивают в плоскости OYZ на угол γ5 относительно своего номинального направления против часовой стрелки, при этом γ45.

Сумма тяг, создаваемых двигателями 4 и 5, равна результирующему воздействию PKA=P4+P5. Соотношение тяг P4 и Р5 по величине и смещения Н4 и Н5 линий действия тяг относительно главной оси инерции OX, ортогональной установочной плоскости двигателей, выбираются так, чтобы сумма моментов тяг M4 и M5 относительно оси ОХ была равна нулю.

Величины тяг Р4 и Р5 двигателей 4 и 5 можно определить из следующих соотношений:

γ4=ε+γКА

γ5=ε-γКА

P4+P5=P

M4=P4×H4=P4×R×sinγ4=M5=P5×H5=P5×R×sinγ5

Из последнего соотношения следует: Р4×sinγ45×sinγ5.

Следовательно, величины тяг Р4 и P5 можно определить следующим образом:

Указанные выражения подтверждают возможность создания результирующего управляющего воздействия в произвольном направлении в плоскости OYZ в зависимости от величин тяг и направлений линий действия тяг двух соседних двигателей при условии, что направление результирующего управляющего воздействия находится между номинальными направлениями тяг включаемых двигателей.

Следует отметить, что при реализации в соответствии с заявленным изобретением приведенной выше схемы управления движения КА коэффициент использования тяги χ равен 1, т.е. сумма тяг P4 и P5 включенных двигателей 4 и 5 равна результирующему управляющему воздействию РКА.

При значении γKA, равном нулю, т.е. в ситуации, когда результирующее воздействие направлено вдоль среднего направления между направлениями действия тяг двигателей 4 и 5, значения тяг Р4 и Р5 можно определить из соотношения .

Представленные соотношения для углов поворота γ4 и γ5 двигателей и величины тяг двигателей P4 и Р5 зависят от угла γKA, характеризующего направление результирующего управляющего воздействия. В процессе работы двигательной установки изменяется и ориентация КА, соответствующим образом изменяется и величина угла γKA. Следовательно, в соответствии с приведенными выше зависимостями, описывающими динамику управления движением КА, будут изменяться и величины тяг включаемых двигателей, и пространственная ориентация векторов тяг двигателей.

Приведенные примеры реализации изобретения подтверждают возможность осуществления способа управления движением КА и используемой для этого системы управления движением КА, а также возможность достижения технических результатов, связанных с повышением эффективности использования тяги двигателей малой тяги при выполнении маневров КА на различных орбитах.

Описанные выше варианты управления движением КА при осуществлении заявленных способа и системы представляют собой отдельные фрагменты и операции общей программы управления движением КА, которая в реальных условиях может включать иные комбинации работающих двигателей, а также выбор различных величин тяг и направления действия тяг двигателей. При этом необходимые условия реализации способа и системы управления движением КА должны соответствовать существенным условиям заявленного изобретения согласно совокупностям признаков, включенных в формулу.

Патентуемые способ и система управления движением КА могут использоваться на КА различного назначения, функционирующих на геостационарных или высокоэллиптических орбитах. Наиболее эффективное применение изобретение может найти в двигательных установках, в которых в качестве исполнительных органов используются электроракетные двигатели малой тяги, в частности стационарные плазменные двигатели.

1. Способ управления движением космического аппарата, заключающийся в управлении движением центра масс космического аппарата и в управлении угловой ориентацией космического аппарата в пространстве, включающий управляющее воздействие на космический аппарат посредством включения по крайней мере одного реактивного двигателя малой тяги двигательной установки космического аппарата, создающего вектор тяги и управляющие моменты тяги относительно трех главных ортогональных осей инерции космического аппарата, отличающийся тем, что управляющие воздействия создают с помощью двигателей малой тяги, располагаемых в общей установочной плоскости корпуса космического аппарата, ортогональной одной из его главных осей инерции, с угловым смещением α между близлежащими двигателями относительно главной оси инерции космического аппарата, ортогональной установочной плоскости двигателей, в секторах указанной плоскости, в которых не установлено оборудование, препятствующее размещению двигателей, при этом величину α выбирают из условия

(360°-β)/(N+1)≤α≤(360°-β)/(N-1),

где N - количество двигателей малой тяги, которое выбирают из условия N≥5;

β - суммарный центральный угол секторов установочной плоскости, в которых установлено оборудование, препятствующее размещению двигателей малой тяги, причем для создания управляющего воздействия используют двигатели малой тяги с изменяемыми направлениями векторов тяги относительно установочной плоскости двигателей и изменяемыми направлениями векторов тяги в плоскости, совпадающей или параллельной установочной плоскости двигателей, и установленные так, что линии векторов тяг двигателей могут находиться в одной плоскости и пересекать главную ось инерции космического аппарата, ортогональную установочной плоскости двигателей.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют двигатели малой тяги, каждый из которых выполнен с возможностью независимого поворота вектора тяги относительно ортогональных осей поворота во взаимно противоположных направлениях.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что управляющее воздействие создают посредством одновременного включения двух двигателей малой тяги, линии векторов тяг которых расположены на ближайшем расстоянии друг от друга, при условии, что направление управляющего воздействия находится между включаемыми двигателями.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют двигатели с регулируемой по величине тягой.

5. Способ по п.4, отличающийся тем, что управляющее воздействие создают посредством одновременного включения трех двигателей, линии векторов тяг которых расположены на ближайшем расстоянии друг от друга, и регулируют величину тяги каждого из включенных двигателей.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что управляющее воздействие создают при расположении векторов тяг двигателей в плоскости, пересекающей центр масс космического аппарата.

7. Система управления движением космического аппарата, включающая в свой состав блок навигации, блок законов управления движением центра масс и угловой ориентацией космического аппарата в пространстве, двигательную установку, содержащую двигатели малой тяги, создающие векторы тяги и управляющие моменты тяги относительно трех главных ортогональных осей инерции космического аппарата, отличающаяся тем, что двигательная установка содержит по меньшей мере пять двигателей малой тяги, расположенных в общей установочной плоскости корпуса космического аппарата, ортогональной одной из его главных осей инерции, с угловым смещением α между близлежащими двигателями относительно главной оси инерции космического аппарата, ортогональной установочной плоскости двигателей, в секторах указанной плоскости, в которых не установлено оборудование, препятствующее размещению двигателей, при этом величина α выбирается из условия

(360°-β)/(N+1)≤α≤(360°-β)/(N-1),

где N - количество двигателей малой тяги;

β - суммарный центральный угол секторов установочной плоскости, в которых установлено оборудование, препятствующее размещению двигателей, причем двигатели малой тяги выполнены с изменяемыми направлениями векторов тяги относительно установочной плоскости двигателей и изменяемыми направлениями векторов тяги в плоскости, совпадающей или параллельной установочной плоскости двигателей, и установлены так, что линии векторов тяг двигателей могут находиться в одной плоскости и пересекать главную ось инерции космического аппарата, ортогональную установочной плоскости двигателей.

8. Система по п.7, отличающаяся тем, что каждый двигатель малой тяги выполнен с возможностью независимого поворота вектора тяги относительно ортогональных осей поворота во взаимно противоположных направлениях.

9. Система по п.7, отличающаяся тем, что двигатели выполнены с регулируемой по величине тягой.

10. Система по п.7, отличающаяся тем, что в качестве двигателей используются электроракетные двигатели.

11. Система по п.10, отличающаяся тем, что в качестве электроракетных двигателей используются стационарные плазменные двигатели.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космонавтике и может использоваться для транспортировки грузов как в открытом космосе, так и в атмосфере. .

Изобретение относится к астронавигации, управлению угловым и орбитальным положением космического аппарата (КА). .

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД), ракетным двигательным установкам (РДУ) на их основе, ракетам, системам выведения космических аппаратов (КА) на геостационарную орбиту (ГСО) и космическим транспортно-заправочным системам.

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано при транспортировке полезных грузов как в открытом космосе, так и в атмосфере. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к многомодульным ракетам-носителям пакетной схемы, использующим перелив топлива между модулями. .

Изобретение относится к межпланетным полетам космических аппаратов (КА) с использованием маршевых реактивных, преимущественно электроракетных, двигателей. .

Изобретение относится к летательным аппаратам, транспортируемым другими летательными аппаратами. .

Изобретение относится к области терминального управления траекторным движением разгонных блоков, выводящих космические аппараты на заданную орбиту с помощью маршевого двигателя.

Изобретение относится к воздушно-космической технике и может быть использовано при полетах в атмосфере и космосе. .

Изобретение относится к воздушно-космической технике и может быть использовано при полетах в атмосфере и космосе. .

Изобретение относится к воздушно-космической технике, в частности к двигательным установкам летательных аппаратов (ЛА) для полетов в атмосфере и космосе

Изобретение относится к воздушно-космической технике и, в частности, к двигательным установкам летательных аппаратов (ЛА) для полетов в атмосфере и космосе

Изобретение относится к управлению ориентацией и движением центра масс космических аппаратов (КА)

Изобретение относится к устройствам управления движением космических аппаратов (КА) с использованием реактивных двигателей и может использоваться в межзвездных полетах, в частности, при вхождении КА в поля тяготения черных дыр

Изобретение относится к воздушно-космической технике и может быть использовано для транспортировки полезных грузов в атмосфере и за ее пределами

Изобретение относится к воздушно-космической технике, в частности к двигательным установкам летательных аппаратов для полетов в атмосфере и космосе

Изобретение относится к области управления движением космических аппаратов (КА), преимущественно искусственных спутников планет с помощью реактивных двигателей коррекции

Изобретение относится к области управления движением космических аппаратов (КА) с помощью реактивных двигателей и м.б

Изобретение относится к области воздушно-космической техники и может быть использовано при полетах в атмосфере и космическом пространстве с применением реактивных средств создания тяги

Изобретение относится к межорбитальным транспортным системам многократного применения
Наверх