Способ нанесения рабочих слоев на цилиндрические детали

Изобретение относится к способам получения рабочих слоев на поверхностях полых цилиндрических деталей и может быть использовано для изготовления биметаллических втулок с покрытием одновременно на внутренней и наружной поверхностях или только наружной поверхности, а также для восстановления таких деталей. В стенке детали выполняют радиальные канал, на торцах детали - кольцевые пазы, а на наружной ее поверхности - по крайней мере один продольный паз, их соединяющий. Суммарный объем кольцевых пазов составляет 0,01-0,05 от объема, образованного зазором между деталью и матрицей. Материал рабочего слоя помещают в полость детали. Деталь устанавливают в матрицу с определенным зазором. Осуществляют их вращение вокруг оси с одновременным нагревом до температуры плавления материала рабочего слоя. Технический результат заключается в устранении возможности образования воздушных полостей в наплавленном рабочем слое и исключении брака по этой причине. 2 ил.

 

Изобретение относится к способам получения рабочих слоев на поверхностях полых цилиндрических деталей и может быть использовано для изготовления биметаллических втулок с покрытием одновременно на внутренней и наружной поверхностях или только наружной поверхности, а также для восстановления таких деталей.

Известен способ нанесения металлических покрытий на наружную поверхность деталей, включающий загрузку шихту в форму, ее вращение и нагрев, причем вращение формы задают из условия равномерного распределения расплавленного металла по ее поверхности, после чего вводят внутрь формы деталь, а частоту вращения формы замедляют до величины, достаточной для заполнения расплавом зазора между формой и деталью (патент РФ №2193077, опубл. 20.11.2002, Бюл. №32).

Недостатком данного метода является невозможность получения рабочих слоев одновременно на внутренней и наружной поверхностях детали.

В качестве ближайшего аналога выбран способ нанесения покрытий из металлических порошков на цилиндрические детали, включающий помещение материала покрытия в полость детали, ее вращение вокруг оси с одновременным нагревом до температуры плавления материала покрытия, причем в стенке детали выполняют радиальные каналы, а деталь устанавливают в матрицу с определенным зазором к детали (а.с. №1260119, опубл. 30.09.86, Бюл. №36).

Недостатком способа является большая вероятность появления брака из-за образования в наружном рабочем слое покрытия воздушных полостей. Это связано с тем, что для предотвращения выплеска расплавленного металла сборка (деталь-матрица) должна собираться герметично, что приводит к тому, что воздух, находящийся в зазоре между деталью и матрицей, прижимается и запирается расплавом металла у наружной поверхности детали, не имея возможности выхода в атмосферу.

Технической задачей, на решение которой направлено заявленное техническое решение, является устранение возможности образования воздушных полостей в наплавленном рабочем слое и исключение брака по этой причине.

Указанная техническая задача решается тем, что в способе нанесения рабочих слоев на цилиндрические детали, включающем выполнение в стенке детали радиальных каналов, помещение материала рабочего слоя в полость детали, установку детали в матрицу с определенным зазором, их вращение вокруг оси с одновременным нагревом до температуры плавления материала рабочего слоя, в отличие от прототипа на торцах детали выполняют кольцевые пазы, а на ее наружной поверхности по крайней мере один продольный паз, их соединяющий, причем суммарный объем кольцевых пазов составляет 0,01-0,05 от объема, образованного зазором между деталью и матрицей.

Предлагаемый способ обеспечивает исключение возможности образования воздушных полостей в наплавляемом слое наружной поверхности детали. Поскольку под действием силы тяжести расплава воздух вытесняется им и прижимается к наружной поверхности детали, то наличие продольного паза обеспечивает скопление в нем воздуха и вытеснение его в кольцевые пазы, так они соединены между собой. В тоже время кольцевые пазы изолированы от внутренней поверхности детали, поэтому расплав может попасть туда только через продольные пазы. Общий объем кольцевых пазов, необходимый для вытеснения туда воздуха, определен экспериментально и составляет 0,01÷0,05 от объема, образованного зазором между деталью и матрицей.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показана общая схема реализации способа, а на фиг.2 - вид детали с пазами сбоку.

На поверхности цилиндрической детали 1 с радиальными каналами 2 нарезают кольцевые пазы 3 и продольные пазы 4, их соединяющие. В полость детали 1 помещают порошковую шихту материала рабочего слоя 5, а деталь - соосно в полость керамической матрицы 6. Матрицу 5 и деталь 1 приводят в осевое вращение и одновременно нагревают в индукторе ТВЧ 7. Расплав металла рабочего слоя под действием центробежных сил проникает через радиальные каналы 2 в зазор, образованный наружной поверхностью детали 1 и внутренней поверхностью матрицы 5, вытесняя воздух в продольный паз 4, а затем в кольцевые пазы 3. При этом на внутренней и наружной поверхностях детали образуются контактные рабочие слои высокого качества.

Способ осуществляется следующим способом.

Для нанесения рабочего слоя на внутреннюю и наружную поверхность из трубы изготавливают деталь 1 (заготовку) требуемых размеров. На наружной поверхности детали нарезают один или несколько продольных пазов 4, а на торцевых поверхностях кольцевые пазы 3 с общим объемом, взятым из расчета 0,01-0,05 от объема, образованного зазором между деталью и матрицей. В стенке детали сверлением выполняют радиальные каналы 2 и помещают в ее полость порошковую шихту 5 материала рабочего слоя. Деталь 1 устанавливают в полость цилиндрической матрицы 6 и вращают их в центробежной машине с одновременным индукционным нагревом посредством высокочастотного генератора до температуры плавления материала рабочего слоя. Затем нагрев отключают и, не прекращая вращения, осуществляют охлаждение детали 1. После кристаллизации расплава вращение прекращают, деталь 1 извлекают из матрицы 5 и осуществляют механическую обработку внутренней, наружной и торцевых поверхностей детали под требуемый размер. При этом кольцевые пазы 3 удаляются, а продольные пазы 4 заполнены расплавом материала рабочего слоя 5. В итоге получают биметаллическую деталь с рабочим слоем на внутренней и наружной поверхностях. Анализ наплавленных рабочих слоев на наружной поверхности деталей, полученных предлагаемым способом, показал его высокое качество и полное отсутствие воздушных полостей.

Таким образом, предлагаемый способ по сравнению с прототипом гарантирует наружный наплавленный рабочий слой от образования в нем воздушных полостей, приводящих к браку рабочего слоя.

Способ нанесения рабочих слоев на цилиндрические детали, включающий выполнение в стенке детали радиальных каналов, помещение материала рабочего слоя в полость детали, установку детали в матрицу с определенным зазором, их вращение вокруг оси с одновременным нагревом до температуры плавления материала рабочего слоя, отличающийся тем, что на торцах детали выполняют кольцевые пазы, а на ее наружной поверхности - соединяющий их по крайней мере один продольный паз, причем суммарный объем кольцевых пазов составляет 0,01-0,05 от объема зазора между деталью и матрицей.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к способам изготовления подшипников скольжения для применения в различных отраслях машиностроения. .

Изобретение относится к химико-термической обработке и может быть использовано при упрочнении поверхностей деталей машин. .

Изобретение относится к защите объектов и материалов, предназначенных для получения алюминия электролизом солевого расплава. .

Изобретение относится к металлургии, а именно к способам нанесения покрытий, и может быть использовано для упрочнения поверхностей пар трения путем нанесения антифрикционных покрытий.
Изобретение относится к машиностроению и порошковой металлургии и может быть использовано для упрочнения и восстановления изношенных металлических поверхностей путем создания на них металлокерамического слоя, обладающего высокими триботехническими характеристиками, износостойкостью и коррозионной стойкостьюДля оценки новизны и технического уровня заявленного решения рассмотрим ряд известных заявителю технических средств аналогичного назначения, характеризуемых совокупностью сходных с заявленным изобретением признаков.

Изобретение относится к методам формирования легирующего покрытия (легирования поверхностного слоя металлических деталей) и может быть использовано в процессах плазменной обработки материалов.

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению покрытий электроконтактным припеканием металлических порошков. .
Изобретение относится к области порошковой металлургии и может быть использовано для создания износостойких, антифрикционных покрытий на поверхностях новых и изношенных деталей.

Изобретение относится к области производства катализаторов для избирательного восстановления окислов азота. .
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению материалов для изготовления металлообрабатывающего инструмента. .

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к изготовлению режущих элементов из композиционных материалов на основе алмаза и/или кубического нитрида бора для резцов, фрез, бурового и правящего инструмента.
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при производстве биметаллических изделий, в частности тепловыделяющих элементов ядерных реакторов.
Изобретение относится к области порошковой металлургии и может быть использовано для нанесения высокотемпературных уплотнительных покрытий для газотурбинных двигателей.

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к составным спеченным изделиям. .

Изобретение относится к порошковой металлургии и может использоваться для изготовления сложных конструкционных деталей центробежных насосов. .

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению составных деталей. .
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности, к нанесению покрытий из металлических порошков при восстановлении деталей триботехнического назначения.
Изобретение относится к области порошковой металлургии, в частности к получению многослойных антифрикционных изделий, и может быть использовано в машиностроении для изготовления подшипников скольжения, втулок, прокладок и т.д.

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к изготовлению спеченных сложнопрофильных изделий. .

Изобретение относится к изготовлению форсунки для топливного клапана в дизельном двигателе, в частности в двухтактном крейцкопфном двигателе
Наверх