Способ оценки возможности использования многослойного полимерного материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения

Изобретение относится к методам исследования свойств многослойных полимерных материалов, используемых для изготовления эластичных резервуаров, поддонов, рукавов, фильтроэлементов, трубопроводов, бочек, канистр, барабанов, внутренних покрытий и т.д. Способ заключается в том, что перед подготовкой образцов заданной геометрической формы из исследуемого многослойного полимерного материала для определения исходных физико-механических показателей предварительно исследуют барьерные свойства многослойного полимерного материала, определяя максимальную Пmax проницаемость нефтепродукта и отрезок ТПmax времени ее достижения при температуре предполагаемой зоны использования технического средства. При Пmax>35 г/м2сут бракуют материал, а при Пmax<35 г/м2сут готовят образцы заданной геометрической формы и определяют исходные физико-механические показатели, при величине рассогласования с нормативными значениями более чем на 20, материал бракуют, а менее 20% осуществляют односторонний контакт многослойного полимерного материала со стороны топливостойкого слоя с нефтепродуктом, массу которого определяют по коэффициенту вместимости Кв конкретного технического средства, полученному экспериментально, и площади контакта многослойного полимерного материала (площадь посадочного места). После одностороннего контакта многослойного полимерного материала с нефтепродуктом при температуре предполагаемой зоны использования технического средства в течение времени ТПmax готовят образцы заданной геометрической формы. Достигается повышение достоверности результатов исследования за счет приближения условий испытаний к натурным условиям эксплуатации. 7 табл., 1 ил.

 

Изобретение относится к методам исследования свойств многослойных полимерных материалов, применяемых для изготовления эластичных резервуаров, поддонов, рукавов, фильтроэлементов, трубопроводов, бочек, канистр, барабанов, внутренних покрытий и т.д., и может быть использовано при разработке (модернизации), производстве, эксплуатации и ремонте технических средств нефтепродуктообеспечения.

Технические средства нефтепродуктообеспечения предназначены для хранения и транспортирования товарных нефтепродуктов, представляющих собой сложную смесь углеводородов различной групповой принадлежности, молекулярной массы и строения, а также неуглеводородных (сернистых, азотистых, кислородных) соединений и различных (вязкостных, противоизносных, моющих и других) присадок.

В последние годы все более актуальной становится проблема снижения габаритно-массовых характеристик с одновременным повышением надежности эксплуатации технических средств нефтепродуктообеспечения за счет использования в их конструкции полимерных материалов.

Применение полимеров обусловлено рядом преимуществ перед металлическими материалами: низкая плотность, высокая прочность, стойкость к агрессивным средам, долговечность, способность принимать требуемую форму, возможность использования современных технологий производства, хранения и утилизации [В.К.Крыжановский, В.В.Бурлов, А.Д.Паниматченко, Ю.В.Крыжановская. Технические свойства полимерных материалов, Санкт-Петербург, издательство «Профессия», 2003, с.6].

В настоящее время проявляется повышенный интерес к многослойным полимерным материалам, обладающим барьерными свойствами к нефтепродуктам, кроме этого комбинация слоев позволяет добиться лучших механических свойств, при этом суммарная толщина многослойного материала может быть на 15-20% меньше, чем однослойного [А.Павленко. Оборудование для производства полимерных пленок и перспективы использования полученной на нем продукции. Тематическое приложение к журналу «Индустрия упаковки», №2-3, 2005, с.36]. Улучшение барьерных свойств достигается за счет наличия в полимерном материале нанокомпозита, который содержит полимер (сополимер этилена и винилового спирта EVON, найлон 6, MXD6, полиакрилнитрил ПАН, полиэтилентерефталат ПЭТФ, поликетон, термопластик и этилен/малеиновый ангидрид ЭМА) и частицы модифицированной глины, имеющие наноразмеры (патент РФ № 2270146, МПК B65D 35/08). Известно также, что эксплуатационные свойства полимерных материалов: прочность, плотность, электропроводность, теплоемкость, фрикционность, стойкость к биоповреждениям и др. повышают с помощью специальных добавок [В.К.Крыжановский, В.В.Бурлов, А.Д.Паниматченко, Ю.В.Крыжановская Технические свойства полимерных материалов, Санкт-Петербург, издательство «Профессия», 2003, с.16, 17].

Применение современных многослойных полимерных материалов (L 328 NESU, ТПОЭР ТУ 405831-2005, «Полифуд С(30)140» ТУ 2245-001-52186250-2005 и др.) в технических средствах нефтепродуктообеспечения позволяют обеспечить высокую надежность и экологическую безопасность эксплуатации.

Особенностью эксплуатации технических средств нефтепродуктообеспечения является периодический контакт внутренней поверхности топливостойкого слоя с нефтепродуктом (заполнение, хранение и опорожнение), а также испарение и проницаемость нефтепродукта через многослойный полимерный материал.

Проницаемость нефтепродукта - важнейший эксплуатационный показатель оценки возможности использования многослойных полимерных материалов для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения. Проницаемость позволяет определить не только количественные потери нефтепродукта, но и степень пожароопасности, загрязнения окружающей среды, влияния на обслуживающий персонал и другие факторы при эксплуатации технических средств.

Практика показала, что при контакте с нефтепродуктом из многослойного полимерного конструкционного материала экстрагируются наполнители: антифризы, антистарители, пластификаторы, отвердители, реологические добавки, красители, антисептики, антистатики. Экстракция наполнителей ухудшает деформационно-прочностные свойства не только технического средства из многослойного полимерного материала, но и качество хранимых (транспортируемых) нефтепродуктов.

Кроме того, средства нефтепродуктообеспечения используются в различных климатических районах I1-II12 (очень холодный - очень жаркий) с интервалом температур от минус 50 до плюс 70°С [ГОСТ 16350-80 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей, Москва, Издательство стандартов, 1986, с.2].

Температура оказывает существенное влияние на многослойные полимерные материалы: с повышением температуры степень и скорость изменения физико-механических свойств многослойных полимерных материалов при контакте с нефтепродуктами увеличивается.

Одной из проблем эффективного применения многослойных полимерных материалов для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения является прогнозирование надежности эксплуатации в конкретных климатических условиях.

Известен способ определения стойкости полимерных материалов (пластмасс) к действию химических сред, включающий подготовку стандартных образцов пластмасс, образцов реагентов: жидких химических веществ, растворов твердых химических веществ и технических жидких сред (топлива, масла и т.п.) заданного качества и определения при заданных температуре и времени их стойкости к указанному воздействию по изменению величины одного или нескольких показателей: массы, линейных размеров и механических свойств в ненапряженном и напряженно-деформированном состоянии [ГОСТ 12020-72 Пластмассы. Методы определения стойкости к действию химических сред, Москва, Издательство стандартов, 1980, с.1].

Недостатком известного способа определения стойкости полимерных материалов к действию химических сред является низкая достоверность оценки изменения физико-механических показателей полимерных материалов после воздействия агрессивной среды, не отражающая реальных условий эксплуатации, что связано с характером контакта (объемное погружение) испытуемых образцов в агрессивную среду.

Известен способ оценки влияния светлых нефтепродуктов на изделия из полимерных материалов, включающий подготовку образцов полимерных материалов заданной массы, взаимодействие этих образцов с агрессивной средой при заданной температуре в течение заданного времени и последующее определение информативного показателя по расчетной формуле. При этом задают коэффициент кратности конкретного изделия заданной вместимости светлого нефтепродукта, который используют в качестве агрессивной среды, готовят образец светлого нефтепродукта с заданной концентрацией фактических смол и разделяют его на две равные по массе части, по отношению массы одной части образца к заданному коэффициенту кратности определяют массу образца полимерного материала, который помещают в одну из частей образца светлого нефтепродукта, выдерживают в герметичном контейнере обе части образца светлого нефтепродукта при температуре от 20 до 50°С, причем выдержку светлого нефтепродукта с образцом полимерного материала осуществляют до достижения этим образцом равновесного состояния набухания, которое устанавливают по достижении образцом постоянного значения массы, охлаждают обе части образца светлого нефтепродукта до комнатной температуры и определяют концентрации фактических смол в обеих частях этого образца, а в качестве информативного показателя используют разность этих концентраций, которая для полимерного материала, применимого для хранения данного светлого нефтепродукта, составляет для авиационных бензинов и реактивных топлив от 0,1 до 3 мг/100 см3, для автомобильных бензинов от 0,1 до 5 мг/100 см3, для дизельных топлив от 0,1 до 10 мг/100 см3 [заявка № 2005123851/04 (026855) от 27.07.2005 г., МПК 7 G01N 33/44, решение о выдаче патента от 12 мая 2006 г.].

Недостатками известного способа являются:

низкая достоверность оценки показателей после воздействия агрессивной среды, не отражающая реальных условий эксплуатации, что связано с характером контакта (объемное погружение) испытуемых образцов в агрессивную среду;

контакт образца многослойного полимерного материала с агрессивной средой осуществляется без учета барьерных свойств (максимальной проницаемости нефтепродукта через испытуемый материал) топливостойкого слоя;

оценка влияния нефтепродуктов на изделия из полимерных материалов по изменению углеводородного состава является необходимым, но недостаточным условием для принятия решения о допуске полимерного материала к применению в технических средствах нефтепродуктообеспечения и требует проведения исследований изменения физико-механических показателей полимерного материала после контакта с нефтепродуктом.

Наиболее близким по технической сущности и взятым за прототип является метод определения стойкости полимерных материалов (резин) в ненапряженном состоянии к воздействию жидких агрессивных сред, включающий подготовку образцов полимерного материала заданной геометрической формы, воздействие на эти образцы жидких агрессивных сред заданного качества при заданных температуре и продолжительности и последующее определение их стойкости к указанному воздействию по изменению значения одного или нескольких показателей физико-механических свойств, рассчитываемому по математической зависимости [ГОСТ 9.030-74 «ЕСЗКР. Резины. Метод испытаний на стойкость в ненапряженном состоянии к воздействию жидких агрессивных сред», метод В с.43].

Недостатками известного способа, взятого за прототип, являются:

низкая достоверность оценки изменения физико-механических показателей полимерных материалов после воздействия агрессивных сред, не отражающая реальных условий эксплуатации, что связано с характером контакта (объемное погружение) испытуемых образцов в агрессивную среду;

использование стандартных жидкостей А, Б, В, Г, Д, Е [ГОСТ 9.030-74 «ЕСЗКР. Резины. Метод испытаний на стойкость в ненапряженном состоянии к воздействию жидких агрессивных сред» метод В с.45, приложение 1, табл.3] в качестве рабочих сред не моделирует реальные условия эксплуатации технических средств нефтепродуктообеспечения, что не позволяет достоверно оценить изменение физико-механических показателей испытуемых полимерных материалов при контакте с нефтепродуктами.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что известный способ не позволяет корректно оценить возможность использования многослойных полимерных материалов для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения без определенной доработки, касающейся особенностей их эксплуатации (температурные зоны эксплуатации конкретных технических средств для конкретных нефтепродуктов).

Технический результат изобретения - повышение точности и достоверности результатов за счет приближения условий испытаний к натурным условиям эксплуатации.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в способе оценки возможности использования многослойного полимерного материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, включающем подготовку исходных образцов многослойного полимерного материала заданной геометрической формы, измерение исходных разрывных нагрузок материала F и шва Fш, удлинения l при разрыве, прочности связи σр между слоями при расслоении, сопротивления раздиру Fp и температуры хрупкости Тхр, сравнение их с заданными значениями и отбраковку материала при отклонении хотя бы одного из этих показателей, а при отсутствии рассогласования - осуществление взаимодействия образцов с нефтепродуктом при температуре (70±2)°С в течение заданного времени, определение тех же показателей после воздействия нефтепродукта и оценку по величине отклонения физико-механических показателей от исходных возможности использования испытуемого многослойного полимерного материала в техническом средстве нефтепродуктообеспечения, согласно изобретению перед подготовкой образцов заданной геометрической формы определяют максимальную проницаемость Пmax г/м2сут конкретного нефтепродукта через исследуемый многослойный полимерный материал при температуре предполагаемой зоны использования технического средства, фиксируют отрезок времени ТПmax достижения максимальной проницаемости и при Пmax≤35 г/м2сут определяют физико-механические показатели образцов заданной геометрической формы, при отсутствии рассогласования значений которых от нормативных задают коэффициент вместимости конкретного технического средства для конкретного нефтепродукта, массу которого определяют путем умножения коэффициента вместимости конкретного технического средства на площадь посадочного места герметичного контейнера, в котором осуществляют с полученной массой нефтепродукта односторонний контакт многослойного полимерного материала со стороны топливостойкого слоя при температуре предполагаемой зоны использования технического средства в течение отрезка времени ТПmax достижения максимальной проницаемости, по истечении которого из этого многослойного полимерного материала изготавливают идентичные исходным образцы заданной геометрической формы, разделяют их на партии, определяют физико-механические показатели одной партии образцов и при отклонении полученных значений от исходных менее чем на 20% следующую партию образцов дополнительно выдерживают при температуре (70±2)°С в течение (72±2) ч, охлаждают до комнатной температуры, определяют те же физико-механические показатели и при отклонении каждого из определяемых показателей менее чем на 20% от исходных делают заключение о возможности использования многослойного полимерного материала для изготовления конкретных технических средств нефтепродуктообеспечения.

Техническая сущность изобретения заключается в том, что авторы, обработав большое количество статистических данных по техническим средствам нефтепродуктообеспечения (эластичные резервуары, трубопроводы, бочки, канистры с внутренним полимерным покрытием; пластиковые трубопроводы, рукава, полимерная тара, и др.) для хранения и транспортирования нефтепродуктов, получили зависимости площади внутренней поверхности конкретного технического средства от массы хранимого нефтепродукта. Фрагменты результатов статистической обработки результатов исследования эксплуатационных характеристик технических средств нефтепродуктообеспечения представлены в табл. 1-5:

табл.1 - результаты исследования эксплуатационных характеристик эластичных резервуаров;

табл.2 - результаты исследования эксплуатационных характеристик барабанов (бочек) из полимерных материалов;

табл.3 - результаты исследования эксплуатационных характеристик канистр из полимерных материалов;

табл.4 - результаты исследования эксплуатационных характеристик рукавов резиновых напорно-всасывающих;

табл.5 - результаты исследования эксплуатационных характеристик труб стеклопластиковых для сборно-разборных магистральных трубопроводов.

На основе проведенного исследования получен коэффициент вместимости Кв, представляющий собой отношение массы нефтепродукта к площади контактирующей с ним внутренней поверхности конкретного технического средства (табл.1-5, строки 6, 7, 8).

Учитывая, что образцы заданной геометрической формы должны быть изготовлены из многослойного полимерного материала, который предварительно подвергают одностороннему контакту с нефтепродуктом со стороны топливостойкого слоя, авторы экспериментально доказали, что площадь контакта (площадь посадочного места) должна быть больше суммарной площади всех образцов заданной геометрической формы. Исходя из этого требования, экспериментально доказано, что для оценки качества топливостойкого слоя многослойного полимерного материала необходимо и достаточно конкретной массы нефтепродукта, которую предлагается определять как произведение коэффициента вместимости и площади посадочного места. Для удобства выполнения исследований при осуществлении одностороннего контакта можно использовать известные герметичные контейнеры с площадью посадочного места ≈490 см2 (для 3-6 образцов заданной геометрической формы).

Максимальную Пmax проницаемость и отрезок времени ТПmax достижения максимальной проницаемости нефтепродукта через многослойный полимерный материал определяют известным методом [ГОСТ 27896-88 «Резины, полимерные эластичные материалы, прорезиненные ткани и ткани с полимерным эластичным покрытием. Методы определения топливопроницаемости» с.8] при температуре предполагаемой зоны использования.

Контейнер для одностороннего контакта многослойных полимерных материалов с нефтепродуктом со стороны топливостойкого слоя изготавливается из материала, стойкого к действию нефтепродуктов (сплава из алюминия, легированной или нержавеющей стали), и состоит из цилиндрического металлического стакана с промежуточным кольцом и зажимной втулкой. В верхней части стакана имеется внутренняя резьба, на которую навинчивается зажимная втулка, обеспечивающая герметичность.

Объем контейнера выбирают с учетом максимальной массы нефтепродукта, необходимой для одностороннего контакта с образцом многослойного полимерного материала со стороны топливостойкого слоя, при этом габаритные размеры контейнера выбирают из условий возможности его размещения в термостате.

Проведя исследования различных многослойных полимерных материалов, авторы экспериментально получили предельнодо пустимые значение максимальной проницаемости Пmax (35 г/м2сут) нефтепродукта через многослойный полимерный материал, а также величину рассогласования исходных значений физико-механических показателей (F, l, Fш, σр, Fp, Тхр) и этих же показателей образцов, изготовленных после одностороннего контакта с нефтепродуктом многослойного полимерного материала со стороны топливостойкого слоя при температуре предполагаемой зоны использования в течение отрезка времени ТПmax достижения максимальной проницаемости (менее чем на 20% от исходных).

Так, установлено, что многослойный полимерный материал можно рекомендовать для изготовления конкретного технического средства нефтепродуктообеспечения при следующих условиях:

максимальная проницаемость Пmax нефтепродукта составляет не более 35 г/м2сут;

отклонение значений физико-механических показателей (Fн, lн, Fшн, σрн, Fрн, Тхр.н.) многослойного полимерного материала после одностороннего контакта со стороны топливостойкого слоя с нефтепродуктом при температуре предполагаемой зоны использования в течение отрезка времени ТПmax составляет менее чем 20% от исходных (F, l, Fш, σp, Fp, Тхр);

отклонение значений физико-механических показателей (Fи, lи, Fши, σри, Fри, Тхр.и) после дополнительной выдержки образцов многослойного полимерного материала при температуре (70±2)°С в течение (72±2) ч составляет менее чем 20% от исходных (F, l, Fш, σр, Fp, Тхр).

По каждому из определяемых показателей можно оценить физическое состояние технических средств нефтепродуктообеспечения с достаточной степенью достоверности.

Так, разрывная нагрузка F многослойного полимерного материала и сопротивление Fp раздиру характеризуют его предельное сопротивление механическому разрушению при деформациях растяжения и раздира соответственно.

Разрывная нагрузка Fш шва определяет прочность шва (сварного, клеевого и т.д.) многослойного полимерного материала и технического средства в целом.

Прочность связи σр между слоями при расслоении определяет силу сцепления полимерного материала с силовой оболочкой и способность многослойного полимерного материала противостоять различным деформациям без расслоений.

Удлинение l при разрыве позволяет прямо или косвенно оценить высокоэластические и упругие свойства материала при воздействии деформаций растяжения, сжатия, изгиба, сдвига и др.

Температура Тхр хрупкости характеризует морозостойкость многослойного полимерного материала, возможность эксплуатации технических средств нефтепродуктообеспечения в различных климатических зонах.

Таким образом, суть способа заключается в том, что перед подготовкой образцов заданной геометрической формы из исследуемого многослойного полимерного материала для определения исходных физико-механических показателей (F, l, Fш, σр, Fp, Txp) предварительно исследуют барьерные свойства многослойного полимерного материала, определяя максимальную Пmax проницаемость нефтепродукта и отрезок ТПmax времени ее достижения при температуре предполагаемой зоны использования технического средства. При Пmax>35 г/м2сут бракуют материал, а при Пmax>35 г/м2сут как и в прототипе готовят образцы заданной геометрической формы и определяют исходные физико-механические показатели, при величине рассогласования с нормативными значениями >20% материал бракуют, а ≤20% осуществляют односторонний контакт самого многослойного полимерного материала со стороны топливостойкого слоя с нефтепродуктом, массу которого определяют по коэффициенту вместимости Кв конкретного технического средства, полученному экспериментально, и площади контакта многослойного полимерного материала (площадь посадочного места). После одностороннего контакта многослойного полимерного материала с нефтепродуктом при температуре предполагаемой зоны использования технического средства в течение времени ТПmax готовят образцы заданной геометрической формы.

Способ реализуется следующим образом.

Пример 1. Необходимо оценить возможность использования многослойного полимерного материала марки ТПОЭР ТУ 405831-2005 г. производства ОАО «Тульский завод РТИ» для изготовления эластичного резервуара вместимостью 25 м3 (ЭР-25) для хранения автомобильных бензинов [ГОСТ Р 51105-97 Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия, Москва, Издательство стандартов, 1999] в климатическом районе II12 (очень жаркий сухой) со средней месячной температурой воздуха июля выше 30°С.

В качестве нефтепродукта для проведения испытаний использовали широко применяемую марку высокооктанового автобензина Регуляр-92 по ГОСТ Р 51105-97, имеющего в своем составе ароматические углеводороды, а также кислородсодержащие антидетонационные (октаноповышающие) присадки.

За температуру предполагаемой зоны использования принимают температуру (70±2)°С - максимальная температура эксплуатации эластичных резервуаров в экстремальных условиях [С.В.Левинин. Мягкие резервуары для хранения и транспортирования нефтепродуктов, часть II, Москва, Издательство «ЦНИИТЭнефтехим», 1993, с.24]).

В соответствии с алгоритмом (см. чертеж) реализации способа оценки возможности использования многослойного полимерного материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения определяют максимальную проницаемость Пmax (этап 3) автобензина Регуляр-92 через испытуемый материал, фиксируют отрезок ТПmax времени (этап 4) достижения максимальной проницаемости при температуре (70±2)°С известным методом по ГОСТ 27896-88. По результатам испытаний определено, что через 48 часов Пmax автобензина Регуляр-92 через многослойный материал марки ТПОЭР составила 449 г/м2сут.

Полученное значение максимальной проницаемости в ˜13 раз превышает допустимое (Пmax≤35 г/м2сут.). Материал бракуют (этап 14).

Вывод: многослойный полимерный материал марки ТПОЭР ТУ 405831-2005 г. производства ОАО «Тульский завод РТИ» не может применяться в конструкции эластичного резервуара вместимостью 25 м3 (ЭР-25) для хранения автомобильных бензинов в очень жарком сухом климатическом районе.

Пример 2. Необходимо оценить возможность использования многослойного полимерного материала марки «Полифуд С(30) 140» ТУ 2245-001-52186250-2005 производства ООО «Технопак» в качестве конструкционного материала для изготовления эластичного резервуара вместимостью 4 м3 (ЭР-4) для хранения и транспортирования топлив для реактивных двигателей [ГОСТ 10227-86 Топливо для реактивных двигателей. Технические условия, Москва, Издательство стандартов, 1998] в климатическом районе II12 (очень жаркий сухой) со средней месячной температурой воздуха июля выше 30°С.

В качестве нефтепродукта для проведения испытаний использовали широко применяемую марку топлива для реактивных двигателей ТС-1 по ГОСТ 10227-86.

За температуру предполагаемой зоны использования принимают температуру (70±2)°С - максимальная температура эксплуатации эластичных резервуаров в экстремальных условиях.

Определяют максимальную проницаемость Пmax (этап 3 алгоритма) топлива ТС-1 через испытуемый материал, фиксируют отрезок ТПmax времени (этап 4 алгоритма) достижения максимальной проницаемости при температуре (70±2)°С известным методом по ГОСТ 27896-88. По результатам испытаний определено, что через 9 суток Пmax топлива ТС-1 через многослойный материал марки «Полифуд С(30)» составила 8 г/м2 сут., что меньше предельнодопустимого значения (Пmax≤35 г/м2 сут.).

Из испытуемого материала готовят образцы (этап 5 алгоритма) заданной геометрической формы и определяют исходные физико-механические показатели (этап 6 алгоритма) известными методами.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к материалам для эластичных резервуаров, определяются следующие показатели: разрывные нагрузки F (этап 7 алгоритма) материала, Fш (этап 9 алгоритма) шва и удлинение (этап 8 алгоритма) при разрыве по ГОСТ 30303-95, температура Тхр (этап 12 алгоритма) хрупкости по ГОСТ 16783-71.

Получены следующие значения показателей: F по основе и утку - 415 Н и 405 Н соответственно; l по основе и утку - 437% и 492% соответственно; Fш - 350 Н; Тхр - ниже минус 58°С.

Сравнивают (этап 13 алгоритма) полученные результаты с заданными (см. табл.6).

Таблица 6
Результаты испытаний многослойного полимерного материала марки «Полифуд С(30) 140» ТУ 2245-001-52186250-2005 производства ООО «Технопак», г.Санкт-Петербург
ПоказательЗаданное (предельно допустимое) значениеФактически
основауток
Проницаемость, Пmax, г/м2сутНе более 358
Разрывная нагрузка, Нисходная, FНе менее 400415405
после одностороннего контакта с топливом ТС-1, FнНе менее 320402385
после испарения топлива ТС-1, Fи408394
Удлинение при разрыве, %исходное, lНе менее 300437492
после одностороннего контакта с топливом ТС-1, lнНе менее 240441486
после испарения топлива ТС-1, lи433460
Разрывная нагрузка сварного шва, Нисходная, FшнНе менее 340350
после контакта с топливом TC-1 FшНе менее 272280
после испарения топлива ТС-1,Fши325
Температура хрупкости, °Сисходная, ТхрНе выше - 50Ниже - 58
после контакта с топливом TC-1, Тхр.нНе выше - 40Ниже - 60
после испарения топлива ТС-1, Txp.и- 52

Все значения соответствуют заданным. Продолжают исследования.

Задают для ЭР-4 коэффициент вместимости (этап 15 алгоритма) Кв=MTC-1/Sпов.ЭР -4=3200/267800=11,9 г/см2 (см. табл.1).

Площадь (Sпов.ЭР-4) внутренней поверхности в см2 резервуара ЭР-4, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, рассчитывается по формуле [В.А.Гусев, А.Г.Мордкович. Математика. Справочные материалы, Москва, Просвещение, 1988, с.402]:

Sпов.ЭР-4=2(ab+bc+ac),

где а - длина, см; b - ширина, см; с - высота в заполненном состоянии, см.

Sпов.ЭР-4=(360×260+260×65+360×65)=267800 см2

Масса МТС-1 хранимого топлива ТС-1 при плотности составляет 3200 кг.

Массу (mТС-1) топлива ТС-1, необходимого для одностороннего контакта с образцом многослойного полимерного материала, определяют по формуле mТС-1=Sпов.обр Kв=490,6×11,9=5855 г или по табл.1 (этап 16 алгоритма).

Для определения физико-механических показателей многослойного полимерного материала необходимо три контейнера: два - для разрывной Fн нагрузки и удлинения lн при разрыве по основе и утку и один - для разрывной Fшн нагрузки шва. Образцы для определения температуры хрупкости имеют сравнительно небольшие геометрические размеры (6,5×25 мм) и не требуют дополнительного контейнера.

В каждый контейнер мерным цилиндром заливают рассчитанную mТС-1 массу топлива ТС-1 (5855 г), устанавливают в каждое посадочное место образец (Sпов.обр=490 см2) многослойного полимерного материала топливостойким слоем внутрь. Контейнеры в сборе переворачивают образцом многослойного полимерного материала вниз и проверяют их герметичность известным способом (например, по отсутствию видимого подтекания топлива).

Затем герметичные контейнеры помещают в предварительно нагретые до максимальной температуры климатического района II12 (70±2)°С термостаты (этап 17 алгоритма) и выдерживают в течение отрезка времени TПmax=9 сут. (этап 4 алгоритма).

После истечения 9 сут контейнеры извлекают из термостата и охлаждают при температуре (23±2)°С не менее 0,5 ч до комнатной температуры (этап 18 алгоритма), разбирают контейнеры по одному, готовят из этого многослойного полимерного материала образцы заданной (в виде полосок - 6 шт.) геометрической формы (этап 19 алгоритма), разделяют их на две равные партии (этапы 20 и 21 алгоритма), одну из которых (этап 20 алгоритма) помещают в эксикатор и не позднее чем через 30 с определяют физико-механические показатели (этап 22 алгоритма) образцов Fн=402 Н и 385 Н, lн=441% и 486% по основе и утку соответственно, Fшн=280 Н, Тхр.н=ниже минус 60°С (табл.6) и сравнивают с исходными (этапы 7, 8, 9, 12 алгоритма).

Результаты испытаний показывают, что изменение физико-механических показателей образцов материала «Полифуд С(30) 140» после одностороннего контакта с топливом ТС-1 не превышает 20% от исходных значений.

Переходят к следующему этапу испытаний. Вторую партию образцов заданной геометрической формы дополнительно выдерживают как в прототипе при температуре (70±2)°С в течение 72 ч (этап 23 алгоритма) и после охлаждения до комнатной температуры (этап 24 алгоритма) определяют известными методами значения тех же физико-механических показателей (этап 25 алгоритма) Fи=408 Н и 394 Н, lи=433% и 460% по основе и утку соответственно, Fши=325 Н, Тхр.и.=минус 52°С (см. табл.6) и сравнивают с исходными (этапы 7, 8, 9, 12 алгоритма).

Как показали полученные результаты, рассогласование значений физико-механических показателей не превышает 20% от исходных.

Вывод: многослойный полимерный материал марки «Полифуд С(30) 140» ТУ 2245-001-52186250-2005 производства ООО «Технопак» может применяться в качестве конструкционного материала эластичного резервуара вместимостью 4 м3 (ЭР-4) для хранения и транспортирования топлив для реактивных двигателей в очень жарком сухом климатическом районе (этапы 26 и 27 алгоритма).

Пример 3. Необходимо оценить возможность использования многослойного полимерного материала марки 2-1000 производства ЗАО «Курскрезинотехника» для изготовления напорно-всасывающих рукавов диаметром ⊘100 длиной 6 м ТУ 38 105620-86 «Рукава резиновые для перекачивания авиатоплив и авиамасел на нефтяной основе» для перекачивания автомобильных бензинов в климатическом районе II4 (умеренно холодный) со средней месячной температурой воздуха июля до 25°С.

В качестве нефтепродукта для проведения испытаний использовали широко применяемую марку высокооктанового автобензина Регуляр-92 по ГОСТ Р 51105-97, имеющего в своем составе ароматические углеводороды, а также кислородосодержащие антидетонационные (октаноповышающие) присадки.

За температуру предполагаемой зоны использования принимают температуру (23±2)°С.

Определяют максимальную проницаемость Пmax (этап 3 алгоритма) автобензина Регуляр-92 через испытуемый материал, фиксируют отрезок ТПmax времени (этап 4 алгоритма) достижения максимальной проницаемости при температуре (23±2)°С известным методом по ГОСТ 27896-88. По результатам испытаний определено, что через 7 суток Пmax автобензина Регуляр-92 через многослойный материал марки 2-1000 составил 34 г/м2сут, что меньше предельно допустимого значения (Пmax≤35 г/м2сут).

Из испытуемого материала готовят образцы (этап 5 алгоритма) заданной геометрической формы и определяют исходные физико-механические показатели (этап 6 алгоритма) известными методами.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к материалам для напорно-всасывающих рукавов, определяются следующие показатели: разрывная нагрузки F (этап 7 алгоритма) материала и удлинение l при разрыве (этап 8 алгоритма) по ГОСТ 30303-95, прочность связи σр между слоями при расслоении (этап 10 алгоритма) по ГОСТ 6768-75, сопротивление Fp раздиру (этап 11 алгоритма) по ГОСТ 30304-95, температура Тхр (этап 12 алгоритма) хрупкости по ГОСТ 16783-71.

Получены следующие значения показателей: F по основе и утку - 1015 Н и 1005 Н соответственно; l по основе и утку - 237% и 298% соответственно; σр=25 Н/см; Fp по основе и утку - 56 Н и 53 Н соответственно; Тхр - минус 52°С.

Сравнивают (этап 13 алгоритма) полученные результаты с заданными (см. табл.7).

Таблица 7
Результаты испытаний многослойного полимерного материала марки 2-1000 производства ЗАО «Курскрезинотехника» для изготовления напорно-всасывающих рукавов диаметром ⊘100 длиной 6 м ТУ 38 105620-86
ПоказательЗаданное (предельно допустимое) значениеФактически
основауток
Проницаемость, Пmax, г/м2сут,Не более 3534
Разрывная нагрузка, Нисходная, FНе менее 100010151005
после одностороннего контакта с топливом ТС-1, FнНе менее 800902890
Удлинение при разрыве,%исходное, lНе менее 200237298
после одностороннего контакта с топливом ТС-1, lнНе менее 160240285
Прочность связи между слоями, Н/смисходная. σpНе менее 20,025
после одностороннего контакта с топливом ТС-1, σрнНе менее 16,010
Сопротивление раздиру, Нисходное, FpНе менее 505653
после одностороннего контакта с топливом ТС-1, FрнНе менее 404541
Температура хрупкости, °Сисходная, TxpНе выше - 50- 52
после одностороннего контакта с топливом ТС-1, Тхр.нНе выше - 40Ниже - 60

Все значения соответствуют заданным. Продолжают исследования.

Задают для напорно-всасывающего рукава диаметром ⊘100 мм длиной 6 м коэффициент вместимости (этап 15 алгоритма).

КвРегуляр-92/Sпов.⊘100=18997/34,4=1,8 г/см2 (см. табл.4).

Площадь (Sпов.⊘100) внутренней поверхности в см2 рукава, имеющего форму цилиндра, рассчитывается по формуле [В.А.Гусев, А.Г.Мордкович. Математика. Справочные материалы, Москва, Просвещение, 1988, с.403].

Sпов.⊘100=2πRH+2πR2,

где R - радиус основания цилиндра, см;

Н - высота цилиндра, см;

Sпов.⊘100=2×3,14×5×600+2×3,14×52=18997 см2

Масса автобензина Регуляр-92 в рукаве диаметром ⊘100 мм длиной 6 м при плотности составляет 34,4 кг.

Массу (mрегуляр-92 ) автобензина Регуляр-92, необходимого для одностороннего контакта с образцом многослойного полимерного материала, определяют по формуле mРегуляр-92=Sпов.обрКв=490,6×1,8=882 г или по табл.1 (этап 16 алгоритма).

Для определения физико-механических показателей многослойного полимерного материала необходимо семь контейнеров: два - для разрывной F нагрузки и удлинения l при разрыве по основе и утку и один - для прочности связи σр, четыре - для сопротивления Fp раздиру по основе и утку. Образцы для определения температуры хрупкости имеют сравнительно небольшие геометрические размеры (6,5×25 мм) и не требуют дополнительного контейнера.

В каждый контейнер мерным цилиндром заливают рассчитанную mрегуляр-92 массу автобензина Регуляр-92 (882 г), устанавливают в каждое посадочное место образец (Sпов.обр=490 см2) многослойного полимерного материала топливостойким слоем внутрь. Контейнеры в сборе переворачивают образцом многослойного полимерного материала вниз и проверяют их герметичность известным способом (например, по отсутствию видимого подтекания автобензина).

Затем герметичные контейнеры выдерживают при температуре климатического района II4(23±2)°C (этап 17 алгоритма) в течение отрезка времени ТПmax=7 сут (этап 4 алгоритма).

После истечения 7 сут разбирают контейнеры по одному, готовят из этого многослойного полимерного материала образцы заданной (в виде полосок) геометрической формы (этап 19 алгоритма), разделяют их на две равные партии (этапы 20 и 21 алгоритма), одну из которых (этап 20 алгоритма) помещают в эксикатор и не позднее чем через 30 с определяют физико-механические показатели (этап 22 алгоритма) образцов Fн=902 Н и 890 Н, lн=240% и 285% по основе и утку соответственно, σрн=10 Н/см; Fрн по основе и утку - 45 Н и 41 Н соответственно; Тхр.н - ниже минус 60°С (табл.7) и сравнивают с исходными (этапы 7, 8, 10, 11, 12 алгоритма).

Результаты испытаний показывают, что изменение прочности связи σрн между слоями при расслоении образцов материала 2-1000 после одностороннего контакта с автобензином Регуляр-92 составило 37,5% по отношению к исходному значению, что превышает 20%. Материал бракуют (этап 14 алгоритма), испытания прекращают.

Вывод: многослойный полимерный материал марки 2-1000 производства ЗАО «Курскрезинотехника» не может применяться для изготовления напорно-всасывающих рукавов диаметром ⊘100 длиной 6 м ТУ 38 105620-86 «Рукава резиновые для перекачивания авиатоплив и авиамасел на нефтяной основе» для перекачивания автомобильных бензинов в умеренно-холодном климатическом районе.

Таким образом, способ оценки возможности использования многослойного полимерного материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения позволяет:

повысить достоверность результатов исследования за счет приближения условий испытаний к условиям эксплуатации конкретных технических средств из многослойных полимерных материалов в различных климатических районах;

обеспечить надежность и экологическую безопасность эксплуатации технических средств из многослойных полимерных материалов (получены максимальное значение проницаемости товарных нефтепродуктов через многослойный полимерный материал, а также предельно допустимое изменение его физико-механических показателей после контакта с нефтепродуктами по отношению к исходным).

Изобретение может быть использовано при разработке (модернизации), производстве, эксплуатации и ремонте технических средств нефтепродуктообеспечения.

Таблица 1
Результаты исследования эксплуатационных характеристик эластичных резервуаров
№ п.пНаименование показателяЧисловые значения
123456
1Вместимость, м3461025
2Площадь Sпов внутренней поверхности, см2267800280800421200938800
3Масса МРегуляр-92 хранимого автобензина Регуляр-92, кг, при 29004400730018300
4Масса МТС-1 хранимого топлива ТС-1, кг, при 32004800800020000
5Масса МДТ-Л хранимого топлива ДТ-Л, кг, при 34005000840021000
6Коэффициент вместимости КвРегуляр-92, г/см210,82915,67017,33119,493
7Коэффициент вместимости КвТС-1, г/см211,94917,09418,99321,3
8Коэффициент вместимости КвДТ-Л, г/см212,69617,80619,94322,369
9Площадь Sпов.обр. посадочного места контейнера для образца многослойного полимерного материала, см2490490490490
10Масса mРегуляр-92 автобензина Регуляр-92 для испытания, г5306767884929552
11Масса mТС-1 топлива ТС-1 для испытания, г58558376930710437
12Масса mДТ-Л топлива ДТ-Л для испытания, г62218725977210961

Таблица 2
Результаты исследования эксплуатационных характеристик барабанов (бочек) из полимерных материалов
№ п.п.Наименование показателяЧисловые значения
1234567891011
1Вместимость, л3241485165105127227250
2Площадь Sпов внутренней поверхности, см279047756891887701061314553160822254824492
3Масса МРегуляр-92 хранимого автобензина Регуляр-92, кг, при 23303537487793166183
4Масса МТС-1 хранимого топлива ТС-1, кг, при 263338415284102182200
5Масса МДТ-Л хранимого топлива ДТ-Л, кг, при 273541435589108193213
6Коэффициент вместимости КвРегуляр-92, г/см22,93,93,94,24,55,35,87,47,5
7Коэффициент вместимости КвТС-1 г/см23,34,34,34,74,95,86,38,18,2
8Коэффициент вместимости КвДТ-Л, г/см23,44,54,64,95,26,16,78,68,7
9Площадь Sпов.обр. посадочного места контейнера для образца многослойного полимерного материала, см2490490490490490490490490490
10Масса mРегуляр-92 автобензина Регуляр-92 для испытания, г142119111911205822052597284236263675
11Масса mТС-1 топлива ТС-1 для испытания, г161721072107230324012842308739694018
12Масса mДТ-Л топлива ДТ-Л для испытания, г166622052254240125482989328342144263

Таблица 3
Результаты исследования эксплуатационных характеристик канистр из полимерных материалов
№ п.п.Наименование показателяЧисловые значения
12345678
1Вместимость, л3511213163
2Площадь Sпов внутренней поверхности, см21721238136005559701211882
3Масса МРегуляр-92 хранимого автобензина Регуляр-92, кг, при 2,23,78,015,322,646,0
4Масса МТС-1 хранимого топлива ТС-1, кг, при 2,44,08,816,824,850,4
5Масса МДТ-Л хранимого топлива ДТ-Л, кг, при 2,64,39,417,926,453,6
6Коэффициент вместимости КвРегуляр-92, г/см21.31,62,22,83,23,9
7Коэффициент вместимости КвТС-1, г/см21,41,72,43,03,54,2
8Коэффициент вместимости КвДТ-Л, г/см21,51,82,63,23,84,5
9Площадь Sпов.обр. посадочного места контейнера для образца многослойного полимерного материала, см2490490490490490490
10Масса mРегуляр-92 автобензина Регуляр-92 для испытания, г6377841078137215681911
11Масса mТС-1 топлива ТС-1 для испытания, г6868331176147017152058
12Масса mДТ-Л топлива ДТ-Л для испытания, г7358821274156818622205

Таблица 4
Результаты исследования эксплуатационных характеристик рукавов резиновых напорно-всасывающих
№ п.п.Наименование показателяЧисловые значения
12345678
1Длина 6 м, диаметр, мм⊘32⊘38⊘50⊘65⊘75⊘100
2Площадь Sпов внутренней поверхности, см2604571829459123121421818997
3Масса МРегуляр-92 хранимого автобензина Регуляр-92, кг, при 3,504,968.6014,5019,534,40
4Масса МТС-1 хранимого топлива ТС-1, кг, при 3,905,449,4215,9021,237,70
5Масса МДТ-Л хранимого топлива ДТ-Л, кг, при 4,105,8010,0016,9022,540,0
6Коэффициент вместимости KвРегуляр-92, г/см20,60,70,91,21,41,8
7Коэффициент вместимости КвТС-1, г/см20,70,81,01,31,52,0
8Коэффициент вместимости KвДТ-Л, г/см20,70,81,11,41,62,1
9Площадь Sпов.обр. посадочного места контейнера для образца многослойного полимерного материала, см2490490490490490490
10Масса mРегуляр-92 автобензина Регуляр-92 для испытания, г294343441588686882
11Масса mТС-1 топлива ТС-1 для испытания, г343392490637735980
12Масса mДТ-Л топлива ДТ-Л для испытания, г3433925396867841029

Таблица 5
Результаты исследования эксплуатационных характеристик труб стеклопластиковых для сборно-разборных магистральных трубопроводов
№ п.пНаименование показателяЧисловые значения
123456
1Длина 6 м, диаметр, мм⊘75⊘100⊘150⊘200
2Площадь Sпов внутренней поверхности, см214218189972861338308
3Масса МРегуляр-92 хранимого автобензина Регуляр-92, кг, при 19,334,477,4137,5
4Масса МТС-1 хранимого топлива ТС-1, кг, при 21,237,784,8150,7
5Масса МДТ.Л хранимого топлива ДТ-Л, кг, при 22,540,090,1160,1
6Коэффициент вместимости КвРегуляр-92, г/см21,41,82,73,6
7Коэффициент вместимости КвТС-1, г/см21,52,03,03,9
8Коэффициент вместимости КвДТ-Л, г/см21,62,13,14,2
9Площадь Sпов.обр. посадочного места контейнера для образца многослойного полимерного материала, см2490490490490
10Масса mРегуляр-92 автобензина Регуляр-92 для испытания, г68688213231764
11Масса mТС-1 топлива ТС-1 для испытания, г73598014701911
12Масса mДТ-Л топлива ДТ-Л для испытания, г784102915192058

Способ оценки возможности использования многослойного полимерного материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, включающий подготовку исходных образцов многослойного полимерного материала заданной геометрической формы, измерение в качестве физико-механических показателей исходных разрывных нагрузок материала F и шва Fш, удлинения l при разрыве, прочности связи σр между слоями при расслоении, сопротивления раздиру Fp и температуры хрупкости Тхр, сравнение их с заданными значениями и отбраковку материала при отклонении хотя бы одного из этих показателей, а при отсутствии рассогласования - осуществление взаимодействия образцов с нефтепродуктом при температуре (70±2)°С в течение заданного времени, определение тех же показателей после воздействия нефтепродукта и оценку по величине отклонения физико-механических показателей от исходных возможности использования испытуемого многослойного полимерного материала в техническом средстве нефтепродуктообеспечения, отличающийся тем, что перед подготовкой образцов заданной геометрической формы определяют максимальную проницаемость Пmax, г/м2сут конкретного нефтепродукта через исследуемый многослойный полимерный материал при температуре предполагаемой зоны использования технического средства, фиксируют отрезок времени достижения максимальной проницаемости и при Пmax≤35 г/м2сут определяют физико-механические показатели образцов заданной геометрической формы, при отсутствии рассогласования значений которых от нормативных задают коэффициент вместимости конкретного технического средства для конкретного нефтепродукта, массу которого определяют путем умножения коэффициента вместимости конкретного технического средства на площадь посадочного места герметичного контейнера, в котором осуществляют с полученной массой нефтепродукта односторонний контакт многослойного полимерного материала со стороны топливостойкого слоя при температуре предполагаемой зоны использования технического средства в течение отрезка времени достижения максимальной проницаемости, по истечении которого из этого многослойного полимерного материала изготавливают идентичные исходным образцы заданной геометрической формы, разделяют их на партии, определяют физико-механические показатели одной партии образцов и при отклонении полученных значений от исходных менее чем на 20% следующую партию образцов дополнительно выдерживают при температуре (70±2)°С в течение (72±2) ч, охлаждают до комнатной температуры, определяют те же физико-механические показатели и при отклонении каждого из определяемых показателей менее чем на 20% от исходных делают заключение о возможности использования многослойного полимерного материала для изготовления конкретных технических средств нефтепродуктообеспечения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к легкой промышленности. .

Изобретение относится к технологии производства изделий из композиционного материала, например стеклопластика, методом намотки предварительно пропитанной нити, в частности к способам определения содержания связующего, и может быть использовано в химическом машиностроении и других отраслях промышленности, где требуется обеспечить стабильность показателей качества пропитки и технологически предусматривается контроль данного параметра.

Изобретение относится к исследованию топливостойких свойств полимерных конструкционных материалов для емкостей, арматуры трубопроводов, внутренних покрытий и т.д.

Изобретение относится к методам исследования прочностных свойств материалов уплотнительных колец для сборно-разборных нефтепродуктопроводов. .

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к молочному животноводству. .

Изобретение относится к пищевой промышленности и может найти применение на винных, ликероводочных и спиртовых производствах и других предприятиях пищевой, парфюмерной и других отраслей промышленности.
Изобретение относится к меховой промышленности и может быть использовано при выделке пушно-мехового и овчинно-шубного сырья. .

Изобретение относится к меховой промышленности и может быть использовано при выделке пушно-мехового и овчинно-шубного сырья для оценки качества пропикелеванности кожевой ткани.

Изобретение относится к методам исследования прочностных свойств материалов уплотнительных колец трубного соединения, например, типа “Раструб” и может быть использовано при определении сроков замены уплотнений стыков труб.

Изобретение относится к области меховой промышленности, текстильной, швейной промышленности, а также сельского хозяйства и служит для определения густоты волосяного покрова натурального и искусственного меха при исследованиях, на этапах сортировки, оценки качества.

Изобретение относится к области химической технологии твердого топлива и может быть использовано в коксохимической промышленности для выбора угольных шихт для коксования.

Изобретение относится к области исследования жидких углеводородных топлив. .

Изобретение относится к аналитической химии и может быть использовано в качестве средства метрологического обеспечения методик выполнения измерений при определении йодного числа светлых нефтепродуктов.
Изобретение относится к маркировке взрывчатых веществ и может быть использовано для идентификации взрывчатых веществ и места их изготовления. .

Изобретение относится к области испытаний нефтепродуктов, преимущественно к оценке химической стабильности автомобильных бензинов, и может быть использовано в научно-исследовательских организациях, в лабораториях нефтеперерабатывающих заводов и в организациях, занимающихся разработкой и применением моторных топлив, и для оценки сохраняемости автомобильных бензинов в процессе хранения и транспортирования.

Изобретение относится к оценке качества природного газа в связи с его антидетонационной способностью. .

Изобретение относится к способам для оценки эксплуатационных свойств топлив, в частности оценки совместимости топлив для реактивных двигателей (авиакеросинов) с резинами преимущественно на основе нитрильного каучука, применяемыми в топливных системах авиационных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в нефтехимической, авиационной и других отраслях промышленности
Наверх