Устройство для стыковки самолетов в воздухе



Устройство для стыковки самолетов в воздухе
Устройство для стыковки самолетов в воздухе

Владельцы патента RU 2312043:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уфимский государственный авиационный технический университет (RU)

Изобретение относится к авиации. Устройство для стыковки самолетов в воздухе содержит приспособление для крепления аварийного самолета на большегрузном самолете-спасателе (1) и платформу (2) с подпружиненными резиновыми захватами (3), обеспечивающими фиксацию аварийного самолета относительно устройства, датчики положения (5) для регулирования скорости и положения большегрузного самолета-спасателя относительно аварийного самолета, а также малоинерционные электродинамические демпферы (4), предназначенные для амортизации процесса стыковки. Изобретение обеспечивает безопасность полета. 2 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для аварийной посадки в случае отказа шасси.

Известен способ стыковки самолетов в полете (патент РФ № 2034746 C1, B64C 1/00, 10.05.1995), заключающийся в сближении активного и пассивного самолетов с выпущенными стыковочными узлами, осуществлении первичной механической связи между самолетами, подтягивании их друг к другу до соприкосновения.

Недостатком этого способа является невозможность спасения аварийного самолета.

Известно устройство для приземления самолета (патент РФ № 2093429 C1, B64F 1/02, 20.10.1997), содержащее платформу с возможностью движения в направлении посадки со скоростью приземления самолета и снабженную тормозными устройствами.

Недостатком ближайшего аналога является его невозможность крепления на фюзеляже самолета для обеспечения стыковки в воздухе.

Задачей изобретения является обеспечение безопасности полета за счет жесткой стыковки аварийного самолета с устройством для стыковки самолетов в воздухе, закрепленным на большегрузном самолете-спасателе.

Поставленная задача достигается тем, что в устройство для стыковки самолетов в воздухе, содержащем приспособление для крепления аварийного самолета на большегрузном самолете-спасателе и платформу, в отличие от прототипа на платформе установлены подпружиненные резиновые захваты, обеспечивающие фиксацию аварийного самолета относительно устройства, датчики положения для регулирования скорости и положения большегрузного самолета-спасателя относительно аварийного самолета, а также малоинерционные электродинамические демпферы, предназначенные для амортизации процесса стыковки.

Существо изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 изображен общий вид устройства, на фиг.2 представлен способ стыковки самолетов в воздухе при отказе шасси аварийного самолета.

Устройство для стыковки самолетов в воздухе содержит приспособление для крепления аварийного самолета на большегрузном самолете-спасателе 1, платформу 2, установленные на ней подпружиненные резиновые захваты 3, малоинерционные электродинамические демпферы 4, датчики положения 5.

Устройство для стыковки самолетов в воздухе работает следующим образом. При опускании аварийного самолета на устройство для стыковки самолетов в воздухе происходит фиксация аварийного самолета с помощью подпружиненных резиновых захватов 3, которые могут регулироваться в соответствии с размерами аварийного самолета. Скорость и положение большегрузного самолета-спасателя относительно аварийного самолета регулируется с помощью датчиков положения, стыковка происходит в воздухе. Торможение осуществляется за счет тормозной системы большегрузного самолета-спасателя.

Рассмотрим случай, когда самолет типа ТУ-154 М (Б) совершает аварийную посадку при отказе шасси. Технические характеристики самолета приведены в таблице 1. В соответствии с габаритами этого самолета устройство для аварийной посадки имеет платформу 2 длиной 40 м. Захваты 3 необходимо отрегулировать в соответствии с диаметром фюзеляжа самолета (3,8 м.).

При подлете аварийного самолета производят запуск большегрузного самолета-спасателя с устройством для аварийной посадки, закрепленным на нем. Самолет-спасатель подводят под аварийный самолет. Когда датчики положения показывают, что аварийный самолет находится строго над самолетом-спасателем, происходит их стыковка и фиксация с помощью подпружиненных резиновых захватов 3. Одновременно срабатывают малоинерционные электродинамические демпферы, предназначенные для амортизации процесса стыковки. Посадку и торможение этой конструкции реализуют с помощью тормозной системы самолета-спасателя.

Таблица 1
Технические характеристики ТУ-154 М (Б)
Максимальная коммерческая нагрузка, т:18
- при макс.запасе топлива:6,0 (8,0)
Практическая дальность полета при макс. комм. загрузке, км:3900 (4670)
- при макс.запасе топлива:6330 (6320)
Крейсерская скорость, км/ч:850
Длина ВПП, взлет, м:2200 (2400)
Длина самолета, м:48,0
Размах крыла, м:37,5
Высота самолета, м:11,4
Диаметр фюзеляжа, м:3,8
Кол-во пассажиров, чел:164-180
Шаг кресел, мм:750

Итак, заявленное изобретение позволяет обеспечить сохранность аварийного самолета.

Устройство для стыковки самолетов в воздухе, содержащее приспособление для крепления аварийного самолета на большегрузном самолете-спасателе и платформу, отличающееся тем, что на платформе установлены подпружиненные резиновые захваты, обеспечивающие фиксацию аварийного самолета относительно устройства, датчики положения для регулирования скорости и положения большегрузного самолета-спасателя относительно аварийного самолета, а также малоинерционные электродинамические демпферы, предназначенные для амортизации процесса стыковки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к летательным аппаратам, транспортируемым другими летательными аппаратами. .

Изобретение относится к транспортно-буксировочным авиационным средствам, взаимодействующим с летательными аппаратами (ЛА). .

Изобретение относится к авиационной технике и касается технологии воздушного старта (ВС) беспилотных летательных аппаратов (БЛА). .
Изобретение относится к авиации, а именно к способам обеспечения взлета самолетов. .

Изобретение относится к авиации и может использоваться для эвакуации людей, терпящих бедствие на оторвавшихся льдинах, в горах, безлюдной местности, на крышах высотных домов, охваченных пожаром, на островках твердой земли при селях и наводнениях и т.п.

Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано при заправке жидким кислородом бака окислителя ракеты-носителя (ракеты космического назначения), совершающей воздушный старт при десантировании с самолета-разгонщика воздушно-космической системы (ВКС).

Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано при заправке жидким кислородом бака окислителя первой ступени ракеты-носителя, осуществляющей воздушный старт при десантировании с самолета-разгонщика в составе воздушно-космической системы (ВКС).

Изобретение относится к космической технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации транспортных космических кораблей, обеспечивающих дозаправку космических орбитальных станций (КОС) типа "Мир" в условиях космического пространства.

Изобретение относится к авиационной технике. .

Изобретение относится к области подвесного спасательного оборудования, предназначенного для погрузки в летательный аппарат людей, пострадавших в результате аварии морского судна или во время стихийного бедствия.

Изобретение относится к устройству, предназначенному для спасения людей при чрезвычайных ситуациях, преимущественно для спуска людей с верхних этажей высотных объектов при пожаре или в иных аварийных ситуациях.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к катапультным системам. .

Изобретение относится к системам безопасного приземления падающего во время воздушной аварии вертолета. .
Изобретение относится к области спасения людей в чрезвычайных ситуациях на самолете. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к средствам спасения экипажа самолета. .

Изобретение относится к поверочной аппаратуре для контроля времени работы баровременных затворов катапультных автоматов. .

Изобретение относится к оборудованию для спасения людей в аварийной ситуации. .

Изобретение относится к авиационной технике. .
Изобретение относится к аварийным устройствам летательных аппаратов
Наверх