Тяжелый транспортный поплавковый гидросамолет-амфибия катамаранной схемы компоновки

Изобретение относится к авиации и касается создания тяжелых транспортных гидросамолетов-амфибий для работы в условиях катастроф и в труднодоступных районах территории Крайнего Севера и Дальнего Востока. Гидросамолет-амфибия представляет собой моноплан с несущим крылом, с фюзеляжем, двухкилевым хвостовым оперением, маршевыми турбореактивными двигателями, а также двумя двигателями поддува, расположенными в носовой части гидросамолета, в техническом отсеке, создающими воздушную подушку и сдувающими набегающую волну, с трехточечным колесным шасси. Несущее крыло выполнено низкорасположенным и дельтастреловидным. Фюзеляж наложен сверху на центроплан. Центроплан распространен на всю длину фюзеляжа и является основным несущим конструктивным элементом самолета, связывающим в единую защищающую маршевые двигатели от брызгового потока конструкцию: фюзеляж, двухкилевое хвостовое оперение и два удлиненных надувных поплавка торпедообразной формы, которые обеспечивают катамаранную схему опоры гидросамолета на водную поверхность, разнесены параллельно под центропланом и прикреплены под ним в обтекаемых гондолах с возможностью уборки (сдува) в них в полете и выпуска надуванием при взлете и посадке. Гидросамолет-амфибия выполнен с тремя демпфирующими (амортизирующими) скользящими гидролыжами, установленными на гондолах поплавков и в передней части фюзеляжа. Двигатели поддува выполнены с возможностью осуществления поддува под центроплан. Количество маршевых турбореактивных двигателей выбрано равным четырем. Они размещены на стабилизаторе хвостового оперения для их защиты от брызгового потока. В передней части фюзеляжа установлены дополнительные рули высоты. Фюзеляж выполнен с откидывающейся в сторону носовой частью, позволяющей производить загрузку, выгрузку гидросамолета с передней части фюзеляжа. Изобретение позволяет повысить остойчивость и мореходность, снизить гидродинамическое и аэродинамическое сопротивление, а также повысить прочность конструкции и управляемость гидросамолета-амфибии. 2 ил.

 

1. Изобретение относится к авиации, а именно к гидроавиации.

Гидросамолет предназначен:

а) для доставки грузов в места природных катастроф-землетрясений, цунами, извержений вулканов, а также техногенных катастроф, когда наземные аэродромы могут быть выведены из строя;

б) для эвакуации людей из зоны катастроф и оказания им экстренной медицинской помощи путем оборудования на гидросамолетах летающего госпиталя;

в) для доставки грузов и людей в труднодоступные районы, не имеющие наземных аэродромов, особенно в районы Крайнего Севера и прибрежные островные районы Дальнего Востока.

2.1 Область техники, к которой относится гидросамолет, является гидроавиация в подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

2.2.Раскрытие изобретения

Сущность изобретения как технического решения заключается в создании тяжелого транспортного поплавкового гидросамолета-амфибии катамаранной схемы компоновки со взлетным весом до 200 т, способного приводняться и взлетать с водных акваторий морей, озер и рек, садиться и взлетать с заснеженных равнин, замерзших рек и озер, а также с оборудованных наземных аэродромов, выраженного в совокупности применения существенных признаков:

2.2.1. Удлиненные резиновые надувные поплавки торпедовидной обтекаемой формы, которые по длине составляют до 2/3 длины самолета. Такая схема опоры гидросамолета на водную поверхность квалифицируется как катамаранная. Поплавки надуваются при взлете, посадке и сдуваются в полете. Размещаются сдутые поплавки в специальных гондолах - пилонах, разнесенных параллельно под центропланом гидросамолета, и крепятся к центроплану по всей длине соприкосновения.

2.2.2. Гондолы поплавков и носовая часть фюзеляжа оборудованы демпфирующими (амортизирующими) удлиненными скользящими гидролыжами, выпускаемыми при взлете, посадке и убираемыми в полете. Своеобразное шасси, с помощью которого осуществляются взлет и посадка гидросамолета.

2.2.3. Дельтастреловидное крыло, центроплан которого, распространенный на всю длину фюзеляжа, является основным несущим конструктивным элементом самолета, связывающим в единую цельную конструкцию фюзеляж - двухкилевое оперение - гондолы и защищающую маршевые двигатели самолета от брызгового потока.

2.2.4 Поддув под центроплан двумя двигателями поддува расположенных в носовой части фюзеляжа в техническом отсеке. Удлиненные поплавки совместно с центропланом образуют камеру для воздушной подушки, создаваемой поддувом.

2.2.5 Двухкилевое хвостовое оперение, кили которого, установленные на центроплане и на кормовой части гондол поплавков, соединены с фюзеляжем через среднерасположенный стабилизатор.

2.2.6 Четыре маршевых турбореактивных двигателя размещены на стабилизаторе хвостового оперения. Два установлены снизу стабилизатора, два - сверху на стабилизаторе, чем обеспечивается их защита от брызгового потока.

2.2.7 Дополнительные рули высоты установлены в передней части фюзеляжа и компенсируя кобрирующие и пикирующие моменты.

2.2.8 Амфибийность достигается установкой колесного шасси, соответствующего по конструкции шасси самолета берегового базирования равной максимальной взлетной массы - ИЛ-76 МФ. В полете шасси убирается в центроплан.

2.2.9 Откидывающаяся в сторону носовая часть фюзеляжа, позволяющая произвести загрузку и выгрузку гидросамолета - с передней части фюзеляжа загрузка, и выгрузка осуществляется также через кормовой люк (рампа).

2.2.10 Полуцилиндрический фюзеляж с конической носовой частью и грузовой рампой в кормовой части накладывается сверху на центроплан крыла, усиливая прочность конструкции гидросамолета.

Все перечисленные выше существенные признаки гидросамолета взаимосвязаны и совокупное их применение обеспечивает получение следующих технических результатов.

Повышение остойчивости гидросамолета

Поперечная остойчивость гидросамолета обеспечивается параллельно разнесенными поплавками. Она значительно выше, чем у однолодочных гидросамолетов. Продольная остойчивость обеспечивается длиной поплавка. Чем длиннее поплавок, тем выше остойчивость. Кроме того, остойчивость гидросамолета повышается применением гидролыжи. При нахождении гидросамолета на плаву выпущенные гидролыжи играют роль плавающих якорей, чем обеспечивают повышение его остойчивости.

- Повышение мореходности

Мореходность находится в прямой зависимости от остойчивости. Чем выше остойчивость, тем выше мореходность. Поэтому гидросамолет катамаранной схемы компоновки обладает повышенной мореходностью.

Применение гидролыж повышает мореходность на 25%.

Кроме того, применение поддува, создающего под центропланом воздушную подушку, которая увеличивает подъемную силу центроплана, улучшает взлетно-посадочные характеристики гидросамолета и, как следствие, повышает мореходность.

- Снижение гидродинамического сопротивления

Основное преимущество катамаранов заключается в том, что их узкие и длинные корпуса при движении в воде создают меньшее сопротивление встречному потоку, чем более широкие корпуса лодок. При этом корпуса поплавков выполняются без скул, изгибов и реданов в более оптимальной аэрогидродинамической форме - торпедовидной, чем значительно снижается их гидродинамическое сопротивление по сравнению с лодочной компоновкой гидросамолета.

Кроме того, используя и суммируя подъемную силу гидролыж, возникающую при движении, подъемную силу крыла и подъемную силу воздушной подушки центроплана при его поддуве, гидросамолет поднимается на водную поверхность и скользит по ней на скользящих гидролыжах с минимальным гидродинамическим сопротивлением.

При этом необходимо отметить, что скользящая гидролыжа, в отличие от прямой гидролыжи типа «Си Дарт» (см. «Полная энциклопедия мировой авиации» под редакцией Д. Дональда, корпорация «Федоров», русское издание, 1997 г., стр.277) имеет горизонтальную составляющую, которая обеспечивает скольжение по воде с минимальным гидродинамическим сопротивлением.

- Снижение аэродинамического сопротивления

Снижение аэродинамического сопротивления на рассматриваемом гидросамолете достигается:

- применением дельтастреловидного крыла как наиболее оптимального при больших скоростях полета;

- применение поддува под центроплан увеличивает подъемную силу центроплана, что позволяет уменьшить размах крыла, тем самым снизить аэродинамическое сопротивление;

- применение убирающихся в полете гидролыж;

- применение удлиненных обтекаемой торпедовидной формы поплавков, убираемых в полете в маловыступающие гондолы-пилоны.

- Повышение прочности конструкции гидросамолета:

- катамаранные гондолы поплавков, имея сплошное конструктивное соединение по всей длине гондолы с центропланом, совместно с 2-килевым хвостовым оперением со среднерасположенным стабилизатором, соединяющим фюзеляж с килями хвостового оперения, образуют цельную конструкцию, имеющую достаточный потенциал прочности для восприятия ударных нагрузок при посадке гидросамолета и крепления маршевых двигателей гидросамолета;

- дельтастреловидное крыло, имея соединение центроплана с фюзеляжем по всей его длине, увеличивает прочность конструкции;

- широкий полусферический фюзеляж, накладываемый сверху на центроплан крыла и имеющий с центропланом соединение по всей его длине, увеличивает прочность конструкции.

- Снижение ударных нагрузок на конструкцию гидросамолета при посадке:

- нагрузка на гидросамолет при посадке у катамаранной компоновки распределена на две линии - на поплавки и оказывает меньшее воздействие на прочность центроплана, чем у однолодочной компоновки;

- воздушные надувные поплавки, воспринимая ударные нагрузки при посадке, амортизируют и снижают их воздействие на центроплан;

- гидролыжи, первыми воспринимая при посадке ударные нагрузки, демпфируют (амортизируют) их, тем самым снижая их воздействие на конструкцию центроплана;

- воздушная подушка от поддува центроплана также существенно снижает ударные и волновые нагрузки на центроплан.

- Повышение управляемости самолета

Высокая управляемость гидросамолета, особенно по курсу и тангажу, обеспечивается применением двухкилевого хвостового оперения и установкой дополнительных рулей высоты в передней части фюзеляжа, активно способствующих снижению негативных кобрирующих и пикирующих моментов.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что, применяя на гидросамолете в совокупности все перечисленные конструктивные существенные признаки, можем достигнуть самый важный технический результат - взлет и посадку гидросамолета на водную поверхность, заснеженную равнину, замерзшие реки, озера и на аэродромы берегового базирования, а также осуществить причаливание передней частью фюзеляжа на необорудованный берег (городской пляж).

2.3.Уровень техники

Поплавковая и двухлодочные схемы компоновки являются достаточно применимыми во всем мире, особенно в начальный период развития гидроавиации. В 1934 г. был построен и успешно прошел летные и мореходные испытания двухлодочный самолет АНТ-22 конструкции А.Н.Туполева (см. Шавров В.Б. «История конструкции самолетов в СССР до 1938 г.», Машиностроение, 1986 г.). В 1935 г. был завершен постройкой и испытан отечественный легкий двухлодочный гидросамолет АСК (см. Шавров В.Б. «История конструкции самолетов в СССР до 1938 г.», Машиностроение, 1986 г.). В 1981 г. прошел летные испытания и был принят на вооружение береговой охраны США поплавковый гидросамолет-амфибия HU-25 Guardian.

Тем не менее необходимо отметить, что современные поплавковые и двухлодочные схемы компоновки нашли применение лишь на легких гидросамолетах-амфибиях по следующим основным причинам:

- малый запас прочности центроплана крыла, к которому крепятся поплавки или лодки, которые сами по себе несут весовые нагрузки, а восприятие ударных и волновых нагрузок требует достаточно большого запаса прочности;

- большое гидродинамическое и аэродинамическое сопротивления поплавков и лодок;

- плохая продольная остойчивость гидросамолетов на поплавках и лодках в силу их малой длины, в результате чего гидросамолет подвержен кобрирующим и пикирующим моментам, рысканью по курсу и тангажу;

- плохая защита двигателей от брызгового потока;

- увеличение взлетного веса гидросамолета влечет за собой увеличение взлетной скорости, что в свою очередь вызывает увеличение аэродинамического сопротивления и выход за верхнюю границу области устойчивого глиссирования.

Поэтому для тяжелого транспортного поплавкового гидросамолета-амфибии катамаранной схемы компоновки со взлетным весом 200 т и перегонной дальностью 12000 км, способного взлетать и садиться на водные акватории, заснеженные равнины, замерзшие равнины и озера, а также на аэродромы берегового базирования, аналога в мире нет.

Тяжелый транспортный поплавковый гидросамолет-амфибия катамаранной схемы компоновки представляет собой моноплан с низконесущим дельтастреловидным крылом, центроплан которого распространяется на всю длину фюзеляжа, ограниченный по ширине двумя килями хвостового оперения. Дельтастреловидное крыло является основным конструктивным элементом, связывающим в единую конструкцию фюзеляж, двухкилевое хвостовое оперение - гондолы, поплавки, обладающую достаточно большим запасом прочности.

Двухкилевое хвостовое оперение, ребра которого распространяются на всю длину гондол поплавков, совместно со среднерасположенным стабилизатором образуют прочную конструкцию для крепления гондол поплавков и маршевых турбореактивных двигателей.

Широкий полусферический фюзеляж накладывается сверху на центроплан, усиливая прочность конструкции гидросамолета. Носовая часть фюзеляжа совместно с техническим отсеком и кабиной пилотов, при причаливании к берегу отводится в сторону, позволяя осуществить загрузку и выгрузку гидросамолета с передней части фюзеляжа. В хвостовой части фюзеляжа имеется дополнительный грузовой люк.

Гидросамолет опирается на водную поверхность двумя удлиненными резиновыми надувными поплавками торпедовидной обтекаемой формы, которые по длине составляют до 2/3 длины фюзеляжа (32 м). Такая схема опоры гидросамолета на водную поверхность квалифицируется как катамаранная. Поплавки надуваются при взлете и посадке и сдуваются в полете. Размещаются сдутые поплавки в специальных гондолах - пилонах, разнесенных параллельно под центропланом гидросамолета и крепятся к центроплану по всей длине соприкосновения.

Гондолы поплавков и носовая часть фюзеляжа оборудованы демпфирующими (амортизирующими) удлиненными (34 м) скользящими гидролыжами, выпускаемыми при взлете и посадке и убираемыми в полете. Своеобразное шасси, с помощью которого осуществляются взлет и посадка гидросамолета.

Гидросамолет оборудуется двумя двигателями поддува, которые размещаются в носовой части фюзеляжа в техническом отсеке и осуществляют поддув под центроплан, который совместно с поплавками образует идеальную камеру для поддува.

Четыре маршевых турбореактивных двигателя размещены на стабилизаторе хвостового оперения. Два установлены снизу стабилизатора, два - сверху.

На гидросамолете в передней части фюзеляжа установлены дополнительные рули высоты, обеспечивающие эффективное управление гидросамолета по высоте, компенсируя кобрирующие и пикирующие моменты.

Амфибийность гидросамолета достигается установкой стандартного трехточечного колесного шасси, аналогичного по конструкции шасси самолета берегового базирования равной грузоподъемности.

2.4. Краткое описание чертежей

На фиг.1 и 2 изображен «тяжелый транспортный поплавковый гидросамолет-амфибия катамаранной схемы компоновки», который представляет собой моноплан с низконесущим дельтастреловидным крылом. Центроплан крыла распространяется на всю длину фюзеляжа, по ширине ограничивается двумя килями хвостового оперения.

На фиг.1 изображен гидросамолет в полете с убранными поплавками и гидролыжами.

На фиг.2 изображен гидросамолет при заходе на посадку с выпущенными поплавками и гидролыжами.

Дельтастреловидное крыло является основным несущим и связующим элементом конструкции гидросамолета, на котором крепятся:

- фюзеляж,

- хвостовое оперение с двигателями,

- гондолы поплавков.

Применение дельтастреловидного крыла обосновано:

- обеспечением защиты маршевых двигателей от брызгового потока,

- оптимальным аэродинамическим сопротивлением,

- повышенными прочностными значениями.

Крыло оборудуется средствами механизации: предкрылками, закрылками, элеронами.

Размах крыла принят укороченным и составляет 42 метра, чем обеспечивается снижение аэродинамического сопротивления, повышение поперечной остойчивости, снижение возможности захлестывания крыла волной. Потеря необходимой подъемной силы крыла компенсируется поддувом под центроплан.

Полусферический фюзеляж накладывается сверху на центроплан, увеличивая его прочность. Длина самолета принята 55 метров при ширине фюзеляжа 5 метров и высоте 3 метра.

В носовой части фюзеляжа размещена РЛС, затем идет технический отсек, в верхней части которого расположена кабина пилотов. В нижней части технического отсека установлены два двигателя поддува, выхлопные сопла которых защищены обтекателем. Воздушные заборники двигателей поддува находятся в верхней части технического отсека.

Технический отсек при загрузке и выгрузке гидросамолета отводится в сторону, чем обеспечиваются загрузка и выгрузка с передней части фюзеляжа, что особенно важно при причаливании к берегу.

В техническом отсеке размещается также передняя стойка колесного шасси.

Боковые стойки колесного шасси располагаются под центропланом в месте соединения его с фюзеляжем.

В передней части фюзеляжа по его бортам установлены дополнительные рули высоты, повышающие его управляемость, компенсируя кобрирующие и пикирующие моменты.

Маршевые двигатели установлены на среднерасположенном стабилизаторе двухкилевого хвостового оперения, которое совместно с центропланом и фюзеляжем образуют прочную конструкцию для крепления двигателей и гондол поплавков. Ребра килей, идущие по верхней поверхности крыла, переходящие в пилоны крепления к носовой части гондол поплавков, придают конструкции жесткость, повышая ее прочность, и защищают маршевые двигатели от бокового брызгового потока.

На водную поверхность гидросамолет опирается на два параллельно расположенных удлиненных надувных резиновых поплавка обтекаемой торпедовидной формы. В полете поплавки убираются в обтекаемые маловыступающие гондолы-пилоны.

Гондолы поплавков оборудуются гидролыжами, которые выпускаются при посадке и взлете и убираются в полете.

Дополнительная третья гидролыжа установлена в передней части фюзеляжа.

Гидролыжи имеют саблевидную форму, с четко выраженной угловой и горизонтальной составляющими. Профиль гидролыжи переменной кильватности, прямой кильватности на угловой составляющей с переходом на обратную кильватность на горизонтальной составляющей.

Обозначения на фиг.2.

1. Радиолокационная станция.

2. Воздушные заборники двигателей поддува.

3. Кабина пилотов.

4. Технический отсек.

5. Фюзеляж.

6. Маршевые турбореактивные двигатели.

7. Киль.

8. Стабилизатор.

9. Дельтастреловидное крыло.

10. Основная опорная гидролыжа.

11. Надувной поплавок.

12. Гондола поплавка.

13. Центроплан дельта стреловидного крыла.

14. Передняя гидролыжа.

15. Передние дополнительные рули высоты.

16. Обтекатель двигателей поддува.

2.5. Осуществление изобретения

Тяжелый транспортный поплавковый гидросамолет-амфибия катамаранной схемы компоновки длиной до 55 метров, размахом крыльев до 42 метров и взлетным весом до 200 тонн осуществляет опору на водную поверхность двумя удлиненными надувными поплавками. Длина поплавков принята равной 32 метрам, диаметр поплавка принят 2 метрам, что позволяет удерживать на плаву гидросамолет с заданным взлетным весом. Выпуск и надув поплавков осуществляются сжатым воздухом от компрессора, а также телескопическими стойками гидролыж, которые связаны с днищем поплавка, одновременно обеспечивая жесткость конструкции поплавка.

Уборка поплавка (сдув) осуществляется созданием вакуума внутри поплавка путем переключения компрессора на вакуум, а также путем втягивания внутрь телескопических стоек гидролыж, которые поджимают конструкцию поплавка снизу и закрывают собой проем в гондоле.

При осуществлении взлета на гидросамолете включаются маршевые двигатели и двигатели поддува, а также выпускаются гидролыжи. При движении по водной поверхности суммарная подъемная сила гидролыж, крыла и воздушной подушки от поддува поднимают гидросамолет на поверхность воды, и он выходит на режим скольжения на гидролыжах по водной поверхности.

Клиренс между водной поверхностью и центропланом возрастает до 3-х метров. Рассекая гидролыжами волны и сдувая их поддувом, гидросамолет набирает скорость.

При достижении необходимой взлетной скорости гидросамолет набирает взлетный угол, плавно поднимает нос, отрывается от водной поверхности.

Отрыв от водной поверхности с помощью гидролыж осуществляется значительно легче, чем отрыв поплавками или лодками, за счет меньшей поверхности смачивания лыж.

В полете поплавки и лыжи убираются, двигатели поддува выключаются.

Посадка гидросамолета на водную поверхность осуществляется также с использованием гидролыж, надувных поплавков и воздушной подушки от поддува, которые перед посадкой соответственно выпускаются, надуваются и выключаются.

Скользящие гидролыжи первыми принимают на себя ударные нагрузки и за счет скольжения и амортизации телескопических стоек снижают их силу воздействия на центроплан гидросамолета. Одновременно гидролыжи через телескопические стойки передают часть ударной нагрузки на поплавки, которые снижают их силу.

Надувные поплавки при соприкосновении с водной поверхностью, воспринимая ударные нагрузки, амортизируют, снижая их силу воздействия на центроплан.

Воздушная подушка от поддува также в значительной мере снижает ударные посадочные нагрузки.

Применение на гидросамолете скользящих гидролыж, надувных поплавков, поддува под центроплан позволяет осуществить взлет и посадку заявленного гидросамолета не только на водную поверхность, но и на заснеженную равнину, замерзшие реки и озера.

Причаливание гидросамолета на необорудованный берег соответствующего профиля, например на городской пляж, осуществляется путем опоры на дно гидролыжами. При этом клиренс между центропланом и водной поверхностью может регулироваться телескопическими стойками гидролыж.

Выгрузка и загрузка гидросамолета осуществляется с передней части фюзеляжа путем отвода технического отсека в сторону.

Отчаливание гидросамолета осуществляется путем уборки гидролыж и опоры гидросамолета на поплавки, которые удерживают его на плаву.

Амфибийность гидросамолета осуществляется установкой на нем стандартных колесных шасси, соответствующих самолету наземного базирования аналогичного взлетного веса.

Реализация промышленного производства тяжелого транспортного поплавкового гидросамолета катамаранной схемы компоновки с точки зрения технологии для российской авиапромышленности не составляет трудностей, так как технология производства заявленного гидросамолета ничем не отличается от технологии существующих отечественных гидросамолетов.

В статическом состоянии «Тяжелый транспортный поплавковый гидросамолет-амфибия катамаранной схемы компоновки» представляет собой моноплан с низкорасположенным дельтастреловидным крылом (см. фиг.№2, поз.9), которое связывает в единую конструкцию полусферический фюзеляж (см. фиг.№2, поз.5), накладываемый на центроплан (см. фиг.№2, поз.13) дельтастреловидного крыла, двухкилевое (см. фиг.№2, поз.7) хвостовое оперение со среднерасположенным стабилизатором (см. фиг.№2, поз.8) и параллельно разнесенные под центропланом гондолы поплавков (см. фиг.№2, поз.12), чем обеспечивается достаточный запас прочности конструкции. Гондолы поплавков оборудуются надувными поплавками (см. фиг.№2, поз.11) и скользящими гидролыжами (см. фиг.№2, поз.10), которые совместно с передней гидролыжей (см. фиг.№2, поз.14) обеспечивают гидросамолету продольную и поперечную остойчивость. Для осуществления амфибийности гидросамолет оборудуется трехточечным колесным шасси, аналогичным шасси транспортного самолета берегового базирования ИЛ-76 или АН-124 (см. Беляев В.В. Иллюстрационный справочник - «Российская современная авиация», издательство - ACT, 2001 г.). В статическом состоянии заявленный гидросамолет при водном базировании опирается на водную поверхность поплавками, при береговом - на колесные шасси, при причаливаниии к берегу - на гидролыжи.

Четыре турбореактивных маршевых двигателя (см. фиг.№2, поз.6) установлены на стабилизаторе хвостового оперения (см. фиг.№2, поз.8), чем обеспечивается, совместно с дельтастреловидным крылом и ребрами килей, их защита от брызгового потока волн. Два двигателя поддува установлены в нижней части технического отсека и защищены от волн обтекателем (см. фиг.№2, поз.16). Для повышения управляемости гидросамолет оборудован дополнительными рулями высоты, которые установлены в передней части фюзеляжа (см. фиг.№2, поз.15), которые гасят кобрирующие и пикирующие моменты.

Применение на заявленном гидросамолете совокупности существенных признаков:

- удлиненные надувные поплавки;

- удлиненные демпфирующие скользящие гидролыжи;

- дельтастреловидное крыло;

- поддув под центроплан;

- двухкилевое хвостовое оперение;

- маршевые двигатели, установленные на стабилизаторе хвостового оперения,

- дополнительные рули высоты,

- амфибийность,

- откидывающаяся в сторону носовая часть фюзеляжа,

- широкий полусферический фюзеляж, накладываемый сверху на центроплан

обосновывают осуществление основных технических результатов:

- взлет и посадку на водную поверхность моря, рек, озер;

- взлет и посадку на заснеженную равнину, замерзшие реки и озера;

- взлет и посадку на аэродромы берегового базирования;

- причаливание и отчаливание гидросамолета на необорудованный берег (городской пляж) с осуществлением загрузки и выгрузки грузового отсека фюзеляжа.

Тяжелый транспортный гидросамолет-амфибия, представляющий собой моноплан с несущим крылом, с фюзеляжем, двухкилевым хвостовым оперением, маршевыми турбореактивными двигателями, а также двумя двигателями поддува, расположенными в носовой части гидросамолета, в техническом отсеке, создающими воздушную подушку и сдувающими набегающую волну, с трехточечным коленным шасси, отличающийся тем, что несущее крыло выполнено низкорасположенным и дельтастреловидным, а фюзеляж - наложенным сверху на центроплан, который распространен на всю длину фюзеляжа и является основным несущим конструктивным элементом самолета, связывающим в единую защищающую маршевые двигатели от брызгового потока конструкцию, фюзеляж, двухкилевое хвостовое оперение и два удлиненных надувных поплавка торпедообразной формы, которые обеспечивают катамаранную схему опоры гидросамолета на водную поверхность, разнесены параллельно под центропланом и прикреплены под ним в обтекаемых гондолах с возможностью уборки (сдува) в них в полете и выпуска надуванием при взлете и посадке, гидросамолет-амфибия выполнен с тремя демпфирующими (амортизирующими) скользящими гидролыжами, установленными на гондолах поплавков и в передней части фюзеляжа, двигатели поддува выполнены с возможностью осуществления поддува под центроплан, количество маршевых турбореактивных двигателей выбрано равным четырем, и они размещены на стабилизаторе хвостового оперения для их защиты от брызгового потока, в передней части фюзеляжа установлены дополнительные рули высоты, фюзеляж выполнен с откидывающейся в сторону носовой частью, позволяющей производить загрузку, выгрузку гидросамолета с передней части фюзеляжа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в конструкции конвертопланов - преобразуемых винтокрылых самолетов вертикального взлета и посадки с поворотными винтами, совмещающих особенности вертолетов, самолетов, винтокрылов и крылатых автожиров, базирующихся как на суше, так и на воде.

Самолет // 2308399
Изобретение относится к области авиации. .

Изобретение относится к морской авиации и может применяться для ведения спасательных операций на море. .
Изобретение относится к преобразуемым транспортным средствам, передвигающимся в воздухе и в воде. .

Изобретение относится к авиационной технике и может быть применено в системах заполнения баков-отсеков водой на противопожарных самолетах-амфибиях при глиссировании по воде.

Изобретение относится к средствам спасения людей на море при проведении операций с использованием гидросамолетов и самолетов-амфибий с бортовыми плавсредствами, преимущественно надувными.

Изобретение относится к области авиации. .

Изобретение относится к авиастроению и касается разработки гидросамолетов, самолетов-амфибий, экранопланов и экранолетов. .

Изобретение относится к авиастроению и касается создания гидросамолета для поисково-спасательных операций на акваториях. .

Изобретение относится к авиации, в частности к системам управления самолетов-амфибий. .

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания гибридных летательных аппаратов со свойствами самолета, летательного аппарата легче воздуха и аппарата на воздушной подушке.

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания легких самолетов с шасси на воздушной подушке всеаэродромного базирования. .

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания летательных аппаратов, использующих экранный эффект. .

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания летательных аппаратов, использующих экранный эффект. .

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке, касаясь создания амфибийных и авиационных транспортных аппаратов многоцелевого назначения. .

Изобретение относится к транспортным средствам на динамической подушке и может быть использовано в механизации при взлете, посадке и крейсерском режиме полета. .

Изобретение относится к авиационной технике и касается конструирования взлетно-посадочных устройств на воздушной подушке, преимущественно для легких самолетов, способных плавать на поверхности воды и пользоваться для взлета и посадки водной поверхностью, твердыми взлетно-посадочными полосами, аэродромами, поверхностями, покрытыми снегом или льдом, болотистой местностью и т.п.

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и касается создания предельно маловысотных воздушно-опорных транспортно-монтажных платформ высокой проходимости для транспортировки тяджеловесных грузов в труднодоступных районах.

Изобретение относится к авиации и, в частности, касается создания механизированного корпуса поточно-принудительного воздушно-реактивного двигателя
Наверх