Бортовая система локального аэромониторинга объектов природно-техногенной сферы

Изобретение относится к области локального инженерно-геологического и геоэкологического аэромониторинга. Бортовая система локального аэромониторинга объектов содержит связанные с бортовым компьютером блок управления полетом по плану местности и по навигационным данным GPS-приемника, оптический блок, оснащенный цифровыми камерами высокого разрешения и установленный на траверсе. Причем траверса выполнена в виде конструкции, составленной из модулей. Каждый модуль снабжен приводом вращения в ортогональной плоскости. На модуле с возможностью вращения в вертикальной плоскости установлен оптический блок. Модуль с возможностью вращения в горизонтальной плоскости установлен на опорно-поворотном в вертикальной плоскости кронштейне, снабженном механизмом стопорения в заданном положении. Технический результат - расширение функциональных возможностей системы, заключающийся в достижении требуемых показателей по дисторсии, пространственному и спектральному разрешению, а также возможности создания ортофотопланов местности при одновременном повышении эффективности системы. 12 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области локального инженерно-геологического и геоэкологического аэромониторинга объектов природно-техногенной сферы, находящихся в зоне технической ответственности производственных подразделений нефтегазодобывающей отрасли, в частности в зоне месторождений нефти, газоконденсатных месторождений, нефте- и газотранспортных систем.

Одной из главных причин, обуславливающих угрозу экологической безопасности России при выполнении буровых разведочных работ, разработке и освоении нефтегазовых месторождений в труднодоступных и удаленных районах Севера, является сложность проведения и несовершенство систем геоэкологического и инженерно-геологического мониторинга. Нарушения технологии освоения месторождений, изношенность оборудования вызывает техногенные аварии в промысловых зонах и на трубопроводах. Это неизбежно приводит к необратимой деградации целостных экосистем криолитозоны, особо чувствительных к антропогенным нагрузкам. Актуальны задачи не только индикации и картографирования таких объектов, но в первую очередь выявление причин и факторов нарушения экологической безопасности, а также разработка превентивных мероприятий по предотвращению таких угроз на ранней фазе их развития. Создание высокоэффективной системы локального аэромониторинга магистральных трубопроводов в труднодоступных районах особенно актуально при необходимости оперативного реагирования на аварийные ситуации, вызванные природными и техногенными катастрофами. Кроме того, в равной мере актуальна задача прогнозирования аварийных ситуаций на инженерных объектах высокого техногенного воздействия. Решение этих задач может быть достигнуто с помощью системы со сверхвысоким пространственным и спектральным разрешением, размещенной на борту летательных аппаратов класса «Ультра лайт», обеспечивающих условия для локального аэромониторинга на предельно малых высотах (до 300 м) с оптимальными скоростями пилотирования.

Известны бортовые комплексы, обеспечивающие технологию аэросъемки контролируемой территории, сбора и обработки полученной информации (DE 19919487, МПК G01C 11/02; DE 4419359, МПК G01C 11/04) путем выполнения покадровой съемки, позиционирования с помощью данных глобальной спутниковой системы и датчиков, установленных на борту летательного аппарата. Указанные бортовые программно-аппаратурные комплексы предназначены для создания и обновления топографических карт и планов, а также для получения стереомоделей рельефа и являются экономически неэффективными при мониторинге антропогенных геотехнических систем линейного типа, например внутрипромысловых трубопроводов, с целью дефектоскопии и прогнозирования возможных аварийных ситуаций.

Для реализации способа дистанционного обнаружения утечек жидких углеводородов из трубопроводов (RU 2079772, МПК 6 F17D 5/02, G01J 3/44) применен бортовой комплекс, в котором в качестве основного средства съемки применена тепловизионная камера. Однако для создания картографических материалов крупнее масштаба 1:50000 разрешающая способность указанной камеры недостаточна. Кроме того, исходя из состава бортового комплекса можно предположить, что привязка данных и уверенное пилотирование проблематичны.

Бортовой комплекс (RU 222727, МПК 7 G01C 11/00 - ближайший аналог) для локального аэромониторинга геотехнических систем включает блок аэровизуального наблюдения объекта съемки на базе курсовой камеры и съемочной TV-камеры высокого разрешения. Блок выполнен в виде размещенной по продольной оси летательного аппарата демпфирующей платформы, содержащей коаксиально расположенные неподвижное и поворотное кольцо с установленной на нем с возможностью вращения в вертикальной плоскости курсовой камеры. Съемочная камера установлена с возможностью перемещения на любое из колец. В штатном режиме съемки съемочная камера установлена на неподвижном кольце так, что оптические оси обеих камер лежат в плоскости, проходящей через продольную ось летательного аппарата и линию съемочного галса. При режиме ветрового воздействия съемочная камера установлена на поворотном кольце и развернута на угол компенсации угла ветрового скольжения. Бортовой комплекс также включает блок управления полетом по плану местности, снабженный бортовыми компьютерами и системой определения навигационных данных на базе GPS-приемника и датчиков углов поворота камер. Блок аэровизуального наблюдения соединен с блоком управления полетом с возможностью синхронного позиционирования на видеомониторах информации от обеих камер

Аппаратно-конструктивные характеристики устройства не позволяют обеспечить требуемых показателей по дисторсии, пространственному и спектральному разрешению. Это исключает возможность применения методов фотограмметрической обработки выходной информации, а также автоматизированной векторизации изображений при тематическом дешифрировании. Кроме того, исключена возможность создания ортофотопланов местности, для чего необходимо получение стереопар с заданным продольным и поперечным перекрытием.

Задачей заявляемого технического решения является расширение функциональных возможностей системы, заключающейся в достижении требуемых показателей по дисторсии, пространственному и спектральному разрешению, а также возможности создания ортофотопланов местности при одновременном повышении эффективности системы.

Решение указанной задачи достигается тем, бортовая система локального аэромониторинга объектов природно-техногенной сферы, включающая связанные с бортовым компьютером блок управления полетом по плану местности и по навигационным данным GPS-приемника, а также оптический блок на базе аэросъемочной и курсовой камер высокого разрешения, в отличие от прототипа оснащена оптическим блоком с цифровыми камерами с возможностью вращения одной из камер в плоскости оптических осей камер. Оптический блок установлен на траверсе, выполненной в виде модульной конструкции, каждый модуль которой снабжен приводом вращения в ортогональной плоскости, причем оптический блок установлен на модуле с возможностью вращения в вертикальной плоскости с помощью привода с изменяемой полярностью, а модуль с приводом вращения в горизонтальной плоскости установлен на опорно-поворотном в вертикальной плоскости кронштейне, снабженном механизмом стопорения в заданном положении, кроме того, система дополнительно снабжена связанным со всеми блоками дистанционным командным прибором, а также синхронизатором таймеров камер оптического блока и GPS-приемника.

Решение указанной задачи достигается также тем, что:

- система установлена на борту мотодельтаплана;

- курсовая камера установлена в оптическом блоке с возможностью вращения в плоскости оптических осей камер;

- курсовой камерой является TV-камера;

- система снабжена гироскопическим нивелиром, связанным с командным прибором;

- опорно-поворотный кронштейн установлен с возможностью контроля установки угла поворота с помощью установленной соосно с ним неподвижной угломерной панелью;

- в командном приборе установлено управляемое концевыми выключателями реле, изменяющее полярность привода;

- упоры концевых выключателей регулируемые;

- в командном приборе установлен таймер, соединенный с приводом с изменяемой полярностью;

- в командном приборе установлен тумблер для фотосъемки с одиночной экспозицией;

- таймеры камер оптического блока и GPS-приемника откалиброваны по атомным часам сервера точного времени.

Оснащение оптического блока цифровыми камерами высокого разрешения (курсовой TV-камерой и аэросъемочной) обеспечивает синхронное получение высококачественных цветных цифровых фотокадров с разрешением не менее 9 мегапикселей на ПЗС матрицу 2/3 дюйма с заданным продольным и поперечным перекрытием и телеинформацию. Кроме того, минимизируются весовые и габаритные показатели оптического блока. В совокупности с уменьшением веса конструкции поворотной платформы по сравнению с прототипом это является важным фактором для летных характеристик носителя системы, таких как взлетный вес, потребление топлива, скорость, безопасность.

Установка оптического блока на траверсе, выполненной в виде модульной конструкции, каждый модуль которой снабжен приводом вращения в ортогональной плоскости, когда оптический блок установлен на модуле с возможностью вращения в вертикальной плоскости с помощью привода с изменяемой полярностью, позволяет, помимо возможности вращения оптического блока в горизонтальной плоскости, осуществить дополнительную возможность поворота оптического блока в вертикальной плоскости. Таким образом обеспечено двухкоординатное перемещение установленного на траверсе оптического блока. С помощью привода с изменяемой полярностью обеспечивается ритмичное качание оптического блока в плоскости, перпендикулярной съемочному галсу, с отклонением на заданный угол, что позволяет сканировать полосу съемки с требуемой для обеспечения покрытия периодичностью. Установленное в командном приборе управляемое концевыми выключателями реле изменяет полярность привода при возможности изменения угла поворота оптического блока с помощью регулировки упор концевых выключателей. При этом в командном приборе установлен таймер, подсоединенный к приводу с изменяемой полярностью для задания периодичности изменения полярности.

Установка курсовой TV-камеры с возможностью вращения в плоскости оптических осей камер обеспечивает установку предварительно рассчитанного, исходя из требований решаемой задачи, угла рассогласования оптических осей камер. Установка расчетного угла рассогласования оптических осей камер в совокупности с вращением оптического блока в ортогональных плоскостях, с фиксацией опорно-поворотного кронштейна в заданном положении и с вращением оптического блока в вертикальной плоскости с помощью привода с изменяемой полярностью позволяет выполнять различные режимы локального аэромониторинга: получение серии снимков с заданным продольным перекрытием при выполнении маршрутной съемки линейных объектов с компенсацией угла разворота платформы при ветровом сносе летательного аппарата и, соответственно, отклонении оси летательного аппарата от направления съемочного галса; получение серии снимков на площадные объекты при выполнении плановой съемки с заданным продольным и поперечным перекрытием при смещении оптических осей аэросъемочной аппаратуры оптического блока в плоскости, перпендикулярной направлению съемочного галса, и последующей геометрической коррекцией изображений; получение серии снимков с заданным перекрытием при выполнении съемки линейных объектов при полете мотодельтаплана вдоль объекта съемки на высоте его размещения, например вдоль воздушной линии электропередачи.

Для реализации необходимого условия функционирования съемочной аппаратуры с помощью командного прибора оптический блок по углу места и азимуту приводится в оптимальное положение по отношению к индикатриссе рассеяния объекта съемки. С помощью командного прибора также обеспечивается режим отработки углов ветрового скольжения (компенсацию угла разворота продольной оси летательного аппарата относительно съемочного галса при боковом ветре) путем поворота траверсы в горизонтальной плоскости на угол отклонения продольной оси носителя системы от съемочного галса.

Оснащение системы дистанционным командным прибором повысило эффективность процесса съемки, разделив функции задействованных в съемке лиц. В отличие от прототипа, где с одного пульта производился одновременный процесс управления и съемкой, и пилотированием, в предлагаемом техническом решении бортоператор контролирует изображение объекта съемки, показания параметров цифровых камер, данные GPS-приемника по монитору бортового компьютера и управляет съемкой с помощью дистанционного командного прибора. Пилот контролирует параметры и навигационные данные, отображаемые бортовой авионикой, не отвлекаясь от прямых функций пилотирования, что способствует повышению качества пилотирования и уровня безопасности полетов.

Заявляемая совокупность существенных признаков изобретения позволяет обеспечить съемку объектов природно-техногенной сферы в экстремальных погодных условиях, например в условиях ветровых нагрузок на летательный аппарат при высокой эффективности и высоком уровне надежности бортовой системы. Обеспечено получение достоверных изображений с требуемыми показателями по дисторсии, пространственному и спектральному разрешению, а также получение стереопар с заданным параллаксом для дальнейшей блочной триангуляции по бортовым навигационным данным с корректировкой по данным наземных геодезических измерений.

На фиг.1 представлена функциональная блок-схема бортовой системы локального аэромониторинга объектов природно-техногенной сферы.

На фиг.2 изображен общий вид механической части системы (угол рассогласования оптических осей камер равен 90°).

На фиг.3 представлена фотография опытного образца заявляемой бортовой системы локального аэромониторинга объектов природно-техногенной сферы.

Бортовая система локального аэромониторинга объектов природно-техногенной сферы содержит связанные с бортовым компьютером 1 блок управления полетом по плану местности и по навигационным данным GPS-приемника 2. Оптический блок оснащен цифровыми камерами высокого разрешения аэросъемочной 3 и курсовой 4 с возможностью вращения одной из камер в плоскости оптических осей камер и установлен на траверсе, выполненной в виде конструкции, составленной из модулей 5 и 6. Каждый модуль снабжен приводом вращения в ортогональной плоскости. На модуле 5 установлен оптический блок с возможностью вращения в вертикальной плоскости с помощью привода с изменяемой полярностью. Модуль 6 с приводом вращения в горизонтальной плоскости установлен на опорно-поворотном в вертикальной плоскости кронштейне 7, снабженном механизмом стопорения 8 в заданном положении. В систему дополнительно включен связанный с траверсой и всеми блоками дистанционный командный прибор 9 и синхронизатор таймеров камер оптического блока и GPS-приемника 10. Кроме того, на траверсе установлен гироскопический нивелир 11, а соосно с опорно-поворотным кронштейном 7 неподвижно установлена угломерная панель 12.

Устройство работает следующим образом.

До вылета на объект съемки с дистанционного командного прибора 11 устанавливают в надирное положение аэросъемочную камеру 3 с помощью приводов 5 и 6. Контроль осуществляется с помощью гироскопического нивелира 11, данные которого выводятся на монитор бортового компьютера 1. Положение контролируется визуально по изображению эталонного объекта на мониторе. С помощью синхронизатора таймеров 10 по атомным часам сервера точного времени синхронизируются таймеры бортового GPS-приемника 2 и цифровых камер 3 и 4 оптического блока. С дистанционного командного прибора 9 вводятся расчетные параметры частоты одиночной экспозиции, диафрагмы и фокусного расстояния объектива цифровой аэросъемочной камеры 3. Калибруется баланс белого по внутреннему или внешнему эталону. Производится выставление оптимального угла рассогласования оптических осей аэросъемочной камеры 3 и курсовой TV-камеры 4.

После отработки исходных параметров с дистанционного командного прибора подается команда на включение курсовой цифровой TV-камеры 4. Качество съемки контролируется по монитору бортового компьютера. В процессе съемки с дистанционного командного прибора с помощью таймера подаются команды на срабатывание затвора цифровой аэросъемочной камеры с задержкой времени, обеспечивающей расчетное продольное перекрытие при надирной съемке линейных объектов. Качество съемки и текущие параметры работы камер оптического блока отслеживаются бортоператором по монитору бортового компьютера 2. В процессе съемки с дистанционного командного прибора 9 подаются команды на привод 6 разворота траверсы по азимуту (в том числе для отработки углов ветрового скольжения) и разворота по углу места с помощью привода 5. При необходимости увеличения ширины трассы съемки опорно-поворотный кронштейн 7 разворачивается на 90° по оси АА и фиксируется механизмом стопорения 8. При этом ось ВВ принимает горизонтальное положение. Аэросъемочная камера приводится в надирное положение по команде с дистанционного командного прибора 9. С командного прибора задается значение скорости отклонения оптической оси от надирного положения цифровой аэросъемочной камеры в вертикальной плоскости, перпендикулярной направлению съемочного галса, в режиме сканирования трассы. Этим достигается получение видеокадров с заданным поперечным и продольным перекрытием для последующей геометрической коррекции и блочной триангуляции с использованием данных наземных геодезических измерений. Покадровая цифровая информация поступает в блок памяти Memory Stick 4 Gb. Цифровая информация и данные GPS-приемника 2 поступают в бортовой компьютер 1.

После взлета и выхода на стационарную траекторию полета проводится корректировка горизонтального положения траверсы описанным выше способом. Бортовой компьютер переключается в режим «цифровая аэросъемочная камера» при ее надирном положении. По монитору отслеживается траектория перемещения подсамолетных ландшафтных опознавательных знаков относительно штриховых осей координат на экране монитора. В случае отклонения трассы от параллельного перемещения относительно оси «У», проводится корректировка положения камер оптического блока с дистанционного командного прибора 9. Цифровая курсовая TV-камера 4 включается с дистанционного командного прибора и непрерывно передает данные в бортовой компьютер 1. Цифровая информация от GPSmap 76CS поступает с заданной частотой в бортовой компьютер по USB входу. Цифровая информация от аэросъемочной камеры 3 поступает в Memory Stick PRO Duo 4 Gb. Сброс данных в бортовой компьютер, содержащий электронную карту местности с проложенными аэросъемочными маршрутами, точками наземных геодезических измерений, объектами локального мониторинга в соответствии с поставленной функциональной задачей, осуществляется после завершения очередного цикла дистанционного зондирования. В процессе полета путевая точка выводится в центр экрана (начало прямоугольных координат на экране монитора GPSmap 76CS) и совмещается программным путем с перемещающейся электронной картой местности согласно параметрам полета летательного аппарата. Съемка трассы, превышающей ширину отдельного кадра, осуществляется путем качания оптического блока с расчетной частотой в вертикальной плоскости с помощью привода с изменяемой полярностью 5. Оптический блок приводится в режим с помощью управляемого концевыми выключателями реле, меняющего полярность электродвигателя с заданной таймером периодичностью.

Таким образом, за счет достижения технического результата - получения высококачественных и достоверных изображений с требуемыми показателями по дисторсии, пространственному и спектральному разрешению, а также возможности создания ортофотопланов местности при значительной экономии летного времени достигается решение поставленной задачи, а именно: расширение функциональных возможностей системы, повышение ее эффективности, снижение веса и габаритов аппаратуры, уменьшение энергопотребления и повышение уровня надежности системы в экстремальных условиях эксплуатации.

1. Бортовая система локального аэромониторинга объектов природно-техногенной сферы, включающая связанные с бортовым компьютером блок управления полетом по плану местности и по навигационным данным GPS-приемника, а также оптический блок на базе аэросъемочной и курсовой камер высокого разрешения, отличающаяся тем, что оптический блок оснащен цифровыми камерами с возможностью вращения одной из камер в плоскости оптических осей камер и установлен на траверсе, выполненной в виде модульной конструкции, каждый модуль которой снабжен приводом вращения в ортогональной плоскости, причем оптический блок установлен на модуле с возможностью вращения в вертикальной плоскости с помощью привода с изменяемой полярностью, а модуль с приводом вращения в горизонтальной плоскости установлен на опорно-поворотном в вертикальной плоскости кронштейне, снабженном механизмом стопорения в заданном положении, кроме того, система дополнительно содержит дистанционный командный прибор, связанный с траверсой и всеми блоками, а также синхронизатор таймеров камер оптического блока и GPS-приемника.

2. Бортовая система по п.1, отличающаяся тем, что установлена на борту мотодельтаплана.

3. Бортовая система по п.1, отличающаяся тем, что курсовая камера установлена в оптическом блоке с возможностью вращения в плоскости оптических осей камер.

4. Бортовая система по п.1, отличающаяся тем, что курсовой камерой является TV-камера.

5. Бортовая система по п.1, отличающаяся тем, что снабжена гироскопическим нивелиром.

6. Бортовая система по п.5, отличающаяся тем, что гироскопический нивелир связан с командным прибором.

7. Бортовая система по п.1, отличающаяся тем, что опорно-поворотный кронштейн установлен с возможностью контроля установки угла поворота.

8. Бортовая система по п.7, отличающаяся тем, что соосно с опорно-поворотным кронштейном неподвижно установлена угломерная панель.

9. Бортовая система по п.1, отличающаяся тем, что в командном приборе установлено управляемое концевыми выключателями реле, изменяющее полярность привода.

10. Бортовая система по п.9, отличающаяся тем, что упоры концевых выключателей регулируемые.

11. Бортовая система по п.1, отличающаяся тем, что в командном приборе установлен таймер, соединенный с приводом с изменяемой полярностью.

12. Бортовая система по п.1, отличающаяся тем, что в командном приборе установлен тумблер для фотосъемки с одиночной экспозицией.

13. Бортовая система по п.1, отличающаяся тем, что таймеры камер оптического блока и GPS-приемника откалиброваны по атомным часам сервера точного времени.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области фотограмметрии. .

Мира // 2232374
Изобретение относится к технической оптике и может быть использовано для оценки качества изображения в оптических и оптико-электронных приборах (ОЭП), включающих многоэлементные фотоприемники.
Изобретение относится к способам картографирования земной поверхности с борта самолета. .

Изобретение относится к области измерений, а именно к устройствам для получения изображений, специально предназначенных для фотограмметрии и фотографической съемки местности, и может быть использовано в фотоаппаратах, преимущественно кадровых, работа затворов которых управляется импульсами электрического тока.

Изобретение относится к приборостроению, в частности, к средствам исследования природных ресурсов Земли /ИПРЗ/, экологии и картографирования земной поверхности путем аэро- и космосъемок.

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано при аэрофотосъемочных работах для поворота и фиксации аэрофотоаппарата при многомаршрутной съемке, а также в других областях техники, где требуется автоматическое управление угловым положением различных объектов.

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано при разработке панорамных аэрофотоаппаратов . .

Изобретение относится к способу устранения геометрических искажений изображений, получаемых щелевым или трассовым сенсором дистанционного зондирования, связанных со сложной траекторией движения носителя сенсора относительно исследуемой поверхности наблюдаемого объекта, например при съемке поверхности земли с вертолета

Изобретение относится к оптическому приборостроению, а именно к аэрофотосъемке

Изобретение относится к области определения положения объектов при выполнении съемки как в оптическом диапазоне, так и в произвольном диапазоне электромагнитного излучения и может использоваться при создании фотосъемочной и радиолокационной аппаратуры и при фотограмметрической обработке результатов съемки

Изобретение относится к диагностике состояния контактной сети

Способ включает фотографирование поверхности несколькими оптико-электронными фотоприемниками с частичным перекрытием получаемых субкадров, образующих кадр центральной проекции в виде полосы, ориентированной длинной стороной поперек направления движения носителя, получение кадров по мере движения носителя с их частичным перекрытием между собой и последующее объединение кадров в единое изображение. Субкадры получают фотографируя поверхность под углом к вертикали, последовательно увеличивающимся к концам полосы, причем все фотоприемники экспонируют одновременно. Устройство включает фиксирующее приспособление, в котором закреплены не менее двух оптико-электронных фотоприемников таким образом, что проекции их оптических осей на вертикальную плоскость находятся под углом к вертикали, однонаправлено изменяющимся от фотоприемника к фотоприемнику на величину меньше проекции угла поля зрения фотоприемника на указанную плоскость. Проекции оптических осей фотоприемников на другую вертикальную плоскость, перпендикулярную первой, составляют между собой угол не более 50% от проекции угла поля зрения фотоприемника на эту плоскость. Технический результат - увеличение ширины захвата без увеличения угла поля зрения объектива, минимизация изменения ракурса наблюдения при переходе между смежными кадрами, уменьшение времени экспозиции при съемке и вероятности получения смазанного изображения. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Фотоприемник предназначен для получения единых цифровых фотоизображений мозаичного типа. Фотоприемник включает оптическую систему, содержащую, по меньшей мере, два объектива, и расположенный на ее фокальной поверхности фоточувствительный прибор в виде соответствующих числу объективов групп цифровых фоточувствительных матриц. Матрицы каждой группы расположены в ряд с промежутками. В первом варианте промежутки не превышают произведения числа эффективных пикселей на размер пикселя одной матрицы по оси ее симметрии, ориентированной вдоль ряда, умноженного на количество групп минус один. Группы матриц расположены параллельными рядами. Матрицы одной группы смещены относительно матриц другой группы вдоль направления их ряда на величину, не превышающую максимального промежутка между матрицами в ряду. Во втором варианте матрицы каждой группы расположены в ряд с промежутками вдоль оси, на которой лежат одноименные оси симметрии матриц. Оси рядов матриц разных групп расположены в параллельных плоскостях, проекции оптических осей объективов на которые образуют между собой угол в радианах, не превышающий частного от деления расстояния между соседними матрицами в ряду на произведение числа объективов на их фокусное расстояние. Технический результат - увеличение формата съемки при уменьшении геометрических и хроматических искажений. 3 н.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к приборам, используемым в горной промышленности для съемки сечения выработанного пространства. Техническим результатом изобретения является повышение точности измерений. Устройство для съемки сечений камерных горных выработок состоит из пластины и дальномеров, закрепленных на пластине неподвижно на двух сторонах пластины в шахматном порядке. Пластина выше ее центра тяжести перпендикулярно закреплена с трубой, которая расположена на горизонтальной направляющей, с возможностью перемещения по ней при помощи шнура, закрепленного с трубой. Дальномеры соединены между собой электрическим проводом и с механизмом регулирования, кроме этого, направляющая выполнена, например, из стального троса, а электрический провод, соединенный с дальномерами, расположен на направляющей и закреплен с помощью, например, карабинов и зафиксирован на них зажимами. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к лесному хозяйству и может быть использовано при оценке динамики глобальных климатических изменений в Арктике. Согласно способу проводят спектрометрические измерения в переходной зоне 69°…70° с.ш., содержащей тестовые участки в диапазоне 0,55…0,68 мкм и 0,73…1,1 мкм, а также синхронные радиометрические измерения в диапазоне СВЧ на длине волны ~30 см. Производят расчет значений вегетационного индекса NDVI для каждого пиксела кадра спектрометрических измерений. Формируют синтезированные матрицы измерений результирующего сигнала кадров изображений путем перемножения соответствующих пикселей значений NDVI и пикселей сигнала радиометрических измерений. По измерениям границы зоны тестового участка определяют пороговую величину синтезированного сигнала По. По пороговой величине с помощью программной обработки выделяют линию границы и производят визуализацию границы зоны лес-тундра и ее наложение на контурную карту Арктической зоны. Технический результат - увеличение контраста сигнала на границе переходной зоны лес-тундра. 4 ил.

Изобретение относится к способу и системе создания бесшовной фотокарты области топографической съемки. Изображения захватываются из устройств формирования обзорных и частичных изображений с различной степенью избыточности. В указанных изображениях идентифицируют общие признаки, соответствующие общим точкам местности. В соответствии с положением указанных точек определяют внешнюю ориентацию, связанную с частичным изображением. В соответствии с определенными внешними ориентациями объединяют частичные в бесшовную фотокарту. Технический результат - увеличение площади и высоты съемки, снижение времени сбора данных, а также экономических затрат, снижение влияния на управление воздушным судном. 2 н. и 17 з.п. ф-лы, 18 ил.

Изобретение относится к приборам, используемым в горной промышленности для съемки сечения выработанного пространства. Устройство для съемки сечений горных камерных выработок состоит из пластины, лазерных дальномеров, закрепленных на пластине и соединенных между собой и с механизмом регулирования, а также трубы, расположенной выше центра тяжести пластины и навешанной на горизонтальную направляющую из троса. Пластина выполнена с проемом, расположенным по ее оси, при этом к трубе прикреплена круговая угломерная шкала, с расположенной в центре шпилькой, на которую надета опора, а торцы опоры закреплены в посадочных отверстиях пластины. При этом опора выполнена с возможностью поворота вокруг оси шпильки, а пластина - с возможностью поворота вокруг оси опоры, кроме того, к трубе прикреплен электронный уровень, соединенный электрическим проводом с механизмом регулирования. Техническим результатом изобретения является повышение точности съемки сечений горных камерных выработок, а также точности построения сечений на маркшейдерской документации. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх