Устройство для подвода горячего газа к подвижному предкрылку или стабилизатору летательного аппарата

Изобретение относится к средствам защиты от обледенения подвижных поверхностей летательных аппаратов. Устройство представляет собой трубопровод, содержащий расположенный на подвижном предкрылке принимающий патрубок (6), установленный на крыле подающий патрубок (1) и колена. Патрубки и колена соединены между собой подшипниковыми узлами. Подшипниковые узлы, соединяющие между собой патрубки и колена, включают в себя подшипники вращения, размещенные в корпусах, а колена между собой соединены подшипниковым узлом (5), снабженным сферическим подшипником со скользящей посадкой по внутреннему диаметру, при этом уплотняющие кольца на сферическом подшипнике и уплотняющие шайбы на фланцах подшипников вращения выполнены металлическими. Изобретение повышает эффективность, надежность и снижает трудоемкость изготовления. 2 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к средствам защиты от обледенения подвижных поверхностей л.а.

Известны устройства (1, 2, 3) для подвода горячего газа к предкрылкам, содержащие телескопически сочлененные трубы с шарнирными узлами, закрепленные в крыле и выдвижном предкрылке, и уплотнительные элементы. Телескопические устройства недостаточно надежны из-за:

1) используемых уплотнительных элементов, так как применяется газ с температурой до 240°С, а эластичные уплотнительные материалы имеют температуру применения значительно ниже, нарушается герметичность;

2) подшипники скольжения линейного перемещения без смазки (выгорает) имеют значительный коэффициент трения;

3) возможности заклинивания и заедания в момент складывания из полностью выдвинутого положения.

Наиболее близким техническим решением, выбранным за прототип, является устройство (4), содержащее подающий патрубок, установленный на крыле, и приемный патрубок, установленный на подвижном предкрылке, причем подающий и приемный патрубки соединены подвижным двухзвенным коленчатым трубопроводом с шарнирами.

Недостатками этого устройства являются большие габариты, сложность конструкции и сложность технологии изготовления, так как коленчатые трубопроводы имеют сложную, изогнутую в трех плоскостях форму, свариваемую из десятка отдельных частей более простой формы, что приводит к снижению надежности и увеличению трудоемкости изготовления, а шарнирные узлы требуют тщательной подгонки и притирки.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности, надежности и снижение трудоемкости изготовления устройства за счет компенсации отклонений при движении, простоты конструкции и возможности применения устройства в среде высоких температур.

Поставленная задача достигается тем, что в устройстве для подвода горячего газа к подвижному предкрылку или стабилизатору летательного аппарата, представляющему собой трубопровод, содержащем расположенный на подвижном предкрылке принимающий патрубок, установленный на крыле подающий патрубок и колена, патрубки и колена соединены между собой подшипниковыми узлами, которые включают в себя подшипники вращения, размещенные в корпусах, а колена между собой соединены подшипниковым узлом, снабженным сферическим подшипником со скользящей посадкой по внутреннему диаметру, при этом уплотняющие кольца на сферическом подшипнике и уплотняющие шайбы на фланцах подшипников вращения выполнены металлическими.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что отличительными признаками предлагаемого изобретения являются:

- вместо двух сложных механизмов проворачивания колен по двум осям каждый применен один сферический подшипниковый узел, что повышает надежность и обеспечивает простоту изготовления;

- вместо двух колен сложной формы, свариваемых из десятка кусочков, применены два колена простой формы, что повышает надежность и обеспечивает простоту изготовления.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

- на фиг.1 показано устройство для подвода горячего газа к подвижному предкрылку или стабилизатору л.а. в поперечном разрезе;

- на фиг.2 показано устройство в развернутом виде (сверху) в плане.

Устройство для подвода горячего газа к подвижному предкрылку или стабилизатору л.а. состоит из подающего патрубка 1, через который подается горячий воздух от магистрали л.а., соединенного через подшипниковый узел 2 с коленом 3. Узел 2 содержит два подшипника вращения, разделенных дистанционной втулкой, и закрывается крышкой на фланце корпуса. Другим концом колено 3 соединено с коленом 4 через сферический подшипниковый узел 5. Вторым концом колено 4 соединено с принимающим патрубком 6 через подшипниковый узел 7, аналогичный узлу 2. Патрубок 6 соединен неподвижно с коллектором ПОС подвижного предкрылка или стабилизатора.

Устройство работает следующим образом. При перекладке стабилизатора или выдвижении предкрылка, колено 3 поворачивается в подшипниковом узле 2 вокруг оси патрубка 1 (на фиг.1 против часовой стрелки). При этом колено 4 поворачивается в подшипниковых узлах 5 и 7 и устройство переводится из сложенного положения в развернутое, компенсируя разницу расстояния между подающим патрубком 1 и принимающим патрубком 6 на подвижном стабилизаторе или предкрылке. Для компенсации тепловых расширений, продольного смещения патрубков 1 и 6 относительно друг друга колено 4 имеет возможность перемещения по внутреннему диаметру сферического подшипника в узле 5 за счет скользящей посадки. Для компенсации несоосности коллектора ПОС и подающего патрубка 1 колено 4 может отклоняться от своего номинального положения на несколько градусов за счет сферического подшипника в узле 5. Колена 3, 4 и патрубок 6 изготавливаются из свариваемых полупатрубков и цилиндрических подшипниковых корпусов. Уплотнения выполнены в виде металлических колец на сферическом подшипнике узла 5 и металлических шайб в крышках корпусов, а соотношение размеров колен 3 и 4 и патрубков 1, 6 подобраны так, чтобы в крайних положениях устройства при складывании не достигалось положение "мертвых точек".

Предложенное устройство позволяет надежно передавать горячий газ из магистрали л.а. в подвижные части предкрылка или стабилизатора без потерь за счет применения только подшипников вращения, а не линейного перемещения и за счет компенсации температурных расширений, линейных и осевых смещений при движении механизма.

Конструкция устройства проста в изготовлении и надежна в эксплуатации.

Источники информации

1. Патент США № 5865400.

2. Патент США № 4615499.

3. Патент США № 4603824.

4. Самолет Ил-76, чертеж 1.76.01.7410.000. Воздушно-тепловая противообледенительная система предкрылка. Издание предприятия, 1969 г. (прототип).

Устройство для подвода горячего газа к подвижному предкрылку или стабилизатору летательного аппарата, представляющее собой трубопровод, содержащий расположенный на подвижном предкрылке принимающий патрубок, установленный на крыле подающий патрубок и колена, при этом патрубки и колена соединены между собой подшипниковыми узлами, отличающееся тем, что подшипниковые узлы, соединяющие между собой патрубки и колена, включают в себя подшипники вращения, размещенные в корпусах, а колена между собой соединены подшипниковым узлом, снабженным сферическим подшипником со скользящей посадкой по внутреннему диаметру, при этом уплотняющие кольца на сферическом подшипнике и уплотняющие шайбы на фланцах подшипников вращения выполнены металлическими.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации. .

Дирижабль // 2177894
Изобретение относится к дирижаблестроению. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к конструкции предкрылка с расположением внутри него трубопровода воздушного обогрева. .

Изобретение относится к устранению обледенения обтекателей воздухозаборников газотурбинных двигателей, в частности, летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гондоле со средствами отвода горячего воздуха

Гондола содержит панель (56), образующую канал (32), периферическую стенку (34), панель (54), образующую губу (36), соединяющую канал (32) со стенкой (34). Гондола также содержит систему обработки инея, обрабатывающую зону, проходящую от стенки (34) до канала (32), передний шпангоут (38), ограничивающий вместе с упомянутой губой (36) канал (51), в котором циркулирует горячий воздух для борьбы с обледенением. Канал (32) содержит покрытие (44) для акустической обработки. Передний шпангоут (38) содержит зону соединения с губой (36) и/или каналом (32), смещенную к передней части гондолы. На уровне внутренней стороны губы (36) и канала (32) предусмотрены каналы (50) для прохождения горячего воздуха. Каналы (50) проходят за пределами зоны соединения между передним шпангоутом (38) и губой (36) и/или каналом (32). Каналы (50) ограничены перегородкой, выполненной в виде вставки (52) из двух частей. Первая часть (58, 70, 88) вставлена между наложенными одна на другую панелями и содержит элемент в виде выступа и/или впадины, позволяющий выполнить каналы (50) между панелями для того, чтобы установить сообщение между внутренней и наружной частями гондолы. Вторая часть (60, 72, 90) находится напротив панели, которая расположена внутри на уровне зоны соединения, чтобы защищать ее от перегрева и изолировать горячий воздух от покрытия (44) для акустической обработки. Обеспечивается оптимальная система обработки инея, совместимая с акустической обработкой. 4 з.п. ф-лы, 17 ил.

Противообледенительная система (А) летательного аппарата предназначена для предотвращения намерзания льда на крыле (20) летательного аппарата или для удаления намерзшего льда. Отбираемый воздух (S2), извлекаемый из главного двигателя (3) летательного аппарата, и воздух (ST), поступающий из воздухозаборника (31), предусмотренного в конструкции (28), и нагреваемый источником тепла (26) конструкции летательного аппарата, подается в камеру (32) горячего воздуха внутри крыла (2), что обеспечивает защиту от обледенения. Группа изобретений направлена на повышение эффективности защиты от обледенения. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх